Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КИТАЙСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ВЛИЯНИЕ КИТАЙСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАСТИКА ЦИГУН / СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / QIGONG GYMNASTICS / FEMALE STUDENTS / PHYSICAL FITNESS / PSYCHO-EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яцюнь Чжан, Шилько Т. А.

Цель исследования - оценить эффективность применения китайской гимнастики Цигун в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов, посещавших занятия в специальных медицинских группах. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в Томском государственном университете. В исследовании приняло участие 76 студенток, посещавших занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» в специальной медицинской группе, случайным образом разделенных на экспериментальную и контрольную группы. Контрольная группа занималась в соответствии с действующей учебной программой и методами, а экспериментальная - с применением китайской гимнастики Цигун Ба Дуань Цзинь. Результаты исследования и выводы. После проведения педагогического эксперимента выявлено статистически достоверное улучшение координации, гибкости и силы ног в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. После проведения педагогического эксперимента обнаружено, что у студенток, занимавшихся гимнастикой Цигун, регистрировалось достоверное улучшение психологического и эмоционального состояния. Так, выявлено снижение показателей SOM, OS, DEP, ANX и PHOB у девушек в экспериментальной группе в сравнении с контрольной (р<0,05). Стоит обратить внимание на уменьшение показателей INT, HOS, PAR и PSY в экспериментальной группе в сравнении с контрольной (р>0,05). Результаты эксперимента показали, что применение китайской гимнастики Цигун положительно влияет на здоровье студенток в специальной медицинской группе и помогает оптимизировать их физическую подготовку (улучшение координации и силы мышц) и показатели психического здоровья (SOM, OS, DEP, ANX и PHOB).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яцюнь Чжан, Шилько Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF CHINESE QIGONG GYMNASTICS FOR PHYSICAL FITNESS AND MENTAL HEALTH OF SPECIAL HEALTH GROUP STUDENTS

Objective of the study was to analyze benefits of the Chinese Qigong gymnastics introduced in the content of the Physical Education and Sports discipline for special health group students. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted in Tomsk State University. Sampled for the experiment were 76 female students attributed to the special health group, who attended physical education classes within the Physical Education and Sports discipline. They were randomly divided into the Experimental and Control Groups. The Control Group subjects were trained in accordance with the current academic curriculum and training methods, while the Experimental Group underwent the Chinese Qigong (Ba Duan Jin) gymnastics course. Results and conclusions. After the educational experiment, we found a statistically significant improvement of the coordination skills, flexibility, and leg strength in the Experimental Group as opposed to the Control Group. The female students practicing the Chinese Qigong gymnastics demonstrated a significant improvement in their psychological and emotional state. For example, SOM, OS, DEP, ANX, and PHOB decreased in the Experimental Group females as compared to the Control Group ones (p<0.05). It should be noted that INT, HOS, PAR, and PSY decreased in the Experimental Group, too (p>0.05). The results of the experiment showed that the Chinese Qigong gymnastics had a positive effect on the health of the female students of the special health group and contributed to the improvement of their physical fitness (improved coordination and muscle strength) and mental health rates (SOM, OS, DEPANX, and PHOB).

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КИТАЙСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

влияние китаискои гимнастики на физическую подготовленность и психическое здоровье студентов специальной медицинской группы

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 10.05.2020 г.

Аспирант Яцюнь Чжан1

Доктор медицинских наук Т.А. Шилько1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

BENEFiTS OF CHINESE QIGONG GYMNASTiOS FOR PHYSiCAL FiTNESS AND MENTAL HEALTH OF SPECiAL HEALTH GROUP STUDENTS

Postgraduate student Yatsun Zhang1 Dr. Med. T.A. Shilko1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: [email protected]

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - оценить эффективность применения китайской гимнастики Цигун в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов, посещавших занятия в специальных медицинских группах. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в Томском государственном университете. В исследовании приняло участие 76 студенток, посещавших занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» в специальной медицинской группе, случайным образом разделенных на экспериментальную и контрольную группы. Контрольная группа занималась в соответствии с действующей учебной программой и методами, а экспериментальная - с применением китайской гимнастики Цигун Ба Дуань Цзинь.

Результаты исследования и выводы. После проведения педагогического эксперимента выявлено статистически достоверное улучшение координации, гибкости и силы ног в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. После проведения педагогического эксперимента обнаружено, что у студенток, занимавшихся гимнастикой Цигун, регистрировалось достоверное улучшение психологического и эмоционального состояния. Так, выявлено снижение показателей SOM, OS, DEP, ANX и PHOB у девушек в экспериментальной группе в сравнении с контрольной (р<0,05). Стоит обратить внимание на уменьшение показателей INT, HOS, PAR и PSY в экспериментальной группе в сравнении с контрольной (р>0,05). Результаты эксперимента показали, что применение китайской гимнастики Цигун положительно влияет на здоровье студенток в специальной медицинской группе и помогает оптимизировать их физическую подготовку (улучшение координации и силы мышц) и показатели психического здоровья (SOM, OS, DEP, ANX и PHOB).

Ключевые слова: гимнастика Цигун, студентки, физическая подготовленность, психоэмоциональное состояние.

Annotation

Objective of the study was to analyze benefits of the Chinese Qigong gymnastics introduced in the content of the Physical Education and Sports discipline for special health group students.

Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted in Tomsk State University. Sampled for the experiment were 76 female students attributed to the special health group, who attended physical education classes within the Physical Education and Sports discipline. They were randomly divided into the Experimental and Control Groups. The Control Group subjects were trained in accordance with the current academic curriculum and training methods, while the Experimental Group underwent the Chinese Qigong (Ba Duan Jin) gymnastics course.

Results and conclusions. After the educational experiment, we found a statistically significant improvement of the coordination skills, flexibility, and leg strength in the Experimental Group as opposed to the Control Group. The female students practicing the Chinese Qigong gymnastics demonstrated a significant improvement in their psychological and emotional state. For example, SOM, OS, DEP, ANX, and PHOB decreased in the Experimental Group females as compared to the Control Group ones (p<0.05). It should be noted that INT, HOS, PAR, and PSY decreased in the Experimental Group, too (p>0.05). The results of the experiment showed that the Chinese Qigong gymnastics had a positive effect on the health of the female students of the special health group and contributed to the improvement of their physical fitness (improved coordination and muscle strength) and mental health rates (SOM, OS, DEPANX, and PHOB).

Keywords: Qigong gymnastics, emotional state.

female students, physical fitness, psycho-

Введение. В последние десятилетия число студентов со слабым здоровьем в России неуклонно растет. Большинство российских студентов не соблюдают режим дня, имеют вредные привычки и низкую физическую активность, что негативно отражается на их здоровье. Кроме того, повышается количество студентов, по медицинским причинам относящихся к специальным медицинским груп-

пам [5]. Недостаточная физическая активность и ряд хронических заболеваний вызывают эмоциональный стресс у студентов, что приводит к снижению работоспособности и интеллектуальных функций. В связи с этим состояние физического и психического здоровья студентов является важной темой научных исследований в области адаптивного здоровья [4].

Таблица 1. Результаты тестирования физической подготовленности студенток ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента

Тесты Значение показателей до проведения педагогического эксперимента Значение показателей после проведения педагогического эксперимента

КГ (n=38) ЭГ(П=38) КГ (n=38) ЭГ(П=38)

Стойка на одной ноге с закрытыми глазами, с 15,32±10,52 17,51±8,73 18,68±8,75 28,31±7,32

Сгибание тела в положении стоя, см 5,49±1,21 4,11±0,78 7,17±0,58 11,67±1,13

Приседания, кол-во раз 18,44±1,25 18,87±2,43 18,25±1,78 24,37±1,56

Подъем туловища, лежа на спине, руки за головой,кол-во раз 29,49±3,70 28,92±4,23 31,34±1,53 32,57±2,43

Примечание. Здесь и в табл. 2: - статистически значимое различие между показателями по сравнению с контрольной группой, р<0,05. Таблица 2. Результаты тестирования психоэмоционального состояния студенток ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента

Тесты, баллы Значения показателей до проведения педагогического эксперимента Значения показателей после проведения педагогического эксперимента

КГ (n=38) ЭГ(П=38) КГ (n=38) ЭГ(П=38)

Соматизация - SOM 0,77±0,64 0,76±0,52 0,75±0,56 0,55±0,42D

Обсессивность компульсивность - OS 1,10±0,56 1,09±0,46 1,05±0,57 0,78±0,33

Межличностная сенситивность - INT 1,08±0,54 1,11±0,45 1,03±0,60 0,95±0,53

Депрессивность - DEP 0,87±0,51 0,86±0,48 0,85±0,38 0,52±0,32

Тревожность - ANX 0,76±0,49 0,74±0,58 0,73±0,38 0,58±0,45

Враждебность - HOS 0,53±0,35 0,52±0,32 0,52±0,22 0,51±0,31

Фобичность - PHOB 0,55±0,26 0,55±0,34 0,51±0,30 0,32±0,24

Паранояльность - PAR 0,67±0,37 0,66±0,42 0,63±0,42 0,64±0,27

Психотизм - PSY 0,44±0,25 0,44±0,33 0,45±0,33 0,43±0,41

В современных условиях содержание физического воспитания студентов в специальных медицинских группах нуждается в обновлении и модернизации. Исследования показали [1, 6], что китайская гимнастика Цигун может оказывать положительное влияние на физическое и психическое здоровье людей, поэтому она может быть использована в качестве новой технологии в физическом воспитании студентов в специальных медицинских группах [2, 3].

Цель исследования - оценить эффективность применения китайской гимнастики Цигун в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов, посещавших занятия в специальных медицинских группах.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в Томском государственном университете на кафедре физической культуры и спорта. В педагогическом эксперименте приняло участие 76 студенток специальной медицинской группы. Контрольная группа - КГ (n=38) студенток занималась в соответствии с действующей учебной программой и методами, а экспериментальная группа -ЭГ (n=38) - с применением китайской гимнастики Цигун Ба Дуань Цзинь. Занятия проводились 2 раза в неделю по 1,5 ч в течение 1 -го семестра. В ходе исследования была проведена оценка физической подготовленности, а также психологического и эмоционального состояния студенток с помощью анкеты SCL-90. SCL-90-R, которая включает 90 симптомов, состоящих из 9 шкал.

1. Соматизация (SOM) - в основном это ощущение дискомфорта в определенных частях тела. Такие симптомы, как головная боль, боли в мышцах.

2. Обсессивность-компульсивность (OS) - неспособность избавиться от какой-то бессмысленной мысли или бесполезного поведения.

3. Межличностная сензитивность (INT) - явление, при котором человек общается с чувством неловкости, неуверенности в себе или неполноценности.

4. Депрессия (DEP) - переживания депрессивного характера.

5. Тревожность (ANX) - личностная тревога и тенденции к активному избеганию фрустрации.

6. Агрессивность и враждебность к окружающим (HOS) -отражаются три аспекта: мысли, чувства и поведение, включая ущерб вещам, споры и истерики.

7. Фобичность - (FOB) - в основном в пустых местах, индивидуум будет иметь чувство ужаса и сопровождаться некоторыми физическими симптомами.

8. Параноидное мышление (PAR) - чрезмерная чувствительность к разочарованию, сомнению, обиде, постоянному недовольству другими.

9. Психотизм (PSY) - в основном относится к некоторым поведениям и болезням в жизни, таким как слуховые галлюцинации.

Физическая подготовленность оценивалась с помощью тестирования координации (стойка на одной ноге с закрытыми глазами), гибкости (сгибание тела в положении стоя), силы мышц бедер (приседания) и мышц пресса (подъем туловища лежа на спине, руки за головой).

Результаты исследования и их обсуждение. Цигун Ба Дуань Цзинь является одной из наиболее широко распространенных форм китайской гимнастики и насчитывает около 2500 лет. По сравнению с традиционными упражнениями (тренировка с отягощением, тренировка мышечной выносливости и силовая тренировка), которые направлены на укрепление тела, Ба Дуань Цзинь обычно включает в себя практику интеграции разума и тела для улучшения как физического, так и психического благополучия [3].

Результаты констатирующего эксперимента показателей физической подготовленности студенток не выявили достоверных различий между ЭГ и КГ. После проведения педагогического эксперимента выявлено статистически достоверное улучшение координации, гибкости и силы ног в ЭГ в сравнении с КГ (табл. 1).

В табл. 2 приведены показатели психического здоровья студенток специальной медицинской группы до и после эксперимента. После проведения педагогического эксперимента обнаружено, что у студенток, занимавшихся гимнастикой Цигун, регистрировалось достоверное улучшение психологического и эмоционального состояния. Так, выявлено снижение показателей SOM, OS, DEP, ANX и PHOB у девушек

№ 10 • 2020 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

в ЭГ по сравнению с КГ (р<0,05). Стоит обратить внимание на уменьшение показателей INT, HOS, PAR и PSY в ЭГ в сравнении с КГ (р>0,05).

Вывод. Применение китайской гимнастики Цигун положительно влияет на здоровье студенток в специальной медицинской группе, помогает улучшить их физическую подготовленность (стойка на одной ноге с закрытыми глазами, сгибание тела в положении стоя и приседания) и показатели психологического и эмоционального состояния (SOM, OS, DEP, ANX и PHOB).

Литература

1. Ву Хай Лонг Исследование по популяризации Цигун Ба Дуань Цзинь в Национальном фитнес-спорте / Лонг Ву Хай // Спортивные технологии. - 2015. - № 4. - С. 104-105.

2. Ин Цзянь Размышления о проблемах здравоохранения Медицинское лечение Цигун / Ин Цзянь, Шан Ии, Ли Сяоцин, Чжан Ихэ. // Современное дистанционное обучение китайской медицине. -2011. - № 8. - С.131-133.

3. Чжан Гуомин Анализ факторов, влияющих на эффект от упражнений на здоровье Цигун / Чжан Гуомин // Руководство по спортивной культуре. - 2015. - № 4. - С. 51-54.

4. Шилько В.Г. Изменение значимости факторов стресса у студенток в процессе занятий фитнесом / В.Г. Шилько, Е.С. Потовская, Т.А. Шилько и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. -№ 10. - С. 57-59.

5. Шилько В.Г. Повышение стрессоустойчивости студенток под влиянием занятий различными видами спорта / В.Г. Шилько, Е.С. Потовская, Т.А. Шилько и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 11. - С. 17-19.

6. Шилько Т.А. Влияние китайской гимнастики Цигун (Ба Дуань Цзинь) на качество жизни пожилых женщин / Т.А. Шилько, Чжан Яцюнь, Чжаоци Ян, Е. Цяньюй // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 11. - С. 34-36.

References

1. Wu Hai Long Issledovanie po populyarizatsii Tsigun Ba Duan Tszin v Nat-sionalnom fitnes-sporte [Popularization of Qigong Ba Duan Jin in National Fitness Sport]. Sportivnye tekhnologii. 2015. No. 4. pp. 104-105.

2. Ying Jian, Shang Yi, Li Xiaoqing, Zhang Yihe Razmyshleniya o proble-makh zdravookhraneniya Meditsinskoe lechenie Tsigun [Reflections on Health Problems]. Medical Treatment Qigong]. Sovremennoe dis-tantsionnoe obuchenie kitayskoy meditsine [Modern distance learning Chinese medicine]. 2011. No. 8. pp.131-133.

3. Zhang Guoming Analiz faktorov, vliyayushchikh na effekt ot uprazh-neniy na zdorove Tsigun [Analysis of factors influencing the effect of Qigong exercise on health]. Rukovodstvo po sportivnoy kulture. 2015. No. 4. pp. 51-54.

4. Shilko V.G., Potovskaya E.S., Shilko T.A. et al. Izmenenie znachi-mosti faktorov stressa u studentok v protsesse zanyatiy fitnesom [Change in role of stress factors among female students in fitness training process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No.10. pp. 57-59.

5. Shilko V.G., Potovskaya E.S., Shilko T.A. et al. Povyshenie stres-soustoychivosti studentok pod vliyaniem zanyatiy razlichnyimi vidami sporta [Academic sports to build stress tolerance in female students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 11. pp. 17-19.

6. Shilko T.A., Yatsyun Zhang, Yang Zhaoqi, Qianyu E. Vliyanie kitayskoy gimnastiki Tsigun (Ba Duan Tszin) na kachestvo zhizni pozhilyih zhen-shchin [Benefits of Chinese Qigong (ba duan jin) gymnastics for senior women's life quality]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 11. pp. 34-36.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

использование роликового дорсального тренажера-массажера в процессе коррекции позвоночника и зрения спортсменов

Кандидат биологических наук, доцент А.В. Турманидзе1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Турманидзе1 А.А. Фоменко1 Юмский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск УДК/UDC 796/799

Ключевые слова: бадминтон, волан, зрение, роликовый тренажер-массажер.

Спортсмен, осваивая образовательную программу, испытывает повышенное напряжение функциональных систем организма [2]. Нахождение в положении сидя длительное время при концентрации внимания на визуальных объектах приводит к значительной нагрузке на дорсальный отдел позвоночника и зрительный аппарат. По мнению Томаса Майер-са, указанные системы взаимосвязаны и нарушения в одной из них (сколиоз, лордоз, кифоз, протрузия и грыжи межпозвоночного диска) снижают уровень зрения по миофасциаль-ной сети [1].

Цель исследования - улучшение функционирования дорсального отдела позвоночника и зрительного анализатора на основе использования роликового дорсального тренажера-массажера.

Методика и организация исследования. Контингент исследуемых лиц составили 20 бадминтонистов-студентов 16-23 лет. Диагностика зрения выполнена на авторефкера-тотонометре Tonoref II. Дорсальный отдел позвоночника изучен при помощи теста Адамса и результатов рентгена по методике Кобба [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Участники эксперимента тестировались до и после коррекционных мероприятий на протяжении 3 месяцев. В начале исследования были зафиксированы следующие показатели зрения: V OD/OS,0,2/0,1 ± V OD/OS,0,3/0,2. Также абсолютно у всех лиц

DORSAL MASSAGE ROLLER FOR CORRECTiON OF SPiNE AND visioN iN ATHLETEs

PhD, Associate Professor A.V. Turmanidze1 PhD, Associate Professor V.G. Turmanidze1

A.A. Fomenko1 1Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky, Omsk

Поступила в редакцию 02.08.2020 г. обнаружены нарушения дорсального отдела в виде начальных проявлений сколиоза: у 60 % исследуемых обнаружена I степень до 10° по шкале Кобба, у 40 % выявлена II степень - 11-25° (p<0,01). Исследуемая группа в перерывах между учебными занятиями выполняла короткий по времени (до 5 мин) комплекс упражнений с помощью мобильного и компактного роликового тренажера при одновременном слежении за воланом для бадминтона в положении лёжа. В конце эксперимента выявлен рост показателей зрения V 0D/0S,0,5/0,5 ± V 0D/0S,0,7/0,7 (p<0,05). Также обнаружена положительная динамика изменений угла Кобба у всей группы (7,490±1,520, p<0,05), что позволило 30 % из них перейти от II к I степени сколиоза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод. Интерпретация полученных сведений позволила сделать вывод и предположение о том, что с целью улучшения характеристик функционирования систем в дорсальном отделе позвоночника и зрительном аппарате целесообразно использовать глубокий массаж паравертебральных мышц с одновременной тренировкой глазных мышц.

Литература

1. Майерс Т. Анатомические поезда / Т. Майерс. - М.: Эксмо, 2018. - 320 с.

2. Турманидзе А.В. Характеристики силовых и скоростно-силовых возможностей мышц высококвалифицированных бадминтонистов / А.В. Турманидзе // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 8. - С. 8.

3. A semi-automatic algorithm for estimating Cobb angle / A. Safari [et. al.] // Journal of Biomedical Physics and Engineering. - 2019. -Vol. 9, is. 3. - P. 317-326.

Информация для связи с авторами: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.