УДК 159.9.072.52
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТИПОЛОГИИ Д. КЕЙРСИ В ИДЕНТИФИКАЦИИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Н. А. Бельская
Бельская Наталья Анатольевна, старший научный сотрудник отдела диагностики одаренности, Институт одаренного ребенка Национальной академии педагогических наук Украины, Киев, Украина, [email protected]
В работе представлены результаты исследования подростковой одаренности в контексте личностной типологии К. Юнга -Д. Кейрси. Проведен сравнительный анализ распределения типов темпераментов (в понимании Д. Кейрси) на выборках одаренной молодежи западных стран, с одной стороны, и победителей конкурса-защиты исследовательских и творческих работ в Малой академии наук Украины, с другой. Доказано, что частот ы встречаемости типов темпераментов N1 и SJ в обеих выборках в целом соответствуют друг другу, а именно: они представлены значимо чаще и реже среднего (среднестатистического) соответственно. Это подтверждает сущностную «раз-новекторность» в реализации интеллектуального потенциала носителями данных темпераментов в генеральной совокупности. В свою очередь, на украинской выборке одаренных старшеклассников была отмечена еще большая, чем у NT-типов, успешность представителей темперамента SP, что опровергает представление о нем как о носителе слабых академических способностей. Также на нашей выборке не подтвердилась высокая ресурсность темперамента NF, выявленная в исследованиях западных коллег. Однако с учетом недостаточного объема украинской выборки (М = 378 чел.) полученные результаты нуждаются в уточнении посредством дублирующих исследований. Ключевые слова: одаренность, типология, темперамент, частота встречаемости, индекс ресурсности.
Р01: 10.18500/1819-7671 -2018-18-2-184-189
Идентификация одаренных детей и взрослых традиционно осуществляется через измерение каждого из параметров, составляющих признанный большинством специалистов комплекс способностей и качеств, свойственных (типичных) для одаренности как таковой или для тех или иных ее видов. Диагностика в данном случае базируется на аналитическом подходе, предполагающем «разложение» данного феномена на когнитивные или личностные элементы, каждый из которых представляет наиболее значимые вклады в возможность появления выдающегося, неординарного достижения одаренного субъекта.
В рамках этого подхода обычно осуществляется и поиск решения задачи по выявлению личностного обеспечения одаренности: исследователи, как правило, предпочитают опираться на
«теорию личностных черт», чаще всего связываемую с именем Г. Олпорта. Так, большинство специалистов в данной области психологии обычно перечисляет в качестве автономных кон -структов такие черты одаренных личностей, как независимость (неконформность), склонность к риску, перфекционизм и т. п.
Гораздо реже имеют место попытки исследовать те или иные виды одаренности с помощью «теории личностных профилей», связанной с возникновением многофакторных личностных опросников (например, 16PF Р. Кеттелла, MMPI С. Хатауэя и Дж. МакКинли и др.). Собственно говоря, осознанных, намеренных попыток такого рода и не предпринималось, но результаты, полученные в результате математического анализа первичных психологических данных, способствовали тому, что специалисты, работающие в этом направлении, отметили специфику профилей, характерных именно для потенциально талантливых людей. Так, Л. Собчик выделила профили СМИЛ(ММР1) '489-/ и 48'2-/ как способствующие реализации присущей субъекту оригинальности мышления (при условии высокого интеллекта) [1]. Психологам, работающим с 16-ФЛО Р. Кеттелла, также удалось эмпирически выявить так называемый «индекс креативности», который отразился в следующей формуле (последовательности шкал): —А, + В, +Е , —F, —О, +Н, +1, +М, +01, +02. Правда, выяснилось, что «креативы», представляющие науку и высшую инженерию, с одной стороны, и искусство и литературу, с другой, значимо различаются между собой по некоторым из данных шкал 16-ФЛО [2].
Несмотря на то, что «теории типов личности» отражают наиболее давнюю традицию в подходах к изучению психического склада, исследования в направлении поиска наиболее «потенциальных» (одаренных) личностных типов практически отсутствуют. Исключение составляет типология К. Г. Юнга [3], которая на данный момент получила наибольшее признание и распространение.
Как известно, типология К. Г. Юнга включает восемь психологических типов, сочетающих в себе одну из двух общих установок сознания, т. е. экстравертную (Е) или интровертную (I) и одну
из пар психологических функций, т.е. ощущение (Б) - интуицию (К), чувство (Б) - мышление (Т). К. Г. Юнг считал, что данные установки и функции необходимы человеку для успешной адаптации к миру и присутствуют в каждом из типов. Однако обычно только одна из функций в сочетании с предпочитаемой установкой становится «дифференцированной» и определяет психологический тип индивида, остальные остаются в слаборазвитом и бессознательном состоянии.
Позже К. Г. Юнг уточнил концепцию, введя в нее представление о вспомогательной функции типа, которая также проявляется по бинарному принципу, а именно: «рациональность (I) - иррациональность (Р)». Это уточнение позволило впоследствии сторонникам данной теории сконструировать типологию, включающую 16 психологических типов.
Практическая разработка полученной типологии впервые была осуществлена И. Майерс и К. Бриггс, которые стали основоположниками возникшего в США термина «типоведение» и создали так называемый «индикатор типов» (МВТ1), позволяющий тестовым методом отнести любого человека к одному из 16 типов [4, 5]. Свою версию и методику идентификации данных типов (КТБ, КТБ-П) создал и Д. Кейрси, особым вкладом которого в типоведение принято считать обобщение 16 типов-«портретов» в четыре более емкие и целостные «типы темперамента»: - сенсорно-рациональный, он же сенсорно-решающий и сенсорно-планирующий, БР - сенсорно-иррациональный, он же сенсорно-импульсивный или сенсорно-перцептивный, КБ - интуитивно-чувствующий, или интуитивно-эмоциональный, КТ - интуитивно-мыслительный, или интуитивно-логический [6]. На данный момент именно 4-факторная («темпера-ментальная») классификация Д. Кейрси имеет наибольшую популярность, особенно в среде специалистов практического (консультативного) типоведения.
При всех теоретических разногласиях между И. Майерс - К. Бриггс и Д. Кейрси сторонни-
ками-пользователями обоих диагностических инструментов принято считать эмпирическую валидность МВТ1 и КТБ в равной степени состоятельной (доказанной), а это означает, что выбор методики для идентификации типа обычно обусловлен факторами вторичного характера, в частности временем тестирования, личными предпочтениями и пр.
Исследования по поиску возможных связей между потенциальной одаренностью и психотипами (а также их составляющими) по К. Г. Юнгу активно проводятся на Западе последние 30 лет. Наиболее полные и интересные данные представлены в работе и. Бак, в которой автор проанализировал и обобщил результаты 14 научных исследований, посвященных данной проблеме [7].
Согласно полученным результатам, несмотря на то, что среди одаренных подростков представлены все типы личности, в данной группе в большей или меньшей степени отмечается преобладание определенных темпераментов, типов и психологических функций над аналогичными факторами в нормативной выборке. Так, если среди творчески одаренных подростков экстраверты составляют 51,3 %, то в нормативной выборке экстравертов уже 68,45%. Еще большая разница отмечается по шкале сенсорика (Б) - интуиция (К): среди одаренных обнаружено 71,6% интутивных типов, их же в нормативной группе 31,9%. Мыслительных (Т) типов среди одаренных оказалось 53,8%, в нормативной выборке 47,5%. Также та часть одаренных подростков, которая идентифицирована как иррациональные, или перцептивные (Р), составляет 60,10%, тогда как процентная доля нормативной группы по данному показателю равна 45,40%. Что касается типов в целом, то среди них уверенно лидируют представители ШТР [7].
Поскольку нас в этом исследовании прежде всего интересовали темпераментальные «портреты» Д. Кейрси, то приведенные и. Бак данные были нами обобщены и оформлены (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение встречаемости темперамента и его потенциальной одаренности в обобщенной западной выборке (Л = 4828 чел.)
Типы темперамента Частота встречаемости темперамента в общей выборке старшеклассников, % Количество одаренных старшеклассников в типах темпераментов, % Номинальный рейтинг «одаренности темперамента» «Индекс ресурсности» темперамента
БР 25,5 11,2 4 0,44
42,7 16,8 3 0,39
ОТ 15 36,75 1 2,45
№ 17 35,2 2 2,1
В указанную таблицу нами введен так называемый «индекс ресурсности» темперамента, вычисляемый как отношение количества, в %, одаренных подростков к частоте встречаемости данного темперамента в исследованной выборке, и позволяющий уточнить его реальный рейтинг в «процентном ряду одаренности типов». Например, в данном случае группа БР, занимающая последнее место, четвертое в данном в ряду, т. е. как бы наименее «одаренная», на самом деле обладает большим потенциалом, чем группа имеющая рейтинг 3. Таким образом, согласно результатам исследований западных авторов старшеклассники, отнесенные к категории «одаренных», значимо чаще встречаются среди представителей группы типов КТ и КБ, чем среди двух оставшихся групп.
Целью нашей работы являлась проверка следующей гипотезы: группа типов КТ в украинской выборке старшеклассников обладает большим интеллектуально-академическим потенциалом, чем остальные группы (типы темперамента), а четверка БР-типов действительно уступает
Как можно видеть, тенденции в распределении темпераментов во взрослой генеральной совокупности в целом повторяют статистические характеристики юношеской выборки: особенно это относится к стабильному доминированию 8Л-группы. Вместе с тем отмечаются значительные отличия в представленности темпераментов ]\Т и 8Р в российской и зарубежных популяциях, однако недостаточное для типоведческих исследований количество протестированных в российской группе не позволяет еще делать какие-либо выводы.
Таким образом, располагая определенными статистическими данными представленности в генеральной совокупности типов темперамента, мы получили возможность провести первичный анализ полученных нами результатов.
Результаты. Рассмотрим сравнительную статистику встречаемости темпераментов в экспериментальной и контрольной группах (табл. 3).
остальным в академической (теоретической) успешности, как это следует из их характеристик, представленных в уже приведенных выше источниках.
Эксперимент проводился на базе Малой академии наук Украины (МАНУ). Выборку исследования составили 378 учеников-членов академии, защищавших свои научно-исследовательские и творческие работы на 3-м (республиканском) уровне в 2013 г. Контрольную группу сформировали ученики одного из лицеев г. Киева N = 142 чел.).
Поскольку изначально мы предполагали, что темпераментальный состав участников конкурса МАНУ в процентном соотношении будет отличаться от общепопуляционного, возникла необходимость принять во внимание накопленную типологическую статистику не только среди старшеклассников, но и среди взрослых.
Рассмотрим найденную нами на момент выполнения работы популяционную статистику (табл. 2) [4, 8, 9].
Таблица 3
Частота встречаемости темпераментов в экспериментальной и контрольной группах, %
Типы темперамента МАН Украины N= 378) Контрольная группа N = 142)
БР 5,3 9,9
43,1 46,5
ОТ 12,4 12,7
№ 39,2 31
Как видим, доминанта группы SJ сохраняется в обеих обследованных группах, что подтверждает значимость данного типа темперамента и для украинской выборки. Одновременно существенной особенностью этой выборки является весьма малое количество типов SP-группы, которая в странах Запада встречается гораздо чаще.
Таблица 2
Частота встречаемости темпераментов в американской, российской и мультиэтнической выборках
Типы темперамента МВТ1 (США, сотрудники бизнес-корпораций и госслужбы), % N = 20 тыс. чел. МВТ1 (Россия, студенты и работающие), % N = 540 чел. КТБ-П (США+ 26 стран), % N = 40 млн чел.
БР 40 18,7 30-35
40 41,3 40-45
ОТ 10 21,2 5-10
№ 10 18,8 15-20
Однако нас прежде всего интересовала NT-группа, традиционно рассматриваемая как наиболее интеллектуально ресурсная, «потенциальная», группа, с типами которой обоснованно связывают достижения в науке (прежде всего в точных науках и естествознании), аналитике любой специализации и высшей инженерии.
Как свидетельствуют результаты нашего исследования, мы не получили подтверждения изначального предположения о том, что именно старшеклассники типов NT-группы составляют значимо большее количество участников конкурса-защиты МАН Украины, по сравнению со среднестатистическим показателем в генеральной совокупности (и показателем контрольной группы в том числе): количество представителей группы NT в обеих выборках практически совпадает с аналогичными показателями в американской и мультиэтнической популяциях. С другой сторо-
Соотношение участия и результативности пр на третьем республиканском
ны, крайне незначительное представительство 8Р-типов в экспериментальной группе подтверждает их репутацию как носителей темперамента прежде всего практической направленности («ремесленников», «мастеров»), не заинтересованных в научно-теоретической и исследовательской работе. Поэтому мы предприняли попытку исследовать также результативность участия представителей различных типов темперамента на третьем общереспубликанском конкурсе МАНУ. Результативность рассчитывалась по определенному алгоритму на основе решений жюри конкурса, с учетом занятого претендентом места, суммы полученных баллов за контрольную работу по базовой дисциплине, а также за защиту научной работы. Традиционно призерами конкурса МАНУ становятся 35-45% участников.
Рассмотрим результаты этих расчетов и рейтинги типовых групп (табл. 4).
Таблица 4
ставителей различных типов темперамента апе конкурсе МАН Украины
Типы темперамента Участники конкурса-защиты МАН Результативно сть (от теоретического максимума в 100%) Рейтинг «одаренности» темперамента «Индекс ресурсности» темперамента
БР 5,3% 26,5% 2 5
43,1% 22,9% 4 0,53
ОТ 12,4% 27,5% 1 2,2
ОТ 39,2% 23,2% 3 0,59
Таким образом, самая многочисленная группа учеников-членов МАНУ, т. е. в рамках типологии Юнга-Кейрси является в целом одновременно и наименее «одаренной», по сравнению с остальными тремя типами темперамента, в то время как наименее представленные в МАНУ-выборке представители 8Р- и NT-типов оказались наиболее «одаренными». При этом, если результаты темпераментов SJ и NT практически совпадают с данными западных коллег, то лидерство SP-типов в нашей экспериментальной группе было скорее неожиданным.
Обсуждение результатов
Таким образом, успехи украинских школьников-членов Малой академии наук, идентифицированных как носители NT-темперамента, подтвердили сложившуюся в литературе репутацию данного темперамента как действительно обладающего значительным интеллектуально-творческим потенциалом. В то же время блестящие показатели участвующих в научно-исследовательской и творческой деятельности украинских старшеклассников, идентифицированных как представители темперамента SP, фактически опровергают пред-
ставление о данном темпераменте как обладающем слабыми академическими способностями. Возможно, одно из распространенных наименований представителей данной группы - «талантливые лентяи» - действительно имеет под собой основания, в связи с чем в учебных заведениях следовало бы вовремя идентифицировать этих детей и привлекать (мотивировать) их к участию в сложных исследовательских и творческих проектах. При этом с учетом данного психического склада следует отметить их ориентацию на решение прежде всего тех научных задач, которые будут иметь практическое применение.
Необходимо также объяснить скромные достижения группы SJ, наиболее многочисленной во всех представленных выше выборках (включая нашу экспериментальную группу) и относительно менее успешной согласно результатам как западных, так и нашего исследования. В доминировании консервативной по своей сути группы SJ (всегда не менее 40%), по-видимому, проявляется определенная целесообразность, вытекающая из базовой эволюционной задачи сохранения человечества, поддержания стабильности и обеспечения дальнейшего существования социума как целостности.
Как свидетельствует практика, конкретные профессиональные задачи, наиболее успешно выполняемые типами Б1-группы, традиционно связаны с менеджментом и организацией деятельности и жизнедеятельности коллективов различного масштаба, от микрогруппы (семья, спортивная команда) до трансатлантических мегакорпораций и государственных образований. При этом по мере восхождения на более высокий уровень социальной организации (и, соответственно, при принятии все более масштабных задач) в четверке группы последовательно возрастает процент мыслительных типов (1БТ1 и ББТ1) и резко сокращается количество чувствующих (1БР1 и ББР1). Так, по данным О. Крегера и Дж. Тьюсона [8] типы 1БТ1 и ЕБТ среди менеджеров среднего звена США в сумме составляют 49,5% от всех 16 типов ^ = 4789 чел.), а среди топ-менеджеров уже более 60% N = 2245 чел.).
Таким образом, группа SJ-типов, судя по всему, гораздо более продуктивно проявляется в сферах организационно-практической одаренности, чем в интеллектуально-творческой, что также соответствует оценке данных типов в уже указанных литературных источниках. Участие же носителей данного типа темперамента в научно-академической деятельности (в рамках МАНУ) обусловлено, скорее всего, не только и не столько познавательной потребностью или потребностью в творческом самовыражении (внутренней мотивацией), сколько соображениями прагматического, карьерно-стратегическо-го характера; присуждение призовых мест на 3-м этапе в конкурсе МАН Украины обеспечивает определенные бонусы при поступлении в вузы, повышает статус портфолио и т. п.
Выводы
В исследовании нам удалось частично подтвердить результаты зарубежных коллег, а
именно: типы темперамента NT и SJ среди одаренных подростков в украинской выборке также представлены чаще и реже среднего (среднестатистического уровня) соответственно. В то же время полученные нами результаты противоречат результатам западных авторов: мы обнаружили высокую потенциальную одаренность темперамента SP и невысокие результаты темперамента NF. Предположительное объяснение этому можно искать в этнопсихологическом контексте, в различиях западной и восточной ментальностей, но недостаточная на данный момент выборка нашего исследования не позволяет сделать окончательных выводов. Тем не менее полученные нами данные указывают на перспективность исследования одаренности в типологическом аспекте.
Список литературы
1. Собчик Л. Н. Ыетод^1 психологической диагностики. Вып. 1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: метод. руководство. M., 1990. 75 с.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 200В. 36В с.
3. Юнг К. Г. Психологические типы. M., 1992. 194 с.
4. Абельская Е. Ф. Типоведческое исследование психического склада личности : дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006. 202 с.
5. Briggs-Myers I. B., McCaulley M., Hammer A. L. MBTI Manual : A guide to the development and use of the Myеrs-Briggs Type Indicator. 3rd ed. Palo Alto, CA., 199В. 420 p.
6. Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб., 1994. 23В с.
7. Sak U. A synthesis of research on psychological types of gifted adolescents // The Journal of Secondary Gifted Education. Winter 2004. Vol. XV, № 2. Р. 70-79.
В. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. M., 1995. 560 с.
9. The Keirsey Temperament Sorter (KTS-II). URL: https:// www.keirsey.com (дата обращения: 10.01.201В).
Образец для цитирования:
Бельская Н. А. Возможности применения личностной типологии Д. Кейрси в идентификации одаренных подростков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 184-189. Б01: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-184-189.
The Possibilities of Applying the Personal Typology of D. Keirsey in the Identification of Gifted Adolescents
N. A. Belskaya
Natalya A. Belskaya, Institute of Gifted Child, National Academy of Educational Sciences of Ukraine, 52-D, Sichovykh Striltsiv Str., Kyiv, 04053, Ukraine, [email protected]
The paper presents the results of the study of adolescent giftedness in the context of the personal typology of K. Young-D. Keirsey. A comparative analysis of the distribution of temperaments types (in the sense of D. Keirsey) on the Western samples of gifted adolescent , on the one hand, and the winners of the competition in the Minor Academy of Sciences of Ukraine, was carried out. It is proved that the frequencies of NT and SJ temperament types in both samples are generally consistent, namely: they are rep-
resented significantly more often and less often than the average, respectively. This confirms the essential "diversity" in the realization of the intellectual potential by the bearers of these temperaments in the general population. In turn, on the Ukrainian sample of gifted high school students, the success of representatives of the SP- temperament was even greater than that of NT-types, and this fact refutes the idea of it as a bearer of weak academic abilities. Also on our sample, fact of the high creative resource of the NF-temperament, revealed in the studies of Western colleagues, was not confirmed. However, given the insufficient volume of the Ukrainian sample (N = 378 pupils), the results need to be clarified through duplicate studies. Key words: giftedness, typology, temperament, frequency of occurrence, resource index.
References
1. Sobchik L. N. Metody psikhologicheskoy diagnostiki. Vyp. 1. Standartizirovannyy mnogofaktornyy metod issledovaniya lichnosti: metod. rukovodstvo [Methods of psychological diagnostics. Iss. l.Standardized multi-factor method of personality research]. Moskow, 1990. 75 p. (in Russian).
2. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey. 3-e izd. /Psychology of general abilities. 3rd ed.]. St. Petersburg, 2008. 368 р. (in Russian).
3. Jung C. G., Baynes H. G. Psychological types or the psychology of individuation. London, 1921. 180 р. (Russ. ed.: Jung K. G. Psikhologicheskie tipy. Moscow, 1992. 194 p.).
4. Abelskaya E. F. Tipovedcheskoe issledovaniepsikhich-eskogo sklada lichnosti [Typological study of the mental formation of personality]. Diss. Сand. Sci. (Psychol.). Ekaterinburg, 2006. 202 p. (in Russian).
5. Briggs-Myers I. B., McCaulley M., Hammer A. L. MBTI Manual: A guide to the development and use of the Myers-Briggs Type Indicator. 3rd ed. Palo Alto, CA. 1998. 420 p.
6. Ovchinnikov B. V., Pavlov K. V., Vladimirova I. M. Vash psikhologicheskiy tip [Your psychological type]. St. Petersburg, 1994. 238 р. (in Russian).
7. Sak U. A synthesis of research on psychological types of gifted adolescents. The Journal of Secondary Gifted Education, Winter 2004, vol. XV, no. 2, pp.70-79.
8. Kroeger O., Thuesen J. M. Type talk at work. New York,1992. (Russ. еd.: Kroeger O., Thuesen J. M. Tipy lyudey i biznes. Moscow, 1995. 560 p.).
9. The Keirsey Temperament Sorter (KTS-II). Available at: https://www.keirsey.com (accessed 10 January 2018).
Cite this article as:
Belskaya N. A. The Possibilities of Applying the Personal Typology of D. Keirsey in the Identification of Gifted Adolescents. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 184-189. DOI: 10.18500/18197671-2018-18-2-184-189.