Научная статья на тему 'Возможности применения компьютерных программ на уроках музыки'

Возможности применения компьютерных программ на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSIC PEDAGOGY / УРОК МУЗЫКИ / MUSIC LESSONS / ШКОЛА / SCHOOL / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPUTER PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добровольская Л.В.

В статье рассматриваются вопросы применения современных компьютерных программ на уроке музыки в общеобразовательной школе, на примере компьютерной программы Everyone Piano.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения компьютерных программ на уроках музыки»

УДК37.034

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ НА УРОКАХ

МУЗЫКИ

Добровольская Л.В. ©

К.п.н. ВАК России, старший преподаватель кафедры «Музыкальные дисциплины» СКГУ им. М. Козыбаева, Петропавловск

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы применения современных компьютерных программ на уроке музыки в общеобразовательной школе, на примере компьютерной программы Everyone Piano.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, урок музыки, школа, компьютерные программы. Keywords: music pedagogy, music lessons, school, computer programs.

21 век - это век высоких технологий, всеобщей компьютеризации, информатизации и глобализации. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Вошедшие в нашу жизнь информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, обмениваться информацией, видеть друг друга, с помощью вэб-камер и скайпа, даже проводить онлайн занятия, находясь на противоположных сторонах земного шара. В связи с этим растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений [1,4].

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач. Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации. В условиях образования искусство - единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. Еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Таким образом, чтобы реализовать поставленные задачи, сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся необходимо максимально учитывать межпредметные и внутри предметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников,

© Добровольская Л.В., 2017 г.

формируя у них слушательскую культуру и воспитания эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии [2,34]. В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога. Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий. Большой интерес к современным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка». Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности)[3,11]. Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся отличаются высокой активностью на уроках.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: Музыкальные проигрыватели: Windows Media Player, WinAmp, Aimp, KMPlayer и т.д.

Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Программы для пения караоке: VocalJam, KarMaker [4]. Эти программы построены по одному принципу -проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни. Музыкальные энциклопедии: «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры музыки» и т.д. Эти программы дают возможность просмотра различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами. Путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Музыкальные конструкты: Magic Music Maker, Musicshake, FL Studio ит.д. С помощью таких программ можно создать и сохранить мелодию. Обучающие программы: «Профессор Музыки», «Дракоша в мире музыки», Virtual Piano, Everyone Piano и т.д.[5]

С помощью таких обучающих программ можно развивать слух, музыкальную грамотность, настраивать музыкальные инструменты. Everyone Piano - это программа, при помощи которой можно на клавиатуре, имитировать игру на фортепиано. Получается очень реалистично, ведь используются все тембры и фортепианные тона и даже имитация подножки фортепиано. Можно загружать ноты. В программе Everyone Piano присутствует много клавишных настроек. Есть функция записи и воспроизведения. А также программа имеет комфортный для работы интерфейс, благодаря которому пользователь во время работы в Everyone Piano забывает, что перед ним всего лишь виртуальное пианино, а эта программа отличная замена фортепиано. Everyone Piano, в совокупности с видеопроектором позволит эффективно объяснить что-либо для большой аудитории учащихся. Применение

информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении: помогает формировать навыки активного восприятия музыки; прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Учителям музыки современных школ нужно стремиться вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Сейчас в современных условиях школ, неоснащенных необходимыми инструментами, стало необходимым и актуальным использование ИКТ на уроках музыки. Различные электронные пособия, презентации и такие программы как Everyone Piano сделают урок не только более интересным и содержательным, но и продуктивным.

Литература

1. Абдуллин, Э.Б. Общее музыкальное и музыкально-педагогическое образование в России сегодня. А завтра? / Э. Б. Абдуллин // 2.Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 2. - С. 4—7.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2005

3. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. - Волгоград: перемена, 2006.

4. Электронный ресурс: www.everyonepiano.com., обращение 9.12 16

5. Электронный ресурс: www.vocaljam.narod.ru.,www.playmarket-apps.com.обращение 8.12. 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.