Научная статья на тему 'Возможности подвижных игр в процессе социально-личностного развития детей 5-6 лет'

Возможности подвижных игр в процессе социально-личностного развития детей 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАЗВИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕМ / РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PRESCHOOLERS / DEVELOPMENTAL IMPACT OF MOBILE GAMES / SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / ABILITY TO CONTROL BEHAVIOR / DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Финогенова Наталья Валентиновна, Решетов Денис Владимирович

В статье представлены исследования, позволяющие рассматривать подвижные игры как средство комплексного развития детей дошкольного возраста. Заложенный в игре развивающий потенциал, позволяет воздействовать не только на физическую составляющую человека, но и способствует формированию социально-личностных качеств дошкольников, в частности умение управлять поведением на основе социально-значимых норм. Включение подвижных игр оказывающих комплексное воздействие на развитие двигательных и личностных качеств в педагогический процесс детского сада позволяет значительно его интенсифицировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Финогенова Наталья Валентиновна, Решетов Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobile games possibilities in the process of social and personal development of children aged 5-6 years old

The article presents the research, allowing considering the moving games as means of integrated early childhood development. Developing potential inherent the game, can influence not only on the physical component of human being, but also contributes to the formation of the social and personal characteristics among the preschool children, in particular, the ability to control the behavior based on socially important standards. Inclusion of mobile games, having complex effect on the development of motor and personal qualities, in the pedagogical process of kindergarten leads to its significant intensification.

Текст научной работы на тему «Возможности подвижных игр в процессе социально-личностного развития детей 5-6 лет»

3. Талибов, А.Х. Особенности эхокардиографических показателей в зависимости от квалификации спортсменов / А.Х. Талибов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 178-181.

REFERENCES

1. Solodkov, A.S., Talibov, A.H. (2007), “Morphological and functional features of cardiac remodeling in athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 32, No. 10, pp. 80-86/

2. Talibov, A.H. (2011), “Some physiological indicators of intracardial haemodynam-ics of sports veterans according to the echocardiography depending on motor activity’, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 178-181.

3. Talibov, A.H. (2012), “Features of the echocardiographic indicators depending on athletes' qualification”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 119-132

Контактная информация: t.abset@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.07.2012.

УДК 796.1: 796.053.2

ВОЗМОЖНОСТИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Наталья Валентиновна Финогенова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК),

Денис Владимирович Решетов, кандидат педагогических наук, Волгоградский государственный технический университет (ВолГТУ)

Аннотация

В статье представлены исследования, позволяющие рассматривать подвижные игры как средство комплексного развития детей дошкольного возраста. Заложенный в игре развивающий потенциал, позволяет воздействовать не только на физическую составляющую человека, но и способствует формированию социально-личностных качеств дошкольников, в частности умение управлять поведением на основе социально-значимых норм. Включение подвижных игр оказывающих комплексное воздействие на развитие двигательных и личностных качеств в педагогический процесс детского сада позволяет значительно его интенсифицировать.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, развивающее воздействие подвижных игр, социально-личностное развитие, способность управлять поведением, развитие двигательных способностей, педагогический процесс.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p98-102 MOBILE GAMES POSSIBILITIES IN THE PROCESS OF SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 5-6 YEARS OLD

Natalia Valentinovna Finogenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture,

Denis Vladimirovich Reshetov, the candidate of pedagogical sciences,

Volgograd State Technical University

Annotation

The article presents the research, allowing considering the moving games as means of integrated early childhood development. Developing potential inherent the game, can influence not only on the physical component of human being, but also contributes to the formation of the social and personal characteristics among the preschool children, in particular, the ability to control the behavior based on socially im-

portant standards. Inclusion of mobile games, having complex effect on the development of motor and personal qualities, in the pedagogical process of kindergarten leads to its significant intensification.

Keywords: preschoolers, developmental impact of mobile games, social and personal development, ability to control behavior, development of motor skills, pedagogical process.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное образование на современном этапе претерпевает значительные изменения. При этом социально-личностному развитию, как одному из наиболее значимых и сложных направлений проектирования педагогического процесса дошкольных учреждений отводится особое место. Это становиться необходимым в сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, когда педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность.

Социально-личностное развитие - процесс сложный, и носит комплексный характер, при этом формирование способности управлять поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, является значимым интегративным качеством в этом комплексе, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта [2]. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра. Как самоценная деятельность, она позволяет наиболее полно реализовать себя достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу [1]. Подвижные игры, являясь практической деятельностью, с одной стороны, помогают детям развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития социально значимых качеств.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Наблюдения за особенностями включения подвижных игр в режим дня детского сада проводились в образовательных учреждениях Центрального района г. Волгограда и позволили сделать определенные обобщения. Так воспитатели, чаще всего, применяют подвижные игры в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, во время прогулок и активного отдыха детей. В содержание таких физкультурнооздоровительных мероприятий как утренняя гимнастика, гимнастика после сна и физкультурные паузы подвижные игры включаются фрагментарно. При отборе подвижных игр, учитывается, прежде всего, интерес к ним детей и их возможности для удовлетворения потребности в двигательной активности дошкольников. Однако при таком подходе значительный воспитательный потенциал подвижных игр используется не в полную меру, тогда как в них содержатся условия для обучения детей делать осознанный выбор социально-значимого поведения: наличие общей цели у всего игрового коллектива, групповое и индивидуальное оценивание деятельности участников игры, наличие правил, которые являются основой с которой можно сравнить свое поведение [3].

Исследование у детей показателей, дающих возможность эффективно регулировать свое поведение, указывает на определенные особенности их сформированности в дошкольном возрасте. Испытуемые показатели значительное количество низких результатов в тестах, характеризующих способность детей понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых, а также при исследовании возможностей детей находить решение в конфликтных ситуациях. При этом значительное число отрицательных выборов получили ситуации, изображающие агрессивное поведение, а положительных - игры со сверстниками. Более 50% детей, участвующих в исследовании адекватно оценивают проблемные ситуации, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, но найти способы их разрешения затрудняются. Следовательно, детей необходимо включать в такие виды деятельности, чтобы они могли самостоятельно принимать решения в изменяю-

щихся условиях, а также в условиях дефицита времени. Значительные возможности для конструирования таких ситуаций содержатся в подвижных играх.

В ходе проведения экспериментальной работы из всего многообразия подвижных игр для использования в физкультурно-оздоровительной работе детского сада были отобраны игры-соревнования с преимущественным преобладанием индивидуального выигрыша, парные и командные игры. При этом усложнение игрового материала проходило не только по физиологическим параметрам, но и по характеру изменения условий взаимодействия между игроками - от подвижных игр, где важен индивидуальный результат, к командным играм, где значим вклад каждого участника игры в общую победу команды.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления и постепенного усложнения развивающего материала в образовательном пространстве детского сада. Поэтому в ходе экспериментальной работы подвижные игры включались в содержание образовательного процесса поэтапно, в зависимости от наличия в них условий для регуляции детьми своего поведения (табл. 1).

Таблица 1

Поэтапное изменение условий формирования компонентов социально-значимого

поведения дошкольников

Этапы Характер взаимодействия детей в игре Поэтапное усложнение компонентов социальнозначимого поведения дошкольников

Подготовительный этап Подвижные игры соревновательной направленности с преобладанием индивидуального выигрыша Соблюдение элементарных правил общения в игре, формирование умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств.

Обучающий этап Подвижные игры соревновательной направленности с преобладанием парного взаимодействия детей Развитие умения сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игр информацией на основании игровых правил, предлагаемых детям до начала игровых действий.

Формирующий этап Командные подвижные игры Закрепление навыков нравственно-ценностных способов взаимоотношений со сверстниками, закрепление интереса к играм-соревнованиям.

Направленность подготовительного этапа - помочь детям научиться оценивать свои игровые действия, опираясь на правила игры.

Приобретение детьми достаточного опыта игровой регуляции поведения, умения самостоятельно соблюдать правила игры позволяет перейти к следующему этапу - формирование навыка совместных игровых действий на основе соблюдения комплекса правил, устанавливаемых до начала игровых действий. Для этого применялись подвижные игры, в которых дети включались в них небольшими группами. Характер игровых действий ставил участников игры в такие условия, где необходима самостоятельность поведения: умение договариваться о согласованном выполнении игрового задания, совместно решать простейшие тактические задачи.

На формирующем этапе, дошкольников знакомили с командными играми, которые имели соревновательную направленность. Здесь выступали две разновидности игр: игры, в которых участники каждой из команд действуют последовательно, в эстафетном порядке и игры, в которых дети действуют одновременно в составе команды.

Таким образом, каждый этап выводил ребенка на соответствующий уровень способности регулировать поведение в зависимости от возникающих условий. Взаимодействуя с партнерами по команде и выбирая способы решения игровых задач, руководствуясь на установленные правила, дошкольники не только выполняли игровые действия, но и контролировали свое поведение - выражали или сдерживали свои эмоции и проявления.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение показателей, характеризующих особенности проявления социально значимого поведения детей контрольной и экспериментальной групп показало, что дети экспериментальной группы лучше справились с тестовыми заданиями. Их среднегрупповые результаты по окончании педагогического эксперимента значительно выше, чем показатели детей контрольной группы (табл. 2).

Таблица 2

Изменение показателей, характеризующих умение регулировать поведение детей

контрольной и экспериментальной групп (п=24)

№ теста Стат. показате- ли Этапы

Начало эксперимента 1 этап 2 этап Окончание эксперимента

Э К Э К Э К Э К

1. Х 3,19 3,23 3,49 3,55 4,12 4,06 4,60 4,19

+ш 0,39 0,26 0,21 0,19 0,12 0,20 0,16 0,18

р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05

2. Х 3,20 3,16 3,39 3,28 3,66 3,42 4,03 3,53

+ш 0,19 1,17 0,21 0,20 0,20 0,17 0,17 0,16

р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05

3. Х 2,95 2,93 3,05 2,98 3,51 3,24 4,00 3,30

+ш 0,15 0,21 0,18 0,19 0,16 0,20 0,17 0,21

р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05

4. Х 3,16 3,18 3,66 3,53 4,07 3,78 4,70 4,12

+ш 1,30 0,28 0,16 0,18 0,17 0,16 0,21 0,16

р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05

Условные обозначения: 1 - Тест «Понимание ребенком состояния сверстника» (балл); 2 - Тест «Понимание ребенком задач деятельности» (балл); 3 - Тест «Определение социального интеллекта» (балл); 4 - Тест «Представление ребенка о способах выражения отношения к сверстнику» (балл).

Точное выполнение правил игры, умение игроков без конфликтов договариваться о способах решения игровых задач, позволило значительно увеличить моторную плотность физкультурно-оздоровительных мероприятий. И как следствие - значительное и статистически достоверное увеличение показателей, характеризующих развитие двигательных способностей у детей экспериментальной группы (табл. 3).

Таблица 3

Изменение показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста

в ходе эксперимента

Показатели Результаты исследования

Экспериментальная группа (п=24) Контрольная группа (п=24)

Х +ш 1 Х +ш

Бег 10м, с 2,80+0,10 2,60+0,10 1,42 (Р>0,05) 2,70+0,10 2,90+0,10 1,42 (Р>0,05)

2,14 ( р <0,05)

Челночный бег 3x5 м, с 7,10+0,20 6,20+0,080 4,20 (р<0,001) 7,00+0,30 6,40+0,09 1,93 (Р>0,05)

1,66 (Р>0,05)

Тест Бондаревского, с 6,07+0,30 7,45+0,34 3,06 (р<0,01) 5,90+0,50 6,80+0,30 1,55 (Р>0,05)

1,44 (Р>0,05)

Результаты исследования

Показатели Экспериментальная группа (n=24) Контрольная группа (n=24)

Х +m t Х +m t1

t 2

Прыжки в длину, см 110,70+2,30 116,75+ 2,20 1,88 (р>0,05) 109,90±2,20 112,60+1,80 1,42 (P>0,05)

1,46 (P>0,05)

Метание малого мяча, см 773,04+21,30 872,04+25,60 2,99 (р<0,01) 763,00+25,50 810,40+18,40 1,50 (P>0,05)

2,00 (P<0,05)

Кистевая динамометриия, кг 10,70+0,60 12,60+0,40 2,63 (р<0,01) 10,80+0,40 11,40+0,42 1,03 (P>0,05)

2,00 (р <0,05)

Условные обозначения: числитель - данные начала эксперимента; знаменатель - данные окончания эксперимента.

ЗАКЛЮЧНИЕ

Представленные данные контрольного эксперимента позволяют утверждать, что включение в педагогический процесс детского сада подвижных игр с направленным воздействием на развитие умения регулировать поведение в зависимости от меняющейся игровой ситуации, является более эффективным, чем существующие в настоящее время подходы к использованию подвижных игр в дошкольном возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.

2. Безруких, М.М. Развитие социальной уверенности у дошкольников : пособие для педагогов дошкол. учреждений / М.М. Безруков. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 223 с.

3. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн // Избранные труды : в 2 т. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. - Т. 1. - 568 с.

REFERENCES

1. Vygotsky, L.S. (1997), Issues of child psychology, The Union, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Bezrukov, M.M. (2002), The development of social confidence in preschoolers: A guide for teachers ofpreschoolers agencies, VLADOS, Moscow, Russian federation.

3. 3. Feldstein, D. (2005), Psychology of human development as a person, Selected Works in 2 volumes, publishing house Moscow Psychological and Social Institute, Moscow, Russian federation.

Контактная информация: finogenovna@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.08.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.