Научная статья на тему 'Возможности применения проектного метода обучения в неязыковом ВУЗе'

Возможности применения проектного метода обучения в неязыковом ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / PROJECT METHOD / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INFORMATION PROJECT / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / RESEARCH PROJECT / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табуева Ирина Николаевна

В данной статье затрагивается тема необходимости самостоятельной работы студентов в неязыковом ВУЗе. Раскрывается специфика проектного обучения на основе исследовательского и информационного проекта. Описана роль преподавателя во время проведения такого рода занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article touches upon the need of the independent work of students in not language Higher education Institution. Specifics of project learning based on research projects and information projects are shown. The role of the tutor during this process is described.

Текст научной работы на тему «Возможности применения проектного метода обучения в неязыковом ВУЗе»

■ изучение основ стиля английской научной прозы (понятия «функциональный стиль», «стиль научной прозы»; синтаксические, семантические, композиционные и другие особенности научных работ);

■ анализ англоязычной научной литературы и особенности реферирования текстов;

■ изучение доклада как жанра научной прозы (стадии подготовки научного доклада);

■ изучение особенностей текста научного доклада (особенности синтаксиса, лексики, композиции, клише и т.д.);

■ изучение особенностей выступления с докладом (ясная, чёткая, уверенная речь, правильный тон, драматизация)

■ изучение рекомендаций по составлению электронных презентаций (основные правила комбинирования различных типов информации: текст, звуковые эффекты, графические изображения, видео и т. д.)

■ драматизация научных дебатов;

■ участие в школьных научных конференциях и др. В систему входят 16 занятий, 7 из которых лекционные, 9 организованны в форме викторин, цель которых — закрепление знаний, полученных в ходе деятельности кружка.

Подобная деятельность способствует не только расширению и углублению знаний, умений и навыков, но и развитию интереса и индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки, вооружает их методами добывания знаний, стимулирует развитие личности школьника, положительно влияет на его мотиваци-онную сферу.

Апробация представленной разработки оправдала все ожидания. Этот проект готовился и проводился с большим энтузиазмом, были выполнены все педагогические задачи данного учебно-воспитательного дела. Школьники тщательно планировали и готовили свои «научные проекты», учитывая особенности изложения материала в научном стиле, следуя всем стадиям подготовки. Тексты школьных научных исследований логично раскрывали тему, были грамотно написаны, правильно оформлены и представлены как информационное и структурное единство. Обучающиеся воодушевлённо выступали с докладами и анализировали выступления своих одноклассников, участвовали в научных дискуссиях.

Литература

1. Аксарина, Н. А. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. шк. / Н. А. Аксарина; Российская Федерация. М-во образования и науки. Федерал. агентство по образованию; ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филол. фак., каф. рус. яз. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008. — 100 с.

2. Гальперин, И. А. Стилистика / И. А. Гальперин. — М.: Высш. шк., 1981. — 316 с.

3. Методические рекомендации по написанию докладов и рефератов [Электронный ресурс] / сост. А. В. Шуст. — Электрон. дан. — Новосибирск, 2012. http ://www. ddtum.edu54.ru/DswMedia/rekomendacii ponapisaniyudokladov.doc— Загл. с экрана.

4. Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе / С. Н. Савина. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Табуева Ирина Николаевна

Преподаватель кафедры иностранных языков, Поволжский государственный университет телекоммуникаций

и информатики, г. Самара, Россия

АННОТАЦИЯ

В данной статье затрагивается тема необходимости самостоятельной работы студентов в неязыковом ВУЗе. Раскрывается специфика проектного обучения на основе исследовательского и информационного проекта. Описана роль преподавателя во время проведения такого рода занятий.

ABSTRACT

This article touches upon the need of the independent work of students in not language Higher education Institution. Specifics of project learning based on research projects and information projects are shown. The role of the tutor during this process is described.

Ключевые слова: самостоятельная работа, проектный метод, информационный проект, исследовательский проект, коммуникативная компетенция.

Keywords: independent work, project method, information project, a research project, communicative competence.

Способность к получению новых и актуальных знаний в сфере не только своей специализации, способность творчески мыслить, определяют конкурентоспособность личности на рынке труда. Конкурентоспособный специалист умеет быстро адаптироваться к меняющимся экономическим, политическим и социальным условиям. Для конкурентоспособного современного специалиста важна не только его высокая квалификация в профессиональной сфере, но и готовность решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. [1] Студентам технических специальностей необходимо обладать навыками

иноязычной коммуникативной компетенции, для того чтобы быть конкурентоспособным специалистом широкого профиля и разносторонней личностью.

На базе Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, кафедрой иностранных языков были разработаны курсы углубленного изучения иностранного языка для технических специальностей и курсы для преподавателей неязыковых специальностей. Введение дополнительных курсов в ВУЗе обусловлено возрастающим интересом студентов и препо-

давателей к изучению иностранного языка. Эффективность дополнительных занятий подтверждается итоговым контролем знаний обучаемых.

Стремление студентов к изучению иностранного языка в ВУЗе обусловлено требованиями работодателя, который не хочет тратить дополнительные расходы на переводчика, желая работать со специалистом со знанием иностранного языка.

Многие выпускники неязыковых ВУЗов претендуют на получение должностей в иностранных корпорациях или компаниях, которые сотрудничают с иностранными партнерами, соответственно знание языка одно из основных требований для такого рода работы. Быть конкурентоспособным на рынке труда выпускнику неязыкового ВУЗа позволяет свободное владение иностранным языком и возможность постоянного самостоятельного совершенствования языковых навыков, умений и знаний.

Необходимость достижения студентами уровней В2 (Пороговый продвинутый уровень) и С1 (уровень профессионального владения) владения иностранным языком является одной из первостепенных задач, стоящих перед неязыковым ВУЗом. Сформированность навыков и умений спонтанной или ситуативной монологической и диалогической речи, демонстрация владения моделями организации текста, знание простых и сложных грамматических конструкций, владение профессионально-ориентированной лексикой определяют уровень владения иностранным языком студентами и являются основными требованиями, предъявляемыми студентам на экзамене.

Постоянное стремление студентов к самообучению, профессиональному саморазвитию, формированию навыков самостоятельного поиска информации, в том числе и на иностранном языке, готовность применять полученные знания на практике неотъемлемые компоненты процесса обучения студентов и всего жизненного пути личности.

В связи с сокращением аудиторных часов по иностранному языку в неязыковом ВУЗе, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа приобретают особую актуальность. Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя. [3]

Неотъемлемой частью организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка в неязыковом ВУЗе является планирование. При составлении плана важно взять за основу цели и задачи обучения, необходимо отразить все планируемые темы, конференции, дебаты и дискуссии. Преподаватель должен четко понимать, на каком этапе у студентов будет проходить такой вид обучения, как самостоятельная работа. Преподаватель выступает в роли консультанта, исходя из этого, за каждым преподавателем следует закрепить часы для проведения консультаций у студентов. Преподаватель помогает снять трудности (лексические и грамматические, трудности, связанные с поиском подходящей информации), возникающие в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Обязательным условием для проведения самостоятельной работы является грамотно подобранное преподавателем учебно-методическое обеспечение, соответствующее содержанию, форме и методам проведения такого рода работы.

Проблема поиска современных методов преподавания иностранных языков наиболее актуальна в сфере высшего профессионального образования. Преподавателю

иностранных языков следует не только постоянно повышать свою квалификацию, в совершенстве обладать знаниями и умениями по своему предмету, но и создавать положительную атмосферу и мотивационную базу на занятиях. Благодаря этому студенты будут охотно вовлекаться в процесс обучения иностранному языку на практических занятиях, использовать полученные знания, умения и навыки в процессе внеаудиторной самостоятельной работы.

Проектный метод один из прогрессивных методик обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе, основанный на творческих и познавательных навыках и умениях учащихся, направленный на развитие творческого потенциала и критического мышления. Конечный результат данного вида обучения отражается поиском решений по конкретной проблеме или ситуации, заданной преподавателем.

Преимущество проектного метода заключается в оптимизации процесса обучения и использовании поисковых и исследовательских методов для достижения конечного практического результата на основе сотрудничества между студентами. Основной задачей осуществления проектной деятельности является стимулирование интереса студентов к проблеме, для решения которой необходимы определенные знания и их практическое применение. [2, 163]

Существует несколько типов проектов, которые получили широкое распространение не только в высшей профессиональной школе, но и в довузовском обучении: исследовательские, творческие, информационные и прак-тико-тренировочные проекты. На наш взгляд информационные и исследовательские проекты наиболее эффективны в изучении иностранного языка в неязыковом ВУЗе, так как направлены на формирование и развитие языковой компетенции у студентов.

1. Информационные проекты - предполагают самостоятельной сбор, анализ, обобщение актуальной информации студентами для описания какого-либо явления или события с целью ее ознакомления с од-ногрупниками, представления ее на симпозиумах и конференциях.

2. Исследовательские проекты - следует выполнять согласно заранее разработанной структуре, приближенной к научному исследованию. Цель исследовательских проектов заключается в формирование и развитии самостоятельной познавательной деятельности студентов, совершенствование их интеллектуальных способностей. Данный тип проекта предполагает выдвижение проблемы, гипотезы, предполагает поиск и отбор наиболее подходящей информации для использования ее в проекте. Заключительный этап - презентация проекта, представление аргументированных выводов и умозаключений, как групповых, так и индивидуальных. Тематика для данных видов проектов должна быть

выбрана согласно уровню языковой компетенции студентов, умению самостоятельного конструирования учащимися монологических и диалогических высказываний. Задача, стоящая перед преподавателем, предполагающего использовать проектный метод в процессе обучения иностранному языку заключается в определение учебных задач, раскрытии ситуаций и определении проблемы по заданной теме. Преподавателю следует разработать серию опор-помощников для студентов.

Во время проведения такого рода самостоятельных занятий преподаватель выступает в роли консультанта или помощника, помогая студентам в процессе работы

над проектом. В связи с тем, что основная работа над проектом проводится во внеаудиторное время, студенты самостоятельно занимаются поиском необходимой информации. Преподавателю необходимо обучить студентов просмотровому и поисковому чтению, умению выделять, понимать и извлекать ключевую информацию для дальнейшего ее использования в своем проекте. Наряду с работой над полученной информацией работа над сценарием проекта заставляет студентов обращаться к словарям и справочникам, подбирая языковой материал, формулы речевого общения, адекватные ситуации общения. [4, 128]

После защиты проектов преподавателю следует провести анализ высказываний студентов и определить уровень усвоенной профессионально-ориентированной лексики, грамматических и лексических конструкций необходимых на данном этапе обучения.

Проектный метод обучения формирует и совершенствует навыки самостоятельной работы студентов, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, традиций и культуры стран, говорящих на изучаемом языке.

Список литературы

1. Игнаткина И.В., Роль иностранного языка при подготовке конкурентнособного специалиста, Materials of the IV international scientific conference on November 20-21, 2014

2. Кузнецова С.В. Минакова Л.Ю., К вопросу об использовании проектной методики в преподавании иностранных языков, Вестник Томского государственного университета, Выпуск № 309 / 2008, С. 162-165.

3. Ломохова С.А., Самостоятельная работа студентов в процессе работы над текстом по специальности в неязыковом вузе, Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, № 20 / 2010, С. 141-142.

4. Михайлова О.В., Использование проектной методики как средства формирования иноязычной компетенции студентов неязыкового ВУЗа, Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 127-129.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ ИСПОЛНЯТЬ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ»

Тамбиев Сергей Геннадьевич

кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры ФГКВОУ ВО « ЧВВИУРЭ» МО РФ г. Череповец

АННОТАЦИЯ

педагогическая практика требует осмысления понятия «готовность исполнять общие компетенции» в применении к студентам образовательных организаций. С этой целью был проведен обзор научных публикаций и анализ теоретических предпосылок экспансии идеи подготовки студентов к исполнению общих компетенций. В результате применения данных методов теоретического исследования было уточнено ключевое понятие.

Ключевые слова: готовность к деятельности, подготовка студентов, общие и общекультурные компетенции.

В отечественной психологии готовность к деятельности рассматривается с различных точек зрения, и самые распространенные - это личностный и функциональный подход [7].

Личностный подход к готовности анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью. Смысл функционального подхода выражается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, точнее как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически.

Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состояние» (Н.Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л.С. Нарсесян, В.Н. Пушкин).

Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:

- положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

- черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности;

- необходимые знания, навыки, умения;

- устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.

Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Динамическая структура состояния психологической готовности к каким-либо видам деятельности - это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

- мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

- познавательные - понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;

- эмоциональные - чувство социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

- волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни [1]. Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляют собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

1) осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.