Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ "СОВРЕМЕННЫЕ ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ" КАК МЕТОДА ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ "СОВРЕМЕННЫЕ ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ" КАК МЕТОДА ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажин А.С., Головачев С.Б., Кленина А.Н.

В статье рассмотрена деловая игра «Современные лидерские компетенции» как метод развития и оценки коммуникативных навыков у студентов вузов, описаны особенности подготовки и проведения деловой игры «Современные лидерские компетенции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажин А.С., Головачев С.Б., Кленина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ "СОВРЕМЕННЫЕ ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ" КАК МЕТОДА ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

выраженная и у 1 и у 5 курсов - реалистичная. Таким образом, большинство студентов из обеих выборок склонны к занятию конкретными делами, которые давали бы ощутимые результаты, физическому труду, работе с техникой, подчинению и исполнению инструкций. Корреляция между упорядоченными перечнями направленностей в 1 и 5 курсах достигает уровня статистической значимости, поэтому возможно есть какая-либо зависимость между выборами на 1 и 5 курсах.

При математической обработке данных методики определения карьерной самоэффективности выявились следующие результаты: различия в выборах хотя и присутствуют, но не явно выражены. Большая разница у 1 и 5 курса выявлена в выборе установки решение проблем. Большинство студентов 1 курса выбрали установку решение проблем. Таким образом, они скорее ориентированы в будущем на решение проблем и их деятельность должна включать практические аспекты, склонны к предпринимательской деятельности, где нужно находить быстрые и эффективные решения. Большинство студентов 5 курса выбрали установку планирование. Таким образом, чтобы ощущать себя эффективными им нужно четко распланировать все шаги в будущей деятельности. Разработка планов должна занимать ключевое место в будущей деятельности этих студентов. Корреляция между упорядоченными перечнями установок в 1 и 5 курсах не достигает уровня статистической значимости, поэтому также нельзя допускать какую-либо связь между выборами на этих курсах.

Итак, подтверждена гипотеза о том, что карьерные ориентации студентов 1 курса отличаются от карьерных ориентаций студентов 5 курса, при этом у студентов 1 курса преобладающей карьерной ориентацией является предприимчивая, а у 5 курса - профессиональная компетентность.

Бажин А. С. доцент Головачев С.Б., к.ф.н.

профессор Кленина А.Н., к.п.н.

доцент

кафедры управления персоналом и экономики труда Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Владивосток ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ» КАК МЕТОДА

ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация. В статье рассмотрена деловая игра «Современные лидерские компетенции» как метод развития и оценки коммуникативных

навыков у студентов вузов, описаны особенности подготовки и проведения деловой игры «Современные лидерские компетенции».

Ключевые слова: лидерские компетенции, уверенность в себе, студенты, психологические особенности, управление персоналом.

Современный мир характеризуется усилением конкуренции, что ведет к изменению требований к подготовке выпускников высшей школы. Специфическими особенностями специалистов становится умение подходить творчески к своей деятельности, готовность к изменению профиля работы или полной переподготовке в соответствии с изменениями сферы труда и занятости. Возникла прямая зависимость между качеством подготовки специалиста, его трудоустройством, дальнейшей профессиональной карьерой и личной эффективностью. Поэтому при создании модели подготовки специалиста предполагается использование методов обучения, способствующих эффективному развитию имеющихся у студентов способностей и формированию навыков самостоятельности, системности мышления, умению перестраиваться в современном стремительно меняющемся обществе.

Очень важным для выпускников ВУЗов является наличие у них способности действовать и быть успешными. Это обеспечивается формированием таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях [3].

Особую роль занимает способность успешно выстраивать коммуникацию с другими людьми. Человеческое общество вообще немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1,2].

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, имеют развитые коммуникативные навыки.

Однако в данное время существует определенное противоречие между потребностями практики и теорией. Отсутствие достаточного количества эффективного инструментария необходимого для оценки и развития коммуникативных навыков у студентов вузов. Существует потребность в разработке и апробации новых методов [3].

С другой стороны, запрос исходит и от организаций работодателей которым необходимо оценивать кандидатов на трудоустройство и развивать действующих сотрудников.

Таким образом, формирование уровня компетентности в общении человека, отвечающего требованиям общества, является актуальной проблемой современной высшей школы, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Деловая игра «Современные лидерские компетенции» - это публичное единоборство двух участников, каждый из которых стремится показать свое управленческое преимущество над партнером. Это преимущество достигается за счет личного управленческого мастерства, которое становится очевидным или, как минимум, заметным благодаря эффективному использованию различных управленческих приемов независимо от того, сознательно или бессознательно эти приемы были применены. Как и в любом поединке, особое значение имеет равенство стартовых условий и объективность судейства.

Социальное пространство, в котором разворачивается поединок, -своего рода поле боя - задается какой-либо управленческой ситуацией конфликтного характера. Описание ситуации содержит указания на основных действующих лиц и на их действия, приведшие к данному конфликту и таким образом, задаются роли.

Благодаря обратной связи от оценщиков, а также за счет возможности вступить в поединок с разными партнерами, деловая игра ««Современные лидерские компетенции»» позволяет не только оценить указанные качества, но и развивает их. Обратная показывает направление для развития участника деловой игры, а участие в нескольких поединках, позволяет участнику на практике применить свои навыки и при необходимости, изменить свою тактику в соответствии с обратной связью (тем самым продемонстрировав такую компетенцию как готовность к изменениям). Все это закладывает развивающий компонент в рассматриваемую деловую игру [4,5].

Целью исследования являлось изучение психологических особенностей применения деловой игры «Современные лидерские компетенции» как метода оценки и развития коммуникативных навыков студентов вузов.

Гипотеза исследования состояла из следующего предположения: деловая игра «Современные лидерские компетенции» влияет на развитие и качественные характеристики коммуникативных навыков у студентов вузов.

Уровень таких навыки как, уровень самоконтроля в общении доброжелательность в коммуникации, эмпатия, самообладание в конфликте, гибкость в коммуникации, активность в общении - возрастает после участия в деловой игре «Современные лидерские компетенции».

В рамках поставленной цели, нами были выполнено эмпирическое исследование влияния деловой игры «Современные лидерские компетенции» на развитие коммуникативных навыков у студентов направления подготовки «Управление персоналом» в Дальневосточном федеральном университете.

Для изучения коммуникативных навыков у студентов были использованы следующие методики: Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер) и Тест Кеттелла (Методика 16-факторного исследования личности Кеттела).

По результатам исследования, можно утверждать, что для членов экспериментальной выборки характерен рост таких коммуникативных навыков, как, уровень самоконтроля в общении доброжелательность в коммуникации, эмпатия, самообладание в конфликте, гибкость в коммуникации, активность в общении, после участия в деловой игре «Современные лидерские компетенции».

Таким образом, практическая значимость работы заключается в возможности применения деловой игры «Современные лидерские компетенции» как метода оценки и развития коммуникативных навыков будущих специалистов в сфере управления персоналом.

Использованные источники:

1. Бажин, А.С. Анализ социального капитала развивающейся организации / А.С. Бажин // Менеджмент сегодня. - 2013. - № 3. С. 256-164.

2. Бажин, А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов / А.С. Бажин // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. С. 37 -39.

3. Бажин, А.С. Социально-психологические барьеры студентов и выпускников вузов в ситуации трудоустройства / А.С. Бажин, Р.В. Светайло, А.С. Овчинников // Экономика и социум. - 2014. - №3. С. 134-135.

4. Калинкина, Е.М. Возможности применения методики «Техника репертуарных решеток» Дж. Келли в различных областях психологической науки и практики / Е.М. Калинкина // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 191-193.

5. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник / В. Я. Платов — М.: Профиздат, 2002. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.