Научная статья на тему 'Возможности применения инструмента плейбек-театр в управлении трудовым поведением персонала'

Возможности применения инструмента плейбек-театр в управлении трудовым поведением персонала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
843
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПЛЕЙБЕК-ТЕАТР / ПЕРФОМАНС / АКТЕР / ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ / ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PLAYBACK THEATRE / PERFORMANCE / ACTOR / PERSONAL STORY / WORK BEHAVIOR / FACTORS OF LABOR BEHAVIOR / CORPORATE CULTURE / SOCIAL WELL-BEING / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / SOCIAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галюк А.Д.

В статье рассматривается один из новых инструментов работы с персоналом организации плейбек-театр. Он описывается как перфоманс, основанный на спонтанном обыгрывании профессиональной командой актеров историй, рассказанных людьми из зрительного зала. Автор отмечает, что возникнувший изначально как вид театрального искусства плейбек-театр сегодня может быть использован как эффективный инструмент управления трудовым поведением персонала. Особая форма социального взаимодействия зрителей и актеров, проявляющаяся в плейбеке, предопределяет различные функциональные возможности использования данного инструмента. Среди них трансляция ценностей и норм корпоративной культуры, формирование коммуникативного пространства действий работников по отношению друг к другу, чувства общности в трудовом коллективе за счет сопереживания, соучастия; снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате воздействия деструктивных факторов трудовой среды, профилактика стрессов и профессионального выгорания. В статье утверждается, что несмотря на такую особенность театрального действия в плейбеке, как нетехнологичность отсутствие заранее подготовленного сюжета, использование плейбек-театра в качестве инструмента управления трудовым поведением персонала организации необходимо тех-нологизировать. Выделены пять этапов проведения плейбек-театра в организации: определение целей его использования, определение социального контекста, подбор актеров, вовлечение работников в перфоманс и получение обратной связи от работников по итогам проведенного мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE POSSIBILITIES OF PLAYBACK THEATRE TOOL IN LABOR BEHAVIOR MANAGEMENT OF PERSONNEL

This article considers one of new work tools with perosonnel as playback theatre. It is described as performance based on spontaneous playing of stories told by people from audience by professional company of actors. The author underlines that once appeared as a sort of theatrical art, today playback theatre can be used as an efficient tool of labor behavior management of personnel. The special form of social interaction between audience and actors, exposed in playback, defines different functional possibilities of this tool 's use. Among these possibilities one can mention transmission of values and corporate culture norms, formation of communicative space of workers ' actions towards to each other, feeling of unity in labor community by means of empathy and participation; removal of emotional stress as a result of labor environment destructive factors's influence, prevention of stresses and professional tiredness. The article asserts that despite this theatrical activity's feature in playback as nanotechnological character absence of prepared storyline, application of playback theater as a tool for labor behavior management of personnel must be technologized. There are five stages of playback theater in an organization: goal of use, defining social context, casting, workers' involvement in performance and getting feedback from them.

Текст научной работы на тему «Возможности применения инструмента плейбек-театр в управлении трудовым поведением персонала»

А.Д. Галюк, канд. социол. наук, доцент, кафедра управления персоналом и социологии,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, AGaluk@usurt.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТА ПЛЕЙБЕК-ТЕАТР В УПРАВЛЕНИИ ТРУДОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА

В статье рассматривается один из новых инструментов работы с персоналом организации - плейбек-театр. Он описывается как перфоманс, основанный на спонтанном обыгрывании профессиональной командой актеров историй, рассказанных людьми из зрительного зала. Автор отмечает, что возникнувший изначально как вид театрального искусства плейбек-театр сегодня может быть использован как эффективный инструмент управления трудовым поведением персонала. Особая форма социального взаимодействия зрителей и актеров, проявляющаяся в плейбеке, предопределяет различные функциональные возможности использования данного инструмента. Среди них трансляция ценностей и норм корпоративной культуры, формирование коммуникативного пространства действий работников по отношению друг к другу, чувства общности в трудовом коллективе за счет сопереживания, соучастия; снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате воздействия деструктивных факторов трудовой среды, профилактика стрессов и профессионального выгорания. В статье утверждается, что несмотря на такую особенность театрального действия в плейбеке, как нетехнологичность - отсутствие заранее подготовленного сюжета, использование плейбек-театра в качестве инструмента управления трудовым поведением персонала организации необходимо тех-нологизировать. Выделены пять этапов проведения плейбек-театра в организации: определение целей его использования, определение социального контекста, подбор актеров, вовлечение работников в перфоманс и получение обратной связи от работников по итогам проведенного мероприятия.

Ключевые слова: плейбек-театр, перфоманс, актер, личная история, трудовое поведение, факторы трудового поведения, корпоративная культура, социальное самочувствие, социально-психологический климат, социальная технология.

Нестабильность социально-экономических условий развития страны, деятельность по оптимизации организаций негативным образом отражаются на социальном самочувствии работников, что, несомненно, влияет на их трудовое поведение, количественные и качественные результаты труда персонала.

Обычно в диагностике различных аспектов трудового поведения персонала применяется комплекс технологизирован-

ных инструментов: специализированные анкеты, шкалы показателей групповых взаимоотношений, внутригрупповой приемлемости, социометрические опросники и др.1 Этот перечень время от времени пополняется новыми инструментами. Одной из таких новинок является плейбек-театр, который может быть рассмотрен в русле его исследовательского и управленческого значения.

Теоретические и методические основы плейбек-театра (в пер. с англ. playback - вос-

произведение) заложены Джонатаном Фоксом и Джо Салас. Возникнув как нетрадиционный метод театрального искусства, плейбек позже трансформировался в эффективный исследовательский и управленческий инструмент.

Первый опыт проведения плейбек-театра как уникальной формы нетехнологичного театрального искусства состоялся в 1975 году. В отличие от классического действия в нем отсутствует сценарий или готовая пьеса, это импровизация, создающаяся «здесь и сейчас». Объединив непрофессиональных, но увлеченных театральным искусством и психодрамой Л.Я. Морено актеров, плей-бек-театр создает творческое пространство для проживания повседневного опыта людей, их жизненных историй. Первая труппа плей-бек-актёров, возглавляемая Джонатаном Фоксом, выступала под девизом «We play the story back to you» («Мы играем историю, возвращая ее тебе»). Отсюда возник и сам термин «playback».

Таким образом, суть плейбек-театра состоит в создании перфоманса, в ходе которого любой зритель может рассказать свою историю из жизни. Она может быть о чем угодно, о том, что его тронуло и что впечатлило, она может быть трагической или комической, изложена развернуто или кратко. Задача специально обученных актеров - отыграть ее без предварительного обсуждения, импровизируя на сцене. В некоторых случаях все участники становятся актерами в постановках историй друг друга. Несмотря на очевидную спонтанность взаимодействия актеров и зрителей, в пер-фомансе важная роль отводится кондакто-ру (ведущему), задачи которого - помочь участнику вербализовать свою историю, поддерживать пространство доверия и уважения, сохранять общую направленность плейбека в рамках заявленной темы перфо-манса (возможные направления использования данного инструмента в сфере кадрового менеджмента, а именно управления трудо-

вым поведением персонала, будут рассмотрены ниже).

Несмотря на более чем сорокалетнее существование плейбека, как метод управления персоналом различных компаний он стал использоваться сравнительно недавно, а именно в 1990-е годы, в ряде компаний США и Израиля. Сегодня плейбек широко используется в компаниях разных форм собственности и сфер деятельности (1Т-технологии, здравоохранение, финансовый сектор, ритейл и пр.). Международная ассоциация р1ауЬаск-театров объединяет более 400 театров из 50 стран мира. В России насчитывается более десятка трупп и более 100 актеров, профессионально занимающихся плейбеком. Он стал катализатором различных процессов управления персоналом: ко-мандообразования, формирования и развития корпоративной культуры, поддержания благоприятного социально-психологического климата, управления конфликтами, установления диалога между различными субкультурами в организации, развития персонала2.

Что же вызывает интерес исследователей, бизнес-консультантов, представителей творческой среды к плейбек-театру? Ответом на этот вопрос может послужить полифункциональность рассматриваемого инструмента.

Во-первых, то, что лежит на поверхности: плейбек как форма театрального искусства является хорошим рекреационным ресурсом. Как и любой вид искусства, пер-фоманс - способ творческой организации свободного от работы времени, помогает работнику переключить внимание, восстановиться физически и психоэмоционально. В этом смысле плейбек-театр предстает в качестве любопытной формы ивент-менед-жмента, наполнения программы корпоративного праздника или мероприятия. С его помощью всегда можно сделать корпоративные встречи более запоминающимися. Однако значимость плейбека состоит не столько

Любой зритель может рассказать свою историю из жизни. Она может быть о чем угодно, о том, что его тронуло и что впечатлило, она может быть трагической или комической, изложена развернуто или кратко. Задача специально обученных актеров - отыграть ее без предварительного обсуждения, импровизируя на сцене.

в неординарной организации корпоративного события, сколько в его способности донести до сотрудников ценности компании, неформальные правила, существующие внутри коллектива, стиль управления и другие особенности, которые трудно передать через обычные каналы коммуникации. С позиции теории символического интеракционизма формирование социального поведения человека происходит в ходе интеракции, то есть взаимодействия с другими людьми, которая возможна за счет создания людьми общих значимых символов, вызывающих у одного индивида то же самое представление о присущих им значениях, что и у другого3. Благодаря взаимному пониманию и принятию ролей становится возможным формирование единого коммуникативного пространства действий работников по отношению друг к другу.

Во-вторых, исходя из сути метода -спонтанное рассказывание и проигрывание личных историй, - плейбек является способом организации психотерапевтической работы. Он позволяет человеку увидеть свою историю со стороны, проанализировать ее, по-новому взглянуть на ситуацию и на себя в ней, увидеть новые детали, пережить, иногда и с юмором, знакомые моменты жизни и, наконец, получить эмоциональную и психологическую поддержку. Жалобы клиентов, страх перед возможным сокращением, боязнь взять на себя ответственность или проявить инициативу, не справиться с освоением новых технологий или техники, увольнение, конфликт с руководителем или коллегой, напряженность в коллективе, коммуникативные барьеры, случаи моб-бинга на рабочем месте и прочее - все эти истории могут быть рассказаны, а эмоции прожиты. Часто при заполнении анкет и психологических опросников работники дают социально желаемые ответы, боясь применения негативных санкций. В плейбеке же раскрываются естествен-

ные поведенческие особенности индивида. В этом ключе плейбек выступает одним из способов поддержания здроровьесбере-гающей среды. Всем известно, что эмоциональные расстройства в виде беспокойства, тревоги, ухудшения сна, состояния депрессии, беспомощности и эмоциональных взрывов вызывают соматические расстройства в организме человека, что, безусловно, негативно отражается на трудовом поведении работника.

И, наконец, в-третьих, плейбек - это инструмент социального взаимодействия. В ходе перфоманса выстраивается и укрепляется наша связь друг с другом как членов одной социальной общности. Описывая свой метод, Джонатан Фокс часто использовал выражение «Театр соседей, а не прохожих». И хотя некоторые из зрителей были просто случайно зашедшими прохожими, но рассказывание историй, несомненно, приводило к возникновению ощущения общности. Человек мог наблюдать, как рассказ его соседа по зрительному залу оживает на сцене, и думать: «На его месте мог быть я»4.

Описывая социальную сущность плей-бека, Джо Салас отмечает: «Основная идея плейбек-театра очень проста, в то время как ее воплощения сложны и глубоки. Когда люди собираются вместе и рассказывают свои личные истории для того, чтобы разыграть их, в коммуникацию вступает множество человеческих посланий и ценностей...

Мы говорим, что ваша жизнь - подходящий объект для искусства, что другим ваша история может быть интересной, они могут чему-то научиться, продвинуться вперед благодаря ей. Мы говорим, что мы гораздо ближе - и в то же время дальше - по отношению к театру, чем великие драматические постановки прошлого, что до возникновения традиции литературного театра, а затем и параллельно с ней, всегда существовал театр более непосредственный, более личный, более простой, более доступ-

Значимость плейбека состоит не столько в неординарной организации корпоративного события, сколько в его способности донести до сотрудников ценности компании, неформальные правила, существующие внутри коллектива, стиль управления и другие

особенности, которые трудно передать через обычные каналы коммуникации.

ный, и этот театр произрастает из неумирающей потребности в общении посредством эстетического ритуала»5.

Что интересно, эта идея тесно перекликается с идеями социологов, заложивших теоретические основы качественной методологии социологического исследования (М. Вебера, И. Гофмана, У Джеймса, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Дж. Г. Мида, А. Щюца и др.). Ее фокус обращен к анализу повседневного жизненного опыта людей, где исследователь выступает в роли его интерпретатора. Так, например, Г. Зиммель рассматривал теорию понимания как специфическую методологию социального познания. Использование только общенаучных методов, отстраненных от исследователя, таких как индукция, синтез, типологизация и пр., не позволяет понять смысл социальных явлений и социального поведения индивидов. Необходимо включить в познавательный процесс самого исследователя6. Итогом понимания здесь выступает не обнаружение причинно-следственных связей, а открытие смысла действия, заключающегося в связи этого действия с потребностями, интересами и представлениями людей. Таким образом, плейбек-театр поддерживает социаль-

ное взаимодействие в трудовом коллективе, формирует чувство общности за счет сопереживания, со-участия. Сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах коммуникации. Индивид осознает собственную идентичность опосредовано, то есть если смотрит на себя глазами другого. Именно через взаимоотношения человек осознает свою социальную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата группы. Оценка своего положения в системе социальных отношений порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими.

Включение зрителя в процесс проживания личностных смыслов рассказанных историй делает плейбек-театр хорошим диагностическим инструментом, позволяющим выявить факторы организационной среды, благоприятствующие или противодействующие трудовым достижениям работников.

Использование плейбек-театра позволяет реализовать следующие задачи в области кадрового менеджмента:

1. Обеспечение вовлеченности работников в трудовые процессы. Вовлеченность описывается позитивным отношением работников к самой компании и работе в ней, позволяющим работать более продуктивно, прикладывать максимум усилий и получать удовлетворение от своей работы. Важным компонентом вовлеченности является инициатива - готовность сотрудников прикладывать значительные усилия для достижения превосходных результатов, чувство личной причастности к результатам деятельности компании7.

2. Создание социальной среды, поддерживающей организационные изменения, освоение новых поведенческих моделей в результате проведения каких-либо преобразований в организации.

3. Расширение репертуара профессиональных умений и навыков. В этом случае плейбек выступает хорошим методом профессионального обучения персонала. Кроме того, за счет специфической формы театрализованного действия, содержащего в себе, безусловно, элемент игры, плейбек может выступать в виде геймифицированного обучения, что является важным в работе с персоналом поколения У

4. Диагностика организационной культуры и атмосферы в трудовом коллективе, профилактика и разрешение межличностных конфликтов в организации.

5. Профилактика профессионального выгорания, снятие напряжения, возникающего в результате воздействия стрессоген-ных факторов.

6. Улучшение качества горизонтальных и вертикальных коммуникаций, преодоление коммуникативных барьеров, формирование управленческой команды.

Безусловно, функциональная направленность инструмента плейбек-театр не сводится только лишь к вышеобозначенному. Существуют и другие случаи его применения. Наша задача состоит в том, чтобы пока-

зать те факторы организационной среды, которые оказывают более сильное воздействие на трудовое поведение работника, а значит, и на результаты его труда.

Несмотря на отмеченную выше такую особенность перфоман-са, как нетехнологичность - остутствие заранее подготовленного сюжета театрализованного действия, процесс использования плейбека в качестве инструмента управления трудовым поведением персонала организации можно и следует технологизи-ровать. Социальные технологии выступают неотъемлемой частью социальной инженерии как совокупности подходов прикладной социологии, ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. Поэтому применение инструмента плейбек-театр в контексте социоинженерной деятельности позволяет выявить скрытые проблемы и противоречия, возникающие в организации и социальных группах, и, в конечном счете, выявить и использовать скрытый потенциал человеческого капитала предприятия, получить оптимальный результат при наименьших управленческих издержках8.

При принятии решения об использовании инструмента плейбек-театр для изучения факторов, влияющих на трудовое поведение персонала, первое, с чего необходимо начать - это определение целей использования плейбека. Иначе говоря, следует ответить на вопрос: «Для чего?». Как ранее было показано, существует большое разнообразие управленческих задач, решаемых на основе применения данного инструмента, а следовательно, возможных тематических направ-ленностей предполагаемого перфоманса. Второе - изучить, в каком контексте будет использован данный инструмент. Этим контекстом может быть корпоративное событие, ситуация обучения, корпоративный тренинг и пр. Третье - подобрать труппу профес-

Применение инструмента плей-

бек-театр позволяет выявить скрытые проблемы и противоречия, возникающие в организации и социальных группах, и, в конечном счете, выявить и использовать скрытый потенциал человеческого

капитала предприятия, получить оптимальный результат при наименьших управленческих издержках.

сиональных актеров плейбек-театра. Работа труппы должна осуществляться на принципах спонтанности, эмпатии, уважения и социальной ответственности.

Четвертое - следует обеспечить вовлечение работников в перфоманс. Этого можно достигнуть с помощью мотивирующей беседы с персоналом, в ходе которой работники получат представление о сути и назначении инструмента. Также, поскольку формат плейбека предполагает обыгрывание личных историй, важно поддерживать атмосферу безопасности, открытости и расслабленности как до, так и во время мероприятия. И пятое - провести само мероприятие и получить обратную связь по его итогам.

Таким образом, внедрение инструмента плейбек-театр в практику управления персоналом открывает широкие возможности использования его результатов. А как форма нетрадиционного театрального искусства он способен внести элемент новизны в привычные формы взаимодействия между работниками организации, помочь избавиться от ощущения рутинности и формальности отдельных организационных процедур. ^

Литература

1. Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие / под ред. Н.И. Шаталовой. М.: ИНФРА-М, 2010. 221 с.

2. Икович М. Новинка в управлении персоналом - плейбек-театр. Инструкция по применению [Электронный ресурс]. иКЬ: http://kdelo.ru/ а11/377074-ге^поу1пка-у-иргау1епи-рег5опа1от-р1еуЬек4еаЦмшЦикшуа-ро-рптепетуи (дата обращения: 20.04.2016).

3. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 229.

4. Салас Дж. Играем в реальную жизнь в Плей-бек-театре. М.: Когито-Центр, 2009. С. 21.

5. Там же. С. 17-18.

6. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Избранное: в 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 1. С. 181.

7. Сухова О.В. Социально-экономический аспект категории «труд» // Вопросы управления. 2012. № 2 (19). С. 236-240.

8. Шаталова Н. И., Александрова Н. А., Га-люк А.Д., Шестопалова О.Н. Социальные технологии как важнейший элемент механизма управления персоналом // Кадровик. 2010. № 5. С. 64-69.

USE POSSIBILITIES OF PLAYBACK THEATRE TOOL IN LABOR BEHAVIOR MANAGEMENT OF PERSONNEL

A.D. Galyuk, Candidate of Sociology, Docent, The department of personnel management and sociology, Ural Federal University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia, AGaluk@usurt.ru

This article considers one of new work tools with perosonnel as playback theatre. It is described as performance based on spontaneous playing of stories told by people from audience by professional company of actors. The author underlines that once appeared as a sort of theatrical art, today playback theatre can be used as an efficient tool of labor behavior management of personnel. The special form of social interaction between audience and actors, exposed in playback, defines different functional possibilities of this tool's use. Among these possibilities one can mention transmission of values and corporate culture norms, formation of communicative space of workers' actions towards to each other, feeling of unity in labor community by means of empathy and participation; removal of emotional stress as a result of labor environment destructive factors's influence, prevention of stresses and professional tiredness. The article asserts that despite this theatrical activity's feature in playback as nanotechnological character - absence of prepared storyline, application of playback theater as a tool for labor behavior management of personnel must be technologized. There are five stages of playback theater in an organization: goal of use, defining social context, casting, workers' involvement in performance and getting feedback from them.

Key words: playback theatre, performance, actor, personal story, work behavior, factors of labor behavior, corporate culture, social well-being, socio-psychological climate, social technology.

References

1. Shatalova N.I., Aleksandrova N.A., Briukhova O.Iu., Gileva O.B., Oblasova L.Z. Konsul'tirovanie v upravlenii chelovecheskimi resursami: ucheb. poso-bie / pod red. N.I. Shatalovoi [Consulting in human resource management: textbook. Ed. by N.I. Shatalova]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010. 221 p.

2. Ikovich M. Novinka v upravlenii personalom -pleibek-teatr. Instruktsiia po primeneniiu [New HR playback theatre. Usage instructions]. Available at: http://kdelo.ru/art/377074-red-novinka-v-upravle-nii-personalom-pleybek-teatr-instruktsiya-po-primen-eniyu (accessed 20.04.2016).

3. Mid Dzh. Ot zhesta k simvolu [From gesture to symbol]. Amerikanskaia sotsiologicheskaia mysl' [American sociological thought]. Moscow, MGU Publ., 1994. p. 229.

4. Salas Dzh. Igraem v real'nuiu zhizn' v Pleibek-teatre [Play real life in playback the-

atre]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2009. 159 p.

5. Salas Dzh. Igraem v real'nuiu zhizn' v Pleibek-teatre [Play real life in playback theatre]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2009. 159 p.

6. Simmel G. Izbrannoe: v 2 t. [Favorites in 2 volumes] Moscow, Iurist Publ., 1996. Vol. 1. 671 p.

7. Sukhova O.V. Sotsial'no-ekonomicheskii aspekt kategorii «trud» [Socio-economic aspect of the category "labof']. Voprosy upravleniia - Management issues, 2012, no. 2 (19), pp. 236-240.

8. Shatalova N.I., Aleksandrova N.A., Galiuk A.D., Shestopalova O.N. Sotsial'nye tekhnolo-gii kak vazhneishii element mekhanizma uprav-leniia personalom [Social technologies as a key element of the mechanism of personnel management]. Kadrovik - Kadrovik, 2010, no. 5, pp. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.