кланаческая псахологая, псахотерапая а псахоаналаз
УДК 159.99
использование тренинговых технологий в процессе изучения психологического консультирования
Т. А. Демидова*, В. В. Сойко ** * Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» 295007, проспект академика Вернадского, 4,
Симферополь.
** Медицинская академия имени С. И. Георгиевского (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 294006, Бульвар
Ленина 5/7, Симферополь.
Для корреспонденции: Сойко Вячеслав Васильевич, кандидат медицинских наук, доцент, кафедра психиатрии, психотерапии, наркологии с курсом общей и медицинской психологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского E-mail: soikovv@mail.ru
Information about authors:
Soiko V. V. http://orcid.org/0000-0002-4481-9937 Demydova T. A. http://orcid.org/0000-0002-5640-8641 For correspondence:
Soiko V. V. Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, E-mail: soikovv@mail.ru
резюме. В статье представлен один из разделов программы тренинга психологического консультирования для студентов, целью которого является приобретение и отработка практических навыков выявления и формулировки запроса клиента.
Ключевые слова: тренинг, запрос, психотерапевтическая проблема, психологическое консультирование.
use of training technologies in the process of studying psychological
counseling
T. A. Demydova*, V. V. Soiko **
summary. The article presents one of the sections of the psychological counseling training program for students, whose goal is to acquire and develop practical skills in identifying and formulating the client's request.
Key words: training, inquiry, psychotherapeutic problem, psychological counseling.
Теоретические положения психологического консультирования разрабатывались в работах А. Г. Абрамовой, Ю. Е. Алешиной, А. Е. Айви, Р. Кочунаса, Р. Мэйя, Г. Навайтиса, Р. Нельсона-Джоунса. Неотъемлемой частью процесса психологического консультирования является запрос клиента на психологическую помощь
А. А. Бодалев, В. В. Столин определяют запрос как конкретизацию формы ожидаемой клиентом помошд от консультации. По их мнению, проблема и запрос по смыслу связаны. Если клиент формулирует проблему «не умею, хочу научиться», что запрос, скорее всего, будет - «научите». Они выделяют следующие виды запросов.
1. Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я - хороший человек, не правда ли?», «Мое решение правильно, не правда ли?», «То, что у меня, не так ужасно, не правда ли?»).
2. Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?»).
Клиническая психология, психотерапия и психоанализ
3. Просьба об информации («Что известно об этом?»).
4. Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»).
5. Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка»).
6. Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»).
7. Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «Заставьте его больше любить и уважать меня») [6].
А. Ф. Ануфриев считает, что оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента выступает в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную - то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания. Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией [1].
М. В. Горнякова говорит о том, что запросы клиентов, связанные с самоактуализацией, как и запросы личностного развития и самосовершенствования эффективнее рассматривать в рамках эюистенциально-гуманистического подхода с применением техник клиентцентрированной, гештальтерапии и экзистенциального консультирования с учетом, что запросы саморазвития требуют большей центрированности на личностньтх интересах и сосредоточенности на определенном моменте жизни клиента в отличие от более широких границ экзистенциштьных противоречий запросов самоактуализации [2].
В данной статье мы предлагаем один из разделов тренинговой программы для студентов психологов, который направлен на приобретения практических навыков овладения процедурой выявления запроса клиента в процессе психологического консультирования. В основу разработки данного раздела тренинга положена схема постановки психотерапевтической проблемы, предложенная М. Папушем. Раздел состоит из четырех блоков, логически связанных между собой. Проработка каждого блока рассчитана на одно занятие. В статье мы полностью приводим примеры только основных упражнений.
Во время проведения тренинга психологического консультирования важно придерживаться структуры каждого занятия: приветствие, принятие или повторение правил, высказывание пожеланий и ожиданий, подведение итогов. В конце каждого занятия обязательным является обсуждение впечатлений, ощущений, новой информации. Завершение занятия включает ритуал прощания, высказывание личных пожеланий [3].
Схема постановки психотерапевтической проблемы, согласно М. Папушу, содержит четыре блока, которые взаимосвязаны, логически выстроены, так что пошаговое продвижение от одного блока к другому может вызвать необходимость возвратиться к пересмотру содержания предыдущего.
Первый блок - это описание исходного неудовлетворительного состояния: Второй блок -это выделение желательного состояния клиента, тем, что должно быть получено в конце. Третий блок - это тот контекст, в котором «живет» проблема. Михаил Папуш условно называет его «внутриполитической и внешнеполитической ситуацией» клиента. Первые три блока проясняют содержание проблемы, четвертый блок - ставит вопрос о том, что клиент собирается делать с осмысленной, в ходе беседы информацией. Дело в том, что решение и даже осозна-вание проблемы требуют своей «платы» (как минимум, это - нарушение сложившегося «статус кво», психологического гомеостаза), и эту плату, возможно, клиент не готов заплатить. Это вопросы, которые касаются степени готовности перейти к действиям и изменениям в жизни [5].
Первый блок «Неудовлетворительное исходное состояние клиента».
Упражнение «На что жалуетесь».
Цель: научиться внимательно слушать другого и научиться описывать собственное неудовлетворительное состояние.
Время: 30 минут (10 минут на выполнение задания и 20 минут на обсуждение).
Инструкция. Разбейтесь на пары. Решите, кто сначала будет играть роль консультанта, а кто - клиента. Задача для консультанта - на протяжении пяти минут расспросить на что жалуется клиент (описание симптома, определенного паттерна поведения, отсутствие в жизни чего-то, в чем клиент испытывает нужду (способности, состояния, отношений). Задача для клиента - как можно больше рассказать о своем состоянии, которое не удовлетворяет (Где? Как? Что ощущаете?). Поменяться ролями. Пусть тот, кто играл роль консультанта сыграет роль клиента и наоборот.
Вопрос для обсуждения: легко ли было выполнить задание? Что помогало, а что мешало говорить о проблемах? Что помогало, а что мешало расспрашивать о проблемах? Какие возникали чувства в течение выполнения упражнения?
Второй блок «Желательное новое состояние клиента». Упражнение «Что нужно клиенту».
Цель: научиться определять и выделять желательное состояние клиента.
Время: 30 минут (10 ми нут на выполнение задания и 20 минут на обсуждение).
Инструкция. Разбейтесь на пары. Решите, кто сначала будет играть роль консультанта, а кто - клиента. Задача для консультанта - на протяжении пяти минут расспросить о желательном новом состоянии, которое не должно сводиться к отрицанию исходного, а должно быть содержательным, позитивным. Задача для клиента - как можно содержательнее описать свое желательное состояние. Поменяться ролями. Пусть тот, кто играл роль консультанта сыграет роль клиента и наоборот.
Вопрос для обсуждения: что мешало, а что помогало увидеть ситуацию совершенно по-новому? Какие сложности возникали в связи с расспросом клиента? Сложно или легко было задавать вопросы? С чем, как Вы думаете, это связано у Вас лично?
Третий блок «Контекст, в котором «живет» проблема клиента». Упражнение «Внутриполитическая и внешнеполитическая» ситуация.
Цель: научиться определять и описывать внутриличностную и межличностную составляющие существующей проблемы.
Время: 30 минут (10 минут на выполнение задания и 20 минут на обсуждение).
Инструкция. Возьмите лист бумаги и разделите его пополам. На одной половинке постарайтесь записать внутренний расклад своих «частей» по поводу существующей у Вас проблемы: одни «части» заинтересованы в ее решении, другие нейтральны, третьи противятся. На второй половинке запишите отношение окружающих Вас людей к проблемной ситуации.
Вопрос для обсуждения: Тяжело или легко было выполнить задание? С какими трудностями столкнулись? Что нового о себе и своем окружении узнали? Стало ли понятнее состояние клиента во время консультации? Какие чувства возникали во время выполнения задания? Что нужно учитывать выбирая стратегии и тактики работы с клиентом?
Четвертый блок «Наличие или отсутствие решимости решать проблему». Упражнение «Принимать или действовать».
Цель: освоить использование метафоры (историй, притч) для расширения репертуара выбора клиента в определенных ситуациях.
Время: 20 минут (20 минут на обсуждение).
Инструкция. Прослушайте старинную испанскую молитву. «Боже, дай мне терпения принять то, что я не в состоянии изменить, дай мне сил изменить то, что я изменить в состоянии, и дай мне мудрости отличить одно от другого» [4].
Клиническая психология, психотерапия и психоанализ
Вопрос для обсуждения: Как вы думаете, что в жизни зависит от Вас, а что от Вас не зависит? В состоянии ли Вы принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность? Какова роль притчи в формировании контакта с клиентом? Какие истории и притчи можно использовать для подведения итога формулирования запроса?
Показателем овладения студентами процедурой выявления запроса клиента в процессе психологического консультирования будет приобретение навыка пошагового алгоритма постановки психотерапевтической проблемы, умение использовать полученные знания в практической работе.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература
1. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. М.: Ось-89, 2006.- 192 с.
2. Горнякова М. В. Структура и содержание модели психологического консультирования взрослых по образовательному запросу// Вестник КГПУ, 2014.-№ 3.-С.192-196.
3. Демидова Т.А., Сойко В. В. Программа психологического тренинга «психосоматика»// Таврический журнал психиатрии.- 2015.- Том 19, № 2 (71).- С. 18-26
4. Ковпак Д.В. 111 баек для психотерапевтов.- СПб.: Питер, 2012.-176 с.
5. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора.-М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.- 544 с.
6. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /А.А. Бодалева, В. В. Столина; НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.- М.; Педагогика, 1989.- 208 с.
References
1. Anufriev A. F. Psihologicheskij diagnoz. M.: Os'-89, 2006.- 192 s.
2. Gornjakova M. V. Struktura i soderzhanie modeli psihologicheskogo konsul'tirovanija vzroslyh po obrazovatel'nomu zaprosu// Vestnik KGPU, 2014.-№ 3.-S.192-196.
3. Demidova T. A., Sojko V. V. Programma psihologicheskogo treninga «psihosomatika»// Tavricheskij zhurnal psihiatrii.- 2015.- Tom 19, № 2 (71).- S.18-26
4. Kovpak D. V. 111 baek dlja psihoterapevtov.- SPb.: Piter, 2012.-176 s.
5. Papush M. Psihotehnika jekzistencial'nogo vybora.-M.: Institut Obshhegumanitarnyh Issledovanij, 2001.- 544 s.
6. Sem'ja v psihologicheskoj konsul'tacii: Opyt i problemy psihologicheskogo konsul'tirovanija / Pod red.
A. A. Bodaleva, V. V. Stolina; NII obshhej i pedagogicheskoj psihologii APN SSSR.- M.; Pedagogika, 1989.- 208
УДК: 616.89-008.46/48+616.12-008.331.1+616.13-004.6:615.03
умеренные когнитивные расстройства у больных с артериальной гипертензией и атеросклерозом. возможности коррекции
О. Н. Крючкова, Е. А. Ицкова, Э. Ю. Турна, Ю. А. Лутай, Е. А. Костюкова
Кафедра терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины), Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 295006, бульвар Ленина,
5/7, Симферополь, Россия.
для корреспонденции: Крючкова Ольга Николаевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины) Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», E-mail: kryuchkova62@yandex.ru