68
Экономические науки
УДК 33.334.02
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА В ДЕЛАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Лазарева Н.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования,
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Северо-Кавказский институт), г. Пятигорск E-mail: [email protected]
В настоящее время у юридических и физических лиц не так много вариантов предотвращения банкротства. Решить эту проблему можно путем использования финансовых ресурсов сторонних организаций, что в настоящее время особенно актуально в условиях нестабильной рыночной экономики. Речь идет о дополнительном финансировании, о взаимодействии с фондами (фандрайзинг), с помощью которых разрабатываются и выполняются различные научные, социальные и производственные программы. Непосредственно понятие «фандрайзинг» - это поиск ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов или поддержания существования организации. Значение фандрайзинга - установление партнерских отношений, переход к стратегии сотрудничества с людьми и организациями, которые могут оказать материальную поддержку. Фандрайзинг - не обычное выпрашивание денег и их использование без требований возврата, а серьезная работа, которая направлена на получение пожертвований, сделанных осознанно. Ключевые слова: банкротство, финансирование, фандрайзинг, ассоциация фандрайзеров, этический кодекс фандрайзера, благотворительность, меценатство.
POSSIBILITIES OF APPLICATION OF FUNDRAISING IN AFFAIRS ON THE PREVENTION OF BANKRUPTCY OF PHYSICAL PERSONS AND LEGAL ENTITIES
Lazareva N. A., сandidate of усопотс sciences, the associate professor of economy and anti-monopoly regulation,
FSBEI HE "The Russian academy of national economy and public service in case of the Russian President" (The North Caucasian institute), city of Pyatigorsk
At the moment of legal and natural persons are not many options to prevent bankruptcy. To solve this problem through the use of the financial resources of other organizations that are now especially important in a volatile market economy. We are talking about additional funding, on cooperation with the funds (fundraising), by which developed and implemented a variety of scientific, social and production programs. Just the concept of "Fundraising" - a list of resources (people, equipment, information, time, money, etc.) For projects or maintenance of the organization's existence. Value Fundraising - the establishment of partnerships, the transition to a strategy of cooperation with people and organizations that can provide financial support. Fundraising - not the usual begging for money and its use without the return requirements, and serious work, which is aimed at obtaining donations made consciously.
Key words: bankruptcy, financing, fundraising, fundraisers association, code of ethics fundraiser, charity, philanthropy.
Российское научное сообщество, несмотря на сложное экономическое положение в стране в 90-е гг., продемонстрировало свои деловые качества в области финансирования науки. Так, удалось создать Российский фонд фундаментальных исследований (1992) и Российский гуманитарный научный фонд (1994). Ученые получили
возможность сами определять приоритетные направления научных исследований и финансировать их через фонды. В этот же период на территории России активизировались и зарубежные научные фонды. Но политика у европейских и американских спонсоров науки была и остается иная. Они сами выбирают и предлагают для
конкурсов темы или направления исследований. Фактически зарубежные фонды через гранты «выкачивают» из российских ученых интересующую их информацию за деньги, в разы превышающие возможности отечественных фондов. В итоге, в ответ на появление новых жизненных реалий в русском кодифицированном литературном языке утвердилась норма употребления слова «фандрайзинг».
Сложный термин «фандрайзинг» образован из двух английских слов: fund (фонд, денежные средства) и rising (повышение, улучшение положения, прибавка к зарплате). Таким образом, ясно, что речь идет о дополнительном финансировании, о взаимодействии с фондами, с помощью которых улучшается ситуация в той или иной области человеческой жизнедеятельности. Когда мы говорим о фандрайзинге в гуманитарных науках, то, по сути, имеем в виду научное проектирование, искусство подготовки, написания и сопровождения заявок на конкурсы, организованные научными фондами и иными благотворительными учреждениями, с целью привлечения денежных средств для реализации проектов по проведению научных исследований и научно-организационных мероприятий.
В настоящее время можно сказать, что фандрайзинг в России развивается устойчивыми темпами. Так, 26.03. 2014 г. общим собранием Ассоциации фандрайзеров разработан и утвержден Этический кодекс фандрайзера, в котором отражены задачи и функции специалистов и организаций, занимающихся привлечением средств для реализации благотворительных и социальных проектов в России. В параграфе 2.1. Кодекса сказано, что фандрайзеры несут ответственность за свою деятельность перед всеми заинтересованными сторонами, включая доноров, благополучателей и работодателей.
В Российской экономике известны следующие источники привлечения ресурсов [1]:
- компании;
- частные лица;
- фонды;
- государственные органы.
Все эти источники могут выступать в качестве:
- финансового спонсора;
- спонсора на условиях бартера;
- инвестора;
- грантодающей организации;
- мецената;
- донора.
Разница между донорами, меценатами и спонсорами состоит в следующем:
• Доноры - это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании.
• Меценатство - это благотворительная помощь физических лиц на добровольном безвозвратном основании.
• Спонсорство - это конкретная помощь юридических и физических лиц на определенных условиях.
Все сущности, которые могут выступать источником привлечения ресурсов, можно называть «партнерами».
Важными аспектами стратегии сбора средств являются следующие:
• Написание бизнес-плана проекта.
• Написание спонсорского предложения.
• Четкое определение целевой аудитории проекта для дальнейшего определения потенциальных спонсоров.
• Установление таких взаимоотношений с партнерами, которые удовлетворяют интересам обеих сторон.
• Правильное закрытие проекта (включает в себя работу с партнерами после окончания проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества).
Важным аспектом составления спонсорского предложения является выделение определенных спонсорских пакетов с разными условиями сотрудничества и привилегиями - для генерального спонсора, эксклюзивного спонсора и т. д. Стоимость спонсорского пакета может достигать нескольких миллионов евро в зависимости от масштаба проекта, географии и целевой аудитории.
С таким явлением, как фандрайзинг, связаны следующие понятия:
1. Непосредственно понятие «фандрайзинг» -это поиск ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации
проектов или поддержания существования организации.
2. Варианты достижения цели фандрайзинга зависят от источников получения ресурсов для реализации уже имеющихся собственных идей. Поиск идей, на реализацию которых могут быть предоставлены ресурсы.
3. Стратегические задачи, стоящие перед организацией в процессе фандрайзинга:
- поиск потенциальных доноров;
- обоснование потребностей организации в соответствии с интересами потенциальных доноров и уровнем их понимания наших проблем;
- постоянная работа с потенциальными донорами (формирование, поддержание и развитие связей);
- формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации, сбор писем поддержки, приобретение авторитета.
4. Стратегические методы поиска ресурсов:
- экстенсивная стратегия - создание баз данных и веерная рассылка запросов или заявок (на практике малоэффективна);
- интенсивная стратегия - тщательное планирование и подготовка проектов до состояния единственного эффективного варианта. Чем тщательнее планирование, тем экономичнее использование ресурсов для реализации проектов.
5. Для успешного фандрайзинга необходимо четко определить количество, качество и источники необходимых ресурсов:
а) люди - сколько нам нужно людей для выполнения каких функций, какого профессионального уровня, на сколько времени, в чем они могут быть заинтересованы и каким образом мы сможем удовлетворить их потребности в разумных пределах наших возможностей;
б) оборудование - какое оборудование, в рамках какой стоимости (или бесплатно) нам нужно и достаточно, какие у нас есть возможности его приобретения в постоянное или временное пользование, кто будет с ним работать и кто будет его ремонтировать, сможем ли мы взять его на баланс. Не надо забывать и о расходах на ремонт и материалы, которые, за-
частую, оказываются дороже самого оборудования;
в) информация - какая нужна информация, где она может находиться, как ее можно получить, где и в каком виде она будет храниться, кто и каким образом будет заниматься ее сбором, анализом и систематизацией;
г) время - сколько нужно времени на выполнение каких задач и каким образом можно экономить время (за счет использования других ресурсов);
д) деньги - сколько нам необходимо и достаточно денег для выполнения каких задач, где их можно найти, есть ли у нас возможность их получить и чем мы готовы пожертвовать ради их получения (временем, информацией, деньгами и т. п.).
Далее необходимо коротко, четко и ясно изложить смысл работы организации и ее потребности. В условиях вероятности банкротства особенно важно удержать имидж организации, который включает репутацию, ясность миссии, общественные связи организации, ее известность, популярность, надежность, успешный предшествующий опыт, а также личностные качества руководителей и сотрудников, которые определяются их компетентностью и обаянием; умением просто, ясно и доходчиво объяснять смысл деятельности организации ее потребности, перспективы развития; умением налаживать и поддерживать контакты с людьми и организациями; разумным соотношением принципиальности и готовности идти на компромиссы и т. п.
Фандрайзинг уже проявил себя в области разработки и выполнения научных и социальных программ. Тогда, вполне законным, на наш взгляд, может быть предположение, что средства фондов можно использовать на цели, связанные с делами о банкротстве.
Ситуации, связанные с несостоятельностью (банкротством) регламентируются Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ, от 29.09. 2002, с изм. от 13.07. 2015, в котором указано, что «Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [1].
Из статьи 3 пункта 2 Федерального закона о банкротстве: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены». Основным признаком банкротства считается обстоятельство, когда задолженность организации (юридического лица) перед юридическим лицом превышает 100 000 руб. Причем данное обязательство должно быть подтверждено решением суда, вступившим в силу.
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются следующие факторы:
- размер задолженности за переданные товары;
- выполненные работы;
- оказанные услуги;
- суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
- размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;
- размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);
- обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
- обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;
- обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.
Все вышеобозначенные процедуры имеют жесткие процессуальные сроки начала и окончания, поэтому всю главную работу следует начинать как можно раньше, желательно - именно до начала самих процедур банкротства, поскольку на определенном этапе руководитель организации (юр. лица) может уже не иметь никаких прав распоряжаться этой организацией (если
конечно он сам или его доверенные лица не являются конкурсными управляющими). Даже если время потеряно, на любом этапе возможно максимально правильное решение вопроса. Для этого необходимо обратиться за помощью к квалифицированному юристу [2]. Это также повлечет за собой дополнительные расходы.
Если у юридического или физического лица возникла сложная финансовая ситуация, то при открытии дел о банкротстве их состояние вряд ли улучшится: расходы, связанные с наблюдением, финансовым оздоровлением, внешним управлением, обязательствами по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору и т. д. только ухудшат ситуацию. И тогда, юридические и физические лица могут на вполне законных основаниях прибегнуть к финансовой помощи фондов, т.е. к фандрайзин-гу. И необязательно «выпрашивать» деньги. Их можно получить за разработанные проекты, гранты, программы, не только социального, но и экономического направления.
Чтобы оптимально и по возможности безболезненно разрешить накопившиеся проблемы должника, а в связи с этим и проблемы кредиторов, предусмотрены процедуры банкротства, а именно:
1. Санация - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.
2. Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
3. Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
4. Внешнее управление - процедура, приме-
няемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
5. Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
6. Реструктуризация долгов гражданина -реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (введено Федеральным законом от 29.06.2015 № 154-ФЗ).
7. Реализация имущества гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (введено Федеральным законом от 29.06.2015 № 154-ФЗ).
8. Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Как видно, число мер, по предупреждению банкротства или по его ликвидации, увеличилось. Тем не менее избежать банкротства фирме или гражданину не стало легче. Например, обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника. [Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).]
На сегодняшний день, на наш взгляд, более приемлемым является не допустить банкротства, чем банкротить предприятие и потом, как это делают многие, его «возрождать», например, раньше организация существовала под названием «СОМО» (г. Георгиевск, молокозавод), обанкротившись и, проведя все законные процедуры банкротства, открылось снова, с названием, не мудрствуя «СОМО+» (другое название, другое как бы предприятие, тот же директор (или может быть и другой), зато нет долгов, все они списаны, «прощены», реструктурированы и прочее).
И предприятие начинает деятельность «с чистого листа». Все законно, но кому это выгодно? Государству, контрагентам, кредитным организациям, инвесторам это не выгодно. Выгодно только недобросовестным предпринимателям. Доказать преднамеренное банкротство в настоящее время не составляет труда. В нашей стране этим занимается Федеральная антимонопольная служба.
Также разработано и применяется множество аналитических программ по выявлению вероятности банкротства, в том числе и фиктивного. В частности, одной из таких программ является «ФинЭкАнализ», разработанной КубГАУ. Программа вполне доступна для любого пользователя, даже не являющегося экспертом в области банкротства. Предупреждение банкротства является особо важным делом для государственных предприятий.
Так, например, если речь идет о государственном (унитарном) предприятии, то в соответствии с гл. II. «Предупреждение банкротства», ст. 30. «Меры по предупреждению банкротства организаций», учредители (участники) должника, собственник имущества должника, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
Также, в статье 31 «Санация» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ), сказано, что «Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация)». В Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 29.06.2015 №186-ФЗ [1] приведена
ст. 109. «Меры по восстановлению платежеспособности должника», в соответствии с которой планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- продажа предприятия должника;
- замещение активов должника;
- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Этим же законом определено, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Если деятельность юридического лица (вероятного банкрота) не имеет существенного народнохозяйственного значения, и для экономического развития конкретного населенного пункта его закрытие не нанесет значительный урон, то процедуры банкротства будут носить «безболезненный» характер. Другой вопрос, если прекращение хозяйственной деятельности должника повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений, других образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-по-ликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в
том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее - социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. В этом случае муниципалитет или соответствующее министерство (ведомство) должно всеми возможными способами помочь организации выйти из кризисного состояния (избежать банкротства).
В последнее время для проведения фандрай-зинговой кампании привлекаются специально обученные люди, менеджеры по фандрайзингу, или даже целые фандрайзинговые агентства на договорной основе. Чтобы привлечь достаточные для решения поставленных задач средства, специалисты по фандрайзингу - фандрайзеры -устанавливают множество контактов, проводят многочисленные беседы [4].
Технология фандрайзинга должна опираться на общую стратегию конкретной фирмы, к которой обращается фандрайзер.
Этапы фандрайзинга примерно следующие:
1. Планирование - разработка содержательной программы, определение расходов, выбор видов фандрайзинга;
2. Реализация - выбор методов проведения, установление ответственности за проведение, выделение средств;
3. Контроль над ходом фандрайзинга, корректировка планов с учетом произошедших изменений;
4. Анализ - оценка результатов, определение эффективности [4].
Фандрайзинг широко практикуются для подготовки и проведения специальных мероприятий, таких как балы, званые вечера, конкурсы, марафоны, аукционы, презентации, конференции, обеды. Во время их подготовки и проведения привлекается внимание потенциальных доноров, и одновременно собираются необходимые средства. Во время такого мероприятия важно отметить каждого из прибывших гостей, если необходимо, выделить конкретного гостя из остальной публики.
Фандрайзинг - не выпрашивание денег, а спланированная работа, которая направлена на получение пожертвований, сделанных осознанно. Сущность фандрайзинга - установление партнерских отношений, переход к стратегии сотрудничества с людьми и организациями, которые могут оказать материальную поддержку [4].
А если использовать возможности фандрайзинга до наступления вероятности банкротства, то юридические или физические лица получат больше шансов его избежать. В итоге, использование возможностей фандрайзинга положительно повлияет на экономическую ситуацию в целом в стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 29.06.2015 №186-ФЗ.
3. Этический кодекс фандрайзера. Разработан и утвержден общим собранием Ассоциации фандрайзеров в 26.03.2014 г.
4. Википедия.
5. http://bankrotstvo77.ru/pravo.html/
6. http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/58_2.html © // КонсультантПлюс, 1992-2015.
7. http://www.sbornet.ru/publics/detail/23