Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиханов Салим Абдурахманович

На современном этапе развития государственная служба остается подверженной значительному влиянию различных негативных факторов, в числе которых бюрократизм, коррупция, низкая эффективность деятельности госслужащих, а также конфликт интересов.Конфликт интересов - понятие, довольно давно известное зарубежной системе организации государственной службы. Данное понятие является относительно новым для России, в связи с чем исследование института конфликта интересов представляет собой несомненную актуальность и значимость.В Российской Федерации термин «конфликт интересов» разрабатывается с момента принятия антикоррупционных законов и законодательства о государственной службе, поэтому отечественные законодатель и правоприменители не имеют достаточно опыта регулирования конфликтных ситуаций, способных оказать негативное влияние на институт государственной службы. В этой связи обращение к зарубежному опыту позволяет глубже уяснить сущность конфликта интересов, дает возможность разумного заимствования отдельных положений в сфере предупреждения и противодействия конфликтам интересов на государственной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES TO PREVENT CONFLICTS OF INTEREST IN PUBLIC SERVICE: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

At the present stage of development, the civil service remains subject to the significant influence of various negative factors, including bureaucracy, corruption, low efficiency of civil servants, as well as conflicts of interest.Conflict of interest is a concept that has long been known to the foreign system of public service organization. This concept is relatively new for Russia, in connection with which the study of the institution of conflict of interest is of undoubted relevance and significance. In the Russian Federation, the term “conflict of interests” has been developed since the adoption of anti-corruption laws and legislation on public service, therefore, domestic legislators and law enforcement officers do not have enough experience in regulating conflict situations that can have a negative impact on the institution of public service. In this regard, the appeal to foreign experience makes it possible to better understand the essence of the conflict of interests, makes it possible to reasonably borrow certain provisions in the field of preventing and countering conflicts of interest in the public service.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

Возможности предупреждения конфликта интересов на государственной службе: российский и зарубежный опыт

Гаджиханов Салим Абдурахманович,

студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) E-mail: salimred@mail.ru

На современном этапе развития государственная служба остается подверженной значительному влиянию различных негативных факторов, в числе которых бюрократизм, коррупция, низкая эффективность деятельности госслужащих, а также конфликт интересов.

Конфликт интересов - понятие, довольно давно известное зарубежной системе организации государственной службы. Данное понятие является относительно новым для России, в связи с чем исследование института конфликта интересов представляет собой несомненную актуальность и значимость. В Российской Федерации термин «конфликт интересов» разрабатывается с момента принятия антикоррупционных законов и законодательства о государственной службе, поэтому отечественные законодатель и правоприменители не имеют достаточно опыта регулирования конфликтных ситуаций, способных оказать негативное влияние на институт государственной службы. В этой связи обращение к зарубежному опыту позволяет глубже уяснить сущность конфликта интересов, дает возможность разумного заимствования отдельных положений в сфере предупреждения и противодействия конфликтам интересов на государственной службе.

Ключевые слова: конфликт интересов, государственная служба, профилактика коррупции, этические правила.

сч

Введение. Исследования проблем правового регулирования государственной службы производились в работах С.В. Юшкова, М.М. Исаева, В.В. Момотова, М.А. Чельцова-Бебутова, М.Д. Шаргородского, Р.Л. Хачатурова, С.А. Кон-драшкина, М.Ю. Неборского и многих других исследователей.

В то же время, несмотря на неослабевающее внимание отечественных исследователей к вопросам совершенствования государственной службы, в настоящее время возникает ряд проблемных аспектов в тех сферах государственной службы, которые являются еще малоизученными.

Это относится и к институту конфликта интересов в государственной службе, что также обусловливает необходимость дальнейшего раскрытия и изучения исследуемой темы.

Основная часть. В Российской Федерации прямым запретом является деятельность государственного гражданского служащего в условиях конфликта интересов. В Законе о госслужбе в статье 19, где содержится понятие «конфликт интересов», имеется отсылка к Федеральному закону «О противодействии коррупции» [1]. Таким образом, уяснение сущности конфликта интересов на государственной службе следует проводить с учетом имеющихся законодательных определений антикоррупционного законодательства.

При обращении к Федеральному закону «О противодействии коррупции» и изучении статьи 10 настоящего закона можно увидеть, что под конфликтом интересов законодатель понимает ситуацию, в которой имеется прямая или косвенная заинтересованность должностного лица, которая может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей.

Личная заинтересованность при этом состоит в том, что служащий или его родственники, иные близкие лица, могут получить какие-либо льготы или преимущества, непосредственно вытекающие из самого факта прохождения государственной гражданской службы. В этой связи законодатель особое внимание уделяет предотвращению незаконного использования управленческих и профессиональных возможностей государственного гражданского служащего, вводя понятие конфликта интересов [6, с. 20].

Т.В. Милушева справедливо отмечает, что конфликт интересов не образует преступное деяние, как, например, взятка; но является предвестником коррупции и становится основной для совершения возможных противоправных и даже преступных действий в будущем [5, с. 11].

Из анализа доктрины и практической деятельности госслужащих возможно выделить типичные ситуации конфликта интересов на государственной службе:

- создание благоприятных условий для родственников и иных близких лиц, трудовая деятельность которых связана с непосредственным подчинением госслужащему, либо имеется возможность влияния на условия работы или службы;

- участие госслужащего в коммерческой или иной оплачиваемой деятельности, не отнесенной к разрешенным видам совмещения трудовой функции;

- владение имуществом, не отражаемым в декларациях о доходах;

- получение подарков, услуг от третьих лиц в качестве благодарности за непосредственное осуществление служебных функций;

- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения со службы;

- использование служебной информации и ряд иных ситуаций.

В целях совершенствования отечественного института противодействия и профилактики конфликта интересов необходимо обращение к зарубежному опыту.

Особенностями проводимой работы в развитых странах в данном направлении следует признать упор на профилактику и предотвращение таких преступлений, прежде всего - за счет развития института выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе.

В США общеобязательное действие имеют нормы исполнительного приказа президента США № 12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата». В указанном нормативном правовом акте закреплен ряд ограничений и запретов, позволяющих не допустить появления ситуации конфликта интересов на государственной службе. В соответствии с данным документом, государственные служащие:

- не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого рода информации в личных целях;

- не должны осуществлять трудовую деятельность (помимо основной деятельности), если она приносит заработок, размер которого превышает 15% от оклада по основной должности государственного служащего;

- после ухода с государственной службы в течение двух лет не могут взаимодействовать с органами власти, в которых проходили государственную службу, в качестве представителя коммерческой структуры, иной организации, действующей в частных интересах, либо частных физических лиц;

- не вправе заниматься коммерческой деятельностью в сфере, предполагающей взаимодей-

ствие с органами власти, где бывший госслужащий проходил государственную службу. Данный запрет также имеет двухлетний срок действия [2, с. 56].

Таким образом, в США на уровне нормативного правового акта установлен перечень наиболее характерных ситуаций, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе. При этом необходимо отметить, что законодательное описание таких ситуаций предельно конкретно, содержит прямой запрет и не допускает двоякого толкования, в отличие от формулировок российского антикоррупционного законодательства.

Ярким примером бескомпромиссной политики в отношении предотвращения конфликта интересов на государственной службе является норма, содержащаяся в уголовном кодексе Франции, согласно которой определенные категории государственных служащих в течение 5 лет после отставки не вправе работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Нарушителю грозит наказание до 2 лет лишения свободы и штраф [3, с. 85].

Кодекс антикоррупционного поведения государственных служащих действует и в Германии. В соответствии с ним на госслужащего накладывается ряд обязательных для соблюдения ограничений как в процессе службы, так и после ее оставления.

Так, в период прохождения государственной службы служащий не вправе заниматься предпринимательской, коммерческой деятельностью, в том числе - через представителей; занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов.

После оставления государственной службы служащий обязан получить разрешение на занятие коммерческой деятельностью, если его служебные полномочия были связаны с осуществлением контроля над ней, а также обязан держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе служебной деятельности [4, с. 61].

Заключение. Итак, осознавая неизбежность возникновения конфликта интересов на государственной службе при наличии определенных ситуаций, большинство стран в своих антикоррупционных нормативных правовых актах заранее предусмотрели ряд запретов и ограничений для государственных служащих. Среди наиболее чаще встречающихся запретов и ограничений:

- запреты и ограничения на участие государственных служащих в официальных мероприятиях, в отношении которых у этих лиц имеется существенная прямая или косвенная финансовая заинтересованность;

- запреты и ограничения на занятие предпринимательской деятельностью, как во время государственной службы, так и в течение нескольких лет после оставления государственной службы, если такая деятельность осуществляется в секторах экономики и на предприятиях,

5 -о

сз

<

за которыми государственным служащим производился контроль и надзор; - запреты и ограничения в праве использования информации, ставшей известной государственному служащему, в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Безусловно, перечни потенциальных конфликтных ситуаций носят открытый характер, но за нарушение законодательно установленных запретов в большинстве стран предусмотрены жесткие меры ответственности от дисциплинарной и административной ответственности вплоть до уголовной. При этом контроль за соблюдением указанных запретов и ограничений, предотвращающих конфликт интересов, как правило, возлагается на специальный орган, создаваемый практически в каждом государственном органе.

Как видно, исследованный зарубежный опыт урегулирования конфликта интересов является действенным и эффективным, в связи с чем отдельные его положения могут быть успешно использованы в условиях Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 01.04.2022) // Российская газета. - 2008. -№ 266.

2. Астанин, В.В. Нормы антикоррупционных конвенций и устои национальных правовых систем в характеристиках соотношения и взаимоучета / В.В. Астанин // Юридический мир. -2009. - № 3. - С. 56-61.

3. Дамаскин, О.В. Коррупция: Состояние, причины, противодействие / О.В. Дамаскин. - М.: ИД «Триумфальная арка», 2009. - 304 с.

4. Жданов, Ю.Н. Европейское уголовное право. Перспективы развития / Ю.Н. Жданов, Е.С. Ла-говская. - М., 2007. - 229 с.

5. Милушева Т.В. Конфликт интересов как фактор ограничения публичной власти: теоретико-правовой аспект // Вестник ПАГС. - 2009. -№ 1(18). - С. 4-11.

6. Шайкова, М.В. Психологический аспект формирования имиджа исполнительной власти / М.В. Шайкова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2016. - № 3. - С. 18-21.

OPPORTUNITIES TO PREVENT CONFLICTS OF INTEREST IN PUBLIC SERVICE: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Gadzhikhanov S.A.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

At the present stage of development, the civil service remains subject to the significant influence of various negative factors, including bureaucracy, corruption, low efficiency of civil servants, as well as conflicts of interest.

Conflict of interest is a concept that has long been known to the foreign system of public service organization. This concept is relatively new for Russia, in connection with which the study of the institution of conflict of interest is of undoubted relevance and significance. In the Russian Federation, the term "conflict of interests" has been developed since the adoption of anti-corruption laws and legislation on public service, therefore, domestic legislators and law enforcement officers do not have enough experience in regulating conflict situations that can have a negative impact on the institution of public service. In this regard, the appeal to foreign experience makes it possible to better understand the essence of the conflict of interests, makes it possible to reasonably borrow certain provisions in the field of preventing and countering conflicts of interest in the public service.

Keywords: conflict of interests, public service, corruption prevention, ethical rules.

References

1. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Combating Corruption" (as amended on April 1, 2022) // Rossiyskaya Gazeta. - 2008. - No. 266.

2. Astanin, V.V. Norms of anti-corruption conventions and foundations of national legal systems in the characteristics of correlation and mutual accounting / V.V. Astanin // Legal world. -2009. - No. 3. - S. 56-61.

3. Damaskin, O.V. Corruption: state, causes, counteraction / O.V. Damascus. - M.: Publishing House "Triumphal Arch", 2009. - 304 p.

4. Zhdanov, Yu.N. European criminal law. Development prospects / Yu.N. Zhdanov, E.S. Lagovskaya. - M., 2007. - 229 p.

5. Milusheva T.V. Conflict of Interest as a Factor of Limitation of Public Power: Theoretical and Legal Aspect // Vestnik PAGS. -2009. - No. 1(18). - S. 4-11.

6. Shaikova, M.V. Psychological aspect of the formation of the image of the executive power / M.V. Shaykova // Municipal service: legal issues. - 2016. - No. 3. - S. 18-21.

СЧ

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.