Научная статья на тему 'Лекция-визуализация в преподавании «Инженерной графики»'

Лекция-визуализация в преподавании «Инженерной графики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / СЛАЙД-ФИЛЬМ / ЧЕРТЕЖ / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / СТУДЕНТЫ / LECTURE-VISUALIZATION / COMPUTER PRESENTATION / SLIDE-FILM / DRAWING / ENGINEERING GRAPHICS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С.М.

Статья посвящена преподаванию дисциплины «инженерная графика», в качестве проведения лекционных занятий по данной дисциплине рассмотрена лекция-визуализация. Приведен пример смежных дисциплин и тем для проведения такого типа лекций; рассмотрены этапы и последовательность выполнения чертежей, представленные в виде компьютерных презентаций и слайд-фильмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECTURE-IMAGING IN TEACHING «ENGINEERING GRAPHICS»

The article is devoted to teaching the discipline «Engineering Graphics», as holding lectures in the discipline considered a lecture-visualization. An example of related disciplines and those for this type of lectures is given; the stages and sequence of drawings, presented in the form of computer presentations and slide films are presented.

Текст научной работы на тему «Лекция-визуализация в преподавании «Инженерной графики»»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 744:004.92:378.1.057-875 С.М. ЧЕРНИКОВА

доктор педагогических наук, доцент, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: myrzinl3@rambler.ru

UDC 744:004.92:378.1.057-875 S.M. CHERNIKOVA

Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Department of arts and crafts and technical graphics, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: myrzinl3@rambler.ru

ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» LECTURE-IMAGING IN TEACHING «ENGINEERING GRAPHICS»

Статья посвящена преподаванию дисциплины «инженерная графика», в качестве проведения лекционных занятий по данной дисциплине рассмотрена лекция-визуализация. Приведен пример смежных дисциплин и тем для проведения такого типа лекций; рассмотрены этапы и последовательность выполнения чертежей, представленные в виде компьютерных презентаций и слайд-фильмов.

Ключевые слова: лекция-визуализация, компьютерная презентация, слайд-фильм, чертеж, инженерная графика, студенты.

The article is devoted to teaching the discipline «Engineering Graphics», as holding lectures in the discipline considered a lecture-visualization. An example of related disciplines and those for this type of lectures is given; the stages and sequence of drawings, presented in the form of computer presentations and slide films are presented.

Keywords: lecture-visualization, computer presentation, slide-film, drawing, engineering graphics, students.

Высшее профессиональное обучение в условиях стационара в основном проходит в виде лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Чтение лекций - одна из наиболее сложных форм передачи знаний обучающим, поэтому преподаватель должен быть достаточно опытным и теоретически подготовленным специалистом. У лекции существует несколько функций, первая функция информационная. Такая лекция для студента является источником адаптированной научной информации, учит работать с литературой, научными и справочными источниками. Вторая функция лекции - ориентирующая, показывает происхождение, возникновение и зарождение теорий, идей, ссылаясь на книги и на их авторов. Третья функция лекции - разъясняющая, объясняющая. При объяснении теории необходимо добиваться понимания студентов научного содержания информации, которую им преподносит преподаватель. Четвертая функция - убеждающая. Доказательство научной информации лектор обеспечивает реальными фактами и доказательствами. Рассуждения преподавателя относительно какой либо мысли должны обосновываться другими мыслями и положениями, которые для студентов уже доказаны и понятны.

В практике чтения лекции по технической графике чаще всего используют лекцию-визуализацию. Такая лекция представляет собой совокупность устной информации, преобразованной в визуальную форму. Наглядность не только дополняет словесную информацию, но и сама выступает носителем информации.

Подготовка к такой лекции состоит из отбора наиболее подходящих учебному материалу способов визуализации, переформатирования содержания лекции в конкретную визуальную форму, предъявляемую обучающимся через технические средства обучения. Цель преподавателя при проведении такой лекции - наиболее доступно и понятно прокомментировать подготовленный визуальный материал. От темы занятия зависит и форма наглядности, она может быть натуральная, изобразительная, символическая. Специфика дисциплин, изучающихся студентами-дизайнерами предполагает большое количество наглядного материала и использование в практике преподавания лекций-визуализаций. Также это касается и предметов «Основы черчения и начертательной геометрии», «Технический рисунок». «Перспектива». «Строительное черчение», «Техническая графика», «Инженерная графика». Большой объем научной, технической и справочной информации предполагает постоянную работу преподавателя на классной доске. Объяснение новой темы всегда сопровождается большим количеством чертежей. Поэтому в практике преподавания этих дисциплин всегда использовались наглядные материалы. Это модели деталей, макеты, плакаты, таблицы... В последнее время для наглядности все чаще используют компьютерные технологии, которые позволяют не только преподносить визуальную информацию студентам, но и дают возможность им самим принимать участие в создании чертежей, дидактического материала к занятиям с использование программ Компас-ЗБ, АгсЫСАВ.

© С.М. Черникова © S.M. Chemikova

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016

Главными особенностями АгсЫСАО (графический пакет программ от компании СгарЫьоП) являются: встроенная технология "виртуальное здание", возможность создания сметных строений и чертежей, а также презентаций фотореалистичных проектов. При работе в программе создается не отдельный чертеж, а полная документация по зданию, этажность сечения, фасады, используемые материалы, изделия, возможно создание строительно-технической документации. Программа Компас 31) предназначена для выполнения машиностроительных, строительных чертежей, построения ЗЭ моделей. Она, благодаря простоте освоения и в то же время широким возможностям для проектирования, на сегодняшний день является одной из наиболее популярных САБ-программ на российском рынке, основными направлениями ее применения являются машиностроение и строительство.

При подготовке материала для лекции-визуализации преподавателю необходимо, четко определить последовательность подачи материала, который будет сопровождаться наглядностью. Для проведения лекций по технической графике рекомендуется подготовить слайд-презентацию тем. Такая форма подачи материала не только способствует лучшем}7 восприятию информации студентами, но и экономии лекционного времени преподавателем. Весь материал, который необходимо чертить на классной доске при объяснении новой темы, можно заранее подготовить в виде презентации. Для проведения занятий в форме лекции-визуализации можно взять следующие темы: нанесение размеров: виды, разрезы, сечения; соединения; строительные чертежи; сборочные чертежи; точка, линия, плоскость; поверхности. Студентам можно предложить самостоятельно подготовить презентации и выступить друг перед другом. Это могут быть темы по изучению истории возникновения и развития технической графики; чертежные инструменты и материалы; линии чертежа: шрифт; виды и способы проецирования.

Использовать передачу информации с помощью презентаций возможно и на практических занятиях, проводимых с помощью кейс-метода или в форме разыгрывания профессиональной ситуации, деловой игры. При подготовке к таким формам проведения занятий преподаватель готовит презентацию для объяснения основного материала и дополнительный материал для самостоятельной работы студентов, состоящих из ГОСТов, а также методических разработок по данной теме.

Готовясь к практическим занятиям по технической графике, преподаватель может разработать методику выполнения конкретного задания в виде слайдов или компьютерной презентации. Каждый этап и порядок выполнения чертежа необходимо подготовить таким образом, чтобы студент смог выполнить задание самостоятельно. Например, при изучении темы «Резьбовые соединения» можно подготовить слайд-фильм, в котором студентам объясняются типы резьбовых соединений, их конструктивное и упрощенное изображение и обозначение, а далее студентам предлагается начертить болтовое соединение. Первый этап выполнения болтового соединения: чертим осевые линии для главного вида и вида сверху; второй этап - чертим головку болта на главном виде; третий этап - проводим линию наружного диаметра резьбы; четвертый - строим две соединяемые детали заданной толщиной; пятый этап - строим шайб}' с размерами (ширина, высота), вычерчиваем гайку с размерами (ширина, высота); шестой этап - достраиваем выходной конец болта; седьмой этап - проводим линии внутреннего диаметра резьбы болта; восьмой этап - строим вид сверху по правилам проекционной связи; девятый этап - строим вид слева по правилам проекционной связи; десятый этап - штрихуем соединяемые детали и обводим чертеж в соответствии с типами линий; одиннадцатый этап - проставляем размеры. Далее можно подготовить слайд-фильм с этапами выполнения чертежа соединения шпилькой и винтом деталей на сборочном чертеже.

Библиографический список

1. Аббасов H.H. Создаем чертежи на компьютере в AutoCAD 2007/2008 : учеб.пособие : рек. УМО. М.: ДМК Пресс, 2008. 136 е., ил.

2. Бачтухин А.К. Инженерная графика. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2010. 520 е., ил.

3. Ефремов Г. В., Нюкалова С. II. Инженерная и компьютерная графика на базе графических систем: учебное пособие (гриф УМО). Издательство: Тонкие наукоемкие технологии (ТИТ), 2014. 256 с.

4. Осипова C.II., Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов - будущих инженеров в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 6. С. 30-35.

References

1. Abbasov I.B. Create drawings on your computer in AutoCAD 2007/2008: Textbooks: rec. UMO. M.: DMK Press, 2008. 136 p., ill.

2. Boltuhin A.K. Engineering graphics. 2-nd Edition, Revised, and add. M .: Publishing House of the MSTU Bauman, 2010. 520p, ill.

3. Efremav G.V, Nyiikalova S.I. Engineering and Computer Graphics-based graphics systems: Textbook (neck EMA). Publishing: Thin High Tech (TNT), 2014. 256 p.

4. Osipova S.I., Ertskina E.B. Formation of the design competence of students - the future engineers in the educational process // Modem problems of science and education. 2007. № 6. Pp. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.