Научная статья на тему 'УРОКИ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН РОССИИ'

УРОКИ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНИКИ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкарёва Ольга Владимировна, Павлова Марина Николаевна

Статья посвящена возможности повышения налоговой грамотности и формированию налоговой культуры через введение специального курса «Налоговая грамотность» в старших классах школ России. Рассмотрена программа курса, даны практические рекомендации для педагогов по эффективному проведению данных занятий. В результате введения дополнительных часов по данным вопросам планируется повышение уровня налоговой грамотности населения и формирование личности обучающихся как добросовестных налогоплательщиков. Все эти меры помогут повысить уровень налоговой грамотности молодежи, в результате чего может снизиться процент граждан, считающих допустимым уклоняться от своих прямых обязанностей перед государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкарёва Ольга Владимировна, Павлова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX LITERACY LESSONS FOR SCHOOLCHILDREN AS A WAY TO FORM A TAX CULTURE OF RUSSIAN CITIZENS

The article is devoted to the possibility of increasing tax literacy and forming a tax culture through the introduction of a special course "Tax Literacy" in schools in Russia. The program of the course was considered, practical recommendations for teachers on the effective conduct of these classes were given. As a result of the introduction of additional hours on these issues, it is planned to increase the level of tax literacy of the population and form the personality of students as bona fide taxpayers. All these measures will help to increase the level of tax literacy of young people, as a result of which the percentage of citizens who consider it permissible to evade their direct duties to the state may decrease.

Текст научной работы на тему «УРОКИ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН РОССИИ»

УДК 338.47+656.07

DOI: https://doi.org/10.25688/2312-6647.2022.32.2.09

УРОКИ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН РОССИИ

Ольга Владимировна Шинкарёва1, Марина Николаевна Павлова2

1 2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, 1 shinkarjovaov@mgpu.ru

2

pavlovam@mgpu.ru

Аннотация. Статья посвящена возможности повышения налоговой грамотности и формированию налоговой культуры через введение специального курса «Налоговая грамотность» в старших классах школ России. Рассмотрена программа курса, даны практические рекомендации для педагогов по эффективному проведению данных занятий. В результате введения дополнительных часов по данным вопросам планируется повышение уровня налоговой грамотности населения и формирование личности обучающихся как добросовестных налогоплательщиков. Все эти меры помогут повысить уровень налоговой грамотности молодежи, в результате чего может снизиться процент граждан, считающих допустимым уклоняться от своих прямых обязанностей перед государством.

Ключевые слова: налоги, налоговая грамотность, налоговая культура, школьники, финансы.

© Шинкарёва О. В., Павлова М. Н., 2022

UDC 338.47+656.07

DOI: https://doi.Org/10.25688/2312-6647.2022.32.2.09

1, 2 1 2

TAX LITERACY LESSONS FOR SCHOOLCHILDREN AS A WAY OF FORM A TAX CULTURE OF RUSSIAN CITIZENS

Olga V. Shinkareva1, Marina N. Pavlova2

Moscow City University, Moscow, Russia,

shinkarjovaov@mgpu.ru

pavlovam@mgpu.ru

Annotation. The article is devoted to the possibility of increasing tax literacy and forming a tax culture through the introduction of a special course "Tax Literacy" in schools in Russia. The program of the course was considered, practical recommendations for teachers on the effective conduct of these classes were given. As a result of the introduction of additional hours on these issues, it is planned to increase the level of tax literacy of the population and form the personality of students as bona fide taxpayers. All these measures will help to increase the level of tax literacy of young people, as a result of which the percentage of citizens who consider it permissible to evade their direct duties to the state may decrease.

Keywords: taxes, tax literacy, tax culture, schoolchildren, finance.

Как известно, налоги являются неотъемлемым элементом экономических отношений в обществе с момента возникновения государств. В настоящее время они являются основным источником доходов бюджетов в большинстве стран мира, а важность их своевременной уплаты постоянно подчеркивается властями. Вместе с тем, к сожалению, многие жители нашей страны оправдывают неуплату налогов — так, согласно исследованию фонда «Общественное мнение», уклонение от налогов допустимым считают 27 % опрошенных, среди них 40 % составляет молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, которая является самой трудоспособной частью населения [5]. В результате анализа ответов респондентов, принявших участие в данном социологическом исследовании, выявились причины, по которым люди считают допустимым уклонение от уплаты налогов, такие как низкий уровень жизни и нищета, сложные, непредвиденные жизненные обстоятельства, слишком высокие и несправедливые налоги и пр. Вместе с тем, если анализировать результаты данного опроса, можно заметить, что у граждан нашей страны существует масса заблуждений относительно слишком высоких налогов в нашей стране, и, как следствие, это выставляется причиной неуплаты налогов [8]. Низкая финансовая грамотность граждан России и налоговая грамотность как ее составляющая (что отмечается многими исследователями [2, 4, 6, 7]) и, как следствие, низкая налоговая культура большинства граждан России подрывает эффективность функционирования налоговой системы.

В связи с этим важно обращать внимание людей на необходимость выполнять свои налоговые обязательства, порождающие, в свою очередь, и ряд прав граждан, а наиболее оптимальным периодом формирования и привития налоговой культуры является ранний возраст, чтобы человек вырос с осознанием того, для чего необходимы налоги и какие возможности в области оптимизации налогообложения предоставляет государство.

Для решения вышеописанной проблемы предлагается ввести в старшие классах школ несколько часов на изучение налоговой системы нашей страны. Конечно, в блоке «Экономика» курса «Обществознание» есть тема налогов и их видов, то есть отдельные аспекты налогообложения затрагиваются. Однако эта тема рассматривается только в теории и очень обще, что не дает представления о налоговой системе России. Более того, даже требования к школьникам по уровню налоговой грамотности на базовом уровне в компетенциях финансовой грамотности учащихся школьного возраста, согласно проекту «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», не прописаны. Иметь общее представление о налогах, понимать, какими налогами облагаются доходы, — это требования продвинутого уровня, что, несомненно, не способствует привитию основ налоговой грамотности и, как отмечается исследователями, является негативным моментом [6, с. 153]. По нашему мнению, данные требования должны быть базовыми для всех школьников. В настоящее время отсутствие требований к налоговой грамотности приводит к сведению ее до минимума в школах, как в теоретической, так и в практической части, особенно важной для включения учащихся в познавательную деятельность. Именно практической части должно отводиться больше времени, так как пассивные теоретические знания быстро забываются и не применяются, чего необходимо избежать. Целью изучения налоговой грамотности должно быть практическое применение полученных знаний и умений во взрослой жизни.

Чтобы удалить этот пробел, предлагается авторская структура курса «Налоговая грамотность». Данный курс рассчитан на 10 часов и должен включать следующие аспекты, которые коснутся в будущем каждого учащегося:

1. Налоговый кодекс РФ — структура, особенности работы с ним. Это основной источник знаний в области налогообложения, именно в нем закреплены основные понятия и другие общие вопросы. Сделает отметить, что в него регулярно вносятся изменения и учителю необходимо донести это до школьников, а также научить их обращаться к справочно-правовым системам «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых действующая редакция Налогового кодекса РФ размещена в открытом доступе.

2. Виды налогов и их законодательная основа.

3. Налог на доходы физических лиц и возможность использования налоговых вычетов для минимизации налога.

4. Государственные пошлины.

5. Куда и на что идут налоги?

Изучение этих тем положит начало формированию личности учащихся как добросовестных налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов с возможностью получения материальных благ со стороны государства в виде льгот, вычетов и результатов осуществления национальных проектов социальной политики для определенных категорий граждан.

Для эффективного проведения занятий по налоговой грамотности следует соблюдать ряд рекомендаций, составленных специально для педагога. Рассмотрим их. На первом занятии необходимо не только рассказать о структуре Налогового кодекса РФ, раскрывая основные понятия и основы налогообложения, но и научить обучающихся работать с этим источником для получения необходимой им информации. В этом помогут практические задания, суть которых состоит в поиске решения конкретной задачи.

Пример.

Индивидуальный предприниматель X в результате нападения впал в кому, вследствие чего три месяца пролежал в больнице и не уплатил своевременно сумму налога. Налоговый орган выявил недоимку в 45 000 рублей и вынес решение о привлечении X к налоговой ответственности. Однако гражданин X отказался уплачивать штраф, так как данное правонарушение было совершено вследствие болезненного состояния. Как следует разрешить данный конфликт?

Подобные задания способствуют включению учащихся в поиск решения сложившейся ситуации. Если это задание проводить в игровой форме, как спектакль, у старшеклассников будет подогреваться интерес к принятию участия в данной игре в роли пострадавшего, сотрудника налогового органа и адвокатов, которые пытаются найти правильное решение согласно нормам налогового законодательства. Таких заданий должно быть несколько, чтобы учащиеся могли примерить на себя разные роли. Тем самым уже на первом занятии педагог дает понять учащимся, что они являются активными субъектами в данной сфере. Это дополнительный бонус, который обязательно пригодится на последующих этапах изучения налоговой системы, ведь именно интерес обучающихся к изучаемым явлениям повышает их налоговую грамотность. Поэтому на данную тему отведено 2 часа.

На втором занятии необходимо изучить виды налогов и их законодательную базу, структурированно и наглядно подать информацию, чтобы можно было закрепить полученные знания, решая практические задачи, содержащие расчеты. На данный этап также отведено 2 часа.

На третьем занятии предлагается обратиться как к Налоговому кодексу РФ, так и к официальному сайту Федеральной налоговой службы, в котором более подробно расписаны условия получения, необходимые документы и процесс получения вычетов. Также важным на этом занятии является решение математических задач с расчетами суммы налога и возможных вычетов, так как с этим видом налога сталкивается абсолютно каждый трудоустроенный гражданин.

Например, после объяснения блока стандартных налоговых вычетов необходимо попробовать рассчитать со школьниками сумму налогового вычета на примере.

Пример.

У Анны Ивановой 4 детей 17, 14, 7 и 4 лет. При этом ее ежемесячный доход составляет 40 000 рублей. Гражданка Иванова подала в начале года письменное заявление на имя работодателя на получение стандартного вычета на всех детей. Необходимо рассчитать:

а) сумму вычета за месяц;

б) период, за который будет предоставлен стандартный налоговый вычет;

в) годовую выгоду для Ивановой, полученную при применении стандартных налоговых вычетов.

В результате у старшеклассников при решении данного примера должна выйти следующая картина:

а) налоговый вычет на детей составит: за первого и второго — по 1400 руб., за третьего и четвертого — по 3000 руб., т. е. в сумме 8800 руб. в месяц [1];

б) эта сумма будет вычитаться из дохода Ивановой до августа месяца включительно, так как в сентябре налогооблагаемый доход Анны с начала года превысит порог в 350 000 руб. [1], что ведет к прекращению вычетов начиная с этого месяца;

в) учитывая применение вычетов, налог на доходы физических лиц при применении вычета будет составлять (40 000 - 8800) • 13 %, т. е. 4056 руб.

Без учета вычета данная сумма составила бы 40 000 • 13 % = 5200 руб.

Соответственно, выгода Ивановой от применения стандартного вычета составит 1144 руб. в месяц и 1144 • 8 = 9152 руб. в год.

Как видим, решение таких задач затрагивает много нюансов, поэтому на эту тему желательно отвести три часа, так как материал достаточно объемный и в некоторых местах сложный, требующий дополнительных разъяснений.

После прохождения налога на доходы физических лиц и вычетов следует изучить государственные пошлины: что это такое? Какие существуют объекты обложения госпошлиной? Где найти необходимую информацию? Рекомендуется отвести 1 час и использовать информацию из главы 25.3 Налогового кодекса РФ.

В качестве подведения итогов можно и нужно ознакомить учащихся с важностью налоговых поступлений в бюджетную систему нашей страны. Для этого необходимо объяснить, на что расходуется государственный бюджет, основную часть которого составляют налоги.

Как наглядное пособие для проведения урока по данной теме может служить «Бюджет для граждан», представленный Министерством финансов на своем официальном сайте [3]. Он содержит подробную информацию на доступном для граждан языке о федеральном бюджете: его основные параметры представлены в виде диаграммы, данные которой содержат доходную и расходную части бюджета с указанием источников их формирования. Подробно

представлены не только расходы бюджета, но и налоговые поступления с указанием общей суммы по каждому из элементов, что делает доступным анализ деятельности государства в формировании и реализации бюджета Российской Федерации.

Стоит подчеркнуть, что в документе «Бюджет для граждан» можно проанализировать не только основные параметры федерального бюджета, но и наглядно изучить прогнозы по всем составляющим бюджета в краткой форме и получить информацию о национальных проектах в таких сферах, как демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, культура, а также в проектах, нацеленных на рост экономики в таких сферах, как производительность труда и занятость, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, цифровая экономика РФ, наука и университеты, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация, экспорт и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Таким образом, данное занятие рекомендуется связать с анализом доходной и расходной частей бюджета, что также вовлекает учащихся в процесс теоретического познания через практические задачи. На объяснение этой темы выделяется 1 час, а также дополнительный час на предоставление проектов по налоговой грамотности в качестве завершения курса.

Введя данные часы в старшую школу, можно существенно не только повысить уровень налоговой грамотности школьников и будущих выпускников, но и обеспечить интерес и более глубокое изучение вопросов налогообложения на последующих ступенях образования, в том числе приумножить степень готовности будущих студентов к научно-исследовательской деятельности.

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 26.01.2022).

2. Алексейчева Е. Ю. Экосистемный подход к формированию финансовой грамотности: практика взаимодействия // Непрерывное образование в контексте Будущего: сб. науч. ст. по мат-лам IV Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21-22 апреля 2021 г. М.: МГПУ; А-Приор, 2021. С. 69-76.

3. Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. М., 2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021-2023.pdf (дата обращения: 26.01.2022).

4. Карабанова О. В. Формирование компетенций финансовой и правовой грамотности технологических предпринимателей // Непрерывное образование в контексте Будущего: сб. науч. ст. по мат-лам IV Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21-22 апреля 2021 г. М.: МГПУ; А-Приор, 2021. С. 149-153.

5. Налоги. Почему люди платят налоги? Отношение к прогрессивной системе налогообложения [Электронный ресурс] // ФОМ MEDIA — проект Фонда Общественное Мнение: интернет-газета. 2020. 18 октября. URL: https://fom.ru/ Ekonomika/14476 (дата обращения: 26.01.2022).

6. Проекты повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования: опыт России и зарубежных стран / Н. Г. Иванова [и др.]. СПб., Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т, 2019. 163 с.

7. Шинкарёва О. В., Куломзина Е. Ю. Развитие налоговой грамотности у студентов на основе их привлечения к научно-исследовательской работе // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность: сб. науч. ст. по мат-лам III Междунар. науч.-практ. конф. / сост. Н. И. Шевченко. М., 2020. С. 324-328.

8. Шинкарева О. В., Павлова М. Н. Налоговая культура граждан России: причины неуплаты налогов // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2021. № 12. С. 22-28.

References

1. Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.08.2000 № 117-FZ [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165 / (accessed date: 26.01.2022).

2. Alekseicheva E. Yu. Ecosystem approach to the formation of financial literacy: practice of interaction // Continuing education in the context of the Future: сollection of scientific articles based on the materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 21-22, 2021. M.: MOT; A-Prior, 2021. P. 69-76.

3. Budget for citizens to the Federal Law on the Federal Budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023. M., 2020. [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://minfin.gov.ru/ common/upload/library/2020/12/main/2021-2023.pdf (accessed date: 26.01.2022).

4. Karabanova O. V. Formation of competencies of financial and legal literacy of technological entrepreneurs // Continuing education in the context of the Future: collection of scientific articles based on the materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 21-22, 2021. M.: MOT; A-Prior, 2021. P. 149-153.

5. Taxes. Why do people pay taxes? Attitude to the progressive taxation system [Electronic Resource] // FOM MEDIA — project of the Public Opinion Foundation: online newspaper. 2020. October 18. URL: https://fom.ru/Ekonomika/14476 (accessed date: 26.01.2022).

6. Projects to improve financial literacy and develop initiative budgeting: experience of Russia and foreign countries / N. G. Ivanova [et al.]. SPb.: St. Petersburg State University of Economics, 2019. 163 p.

7. Shinkareva O. V., Kulomzina E. Yu. Development of tax literacy among students based on their involvement in research work // Continuing education in the context of the idea of the Future: new literacy: collection of scientific articles based on the materials of the III International Scientific and Practical Conference / compiled by N. I. Shevchenko. M., 2020. P. 324-328.

8. Shinkareva O. V., Pavlova M. N. Tax culture of Russian citizens: reasons for nonpayment of taxes // Financial bulletin: Finance, taxes, insurance, accounting. 2021. № 12. P. 22-28.

Информация об авторах:

Шинкарёва Ольга Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Института права и управления, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, shinkarjovaov@mgpu.ru

Павлова Марина Николаевна — студентка кафедры экономики и менеджмента Института права и управления, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия,

pavlovam@mgpu.ru

Information about the authors:

Shinkareva Olga Vladimirovna — Ph.D. (Economics), Associate Professor, associate professor of the Department of Economics and Management, Institute of the Right and Management, Moscow City University, Moscow, Russia, shinkarjovaov@mgpu.ru

Pavlova Marina Nikolaevna — student of the Department of Economics and Management, Institute of the Right and Management, Moscow City University, Moscow, Russia, pavlovam@mgpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.