Научная статья на тему 'Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры'

Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Марик Валерия Борисовна

В статье обсуждается проблема становления профессиональных кадров сферы искусства и культуры, описывается опыт использования некоторых видов информационных технологий, рассматриваются аспекты эффективности их реализации в обучении студентов вуза, раскрываются возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры. В качестве аналитического материала использован образец задания студентам-продюсерам для анализа к практическому занятию по курсу «Маркетинг, связи с общественностью и реклама в продюсерской деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Марик Валерия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING INFORMATION TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE FUTURE EXPERT ARTS AND CULTURE

The article discusses the problem of formation of professionals in the field of art and culture, educational opportunities disclosed information technology. As an analytical sample of the material used job-producers for students to analyze practical classes on "Marketing, public relations and advertising in producing activities"

Текст научной работы на тему «Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры»

УДК 378

Т.Ю. МЕДВЕДЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: ttancher@yandex.ru В.Б. МАРИК, кандидат искусствоведения Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой, г. Одесса, Украина.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

T.U.Medvedeva, V.B.Marik

THE POSSIBILITY OF USING INFORMATION TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE FUTURE EXPERT ARTS AND CULTURE

В статье обсуждается проблема становления профессиональных кадров сферы искусства и культуры, описывается опыт использования некоторых видов информационных технологий, рассматриваются аспекты эффективности их реализации в обучении студентов вуза, раскрываются возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры. В качестве аналитического материала использован образец задания студентам-продюсерам для анализа к практическому занятию по курсу «Маркетинг, связи с общественностью и реклама в продюсерской деятельности».

Ключевые слова: современное профессиональное образование, профессиональное самоопределение, сфера культуры и искусства, информационные технологии обучения.

The article discusses the problem of formation of professionals in the field of art and culture, educational opportunities disclosed information technology. As an analytical sample of the material used job-producers for students to analyze practical classes on "Marketing, public relations and advertising in producing activities"

Keywords: modern professional education, professional self-determination, the sphere of culture and art, information technology learning.

Стремительность преобразований в развитии современного общества, современная инновационная экономика, основанная на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует от специалиста не только профессиональных знаний, не только умений в предметной области, но, главное, самостоятельного ориентирования в информационных потоках, осмысления и преобразования получаемой информации, умелого применения её в практической деятельности. Образование остается ведущим фактором социального прогресса, так как оно влияет на характеристики населения, создает материально-техническую, нравственную и культурную основу общества, формирует интеллектуальную элиту страны и воспроизводит кадровый потенциал народного хозяйства. Роль и значение инновационного образования определяются, прежде всего, его функциями, реализуемыми с целью прогрессивного развития человечества [1, с. 22]. Профессиональное образование, нацеленное на выработку и развитие социально-личностных, общенаучных, широких профессиональных компетенций в выбранной профессиональной отрасли позволяет осуществлять проектную, научно-исследовательскую, производственно-технологическую или организационно-управленческую деятельность в недалеком будущем.

Современное образование нуждается в комплексном совершенствовании процесса формирования готовности будущих специалистов к инновациям в профессиональной

деятельности, когда необходимо рассматривать новые средства и пути профессионального становления будущего специалиста с учетом постоянно обновляющихся требований общества, достижений педагогической и психологической наук [3]. Современное информационное общество ставит перед высшим профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, способных к саморазвитию и непрерывному образованию, свободному определению себя в профессии, умеющих работать в команде, строить эффективные коммуникации. Большое значение для формирования у студентов ключевых компетенций, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в ХХ веке, имеет использование различных инновационных педагогических технологий, их интеграция с информационными технологиями [10].

Проблемы профессионального самоопределения будущих специалистов сферы искусства в контексте современных социальных условий, в ситуации динамичного развития технологий приобрели на сегодняшний день актуальность во многих отраслях знания. Важно рассмотреть возможности применения информационных технологий в образовательном процессе вуза, способствующих профессиональному самоопределению будущего специалиста. В настоящее время необходимость применения информационных технологий в образовании является реалией современного общества и определяется рядом факторов. Во-первых, внедрение информационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта. Во-вторых, современные информационные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям [7].

На сегодняшний день высшее образование в России претерпевает качественно новый этап развития, предполагающий изменение приоритетов высшего образования и выдвижением идей профессиональной подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, профессионально-творческой самореализации. Новые стандарты профессионального образования определяют повышение качества подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусства прежде всего в выражении личности специалиста в профессиональном творчестве.

Динамика социально-экономических и культурных преобразований в обществе XXI в. связана с активным внедрением новых информационных технологий, актуализацией самореализации «человеческого потенциала», что требует переосмысления содержания и моделей профессиональной подготовки. В отличие от традиционного образовательного процесса, нацеленного на усвоение необходимых и достаточных знаний в сфере культуры, в рамках гуманитарной парадигмы образования предполагается развитие творческой личности специалиста, способного разрабатывать авторские культурно-досуговые программы, осуществлять презентации культурных продуктов и услуг, успешно позиционировать себя на рынке труда, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, качественно преобразовывать собственную личность как будущего специалиста сферы культуры, т.е. готового к профессионально-творческой самореализации.

Специфика подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческому самоопределению заключается в их профессиональном становлении, самореализации посредством вовлечения в общий культурный мир, пространство культурных ценностей, в котором специалист сферы культуры реализует себя как профессионал. Особую значимость приобретают способы освоения культурных образцов, интерпретация культурного опыта решения художественно-творческих и образовательно-воспитательных задач (Н.В. Егорова, М.И. Ситникова), реализация профессиональных функций культуро-преемственности и культуротворчества, обеспечивающие профессиональную подготовку будущих специалистов сферы культуры к профессиональному самоопределению [4].

Проблемы самоопределения личности студента, обучающегося в области культуры и искусства, особенно актуальны на сегодняшний день, когда современная молодежь является

отражением своего времени. Из этого следует, что актуальными тенденциями процесса профессиональной подготовки являются пути применения средств информационных технологий в процессе обучения, в том числе и по творческим дисциплинам.

В условиях жесткой конкуренции, в период активной информатизации высоко ценятся специалисты, постоянно совершенствующие свои знания, обладающие инициативностью, самостоятельностью, мобильностью, - специалисты, которые призваны решать проблемы развития нашего государства. Подготовка современного специалиста должна быть ориентирована на новые потребности рынка труда, обеспечение конкурентоспособности выпускника вуза, что и является важнейшей проблемой современного профессионального образования. Повышение качества подготовки специалистов, способных быстро осваивать и внедрять в процесс профессиональной деятельности новые технологии, определяется тем, насколько обучение ориентировано на использование информационных технологий: средств автоматизации, систем передачи, обработки и хранения информации, средств визуализации и образного представления данных, т.е. использование компьютерных ресурсов. Компьютеризация обучения в вузе рассматривается как широкое внедрение компьютеров в сферу учебно-научной деятельности. Такое применение компьютеров определяется документами (программа национального проекта «Образование»), принятыми на государственном уровне [5].

Требования к содержанию и структуре высшего образования в условиях двухуровневой системы подготовки связаны с адекватными технологиями обучения. В связи с этим большое значение приобретает внедрение новых активных методов обучения, особое место среди которых занимает интеграция теоретического обучения с практической деятельностью. Такая интеграция может осуществляться на основе подбора или создания виртуальных профессионально-ориентированных продуктов и технологий для того, чтобы в процессе обучения «погрузить» студента в среду его будущей профессиональной деятельности.

Этап обучения в вузе связан с профессиональным самоопределением личности, в связи с этим актуальны вопросы изучения теоретических основ профессионального становления и педагогических условий эффективного формирования процесса профессионального самоопределения студентов. Анализ исследований (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.В. Петровский, Н.С. Пряжников и другие) выявляет содержание профессионального самоопределения как осознание человеком себя в сфере труда, межличностных взаимодействий, осознание собственной системы ценностей, позиции в обществе, поиск личностного смысла в профессиональной деятельности. При этом данный процесс рассматривается как действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей, ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии — относительно собственных устремлений. В данном понимании подчеркнута активная роль самого человека: он сам активно строит собственную профессиональную жизнь и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал [14].

Исследования многих ученых (Ю.А. Малышев, М.И. Нежурина, В.А. Шатровский, Т.И. Шорохова и др.) подтверждают, что современные выпускники чаще всего затрудняются самостоятельно действовать в нестандартной ситуации, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, критично относиться к предлагаемой извне информации и ценностям. В связи с преобразованием социально-экономических условий необходимы соответствующие изменения в психологической структуре личности, которые обеспечивали бы ей успех в профессиональной деятельности и наиболее эффективную самореализацию [12].

В связи с этим современная социокультурная ситуация ставит перед образовательными учреждениями новые, более сложные задачи:

- согласование социально-профессиональных тенденций с индивидуальностью обучающегося; ориентирование будущего специалиста на глубинные духовно-нравственные ценности с одновременным признанием значимости материальной составляющей индивидуальной жизни;

- подготовка будущего специалиста к конкуренции на рынке труда, к непрерывному профессиональному саморазвитию;

формирование его способности к проективной собственного будущего и ответственности за него; определение новых, адекватных социальным переменам подходов к организации образовательного процесса.

В исследовании С.А. Куликовой и А.А. Капитуновой разработаны основные критерии сформированности профессионального самоопределения студентов:

• наличие способностей и склонностей к профессиональной деятельности (профессиональная направленность), устойчивого интереса к знаниям, положительной мотивации к учебной деятельности; сформированность системы ценностных ориентаций;

• владение основными общими компетенциями;

• владение основными профессиональными компетенциями;

• развитие качеств творческой личности (творческая активность, открытость, свобода самовыражения, удовлетворенность деятельностью, самореализация).

Данная работа выявила, что использование активных форм деятельности, актуализация творческих ситуаций помогает разнообразить занятия, вызывать у студентов интерес к новым видам познания и желание участвовать в учебном процессе, а следовательно, способствует формированию профессионального самоопределения [11].

Вопросы участия педагога в проектировании будущего профессионального пути молодежи связаны с тем, что молодежь извлекает из информационного пространства, каковы интеллектуальные и эмоциональные связи между обучаемыми и средствами информации.

Понятие профессиональной компетентности выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо обращение к активным формам проявления теоретической готовности, в том числе, связанным и с освоением информационного пространства. Таковой является деятельность, связанная с анализом информации на всех этапах ее получения, обработки, сохранения и передачи. На актуальность применения коммуникационно-информационных средств указывает В.Ю. Волков, отмечая, что компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально другой стиль работы, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, что мобилизует творческие возможности и интеллектуальный потенциал человека [2]. Из этого следует, что актуальными тенденциями процесса профессиональной подготовки будущего специалиста являются пути применения средств информационных технологий в процессе обучения.

Приход в вузы новых аппаратных и программных средств, наращивающих возможности компьютера, постепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятием «информационные технологии». Под последними понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Следуя данной терминологии, некоторые исследователи предлагают рассматривать информационные технологии обучения как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Они включают в состав электронных средств аппаратные, программные и информационные компоненты, а также способы их применения, которые указываются в методическом обеспечении [13].

Существуют и другие подходы к оценке сущности информационных технологий обучения. Л.В. Луцевич определяет информационные технологии обучения как технологию машинной обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики. Более широкая трактовка этого термина приведена

М.И. Жалдаковым. Он предлагает понимать под информационными технологиями обучения совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. В.Ф.Шолохович предлагает определять информационные технологии обучения с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования [13, с. 20-21].

В своей работе мы опирались на предложенный А.В. Гущиным подход к определению информационных технологий обучения и рассматривается нами как комплекс современных педагогических аппаратно-программных продуктов, позволяющий на системной основе организовать оптимальное информационное взаимодействие между преподавателем и обучающимися в целях гарантированного достижения прогнозируемого результата [6].

Одной из основных целей сложившейся образовательной системы является подготовка необходимого обществу участника производственного процесса. Все прочие потенциальные возможности личности, в том числе и творческие, остаются невостребованными. Как результат, человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен улавливать связи между понятиями и явлениями, хоть сколько-нибудь отличающимися от привычных [8, с. 45]. Изучая опыт использования инновационных методов в обучении, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [9]. Основная цель практических занятий для студентов вуза заключается в осмыслении теоретических положений науки и применение их на практике для собственного профессионального развития. Очевидно, что применение информационных технологий (компьютерной техники и информационных сетей) наиболее полно отвечает цели и характеру практических занятий. Важная роль в реализации проблемно-поисковой деятельности обучаемых отводится средствам наглядности. Мы полагаем, что использование аудиовизуальных средств обучения как наиболее эффективных средств наглядности, а также анализ воспринимаемых явлений студентами будет способствовать актуализации имеющихся знаний в процессе аналитических действий и детерминировать процесс профессионального самоопределения.

Анализ изучаемых явлений рассматривается нами как деятельность студентов и как средство формирования их профессионального мышления, способствующего профессиональному самоопределению. Изучение схем психологического анализа позволяет сделать вывод о том, что обычно аналитический процесс начинается с его общей характеристики (определение явления, описание, объяснение), затем проводится детальное рассмотрение элементов, и в заключение явление вновь оценивается в целом, т. е. ход анализа может быть кратко выражен следующей формулой: «синтез - анализ - синтез». Это хорошо согласуется с закономерностями процесса мышления, основными компонентами которого являются именно анализ и синтез. В связи с этим практические занятия по учебным курсам с применением информационных технологий способствуют становлению нового уровня развития профессионального самосознания, выработке собственного мировоззрения, что активизирует процессы личностного и профессионального самоопределения и самопознания, проектирование себя в профессии.

Мы предлагаем следующий образец задания студентам-продюсерам для анализа к практическому занятию по теме «Исследование эффективности рекламного воздействия» в учебном курсе «Маркетинг, связи с общественностью и реклама в продюсерской деятельности»:

Выберите известный рекламный продукт (ролик, звуковое или письменное сообщение). Произведите анализ данного рекламного сообщения по следующей схеме:

- Определите цели рекламы, постановку творческих задач.

- Охарактеризуйте решения, связанные с привлечением целевой аудитории.

- Выявите методологические подходы, используемые данным рекламным продуктом.

- Охарактеризуйте используемые механизмы психологического воздействия рекламы (привлечение внимания, наличие интереса и т.п.).

- Проанализируйте потребности аудитории и определите мотивы, которые эксплуатирует данная реклама.

- Проанализируйте социально-психологическую безопасность рекламного сообщения.

- Опишите оригинальные творческие находки.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки само содержание обучения и практической деятельности студента может содействовать личностному и профессиональному развитию будущего специалиста.

Основной целью современного профессионального образования является создание условий для свободного самоопределения, самореализации каждого человека, самостоятельного выбора им путей своего профессионального движения в организационной структуре, социальном пространстве общества. Но эта свобода порождает конкуренцию, которая ставит перед каждым человеком проблему его конкурентоспособности, достижения личных успехов на фоне опережения других. Таким образом, процесс обучения в вузе в контексте современности является условием для личностного и профессионального самоопределения будущих специалистов.

В современном мире, когда воздействие информационных технологий на сознание человека нередко становится определяющим, особенно повышается их значение в профессиональном, одновременно, личностном росте работников в сфере искусства и культуры. Работа с ПК, и все, что с нею связано, прежде всего, всестороннее освоение интернет-ресурсов, знакомство и анализ аудио-, видео- и печатной «продукцией» стали неотъемлемой и необходимой частью вузовского обучения.

Но не следует забывать, что подготовка студентов-специалистов в области искусства и культуры - процесс особенно ответственный, поскольку профессиональные кадры, «взращённые» этой гуманитарной сферой, призваны влиять на действительность, качественно ее преобразовывая. Поэтому деятельность работника сферы культуры и искусства должна иметь прочные духовно-нравственные основы и реализовываться с применением адекватных средств в современных условиях.

Под преобразованием окружающей действительности мы имеем в виду создание художественной реальности, которая как бы надстраивается над обыденной жизнью. Эта реальность как поле смыслов призвана в таком случае не только удовлетворять культурные потребности населения, но повышать его духовно-нравственный уровень, развивать его творческий потенциал.

Применение информационных технологий в процессе обучения во многом должно быть нацелено на работу со студентами еще и потому, что их социализация в большой степени происходит через средства массовой информации, современные технические устройства передачи информации. Невозможно заниматься образованием, не ставив вопросы: что молодежь извлекает из информационного пространства, каковы интеллектуальные и эмоциональные связи между обучаемым и средствами информации?

Формирование и развитие информационных компетенций личности студента становится особенно важным, когда речь идёт о формировании будущих специалистов в

сфере искусства и культуры, поскольку именно эти работники во многом оказывают воспитательное влияние на социум.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белгородский, B.C. Роль инновационного образования в развитии российского общества, текст / B.C. Белгородский // Философия образования. - 2007. - № 2. - С. 21-26.

2. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В.Ю. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №5. - С. 56-61.

3. Гавриленко, Л.С. Формирование готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.С. Гавриленко. - Красноярск, 2008. - 255 с.

4. Горбунова, Е.Е. Модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации / Е.Е. Горбунова //Научный журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета», 2010 год, № 9,с. 35-38.

5. Гузенко, И.Г. Системный подход к информатизации и компьютеризации гуманитарных дисциплин (на базе курса «Педагогика») / И.Г. Гузенко // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Проблемы высшего образования, 2010. - № 2. - С. 94-105.

6. Гущин, А.В. Дидактико-психологические особенности проектирования информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования / А.В. Гущин // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5; URL: www.science-education.ru/119-14813 URL: www.science-education.ru/119-14813.

7. Даричева, М. В. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / М. В.Даричева // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 1. - URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no1 (дата обращения: 13.03.2015)

8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 6-е изд. -192 с.

9. Каткова, О.В. Инновационные методы обучения специалиста сферы сервиса / О.В.Каткова, Т.Е.Лебедева, Т.А. Фокина // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no2 (дата обращения: 13.03.2015).

10. Круподерова, К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов / К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2. - URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no2 (дата обращения: 13.03.2015)

11. Куликова, С.А. Формирование профессиональных компетенций как компонента профессионального самоопределения будущего учителя изобразительного искусства / С.А.Куликова, А.А. Капитунова // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №12. -С.23-25.

12. Молотков, Г.С. Технология формирования системного мышления студентов информационных специальностей при обучении проектированию баз данных Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике: автореф. дис. . канд. пед. наук / Г.С. Молотков. - Абакан, 2006. - 23 с

13. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П.И. Образцов // Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - 145 с.

14. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

© Медведева Т.Ю., Марик В. Б., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.