Научная статья на тему 'Возможности применения инновационных образовательных технологий в системе подготовки кадров МЧС России'

Возможности применения инновационных образовательных технологий в системе подготовки кадров МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МЧС РОССИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талалаева Г.В., Демченко О.Ю., Газизова Ю.С., Контобойцева М.Г.

Раскрыта необходимость ориентирования вузов МЧС России на существующие инновации в системе образования России. Описаны направления модернизации системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талалаева Г.В., Демченко О.Ю., Газизова Ю.С., Контобойцева М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения инновационных образовательных технологий в системе подготовки кадров МЧС России»

4. Нерешённый вопрос, организации использования естественных и искусственных водоёмов на территории безводных участков;

5. Недостаточное количество пожарных водоёмов, оборудованных пирсами, подъездами с твёрдым покрытием и указателями для обеспечения возможности использования их в любое время года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барашев М. А., Ревякин В. Н. Культурно-исторические ландшафты Владимирского края. Очерки: Учебное пособие. —Владимир: Изд-во Влад. гос. ун-та, 2007. — 48 с.

2. Серёгин А. П. Флора Владимирской области: Конспект и атлас / А. П. Серёгин, при участии Боровичёва Е. А., Глазуновой К. П., Кокошниковой Ю. С., Сенникова А. Н. — Тула: Гриф и К, 2012.— 620 с.

3. Стоялова Н. Д. Владимирская область: Атлас. Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральное агентство геодезии и картографии. — Омск: Роскартография. ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2009. — 88 с. — (Регионы России). — 1000 экз.

УДК 378.1

Г.В. Талалаева, О.Ю. Демченко, Ю.С. Газизова, М.Г. Кон тобой ц ева ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МЧС РОССИИ

Раскрыта необходимость ориентирования вузов МЧС России на существующие инновации в системе образования России. Описаны направления модернизации системы образования.

Ключевые слова: система подготовки кадров МЧС России, инновационные образовательные технологии, технологии открытого образования.

G.V. Talalaeva, O.Ju. Demchenko, Ju.S. Gazizova, M.G. Kontobojceva.

POSSIBILITIES OF USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN SYSTEM TRAININGS OF EMERCOM OF RUSSIA

Need of orientation of higher education institutions of Emercom of Russia on the existing innovations in an education system of Russia is disclosed. The directions of modernization of an education system are described.

Keywords: system of training of Emercom of Russia, innovative educational technologies, technologies of open education.

В настоящее время в кадровой политике МЧС России актуальной является проблема поиска новых образовательных технологий, обеспечивающих высокую эффективность подготовки компетентных, гибких, мобильных и быстро адаптирующихся к требованиям современных реалий специалистов [4, 5]. В связи с этим ведомственным ВУЗам МЧС России необходимо ориентироваться на существующие инновации в системе образования России.

Так, одним из ведущих направлений модернизации системы образования является

внедрение интерактивных технологий обучения адаптированных к информационной образовательной среде, набирающим популярность дистанционным формам обучения и формирующимся многовекторным индивидуальным траекториям обучения. Кроме того, на новом витке развития интерактивных технологий большое внимание уделяется установлению, поддержанию и эффективному функционированию обратной связи в системе «обучающийся - преподаватель». Дополнительные возможности развитию этого направления учебных технологий придают современные технологии диалогового общения: диалоговые лекции, форумы, практические занятия в формате интернет-конференций и селекторных семинаров. В такие интерактивные занятия гармонично могут быть включены в качестве участников практические сотрудники МЧС России, эксперты, имеющие богатый опыт практической и научной деятельности по темам учебных занятий.

В русле обсуждаемой темы представляется возможным проведение дистанционных занятий в вузах системы МЧС России с использованием ведомственных каналов связи. Такое решение, на наш взгляд, может ускорить процесс обучения на курсах повышения квалификации сотрудников МЧС России, интегрировать курсы в единое информационное пространство, а также обеспечить качественную переподготовку сотрудников без отрыва от производства. Интерактивные учебные технологии, адаптированные к интернет-среде, позволяют варьировать количество звеньев в многоступенчатой системе образования, оперативно управлять их продолжительностью, теоретическим содержанием и практически наполнением. При этом содержание динамичной структуры многоступенчатой системы обучения пожарных и спасателей, формирующееся по принципам комбинаторики, самоорганизации и саморазвития может оперативно трансформироваться под потребности региональных и глобальных систем безопасности.

Другим перспективным направлением модернизации образовательной системы Российской Федерации является увеличение академической мобильности преподавателей и обучающихся в формате технологий открытого образования. Образовательная платформа «открытый университет» (ОУ) наполнена многообразием Интернет-ресурсов и активно рекламируется на сайтах Российской Федерации [1, 3, 2].

Характерной особенностью учебно-педагогических технологий ОУ является возможность получить образование людям, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время. Технологии ОУ обеспечивают доступ к высшему образованию в формате непрерывного профессионального обучения, преимущественно по заочной (дистанционной) форме; включают зачетные курсы, тестовые задания, возможность получения сертификата при достаточном уровне освоения учебного материала; обеспечивают академическую мобильность обучающихся без необходимости перемещения в географическом пространстве, позволяют без отрыва от производства и/или учебы по постоянному месту жительства прослушать лекции онлайн профессоров ведущих университетом мира; получить необходимые для профессионального роста знания по инновационным проектам, технологиям, производствам. Прохождение учебных курсов осуществляется обучающимися по выбору, среди выбранных курсов могут быть обязательные для получения диплома о высшем образовании, а также ряд факультативных курсов.

В Российской Федерации бурный рост интереса к технологиям УО зафиксирован в последние несколько лет.

Например, Открытый университет Сколково (ОтУС) — это программа Фонда Сколково, нацеленная на вовлечение, развитие и поддержку талантливой молодёжи; административная часть ОтУС расположена в Москве в офисе Фонда Сколково; занятия проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Томске; курсы университета призваны ознакомить студентов с закономерности развития технологий в мире, методами прогнозирования развития технологий и общества [2]. От себя добавим, что указанный методический подход

к организации учебного процесса представляется весьма целесообразным при подготовке спасателей нового поколения, призванных обеспечивать защиту населения и территорий в условиях ведения гибридных войн, когда (в силу инерционности системы образования) иными способами оперативно подготовить специалистов в области техносферной безопасности, призванных выявлять и предупреждать риски гибридных войн не представляется возможным. Заметим, что участие учебных заведений МЧС России в проекте открытых образовательных программ может быть организовано как двусторонне движение, при котором студенты гражданских вузов, кроме обучения в основном вузе, формируя индивидуальные траектории обучения, инициативно, по выбору, могут обращаться к учебными курсам/модулям ППС вузов МЧС России. В них обучающиеся могут находить дополнительную важную информацию по вопросам пожарной и техносферной безопасности, отсутствующую в учебных программах гражданских вузов. В случае организации такого «двустороннего» процесса ведомственные вузы получат дополнительную возможность расширить потенциальную аудиторию пользователей платных образовательных услуг и быстрее интегрироваться в процесс государственной модернизации системы обучения и перевода ее на многоступенчатый тип образования, максимально приближенный к мировым стандартам, получившим развитие в условиях информационного общества.

Представленные инновационные технологии, на наш взгляд, гармонично вписываются в образовательную систему МЧС России и могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Институт технологий открытого образования УрФУ [Электронный ресурс]. URL: https://openedu.urfu.ru/openprograms/ (Дата обращения 21.07.2018 г.).

2. Открытый университет Сколково (ОтУС) [Электронный ресурс]. URL: http://sk.ru/opus/ (Дата обращения 21.07.2018 г.).

3. Открытый университет - это [Электронный ресурс]. URL: http ://professional_education. academic.ru/1843/%D0%9E%D0% A2%D0%9 A%D0%A0%D0% А B%D0%A2%D0%AB%D0%99_%D0%A3%D0%9D%D0%98%D0%92%D0%95%D0%A0%D0 %A1%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%A2 (Дата обращения 21.07.2018 г.).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

5. Решение коллегии МЧС России от 16.06.2017 № 12/III «О перспективах развития вузовского образования и науки в системе МЧС России в современных условиях».

УДК 614.8:519.6

Г.В. Талалаева, С.А. Худякова, А.И. Казаченко ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В РЕГИОНЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ КОМБИНАТОРИКИ

Изложен опыт применения методов комбинаторики и матричного анализа для прогнозирования количества сценариев каскадных событий как последствий применения гибридных войн в экономически важном субъекте РФ. В качестве объекта наблюдения рассмотрен Алтайский край.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.