Научная статья на тему 'Автоматизированная упрощенная система налогообложения — новая ветвь привычной упрощенки'

Автоматизированная упрощенная система налогообложения — новая ветвь привычной упрощенки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
упрощенная система налогообложения / автоматизированная упрощенная система / преимущества и недостатки / simplified taxation system / automated simplified system / advantages and disadvantages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Владимировна Кайгородова, Галина Михайловна Радянская

В статье сравниваются два специальных налоговых режима: существующая упрощенная система налогообложения и принимаемая в качестве эксперимента автоматизированная упрощенная система налогообложения. Результаты сравнения по различным критериям представлены в таблице. Указываются достоинства новой системы, а также при помощи примеров рассматриваются две ситуации, в которых налоговые режимы показывают себя по-разному. По результатам делаются выводы о попытке законодателя сделать фискальную политику более гибкой, повысив прозрачность экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Владимировна Кайгородова, Галина Михайловна Радянская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automated simplified taxation system — a new branch of the usual simplified system

The article compares two special tax regimes: the existing simplified taxation system and the automated simplified taxation system adopted as an experiment. The comparison results for various criteria are presented in the form of a table. The advantages of an automated simplified taxation system are indicated, and two situations are considered with the help of examples. Based on the results of the review, conclusions are drawn about the legislator's attempt to make fiscal policy more flexible.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная упрощенная система налогообложения — новая ветвь привычной упрощенки»

Закон и право. 2022. № 8. С. 238-243.

Law and legislation. 2022;(8):238-243.

ТРИБУНА СТУДЕНТА

Научная статья

УДК 34.096

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_238 NIION: 1997-0063-8/22-492

EDN: https://elibrary.ru/WMYHKZ MOSURED: 77/27-001-2022-8-692

Автоматизированная упрощенная система налогообложения — новая ветвь привычной упрощенки

Ольга Владимировна Кайгородова1, Галина Михайловна Радянская2

11 2 Дальневосточный федеральный университет, Владивостток, Россия

1 kaigorodova.ov@students.dvfu.ru

2 radianskaia.gm@students.dvfu.ru

Аннотация. В статье сравниваются два специальных налоговых режима: существующая упрощенная система налогообложения и принимаемая в качестве эксперимента автоматизированная упрощенная система налогообложения. Результаты сравнения по различным критериям представлены в таблице. Указываются достоинства новой системы, а также при помощи примеров рассматриваются две ситуации, в которых налоговые режимы показывают себя по-разному. По результатам делаются выводы о попытке законодателя сделать фискальную политику более гибкой, повысив прозрачность экономики.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, автоматизированная упрощенная система, преимущества и недостатки.

Для цитирования: Кайгородова О.В., Радянская Г.М. Автоматизированная упрощенная система налогообложения — новая ветвь привычной упрощенки // Закон и право. 2022. № 8. С. 238—243. https:// doi.org/10.24412/20733313_2022_8_238 EDN: https://elibrary.ru/WMYHKZ

TRIBUNE STUDENT

Original article

Automated simplified taxation system — a new branch of the usual simplified system

Olga V. Kaigorodova1, Galina M. Radyanskaya2

1 2 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

1 kaigorodova.ov@students.dvfu.ru

2 radianskaia.gm@students.dvfu.ru

Abstract. The article compares two special tax regimes: the existing simplified taxation system and the automated simplified taxation system adopted as an experiment. The comparison results for various criteria are presented in the form of a table. The advantages of an automated simplified taxation system are indicated, and two situations are considered with the help of examples. Based on the results of the review, conclusions are drawn about the legislator's attempt to make fiscal policy more flexible.

Keywords: simplified taxation system, automated simplified system, advantages and disadvantages.

For citation: Kaigorodova O.V., Radyanskaya O.V. Automated simplified taxation system — a new branch of the usual simplified system // Law and legislation. 2022;(8):238—243. https://doi.org/10.24412/20733313_ 2022_8_238 EDN: https://elibrary.ru/WMYHKZ

© Кайгородова О.В., Радянская Г.М. М., 2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

Специальные налоговые режимы являются особой частью системы налогов и сборов Российской Федерации. Положения применения специальных налоговых режимов закреплены в первой (статьи 12—18) и второй (главах 26.1— 26.5) частях Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Для представителей малого бизнеса Правительство РФ решило создать в качестве эксперимента новый специальный налоговый режим, согласно которому налог будет автоматически рассчитан, а налогоплательщики освобождаются от личного отчета перед контролирующими органами.

На основе подп. «б» п. 13 Указа Президента РФ от 7 сентября 2018 г. № 204 о решении задачи по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности и обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения в Государственную Думу Правительство РФ направило законодательную инициативу о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».

По состоянию на 30 декабря 2021 г. в первом чтении Государственной Думы РФ был принят законопроект № 20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее — законопроект).

Экспериментальный специальный налоговый режим планируется провести с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г. в городе Москве, в Московской и Калужской областях и Республике Татарстан; после данного периода планируется ввести данный режим по всей России. Новым налоговым режимом смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели соответствующего субъекта РФ, годовой доход которых не превышает 60 млн руб., с численностью наемных работников до 5 человек.

Разработка такого режима началась в 2018 г., но законопроект рассмотрение дальше первого чтения Государственной Думы РФ не прошел. Изначально планировалось назвать новый специальный налоговый режим «Автоматизированная система налогообложения», но в 2021 г. в процессе разработки проекта федерального закона режим получил название «Новая упрощенная система» налогообложения. Ниже представлена таблица сравнения специальных налоговых режимов.

Отличий между представленными системами достаточно, но все-таки это два абсолютно схожих по существу специальных налоговых режима.

А. Иванов об автоматизированной упрощенной системе налогообложения высказался следующим образом: «Это по-прежнему модифицированная УСН» [8]. Автоматическая упрощенная система по объектам налогообложения, налогоплательщикам и другим показателям является более узкой разновидностью упрощенной системы налогообложения, предназначенной для субъектов малого бизнеса с новой системой расчета налогов.

О переводе расчета и уплаты налога в автоматизированный режим, в котором налоги рассчитывает только налоговая служба, без участия налогоплательщика, говорили давно [7].

Возможно новый налоговый режим — один из шагов к полной автоматизации процесса уплаты налогов в Российской Федерации.

Эта система была разработана для того, чтобы максимально упростить процедуру ведения учета, сдачи отчетности и расчета налогов. Поэтому налоги по этой системе будут рассчитывать налоговые инспекторы на основе онлайн-кассы и сведений из банков по расчетным счетам. Доходы, которые не учтены в кассе или на расчетном счете, необходимо самостоятельно указывать в личном кабинете. От предпринимателей потребуется только хранить первичные документы.

Алгоритм уплаты налога: сначала инспекция в течение 15 дней будет уведомлять налогоплательщика о сумме налога. Далее инспекторы будут высылать также уведомления и банковскому учреждению о рассчитанном налоге и реквизиты для его перечисления. Налог должен быть уплачен до 25 числа второго месяца после окончания налогового периода (т.е. за июнь надо будет заплатить до 25 августа).

В связи с введением экспериментального режима в Налоговый кодекс будет добавлена новая статья, посвященная ответственности за нарушение порядка передачи сведений о доходах и расходах налогоплательщиком.

К этой ответственности могут быть привлечены как кредитные организации в случае нарушения порядка передачи данных в налоговую, так и непосредственно налогоплательщики, нарушившие порядок и (или) сроки передачи сведений или же предоставившие недостоверные данные, которые скажутся на размере налога, подлежащего уплате.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 08-2022

Таблица

Сравнение АУСН с УСН

Критерий УСН АУСН (по законопроекту)

Налоги к уплате Единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН Единый налог, уплачиваемый в связи с применением АУСН

Условия применения Регистрация ЮЛ/ИП + подача уведомления Регистрация ЮЛ/ИП + подача уведомления

Освобождение от уплаты налогов НДС, НДФЛ (для ИП), НИФЛ, НПО, налог на имущество организаций НДС, НДФЛ, НИФЛ, НПО, налог на имущество организаций

Основные ограничения применения Численность — не > 100 чел. Стоимость имущества — не > 100 млн руб. Доля участия других организаций — не > 25% (ст. 346.12 НК РФ) Доход за год — не > 60 млн руб. (ст. 346.13 НК РФ) Численность — не > 5 чел. Доход за год — не > 60 млн руб. Не имеют филиалы и обособленные подразделения Основные средства — на сумму не более 150 млн руб. Доля участия других организаций — не > 25% (ст. 5)

Объект налогообложения Доходы Доходы — расходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ) Доходы Доходы — расходы (ст. 5)

Налоговая база Денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.18 НК РФ) Денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов (ст 9)

Налоговый период Календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ) Календарный месяц (ст. 10)

Налоговая ставка 6% (доходы) 15% (доходы — расходы) 8% (доходы) 20% (доходы — расходы)

Отчетный период Первый квартал, полугодие, 9 месяцев (п. 2 ст. 346.19 НК РФ) Нет

Авансовые платежи и авансовые расчеты Ежеквартально (абз. 2 п. 7 ст. 346.21 НК РФ) Авансовые расчеты — не предоставляются Авансовые платежи — не уплачиваются Авансовые расчеты — не предоставляются

Налоговая декларация По итогам года (подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ) Не представляется (ст. 13)

Срок уплаты налога Не позднее 31 марта года, с учетом авансовых платежей Не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговый учет Ведется книга учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ) Учет ведется в личном кабинете налогоплательщика (ст. 14)

Совмещение с режимами С ЕНВД Запрещено

Применение контрольно-кассовой техники ККТ) Обязательно (ст. 2 № 54-ФЗ от 22.05.2003) Обязательно

Согласно содержанию проектируемой ст. 129.15 НК РФ за нарушение порядка, установленного ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерально-

го значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», будет назначен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного из-за такого нарушения налога, но не менее 200 руб.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

Новый специальный налоговый режим рассматривают в качестве более узкого варианта упрощенной системы налогообложения для микробизнеса и индивидуальных предпринимателей (ИП).

Автоматизированная упрощенная система налогообложения имеет ряд преимуществ.

Во-первых, пропадет необходимость подавать налоговые декларации, отчет о страховых взносах и страховом стаже работников, что, в свою очередь, снизит непроизводственные издержки (налогоплательщик будет освобожден, как минимум, от 10 различных форм отчетности).

Во-вторых, более короткий налоговый период, равный одному календарному месяцу, позволит отразить все расчетные операции налогоплательщика.

В-третьих, налогоплательщику не придется вести бухгалтерский отчет, поскольку налог рассчитывает налоговый орган фактически без участия налогоплательщика.

В заключение в качестве положительного момента можно посчитать отсутствие выездных налоговых проверок (однако сохраняются камеральная и другие проверки, что послужит профилактикой совершения налоговых правонарушений).

В литературе недостатком данной системы считают возможность открытия счета налогоплательщика только в определенных банках, которые одобрит ФНС РФ. Не все банки присоединятся к проекту, а только те, которые доработают функционал и подадут заявку на участие [6].

Мы считаем, что это не очень серьезная проблема, поскольку в выбранных субъектах РФ достаточное количество банков, отвечающих новым требованиям, а со временем это число будет увеличиваться.

Кроме того, данный режим выгоден для мелких или начинающих предпринимателей, малого бизнеса. Приведем в пример две ситуации.

Первая ситуация. Объектом налогообложения в обоих режимах будут доходы ИП, равные 1,5 млн руб. Трое сотрудников работают по найму, заработная плата каждого равна 15 000 руб в месяц.

При применении УСН:

Ежемесячные страховые выплаты: (13 890 х х30%) + (1110 х 15%) = 4333,5 руб.

Общий размер страховых выплат за всех сотрудников в год: 4333,5 руб. х 3-х сотрудников х х 12 месяцев = 156 006 руб.

При налоговой ставке равной 6% сумма, подлежащая уплате налога, будет равна 1 500 000 х х 6% = 90 000 руб.

Сумма, уменьшающая сумму налога (ст. 346.21 НК РФ), 50% от 90 000 руб. = 45 000 руб.

Итого налоговые затраты ИП составляют: 45 000 +156 006 = 101 006 руб.

При применении АУСН:

При налоговой ставке равной 8% сумма, подлежащая уплате налога, будет равна 1 500 000 х х 8% = 120 000 руб.

Итого налоговые затраты ИП равняются 120 000 руб.

Результат: Упрощенная система налогообложения выгоднее.

Вторая ситуация. Объект налогообложения в обоих режимах — это доходы ИП, равные 300 000 руб. Один сотрудник работает по найму, заработная плата сотрудника составляет 13 890 руб. в месяц.

При применении УСН:

Ежемесячные страховые выплаты: (13 890 х х 30%) + (1110 х 15%) = 4333,5 руб.

Общий размер страховых выплат за сотрудников в год: 4333,5 руб. х 1-го сотрудника х х 12 месяцев = 52 002 руб.

Налоговая ставка составляет 6%.

Сумма, подлежащая уплате по налогу: 300 000 х 6% = 18 000 руб.

Сумма, уменьшающая сумму налога (ст. 346.21 НК РФ), 50% от 18 000 руб. = 9000 руб.

Итого налоговые затраты ИП: 9000 + +52 002 = 61 002 руб.

При применении АУСН:

При налоговой ставке равной 8% сумма, подлежащая уплате по налогу: 300 000 х 8% = = 24 000 руб.

Итого налоговые затраты ИП: 24 000 руб.

Результат: Автоматическая упрощенная система налогообложения выгоднее.

Таким образом, дать точную оценку выгодности перехода на автоматизированную упрощенную систему налогообложения не представляется возможным, ввиду существования бесчисленных вариантов показателей, которые будут учитываться при выборе системы (от доходности организации, числа работников до всевозможных льгот).

На основании проведенного сравнительного анализа, видно, что упрощенная система предлагает некоторые льготы, уменьшающие налоговую нагрузку налогоплательщика.

Согласно постановлениям Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1829 и № 1830 с 1 января 2021 г. в стране происходит реформа госаппарата, которая заключается в сокращении и «упорядочении» штата и организационной

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 08-2022

структуры центральных аппаратов и территориальных органов. Налоговые органы не стали исключением. В общем произошло численное сокращение центрального аппарата исполнительной власти на 5%, а территориальных органов — на 10%.

Существующая нагрузка на территориальные налоговые органы по сей день остается очень высокой. Введение эксперимента, расширение обязанностей, добавление нового вида операционной деятельности, перекладывание определенной части ответственности за расчеты для установления суммы налога еще больше повысят нагрузку на налоговые органы, что никак не соотносится с проведенной в 2021 г. реформой в госаппарате.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение хочется отметить, что, увеличивая количество специальных налоговых режимов, государство пытается сделать фискальную политику для бизнеса в стране более гибкой. Новый специальный режим даже в тестовом режиме сможет найти свой спрос и параллельно позволит усилить прозрачность экономики.

Список источников

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Постановление Правительства РФ «О структуре центральных аппаратов федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» от 16.11.2020 № 1829 (ред. от 19.12.2020) // http: / / www. c onsultant. ru / document/cons_doc_ LAW

3. Постановление Правительства РФ «Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» от 16.11.2020 № 1830 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Законопроект № 20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упро-

щенная система налогообложения» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

5. Законопроект № 20492-8 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

6. Автоматизированная УСН: что бизнесу нужно знать о новой системе налогообложения // Делобанк: URL: https://delo.ru/news/educational/ avtomatizirovannaya-usn-chto-biznesu-nuzhno-znat-o-novoy-sisteme-nalogooblozheniya (Дата обращения: 30.12.2021)

7. Автоматизированная УСН: есть ли выгода для предпринимателей? // Реальное время: URL: https://realnoevremya.ru/articles/236349-novyy-rezhim-bez-strahovyh-vznosov-i-sdachi-otchetnosti (Дата обращения: 30.12.2021)

8. Автоматизированная упрощенная система налогообложения: обзор нового налогового режима / / Klerk.ru: URL: https: //www.klerk.ru/blogs/ moedelo/521879/ (Дата обращения: 30.12.2021)

References

1. The Tax Code of the Russian Federation (Part one): Federal Law № 146-FZ of July 31, 1998 (as amended on November 29, 2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Resolution of the Government of the Russian Federation «On the structure of the central offices of federal ministries, the management of which is carried out by the Government of the Russian Federation» dated November 16, 2020 № 1829 (ed. from 12.19.2020) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Resolution of the Government of the Russian Federation «On Optimizing the Structure and Number of Federal State Civil Servants and Employees Filling Positions That are Not Positions of the Federal State Civil Service, Federal Ministries whose Activities are Managed by the Government of the Russian Federation» dated November 16, 2020. № 1830 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

4. Draft Law № 20281-8 «On conducting an experiment to establish a special tax regime «Automated simplified taxation system» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

5. Draft Law № 20492-8 «On Amendments to Part One of the Tax Code of the Russian Federation and Other Separate Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the experiment on the establishment of a special tax regime «Automated simplified Taxation System» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Automated tax system: what business needs to know about the new taxation system // Delobank: URL: https://delo.ru/news/educational/avtomati-zirovannaya-usn-chto -biznesu-nuzhno-znat-o-

novoy-sisteme-nalogooblozheniya (Accessed: 12.30.2021)

7. Automated USN: is there a benefit for entrepreneurs? // Real time: URL: https:// realnoevremya.ru/articles/236349-novyy-rezhim-bez-strahovyh-vznosov-i-sdachi-otchetnosti (Accessed: 12.30.2021)

8. Automated simplified taxation system: an overview of the new tax regime / / Klerk.ru: URL: https://www.klerk.ru/blogs/moedelo/521879 / (Accessed: 12.30.2021)

Информация об авторах

Кайгородова О.В. — студентка Радянская Г.М. — студентка

Information about the authors

Kaigorodova O.V. — student Radyanskaya O.V. — student

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.06.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 06.06.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

LAW & LEGISLATION • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.