Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИМ И ПРОЕКТНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИМ И ПРОЕКТНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫК / НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С.М., Ягупова Т.А.

В статье рассматриваются вопросы организации занятий в очном и дистанционном формате обучения с помощью современных информационно-коммуникативных технологий. Особенности методики организации занятий по художественным и проектным дисциплинам с применением компьютерных технологий и современных художественно-графических компьютерных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING ARTISTIC, GRAPHIC AND DESIGN DISCIPLINES

The article deals with the organization of classes in a temporary and distance learning format using modern information and communication technologies. Features of the methodology of classes in art and design disciplines using computer technology and modern artistic and graphic computer programs.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИМ И ПРОЕКТНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ»

УДК 377.112.4 ЧЕРНИКОВА С.М.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: myrzin13@rambler.ru ЯГУПОВА Т.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: sermarsel@bk.ru

UDC 377.112.4 CHERNIKOVA S.M.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of

Painting, Orel State University E-mail: myrzin13@rambler.ru YAGUPOVA T.A.

Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Painting, Orel State University E-mail: sermarsel@bk.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИМ И ПРОЕКТНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

POSSIBILITIES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING ARTISTIC, GRAPHIC AND DESIGN DISCIPLINES

В статье рассматриваются вопросы организации занятий в очном и дистанционном формате обучения с помощью современных информационно-коммуникативных технологий. Особенности методики организации занятий по художественным и проектным дисциплинам с применением компьютерных технологий и современных художественно-графических компьютерных программ.

Ключевые слова: методика, информационно-коммуникативные технологии, компьютерные программы, презентации, графические навык, наглядный материал, дистанционное обучение.

The article deals with the organization of classes in a temporary and distance learning format using modern information and communication technologies. Features of the methodology of classes in art and design disciplines using computer technology and modern artistic and graphic computer programs.

Keywords: methodology, information and communication technologies, computer, presentations, graphic skills, visual material, distance learning.

В последнее время Информационные средства обучения получили широкое распространение в образовательной среде. Любое изображение сопровождается объяснением, это могут быть звуковые и зрительные способы пояснения. Объяснение учебного материала не возможно без показа схем, иллюстраций, чертежей. Для того чтобы максимально точно донести новый материал до обучающихся, преподаватель использует все возможные наглядные пособия, современные информационные и компьютерные технологии. Это могут быть: презентации, видео с мастер-классами, художественные и документальные, научные фильмы.

На сегодняшний день широко используются дистанционные формы обучения, которые требуют от преподавателя умения не только использовать современные компьютерные технологии, но и по-новому организовывать и планировать занятия. Информационно-коммуникативные технологии помогают решить ряд дидактических задач в системе образования: совершенствуют организацию занятий, повышают уровень самостоятельной работы обучающихся, стимулируют преподавателя к профессиональному росту, усиливают мотивацию обучающихся. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям стало возможным организация дистанционного образования, которое

обеспечивает обучающихся необходимым объемом изучаемого материала, интерактивным взаимодействием обучающегося и преподавателя, возможностью для самостоятельного обучения. Не смотря на то, что дистанционная форма обучения относится к новому формату обучения, основные цели и задачи образовательного процесса остаются теми же, что и при очной форме обучения, но такие занятия организуются со спецификой новой формы обучения, с помощью среды Интернет. На сегодняшнем этапе обучения выделяют различные формы дистанционных занятий: чат-занятия, веб-занятия, веб-форумы, телеконференции, а так же применяют различные методики обучения: синхронного дистанционного обучения и асинхронного дистанционного обучения. «Профессиональное обучение искусству художественного проектирования немыслимо без постижения техник и языка в данном виде деятельности. Проектирование - сложный вид человеческой деятельности, соединяющий в себе искусство, науку, производство. Естественно, что вся многообразная искусственная среда создается с учетом самых разных функциональных, конструктивно-технических, планировочных, экологических, экономических и, наконец, художественных требований» [5, с. 305].

При проведении занятий по дисциплине

© Черникова С.М., Ягупова Т. А. © Chernikova S.M., Yagupova T. A.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

«Инженерная графика» преподаватель часто использует наглядные пособия - это модели и макеты; компьютерные презентации, в которых отражены правила и последовательность выполнения графических работ; схемы и плакаты. «Специфика дисциплин, изучающихся студентами-дизайнерами предполагает большое количество наглядного материала и использование в практике преподавания лекций визуализаций. Также это касается и предметов «Основы черчения и начертательной геометрии», «Технический рисунок», «Перспектива», «Строительное черчение», «Техническая графика», «Инженерная графика». Большой объем научной, технической и справочной информации предполагает постоянную работу преподавателя на классной доске. Объяснение новой темы всегда сопровождается большим количеством чертежей. Поэтому в практике преподавания этих дисциплин всегда использовались наглядные материалы. Это модели деталей, макеты, плакаты, таблицы.... В последнее время для наглядности все чаще используют компьютерные технологии, которые позволяют не только преподносить визуальную информацию студентам, но и дают возможность им самим принимать участие в создании чертежей, дидактического материала к занятиям с использование программ Компас-3D, ArchiCAD» [4, с. 255]. Как показывает многолетняя практика, работа учителя на классной доске и непосредственный контакт с учащимися дает более глубокие знания и понимания предмета. В процессе работы на классной доске, преподаватель может более четко объяснить последовательность выполнения задания, вернуться и повторить те моменты, которые не понимают обучающиеся, стереть с доски часть чертежа и вернуться снова к какому-то либо моменту объяснения материала. Работа на классной доске не только позволяет преподавателю донести материал до обучающихся, но и имеет положительные моменты для самих учащихся. Выполняя чертежи в рабочих тетрадях, ученик не только слушает преподавателя, но и отрабатывает практические навыки выполнения задания, совершенствует свои графические навыки, запоминает последовательность выполнения чертежа, записывает основные правила и термины.

При проведении занятий часто преподаватель сопровождает свои объяснения компьютерными презентациями, педагогический опыт показывает, что заменить полностью работу на классной доске объяснениями нового материала с помощью презентаций полностью не возможно. Максимально положительный эффект будет достигнут, если преподаватель при объяснении нового материала использует все возможные наглядные пособия и различные способы восприятия материала. Часто в практике обучения студенты используют видеозапись урока, в этом конечно имеются свои плюсы: возможность повторять урок столько, сколько необходимо раз, останавливаться и пересматривать отдельные моменты занятия, но в то же время есть и отрицательные моменты в процессе такого обучения - это не нарабатывается графический навык, который необходим для студентов

художественных специальностей.

В последнее время все чаще используется формат дистанционного обучения, отказаться полностью от выполнения графических заданий при объяснении нового материала не допустимо, поэтому преподаватели используют различные компьютерные графические и художественные программы. Для выполнения чертежей по дисциплинам «Инженерная графика» и «Строительное черчение», чаще всего используют программу Компас (САПР), Компас 3D, Компас-График, Компас-Строитель, «Компас-СПДС», «Компас-3D LT», «Компас-3D Home» - это специализированная программа для выполнения чертежей, технической документации и выполнения трехмерного моделирования. Выполняя практическую работу с помощью вышеперечисленных программ, обучающийся экономит большое количество часов на выполнения практической работы, но опять-таки не развивает графический навык, поэтому данные виды программ можно порекомендовать в процессе обучения параллельно с практической работой выполняемой обучающимися на формате с применением чертежных инструментов и материалов. «При помощи компьютерной графики студенты учатся выполнять эскизы; стилизовать изображение; строить интерьеры; создавать плакаты, орнаменты, открытки; презентации; заниматься анимацией. Компьютерное обучение не сводится к массовому внедрению его в учебный процесс, изменение средств обучения, изменяет всю дидактическую систему. Применение компьютерных технологий расширяют возможности учащегося, являясь инструментом для решения поставленных профессиональных задач. Проблема развития информационной компетентности обучающихся заключается в технических возможностях и методическом обеспечении учебного заведения. Процесс обучения информационным технологиям необходимо начинать с выявления необходимых профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Информационная компетентность должна исходить из профессиональной деятельности, требований к выпускнику работодателями» [3, с. 269]. Перечисленные выше виды автоматизированного проектирования можно так же использовать при дистанционном формате обучения, когда преподаватель объясняет новый материал и классной доской в данный момент будет экран компьютера.

Большое количество специализированных компьютерных программ позволяют выполнять практическую работу по дисциплине «Инженерная графика», но в процессе обучения по художественным направлениям подготовки существует ряд дисциплин, которые включают выполнения графических работ, но требуют не только чертежных навыков, но и необходимы художественные навыки для выполнения задания. К таким дисциплинам, например можно отнести предмет «Перспектива». Выполнение графических построений в перспективе объектов интерьера или экстерьера требует большого внимания, знания законов перспективы и больших графических навыков. При объяснении нового материала,

преподаватель пользуется классной доской. При проведении занятий в дистанционном формате, классную доску можно заменить различными графическими компьютерными программами. Для обучения данному предмету, на наш взгляд лучше использовать компьютерную программу Procreate.

Программа Procreate позволяет преподавателю использовать различный набор кистей, карандашей, ручек; использовать различные цветовые композиции и эффекты; программа позволяет записывать видео с этапами работы; импортировать и экспортировать файлы в различных форматах. Принцип работы программы Procreate похож на работу в программе Photoshop. Все выполненные чертежи и рисунки можно хранить и собирать в папки (стейки), которые можно переименовывать, копировать, удалять, создавать новые и сохранять в других форматах. Файлы можно импортировать в различные приложения. При выполнении чертежей на классной доске преподаватель часто использует различные цвета мела, это позволяет выделить главное в чертежах или использует цветной мел в передаче последовательности выполнения графического задания. Чаще всего цвет используется при построении перспективы, так как эти чертежи содержат большое количество линий построений и чтобы в них не запутаться, применяют карандаши разного цвета, а так же при выполнении чертежей в Начертательной геометрии. Программа Procreate тоже имеет такую возможность, преподаватель может менять в процессе объяснения материала не только цвет линий, но и их толщину и фактуру. Удобно работать и со

слоями, в отличие от работы на классной доске всегда можно вернуться к предыдущему этапу построения или чертежу, для этого не нужно стирать и перестраивать чертеж заново, достаточно вернуться на предыдущий слой и можно повторять материал снова. В программе Procreate возможно перемещение объектов, увеличение или уменьшение размеров предметов, применять искажения, отражения и деформации. Возможности программы Procreate не только рисование и черчение, но и построение перспективы.

Конечно, работая в программе Procreate, нужны определенные навыки. На начальном этапе, нужно немного поэкспериментировать с начертанием линий, так как рисовать и чертить нужно при помощи стилуса и на скользкой поверхности планшета, поэтому линии и фигуры иногда получаются не ровные и «дрожащие», для этого в программе есть специальная функция для выравнивания линий, окружностей и эллипсов. Достаточно задержать стилус на поверхности экрана, линии и фигуры выравниваются, но так, же не мешало, бы наработать навыки для рисования простых геометрических форм.

При организации процесса обучения, в каком бы то ни было формате обучения, важно не потерять наиболее продуктивные формы и методы обучения. Нельзя отдавать предпочтения только работе в компьютерных программах или использовать при объяснении материала одни лишь презентации. Необходимо, из всех возможных форм объяснения нового материала, выявить самые продуктивные и правильно организовать методику проведения занятия сочетая их между собой.

Библиографический список

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 192 с.

2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Академия, 2007. 368 с.

3. Черникова С.М., ТепляковН.Ю. Компьютерные технологии в профессиональной подготовке художника педагога // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. №1(86). С. 267-269.

4. Черникова С.М. Лекция визуализация в преподавании инженерной графики // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №1(70). С. 255-256.

5. Ягупова Т.А. Развитие творческих способностей студентов отделения «Искусство интерьера» на занятиях «Основы композиции» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. Выпуск №3. С. 304-308.

References

1. Zakharova I.G. Information technologies in education: textbook. allowance for students. higher teacher's studies. education. M.: Academy, 2005. 192 p.

2. Polat E.S. Modern pedagogical and information technologies in the education system: textbook. allowance for students. higher textbook education / E. S. Polat, M. Yu. Bukharkina. M.: Academy, 2007. 368 p.

3. Chernikova S.M., Teplyakov N.Yu. Computer technologies in the preparation of a professional artist-teacher // Uchenye zapiski Oryol State University. Series: Humanities and social sciences. 2020. No. 1 (86). Pp. 267-269.

4. Chernikova S.M. Lecture of visualization in teaching engineering graphics // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and social sciences. 2016. No. 1(70). Pp.255-256.

5. Yagupova T.A. Development of creative abilities of students of the department «Interior Art» in the classroom «Fundamentals of Composition» // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and social sciences. 2009. Issue №3. Pp.304-308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.