5. Ionina O. S. Psikhologicheskaya kompetentnost' pedagoga [Educator's psychological competence] / O.S. Ionina // Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera [Research Center "Sociosphere" Conferences Collected Works]. - 2014. - Issue № 35. - P. 236-244.
6. Kuz'mina N. V. Akmeologicheskaya teoriya povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov obrazovaniya [Acmeological theory about increasing quality of education specialists' training] / N. V. Kuz'mina. - M. : RGB, 2001.- 144 p. [in Russian]
7. Lazarenko L. A. Psikhologicheskaya kompetentnost' pedagoga kak faktor professionalizatsii [Educator's psychological competence as professionalization factor] / L. A. Lazarenko // Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern Science Intensive Technologies]. - 2008. - №1. - P. 67-68. [in Russian]
8. Tereshchenkova E. V. Kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga: professional'nyy aspekt [Educator's communicative competence: professional aspect] / E. V. Tereshchenkova // Kontsept [Concept]. - 2014. - № 02 (fevral'). P. 1-6. [in Russian]
9. Shcherbakova T. N. Psikhologicheskaya kompetentnost' uchitelya: akmeologicheskiy analiz: [Teacher's psychological competence: acmeological analysis] : author's abstract of ... PhD in Psychology : 19.00.13 : defense of the thesis 27.06.06 / Shcherbakova Tat'yana Nikolaevna. - Rostov n/D, 2006. - 44 p. [in Russian]
10. Shcherbina O. V. Razvitie psikhologicheskoy kompetentnosti pedagogov [Educators' psychological competence development] / O. V. Shcherbina // Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera [Research Center "Sociosphere" Conferences Collected Works]. - 2011. - Issue № 8. - P. 297-302. [in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.012 Киселева С.А.
ORCID: 0000-0002-3074-8971, Консультационный центр «Algiz» в г. Санкт-Петербург, Россия ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СКАНДИНАВСКИХ РУН В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация
В статье представлены результаты изучения востребованности нетрадиционных техник психологичного консультирования и психотерапии. Исследование проведено в 2015-2016 гг. психологами и социальными педагогами консультационного центра «Algiz» в г. Санкт-Петербурге, Россия. Выявлено, что в системе психологического консультирования нетрадиционные техники у обывателя более востребованы, чем академические сертифицированные методики. В числе нетрадиционных подходов, применяемых для психодиагностики и психотерапии, выявлены техники арт-терапии, астрологии, нумерологии, эниопсихологии, рунологии.
Описан опыт создания и применения комплексных методик психологического консультирования и психотерапии, представляющих собой синтез академических подходов и нетрадиционных предсказательных и описательных техник. Представлены результаты применения авторских методик для работы со скандинавскими рунами в психологической диагностике и психотерапии.
Ключевые слова: психологическое консультирование, скандинавские руны, исследование, психодиагностика, психотерапия.
Kiseleva S.A.
ORCID: 0000-0002-3074-8971 Counseling center «Algiz» in St.-Petersburg, Russia THE POSSIBILITY OF APPLYING SCANDINAVIAN RUNES IN PSYCHOLOGICAL COUNSELING:
THE RESULTS OF THE RESEARCH
Abstract
The article presents the results of the research of demand for non-traditional techniques in psychological counseling and psychotherapy. The scientific research was conducted by the psychologists and social pedagogues of The Counseling center «Algiz» from 2015 to 2016 years in St.-Petersburg, Russia. It was revealed that the unconventional techniques are more in demand than the academic certified methodology in the system of psychological counseling of everyman. Among the unconventional wich are applied for psych diagnostics and psychotherapy are revealed techniques representing such directions as art therapy, astrology, numerology, the methods of working with human's energy, psyche, mental life and psychic setup («an eniopsikhologiya»), the methods of working with runes («runologiya»).
The article describes the experience of the new methods' creation for the psychological consultation and psychotherapy wich made by synthesis of theoretical approaches and unconventional technics' for interpretation and prediction of the life situations. Presents the experience of the application of the author's techniques for working with the Scandinavian runes in psychological diagnostics and psychotherapy.
Keywords: psychological counseling, the Scandinavian runes, research, psychological diagnostics, psychotherapy.
В процессе исторического развития человечества в роли «психологов» долгое время выступали шаманы, волхвы, друиды, знахари, а позднее ясновидящие, бабки-ведуньи, гадалки. Первую психологическую интроиспеционистскую лабораторию основал в 1875 году профессор философии Лейпцигского университета К. Вундт, тогда как сама профессия «психолог» стала активно развиваться лишь после 1920 г. В США и Европе в течении XX века формировалась культура решения личных и социальных проблем с помощью профессиональных психологов и психотерапевтов. В результате, посещение подобных специалистов у американцев и европейцев
воспринимается как нормальное явление, как сходить к стоматологу. В дореволюционной России роль «психологов» долгое время выполняли церковнослужители, подвижники, святые, знахари, а также гадалки (как правило, цыганки). За период Советской истории у населения сформировались стойкие ассоциативные связи между названием профессий «психиатр» и «психолог» с принудительным помещением обследуемого в специальные клиники. В результате, в нашей стране к психологу обращаются лишь 10-15% населения, тогда как в Америке, для сравнения, показатель обращения к психологам более 40%.
Современный российский рынок представляет широкий спектр услуг в области психологического консультирования. Наряду с медицинскими, психологическими и образовательными центрами, предлагающими сертифицированные методики психодиагностики и психотерапии, у населения широко востребованы услуги эзотерических центров, групп и отдельных специалистов, представляющие альтернативные, преимущественно нетрадиционные методы. В современной России отмечен феномен так называемой «поп-психологии» - преобладание подходов психологического консультирования, представляющих собой синтез академических знаний, методов практической психологии, эзотерических техник, а также техник, полученных из личного опыта консультанта, основанных на законах логики и здравого смысла [4], [9], [12], [14]. Иными словами, поп -психология, согласно позиции А.В. Юревича, представляет собой «перевод» академических знаний на язык понятный для восприятия «человека с улицы», что нередко предполагает оперирование понятиями, сформулированными в ненаучной среде, как-то мифологическими, эзотерическими, «магическими» и другими категориями [14]. В этом контексте применение нетрадиционных методик, например, рунических раскладов, позволяет регулировать и управлять процессом коммуникации психолога и клиента с учетом особенностей мировоззрения самого клиента. Иными словами, предполагает «перевод» результатов психодиагностики с академического языка классической психологии на язык метафорический, который смягчает негативные стороны выявленных психологических проблем и позволяет с клиентом обсудить программу психокоррекции.
В условиях жесткой конкуренции для того, чтобы открыть новый консультационный центр социально-педагогической и психологической направленности необходимо понимать, в каких формах в нашем обществе востребованы населением услуги в области психологического консультирования. Иными словами, необходимо всестороннее изучить спрос и предложения в данной сфере, включая академическую науку и пласт эзотерических технологий. Консультационный центр «А1^» был открыт в п. Шушары г. Санкт-Петербурга в 2015 году с целью оказания услуг населению в области социально-педагогического и психологического консультирования. Первые полтора года с момента открытия центра «А1^» были посвящены проведению разнообразных исследований, направленных на определение приоритетных направлений его работы. В период с января 2015 года по сентябрь 2016 года проводился мониторинг спроса на планируемый перечень услуг, определение и всестороннее изучение круга потенциальных клиентов (социальный статус; проблемы, требующие помощи психолога; востребованность клиентами предлагаемых методик и отзывы о них; динамика разрешения проблемных ситуаций, с которыми обращались клиенты и др.). Параллельно с этим процессом осуществлялась апробация авторских методик сертифицированных специалистов, определение потенциальных партнеров центра «А1^» и форм взаимодействия с ними. В данной статье предлагается описание части полученных результатов - применения рун в области психологического консультирования.
За период становления в центр обратилось 150 клиентов. Всем клиентам было предложено заполнить анкеты и ответить на ряд вопросов после получения услуг в центре. Анализ данных анкет, внутренней документации по оказанным услугам, а также отзывов, полученных от клиентов и членов их семей спустя некоторое время после консультаций, позволил собрать эмпирический материал, легший в основу ряда любопытных выводов.
В данной статье круг потенциальных клиентов мы будем рассматривать как группу испытуемых, возраст которых от 25 до 65 лет, включающую 80% женщин и 20% мужчины.
Клиенты, обратившиеся за психологической помощью, являлись представителями различных социальных статусов: учителя, врачи, психологи, государственные служащие (в частности таможенной службы, МВД), менеджеры, юристы, руководители различных коллективов и предприятий, бизнесмены, работники офисов, бухгалтеры, мамы, воспитывающие детей.
По вероисповеданию 92% испытуемых отнесли себя к православным, 5% к мусульманам, 3% охарактеризовали себя как атеисты.
Анализ всех обращений за 2015-2016гг. позволил определить круг ключевых проблем, с которыми клиенты были не в состоянии разобраться самостоятельно: 34% случаев - не понимание (неприятие) окружающих; 22% не понимание или не приятие себя (потеря жизненных ориентиров или их конфликт с социумом); 23% -проблемы во взаимоотношениях с детьми, организация воспитательного процесса; 13 % - самоопределение для саморазвития; 8% -снятие сомнений, ответственность в принятии решений (особенно в отношении развития бизнеса).
За 1,5 года в центре «А^7» был предложен широкий спектр услуг для реализации которых привлекались сертифицированные специалисты г. Санкт-Петербурга. За период проведения мониторинга был выявлен необычный феномен: клиенты более охотно записывались к специалисту, если его профессия звучала как «арт-терапевт», «рунолог», «эниопсихолог», «нумеролог», «астролог», «литотерапевт», тогда как квалификации «психолог», «социальный педагог», «массажист» указанные в соответствии с номенклатурой специальностей высшего образования и квалификаций, указанных в дипломах о дополнительном профессиональном образовании, вызывали меньше доверия у клиентов. При этом было отмечено, что большинство клиентов слабо представляли значения слов, характеризующих квалификацию выбранного специалиста, и с методами его работы сталкивались впервые.
Специалисты центра, имеющие в дипломах государственного образца квалификации «психолог» и «социальный педагог», помимо сертифицированных классических методик применяли на практике альтернативные методики, представляющие следующие направления:
1) Арт-терапия - современное научное направление психотерапии, предполагающее осуществление диагностики, лечения и осуществление психотерапии посредством использования разнообразных техник изобразительного искусства и художественного творчества. В центре «А1^» были применены методы музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии и фототерапии.
2) Астрология - описательные и предсказательные практики, в основе которых научные знания о влиянии небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу), позволяющие осуществлять прогнозирование и анализ различных ситуаций по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга. Клиентам центра «А1^» были предложены услуги по составлению Натальной карты и ряду астрологических прогнозов.
3) Нумерология - исторически сложившееся научное направление, включающее описательные и предсказательные методики математических расчетов, в основе которых система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, процессами и жизнью людей, и их сознанием, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. В рамках психологического консультирования осуществлялось составление нумерологических карт.
4) Эниопсихология - научное направление, изучающие взаимодействие психики человека с окружающим миром в соответствии с вселенскими законами взаимодействия энергии и различных форм ее проявления. В центре «А^7» клиентам были предложены методики гармонизации и формирования позитивного отношения к жизни: энергетический массаж, техники медитаций, техники аутотренинга, коучинг, метод Биолокации и другие.
5) Рунология - древняя наука, в основу которой положено изучение рун и их свойств, а также практик применения рун для описания ситуаций, прогнозирования их дальнейшего развития и коррекции.
Наибольшим спросом в числе направлений и услуг, предложенных центром «А^7» за 1,5 года, пользовались методики и техники, связанные с направлением «рунология». Практика психологического консультирования показала, что в большинстве случаев клиенты позитивнее воспринимали информацию о проблемных вопросах в аллегорических и эзотерических образах, связанных с изображением скандинавских рун и гораздо охотнее отзывались на совместную коррекционную работу нестандартными методами. В результате, руническая тема стала базовой для общения с большинством клиентов центра. При этом, специалисты центра, будучи профессиональными психологами, стали комбинировать различные академические методики с разнообразными описательными и предсказательными практиками. В результате были выработаны новые подходы к психологическому консультированию, позволяющие активно применять на практике знания о скандинавских рунах.
В области арт-терапии в качестве базовых образов применялось изображение рун и связанных с ними системами знаков, символов и образов. Были выработаны следующие техники:
1) Изотерапия - рунические картины, мастер-классы по правополушарному рисованию, созданию своего ресурсного рисунка, своей рунической формулы удачи и пр.;
2) Фоторерапия - работа с метафорическими материалами: картами- образами скандинавской мифологии и атрибутами, связанными с рунами;
3) Сказкотерапия - лечение и психокоррекция с применением сказок, притч и приданий скандинавской мифологии, чтение и анализ связанного с рунами как носителя глубинной жизненной философии.
В области эниопсихологии применялись руническая йога, энергетический массаж с применением методик литотерапии (массаж и лечение камнями с нанесенными изображениями рун).
Наиболее востребованными услугами у клиентов центра стали:
психологическая консультация в форме рунического расклада;
семинары по истории, теории и практики работы со скандинавскими рунами;
мастер-классы по созданию рунических формул;
мастер-классы по созданию рун, а также предметов и арт-объектов с изображением рун из различных материалов с применением различных техник изобразительного и прикладного искусства.
Востребованными оказались индивидуальные консультации в формах очного консультирования, по 8куре (чаще в форме рунических раскладов), а также по телефону; и групповые консультации в форме очных семинаров и мастер классов.
В процессе общения с клиентами выявлены следующие особенности. Когда консультация проходила с применением методов классической психологии на академическом языке специалисты сталкивались с рядом проблем: на этапе знакомства степень вовлечённости клиента была минимальная; из-за недоверия и настороженности клиент раскрепощается только после нескольких консультаций; клиент демонстрировал зачастую неготовность систематически посещать консультации и отвечать на неудобные вопросы, особенно касающихся выполнения рекомендаций психолога. Как правило, после консультации с применением классических методов психологии, клиенты редко приходили повторно, а те, кто возвращался зачастую не проходили весь курс реабилитации.
В противовес классическим методам, применение рун в системе психодиагностики и психокоррекции оказалось более востребовано и более эффективно. Было выявлено, что руны вызывают живой интерес у разных категорий клиентов: у детей - как волшебная сказка; у подростков и молодежи связаны с популярными легендами о Мэрлине, рыцарях круглого стола, героях и магах из области фэнтэзи; у женщин как волшебное гадание «бабки-ведуньи»; у мужчин как подсознательная потребность рассказать всё Мудрой «Бабе Яге», чтобы она выслушала и помогла. Особый интерес руны вызывают у женщин, что связано с архетипом «ведуньи», ассоциациями об обережной магии.
Современное информационное пространство, в котором развивается современная молодежь пронизано скандинавской мифологией, символикой и образами, связанными с рунами. Техники психологического консультирования, активизирующие образы из эпоса, связанного с рунами, позволяют затронуть архетипы поведения, раскрыть общие основы мировосприятия, законы взаимодействия Природы и человека, принципы социального взаимодействия. Обращение к мифологии расширяет кругозор клиента и позволяет перевести разговор из плоскости
личностных аспектов в социально-культурологическую, рассматривать проблемы с позиции универсальных принципов. Позитивный опыт «предков» мотивирует клиента меняться ради обретения состояния Гармонии, обретения Мира в душе и окружении, а значит выполнять рекомендации психолога. При этом клиенты охотно делятся своим опытом и внутренними переживаниями, полученными в ходе психотерапии.
Оперирование понятием «рунический поток» и описательными диагностическими методиками, связанными с раскладом рун с одной стороны, повышают авторитет психолога, с другой, снимают первое напряжение. Общение идет на безопасной для человека дистанции и в мягких аллегоричных образах, позволяя клиенту отслеживать свои ощущения и чувства, включать свой внутренний потенциал, учиться себя слушать, слышать и ценить. Клиент воспринимает проблему абстрактно, как данность, в более мягких формах и готов не только выслушать рекомендации специалиста, но и предпринять действия, направленные на оздоровление ситуации. Клиенты отмечали, что весь процесс консультации сопровождается ощущением, что происходит что-то необычное, сверхъестественное, происходит удовлетворение у клиента подсознательной потребности в чуде. В результате, даже в условиях получения негативной информации клиент покидал психолога с чувством удовлетворения и в приподнятом настроении.
Высокий интерес к рунам, в частности к руническим раскладам, был отмечен в исследованиях, направленных на изучение Интернет ресурсов специалистами кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Гуманитарного факультета КнАГТУ ходе исследований Интернет-пространства [1]. Исследователь В.Е. Лебедько предлагает системный подход применения рун Старшего Футарка в рамках различных направлений современного научного знания [3]. Лечебные и гармонизирующие свойства рун подтверждены исследователями А.Б.Шапиро, Б.Е.Шапиро, активно применяющих изображения рун в практической медицине с 2001 года [11].
Широкий спектр изданий, опубликованных за последние 15 лет, касающихся истории, методологии, практики применения рун для решения задач в различных сферах деятельности подтверждает высокую востребованность знаний в данной области у обычных людей. Следует отметить А.В. Платова [6], [7], [8] и В. Урумийского [10], как наиболее авторитетных в настоящее время авторов, осуществляющих активную научно-исследовательскую, просветительскую и практическую деятельность в области рунологии.
Результаты, полученные центром «Algiz» позволяют рассматривать руны как эффективный инструмент психодиагностики и психокоррекции. Проведение профессиональными психологами и социальными педагогами психологических консультаций с применением рун представляет собой беседу с клиентом о текущей ситуации и обсуждение результатов психодиагностики метафорическими образами. Обращение к руническим знакам взывает у клиентов с одной стороны любопытство, с другой подсознательное доверие к тому, что говорит психолог, поскольку связано с архетипами. Исторически сложившиеся подходы к интерпретации рун позволяют расшифровывать, казалось бы, случайные расклады с такой же эффективностью и точностью, подобно применению ключей для интерпретации сертифицированных методик психологической диагностики. Не зря само слово «Руна» на различных древних языках (немецком, готском, кельтском, валлийском, ирландском, шотландском, гельском, славянском) означает «тайна, рассказанная шепотом» [7, C.8]. Результаты исследований позволяют утверждать, что руны в руках социального педагога или психолога - это ценный прикладной инструмент для контактов с коллективным бессознательным, позволяющий совершить не только увлекательное путешествие в мир древних сказаний и легенд через рунические символы, но также эффективно проводить психодиагностику и психотерапию.
Список литературы / References
1. Грицун, В.С. Руны в современном интернет - пространстве [Текст] / В.С. Грицун, А.А. Шунейко // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - № 5-3 (82). - С. 142-143.
2. Краснова, М.В. Культурно-психологические ценности феномена «поп-психология» [Текст]/ М.В. Краснова // Актуальные вопросы социогуманитарных знаний материалы Межвузовской научно-практической конференции. -СПб: СПбГАУ, 2010. - С. 104-110.
3. Лебедько, В.Е. Архетипическая работа с рунами старшего футарка в применении к задачам науки, техники, экономики, политики, экологии, культуры и искусства (системный подход) [Текст] / В.Е. Лебедько, М. Искрин// NovaInfo.Ru. - 2011. - № 3. - С. 113-117.
4. Мироненко, И.А. Поп-психология или о пользе науки [Текст] / И.А. Мироненко// Проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном российском обществе. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина,
2011. - С. 231-239.
5. Никифорова, Л.Г. Практикум по психологии Рун [Текст] / Л.Г. Никифорова. - М.: Велигор, 2005. - 155с.
6. Платов, А.В. Руны славян и глаголица. Магические знаки волхвов, забытые славянские боги, божественная глаголица, тайны азбучной молитвы: монография [Текст] / А. Платов, Н. Таранов. - М.: Вече, 2010. - 368с. (Тайны Земли Русской)
7. Платов, А.В. Руническое искусство: практика: уч. пособие [Текст] / А.В. Платов. - М: Сам Полиграфист,
2012. - 350с.
8. Платов, А.В. Руны: два тысячелетия магической Традиции. Монография [Текст] / А.В. Платов - М.: Вече, 2010 -446с. - (Сакральная традиция)
9. Степанов, С.С. Мифы и тупики поп-психологии: монография [Текст]/ С.С. Степанов. - Дубна: Издательство «Феникс +», 2006. - 232с.
10. Урумийский, В. Психология рун [Текст] / В. Урумийцский. - П.: Золотое сечение, 2013 - 384с.
11. Пат. на изобретение, РФ, RUS 2194542 Способ корректирующего воздействия на организм человека и средство для его осуществления (варианты): описание изобретения к патенту [Электронный ресурс] / А.Б.Шапиро, Б.Е. Шапиро; заявитель и патентообладатель А.Б.Шапиро, Б.Е. Шапиро; дата выдачи 20.12.2001// WIPMARK [Сайт] - Режим доступа: http://bd.patent.su/2194000-2194999/pat/servl/servletc32f.html - Доступ свободный - Проверено 04.11.2016.
12. Шрайфель, И. Религия для неверующих, или Мой ответ страданиям и смерти: монография [Текст] / И. Шрайфель. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. - 121 с.
13. Шунейко, А.А., Авдеенко И.А. Втягивание участников как этап реализации сценариев информационно -коммуникативных событий [Текст]// Ученые записки Комсомольского - на - Амуре государственного технического университета. - 2011. - №5. - Т.2. - С.55 -61.
14. Юревич, А.В. Поп-психология [Текст] / А.В. Юревич // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 3-14.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Gricun, V.S. Runy v sovremennom Internet - prostranstve [Runes in the modern space of Internet] [Text] / V.S.Gricun, A.A.Shunejko // Novaja nauka: Strategii i vektory razvitija [New Science: Strategies and vectors of development]. - 2016. - № 5-3 (82). - P. 142-143. [in Russian]
2. Krasnova, M.V. Kul'turno-psihologicheskie cennosti fenomena «pop-psihologija» [Cultural and psychological values of the phenomenon of «pop-psychology»] [Text] / M.V. Krasnova // Aktual'nye voprosy sociogumanitarnyh znanij materialy Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [Topical issues of socio-humanitarian knowledge: Materials Interuniversity Scientific and Practical Conference] - SPb: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet [Saint-Petersburg state agrarian University]. 2010. - P. 104-110. [in Russian]
3. Lebed'ko, V.E. Arhetipicheskaja rabota s runami starshego futarka v primenenii k zadacham nauki, tehniki, jekonomiki, politiki, jekologii, kul'tury i iskusstva (sistemnyj podhod) [The archetypal working with the runes of the elder Futhark in application to problems of science, technology, Economics, politics, ecology, culture and art (a systematic approach)] [Text] / V.E.Lebed'ko, M.Iskrin // NovaInfo.Ru. - 2011. - № 3. -P. 113-117. [in Russian]
4. Mironenko, I.A. Pop-psihologija ili o pol'ze nauki [Pop-psychology or the benefits of the Science] [Text] / I.A. Mironenko// Problemy integracii lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sovremennom rossijskom obshhestve [The Problems of persons' integration with disabilities in the modern Russian society] - Sankt-Peterburg: LGU im.
A.S.Pushkina, 2011. - P. 231-239. [in Russian]
5. Nikiforova, L.G. Praktikum po psihologii Runm [Workshop on the psychology of Runes] [Text] / L.G.Nikiforova. -M.: Veligor, 2005. - 155 p. [in Russian]
6. Platov, A.V. Runy slavjan i glagolica. Magicheskie znaki volhvov, zabytye slavjanskie bogi, bozhestvennaja glagolica, tajny azbuchnoj molitvy: monografija [The runes of the Slavs and the Glagolitic alphabet. Magical signs of the Magi, the forgotten Slavic Gods, the divine, the Glagolitic alphabet, the elementary secrets of prayer: a monograph] [Text] / A. Platov, N. Taranov. - M: Veche, 2010. - 368 p. (Ser. Tajny Zemli Russkoj [Secrets Of The Russian Land]) [in Russian]
7. Platov, A.V. Runicheskoe iskusstvo: praktika. Uchebnoe posobie [Runic art: practice. Tutorial] [Text] / A.V.Platov -M.: Sam Poligrafist, 2012. - 350 p. [in Russian]
8. Platov A.V. Runy: dva tysjacheletija magicheskoj Tradicii. Monografija [Runes: two thousand years of magical Tradition. Monograph] [Text]/ A.V. Platov - M.: Veche, 2010 - 446 p. (Sokral'naja tradicija [Sacred tradition]) [in Russian]
9. Stepanov S.S. Mify i tupiki pop-psihologii: monografija [Myths and deadlocks of the «pop psychology»: a monograph] [Text] / S.S. Stepanov. - Dubna: Izdatel'stvo « Feniks +», 2006. - 232 p. [in Russian]
10. Urumijskij V. Psihologija run [Psychology of the runes] / V.Urumijskij. - P.: Izd-vo «Zolotoe sechenie», 2013 -384 p. [in Russian]
11. Pat. na izobretenie, RF, RUS 2194542 20.12. Sposob korrektirujushhego vozdejstvija na organizm cheloveka i sredstvo dlja ego osushhestvlenija (varianty): opisanie izobretenija k patent [The patent for the invention RF, RUS 2194542 Method corrective actions on the human body and the means for its implementation (options): description of the patent [Electronic resource] / A.B.Shapiro, B.E. Shapiro; zajavitel' i patentoobladatel' [applicant and patent holder] A.B.Shapiro,
B.E. Shapiro; data vydachi [issue date] 20.12.2001// WIPMARK [Sait] - URL: http://bd.patent.su/2194000-2194999/pat/servl/servletc32f.html - Free access - Accepted 04.11.2016. [in Russian]
12. Shrajfel', I. Religija dlja neverujushhih, ili Moj otvet stradanijam i smerti: monografija [Religion for infidels, or My response to suffering and death: the monograph] [Text] / I. Shrajfel'. - Shahty: GOU VPO «JuRGUJeS», 2009. - 121 p. [in Russian]
13. Shunejko, A.A. Vtjagivanie uchastnikov kak jetap realizacii scenariev informacionno - kommunikativnyh sobytij [The involvement of participants as the implementation phase of the scenarios, information and communication events] [Text] / A.A.Shunejko, I.A. Avdeenko // Uchenye zapiski Komsomol'skogo - na - Amure gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Scientific notes of Komsomolsk - on - Amur State Technical University]. - 2011.- №5. - Vol.2. -P.55 -61. [in Russian]
14. Jurevich A.V. Pop-psihologija [Pop psychology] [Text] / A.V. Jurevich // Voprosy psihologii [Questions of the psychology]. - 2007. - № 1. - P. 3-14. [in Russian]