Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING MANUAL / E-RESOURCES / EDUCATIONAL PROCESS / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунаевская С.С., Винник Ю.С.

В статье рассматривается вопрос эффективности использования электронных ресурсов в дистанционном преподавании дисциплины общая хирургия. Было разработано электронное учебное пособие по дисциплине в программе Sun Rav BookEditor в соответствии с учебно-методическим комплексом дисциплины. Также был разработан электронный тренажер «THelper» для освоения и прохождения тестового контроля по изучаемым темам и дистанционный курс по дисциплине, размещенный на сайте ВУЗа. В статье приводятся результаты мнения студентов Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, позволившего определить положительные стороны применения электронных ресурсов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дунаевская С.С., Винник Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ»

УДК: 616 - 089.5 - 031.84: 681.32

С.С. Дунаевская, Ю.С. Винник

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ

Кафедра общей хирургии им. проф. М.И. Гулъмана, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого» Красноярск, 660022, Россия, Vikto-potapenk@yandex.ru

Резюме. В статье рассматривается вопрос эффективности использования электронных ресурсов в дистанционном преподавании дисциплины общая хирургия. Было разработано электронное учебное пособие по дисциплине в программе Sun Rav BookEditor в соответствии с учебно-методическим комплексом дисциплины. Также был разработан электронный тренажер «T-Helper» для освоения и прохождения тестового контроля по изучаемым темам и дистанционный курс по дисциплине, размещенный на сайте ВУЗа. В статье приводятся результаты мнения студентов Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, позволившего определить положительные стороны применения электронных ресурсов в образовательном процессе.

Ключевые слова: электронное образовательное учебное пособие, электронные ресурсы, образовательный процесс, дистанционное обучение.

Abstract. The article discusses the effectiveness of the use of electronic resources in the remote teaching of the discipline of general surgery. An electronic discipline tutorial was developed in the Sun Rav BookEditor program in accordance with the teaching and methodological complex of the discipline. An electronic simulator "T-Helper" was also developed for mastering and passing test control on the topics studied and a distance course in the discipline posted on the university's website. The article gives the results of the opinion of students of Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky, who made it possible to determine the positive aspects of the use of electronic resources in the educational process. Keywords: e-learning manual, e-resources, educational process, distance learning.

Введение

Основной целью современных подходов в высшем профессиональном образовании является компетентностный подход. Перспектива использования новых методов обучения обусловлена исследовательским и практико-ориентированным характером [1-4].

В высшем медицинском образовании выработку профессиональных компетентностей будущих специалистов осуществляют педагоги-медики на клинических кафедрах. Врач любой специальности должен хорошо знать вопросы асептики и антисептики, трансфузиологии, хирургической инфекции, анестезиологии, основы реанимации, методы обследования больных, вопросы деонтологии. Большой объём информации, получаемый при изучении общей хирургии, и необходимость получения первых практических и профессионально-компетентных навыков требуют внедрения новых технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания [5-9].

Современное поколение студентов предъявляет заметно повышенные требования как к технологической платформе обучения в целом, так и электронного обучения в частности. В значительной мере это связано с заметно возросшим уровнем компьютерной грамотности «среднего» современного студента [10].

Дистанционный курс позволяет повысить процесс подготовки студентов с помощью интернета и современных информационных и телекоммуникационных технологий, благодаря своей гибкости, модульности и специализированному контролю качества обучения [11, 12].

Электронные пособия - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность. Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его, как самостоятельного средства обучения. В целом электронный учебник значительно экономит время студента, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала, а также при повторении неизвестных или забытых понятий. Использование иллюстраций эффективно, если рядом с интересующим элементом имеется подпись. Обязательным пунктом является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы,

756

сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе [13-15].

И поэтому целью нашей работы является оценка эффективности использования электронных ресурсов в дистанционном преподавании дисциплины общая хирургия.

Материалы и методы исследования

Был создан электронный учебник по дисциплине «Общая хирургия» в программе Sun Rav BookEditor в соответствии с учебно-методическим комплексом дисциплины. Электронное образовательное учебное пособие (ЭОУП) было разработано студентами Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого, обучающимися на 3-ем курсе по специальности «лечебное дело» и научными руководителями -преподавателями кафедры медицинской информатики и общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана. Он содержит аннотацию к практическому занятию, вопросы для самоподготовки, фото и видео материал того или иного практического навыка, а также ситуационные задачи и тестовые задания с эталонами ответов.

Электронного тренажер «T-Helper» по дисциплине «Общая хирургия» был разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине. Данное пособие содержит тестовый контроль в тренировочном режиме и в режиме экзамена, а также имеется возможность «состязания онлайн». В приложении можно тренироваться по разделам или найти нужный вопрос. После прохождения теста создается статистика по темам и выставляется оценка.

Был разработан дистанционный курс по дисциплине «Общая хирургия» для студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 - лечебное дело на основе УМКД. Учебный курс включает в себя аннотацию к занятиям, вопросы для самоконтроля, тестовые задания и ситуационные задачи. Иллюстрирован материал рисунками, видео-роликами.

Данные электронные ресурсы выставлены на сайте http://krasgmu.ru, где они доступны каждому авторизированному пользователю.

Предлагаемые медиа-материалы были включены в учебный процесс дисциплины «Общая хирургия», на базе кафедры общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Для исследования эффективности использования студентами электронного учебного пособия, было проведено анкетирование 106 студентов 3

757

курса по специальности 31.05.01 - лечебное дело. Анкетирование проводилось на сайте http://krasgmu.ru в режиме on-lain в программе Testograf.ru, с помощью которой была произведена обработка полученных результатов.

Анкета включала в себя следующие вопросы: как Вы относитесь к электронным ресурсам; пользуетесь ли Вы электронными учебниками; какие книги Вы предпочитаете больше; в чем, на Ваш взгляд, состоит преимущества электронных ресурсов, а также недостатки.

В работе применены методы корректного статистического анализа, результаты статистической обработки сведены в графики.

Результаты исследования

В анкетировании приняло участие 106 респондентов. Полученные нами данные позволяют говорить о том, что в 59,05% отношение к электронным ресурсам положительное, 34,29% относятся нейтрально к электронным пособиям и 6,67% отрицательно. 74,29% студентов используют в образовательном процессе электронные учебные пособия и 25,71% предпочитают печатные варианты учебников. Что подтверждают ответы на следующий вопрос: только 6,67% респондентов регулярно используют электронные пособия; 45,71% предпочитают бумажные и 47,62% выбирают вид учебного пособия в зависимости от ситуации. 36,19% считают преимуществом электронных учебных пособий их компактность и удобство в использовании; 26,67% анкетированных студентов охотно используют электронную технику и гаджеты в повседневной жизни; 15,24% отмечают, как преимущество наличие гиперссылок в ЭОУП, что позволяет быстрее ориентироваться в материале, а также наличие иллюстраций и видео-материала. Недостатком пособия 43,81% отмечают недостаточный навык использования электронных пособий, а также быстрая усталость глаз.

Заключение

1. Учитывая возрастающий объем внеаудиторной работы студентов, применение электронных ресурсов позволяет оказать методическую помощь учащемуся в ходе подготовки к практическому занятию.

2. Обучение в системе дистанционного образования позволяет работать в удобном месте и в удобном темпе, в удобное для себя время, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых знаний по выбранной дисциплине.

3. Использование в учебном процессе электронных ресурсов, позволяет оптимизировать образовательный процесс при изучении дисциплины

758

«Общая хирургия» и повысить эффективность усвоения учебного материала студентами.

Список литературы

1. Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением. Гуманизация образования. 2010; 1: 58-63.

2. Геворкян Е.Н. E-learning в экономике, основанной на знаниях. Высшее образование в России. 2006;1:114 - 119.

3. Балабанов В.К., Фокина В.Н. Теоретические основы и задачи социального управления дистанционным обучением. Телекоммуникации и информатизация образования. 2001; 2: 30-42.

4. Фурда А.Б. Планирование и управление дистанционным обучением на уровне учебного заведения, программы, курса. Образовательные технологии и общество. 2003; 6. 1: 191-196.

5. Калинина А.И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014; 1: 100-105.

6. Леоновец О.К. Работа с абитуриентами при подготовке к поступлению в ВУЗ с дистанционным обучением. Инновации в образовании. 2002; 3: 41-45.

7. Балыхин М.Г. Электронное обучение и его роль в образовании без границ. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность.2008;_4: 65-71.

8. Камаев И.А., Леванов И.И., Паламарчук С.И. Использование современных информационно-образовательных технологий в учебном процессе. Медицинский альманах. 2008; 1: 17-19.

9. Винник Ю.С., Дунаевская С.С., Васильева М.Р. Возможности использования электронного образовательного пособия для освоения практических навыков по дисциплине Общая хирургия. Земский врач. 2015; 1: 13-15.

10. Соловов А.С. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? Высшее образование в России. 2006; 11: 104 - 112.

11. Ушаков И.П., Милкова О.И. Опыт разработки электронных учебных пособий для дистанционного обучения по основным образовательным программам высшего профессионального обучения. Инновационное развитие экономики. 2012; 3(9): 100-101.

12. Студенникова Н.К., Маслова Н.П. Электронное учебное пособие как средство обучения в условиях развития высокотехнологичной образовательной среды. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012; 1(17): 180-186.

13. Сергеева Н.М., Зюкин Д.А. Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе. Современная педагогика. 2016; 8(45): 2730.

14. Отекина Н.Е. Использование электронного учебного пособия в образовательном процессе. Инновационная наука. 2016; 11-2: 185-187.

15. Лопанова Е.В., Лалов Ю.В. Электронные учебные пособия как элемент информационно-образовательной среды кафедры медицинского ВУЗа. Ученые записки ИУО РАО. 2017; 1(61): 69-72.

УДК 378.147.34

А.Ю. Семенов, Н.А. Бубнова, Е.А. Авраменко

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.

PRO ET CONTRA

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

ardoc@mail.ru

Резюме. В статье обсуждаются преимущества и недостатки дистанционного обучения в медицине. Использованы результаты опроса студентов. Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, высшее образование в медицине, новая коронавирусная инфекция.

Summary. Semenov A.Ju., Bubnova N.A., Avramenko E.A. E-learning technologies in medical education. Pro et contra.

The article discusses the advantages and disadvantages of distance learning in medicine. The results of a survey of students were used. Keywords: distance learning, education in medicine, COVID-19.

Введение. Новая коронавирусная инфекция COVID-19 «пришла» в высшую школу Санкт-Петербурга 16 марта 2020 года [12, 13]. Все студенты и ординаторы медицинских ВУЗов и колледжей города, по распоряжению Комитета по здравоохранению, одномоментно покинули клинические базы [5] и ушли на дистанционное образование с последующей самоизоляцией [4, 8, 9, 11,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.