УДК 330.332
Малышев Евгений Анатольевич Evgeny Malyshev
Кашурников Антон Николаевич Anton Kashurnikov
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
FINANCING OF PROJECTS OF DEVELOPMENT ELECTRICAL POWER BRANCH
Обоснована необходимость обновления и расширения основных фондов электроэнергетических компаний. Показана особенность современного инвестиционного процесса в энергетических компаниях. Проведен анализ разнообразных форм финансирования проектов развития электроэнергетической отрасли. Показано, что особую актуальность приобретает вопрос обеспечения гарантий компаниям, осуществляющим инвестиции в электроэнергетический сектор экономики. Выявлены проблемы отраслевого и территориального планирования развития электроэнергетической инфраструктуры региона Показано отсутствие преемственности между региональными и местными документами стратегического планирования и инвестиционным планированием энергетической компании. Проведен сравнительный анализ механизмов развития и инвестирования генерирующих мощностей. Приведены принципы развития энергетической инфраструктуры, предусмотрены в таких нормативных документах, как «Энергетическая стратегия России», «Стратегия развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации», «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г.». Энергетическая стратегия России предусматривает обеспечение надежного функционирования и эффективного развития энергетической инфраструктуры, поддержание новых инициатив при реализации энергетических проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства. Выделены особенности инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Указано, что энергетика является
In the article the need of updating and expansion of fixed assets of energy companies is proved. The peculiarities of modern investment process in the energy companies is shown. The analysis of various forms of financing of development projects of electrical power branch is carried out. It is shown that special relevance is gained by a question of providing guarantees to the companies which are carrying out investments into electrical power sector of economy. Problems of sectoral and territorial planning of electrical power infrastructure development of the region are revealed. The continuity absence between regional and local documents of strategic planning and investment planning of the energy company is shown. The comparative analysis of development mechanisms and generating capacities investment is carried out. The principles of power infrastructure development are given provided in such normative documents as power strategy of Russia, development strategy of a distributive electric network complex of the Russian Federation, the general scheme of power generation facilities placement till 2030. Power strategy of Russia provides reliable functioning and effective development of power infrastructure, maintenance of new initiatives at energy projects' realization with the use of state-private partnership mechanisms. The peculiarities of investment projects within public-private partnership are marked out. It is specified that power engineering is a perspective scope of mechanisms of public-private partnership. The conclusion of possibility of public-private partnership mechanism use for the development of regional power infrastructure is made and that an attraction of financial resources of private investors will allow to solve a problem of the
перспективной сферой применения механизмов государственно-частного партнерства. Обосновывается вывод возможности применения механизма государственно-частного партнерства для развития региональной энергетической инфраструктуры, привлечение средств частных инвесторов позволит решить проблему замены устаревшего оборудования, более эффективного управления энергетическими инфраструктурными проектами
Ключевые слова: электроэнергетика, инвестиции, генерирующие мощности, территориальное планирование, отраслевое планирование, региональные энергетические компании, государственно-частное партнерство
outdated equipment replacement and a more effective management of energy infrastructure projects
Key words: power industry, investments generating capacities, territorial planning, sectoral planning, regional energy companies, state-private partnership
Работа выполнена в рамках госзадания ЗабГУ2020-2014/255 M 2598
Привлечение инвестиций является одной из основных проблем обновления и расширения основныгх фондов электроэнергетических компаний. Для ее решения требуется обеспечение инвестиционной привлекательности электроэнергетических компаний без ущемления интересов потребителей электроэнергии. Поэтому в настоящее время актуален вопрос выбора наиболее эффективного варианта вложения инвестиций.
Основной задачей финансирования инвестиционных проектов развития электроэнергетики является определение необходимого уровня финансовых ресурсов и оптимизация структуры источников финансирования для того, чтобы обеспечить эффективность производства. Анализ разнообразных форм финансирования проектов развития электроэнергетической отрасли позволяет выявить их преимущества и недостатки.
Традиционными источниками финансирования проектов развития электроэнергетики остаются собственные (амортизационные отчисления, чистая прибыль компании), привлеченные (средства от эмиссии и продажи акций, средства потребителей энергии, поставщиков топлива), заемные средства (кредит), лизинг, бюджетное финансирование.
Таким образом, определение источников формирования инвестиционных
ресурсов предприятия является одной из важнейших задач для успешного функционирования предприятия и успешной реализации инвестиционных проектов.
На практике особенностью современного инвестиционного процесса в энергетических компаниях является его обусловленность внутренними потребностями компании: модернизация оборудования, повышение надежности электрических систем и активностью потенциальных потребителей, нуждающихся в присоединении к энергетической системе. Компании не ориентируются на долгосрочную перспективу потребления, занимая прагматичную позицию, не желая «строить сети в никуда», т.е. осуществлять рискованные проекты, не подтвержденные категоричными и формализованными в договорах намерениями потенциальных потребителей.
Такая позиция вполне разумна с точки зрения самой компании, являющейся, как правило, монополистом местного энергетического рынка, не заинтересованным в каком-либо дополнительном инвестиционном риске. Однако такая позиция не отражает стратегических интересов органов власти и большого сегмента потенциальных потребителей, которые не располагают достаточными ресурсами для создания новых элементов электроэнергетической инфраструктуры.
Взаимосвязь схем и программ перспективного развития электроэнергетики
Возникает своеобразный конфликт интересов, который не разрешается предложенным законом механизмом — отраслевым и территориальным планированием развития электроэнергетической инфраструктуры региона, в котором участвуют все заинтересованные стороны. Фактически отсутствует преемственность между региональными и местными документами
стратегического планирования (в части касающейся электроэнергетики) и инвестиционным планированием в самой компании.
Наблюдается противоречивая ситуация: перспективы развития определены и запланированы, но нет действенного механизма их реализации. Выражается это в следующем.
Таблица 1
Проблемы отраслевого и территориального планирования развития электроэнергетической инфраструктуры региона
Проблема Характеристика
Отсутствие необходимых бюджетных инвестиционных ресурсов Стратегические документы определяют основные направления и совокупность наиболее общих технико-экономических решений по развитию электроэнергетических систем. На их основе разрабатывается региональная программа развития, определяющая ресурсную основу инвестиционного процесса. Обычно такая целевая программа должна предусматривать инвестиционные ресурсы регионального происхождения - бюджет региона, а также по согласованию с другими субъектами - их собственные ресурсы (местные бюджеты и средства энергетических компаний). На практике же, только небольшое число регионов в состоянии планировать и осуществлять подобные инвестиционные проекты. Дефицитность региональных и местных бюджетов не позволяет обеспечить планируемые потребности в развитии энергетической инфраструктуры
Отсутствие действенных механизмов привлечения ресурсов прочих стратегических инвесторов В настоящее время не существует приемлемого для всех заинтересованных сторон механизма привлечения частных инвестиций в развитие электроэнергетической инфраструктуры. В основном все объекты инфраструктуры находятся в собственности энергетических компаний. При строительстве новых объектов инфраструктуры их владельцы также стараются передать их энергокомпаниям, так как доход от их эксплуатации не превышает затраты на их обслуживание. Поэтому отсутствует интерес стратегических инвесторов в создании электроэнергетической инфраструктуры как объекта предпринимательской деятельности
Отсутствие регламентированных механизмов взаимодействи я для объединения ресурсов различных субъектов в целях осуществления инвестиционной деятельности. Система управления финансами крайне обособленна и специализирована. Бюджетное устройство практически не позволяет расходовать бюджетные ресурсы на создание элементов инфраструктуры для обслуживания частных объектов (даже на возвратной основе). Частные компании не могут инвестировать в создание элементов инфраструктуры общего пользования. Субъекты экономической деятельности и органы власти не могут объединять ресурсы для совместного решения инфраструктурных задач, поскольку цели их деятельности различны - органы власти не вправе получать доход от предпринимательской деятельности, а частные компании не осуществляют не приносящие доход социальные программы
Возникает объективная ресурсная проблема реализуемости региональных программ развития энергетических систем. Таким образом, применительно к электроэнергетике процессы территориального и отраслевого планирования на практике не всегда имеют жесткую регламентированную связь друг с другом, не учитывают общественные интересы. Кроме того, отсутствуют непрерывность в территориальном и отраслевом планировании и временная координация между процессами планирования. Если отраслевое планирование и осуществляется с некоторой заданной периодичностью, то территориальное — только по мере накопления социально-экономических и экологических проблем, требующих решения [6].
Для гармоничного развития энергетики необходимо ее взаимодействие с экономикой и социальной сферой, институциональной формой которого является разработка системы согласования стратегии развития электроэнергетики региона в рамках единой энергетической системы, включающей механизмы координации интересов электроэнергетических компаний, потребителей, инвесторов, общественных организаций и органов власти, механизмы согласования решений [6; С. 316].
Проблемы развития российской электроэнергетики в основном связаны со снижением надежности электроснабжения, обусловленным высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления. Повышение конкурентоспособности экономики в значительной мере зависит от модернизации энергетической отрасли, реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Поэтому привлечение инвестиций в энергосберегающие технологии и строительство новых электростанций представляется ключевой проблемой реализации государственной политики в области энергоэффективности.
На современном этапе развития энергетической отрасли особую актуальность приобретает вопрос обеспечения гарантий
компаниям, осуществляющим значительные инвестиции в электроэнергетический сектор экономики. Причинами этого является то, что, во-первых, данный сектор принадлежит к отрасли, для которой характерны высокий уровень капитальных вложений и длительные сроки окупаемости; во-вторых, начатая либерализация без введения новых генерирующих мощностей может остаться незавершенной, так как на значительной территории России отдельные электростанции обладают существенной экономической властью [12].
В этом случае инвестиции являются эффективным инструментом бизнеса для обеспечения долгосрочного развития, достижения стратегических целей и получения стабильных прибылей на перспективу. При этом они являются связующим звеном между текущей деятельностью компании и будущим ее развитием и позволяют обеспечивать поступательное развитие за счет трансформации существующих ресурсов в новый капитал, обеспечивающий повышение эффективности хозяйственной деятельности. При планировании инвестиционных ресурсов необходимо соблюдать определенную последовательность, что является гарантией успешного осуществления планируемых инвестиций [8].
Для согласования общеотраслевых и общегосударственных интересов с интересами энергетических компаний и обеспечения необходимого ввода мощностей существуют следующие механизмы развития и инвестирования генерирующих мощностей: договоры на предоставление мощности (ДПМ), механизм гарантирующих инвестиций (МГИ) и долгосрочный рынок мощности (ДРМ) [5].
Данные механизмы имеют различную природу: первые два можно отнести к «нерыночным». В первом из них инвестор (генерирующая компания) обязывается вводить определенные мощности к определенному сроку, при этом указываются источники инвестирования. Согласно второму механизму инвестору гарантируется государством возврат сделанных им инвестиций за счет собираемой с потребите-
лей системным оператором специальной платы. Третий, «рыночный» механизм, предполагает, что вводы новых электростанций стимулируются рынком мощности, и вложенные инвестиции окупаются
от продажи мощности этих станций на РМ
[9; 11].
Сравнительная характеристика механизмов развития генерирующих мощностей приведена в табл. 2
Механизмы развития и инвестирования генерирующих мощностей Суть механизмов развития и инвестирования генерирующих мощностей Достоинства Недостатки
Договор о предоставлении мощности Заключение поставщиками и покупателями агентских договоров с центром финансовых расчетов - Конструкция ДПМ повышает уровень гарантий оплаты мощности; - в случае подписания ДПМ включенные в них объекты учитываются в приоритете на конкурентных отборах мощности по отношению к действующей и иной новой генерации; - оплата возведенных или модернизируемых по ДПМ объектов осуществляется в течение 10 лет по гарантированной цене, исходя из расчетной окупаемости в 15 лет Отсутствие механизма защиты интересов потребителей электроэнергии (здесь в первую очередь подразумеваются участники оптового рынка), в частности, в вопросе стоимости генерируемого электричества
Механизм гарантированных инвестиций Инвестор вкладывает свои деньги под гарантию, предоставляемую ему Системным оператором в виде обязательства по оплате услуги по формированию технологического резерва - нет существенного прироста тарифов на электроэнергию и мощность; - оплата электроэнергии и мощности только с начала эксплуатации; - низкое загрязнение окружающей среды в связи со строительством только современных станций; - снятие ограничений на подключение к электроэнергии; - экономическое развитие региона Учитывая, что предоставление гарантий, компенсирующих целый набор рисков, носит нерыночный характер, выбор инвестора должен осуществляться на конкурсной основе, а действие самого механизма должно быть ограничено по сроку и сфере применения
Долгосрочный рынок мощности Представляет собой фиксированные ежемесячные выплаты, которые должны компенсировать условно-постоянные расходы генерирующих компаний. На рынке электрической энергии генераторы продают реально выработанные киловатт-часы, за счет этого возвращаются переменные расходы электрический станций (в т.ч. топливные) - повышение инвестиционной привлекательности отрасли через обеспечение долгосрочных гарантий поставщикам; - ДРМ стимулирует инвестиции в создание и модернизацию основных энергетических фондов. - посредством ДРМ будет минимизирована совокупная стоимость электроэнергии и мощности для потребителей, активное формирование региональных ценовых сигналов для развития генерации, потребления и сетей, - ДРМ обеспечит генерирующим компаниям долгосрочную гарантию оплаты той мощности, которая была отобрана на конкурентном отборе. Рыночную гарантию оплаты мощности также получат новые генерирующие объекты, строящиеся в соответствии с договорами о предоставлении мощности ДРМ, также как и МГИ, гарантирует только возврат средств, вложенных в генерирующие объекты (прошедшие конкурентный отбор)
Источник: составлено автором на основе [5; 11]
Таблица 2
Сравнительный анализ механизмов развития и инвестирования генерирующих мощностей
При строительстве объектов инфраструктуры электроэнергетики возникают финансовые риски вследствие долгосрочного характера инвестиционных проектов, их высокой стоимости. Например, при строительстве крупной электростанции период окупаемости и возврата инвестиций составляет 15...25 лет. При этом денежные потоки генерирующих компаний подвергаются долгосрочным колебаниям, поэтому показатели окупаемости и рыночная стоимость активов может измениться. Поскольку генерирующие компании платят существенные штрафы за несоблюдение сроков ввода мощностей в рамках ДПМ, сооружают новые электростанции на заемные деньги, вследствие чего возникает риск дефицита ликвидности. Также высокие ставки по кредитам (более 10 %) при реализации инвестиционных проектов с длительным циклом существенно усложняют возврат средств. Кроме того существует жесткая политика в области регулирования тарифов как на тепло, так и на электроэнергию, при том, что цены на топливо постоянно растут. Вследствие этого генерирующие компании несут дополнительные расходы для сохранения доходов на прежнем уровне. И, как следствие, объем средств на инвестиционную деятельность сокращается: заемные средства становятся малодоступными, а собственные, как правило, ограничены.
Поэтому механизмы ДПМ, МГИ и РМ в условиях нестабильности финансовых рынков и банковской системы фактически оказываются не в состоянии обеспечить устойчивое развитие и инвестирование генерирующих мощностей. Корректировка механизмов ДПМ, МГИ и РМ, необходимая для преодоления уже проявляющихся негативных последствий финансово-экономического кризиса, требует в том или ином виде использования государственных средств и гарантий.
При этом реализация крупных инвестиционных проектов только из государственного бюджета не всегда возможна, так как подобные рискованные расходы из средств налогоплательщиков-потребителей либо не приемлемы по политическим сооб-
ражениям (как во многих развитых странах), либо не хватает бюджетных средств для обеспечения необходимого развития инфраструктуры электроэнергетики в масштабе отрасли. Однако государство может способствовать реализации инвестиционного проекта путем либерализации налогового режима и предоставления частичной финансовой поддержки [10].
Основные принципы развития энергетической инфраструктуры предусмотрены в таких нормативных документах, как Энергетическая стратегия России, Стратегия развития распределительного электросетевого комплекса РФ, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г. В «Энергетической стратегии России» предусмотрено обеспечение надежного функционирования и эффективного развития энергетической инфраструктуры, поддержание новых инициатив при реализации энергетических проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства. Она закрепляет возможность сохранения и совершенствования форм и механизмов участия государства в регулировании источников инвестиций в электроэнергетику с целью обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности проектов по развитию генерации и сетевого хозяйства (на принципах возвратности осуществляемых государственных вложений, в том числе на условиях государственно-частного партнерства). В настоящее время нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования. Поэтому планируется разработать и создать нормативно-правовую основу для привлечения частных инвестиций в развитие всех видов генерации.
Понятие «партнерство между государственным и частным секторами экономики» определено в 2002 г. Комитетом ОЭСР по научной и технологической политике
следующим образом: под государственно-частным партнерством понимаются «любые официальные отношения или договоренности на фиксированный/бесконечный период времени, между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и со—инвестируют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области науки, технологии и инноваций» [13].
ГЧП по своей экономической природе развивает традиционные механизмы взаимодействия хозяйственных взаимоотношений между государственной властью и частным сектором в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. Таким образом, партнерство государства и частного сектора можно охарактеризовать как долгосрочное партнерство с целью привлечения дополнительных источников финансирования, достижения успешного выполнения обязанностей муниципалитета. Целью государственно-частного партнерства является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг. Таким образом, ГЧП представляет собой качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций, так как партнерства такого типа могут не только способствовать росту экономики региона, но и развивать социально важную инфраструктуру [3].
Следует отметить, что при использовании механизма ГЧП обе стороны соглашения (государство и бизнес) получают ряд существенных выгод. Так, частные компании могут радикально расширить спектр деятельности, привлечь бюджетные ресурсы в свои проекты, получить доступ к банковским кредитам за счет получения государственных гарантий реализации проекта,
сформировать положительный имидж компании, а также существенно снизить риски [8].
Финансирование инвестиционных проектов в рамках ГЧП имеет свои особенности:
— сферой применения являются социально значимые области (энергетика, экология, инфраструктура и т. д.);
— длительные сроки реализации проектов (10...50 лет);
— высокие риски, которые требуют процедур разделения и хеджирования;
— масштаб проекта и т.д.
В энергетике в настоящее время в основном применяют договорную модель, при которой инвестиции ориентированы в первую очередь на снижение текущих издержек. В идеальном случае экономия, получаемая за счёт снижения текущих издержек, превышает инвестиционные затраты. При этом энергетика является перспективной сферой применения механизмов ГЧП. С одной стороны, это определяется тем, что в энергетике существует много компаний с государственным участием, и реформа РАО «ЕЭС России» этому способствовала. С другой — высокая потребность модернизации энергетической инфраструктуры, так как как бы компании ни старались самостоятельно обновлять базу, оборудование, средств на это не хватает, а процент износа очень высокий [2].
Применение механизма государственно-частного партнерства может решить задачу регионального и межрегионального развития энергетической инфраструктуры, что является особенно актуальным для регионов Сибири и Дальнего Востока. Привлечение средств частных инвесторов позволит решить проблему замены устаревшего оборудования, более эффективного управления энергетическими инфраструктурными проектами. Однако для успешной реализации проектов на основе государственно-частного партнерства необходимо создать эффективную модель государственно-частного партнерства в рамках действующего федерального и регионального законодательства, разработать финансовую
модель, обеспечивающую возвратность вложенных инвестиций, обеспечить взаимовыгодное сотрудничество органов ис-
Литературя-
1. Бадалов А. Л. Частно-государственное партнёрство в реализации инвестиционных проектов // ЭКО. 2008. № 6. С. 129-141.
2. Борталевич С.И. Инновационные процессы в энергетике / / Вестник Челябинского гос. ун-та. экономика. Вып. 35. 2011. № 36 (251). С. 117-123.
3. Бруссер П., Рожкова С. Государственно-частное партнерство — новый механизм привлечения инвестиций // Инвестиции в России. 2007. № 2 (329). С. 29-33. Режим доступа: http://www. rcb.ru/data/articles_pdf_hidden_75261/ 2007/02/ brusser.pdf
4. Варнавский В. Государственно-частное партнёрство: некоторые вопросы методологии // Вестник Ин-та экономики РАН. 2009. № 3. С. 17-33.
5. Волкова Е.Д., Захаров А.А., Подковальни-ков С.В., Савельев В.А., Семенов К.А., Чудинова Л.Ю. Система и проблемы управления развитием электроэнергетики России // Проблемы прогнозирования. 2012. № 4. С. 53-65.
6. Малышев Е.А. Теоретико-методологический подход к выбору приоритетов инновационного развития приграничного региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. 451 с.
7. Малышев Е.А., Кашурников А.Н. Механизмы государтсвенно-частного партнерства в электроэнергетике региона // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Росс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь, 2013. 355 с.
8. Малышев Е.А., Кашурников А.Н. Возможности привлечения инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства в электроэнергетику региона // Вестник ЗабГУ. 2014. № 6 (109). С. 121-129.
9. Малышев Е.А., Подойницын Р.Г. Экономические механизмы обновления и развития основных фондов в энергетике // Экономика региона. 2013. № 3. С. 198-207.
10. Павленко С. Проектное финансирование: рецепт привлечения крупных инвестиций. Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php? idar-ticle=000691
11. Подковальников С.В. Механизмы развития и инвестирования генерирующих мощностей
полнительной власти и частных инвесторов [8].
_References
1. Badalov A.L. EKO (IVF), 2008, no. 6, pp. 129-141.
2. Bortalevich S.I. Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta. ekonomika (Bulletin of the Chelyabinsk State. Univ. Economy), vol. 35, 2011, no. 36 (251), pp. 117-123.
3. Brusser P., Rozhkov S. InvestitsiivRossii (Investments in Russia), 2007, no. 2 (329), pp. 29-33 Available at: http://www.rcb.ru/data/articles_pdf_ hidden_75261/ 2007/02 / brusser.pdf
4. Varnavskiy B. Vestnik In-ta ekonomiki RAN (Bulletin of the Institute of Economics Academy of Sciences), 2009, no. 3, pp. 17-33.
5. Volkova E.D., Zakharov A.A., Podkovalnikov S.V., Saveliev V.A., Semenov K.A., Chudinova L.Yu. Problemy prognozirovaniya (Problems of forecasting), 2012, no. 4, pp. 53-65.
6. Malyshev E.A. Teoretiko-metodologicheskiy podhod k vyboru prioritetov innovatsionnogo razvitiya prigranichnogo regiona [Theoretical and methodological approach to the choice of innovation development priorities of a border region]. Yekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Sciences, 2012. 451 p.
7. Malyshev E.A., Kashurnikov A.N. Soversh-enstvovanie strategicheskogo upravleniya korporat-siyami i regionalnaya innovatsionnaya politika (Improvement of strategic management corporations and regional innovation policy): materials of the Russian scientific and practical. conf. with int. participation. Perm,2013.355 p.
8. Malyshev E.A., Kashurnikov A.N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 6 (109), pp.121-129.
9. Malyshev E.A., Podoynitsyn R.G. Ekonomika regiona (Economy of the region), 2013, no. 3, pp. 198-207.
10. Pavlenko S. Proektnoe finansirovanie: ret-sept privlecheniya krupnyh investitsiy (Project finance: a recipe to attract great investments) Available at: http://www.ippnou.ru/article.php? idarticle = 000691.
11. Podkovalnikov S.V. Elektronny zhurnal en-ergoservisnoy kompanii «Ekologicheskie sistemy»
в России в условиях финансово-экономического кризиса / / Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы». 2009. № 3. Режим доступа: http://esco-ecosys.narod.ru/2009_3/ art072.htm
12. Ткачук А.В. Методы стимулирования инвестиций в инфраструктурные проекты // Проблемы современной экономики. 2009. № 4 (32). Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=2910
13. Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues, OECD, 10-12 December 2002, Headquarters, Paris.
(Electronic Journal of the energy service company «Ecological systems»), 2009, no. 3 Available at: http:// esco-ecosys.narod.ru/2009_3/art072.htm
12. Tkachuk A.V. Problemy sovremennoy ekonomiki (Problems of modern economy), 2009, no. 4 (32) Available at: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=2910.
13. Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues [Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues], OECD, 10-12 December 2002, Headquarters, Paris.
Коротко об авторах _
Малышев Е.А., д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и бухгалтерский учет», Забайкальский государственный университет, Чита, Россия
eamalyshev@mail.ru
_Briefly about the authors
E. Malyshev, doctor of economic sciences, associate professor, professor, Economy and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Научные интересы: экономика энергетики, региональная экономика, бизнес-планирование, менеджмент, маркетинг, энергетика
Scientific interests: power of economy, regional economy, business planning, management, marketing, power
Кашурников А.Н., аспирант, Забайкальский государственный университет, Чита, Россия
Научные интересы: региональная экономика, экономика энергетики, инвестиции
A. Kashurnikov, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: regional economy, economy of power, investment