Научная статья на тему 'Возможности применения гибких методологий управления проектами при обучении в вузе по техническим специальностям'

Возможности применения гибких методологий управления проектами при обучении в вузе по техническим специальностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / SCRUM / ГИБКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тронин Вадим Георгиевич

Рассмотрены варианты применения гибкой методологии управления проектами Scrum, концепции CDIO в высшем техническом образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения гибких методологий управления проектами при обучении в вузе по техническим специальностям»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.147 : 62 В. Г. ТРОНИН

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИБКИХ МЕТОДОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Рассмотрены варианты применения гибкой методологии управления проектами Scrum, концепции CDIO в высшем техническом образовании.

Ключевые слова: управление проектом, Scrum, гибкая методология.

Введение

Менеджмент различает два вида деятельности - операционную и проектную. Операционная деятельность - конвейер, в котором унификация целесообразна. Проектная деятельность -уникальна и готовых решений нет.

В университете подготовку бакалавров, магистров следует рассматривать как проектную деятельность и операционную одновременно. С одной стороны, деятельность операционная: есть учебный план, методические материалы по каждой дисциплине с указанием по часам, контрольные точки по семестрам. С другой стороны, учебные программы и состав предметов ежегодно переделываются, технологии в области ИТ (и не только в области ИТ) обновляются достаточно динамично, требования потенциальных работодателей к квалификации также меняются.

Scrum при обучении на ИТ-специальностях

На факультете «Информационные системы и технологии» в рамках дисциплины «Методы управления программными проектами» проводится изучение как каскадной модели управления проектами, так и гибких методологий разработки (Agile, Scrum). Ульяновские ИТ-фирмы успешно применяют фреймворк Scrum для повышения производительности [4]. В ИТ-образовании следует настраивать студентов на максимально быстрое профессиональное развитие с ориентиром на создателей современных компаний [5], применение приёмов тайм-менеджмента при организации профессиональной деятельности и соответствующего инструментария [1].

© Тронин В. Г., 2016

Инициатива CDIO

Ульяновский государственный технический университет является участником международной инициативы CDIO, направленной на проектное обучение. Концепция CDIO - международный проект по реформированию базового инженерного образования, начатый в октябре 2000 года в Массачусетском технологическом институте (США) с участием учёных, преподавателей и представителей промышленности. Базовый принцип CDIO заключается в том, что обучение студентов должно строиться на освоении инженерной деятельности в соответствии c моделью «Планировать - Проектировать - Производить - Применять». Требования CDIO к проектному обучению сформулированы в комплексе стандартов и ориентированы на глобальный рынок высоких технологий [6].

Важнейшее утверждение автора Scrum - продуктивность команды может быть увеличена более чем в десять раз за год, в то время как продуктивность конкретного человека увеличить настолько весьма проблематично. Проанализируем возможность применения элементов проектного управления Scrum при обучении в вузе.

Scrum в обучении группы

Сазерлендом приводится пример применения Scrum в образовании - EDU SCRUM [2]. Рассмотрено обучение по методике Scrum в рамках одного школьного предмета одним преподавателем в одном помещении. В рамках конкретного предмета в вузе возможно применение инструментов Scrum аналогично описанному в книге подходу. Группа студентов разбивается на команды, каждой команде необходимо освоить все темы предмета. Очередность изучения, способ изучения делегируется выбирать самим командам. Scrum-доска содержит стикеры со всеми темами, подлежащими изучению. Группа

перемещает каждую тему от столбца «к изучению», «в прогрессе» к столбцу «освоено». Serum-доска может быть материальной, а может быть виртуальной. Преподаватель лишь контролирует последнюю стадию, действительно ли команда освоила тему. Также задача преподавателя скоординировать работу команд. Каждая команда может распределять роли в соответствии с тем, кто что лучше умеет делать, проводить обсуждения по методике Serum. При наличии качественного методического обеспечения такой подход вполне может быть реализован в вузе. Ограничением в данном случае является изучение лишь одной дисциплины, отсутствие междисциплинарного подхода и явно учебный характер решаемых задач.

Применение Scrum выпускающей кафедрой

Коллектив выпускающей кафедры мы можем рассматривать как Serum команду, которой необходимо с каждым выпуском улучшать качество подготовки студентов. В нынешних условиях контингент на кафедре делится на специальности, бакалавриат прикладной и академический, магистратуру, аспирантов. Каждая из этих категорий - отдельный проект со своим Serum-мастером (куратор группы, направления), владельцы продукта в данном случае - представители фирм-работодателей.

В процессе обучения внутри кафедры координации требует:

• Стыковка знаний между дисциплинами, последовательность знаний и навыков между дисциплинами.

• Перенятие наилучшего опыта на кафедре.

• Составление таких проектов, в которых студент изучает и применяет полученные знания и навыки сразу по нескольким дисциплинам.

• Исправление ошибок в работе. Соответствует правилу из Serum: не искать крайних, а искать способ, чтобы ошибка не повторилась.

• Участие в НИР студентов.

Один из приёмов повышения эффективности в Serum может быть реализован достаточно просто - доска, на которой записываются препятствия к более эффективной работе на кафедре с обсуждением на каждом заседании кафедры изменений.

Заседания кафедры можно рассматривать как спринты, на каждом из которых может быть сформулирована задача по повышению производительности (разрешению проблем), в том числе, с применением покер-планирования.

Доска должна быть постоянно доступна сотрудникам - предпочтительно применение спе-

циализированного интерактивного Интернет-ресурса.

Задача распараллеливания

В методике Serum отмечается потеря времени и продуктивности при работе над несколькими проектами параллельно. Для пяти параллельно выполняемых сотрудником проектов потери времени на переключение и вхождение в контекст составляют 75%. Предполагается, что если есть несколько проектов, то в разы эффективнее выполнять их параллельно. Serum подразумевает регулярное отслеживание прогресса: ежедневное и раз в две недели.

Система обучения студентов в вузе построена по параллельному принципу - за семестр у студента 10 и более предметов. По каждому из предметов различные активности: лекции, практические, лабораторные и т. д. Точки контроля рассосредоточены в течение семестра, основной контроль - на зачётной неделе и в сессию. Значительная часть студентов обучается только ту часть семестра, которая ближе к сессии, это очень большая потеря продуктивного времени преподавателей.

Применение Serum в вузе может быть реализовано в виде проекта, интегрирующего несколько предметов, командную работу нескольких студентов с ежедневным контролем прогресса (такой подход совпадает с инициативой CDIO). Роль Serum-мастера выполняет куратор. Владелец продукта - сотрудник подразделения университета, функции которого могут быть автоматизированы в проекте, либо представитель ИТ-фирмы с учебной задачей.

Другой вариант - последовательное проведение предметов с ежедневным контролем выполнения и сдачей экзаменов раз в месяц. Такой подход позволяет студенту более полно погрузиться в предмет, не отвлекаясь на другие дисциплины.

Экономика в Scrum

Serum предполагает решение в первую очередь наиболее приоритетных и важных задач по принципу Парето (20% усилий дают 80% результата), в следующей итерации вновь решаются наиболее приоритетные задачи, и проект выполняется в требуемом для заказчика качестве за более короткий срок. Фирма и каждый сотрудник при этом получают более высокую зарплату. Serum предполагает более быстрое выполнение наиболее критичной для проекта работы с получением дополнительной прибыли, что может быть реализовано при выполнении проектов совместно с промышленным предприятием, что согласуется с инициативой CDIO.

Ограничением применения Serum в образовании является низкая зарплата: на одну ставку преподавателя сейчас по нормам приходится более 11 студентов (раньше около 7). Ставка доцента в вузе составляет сумму после вычета налогов, сравнимую с минимальным прожиточным минимумом. То есть, если у мужчины-преподавателя в семье двое детей, то он должен работать на 2-3 ставки чтобы обеспечить своей семье прожиточный минимум. Естественно, что в данных условиях каждому студенту может уделяться очень небольшой интервал времени.

Как может быть реализовано требование методологии Serum по прозрачности и справедливости в финансовой информации по проекту?

В современной российской действительности отсутствует традиция финансовой прозрачности и знания механизмов формирования зарплат. Частично материальное стимулирование достижений можно реализовать, для этого нужно:

- сделать максимально доступной информацию о способах повышения дохода для студентов - повышенные стипендии, победа в конкурсе «УМНИК»;

- сделать максимально доступной информацию для преподавателей о возможностях повышения зарплаты путём реализации прямой профессиональной деятельности - участие в хоздоговорах, получение учёного звания доцента и профессора, участие в конкурсах Минобрнауки и т. п.;

- оплачивать наиболее важные для вуза профессиональные достижения: подготовка и защита аспирантов, публикации в престижных журналах, лучший изобретатель года и т. д.

Научные социальные сети и повышение роли Интернет при подготовке студентов приводят к тому, что наиболее качественные материалы по образовательному процессу оказываются на Интернет-ресурсах. Формы могут быть самые разные - учебные пособия на сайте издательства, видеолекция или краткий фрагмент видеолекции на Youtube. Специализированные системы, такие как РИНЦ (ELibrary), карта Российской науки, научные социальные сети (Research Gate) ведут различную статистику по наукометрическим показателям. Среди показателей количество цитирований и индекс Хирша, импакт-фактор журнала, количество просмотров, количество закачек, количество лайков и другие. Лучшие достижения в Интернет-метриках являются подтверждением качества и востребованности учебных материалов и также должны поощряться [3].

Критерий счастья от полученных достижений в Serum выделяется как критичный для успешного существования фирмы, и в университете (на разных уровнях) должны применяться механизмы для поощрения достижений.

Выводы

В системе образования могут быть применены принципы гибких методологий управления проектами, и вариантов такого применения достаточно много. На взгляд автора, ограничителем является перегрузка преподавателей. Непосредственно фреймворк Serum предлагает ряд инструментов, которые могут быть применены и по отдельности. В целом, проектный подход в обучении студентов с нацеленностью на получение навыков решения реальных сложных технических задач в команде позволяет повысить качество образования и развиваться в профессиональном отношении не только студентам, но и коллективу преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кантимирова А. И., Тронин В. Г. Система учёта времени Любищева // Прикладные информационные системы. Вторая Всероссийская НПК: сборник научных трудов. - 2015. -С.396-400.

2. Сазерленд Д. Serum. Революционный метод управления проектами. - Москва : МИФ. -2015. - 288 с.

3. Сафиуллин А., Тронин В. Сотрудничество и научно-исследовательские сети в экономике знаний // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №2. - С. 104-111.

4. Тронин В. Г., Моисеев В. В., Храмков Е. М. Использование принципов гибких методологий управления проектами при разработке региональной системы ЖКХ Ульяновской области // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2016. - №2 (74). -С.38-42.

5. Тронин В. Г. Жизненная стратегия творческой личности в ИТ-образовании // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2015. - №3 (71). - С. 4-6.

6. Ярушкина Н. Г., Тронин В. Г. Рейтинги оценки деятельности инженерного вуза // Высшее образование в России. - 2014. - №5. -С. 72-79.

Тронин Вадим Георгиевич, кандидат технических наук, начальник научно-исследовательского отдела УлГТУ, доцент кафедры «Информационные системы». Сфера научных интересов -наукометрия, моделирование вычислительных сетей на прикладном уровне, технологии эффективного управления.

Поступила 28.09.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.