Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ IT-КОМПАНИЯМИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ IT-КОМПАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / IT-КОМПАНИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкарёва Ольга Владимировна, Карабанова Ольга Владимировна

IT-отрасль в 2022 году приобрела ключевое значение для российской экономики и экономической безопасности страны. IT-индустрия отнесена авторами к сектору технологического предпринимательства, в основе которого лежит наукоемкая идея, человеческий капитал и интеллектуальная собственность. Налоговые льготы для IT-компаний в 2022 году предложены государством в целях поддержания отрасли в сложных условиях и для предотвращение крупного оттока специалистов из России. В статье рассматриваются основные льготы для IT-компаний, порядок и сложности в получении таких льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкарёва Ольга Владимировна, Карабанова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF APPLYING TAX BENEFITS BY IT COMPANIES

The IT industry in 2022 has become key to the Russian economy and the country's economic security. The IT industry is attributed by the authors to the sector of technological entrepreneurship, which is based on a science-intensive idea, human capital and intellectual property. Tax incentives for IT companies in 2022 are proposed by the state in order to support the industry in difficult conditions and to prevent a large outflow of specialists from Russia. The article discusses the main benefits for IT companies, the procedure and difficulties in obtaining such benefits.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ IT-КОМПАНИЯМИ»

УДК 339.163: 001.895

DOI: https://doi.org/10.25688/2312-6647.2022.32.2.01

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

IT-КОМПАНИЯМИ

Ольга Владимировна Шинкарёва1, Ольга Владимировна Карабанова2

1, 2

1 2

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия,

ShinkarjovaOV@mgpu.ru KarabanovaOV@mgpu.ru

Аннотация. 1Т-отрасль в 2022 году приобрела ключевое значение для российской экономики и экономической безопасности страны. 1Т-индустрия отнесена авторами к сектору технологического предпринимательства, в основе которого лежит наукоемкая идея, человеческий капитал и интеллектуальная собственность. Налоговые льготы для 1Т-компаний в 2022 году предложены государством в целях поддержания отрасли в сложных условиях и для предотвращение крупного оттока специалистов из России. В статье рассматриваются основные льготы для 1Т-компаний, порядок и сложности в получении таких льгот.

Ключевые слова: инновации, 1Т-компании, государственная поддержка, технологическое предпринимательство, налоговые льготы.

© Шинкарёва О. В., Карабанова О. В., 2022

UDC 339.163: 001.895

DOI: https://doi.org/10.25688/2312-6647.2022.32.2.01

POSSIBILITIES OF APPLYING TAX BENEFITS BY IT COMPANIES

Olga V. Shinkareva1, Olga V. Karabanova2

1, 2 1 2

Moscow City University, Moscow, Russia,

ShinkarjovaOV@mgpu.ru

KarabanovaOV@mgpu.ru

Abstract. The IT industry in 2022 has become key to the Russian economy and the country's economic security. The IT industry is attributed by the authors to the sector of technological entrepreneurship, which is based on a science-intensive idea, human capital and intellectual property. Tax incentives for IT companies in 2022 are proposed by the state in order to support the industry in difficult conditions and to prevent a large outflow of specialists from Russia. The article discusses the main benefits for IT companies, the procedure and difficulties in obtaining such benefits.

Keywords: innovation, IT companies, government support, technology entrepreneur-ship, tax incentives.

Введение

Следует отметить, что в отечественном налоговом законодательстве отсутствует термин «технологическое предпринимательство», а следовательно, и напрямую связанные с ними льготы. При этом многие технологические предприниматели сегодня — это именно IT-компании, разрабатывающие программное обеспечение не только и не столько для сферы услуг, сколько для промышленного производства или практического применения технологических продуктов (например, беспилотные транспортные средства и т. п.).

В последнее время государство ввело в Налоговый кодекс РФ ряд серьезных льгот по обязательным платежам для отечественных IT-компаний, занимающихся разработкой и обслуживанием программного обеспечения. Ряд из них был принят в рамках стимулирования экономики в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и, как надеются власти, придаст серьезный толчок развитию отечественной IT-отрасли.

Среди льгот для IT-компаний можно выделить следующие:

• по страховым взносам;

• по налогу на прибыль организаций;

• по налогу на добавленную стоимость.

Пониженный тариф страховых взносов для 1Т-компаний

Более низкий по сравнению со стандартным тариф страховых взносов применяется компаниями, которые ведут деятельность в области информационных технологий:

• разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;

• оказывают услуги или выполняют работы по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);

• устанавливают, тестируют и сопровождают программы для электронных вычислительных машин, базы данных.

В таблице 1 представлена градация страховых взносов для компаний в сфере 1Т.

Таблица 1

Тарифы страховых взносов

Вид тарифа Стандартный тариф Тариф для IT-компаний

На обязательное пенсионное страхование:

до предельной величины базы (в 2022 году — 1 565 000 руб.) 22 % 6 %

свыше предельной величины базы 10 % Не облагается

На обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

до предельной величины базы (в 2022 году — 1 032 000 руб.) 2,9 % 1,5 %

свыше предельной величины базы Не облагается Не облагается

На обязательное медицинское страхование 5,1 % 0,1 %

Источник: составлено авторами на основании [4].

Таким образом, от введения пониженных тарифов 1Т-компании существенно экономят на страховых взносах — общая нагрузка на заработную плату до достижения предельной величины базы по каждому сотруднику составляет 7,6 % против стандартных тарифов в 30 %. С учетом того, что в области информационных технологий сегодня выплачиваются одни из самых высоких зарплат в России, выходит существенная экономия.

Подсчитаем выгоду от данной льготы в расчете на одного 1Т-сотрудника для компании. Средняя ежемесячная зарплата 1Т-специалиста по итогам 2020 года составила 119 тысяч рублей [7], то есть 1 428 000 руб. в год. При расчете величины экономии на пониженных тарифах будем исходить из этой цифры.

В случае применения стандартного тарифа сумма страховых взносов (без учета взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым льготы не предусмотрены) годовой размер взносов (за 2022 год) на данную заработную плату составит:

1 428 000 • 22 % + 1 032 000 • 2,9 % + 1 428 000 • 5,1 % = 416 916 руб.

При применении пониженных тарифов суммарный размер взносов равен: 1 428 000 • 6 % + 1 032 000 • 1,5 % + 1 428 000 • 0,1 % = 102 588 руб.

Таким образом, размер экономии на одном сотруднике составляет: 416 916 - 102 588 = 314 328 руб.

Можно отметить, что при применении пониженных тарифов платежи по страховым взносам снижаются в несколько раз, что, несомненно, очень выгодно для компаний. Следует отметить, что данные тарифы применяются не только к сотрудникам, непосредственно занимающимся информационными технологиями, но и к иным сотрудникам данной компании, например бухгалтерам, кадровым работникам и пр., что также ведет к экономии на «зарплатных налогах».

Так как применение данных тарифов существенно снижает нагрузку на компании в области обязательных платежей, то государство предусмотрело ряд требований к таким компаниям — в случае их невыполнения возможности применять пониженные ставки у организаций нет. Это сделано в том числе и для того, чтобы закрыть возможность злоупотребления данной льготой иными компаниями. Неотъемлемые условия применения пониженных тарифов для организаций следующие:

1. Наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий либо свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной особой экономической зоны. Таким образом, для фирм, использующих льготу, предусмотрен особый порядок аккредитации со стороны Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — для ее получения необходимо подать заявление посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» [5]. Реестр аккредитованных организаций представлен на официальном сайте министерства по адресу: https://digital.gov.ru/ru/activity/ govservices/1/#section-description [1].

2. Удельный вес доходов от деятельности в области информационных технологий — не менее 90 % от суммы всех доходов. Законодательство конкретизирует позиции, которые относятся к данной деятельности, — это:

• реализация экземпляров разработанных компанией программ для электронных вычислительных машин, баз данных;

• передача исключительных прав или прав по лицензионным договорам на такие программы / базы данных;

• услуги / работы по разработке, адаптации и модификации программ / баз данных;

• услуги / работы по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

3. Требование к среднесписочной численности сотрудников организации — она должна составлять не менее семи человек [4].

Необходимо подчеркнуть, что в случае нарушения применения льгот по итогам периода со стороны компании (хотя бы одного из вышеперечисленных условий) компания лишается права применения льготных тарифов страховых взносов, обязана пересчитать платежи по стандартным тарифам с начала расчетного периода и перечислить разницу в соответствующий орган или фонд, а это несет дополнительные риски для бизнеса, вплоть до банкротства.

Льготы по налогу на прибыль организаций для ^-компаний

Существенное снижение налоговой нагрузки предусмотрено и благодаря существенному снижению для отечественных компаний, занимающихся разработкой, продажей и сопровождением программного обеспечения. Стандартная ставка налога на прибыль организаций составляет 20 %, из которых 3 % поступают в федеральный бюджет, а 17 % — в региональный. Для 1Т-компаний, соответствующих условиям применения льготной ставки по налогу на прибыль (эти условия идентичны условиям применения пониженных тарифов страховых взносов), региональная составляющая налога — 0 % [4]. Таким образом, компании платят от полученной прибыли не 20 %, а только 3 % — экономия по налогу на прибыль более чем в 6,5 раз. Вместе с тем хотелось бы отметить существующие в этом случае риски — бюджеты субъектов Российской Федерации лишаются значительных доходов, которые не компенсируются федеральным бюджетом, что осложняет ситуацию на фоне растущего дефицита региональных бюджетов.

Известно, что у регионов два налоговых стимула для развития предпринимательства на своей территории — это поступления по налогу на прибыль организаций, а также поступления налога на доходы физических лиц (85 % от данного налога поступает напрямую в бюджет субъекта, остальные 15 % — в местные бюджеты данного региона). Данная льгота, конечно, стимулирует 1Т-компании к расширению своей деятельности, но вместе с тем снижает стимулы регионов к созданию благоприятных условий для развития из-за меньшего роста налоговых доходов регионального бюджета. По нашему мнению, для более эффективной льготы данную налоговую нагрузку необходимо перераспределить — 3 %, уплачиваемые компаниями, производящими и обслуживающими отечественное программное обеспечение, должны поступать в региональные,

а не в федеральные бюджеты. Выпадающие же доходы федерального бюджета можно компенсировать из Фонда национального благосостояния — его размер по состоянию на 1 декабря 2021 года составил 185,2 млрд долларов США — 12 % от ВВП [6].

Освобождение от налога на добавленную стоимость операций по реализации отечественного программного обеспечения

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, который включается в цену товара. В настоящее время собираемость данного налога благодаря автоматической системе контроля НДС очень высока [8].

Согласно статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС реализация, передача, выполнение, оказание для собственных нужд следующих операций:

• исключительные права на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ: по состоянию на январь 2022 года в данный реестр включено почти 12,5 тысяч программ, состав данного реестра можно посмотреть на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

• исключительные права на полезные модели, изобретения, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), права на использование вышеперечисленных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора [4].

При этом передача прав, дающих возможность распространять рекламную информацию или предложения о продаже/приобретении товаров, работ, услуг, искать потенциальных покупателей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и/или получать доступ к такой информации, не освобождается от обложения НДС — таким образом государство предоставляет возможность развивать необходимые ему сектора 1Т.

С учетом того, что стандартная ставка НДС — 20 %, и данный налог включается в цену товара, то освобождение от него существенно влияет на цену таких услуг, удешевляя ее, что также должно способствовать развитию производства отечественного программного обеспечения.

Заключение

Рассмотренные меры дают возможность компании существенно снизить свою налоговую нагрузку, что повысит их доходность на рынке, и, на фоне развития онлайн-технологий из-за пандемии COVID-19, должно послужить дополнительным импульсом развития рынка разработки отечественного программного обеспечения.

2022 год послужил импульсом для развития IT-сферы в России. К налоговым льготам добавлены: отсрочка от призыва на военную службу до 27 лет (при условии полученного документа о высшем образовании по соответствующему профилю), улучшение жилищных условий и повышение оплаты их труда, льготные кредиты (по ставке не свыше 3 %), упрощение трудоустройства иностранных граждан в IT-компанию и в отношении грантов на поддержку IT-компаний. Дальнейшим шагом исследования станут промежуточные результаты и оценка эффективности введенных мер по поддержке IT-отрасли в России и анализ сбалансированности отраслей под экономические нужды государства.

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 25.01.2022).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 № 929 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202106220007 (дата обращения: 25.01.2022).

3. Объем Фонда национального благосостояния. Официальные данные Минфина РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/ (дата обращения: 25.01.2022).

4. Аккредитация ИТ-компаний [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/1/#section-description (дата обращения: 25.01.2022).

5. Карабанова О. В. Инфраструктура поддержки проектов по реализации национальной технологической инициативы-2035 // Новое в науке и образовании: тезисы докладов Международной ежегодной научно-практической конференции, Москва,

II апреля 2018 года / Еврейский университет; сост. и отв. ред. Ю. Н. Кондракова. М.: МАКС Пресс, 2018. С. 19-21.

6. Карабанова О. В. Повышение финансовой и правовой грамотности руководителей малых инновационных предприятий в современных условиях // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность: сб. науч. ст. по мат-лам

III Международной научно-практической конференции, Москва, 18-19 июня 2020 г. / сост. Н. И. Шевченко. М.: А-Приор, 2020. С. 333-335.

7. Программисты в России получают в 2,33 раза больше средней зарплаты по стране [Электронный ресурс] // Интернет-издание о высоких технологиях — CNews. Дата публикации: 18 августа 2021. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-08-18_ zarplata_itspetsialista#:~:text=Зарплата%20ИT-сотрудников%20в%20России%20в,г.%20 и%20составляла%20%241%2С6%20тыс (дата обращения: 25.01.2022).

8. Шинкарёва О. В., Хаустова А. Е. Развитие автоматизированной информационной системы «Налог-3» // Трансформация национальной социально-экономической системы России: материалы I Международной научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2018 г. / Российский государственный университет правосудия. М., 2019. С. 559-564.

9. Karabanova O. V., Sharapova S. A., Magomedov M. D. Competitiveness of a Multicultural Region's Economy: Measuring and Provision // Public Administration and Regional Management in Russia. Challenges and Prospects in a Multicultural Region. Switzerland: Springer Nature, 2020. P. 163-172. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-38497-5_19

References

1. Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.08.2000 № 117 FZ [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/ (accessed: 25.01.2022).

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 18.06.2021 № 929 "On state accreditation of organizations operating in the field of information technology" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202106220007 (accessed: 25.01.2022).

3. Volume of the National Wealth Fund. Official data of the Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/ statistics/ (accessed: 25.01.2022).

4. Accreditation of IT companies [Electronic Resource] // Official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/1/#section-description (accessed: 25.01.2022).

5. Karabanova O. V. Infrastructure for supporting projects for the implementation of the national technological initiative-2035 // New in science and education: Abstracts of reports of the International Annual Scientific and Practical Conference, Moscow, April 11, 2018 / Hebrew University; comp. and ed. Yu. N. Kondrakov. Moscow: MAKS Press, 2018. P. 19-21.

6. Karabanova O. V. Improving the financial and legal literacy of leaders of small innovative enterprises in modern conditions // Continuing education in the context of the idea of the Future: new literacy: Collection of scientific articles on the materials of the III International Scientific and Practical Conference, Moscow, June 18-19, 2020 / comp. N. I. Shevchenko. Moscow: A-Prior, 2020. P. 333-335.

7. Programmers in Russia receive 2.33 times the average salary in the country. Publication date: 2021, August 18 [Electronic resource] // CNews. URL: https://www.cnews.ru/news/ top/2021-08-18_zarplata_itspetsialista#:~:text=3apnnara%20HT-coTpygHHKOB%20B%20 PoccHH%20B,r.%20H%20cocTaBnana%20%241%2C6%20THC (accessed: 25.01.2022).

8. Shinkareva O. V., Khaustova, A. E. Development of the automated information system "Tax-3" // Transformation of the national socio-economic system of Russia: Materials of the I International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 30, 2018 / Russian State University of Justice. Moscow, 2019. P. 559-564.

9. Karabanova O. V., Sharapova S. A., Magomedov M. D. Competitiveness of a Multicultural Region's Economy: Measuring and Provision // Public Administration and Regional Management in Russia. Challenges and Prospects in a Multicultural Region. Switzerland: Springer Nature, 2020. P. 163-172. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-38497-5_19

Информация об авторах:

Шинкарёва Ольга Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Института права и управления, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия,

ShinkarjovaOV@mgpu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карабанова Ольга Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Института права и управления, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия,

KarabanovaOV@mgpu.ru

Information about the authors:

Shinkareva Olga Vladimirovna — associate professor, Ph.D. in Economics, Associate Professor of Economics and Management, Institute of Law and Management, Moscow City University, Moscow, Russia,

ShinkarjovaOV@mgpu.ru

Karabanova Olga Vladimirovna — associate professor, Ph.D. in Economics, Associate Professor of Economics and Management, Institute of Law and Management, Moscow City University, Moscow, Russia,

KarabanovaOV@mgpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.