Научная статья на тему 'Роль и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в формировании врачебных компетенций'

Роль и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в формировании врачебных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА / УЧЕБНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION / LEARNING ELECTRONIC HEALTH RECORD / LEARNING ELECTRONIC PATIENT RECORD / DISTANCE LEARNING / CLINICAL DIAGNOSTIC TASK / VIRTUAL PATIENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карась С.И., Корнева И.О., Аржаник М.Б., Семенова О.Л., Черникова Е.В.

В статье рассмотрены возможности формирования врачебных компетенций с использованием информационно-коммуникационных технологий. На основе функционала применяемых в здравоохранении медицинских информационных систем проведена разработка учебной электронной медицинской карты (УЭМК). Рассмотрен опыт интеграции УЭМК в образовательный процесс студентов врачебных специальностей Сибирского государственного медицинского университета; представлена общая логистика взаимодействия преподавателя и обучающихся. На основе УЭМК разработаны учебные электронные истории болезни для преподавания различных клинических дисциплин. Проанализированы перспективы применения технологии «виртуальных пациентов» в дистанционном сегменте непрерывного медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карась С.И., Корнева И.О., Аржаник М.Б., Семенова О.Л., Черникова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and prospects of information and communication technologies in developing of physician competencies

The authors review capabilities and prospects of developing the physician competencies using information and communication technologies. Based on the functionality of medical information systems implemented in healthcare, the learning electronic health records (LEHR) has been developed. The experience with integrating LEHR to the educational process of medical students at Siberian State Medical University is reviewed. General logistics of the interactions between a tutor and a student is presented. Based on LEHR, learning electronic patient records for different clinical subjects are developed. Prospects of using the virtual patient technology in distance learning for life-long continuous medical education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в формировании врачебных компетенций»

С.И. КАРАСЬ,

доктор мед. наук, НИИ кардиологии, Томский национальный исследовательский центр РАН; ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Томск, Россия, e-mail: karkar13@mail.ru

И.О. КОРНЕВА,

нач. аналитического отдела ООО UMSSoft, г. Томск, Россия, e-mail: irina@umssoft.com М.Б. АРЖАНИК,

канд. пед. наук, ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Томск, Россия, e-mail: arzh_m@mail.ru

О.Л. СЕМЕНОВА,

ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Томск, Россия, e-mail: oksleon@list.ru

Е.В. ЧЕРНИКОВА,

канд. физ-мат. наук, доцент кафедры физики с курсом высшей математики ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Томск, Россия, e-mail: elena_c62@mail.ru

О.В. УРНЕВА,

ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Томск, Россия, e-mail: urneva_oxana@mail.ru

А.Ю. ГРЕЧИШНИКОВА,

ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Томск, Россия, e-mail: grechishnikova.al@mail.ru

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ВРАЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УДК 61:378.147.3

Карась С.И., Корнева И.О., Аржаник М.Б, Семенова О.Л., Черникова Е.В., Урнева О.В., Гречишникова А.Ю. Роль и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в формировании врачебных компетенций (НИИ кардиологии, Томский национальный исследовательский центр РАН; ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Томск, Россия)

Аннотация. В статье рассмотрены возможности формирования врачебных компетенций с использованием информационно-коммуникационных технологий. На основе функционала применяемых в здравоохранении медицинских информационных систем проведена разработка учебной электронной медицинской карты (УЭМК). Рассмотрен опыт интеграции УЭМК в образовательный процесс студентов врачебных специальностей Сибирского государственного медицинского университета; представлена общая логистика взаимодействия преподавателя и обучающихся. На основе УЭМК разработаны учебные электронные истории болезни для преподавания различных клинических дисциплин. Проанализированы перспективы применения технологии «виртуальных пациентов» в дистанционном сегменте непрерывного медицинского образования.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, учебная электронная медицинская карта, учебная электронная история болезни, дистанционное обучение, клинико-диагностические задачи, виртуальный пациент.

© С.И. Карась, И.О. Корнева, М.Б. Аржаник, О.Л. Семенова, Е.В. Черникова, О.В. Урнева, А.Ю. Гречишникова, 2018 г.

UDC 61:378.147.3

Karas S. I., Korneva I.O., Arzhanik M.B., Semenova O.L., Chernikova E. V, Urneva O. V, Grechishnikova A. Y. The role and prospects of information and communication technologies in developing of physician competencies

(Research Institute for Cardiology, Tomsk National Research Centre of Russian Science Academy; Siberian State Medical University, Tomsk, Russia)

Abstract. The authors review capabilities and prospects of developing the physician competencies using information and communication technologies. Based on the functionality of medical information systems implemented in healthcare, the learning electronic health records (LEHR) has been developed. The experience with integrating LEHR to the educational process of medical students at Siberian State Medical University is reviewed. General logistics of the interactions between a tutor and a student is presented. Based on LEHR, learning electronic patient records for different clinical subjects are developed. Prospects of using the virtual patient technology in distance learning for life-long continuous medical education are analyzed.

Keywords: continuous medical education, learning electronic health record, learning electronic patient record, distance learning, clinical diagnostic task, virtual patient.

ВВЕДЕНИЕ

а 7 лет существования и развития Концепции единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и администраторам, и врачам стали ясны сложности ее реализации. В частности, эффективность информатизации лечебно-профилактических учреждений во многом зависит от информационной компетентности медицинского персонала. Применение информационно-коммуникационных технологий для решения врачебных задач рассматриваются Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования в качестве общепрофессиональных компетенций [1, 2, 3]. Однако в основных образовательных программах врачебных специальностей недостаточное внимание уделяется информационным аспектам лечебно-диагностического процесса [4].

Информационные компетенции студентов можно развивать, в том числе при изучении клинических дисциплин, активно формируя общую для студентов и преподавателей информационную образовательную среду. Информационно-коммуникационным технологиям найдется применение в методическом обеспечении самостоятельной работы студентов, внедрении элементов дистанционного обучения, в конечном счете они необходимы для адаптации выпускников к требованиям современного

рынка труда [5]. Образовательные технологии в медицинских вузах должны обеспечивать параллельное формирование клинических и информационных компетенций врачей.

Абсолютно очевидным и уже запоздавшим началом этого процесса должно стать систематическое использование студентами для курации больных электронной истории болезни (ЭИБ) вместо ее бумажного варианта. Курация больного с оформлением студенческой истории болезни является индивидуальным проектом, в ходе которого формируются профессиональные компетенции студентов, востребованные в практической работе [6]. В Российской Федерации для подготовки студентов к реалиям практического здравоохранения информационные технологии используются в виде либо обучающих программ, либо модифицированных медицинских информационных систем (МИС), но происходит это достаточно редко [7, 8]. Необходимо отметить опыт применения в учебном процессе НИ РНИМУ им. Н.И. Пирогова версии МИС, используемой в повседневной работе многопрофильных медицинских организаций, но адаптированной к образовательным задачам [9, 10]. Для параллельного формирования клинических и информационных компетенций в образовательном процессе можно использовать медицинские информационные системы, созданные для учреждений здравоохранения, но это не

>

оптимально. Причины редкого использования МИС в образовательном процессе абсолютно понятны: лечебно-диагностические функции этих систем не ориентированы на обучение студентов, что приводит к необходимости модификации этих инструментов для применения в медицинском вузе. Планомерное и систематическое внедрение информационных технологий в преподавание клинических дисциплин представляется нетривиальной, но необходимой в условиях современного рынка труда задачей. При этом ЭИБ и МИС в качестве инструмента педагогического процесса широко используются за рубежом [11, 12, 13].

Стимулом для использования информационно-коммуникационных технологий в обучении клиническим дисциплинам является также сложность организации курации студентами реальных больных. Во многих медицинских вузах Российской Федерации нет своих клиник; больной может не доверять студенту и не согласиться на его участие в своем лечении; в конце концов, в клиниках может не оказаться пациента, страдающего изучаемым заболеванием. Формирование врачебных компетенций студента можно частично перенести с реального на виртуальный уровень, что несколько упростит ситуацию.

В течение последних 25 лет профессиональным сообществом активно обсуждается использование в медицинском образовании виртуальных пациентов (ВП). В научной литературе можно встретить разное понимание этого термина: и компьютеризованные роботы-симуляторы, и компьютерные мультимедийные имитации обследования пациента, и стандартизованные клинические случаи в исполнении добровольцев или актеров [14]. Обсуждаются как методология и технологии разработки самих ВП, так и эффективность их использования в клинической подготовке студентов [15]. Мета-анализ двенадцати рандомизированных контролируемых исследований показал выраженный положительный эффект использования ВП в обучении [16].

С педагогической точки зрения большая роль уделяется использованию виртуальных пациентов в организации командной работы медицинского персонала, коллективном разборе принятия этапных решений, оценке соотношения стоимости и эффективности лечебно-диагностических мероприятий [17]. Детальное рассмотрение места виртуальных пациентов в медицинском образовании выходит за рамки данной статьи и заслуживает отдельного систематического обзора. Их разработка и использование требует значительных ресурсов, как кадровых, так и финансовых. Наиболее экономным вариантом частичной «виртуализации» преподавания клинических дисциплин является создание деперсонализированной базы ЭИБ для демонстрации их студентам.

Таким образом, в настоящее время есть все основания для замены бумажной истории болезни интерактивной электронной историей болезни в процессе обучения студентов врачебных специальностей. Кроме того, существуют предпосылки для создания и использования в высшем медицинском образовании базы завершенных клинических случаев в виде мультимедийных электронных историй болезни. Целью данного сообщения является представление опыта разработки и использования учебной электронной истории болезни для аудиторной работы и самостоятельной подготовки студентов по клиническим дисциплинам, а также анализ перспектив применения технологии «виртуальных пациентов» в дистанционном сегменте непрерывного медицинского образования.

МЕТОДЫ

Выбор информационного продукта для формирования клинических компетенций студентов старших курсов медицинского вуза был основным методическим вопросом работы. В реалиях современного рынка медицинских услуг обоснован выбор клиент-серверной архитектуры ЭИБ, обеспечивающей дистанционный Web-доступ к своей базе данных.

Медицинская информационная система «Аврора» (производитель ООО UMS-Soft, Томск) удовлетворяет этим требованиям, в силу чего была выбрана на первом этапе работы.

Разработчики МИС «Аврора» на безвозмездной основе модифицировали ее в соответствие с требованиями преподавателей клинических кафедр. Основной функционал МИС был редуцирован, но добавлена возможность дистанционного заполнения электронной истории болезни пациентов и дистанционной проверки преподавателем качества заполнения ЭИБ с возможностью оставить комментарии оценки. Для обеспечения конфиденциальности медицинской информации ЭИБ пациентов были деперсонализированы, сведения об идентификации ЭИБ хранились у преподавателя. Результатом модификации МИС «Аврора» стал новый программный Web-продукт - учебная электронная медицинская карта (УЭМК) "UMS University" [18]. "UMS University" была использована в преподавании медицинской информатики, неврологии и нейрохирургии, факультетской терапии, дерматологии и косметологии, госпитальной хирургии студентам врачебных специальностей в период 2015-2016 гг.

После принятия решения об использовании в Томской области МИС «Барс. Здравоохранение» в качестве регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения естественной стала разработка учебной электронной истории болезни на основе этого информационного продукта. Проект поддержан центром кластерного развития Томской области, получил софинансирование и был выполнен сотрудниками Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) совместно с членами Томского ИТ-кластера.

Для подготовки технического задания на модификацию МИС «Барс. Здравоохранение» использованы коммуникативные методы извлечения персональных экспертных знаний

преподавателей-клиницистов [19]. Для моделирования образовательного и лечебно-диагностического аспектов клинических дисциплин применена стандартная методология UML [20]. В результате, как итог выполнения проекта «Web-сервис удаленной разработки и использования электронных медицинских карт пациентов для обучения клиническим дисциплинам в программах высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования», в 2017 году к эксплуатации в медицинских образовательных учреждениях и в системе непрерывного медицинского образования подготовлен соответствующий программный продукт.

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛА МИС «АВРОРА»

Для решения задач образовательной деятельности МИС Аврора была существенно модифицирована разработчиками. Предварительно проведено UML-моделирование взаимодействия трех сторон образовательного процесса по клиническим дисциплинам: студента, пациента и педагога-клинициста. С преподавателями кафедр проведено согласование параметров описания пациента, условий заполнения и коррекции электронных историй болезни студентами, регистрации результатов рецензирования преподавателем.

Взаимодействие конечного пользователя с "UMS University", размещенной на выделенном центре обработки данных СибГМУ, осуществляется с использованием тонкого клиента, в качестве которого может выступать любой из современных браузеров, поддерживаемых системой. Деперсонифицированная информация о пациентах хранится на сервере, для работы с ней в любое время и из любого места достаточно доступа в Интернет, знания логина и пароля. Права доступа регулируются

■■■

РЧН

администратором сервера и, естественно, различаются для студентов и преподавателей. Тестирование разработанного продукта проведено не только программистами, но и сотрудниками клинических кафедр.

В настоящее время в образовательной программе лечебных специальностей имеется только одна дисциплина, прямо связанная с информационными компетенциями врача - медицинская информатика. С осени 2013 года для преподавания медицинской информатики студентам второго года обучения лечебных специальностей СибГМУ использовалась "UMS University". Очевидно, что задачей студентов 2 курса не было оформление электронной истории болезни. Для программы по медицинской информатике были подготовлены сценарии профессионально ориентированных задач, которые обеспечивают изучение студентами основных модулей

электронной истории болезни и медицинской информационной системы. Демонстрация взаимодействия автоматизированных рабочих мест (лечащего врача, специалиста лабораторной и инструментальной диагностики, врача-консультанта) во время выполнения задач направлена на подготовку студентов к дальнейшему использованию МИС при изучении клинических дисциплин.

С 2014 года началось использование "UMS University" в образовательном процессе для ведения студентами учебных историй болезни пациентов. В пилотном проекте приняли участие коллективы ряда клинических кафедр СибГМУ (неврологии и нейрохирургии, факультетской терапии, дерматологии и косметологии, госпитальной хирургии), которые инициировали внедрение учебных электронных историй болезни (УЭИБ) в высшее медицинское образование. На рис. 1 представлен

Рис. 1. Основной интерфейс "UMS University"

Рис. 2. Интерфейс поиска пациента "UMS University"

Рис. 3. Описание нервно-психического статуса пациента "UMS University"

>

основной интерфейс УЭИБ на основе МИС Аврора; на рис. 2 - интерфейс поиска пациента; на рис. 3 - интерфейс описания нервно-психического статуса пациента с полем комментариев преподавателя.

Применение УЭИБ для практических клинических занятий имеет ряд преимуществ для всех участников: студент может ее заполнять дистанционно и постепенно, последовательно предъявляя на проверку разделы медицинского документа; преподаватель может более равномерно распределять свое время для проверки работы студентов. Хранение большого количества УЭИБ не представляет сложности. К привычным функциям истории болезни (формирование у студентов клинического мышления, обучение правильности оформления медицинских записей, обоснование постановки диагноза и назначенных исследований) добавляется обучение навыкам работы с программным обеспечением, электронными справочниками и ознакомление со стандартной медицинской документацией.

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛА МИС «БАРС. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

В 2015 году совместный проект ФГБОУ ВО СибГМУ, ООО «Элекард-Мед» и ООО «Контек-Софт» под названием «^еЬ-сервис удаленной разработки и использования электронных медицинских карт пациентов для обучения клиническим дисциплинам в программах высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования» был поддержан центром кластерного развития Томской области. Основная цель проекта декларирована, как обучение студентов разным аспектам лечебно-диагностического процесса в ходе

курации пациентов, информация о которых должна быть деперсонализирована. Началась разработка нового информационного продукта в формате электронной истории болезни, профилизированной в соответствии с определенной клинической дисциплиной учебного плана.

Дизайн пользовательского интерфейса всех УЭИБ соответствует МИС «Барс. Здравоохранение». Однако серьезно модифицированы две информационные составляющие базовой МИС: контент и логистика процесса. Логистика работы МИС «Барс. Здравоохранение» изменилась принципиально. На рис. 4 представлена общая модель лечебно-диагностического процесса в УЭИБ. Эта модель модифицирована для различных клинических дисциплин в соответствии с требованиями преподавателей. Очевидна необходимость профилизации интерфейсов УЭИБ для различных терапевтических, хирургических, педиатрических дисциплин (рис. 5, 6). Контент УЭИБ меняется вследствие интеграции с образовательными программами клинических дисциплин при обязательном участии в процессе коллектива кафедры.

На рис. 7 представлена общая модель взаимодействия преподавателя и обучающихся в технологии УЭИБ. Эта интерактивность имеет специфику для разных дисциплин и реализована в УЭИБ на определенных этапах образовательного процесса. Форма проверки преподавателем полноты и правильности заполнения обучающимися УЭИБ приведена на рис. 8.

В настоящее время проект «^еЬ-сервис удаленной разработки и использования электронных медицинских карт пациентов для обучения клиническим дисциплинам в программах высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования» завершен.

2018, № 4

Рис. 4. Модель общей логистики лечебно-диагностического процесса

в технологии УЭИБ

>

Рис. 5. Форма УЭИБ для образовательного процесса на терапевтической кафедре

История новорожденного № Адм - б СШ0Э007 - Пац Маленький Малькович © ^ Б Й

П аци ент: Пац Мален ький Мал ько вич Пол: Мужской Возраст: 10.11.2014(2) Адм-6чШ00007 Дата поступления: 22.06.2015 23:10 Дата выписки план: Дата выписки факт: не выписан 640 дней Отделение: |дн стац (31.03.2016) (▼_', Вид оплаты: ОМС Лечащий врач: Стандарт:

Клинический диагноз: Уточненный клинический диагноз: Диагноз отделения: Уточненный диагноз отделения:

Общие сведения Диагнозы Осмотры Операции Направления на услуги Назначения медикаментов Услуги, оказанные в других ЛПУ Сигнальная информация: Аллерг. анамнез: Аллергены, крапивница Атропин Аспирин.... Подробнее

Лабораторные исследования Журнал измерений Режим и питание История предыдущих госпитализаций История заболеваний Листки нетрудоспособности Перемещение по отделениям (2) Перемещение по койкам Дополнительно

Печать: История новороноденного Справка о госпитализации

Рис. 6. Форма УЭИБ для образовательного процесса на педиатрической кафедре

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАРТ ПАЦИЕНТОВ В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Информационное обеспечение преподавания клинических дисциплин в вузе не должно уступать уровню лечебно-профилактических учреждений практического здравоохранения, должно опережать его. Несомненно, врач должен приобретать навыки «у постели больного» в клиниках и учреждениях здравоохранения. Но в ближайшем будущем именно информационные технологии, в частности учебные электронные медицинские карты, могут стать «стержнем» организации самостоятельной подготовки студентов по всем клиническим дисциплинам основных программ высшего медицинского образования.

Возможности для этого предоставляют результаты завершенного проекта. На базе УЭМК формируются деперсонализированные

УЭИБ для преподавания тех клинических дисциплин, в программах которых предусмотрена курация пациентов студентами. При этом в начале обучения студент может получить единый логин УЭМК на весь период клинической подготовки. Совокупность УЭИБ студента составят его «клинический портфолио», могут быть использованы в конкурсах и для демонстрации другим обучающимся.

Вузовское обучение - лишь первый этап непрерывного медицинского образования (НМО). УЭМК органично вписывается в частично дистанционный характер образовательного процесса НМО. В курсах НМО в качестве иллюстраций могут быть использованы рецензированные ЭИБ завершенных случаев заболевания с подобранными диагностическими мультимедиа материалами. Такие случаи вплотную приближаются к понятию «виртуальные пациенты», а их база станет весьма ценным образовательным ресурсом и источником информации для создания мультимедийных клинико-диагностических задач. Виртуальные пациенты являются педагогическими

Рис. 7. Модель общей логистики взаимодействия преподавателя и обучающихся в технологии УЭИБ

Рис. 8. Форма проверки преподавателем полноты и правильности заполнения обучающимися УЭИБ

технологиями, которые обеспечат возможность дистанционного повышения квалификации по клиническим дисциплинам, используя в образовательных курсах базу ЭИБ завершенных случаев, а для проверки полученных компетенций - базу мультимедийных клинико-диагностических задач.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

В условиях интенсивной информатизации здравоохранения должна быть обеспечена непрерывность не только медицинского образования, но и информационной подготовки врачей. Это особенно актуально в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает требования к доступности для студентов вуза именно электронных образовательных ресурсов. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в медицинские организации, интеграция непрерывного медицинского образования с аккредитацией специалистов обусловливают разработку соответствующего методического обеспечения. Для системы высшего и послевузовского

образования требуются программные средства, поддерживающие как аудиторную, так и самостоятельную работу обучающихся. Методики и технологии е^еаттд давно и прочно занимают свое место в очном техническом и гуманитарном образовании, в настоящее время происходит активный поиск «ниши» для них в образовании медицинском. Очевидна целесообразность использования этих методических инструментов в непрерывном медицинском образовании, а, тем более, в его дистанционном сегменте.

Таким образом, в статье представлен успешный опыт разработки и использования учебной электронной истории болезни для формирования врачебных компетенций студентов и намечены перспективы применения технологии «виртуальных пациентов» в непрерывном медицинском образовании. Проект по созданию УЭМК представляется серьезной педагогической инновацией, способствующей формированию информационной среды в медицинском вузе и адаптации будущего врача к информационному контенту лечебно-диагностического процесса.

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы выражают глубокую благодарность Центру кластерного развития Томской области за финансовую поддержку проекта <^еЬ-сервис удаленной разработки и использования электронных медицинских карт пациентов для обучения клиническим дисциплинам в программах высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования» (договоры от 18.01.2017 № И/ОБ1/2016-Кластер-01; № ПП/ОБ1/2016-Кластер-01; № ИИ/ОБ1/2016-Кластер-02).

Авторы также выражают глубокую благодарность ООО UMSSoft за предоставление МИС «Аврора» и ее модификацию для образовательных целей; коллективам кафедр неврологии и нейрохирургии, факультетской терапии, дерматологии и косметологии, госпитальной хирургии ФГБОУ ВО СибГМУ за помощь в организации обучения студентов с использованием УЭМК; ООО «Элекард-Мед» и ООО «Контек-Софт» за ресурсную поддержку развития проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) № 95 от 09.02.2016 г. - 23 с.

2. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета) № 853 от 17.08.2015 г. - 21 с.

3. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) № 96 от 09.02.2016 г. - 22 с.

4. Зарубина Т.В. Стратегия преподавания медицинской информатики в вузах России / Т.В. Зарубина, С.И. Карась, Е.Н. Николаиди // Высшее образование в России. - 2016. - № 3. - С. 165-168.

5. Решетников В.Н. Информационные технологии в здравоохранении первой половины 21 века / В.Н. Решетников, К.А. Мамросенко // Программные продукты, системы и алгоритмы (электронный научный журнал). - 2013. - № 2. -С. 1-17.

6. Семенова О.Л. Формирование профессиональных компетенций в ходе проектного обучения студентов медицинского вуза / О.Л. Семенова, С.И. Карась, М.Б. Аржаник, О.И. Острикова, И.О. Корнева // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2015. - № 4. - С. 56-64.

7. Агранович Н.В. Использование компьютерных обучающих программ в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе в рамках подготовки студентов к профессиональной деятельности в современных условиях / Н.В. Агранович, Г.Г. Бабашева, О.В. Агранович, В.А. Зеленский // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - № 18(5). - С. 31-34.

8. Карась С.И. Развитие информационных компетенций студентов врачебных специальностей / С.И. Карась, О.И. Острикова, М.Б. Аржаник, И.О. Корне-ва // Бюллетень Сибирской медицины. - 2014. - № 4. - С. 47-52. D0l:10.2 0538/1682-0363-2014-4-47-52.

9. Алимов Д.В. Использование учебной версии интегрированной медицинской информационной системы в образовательном процессе / Д.В. Алимов, Я.И. Гулиев, Т.В. Зарубина, С.И. Комаров, И.И. Потапов, С.Е. Раузина // Врач и информационные технологии. - 2013. - № 6. - С. 34-41.

10. Белышев Д.В. Учебная версия МИС Интерин Promis в медицинском вузе / Д.В. Белышев, В.Л. Гулиев. В.Л. Малых, А.Г. Николаева, А.А. Шипов // Врач и информационные технологии. - 2014. - № 2. - С. 74-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Huwendiek S. Virtual patient design and curricular integration evaluation toolkit / S. Huwendiek // Medical Education. - 2010. - № 44. - Р. 431-530 DOI: 10.1111/j.1365-2923.2010.03665.x.

12. Barnett J.S. Incorporating electronic medical records into the physician assistant educational curriculum / J.S. Barnett // Journal of Physician Assistant Education. -2013. - Vol. 24, № 2. - P. 48-54.

13. Bateman J. Virtual patient design: exploring what works and why. A grounded theory study / J. Bateman // Medical Education. - 2013. - № 47. - P. 595-606 DOI: 10.1111/medu.12151.

14. Kononowicz A.A. Virtual patients - what are we talking about? A framework to classify the meanings of the term in healthcare education / A.A. Kononowicz, N. Zary, S. Edelbring et al. // BMC Med Educ. - 2015. - № 15. - Р.11 DOI: 10.1186/s12909-015-0296-3.

15. Cendan J. The use of virtual patients in medical school curricula/ J. Cendan, B. Lok // Adv.Physiol.Educ. -2012. - № 36(1). - Р.48-53. D0I:10.1152/ advan.00054.2011.

16. Consorti F. Efficacy of virtual patients in medical education: A meta-analysis of randomized studies / F. Consorti, R. Mancuso, M. Nocioni, A. Piccolo // Computers & Education. - 2012. - Vol. 59, № 3. - Р. 1001-1008. DOI: org/10.1016/j. compedu.2012.04.017.

17. Murphy S. Twelve Tips for Utilizing Virtual Patients to Teach Professionalism / S. Murphy, B. Imam, L.M. Whitehouse // MedEdPublish. - 2016. - № 5. - 3 (21). DOI: dx.doi.org/10.15694/mep.2016.000107.

18. Пономарев А.А., Меркер Э.С., Карась С.И, Корнева И.О., Второв С.А. Медицинская информационная система для обучения использования электронной медицинской карты пациента. - Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015611545, 2015.

19. Гаврилова Т.А. Инженерия знаний. Модели и методы / Т.А. Гаврилова, Д.В. Кудрявцев, Д.И. Муромцев. - Лань, 2016. - 324 с.

20. Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов/ А.С. Козлова. - М.: Флинта: МПСИ, 2006. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.