Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ'

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкарева Ольга Владимировна, Карабанова Ольга Владимировна, Магомедов Магомед Даниялович

Исследование нацелено на анализ возможностей, которые может предоставить технологическим предпринимателям новый специальный налоговый режим - автоматизированная упрощенная система налогообложения. Рассмотрены особенности данного режима, его преимущества для технологических предпринимателей. Отмечено, что применение данной системы не только дает возможность снизить технологическим предпринимателям обязательные платежи, но и позволяет сэкономить на оплате бухгалтерских услуг, что может служить стимулом для развития их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкарева Ольга Владимировна, Карабанова Ольга Владимировна, Магомедов Магомед Даниялович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF AN AUTOMATED SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM BY TECHNOLOGY ENTREPRENEURS

The study aims to analyze the opportunities that a new special tax regime, an automated simplified taxation system, can provide to technology entrepreneurs. The features of this regime, its advantages for technological entrepreneurs are considered. It was noted that the use of this system not only makes it possible to reduce mandatory payments to technological entrepreneurs, but also makes it possible to save on accounting services, which can serve as an incentive for the development of their activities.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ»

УДК 336.226.142:004

DOI: 10.25688/2312-6647.2023.35.1.07

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

Шинкарёва Ольга Владимировна

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия Shinkareva_ol@mail.ru

Карабанова Ольга Владимировна

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия Karabanova.o@gmail.ru

Магомедов Магомед Даниялович

Государственный университет управления, Москва, Россия profmagomedov@mail.ru

Аннотация. Исследование нацелено на анализ возможностей, которые может предоставить технологическим предпринимателям новый специальный налоговый режим — автоматизированная упрощенная система налогообложения. Рассмотрены особенности данного режима, его преимущества для технологических предпринимателей. Отмечено, что применение данной системы не только дает возможность снизить технологическим предпринимателям обязательные платежи, но и позволяет сэкономить на оплате бухгалтерских услуг, что может служить стимулом для развития их деятельности.

Ключевые слова: автоматизированная упрощенная система налогообложения; малые инновационные предприятия; технологическое предпринимательство.

© Шинкарева О. В., Карабанова О. В., Магомедов М. Д., 2023

UDC 336.226.142:004

DOI: 10.25688/2312-6647.2023.35.1.07

APPLICATION OF AUTOMATED SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM BY TECHNOLOGY ENTREPRENEURS

Shinkareva Olga Vladimirovna

Moscow City University, Moscow Russia Shinkareva_ol@mail.ru

Karabanova Olga Vladimirovna

Moscow City University, Moscow Russia Karabanova.o@gmail.ru

Magomedov Magomed Daniyalovich

State University of Management, Moscow, Russia profmagomedov@mail.ru

Annotation. The study aims to analyze the opportunities that a new special tax regime, an automated simplified taxation system, can provide to technology entrepreneurs. The features of this regime, its advantages for technological entrepreneurs are considered. It was noted that the use of this system not only makes it possible to reduce mandatory payments to technological entrepreneurs, but also makes it possible to save on accounting services, which can serve as an incentive for the development of their activities.

Keywords: automated simplified taxation system; small innovative enterprises; technological entrepreneurship.

Технологические стартапы в России, как и в других развитых странах, вырастают с помощью соответствующей инфраструктуры, стартап-экосистемы. Одним из важнейших элементов такой экосистемы становятся вузы. Поэтому молодые инноваторы — это в основном вчерашние бакалавры, магистранты или аспиранты.

Так, половина опрошенных имеет высшее образование, около четверти — два высших и более. Около 18 % респондентов имеют ученую степень. Это вполне закономерно с учетом их возраста (см. рис. 1).

Большинство инноваторов в технологической сфере в России ведут параллельно иную деятельность, помимо бизнеса, что говорит о том, что это не основной их источник дохода. При этом содержать наемный персонал таким компаниям, особенно на стадии MVP, накладно. И, действительно, более чем в половине случаев команда бизнеса составляет 2-5 человек. В 20 % проектов работает от 6 до 10 сотрудников, в 17 % — 11-30 человек. Более 30 сотрудников развивают проекты 8 % компаний1.

1 Исследование рынка технологического предпринимательства в России. 2020. [Электронный ресурс] // Платформа «Generations». URL: https://generation-startup.ru/upload/docs/Startup_ Barometer_2020.pdf (дата обращения: 23.09.2022).

Рис. 1. Результаты опроса инновационных предпринимателей Источник: рассчитано по данным: Исследование рынка технологического предпринимательства в России. 2020. [Электронный ресурс] // Платформа «GenerationS». URL: https://generation-startup.ru/upload/docs/Startup_Barometer_2020.pdf (дата обращения: 23.09.2022).

Таким образом, одна из основных проблем в налоговом учете — необходимость нанимать бухгалтера и, соответственно, расходы на него, которые являются постоянными, независимо от результата, что особенно тяжело на начальных этапах работы. При этом финансовые риски могут поставить под угрозу развитие бизнеса, а особенно производственного, учет и управление которым обычно неэффективно и трудно передать на аутсорс.

Налоговая политика государства в последнее время предусматривает упрощение налогового учета — так, для организаций отменена обязанность по подаче деклараций по транспортному и земельному налогу, с 2023 года внедряется институт единого налогового счета, позволяющий платить налоги одним платежом без разбивки по конкретным налогам и пр. В этом же русле находится и внедрение экспериментального специального налогового режима — автоматизированная упрощенная система налогообложения (далее — АУСН). Данный эксперимент рассчитан на несколько лет — до 31 декабря 2027 года. В настоящее время данный режим распространяется на четыре региона страны — Москву, Московскую область, Калужскую область и Республику Татарстан.

Данный режим на добровольной основе могут применять не все предприниматели, а соответствующие ряду критериев. Среди них можно отметить следующие:

- ограничение по размеру:

- годовых доходов — не более 60 млн руб.;

- остаточной стоимости основных средств — не более 150 млн руб.;

- среднесписочной численности сотрудников — не более 5 человек;

- требование к уставному капиталу — владеть компанией должны преимущественно физические лица — доля компаний не может превышать 25 %;

- отсутствие филиалов и подразделений и пр. [2].

Существенное ограничение на данном режиме — это малое число работников компании — не более пяти, что значительно сужает возможности применения режима технологическими предпринимателями. Вместе с тем это может быть выгодный вариант для организации в начале их развития, с возможностью при расширении компании перейти на иной режим налогообложения.

Компании и индивидуальные предприниматели, использующие АУСН, уплачивают один налог, заменяя им следующие:

- налог на прибыль организаций (за рядом исключений) для фирм и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на имущество организаций, за исключением налога на имущество, уплачиваемого по кадастровой стоимости (для исключения массового перевода объектов недвижимого имущества на такие фирмы для уклонения от уплаты налога).

Важное преимущество режима для компаний и факт, выделяющий его из режимов, предусмотренных для организаций, — отсутствие необходимости расчета налогов и подачи соответствующих деклараций самим налогоплательщиком. Определение размера налога к уплате — это обязанность налоговых органов. Организации и индивидуальные предприниматели на данном режиме обязаны проводить свои банковские операции через уполномоченные кредитные организации (среди них, к примеру, СберБанк, Альфа-Банк, «Точка»), которые обязаны передавать сведения об операциях по счету в налоговые инспекции. Данные о наличных расчетах также будут поступать в инспекции благодаря применению онлайн-касс. В случае необходимости хозяйствующие субъекты могут корректировать информацию о расчетах через свой личный кабинет налогоплательщика. Это дает возможность освободить организации и индивидуальных предпринимателей на АУСН от обязанностей расчета налога, уплачиваемого на данной системе, и предоставления налоговой декларации. Существенным преимуществом режима является и освобождение предпринимателей от уплаты страховых взносов по заработной плате лиц, работающих по трудовому договору, — у организаций и индивидуальных предпринимателей осталась только обязанность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в фиксированном размере (по состоянию на 2022 год — 2040 руб.).

Существенно облегчается обязанность предпринимателей на данном режиме и как налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) — если на общей системе налогообложения или на упрощенной системе налогообложения они должны самостоятельно рассчитать, удержать, перечислить налог и подать соответствующие декларации, то на АУСН они обязаны передавать в свою банковскую организацию данные о размере дохода каждого своего сотрудника, сумме его стандартных налоговых вычетов, а на уполномоченные банки возлагается обязанность расчета и перечисления НДФЛ в бюджет.

Следует отметить определенный недостаток для сотрудников таких работодателей — они не смогут получить через него социальный и имущественный вычет — за ним они обязаны будут обратиться в налоговые органы.

При введении данного режима сохранили и следующее преимущество упрощенной системы налогообложения (УСН) — возможность хозяйствующего субъекта выбирать наиболее подходящий ему объект налогообложения — «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Вместе с тем ставки по АУСН чуть выше — за ориентир взяли максимальные ставки, применяемые при уплате налога на УСН, — 8 % при объекте налогообложения «Доходы» и 20 % — при объекте налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Более того, при применении второго объекта налогообложения будет рассчитываться и минимальный налог в размере 3 % от доходов, что может привести к увеличению размера налоговых платежей [1; 2]. С учетом того, что компания на упрощенной системе налогообложения (при объекте налогообложения «Доходы») имеет право уменьшить (на 50 %) налог на сумму уплаченных страховых взносов, то не для всех технологических предпринимателей данная система может быть однозначно выгодной, и перед выбором конкретного режима хозяйствующему субъекту рекомендуется применить элементы налогового планирования, которые позволят спрогнозировать потенциальную налоговую нагрузку на каждом режиме при конкретном объекте налогообложения и выбрать наиболее выгодный вариант налоговой оптимизации.

Предпринимателю при осуществлении налоговой оптимизации необходимо придерживаться следующих принципов [3]:

- обоснованности — доход, получаемый от снижения размера обязательных платежей, должен превышать расходы на оптимизацию налогообложения;

- расчета потерь и экономии — оценка не только текущей экономии, но и прогнозирование перспективных выгод и затрат на протяжении нескольких периодов;

- оценки специфики бизнеса — конкретной организации необходим свой набор инструментов налоговой оптимизации, слепое копирование налоговой схемы иной компании может увеличить, а не уменьшить налоговую нагрузку предприятия;

- заблаговременность — налоговая оптимизация проводится до проведения операций с целью оценки наиболее выгодного варианта, после совершения операции усилия по снижению размера обязательных платежей не являются эффективными и чаще всего могут оказаться незаконными и влекущими за собой последствия в виде применения к компании налоговых санкций [4].

Если обратиться к вариантам оптимизации налогообложения технологических предпринимателей, для организации бизнеса создающих компанию, а не ведущих деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то следует отметить, что выбор режима налогообложения до введения АУСН у них был очень узкий — применение упрощенной системы налогообложения (так как патентный режим и налог на профессиональный доход могут

применять только индивидуальные предприниматели, а единый сельскохозяйственный налог — только сельскохозяйственные товаропроизводители). В настоящее время у хозяйствующих субъектов появляются дополнительные возможности налоговой оптимизации. При этом, оценивая возможный переход на автоматизированную упрощенную систему налогообложения, предпринимателю необходимо учитывать не только потенциальный размер налоговых платежей, но и экономию затрат на ведение налогового учета, которую он может получить — как было сказано выше, обязанности определения размера налоговых платежей на АУСН несут налоговые органы, а обязанности по расчету, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц — банки, в которых хозяйствующий субъект открыл расчетный счет. Таким образом, при расчетах необходимо учитывать экономию в размере от 5-6 тыс. руб. (при минимуме операций) до 30-40 тысяч рублей в месяц2.

Проанализируем возможные ситуации на примерах.

Пример 1. Компания планирует годовой доход на 2023 год в размере 35 000 000 руб., расходы (без учета заработных плат сотрудников, размера страховых взносов и ведения налогового учета) — 25 000 000 руб., число привлеченных сотрудников — четыре, заработная плата каждого сотрудника — 100 000 руб. в месяц, расходы на ведение налогового учета — 15 000 руб. в месяц. Компания принадлежит к первому классу профессионального риска.

Компании необходимо выбрать оптимальный налоговый режим.

Примерные затраты предпринимателя на ведение налогового учета и уплату обязательных платежей на 2023 год приведены в таблице 1.

Таблица 1

Размер обязательных платежей и затрат на ведение налогового учета при различных вариантах налогообложения

Показатель УСН, руб. АУСН, руб.

Доходы Доходы -расходы Доходы Доходы -расходы

Доходы 35 000 000 35 000 000

Расходы (без учета заработной платы) 25 000 000 25 000 000

Расходы на заработную плату 4 800 000 4 800 000

Страховые взносы 1 449 600 2 040

Расходы на ведение налогового учета 180 000 0

Налоговая база 35 000 000 3 570 400 35 000 000 5 197 960

Ставка налога 6 % 15 % 8 % 20 %

Сумма налога к уплате. 1 050 000 535 560 2 800 000 1 050 000

Итого затрат на ведение учета и обязательные платежи 2 679 600 1 629 600 2 802 040 1 052 040

2 Бухгалтерское сопровождение. Тарифы на 2022 год. [Электронный ресурс] // ПБК «Главный Бухгалтер»: [сайт]. URL: https://www.profbuh.ru/prices/ (дата обращения: 23.09.2022); Цена на бухгалтерские услуги. [Электронный ресурс] // Консалтинговый центр Профдело. URL: https://www.profdelo.com/price/?#1 (дата обращения: 23.09.2022).

Таким образом, в данном случае переход на АУСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» будет верным решением. Вместе с тем наибольшие налоговые обязательства будут при выборе АУСН с объектом налогообложения «Доходы», поэтому предпринимателям необходимо тщательно походить к выбору режима.

В то же время изменение параметров компании приводит к иным размерам налоговых обязательств.

Пример 2. Компания планирует годовой доход на 2023 год в размере 26 000 000 руб., расходы (без учета заработных плат сотрудников, размера страховых взносов и ведение налогового учета) — 9 000 000 руб., число привлеченных сотрудников — два, заработная плата каждого сотрудника — 100 000 руб. в месяц, расходы на ведение налогового учета — 10 000 руб. в месяц. Компания принадлежит к первому классу профессионального риска.

Компании необходимо выбрать оптимальный налоговый режим.

Примерные затраты предпринимателя на ведение налогового учета и уплату обязательных платежей на 2023 год приведены в таблице 2.

Таблица 2

Размер обязательных платежей и затрат на ведение налогового учета при различных вариантах налогообложения

Показатель УСН, руб. АУСН, руб.

Доходы Доходы -расходы Доходы Доходы -расходы

Доходы 26 000 000 26 000 000

Расходы (без учета заработной платы) 9 000 000 9 000 000

Расходы на заработную плату 2 400 000 2 400 000

Страховые взносы 724 800 2 040

Расходы на ведение налогового учета 120 000 0

Налоговая база 26 000 000 13 755 200 26 000 000 14 597 960

Ставка налога 6 % 15 % 8 % 20 %

Сумма налога к уплате 835 200 2 063 280 2 080 000 2 919 592

Итого затрат на ведение учета и обязательные платежи 1 680 000 2 908 080 2 082 040 2 921 632

В рассматриваемом примере переход на АУСН невыгоден ни при каком объекте налогообложения, самый выгодный вариант — применение УСН с объектом налогообложения «Доходы».

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 23.09.2022).

2. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Федеральный

закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 23.09.2022).

3. Карабанова О. В. Повышение финансовой и правовой грамотности руководителей малых инновационных предприятий в современных условиях // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность: сб. науч. ст. по мат-лам III Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18-19 июня 2020 г. / сост. Н. И. Шевченко. М.: А-Приор, 2020. С. 333-335.

4. Куломзина Е. Ю., Шинкарева О. В. Предпринимательская грамотность в области налогообложения: аспекты налоговой оптимизации планирования как неотъемлемое условие эффективного предпринимательства // Непрерывное образование в контексте Будущего: сб. науч. ст. по мат-лам IV Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21-22 апреля 2021 г. М.: МГПУ; А-Приор, 2021. С. 336-342.

5. Починок Н. Б., Шинкарева О. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Российский государственный социальный университет, 2018. 220 с. ISBN 978-57139-1371-7.

References

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 № 117 FZ. [Electronic Resource] // SPS "ConsultantPlus". URL: www.consultant.ru (accessed date: 23.09.2022).

2. On conducting an experiment to establish a special tax regime "Automated simplified taxation system." Federal Law of 25.02.2022 № 17-FZ. [Electronic Resource] // SPS "ConsultantPlus". URL: www.consultant.ru (accessed date: 23.09.2022).

3. Karabanova O. V. Improving the financial and legal literacy of managers of small innovative enterprises in modern conditions // Continuing education in the context of the idea of the Future: new literacy: Сollection of scientific articles based on materials III International Scientific and Practical Conference, Moscow, 2020, June 18-19 / ^mp. N. I. Shevchenko. Moscow: A-Prior, 2020. P. 333-335.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kulomzina E. Yu., Shinkareva O. V. Entrepreneurial literacy in the field of taxation: aspects of tax optimization of planning as an integral condition of effective entrepreneur-ship // Continuing education in the context of the Future: Сollection of scientific articles based on materials IV International Scientific and Practical Conference, Moscow, 2021, April 21-22. Moscow: MCU; A-Prior, 2021. P. 336-342.

5. Pochinok N. B., Shinkareva O. V. Taxes and taxation: Textbook. Moscow: Russian State Social University, 2018. 220 p. ISBN 978-5-7139-1371-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.