Научная статья на тему 'Возможности применения метода мандалы в исследовании экзистенциальных данностей'

Возможности применения метода мандалы в исследовании экзистенциальных данностей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
569
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзистенциальные данности / метод «Мандала» / артлоготерапия / existential data / the “Mandala” method / artlogotherapy

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Симонова Е. В., Попова Т. А.

Статья описывает метод «Мандала», рассматривает историю создания данного метода, различные подходы и варианты применение данного метода. Описывается вероятность использования при исследовании экзистенциальных данностей арт-терапевтической методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF THE MANDALA METHOD IN THE STUDY OF EXISTENTIAL

The article describes the "Mandala" method, considers the history of the creation of this method, various approaches and options for using this method. The article describes the probability of using the art-therapeutic technique in the study of existential facts

Текст научной работы на тему «Возможности применения метода мандалы в исследовании экзистенциальных данностей»

УДК 159.9

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА МАНДАЛЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ДАННОСТЕЙ

Симонова Е.В., студентка магистратуры Московского института психоанализа, Москва, Кутузовский пр.,34

Попова Т. А. (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru ORCID 0000-0001-8772-8990

Аннотация.

Статья описывает метод «Мандала», рассматривает историю создания данного метода, различные подходы и варианты применение данного метода. Описывается вероятность использования при исследовании экзистенциальных данностей арт-терапевтической методики.

Ключевые слова: экзистенциальные данности, метод «Мандала», артлоготерапия

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF THE MANDALA METHOD IN THE

STUDY OF EXISTENTIAL

Simonova E.V., graduate student at the Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, 34 Kutuzovsky pr.

Popova Tatyana A. (Moscow, Russia) - Ph.D. in Psychology, senior researcher at the Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy, professor Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute", assistant professor of the Department of Psychotherapy at the Moscow Institute of Psychoanalysis, address Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute" 125009, Moscow, Mokhovayastr., 9, building 4, e-mail elenia2@yandex.ru ORCID 0000-0001-8772-8990

Abstract.

The article describes the "Mandala" method, considers the history of the creation of this method, various approaches and options for using this method. The article describes the probability of using the art-therapeutic technique in the study of existential facts.

Key words: existential data, the "Mandala" method, artlogotherapy

Слова логотерапевта В. Франкла, о том что «в эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас уже волнует другая проблема -разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни», как никогда актуальны и в современном мире [5, с. 5].

Исследование эмоциональной, смысловой и ценностной сферы проводятся многими методами и методиками. Несомненно, более понятный результат представляют собой количественные методы, но не стоит забывать о качественных методах, которые позволяют глубже и подробнее исследовать многие феномены. Одним из таких методов, связанных с

арт-терапией, является мандала. Слово «мандала» означает «круг» и происходит от древнего языка санскрита. Традиционно это круг с симметричным геометрическим узором. Образец каждой мандалы уникален для человека, который ее создает, и представляет духовный аспект человеческого опыта. Духовные пути, такие как индуизм и буддизм, веками использовали мандалы в исцелении и медитации.

Как известно, в западной культуре консультанты по психическому здоровью часто используют мандалы как форму снятия стресса, гармонизации эмоционального состояния, как инструмент арт-терапии и медитативное упражнение.

Из истории метода: Карл Густав Юнг первый психолог, который взял в свой практический арсенал этот метод. Наблюдения за пациентами выявили то, что в определенные периоды времени они спонтанно рисуют мандалы. Юнг изучая данный метод, пришел к мнению, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности [3, с. 28].

Мандала - это всегда интеграция, объединение в целое расщепленных частей психики человека. Применение мандал очень эффективно в психологическом консультировании. Арт-метод «Мандала» используется при работе с клиентами совершенно разных категорий и профилей. Для каждой категории разрабатывается особая индивидуальная методика работы. В данной статье мы рассмотрим возможность применения арт-метода «Мандала» в работе с ценностно-смысловой сферой личности в психологическом консультировании.

Как известно, достижение баланса является основной целью юнгианской психологии [10, р. 309]. С этой целью, благодаря своему личному опыту и профессиональной клинической работе, К. Юнг оценил преимущества создания мандал [10, р. 573].

В течение тысячелетий создание круглых, часто геометрических узоров было частью духовных практик во всем мире, и почти каждая культура почитала силу мандалы. Восточные культуры использовали специальные мандалы для визуальной медитации на протяжении многих веков [7, р. 14].

Приведем в пример тибетское «Колесо времени», которое стало одной из самых известных мандал и символически иллюстрирует всю структуру Вселенной. Известно и другое использование мандалы в буддийской традиции -это символ мудрости и непостоянства человеческой жизни. В таких типах мандал круг обычно начинается с кольца огня в качестве внешнего слоя. Это представляет собой мудрость и защитную границу от внешнего мира.

Данный символ постепенно вошел и в китайскую философию, как только индийский и тибетский буддизм были перенесены в Китай. Основная форма большинства мандал - это форма круга внутри квадрата, который находится внутри еще большего круга. С точки зрения китайской философии, мандала означает или изображает «поле алтаря (tan-chang)» или поле, в котором можно развивать свою личность и направлять ее к идеальному духовному счастью.

Первые мандалы состояли из концентрических кругов внутри квадратов, квадратов внутри кругов, шестиконечных звезд или перевернутых пересекающихся треугольников. Считается, что самая основная форма мандалы имеет четыре «Т-образных ворот» и включает в себя цвета желтый, красный, зеленый и синий.

Удивительно, что один из вариантов мандалы можно увидеть в древних массивах Кимберли,в Австралии. Это 40000-летнии наскальные рисунки с концентрическими кругами!

Отправившись в Непал, найдем другой известный пример: на одной из самых ранних крупномасштабных картинах: тканевая мандала с изображением гневной Чакрасамвары и его супруги Ваджраварахи. Шесть богинь окружают пару, каждая из которых изображена на стилизованном лепестке лотоса, образующем ваджру. Это изображение предполагает дату 1100 год н.э.

Известные тибетские буддийские рисунки на песке стали широко известными примерами создания мандалы. Прежде чем участвовать в создании песочной мандалы,

монахам необходимо пройти несколько лет обучения. Мандалы на песке создаются путем нанесения цветного песка поверх геометрического чертежа белого мела. Четыре монаха неустанно работают на одной песочной мандале - в каждом из четырех традиционных квадрантов. Уникальный процесс, поскольку создаваемая форма мандалы является одновременно инструментом личного просвещения и способом достижения мира, мудрости и освобождения для всех существ. Один из самых интригующих аспектов песчаной мандалы заключается в том, что она ритуально уничтожается после нескольких дней или недель тяжелой работы по ее созданию. Этот акт призван символизировать буддийскую идею непостоянства. Вот где проявляется толерантность к неопределенности, создавая прекрасный шедевр, ты знаешь, что это непостоянно, это не сможет сохраниться.

Мандалы можно найти во многих архитектурных проектах. Так, храм Боробудур на Яве был построен как интерактивная мандала-янтра. Предполагается, что человек должен ходить вокруг нее в определенном порядке, ища просветления.

В Северной Америке, в культурной традиции индейцев, создавались из цветного песка, их использовали как средство для исцеления, помогающее человеку восстановить гармоничные взаимоотношения с внутренней и внешней реальностью. Они верили в силу воздействия мандалы, считая, что созданный круг способствует разрешению внутренних конфликтов и созданию спокойного и гармоничного состояния человека [9, р. 255-322].

Мандалы широко использовались в религиозных традициях ислама и христианства. Если внимательно посмотреть на мечети, купол которых внутри, изысканно расписан, мандалы легкоможно найти в сакральной геометрии исламских мечетей и прекрасные круглые витражи в католических храмах тоже изобильно украшены мандалами. Православные и католические храмы также имеют расписанные купола изнутри, так напоминая круг мандалы с рисунком внутри. Как отмечали Хосе и Мириам Аргуэльес, конструкция изображений мандал в мечетях и соборах, их смысл и назначение предстают, как тесно связанные друг с другом составляющие целостного пространства... Общим для архитектурных ансамблей, отдельных зданий является то, что они предполагают восприятие человека в качестве микрокосмоса, общество же и человеческие отношения при этом выступают в качестве отражения космической реальности [6, р. 34].

Примером использования мандалы в западной культуре может служить Шартрский собор - одно из самых удивительных и священных мест Франции. Он считается идеальным вариантом геометрии, и шедевром готики. На полу собора мозаикой выложен загадочный рисунок в круге. [1,3]

Известно, что мандалы делятся на ритуальные и личные. Ритуальная мандала является предметом идеальным и показывающим гармонию в отношениях между элементами, состояние необходимого гомеостаза, к которому обычно стремится человек (вспомним теорию Фрейда), но в жизни состояние гомеостаза в определенных состояниях, поскольку жизнь - это движение и изменения. Важным признаком ритуальной мандалы является ее симметричность и статичность. Известно, что в отличие от ритуальной, личная мандала не является статичной системой, поскольку отражает реальный внутренний мир человека, который постоянно меняется.

Для нашего исследования особенно важной является понятие личной мандалы. Личная мандала может изменяться и внутренне и внешне, она может дополняться символами, образами, изменять свою цветовую палитру в соответствии с внутренними потребностями ее создателя. По мнению арт-терапевтов, такая трансформация и гармонизация рисунка помогает человеку решить те проблемы, которые символизирует его мандала. Гармонично соединяя в мандале противоположности, их автор может справиться со своими внутренними зажимами, разрешить конфликты и принять себя как новое и гармоничное целое.

В литературе находим, что К. Юнг пришел к выводу, что мандала - проекция комплексов человека, орудие, помогающее человеку найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха,

депрессии и даже физической боли. Мандалы помогают человеку почувствовать себя целостным, увидеть, принять и решить внутренние конфликты, одновременно развиваясь и совершенствуясь.

Знаю, что, открыв для себя мандалу как выражение «Я», -пишет Юнг, - я открыл нечто, что имеет для меня самое большое значение - пишет К. Юнг в своей книге «Воспоминания, сны, размышления». [10]

Мандала учитывает психологическую интеграцию сознательного и бессознательного, способствуя осмысленному, саморефлексии

[10, р. 25]. Временное отступление в символический мир предоставляет возможности для достижения интеграции сознательного и бессознательного ума и духа. Юнг назвал этот процесс активным воображением [14, р. 57]. Хотя он и не указал жестких шагов в этом процессе, в целом он включает в себя сосредоточение на намерении или эмоции, самопроизвольном создании искусства и последующем размышлении над получающимися изображениями.

Таким образом, мандалы - это круглые конструкции, которые отражают целостность человека, создающего их. Согласно К. Юнгу, «мандала - это психологическое выражение всей полноты Самости» [11,р.657].

Самость - термин, придуманный Юнгом, отражающий индуизм Упанишады и ее изображение высшей личности, или Атмана [14, р. 46]. Атман считается центральным архетипом коллективного бессознательного и служит организующий принцип индивидуальной личности.

К. Юнг отметил, что, когда образ мандалы внезапно появляется во сне или в искусстве, это обычно указывает на движение к новому самопознанию. Юнг открыл значение мандал через свою собственную внутреннюю работу. «Я каждое утро набрасывал в блокноте небольшой круговой рисунок, мандалу, которая, казалось, соответствовала моему внутреннему состоянию в то время. С помощью этих рисунков я мог наблюдать свои психические превращения изо дня в день». Известно, что с 1916 по 1920 год К. Юнг создавал картины и наброски мандал, которые, по его мнению, соответствовали его внутреннему состоянию. Таким образом, ученый полагал, что мандалы означали объединение противоположностей, служили выражением личности и представляли сумму того, кем мы являемся.

«Мандала - точно капля человеческой крови, живая клетка, анализируя которую, можно сказать, в каком состоянии находится здоровье ее создателя», - пишет Д. Келлог. «Создавая свою личную мандалу, мы создаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Круг, изображаемый нами, как бы приглашает разные части нашей внутренней реальности проявиться и прийти во взаимодействие друг с другом, он инициирует их движение и слияние, приводя нас к целостности. Именно поэтому во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения» [10, р. 657]. Последователь работ К. Юнга, арт-терапевт Д. Келлог [11, р. 219] начала использовать мандалы в своей работе с пациентами. Она посвятила большую часть своей жизни, развивая систему трактования мандал, которую она назвала «Большим кругом». В своей теории о моделях вела свои собственные исследования, которые охватывали несколько десятилетий.

В частности, она утверждала, что наше влечение к определенным формам и конфигурациям, обнаруженным в мандалах, передает наше текущее физическое, эмоциональное и духовное состояние в данный момент.

Д. Келлог разработала серию карточек, каждая из которых имела свой дизайн мандалы, представляющий черты характера, межличностные отношения, стремления и бессознательное, постоянно меняющееся в течение жизненного цикла «Великого круга» мандалы [2, с. 144].

Из своей обширной коллекции мандал она определила 13 паттернов мандалы, которые она называла «архетипической стадией «Большого круга» мандалы». Для каждой из

моделей, она связала архетипические, психологические и эмоциональные темы, которые объясняла различными «состояниями сознания». Последовательный характер этапов обозначает развитие, которое отражает исследования К. Юнга об алхимических изменениях как метафоре психологического роста.

Важно отметить, что в соответствии с теорией К. Юнга, стадии Д. Келлог не указывают на здоровые или патологические состояния. Каждый этап представляет собой нормальный аспект человеческого сознания и развития, который переживается многократно в течение одной жизни. Проблема вызывается не тем, на какой стадии находится человек, а тем, как человек относится к своему нынешнему состоянию сознания или адаптируется к нему.

Для нашего исследования является важным, что размышляя над собственным психологическим опытом с помощью метафоры, люди могут прийти к новым взглядам, которые, зачастую, ограничены влиянием реальных событиях. С этим новым пониманием люди могут лучше оценивать свое текущее состояние, обнаруживать расхождения в том, как они себя видят, и выявлять недостающие области, необходимые для психологического равновесия [4, с. 20-28].

Обзор исследований в области психологии и развития человека свидетельствует о том, что круги являются частью фундаментального структурирования личностной идентичности.

Мандала выражает всю совокупность психики во всех ее аспектах, включая отношения между человеком и всей природой, и может рассматривается как «архетипический символ, отражающий общие нейропсихологические наследие человечества» [8, р. 183]. Она также представляет собой «центр личности, своего рода центральная точка внутри психики, с которой все связано, которой все устроено, и которая сама является источником энергии». Мандалы символизируют с внутренним «Я» и символически представляют стремление к индивидуации и психологической целостности.

Таким образом, создание мандалы- это новый способ вовлечения человека в процесс, предложенный К. Юнгом для творчества и размышлений. Анализ содержания мандал способствует новому подходу к пониманию психологического состояния человека. Сила мандалы- это гораздо больше, чем просто поиск символов. Это целый творческий процесс изготовления мандал, который помогает пересмотреть универсальный опыт жизни, пережить его и размышлять о сущности того, кем является человек здесь и сейчас.

Проводя групповые занятия одним из авторов данной статьи, Симоновой Е.В., было отмечено, что мандала побуждает к размышлениям над экзистенциальными темами, так простая мандала «Снежинка», призванная участников углубиться в исследование собственной уникальности привела к размышлениям о времени, о смысле жизни. Таким образом, учитывая возможности глубокого исследования при помощи мандал эмоциональной сферы нами было принято решение провести исследование экзистенциальных данностей. Была разработана программа исследования, которая кроме качественных методов - создания мандал на определенную тему, включала в себя исследования количественные, которые позволили бы нам увидеть взаимосвязь и установить возможно характер взаимосвязи между ценностными и эмоциональными характеристиками. Также в программу эксперимента была введена артлоготерапевтическая методика «Драгоценность» (автор Попова Т.А.), введенная в виде мандалы. Одним из запросов персонала исследовательской базы проведения эксперимента стало исследование тревожности и самочувствия. Методический аппарат включал в себя следующие методики:

-Методика САН (самочувствие, активность, настроение) разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым в 1973 году.

-Методика оценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина разработаны в 1966-1973 годах.

-Методика для диагностики осмысленности жизни. Шкала экзистенции (ШЭ) разработана А. Лэнгле и К. Орглер в 1988-1989 года.

-Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева разработана в 1985 году.

-Методика исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова разработана в 2003 году.

Исследования включали в себя несколько этапов, на данный момент результаты исследования находятся в обработке. Но первичные выводы говорят о том, что участниками эксперимента были осмыслены многие моменты собственной жизни, об этом свидетельствуют беседы и наблюдения, одни участники говорили о том, что по-другому стали относится к каждому дню своей жизни, другие открыли для себя ценность собственной жизни и ценность семейных традиций.

Литература

1.Аргуэлес, Х. Мандала / Хосе Аргуэлес, Мириам Аргуэлес. - М.: Благовест, 1993. -

128 с.

2.Келлог, Д. Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Д. Келлог, Мак Рэ М., Х Бонни., Ди Лео Ф., под ред. А.И. Копытина. 3-е изд. - М.: Психотерапия, 2011. - 144 с.

3.Копытин, А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / А.И. Копытин - СПб.: Речь, 2005. - 140 с.

4.Осипук, Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты) / Э. Осипчук - М: Школьный психолог. - 2007. - № 4 - 28 с.

5.Франкл, В. Страдания от бессмысленности жизни [Текст] / В. Франкл пер. С. Панков - М: Издательские решения, 2019 - 60 с.

6.Alyami A.M. The role of art therapy in counterterrorism: The Saudi experience. TheArtsinPsychotherapy. 2015. 44. P. 1-10.

7.Arguelles Jose & Miriam. Mandala, Shambhala. Berkeley. 1972. p. 34

8.Cox CT. Mandala artwork by clients with DID: Clinical observations based on two theoretical models. Art Therapy / Cohen BM. 2000. 17. P.195-201.

9.Jung CG. Mandalas. Appendix to Concerning Mandala Symbolism. Collected Works, Vol 9 Part 1: The archetypes of the collective unconscious. London: Routledge and Kegan Paul, 1959. 573 p.

10.Jung CG. Memories, dreams, and reflections. New York, NY: Vintage Books, 1962. -

657p.

11.Kellogg J. Mandala: Path of beauty. Mandala Assessment and Research Institute, 1981

12.Krippner S. The role played by mandalas in Navajo and Tibetan rituals //Anthropology of Consciousness. 1997. Т. 8. №. 1. P. 22-31.

13.Young A. J. Mandalas: Circling the square in education //Encounter. 2001. Т. 14. №. 3. P.

14.Chodorow J, editor., ed. Jung on active imagination. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.