Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ТИПА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ГЕНРИ ФОРДА'

ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ТИПА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ГЕНРИ ФОРДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / DOMESTIC UNIVERSITIES / ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК / GLOBAL MARKET / СОВРЕМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ / THE MODERN EQUIPMENT AND TECHNOLOGIES / КЛАСТЕРЫ / CLUSTERS / УНИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / UNIFICATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю.

Авторы статьи проецируют созданную Г. Фордом систему производительности труда, примененную им в автопромышленности, на образовательные кластеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF CREATION OF EFFECTIVE SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION OF CLUSTER TYPE ON THE BASIS OF A PRODUCTIVITY MODEL OF WORK OF HENRY FORD

Authors of article project the system of labor productivity created by G. Ford applied by him in an automobile industry on educational clusters.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ТИПА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ГЕНРИ ФОРДА»

Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю.

ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ТИПА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

ГЕНРИ ФОРДА

Лагуткин А.В., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права Российского экономического Университета имени Г.В. Плеханова, действительный член РАЕН, председатель отделения проблем управления РАЕН

Грудцына Л.Ю., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «<Гражданское право» Финансового университета при Правительстве РФ

Аннотация. Авторы статьи проецируют созданную Г. Фордом систему производительности труда, примененную им в автопромышленности, на образовательные кластеры.

Ключевые слова. Отечественные университеты, глобальный рынок, современное оборудование и технологии, кластеры, унификация образовательных программ.

Lagutkin A.V., Grudtsina L.Yu.

POSSIBILITIES OF CREATION OF EFFECTIVE SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION OF CLUSTER TYPE ON THE BASIS OF A PRODUCTIVITY MODEL OF WORK OF HENRY FORD

Lagutkin A.V., doctor of jurisprudence, associate professor, professor of chair of the administrative and financial law of Plekhanov Russian Academy of Economics, the full member of the Russian Academy of Natural Sciences, chairman of separation of problems of control of the Russian Academy of Natural Sciences

Grudtsyna L.Yu., doctor of jurisprudence, professor, professor of Civil law chair of Financial University under the Government of the Russian Federation

Summary. Authors of article project the system of labor productivity created by G. Ford applied by him in an automobile industry on educational clusters.

Keywords. Domestic universities, global market, the modern equipment and technologies, clusters, unification of educational programs.

В настоящее время отечественные университеты охватывают сегмент массового образования и сегмент исследований и трансфера знаний в технологии на локальном и международном рынках, но абсолютно не конкурентоспособны на глобальном рынке. Что касается сегмента подготовки и переподготовки кадров, то ситуация здесь складывается следующим образом: несмотря на известное нежелание бизнес-структур привлекать к задаче переподготовки кадров университеты, занимаясь данным вопросом, используя лишь собственные ресурсы (трудовые, финансовые и т.д.), наметилась благоприятная тенденция к разделению функций бизнеса и университета в обеспечении многоуровневой подготовки кадров. Данное решение выгодно обеим сторонам процесса. С одной стороны, уменьшается объем материально-технического обеспечения университетом учебного процесса современным оборудованием и технологиями, с другой стороны, обеспечивается непрерывное пополнение учебного процесса этим оборудованием, технологиями и практикой за счет бизнес-структур. Конечно, идеально положение, при котором вузы, адекватно реагируя на происходящие в обществе изменения, следуют за рынком труда, а в ряде случаев сами его формируют. Это предполагает существенные изменения в деятельности вузовских структур, которые должны позволить учебным заведениям обеспечить более перспективные позиции на рынке образования [8, с. 6-10].

Попробуем спроецировать созданную Г. Фордом систему производительности труда, гениально примененную им в автопромышленности, на образовательные кластеры. Итак, в основе фордовской системы лежала определенная концепция, сформированная из следующих положений:

1) Неправильно начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат (конструкция изделия). Применительно к образовательной сфере этот тезис звучит так: прежде чем набирать студентов на конкретные специальности, необходимо провести анализ и прогнозирование, понять, сколько специалистов в конкретной отрасли экономики требуется сейчас, как этот показатель изменится через 5, 10 лет и т.д. Важны здесь и сами образовательные программы (как и чему учить). В данном случае уместна аналогия студента - будущего специалиста с конкретной маркой автомобиля «Форд», а в качестве фабриката (конструкции изделия) выступают образовательные программы, по которым учат студента (пройденный им образовательный цикл и на выходе - контроль качества - уровня полученной квалификации и знаний, диплом). Когда готов фабрикат (образовательный цикл), можно запускать производство (специалистов).

2) Производство должно происходить из самого продукта. Методики обучения должны «подстраиваться» под конечную цель - получаемую обучаемым профессию и возможности с ней реализоваться. Образованного человека условно можно срав-

нить с хорошей машиной: если есть хорошие знания и профессионализм, при их востребованности современным обществом и экономикой человек всегда находит себе достойную работу и приносит экономическую пользу себе и государству. Если машина собрана некачественно и ломается (человек недостаточно образован и мотивирован, чтобы выполнять свою работу хорошо), она не поедет. Прохождение ТО автомобилем (аналогия — повышение специалистом своей квалификации, уровня знаний и т.д.) продлевает срок его службы.

3) Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспосабливаются к фабрикату. В данном случае Г. Форд применил революционную идею: когда в процессе сборки автомобиль (его кузов) перемещался на конвейере, а обслуживающие его рабочие (вместо того, чтобы приносить к неподвижному объекту сборки детали, как это было принято), находясь каждый на своем месте, монтировал конкретную деталь, не теряя времени, по мере приближения к нему объекта сборки на конвейере (конвейерная сборка). В образовании — начинать нужно с необходимых и востребованных экономикой результатов, с запросов работодателей и постановки государственных целей и задач восстановления отраслей экономики (запроса специалистов конкретных специальностей).

4) Остриями в фабричном предприятии являются человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек неподходящий, то и машина не в состоянии выполнять

работу правильно, и наоборот. Если человек не обучен качественно или его обучение прошло в невостребованном для отрасли экономике ключе, то, как специалист, он будет непригоден либо пригоден частично к выполнению работы.

5) Экономия на издержках производства. По Г. Форду, снижение издержек производства осуществляется по нескольким направлениям. Первым из них может быть признано сбережение материалов в двух аспектах - как собственно сбережение материала и как сбережение труда (по К. Марксу), который в нем овеществлен. Второе направление снижения издержек производства -механизация трудовых процессов. Повторимся: высшим достижением на заводах Г. Форда было внедрение конвейерной сборки, принципиально изменившее характер выполнения сборочных операций. Третье направление снижения себестоимости - это упрощение перевозок. Четвертым направлением удешевления производства являлась стандартизация как сочетание наилучших способов производства, позволяющих производить товар в достаточном количестве и по наименьшей цене для потребителя, что дает производителю огромные прибыли.

Если обратиться к истории, то можно отметить, что система подготовки рабочей силы в социалистической экономике базировалась на концепции государственной собственности на рабочую силу. В границах этой концепции предполагалось, что государство, во-первых, финансирует подготовку рабочей

силы в нужном объеме и нужного качества, во-вторых, централизованно распределяет ее по отраслям и сферам занятости [6, с. 151-156]. Конечной целью государства явилось присвоение прибавочной стоимости. Созданную в результате систему профессионального образования, которая осуществляла подготовку кадров в рамках начального (ПТУ), среднего (техникумы) и высшего образования (отраслевые институты), отличали, с одной стороны, направленность на профессионально-техническое обучение и подготовку квалифицированной рабочей силы для отраслей материального производства, а с другой - преимущественная ориентация на узкие профессионально-специализированные области, что приводило к формированию узкоспециализированной рабочей силы, привязанности работника к своему рабочему месту и к специальности [4]. Такая система формального образования обеспечивала высокий общий уровень образования и подготовки работника. Именно это достоинство советского образования способствовало успешному ходу процесса всеобщего переобучения работников в начале 1990-х гг., в период, когда системная трансформация экономики России сопровождалась обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Несоответствие структуры имеющегося образовательного потенциала и по объему, и по качеству структуре спроса, предъявляемого рынком труда, заставило работников предпринимать активные усилия, направленные на оптимиза-

цию запасов человеческого капитала.

В современной России начинать создание образовательного кластера, на наш взгляд, нужно с унификации образовательных программ, по которым будут обучаться студенты - будущие специалисты отрасли, делая уклон в сторону приближения теории и практики обучения к конкретным производственным условиям. Механизация трудовых процессов применительно к образованию может выражаться в создании программ и курсов электронного (дистанционного) обучения.

6) Повышение качества, формирование цен и прибыли. В компании Г. Форда велась постоянная борьба за простоту, надежность и дешевизну производимых автомобилей. Каждая часть автомашины должна быть сменной, чтобы в будущем, если понадобится, ее можно было заменить усовершенствованной частью, машина же в целом должна служить неограниченное время.

Аналогия в образовании - назревшая потребность общества в формировании нового университета, а именно университета инновационного типа, деятельность которого вполне отвечала бы сегодняшним реалиям. Достоинство вузовского образования нового времени - это не только его качество, не только его способность интегрироваться в национальную инновационную систему путем развития вузовской науки, но и ориентация на рынок труда. Образовательный рынок и рынок труда в значительной степени рассогласованы: наблюдается отставание пред-

ложений образовательных услуг от потребностей рынка труда, плохо сопряжены сферы труда и образования с точки зрения соответствия классификации профессий и специальностей. Все это отражается и на состоянии образовательной системы, находящейся на пути модернизации, и на состоянии рынка труда, который при наличии огромного числа лиц, получивших высшее образование, не может удовлетворить свои потребности в нужных специалистах.

По причине полной структурной перестройки экономики в нашей стране рынок труда полностью трансформировался. Он столкнулся с таким явлением, как «<инфляция квалификаций», когда специальность работника, зафиксированная в дипломе, не соответствует занимаемой должности. Вопреки ожиданию того, что включится механизм саморегуляций, эта ситуация на рынке труда не привела к существенным преобразованиям на рынке образовательных услуг. Напротив, с каждым годом обнаруживается все больший разрыв между количеством выпускаемых специалистов и реально требуемыми работодателем специальностями. Кризис в этой сфере очевиден. Но есть и обнадеживающие примеры.

11 февраля 2011 г. на основании Концепции модернизации профессионального образования Республики Коми на период до 2015 г. было заключено Соглашение о создании Лесного образовательного кластера Республики Коми, в который вошли учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования, готовящие кадры для лесной от-

расли. В условиях раздробленности лесного хозяйства начиная с 1990-х гг. наиболее перспективным для развития сферы лесного хозяйства и лесного образования в Коми следует признать именно кластерный подход. Создание Лесного образовательного кластера Республики Коми (в форме общественной организации), основанного на добровольном участии его членов, позволит консолидировать материальные, преподавательские, учебные ресурсы для решения по-настоящему крупных задач. Участниками данной общественной организации стали: два вуза (Сыктывкарский лесной институт и Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова), три образовательных учреждения среднего профессионального образования (техникумы и колледжи) и пять образовательных учреждений начального профессионального образования (профучилищ и лицеев). Это — пример непрерывности образовательного процесса, приближающийся к конвейерному производству (Г. Форда).

Другим примером создания образовательного кластера является Алтайский край. 14 октября 2012 г. между управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрацией г. Барнаула, Комитетом по образованию г. Барнаула и 11 учреждениями подписано Соглашение о межсетевом взаимодействии в рамках образовательного кластера, в соответствии с которым межсетевое сотрудничество реализуется через шесть проектов: предшкольная подготовка; работа с одаренными

детьми; профильное обучение и предпрофессиональная подготовка; развитие профессиональных компетенций, повышение квалификации и переподготовка педагогов; обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; создание локальной сети как средства для функционирования единой информационно-образовательной среды. Реализация проекта позволит образовательной системе г. Барнаула быть конкурентоспособной, соответствовать требованиям инициативы Президента «Наша новая школа», ФГОС и станет площадкой для будущих проектов.

Важно, что включение учреждений в образовательный кластер строится на принципах территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества, совместного использования имеющейся базы и ресурсов. В разработке инновационного проекта участвуют одиннадцать учреждений муниципального, краевого, федерального уровня: два вуза, краевой педагогический лицей, три учреждения дополнительного образования, два детских сада, два учреждения общего образования инновационного типа, детское медицинское учреждение. Апробация пройдет в течение четырех лет, и в 2015 г. будет дана оценка эффективности данного инновационного проекта [7, с. 54-59.

Построение образовательного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекты в конкретной образовательной области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых тех-

нологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов [9, с. 25]. Для работодателя - заказчика образовательных услуг образовательный кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированно-го знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений [5, с. 27-41; 3, с. 12-22]. Интеграция в образовательном кластере понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование - наука - производство», но и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач [1, с. 16-18].

В целях активизации развития кластеров в полной мере должен быть использован потенциал особых экономических зон, связанный с финансированием развития инфраструктуры, осуществляемым из бюджетных источников, а также льготным налоговым режимом [10] и обеспечиваемым привлечением «якорных» резидентов - крупных компаний, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках, выступающих в качестве ядра развивающихся кластеров. Дополнительная поддержка финансирования инфраструктуры инновационных кластеров из средств федерального бюджета может быть обеспечена в результате предоставления муниципальному образованию - территории его базирования статуса наукограда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Фе-

дерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ [2, с. 40, 41].

Список литературы

[1] Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. 2009. № 32.

[2] Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих // Вопросы образования. 2012. № 4.

[3] Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. 2008. № 1.

[4] Капелюшников Р.И. Ценится ли на российском рынке человеческий капитал? // http://www.demoscope.ru/weekly/ 2005/0193Деша01.рЬр.

[5] Карамурзов Б.С. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе // Высшее образование в России. 2009. № 5.

[6] Квадрициус Н.В. Двухуровневая система высшего образования: Оценка с позиций теории человеческого капитала // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2006. Вып. 4.

[7] Красикова Т.Ю. Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования [Текст] / Т.Ю. Красикова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. II. М.: РИОР, 2011.

[8] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2, 3.

[9] Лапыгин Д.Ю., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера // Экономика региона. 2007. № 18.

[10] Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад. 2003. № 43 (152).

[1] Asadullin R.M. Integraciya kak novaya forma sopryazheniya obrazova-niya, nauki i praktiki v regione // Akkreditaciya v obrazovanii. 2009. № 32.

[2] Voznesenskaya E.D., Cherednichenko G.A. Vy'sshee obrazovanie v professio-nal'ny'x traektoriyax molody'x rabochix // Voprosy' obrazovaniya. 2012. № 4.

[3] Zernov V. Vy'sshee obrazovanie kak resurs innovacionnogo razvitiya Rossii // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 1.

[4] Kapelyushnikov R.I. Cenitsya li na rossijskom ry'nke chelovecheskij kapital? // http://www.demoscope.ru/weekly/ 2005/0193/tema01.php.

[5] Karamurzov B.S. Neprery'vnoe prof essional'noe obrazovanie v universitetskom komplekse // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 5.

[6] Kvadricius N.V. Dvuxurovnevaya sistema vy'sshego obrazovaniya: Ocenka s pozicij teorii chelovecheskogo kapitala // Vestnik SPbGU. Ser. 5. 2006. Vy'p. 4.

[7] Krasikova T.Yu. Obrazovatel'ny'j klaster kak faktor vzaimodejstviya ry'nka truda i sistemy' vy'sshego professional'nogo obrazovaniya [Tekst] / T.Yu. Krasikova // Aktual'ny'e voprosy' e'konomiki i upravleniya: materialy' mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Moskva, aprel' 2011 g.). T. II. M.: RIOR, 2011.

[8] Lagutkin A.V., Grudcy'na L.Yu. Grazhdanskoe obshhestvo v sovremennoj Rossii: problemy' rosta // Predstavitel'-naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy'. 2013. № 2, 3.

[9] Lapy'gin D.Yu., Koreckij G.A. Kontury' regional'nogo obrazovatel'nogo klastera // E'konomika regiona. 2007. № 18.

[10] Filippov P. Klastery' konkurento-sposobnosti // E'kspert Severo-Zapad. 2003. № 43 (152).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.