Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТЯХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

О ВОЗМОЖНОСТЯХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажин А.С., Кленина А.Н., Головачев С.Б.

В статье рассмотрены возможности использования методов активного обучения в развитии коммуникативной компетентности студентов вуза. Показаны возможности современных методов активного обучения в практике работы преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажин А.С., Кленина А.Н., Головачев С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТЯХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Бажин А. С. доцент Кленина А.Н., к.п.н.

доцент Головачев С.Б., к.ф.н.

профессор

кафедра управления персоналом и экономики труда Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Владивосток О ВОЗМОЖНОСТЯХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования методов активного обучения в развитии коммуникативной компетентности студентов вуза. Показаны возможности современных методов активного обучения в практике работы преподавателя вуза.

Ключевые слова: методы активного обучения, студенты, психологические особенности, коммуникативная компетентность.

Исходной базой для изучения коммуникативных навыков личности в социальных науках послужили именно исследования проблем общения и личности. Коммуникативные навыки личности - это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении [1].

Коммуникативная компетентность рассматривается авторами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [5].

Коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, а так же умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность [2].

Большой блок методик диагностики коммуникативных навыков основан на анализе «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций, задаваемых экспериментатором вербально или с помощью изобразительных средств.

Особое место среди методов оценки когнитивных ресурсов занимает совокупность методик, получивших название репертуарного матричного тестирования, или техники репертуарных решёток позволяющих определить элементарный состав и способ строения когнитивных структур, на основе которых происходит организация социопертивного опыта. Создатель

данного метода Дж. Келли, в отечественной психологии это направление разрабатывалось Е.О. Федотовой [2,4 ].

Диагностика коммуникативных навыков ориентировочной части коммуникативного действия частично производится и с помощью методик, основанных на «методах анализа конкретных ситуаций» [5].

Диагностика исполнительной части коммуникативного действия основывается на анализе и оценке операционального состава действия. Анализ операционального состава производится с помощью наблюдения либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых ситуациях, имитирующих ситуации реального взаимодействия [1,5].

Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность «тренировки» приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют своё взаимодействие, понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственных коммуникативных навыков [2,5].

Эффективность развития коммуникативной компетенции, во многом зависит от правильно подобранных методов развития. К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции относят традиционные методы, методы активного обучения, методы обучения на рабочем месте, тренинги [1,2].

Традиционные методы обучения полезны при передаче информации о психологии общения, о методах и приемах, используемых в общении. К традиционным методам относят лекции, семинары, просмотр учебных фильмов, самостоятельную работу с учебными текстами, письменные задания. Эти методы позволяют снизить затраты на обучение, дают возможность демонстрировать образец монологической и диалогической речи, позволяют развивать устную и письменную речь, языковую культуру слушателей. Однако для развития коммуникативной компетенции традиционные методы наименее эффективны [2].

Большие возможности в развития коммуникативной компетенции заложены в методах активного обучения. Активные групповые методы можно условно объединить в блоки: дискуссионные методы, игровые методы, методы обучения на рабочем месте, тренинговые технологии.

К дискуссионным методам относят групповые дискуссии, case-study (разбор практических ситуаций), баскет-метод (принятие решения на основе полученной информации), и т.д. [1, 2].

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности [2].

Больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга.

К методам обучения на рабочем месте относят коучинг (обучение своих коллег профессиональному мастерству), наставничество (развитие подопечного в рамках профессии, помощь в построении карьеры и в определении жизненных целей), стажировку (наблюдение за работой специалистов разных подразделений компании и выполнение задания под их руководством) и ротацию (перемещение специалиста из одного подразделения в другое для ознакомления с различными направлениями работы организации) [2].

Тренинг можно выделить как отдельную категорию в классификации методов обучения, так как он сочетает в себе активные методы наряду с традиционными методами. Информативная часть тренинга состоит из коротких лекций, а практическая часть может включать в себя деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, разбор практических ситуаций, что способствует более эффективному развитию коммуникативной компетенцией [2].

Учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели [3].

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Как средство развития и средство активизации учебного процесса игра может быть использована в различных образовательных структурах. Деловая игра как технология развития наиболее соответствует решению задач обучения профессионально - ориентированному общению, в общем, и развитию коммуникативных навыков, в частности.

Использованные источники:

1. Бажин, А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов / А.С. Бажин // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. С. 37 -39.

2. Бажин, А.С. Социально-психологические барьеры студентов и выпускников вузов в ситуации трудоустройства / А.С. Бажин, Р.В. Светайло, А.С. Овчинников // Экономика и социум. - 2014. - №3. С. 134-135.

3. Деркач А. А. Педагогическая эвристика. / А. А. Деркач, С. Ф. Щербак. - М: Педагогика, 1997. - 224 с.--3

4. Калинкина Е.М. Возможности применения методики «Техника репертуарных решеток» Дж. Келли в различных областях психологической науки и практики / Е.М. Калинкина // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 191-193.—4

5. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 2003.- 297с.—6

Бажин А. С. доцент

Мельникова М.А., к.п.н.

доцент

кафедра управления персоналом и экономики труда Дальневосточный федеральный университет

Мельникова И.П., д.м.н.

доцент

кафедра безопасности жизнедеятельности Дальневосточный морской университет им. адм. Г.И. Невельского

Россия, г. Владивосток ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Аннотация. В статье рассмотрены особенности проявления лжи у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Показаны результаты эмпирического исследования проявлений лжи у представителей специальностей сферы «человек - человек и «человек - техника».

Ключевые слова: методы обучения, студенты, психологические особенности лжи, коммуникативная компетентность.

Ложь не всегда была сутью человеческого коммуникативного поведения. Общеизвестно, что животные, в отличие от современного человека, не лгут и не краснеют. Человек в далекие времена, когда он мало чем отличался от животных, так как был в полном смысле слова, как и они, частью природы, тоже не врал. В структуре морально - нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды постоянно обнаруживаются в актах внутриличностного и ситуациях межличностного общения [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.