ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ КИТАЙСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
УДМ^С 796.015.11
Аспирант Го Цзянь1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Цель исследования - теоретически обосновать возможности применения традиционных китайских оздоровительных практик в физическом воспитании студентов российских вузов.
Методика и организация исследования. Источниковую базу составили труды китайских и российских ученых, педагогов в области физического воспитания и здорового образа жизни.
Результаты исследования и выводы. Теоретический анализ результатов научных исследований показал, что включение китайских оздоровительных практик в процесс физического воспитания студентов позволяет не только улучшить показатели индивидуального здоровья, повысить уровень личностной физической культуры, но и развивать компетентность здоровьесбережения у обучающихся в вузе, что установлено федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.
В связи с этим перед наукой и практикой возникают целевые ориентиры на адаптацию и внедрение восточных оздоровительных систем в процесс физического воспитания российских студентов и новых методик, обеспечивающих комплексное применение привлекательных средств, формирующих потребность в ежедневной осознанной двигательной активности.
Ключевые слова: физическое воспитание, китайские оздоровительные практики, психические и физические качества, психоэмоциональное благополучие, уровень стресса, эмоциональная самоэффективность, качество жизни, традиционные китайские виды спорта, тай-чи, медитация, снижение артериального давления.
POSSIBILITIES OF USING TRADITIONAL CHINESE HEALTH PRACTICES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES
Postgraduate student Guo Jian
1The Russian University of Sport «GTSOLIFK», Moscow
Abstract
Objective of the study was to theoretically substantiate the possibilities of using traditional Chinese health practices in the physical education of students of Russian universities.
Methods and structure of the study. The source base was the works of Chinese and Russian scientists, teachers in the field of physical education and a healthy lifestyle.
Results and conclusions. The theoretical analysis of the results of scientific research has shown that the inclusion of Chinese health practices in the process of physical education of students allows not only to improve individual health indicators, increase the level of personal physical culture, but also develop the health protection competence of students at the university, which is established by federal state educational standards of higher education. In this regard, science and practice face targets for the adaptation and implementation of oriental health systems in the process of physical education of Russian students and new methods that ensure the complex use of attractive means that form the need for daily conscious physical activity.
Keywords: physical education, Chinese health practices, mental and physical qualities, psycho-emotional well-being, stress level, emotional self-efficacy, quality of life, traditional Chinese sports, tai chi, meditation, lowering blood pressure.
Введение. В последние годы можно наблюдать повышение интереса педагогов к применению в физическом воспитании китайских оздоровительных практик, что объясняется их возможностями в совершенствовании психических и физических качеств человека.
Цель исследования - теоретически обосновать возможности применения традиционных китайских оздоровительных практик в физическом воспитании студентов российских вузов.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе научных трудов китайских и российских ученых была составлена классификация традиционных китайских оздоровительных практик, прежде всего с позиции их общедоступности (см. таблицу).
Представленная в таблице классификация включает три блока упражнений в зависимости от направленности на психологическое или физическое состояние организма занимающихся, а также специфики используемых упражнений для достижения физического и психологического совершенствования.
Как показал анализ литературы, существует достаточно много современных исследований, доказывающих различные позитивные эффекты влияния традиционных китайских оздоровительных практик на организм и здоровье занимающихся разных возрастных групп [6].
Можно отметить, что фокус проводимых исследований в большей степени связан с положительной оценкой воздействия китайских видов спорта на повышение психоэмоционального благополучия занимающихся.
В исследованиях китайских ученых указывается, что большинство студентов колледжей в возрасте от 19 до 23 лет переживают критический период физического и умственного развития, поэтому ими проведено достаточно много исследований, доказывающих эффективность использования традиционных китайских практик для снижения депрессивных состояний, уровня стресса, повышения эмоциональной самоэффективности, повышения самоконтроля и качества жизни [7, 9].
В обзорных исследованиях, посвященных оздоровительным практикам, представлены положительные
Классификация традиционных китайских оздоровительных практик
Цель Виды китайских оздоровительных практик Средства
Управление духовным развитием (гимнастика «для ума») Медитация Упражнение в статической позе (поза сидения)
Шашки Го Наступательные и защитные навыки поведения, оценка ситуации
Цигун Упражнения в статике, изменение позы тела, регуляция дыхания
Управление физическим развитием (гимнастика для «тела») Гимнастика ушу Базовые упражнения для ног, рук туловища
Бацзицюань Упражнения по отработке техники ударов, падений, наклонов и поворотов
Шаолиньский бокс Упражнения из и. п. стоя, в котором отрабатываются основные элементы: подъем, падение, движение вперед, движение назад, в сторону, вертикальные движения
Управление психофизическим состоянием (гимнастика для «единства ума и тела») Бадуаньцзинь Упражнения включают изменение позы тела (сидя, лежа, стоя) и упражнения на дыхание
У цинь си Подражание движениям животных и птиц (тигра, оленя, медведя, обезьяны, петуха), фокусировка на внутренние органы и акупунктурные точки человеческого тела
Тайцзицюань Упражнения тайцзицюань направлены на контроль туловища и ног, шагов и передвижений
результаты терапевтического эффекта упражнений тай-чи, например снижение артериального давления и улучшение физического состояния пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. Авторы отмечают, что медитация концентрации и осознанности может влиять на множество аспектов здоровья, включая настроение, боль и функции иммунной и периферической автономной нервной систем [10]. Положительные эффекты от занятий традиционными китайскими видами спорта отмечены также среди подростков, которые доказаны положительным влиянием цигун и тайчи на физическое здоровье и работоспособность подростков или гимнастики тайчи на повышение самооценки подростков [11].
Положительные эффекты традиционных китайских видов оздоровления получены в исследованиях, проведенных российскими учеными. Так, в исследовании А. В. Макарова доказано, что методика комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу в процессе физического воспитания в вузе способствовала повышению мотивации к занятиям, улучшила функциональную и физическую подготовленность, что положительно повлияло на физическое развитие и умственную работоспособность студентов [1]. В рамках своего педагогического эксперимента А. В. Мурашова разработала методику занятий гимнастикой тайцзицюань в работе со студентками, которая способствовала повышению физической подготовленности и формированию психологической устойчивости [2].
Яцюнь Чжан в ходе экспериментальной работы, проведенной в российских вузах, доказал положительное влияние на физическое состояние студенток специальной медицинской группы после прохождения курса китайской гимнастики Цигун Ба Дуань. У студенток достоверно улучшились показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем (артериальное давление, жизненная емкость легких, проба Штанге и Генчи) и отмечалась оптимизация их физического развития по индексу Эрисмана [8].
Выводы. Теоретический анализ результатов научных исследований показал, что включение китайских оздоровительных практик в процесс физического воспитания студентов позволяет не только улучшить показатели индивидуального здоровья, повысить уровень личностной физической культуры, но и развивать компетентность здоровьесбережения у обучающихся в вузе, что установлено федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.
В этой связи перед наукой и практикой возникают целевые ориентиры на адаптацию и внедрение восточных оздоровительных систем в процесс физического воспитания российских студентов и новых методик, обеспечивающих комплексное применение привлекательных средств, формирующих потребность в ежедневной осознанной двигательной активности.
Литература
1. Макаров А.В. Методика комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу в процессе непрерывных занятий по физическому воспитанию со студентами: дис канд. пед. наук. Киров, 2010. - 219 с.
2. Мурашова А.В. Методика занятий гимнастикой тайцзицюань студенток в физическом воспитании в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Мурашова. - Красноярск, 2021. - 22 с.
3. Постол О.Л. Использование оздоровительных гимнастик Востока на занятиях по физическому воспитанию для улучшения психического состояния студентов в период пандемии / О.Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 247-251.
4. Сянъян Ван. Традиционные китайские физические упражнения и эффект улучшения психического здоровья // Журнал Хэнаньского университета традиционной китайской медицины. - 2009. - Т. 11. - № 8. - С. 54-56. (на китайском языке).
5. Торчинов Е.А. Даосские практики // Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Тор-чинова. - СПб., 2007. С. 157-158.
6. Хунмэй Лу. Применение традиционных китайских видов спорта в здравоохранении // Журнал Лоянского педагогического университета. - 2010. - № 8. - С. 27-29. (на китайском языке).
7. Юнлян Го. Экспериментальное исследование влияния упражнений тайцзицюань на самоконтроль студентов колледжа // Спорт. 2018. Т.8 (191). С. 56-57. (на китайском языке).
8. Яцюнь Чжан. Педагогическая технология физического воспитания студенток специальной медицинской группы на основе китайской гимнастики Цигун Ба Дуань Цзинь: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чжан. Яцюнь. - Томск, 2022. - 25 с.
References
1. Makarov A.V. Metodika kompleksnogo ispolzovaniya sredstv kitay-skoy ozdorovitelnoy gimnastiki ushu v protsesse nepreryvnykh zanyatiy po fizicheskomu vospitaniyu so studentami [The method of complex use of the means of Chinese health-improving wushu gymnastics in the process of continuous physical education classes with students]. PhD diss. abstract. Kirov. 2010. 219 p.
2. Murashova A.V. Metodika zanyatiy gimnastikoy taytszitsyuan studentok v fizicheskom vospitanii v vuze [Methodology of taiji-quan gymnastics for female students in physical education at the university]. PhD diss. abstract. Krasnoyarsk, 2021. 22 p.
3. Postol O.L., Pankratova O.N. Ispolzovaniye ozdorovitelnykh gimnastik Vostoka na zanyatiyakh po fizicheskomu vospitaniyu dlya uluchsheniya psikhicheskogo sostoyaniya studentov v period pandemii [The use of health-improving gymnastics of the East in physical education classes to improve the mental state
of students during a pandemic], Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 6 (196). pp. 247-251
4. Torchinov E.A. Daosskiye praktiki [Taoist Practices]. Put zolota i kinovari: daosskiye praktiki v issledovaniyakh i perevodakh. SPb., 2007. pp. 157-158.
5. Hongmei Lu Primeneniye traditsionnykh kitayskikh vidov sporta v zdravookhranenii [Application of traditional Chinese sports in health care]. Zhurnal Loyanskogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. No. 8. pp. 27-29. (in Chinese).
6. Xiangyang Wang Traditsionnyye kitayskiye fizicheskiye uprazh-neniya i effekt uluchsheniya psikhicheskogo zdorovya [Traditional Chinese exercise and the effect of improving mental health]. Zhurnal Khenan'skogo universiteta traditsionnoy kitayskoy meditsiny. 2009. Vol. 11, No. 8. pp. 54-56. (in Chinese).
7. Yongliang Guo Eksperimentalnoye issledovaniye vliyaniya uprazh-neniy taytszitsyuan na samokontrol studentov kolledzha [Experimental study of the influence of taijiquan exercises on the self-control of college students]. Sport. 2018. Vol. 8 (191). pp. 56-57. DOI: 10.3969/j.issn.1674- 151x.2018.15.028. (in Chinese).
8. Yaqun Zhang Pedagogicheskaya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya studentok spetsialnoy meditsinskoy gruppy na os-
nove kitayskoy gimnastiki Tsigun Ba Duan TSzin [Pedagogical technology of physical education of female students of a special medical group based on Chinese gymnastics Qigong Ba Duan Jin], PhD diss, abstract. Tomsk, 2022. 25 p.
9. He-jun Shen Effects of Different TCM Exercises for Preventive Treatment of Diseases on Sleep Quality, Depression and Anxiety of College Students. Chinese Journal of Traditional Chinese Medicine. 2018. Vol. 25. Is. 2. p. 15. D0I10.3969/j.issn.1005-5304.2018.02.004. (In Chinese).
10. Peng P.W.H. Tai Chi and Chronic Pain Regional Anesthesia and Pain Medicine. 2012. Vol. 37. Is. 4. pp. 372-382. DOI: 10.1097/ AAP.0b013e31824f6629
11. Riskowski J.L., Almeheyawi R.N. Effects of Tai Chi and Qigong in Children and Adolescents: A Systematic Review of Trials. Adolescent Research Review. 2017. Is. 4. pp. 73-91. DOI: 10.1007/ s40894-017-0067-y
И Информация для связи с автором: guoj312@gmail.com Поступила в редакцию 03.07.2023 г.
УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ
ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ «БУДЬ ЗДОРОВ!»
В РАБОТЕ С ЮНЫМИ ХОККЕИСТАМИ
УДК/UDC 796.083.24
Аспирант К.А. Толканов1
1Сургутский государственный университет, Сургут
Ключевые слова: программа здоровьесбережения, юные хоккеисты, сохранение контингента.
Введение. В настоящее время все больше внимания уделяется здоровьсберегающему построению тренировочного процесса в группах начальной подготовки, поскольку именно на этом этапе не только формируются основы техники, мотивация тренировочной деятельности, но и «закладывается фундамент» спортивного долголетия с точки зрения функциональных резервов организма юных спортсменов. К сожалению, в реальной практике часто наблюдается как форсирование подготовки для более быстрого достижения результата, так и недостаток компетенций у тренеров относительно особенностей организации учебно-тренировочного процесса на начальном этапе подготовки, что приводит к некачественному утомительному обучению и неоправданно высоким нагрузкам, влияющим на здоровье юных спортсменов [1, 2].
Цель исследования - обосновать необходимость разработки и внедрения программы здоровьесбереже-ния для хоккеистов на этапе начальной подготовки.
Методика и организация исследования. Научная работа была организована в хоккейных спортивных школах Сургута и Ханты-Мансийска. В тестировании приняли участие хоккеисты групп начальной подготовки (всего 58 чел.). Для комплексной оценки состояния здоровья воспитанников были использованы: экспресс-оценка соматического здоровья Г.Л. Апанасенко, шкала личностной тревожности А.М. Прихожан, социометрия Дж. Морено.
Результаты исследования и их обсуждение. На основании полученных результатов тестирования можно сделать заключение, что большинство показателей, характеризующих соматическое здоровье юных спортсменов, находятся в пределах нормы, при этом ДАД отклоняется в сторону увеличения.
Согласно данных шкалы А.М. Прихожан, у 65,5% воспитанников тревожность соответствует нормальному
уровню, однако необходимо отметить, что у 12,0% юных хоккеистов выявлены значения, соответствующие «высокому» и «явно завышенному» уровням.
Результаты тестирования внутренней целостности группы с помощью социометрии Дж. Морено (п=29, хоккеисты г. Сургута) показали очень низкий уровень сплоченности детского коллектива (0,054), что может оказывать существенное влияние на психологический климат и качество коммуникации в группе спортсменов и, как результат, - на социальное здоровье воспитанников.
Анализ приведенных результатов тестирования юных спортсменов позволяет констатировать необходимость внедрения дополнительных здоровьесберегающих мероприятий в работе с юными хоккеистами и их родителями.
Программа здоровьесбережения «Будь здоров!» разработана с учетом основных положений комплексного подхода к сохранению здоровья юных спортсменов. Она предполагает: анализ и корректировку тренировочных планов; проведение лекционных занятий для родителей на тему сопровождения ребенка в тренировочном процессе; индивидуальную и групповую работу воспитанников с психологом спортивной школы; обучение юных хоккеистов самоконтролю основных показателей здоровья.
Выводы. Актуальность проблемы сохранения здоровья воспитанников в спортивных школах с каждым годом возрастает. Считаем, что для ее решения необходим комплексный подход, учитывающий все многообразие факторов, влияющих на здоровье юных спортсменов (как физического компонента, так и психического и социального).
Литература
1. Занковец В.Э. Хочешь закончить с хоккеем - убей свое тело
/ В.Э. Занковец. - Минск, 2014. - 160 с.
2. Павлов С.Е. Секреты подготовки хоккеистов / С.Е. Павлов.
- М.: Физкультура и спорт, 2008. - 224 с.
И Информация для связи с автором: ktolkanov@bk.ru Поступила в редакцию 28.06.2023 г.