Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная культура / педагогическое обеспечение / социальная работа / профессиональная подготовка / компетенции / профессиональные и личностные качества / самостоятельная работа студентов / исследовательская деятельность / профессиональная деятельность / professional culture / pedagogical support / social work / professional training / competencies / professional and personal qualities / independent work of students / research activities / professional activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Завражнов, Л.В. Николаева, Е.В. Столярова

Интерес к исследуемой теме определяется тем, что в современных условиях профессиональная культура отражает степень готовности специалиста к решению профессиональных задач, являясь интегральной характеристикой его личных и профессиональных качеств. Соответственно, важность изучения процесса формирования профессиональной культуры будущих социальных работников позволит определить основные возможности для этого в ходе получения высшего образования. В статье анализируется проблема педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры и исследуется специфика работы в данном направлении на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Изучение данных вопросов позволит определить пути совершенствования процесса формирования профессиональной культуры при подготовке студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Завражнов, Л.В. Николаева, Е.В. Столярова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE IN THE TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKERS

Interest in the topic under study is determined by the fact that in modern conditions, professional culture determines the degree of readiness of a specialist to solve professional problems, being an integral characteristic of his personal and professional qualities. Accordingly, the importance of studying the process of forming the professional culture of future social workers will make it possible to determine the main opportunities for this in the course of obtaining higher education. The article analyzes a problem of pedagogical support for the formation of professional culture and examines the specifics of work in this direction on the basis of the Psychological and Pedagogical Faculty of the Arzamas branch of the State University n.a. N.I. Lobachevsky. The study of these issues will make it possible to determine ways to improve the process of forming a professional culture in the preparation of students of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ»

тов, но и решают задачи, имеющие практическую направленность: 1) залежи самородной серы возникли в результате окисления сероводорода аэробными бактериями. Рассчитать, какой объем сероводорода необходим для образования 100 тонн серы (н. у.); 2) в процессе получения азотных удобрений используется аммиак, который синтезируют из азота и водорода. Определить объем аммиака, который образуется из 250 литров водорода при 40%-ном практическом выходе (н. у.).

Достаточно эффективным методом обучения, по нашему мнению, является кейс-метод - обучение при помощи моделирования реальных ситуаций. Анализируя проблемную ситуацию, студенты учатся работать в команде, находить рациональное решение поставленной задачи. Так, например, в лабораторных условиях предлагается провести эксперимент и связать полученные результаты с процессами, протекающими в почве:

Железо - это микроэлемент, который активно участвует в биохимических процессах, происходящих во время дыхания и фотосинтеза растений, но избыточные концентрации его могут оказывать токсический эффект на растения (замедление роста, некротические пятна на листьях и т.п.).

Известно, что основными формами, в которых данный элемент находится в почве, являются оксиды и гидроксиды, но могут присутствовать также и растворимые соли железа. Ответить на вопрос: почему в кислых почвах содержится больше неорганического железа, чем в нейтральных и щелочных?

Для нейтрализации избыточной кислотности используется такой мелиоративный прием, как известкование почв - внесение в почву карбоната кальция.

Карбонат кальция - нерастворимая соль и, соответственно, не должна реагировать с другими солями. Однако при проведении реакции взаимодействия карбоната кальция с раствором хлоридом железа (III) выпадает осадок бурого цвета, нерастворимый в воде и гидроксиде натрия, но растворимый в соляной кислоте, а также выделяется газ, при этом горящая лучина, помещенная в реакционную пробирку, гаснет.

Ответить на вопрос: что произошло при взаимодействии двух солей, какой газ образовался, что представляет собой бурый осадок? Написать соответствующие реакции. Объяснить, какие процессы пойдут при внесении карбоната кальция в кислые почвы?

Библиографический список

Подобные проблемные эксперименты дают возможность студентам агрономического факультета более глубоко проникать в сущность процессов, происходящих в природе, стимулируют формирование их экологической культуры.

В качестве выводов отметим следующее.

1. Разработана и внедрена в образовательный процесс агрономического факультета Алтайского ГАУ система формирования химико-экологических знаний. Выбраны отдельные темы курсов «Химия неорганическая и аналитическая», «Химия физическая и коллоидная», в рамках которых апробирована данная система.

2. Исследование влияния экологической составляющей на усвоение химических знаний показало, что выполнение эколого ориентированных лабораторных работ, решение задач, имеющих экологическую составляющую, повышает мотивацию студентов к изучению дисциплин химического цикла, а также степень заинтересованности в получении профессиональных знаний.

3. В группах, выбранных для апробации разработанных методических указаний по выполнению эколого ориентированных лабораторных работ, заданий для самостоятельной работы, наблюдалось повышение профессиональной компетентности по сравнению с контрольной группой. Степень влияния химических дисциплин на формирование экологического мышления как одной из надпрофес-сиональных компетенций, позволяющей повысить конкурентоспособность специалиста аграрной сферы, можно оценить как достаточно высокую.

Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что многоаспектность экологических проблем требует комплексного подхода для их решения, знаний из различных областей науки, прежде всего химической.

Реализация междисциплинарного подхода, сочетание идей и понятий, входящих в содержание различных естественнонаучных дисциплин, способствуют обобщению экологических идей и понятий, формируют экологическую компетентность будущих специалистов-аграриев. Экологизация процесса обучения химии - науки о веществах и их превращении - обеспечивает достаточно высокий уровень мировоззренческой и профессиональной культуры студента, способствует формированию креативного экологического мышления.

Данное исследование не в полной мере решает проблему экологизации химического обучения и будет продолжаться в рамках курсов «Химия органическая», «Агрохимия».

1. Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей школе (химический аспект образования). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1994.

2. Мамедов Н.М. Основания экологического образования. Экологическое образование. 2001; № 3: 4 - 8.

3. Гильмиярова CX. Экологическое образование теоретические и практические подходы. Уфа: Восточный университет, 1999.

4. Файрушина СМ. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2007.

5. Павлова CA Формирование и развитие экологической компетентности школьников при изучении химии. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

6. Довбыш CA, Панова Е.В. Активное обучение как фактор формирования профессиональных и надпрофессиональных навыков выпускника. Навыки вне профессий: сборник докладов Международной научно-практической конференции. Cанкт-Петербург: ОТбУТУиЭ, 2021: 285 - 290.

7. Каххаров Ш. Над-профессиональные компетенции и управление ими. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nad-professionalnye-kompetentsii-i-upravlenie-imi/pdf

8. Довбыш CA, Оствальд ГВ. Роль химического эксперимента в образовательном процессе вуза. Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей Международной научно-практической конференции. Барнаул: РИО АГАУ 2016; Кн. 1: 71 - 73.

9. Ляпина О.А., Жукова Н.В., Панькина В.В., Алямкина Е.А., Cухарева Ю.М. Реализация экологического подхода в обучении химии. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 4: 70.

References

1. Nazarenko V.M. Sistema nepreryvnogo 'ekologicheskogo obrazovaniya v sredneji vysshejshkole (himicheskijaspekt obrazovaniya). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994.

2. Mamedov N.M. Osnovaniya 'ekologicheskogo obrazovaniya. 'Ekologicheskoe obrazovanie. 2001; № 3: 4 - 8.

3. Gil'miyarova S.G. 'Ekologicheskoe obrazovanie teoreticheskie iprakticheskie podhody. Ufa: Vostochnyj universitet, 1999.

4. Fajrushina S.M. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury studentov pedagogicheskih vuzov v processe izucheniya estestvennonauchnyh disciplin. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2007.

5. Pavlova S.A. Formirovanie irazvitie 'ekologicheskojkompetentnosti shkol'nikov priizuchenii himii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

6. Dovbysh S.A., Panova E.V. Aktivnoe obuchenie kak faktor formirovaniya professional'nyh i nadprofessional'nyh navykov vypusknika. Navyki vne professij: sbornik dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: SPbUTUi'E, 2021: 285 - 290.

7. Kahharov Sh. Nad-professional'nye kompetencii i upravlenie imi. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nad-professionalnye-kompetentsii-i-upravlenie-imi/pdf

8. Dovbysh S.A., Ostval'd G.V. Rol' himicheskogo 'eksperimenta v obrazovatel'nom processe vuza. Agrarnaya nauka - sel'skomu hozyajstvu: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: RIO AGAU, 2016; Kn. 1: 71 - 73.

9. Lyapina O.A., Zhukova N.V., Pan'kina V.V., Alyamkina E.A., Suhareva Yu.M. Realizaciya 'ekologicheskogo podhoda v obuchenii himii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; №: 70.

Статья поступила в редакцию 31.03.22

УДК 377.1

Zavrazhnov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, Service and Tourism Arzamas Branch of the UNN (Arzamas, Russia)

Nikolaeva L.V., teaching assistant, Service and Tourism Arzamas Branch of the UNN (Arzamas, Russia), E-mail: zavr 1982@yandex.ru Stolyarova E.V., teaching assistant, Service and Tourism Arzamas Branch of the UNN (Arzamas, Russia)

POSSIBILITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE IN THE TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKERS. Interest in the topic under study is determined by the fact that in modern conditions, professional culture determines the degree of readiness of a specialist to solve professional problems, being an integral characteristic of his personal and professional qualities. Accordingly, the importance of studying the process of forming the professional culture of future social workers will make it possible to determine the main opportunities for this in the course of obtaining higher education.

The article analyzes a problem of pedagogical support for the formation of professional culture and examines the specifics of work in this direction on the basis of the Psychological and Pedagogical Faculty of the Arzamas branch of the State University n.a. N.I. Lobachevsky. The study of these issues will make it possible to determine ways to improve the process of forming a professional culture in the preparation of students of higher educational institutions.

Key words: professional culture, pedagogical support, social work, professional training, competencies, professional and personal qualities, independent work of students, research activities, professional activities.

В.В. Заеражное, канд. пед. наук, доц., Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас

Л.В. Николаева, асс., Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr 1982@yandex.ru

Е.В. Столярова, асс., Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Интерес к исследуемой теме определяется тем, что в современных условиях профессиональная культура отражает степень готовности специалиста к решению профессиональных задач, являясь интегральной характеристикой его личных и профессиональных качеств. Соответственно, важность изучения процесса формирования профессиональной культуры будущих социальных работников позволит определить основные возможности для этого в ходе получения высшего образования. В статье анализируется проблема педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры и исследуется специфика работы в данном направлении на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Изучение данных вопросов позволит определить пути совершенствования процесса формирования профессиональной культуры при подготовке студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: профессиональная культура, педагогическое обеспечение, социальная работа, профессиональная подготовка, компетенции, профессиональные и личностные качества, самостоятельная работа студентов, исследовательская деятельность, профессиональная деятельность.

Актуальность исследуемой проблемы определяется той ролью, которую стала играть профессиональная культура за последнее десятилетие в совокупности требований, предъявляемых к сотрудникам. Интерес в данном случае вызывают, во-первых, стабильно высокий темп социального развития, который постоянно порождает все новые задачи профессиональной деятельности, во-вторых, растущие требования работодателей к опыту сотрудников, принимаемых на работу. Эти тенденции отмечаются и в социальной работе, поскольку специалисты данной сферы постоянно сталкиваются с проблемами разных групп населения, требующими разработки новых подходов и технологий. Все это определяет высокую значимость формирования профессиональной культуры социальных работников в ходе профессиональной подготовки как необходимого условия эффективного решения задач, возникающих в ходе социального обслуживания населения. Цель исследования заключается в изучении возможностей педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры при подготовке будущих социальных работников. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:

- проанализировать определения профессиональной культуры в научной литературе и выявить специфику профессиональной культуры социальных работников;

- определить содержание проблемы педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры;

- выявить возможности педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры при подготовке будущих социальных работников. Научная новизна исследования заключается в том, чтобы определить значение педагогического обеспечения при формировании профессиональной культуры будущих социальных работников. Теоретическая значимость исследования заключается в проведенном анализе сущности проблемы педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры будущих социальных работников. Практическая значимость исследования заключается в изучении возможностей педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры будущих социальных работников в рамках системы профессиональной подготовки, реализуемой на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Формирование профессиональной культуры является важным условием успешной интеграции социальных работников в социально-профессиональную структуру современного общества. Теоретическая разработка проблем профессиональной культуры была проведена в работах А.А. Баталова, А.Н. Быстровой, ГМ. Кочетова, А.И. Кравченко, В.Г. Николаева, А.М. Омарова, РА. Садыкова, Е.Ю. Сысоевой, Е.В. Чернец, В.Н. Ярской и др. Согласно исследованиям указанных авторов, основу профессиональной культуры составляет общая культура личности, без которой невозможно формирование необходимых ценностей и норм профессиональной деятельности. При этом профессиональная культура личности является относительно обособленным феноменом, что позволяет выделить процесс ее формирования в самостоятельную проблему.

А.Н. Быстрова рассматривает профессиональную культуру как систему, образованную общими и специальными теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями, техниками выполнения операций. Данная система позволяет эффективно осуществлять деятельность в различных профессиональных областях. Формирование профессиональной культуры, согласно данной точке зрения, предполагает достижение высокого уровня общей культуры личности и

получение специальной подготовки, так как выполнение профессиональной деятельности требует не только знаний и навыков при выполнении операций, но и способности поддерживать отношения с профессиональным сообществом [1].

Согласно А.И. Кравченко, профессиональная культура проявляется в совокупности теоретических знаний и практических умений в конкретных видах труда. Уровень развития профессиональной культуры выражается в квалификации специалиста, которая может быть формальной и реальной. Формальная отражает наличие теоретических знаний, необходимых для данной профессии, а реальная - навыки, умения и опыт деятельности [2].

Е.Ю. Сысоева полагает, что «профессиональная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач в какой-либо области профессиональной деятельности» [3, с. 8]. Это определение представляется наиболее ценным, поскольку отражает такие характеристики, как наличие профессиональной компетентности, способность анализировать этические проблемы профессиональной деятельности, готовность к принятию самостоятельных решений, потребность в саморазвитии.

Указанные характеристики являются особенно важными при изучении профессиональной культуры социальных работников. Об этом говорит анализ исследований, посвященных данной проблеме. Так, А.В. Маряшин считает, что профессиональная культура социального работника характеризуется как система профессиональных ценностей, морально-правовых норм, представлений о значимости деятельности, теоретических знаний, практических умений и опыта деятельности [4].

Н.А. Варгина полагает, что профессиональная культура является интегральной характеристикой личности специалиста, который владеет приемами профессиональной деятельности, понимает свою роль в системе социальной защиты и способен оказывать помощь в преодолении трудностей различным категориям граждан [5].

Н.А. Бочарникова связывает процесс формирования профессиональной культуры социальных работников с усвоением ценностных норм, осмыслением их значимости, реализацией их в практической деятельности и рефлексии результатов. Достижение высокого уровня профессиональной культуры в социальной работе означает способность творчески решать актуальные проблемы на основе полученных знаний и опыта [6].

Педагогическое обеспечение формирования профессиональной культуры будущих социальных работников как научная проблема характеризуется необходимостью организации целенаправленной деятельности всех субъектов профессионального образования для развития профессионального самоопределения студентов и получения ими опыта профессиональной деятельности. Педагогическое обеспечение формирования профессиональной культуры решает задачи усвоения теоретических знаний в сфере социальной работы и приобретения необходимых умений и навыков при прохождении учебной и производственной практики. Большое значение для педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры будущих социальных работников имеет организация самостоятельной научно-исследовательской работы студентов [7].

Педагогическое обеспечение не исчерпывается только вопросами организации учебной деятельности, подразумевая необходимость ведения воспитательной работы. Это позволяет дифференцированно подходить к решению проблем профессиональной подготовки будущих социальных работников с учетом их личностных качеств, способностей и возможностей осуществлять различные

виды деятельности. Следовательно, педагогическое обеспечение формирования профессиональной культуры должно быть органично включено в систему подготовки высшего профессионального образования. При этом формирование профессиональной культуры может осуществляться как за счет организации деятельности учебных групп, так и путем оказания индивидуальной помощи студентам.

Организация деятельности учебных групп направлена на создание условий, способствующих развитию учебной, исследовательской и иной самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки. Развитие профессиональной культуры осуществляется в студенческом самоуправлении, поскольку за счет этого у обучающихся развивается способность принимать значимые решения и готовность нести за них ответственность. Индивидуальная помощь оказывается конкретным студентам при возникновении проблем различного характера. Она позволяет преодолевать трудности учебной деятельности, вести более эффективную работу по развитию личностных качеств студентов и формировать у них потребность в саморазвитии [7].

Таким образом, педагогическое обеспечение формирования профессиональной культуры при подготовке будущих социальных работников должно помочь в решении следующих задач: приобретение и развитие компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; развитие личностных и профессионально важных качеств, востребованных в социальной работе; развитие способности анализировать проблемы других людей; формирование потребности в саморазвитии и самосовершенствовании; развитие способности взаимодействовать с социально-профессиональным окружением и другими группами.

Указанные задачи эффективно решаются при осуществлении учебно-воспитательного процесса на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Существующая система деятельности помогает будущим социальным работникам в становлении профессионального самоопределения за счет их введения в профессиональную деятельность и развития знаний о содержании профессии; накоплении опыта первичной профессиональной деятельности; закреплении опыта профессиональной деятельности в ходе учебных занятий; анализе достигнутого уровня профессионального развития. Педагогическое обеспечение формирования профессиональной культуры будущих социальных работников осуществляется по нескольким направлениям.

Первое направление заключается в сопровождении процесса получения профессионального образования. В рамках этого направления ведется разработка заданий для развития способности студентов творчески решать профессиональные задачи. Организация практикумов позволяет сформировать у студентов необходимые компетенции, а также определить проблемы при развитии навыков и умений будущих социальных работников. Сопровождение процесса получения профессионального образования подразумевает ознакомление со спецификой деятельности учреждений социального обслуживания населения и обмен опытом, полученным студентами при освоении профессии. Важную роль играет участие студентов в разработке рекомендаций, направленных на развитие будущих специалистов.

Второе направление заключается в оказании помощи студентам для анализа опыта, полученного при прохождении практики. Он подразумевает оценку студентом собственного профессионального и личностного опыта, полученного в результате прохождения учебной, производственной и преддипломной практик. Для этого разрабатываются задания, и оказывается помощь студентам в оце-

Библиографический список

нивании опыта профессионального взаимодействия и своей подготовленности к профессиональной деятельности. Оказание индивидуальной помощи подразумевает поиск ресурсов, способных помочь будущим социальным работникам в решении задач профессионального и личностного роста.

Третье направление включает организацию научно-исследовательской деятельности студентов. Формами реализации работы в рамках данного направления являются конкурсы студенческих научно-исследовательских работ, конференции, семинары и олимпиады. Будущие социальные работники активно участвуют в подготовке этих мероприятий, что позволяет обогатить их первичный профессиональный опыт и закрепить его. Консультации, которые получают студенты при подготовке докладов и научных статей, позволяют расширить объем теоретических знаний и сформировать культуру научно-исследовательской деятельности.

В четвертое направление входит деятельность студенческой психолого-педагогической службы. Она оказывает будущим социальным работникам помощь в подготовке к профессиональному взаимодействию и консультирует их по возникающим вопросам. Кроме этого, студенческая психолого-педагогическая служба осуществляет организацию и сопровождение волонтерской деятельности. В задачи службы также входит подготовка и организация адаптивного и инструктивно-методического лагеря для студентов.

Реализация возможностей педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры при подготовке будущих социальных работников в рамках представленных направлений позволяет добиться таких значимых результатов, как достижение высокого уровня компетентности в рамках выбранной профессии; умение планировать свою деятельность и добиваться необходимых результатов; способность действовать в соответствии с морально-этическими принципами социальной работы; развитие навыков взаимодействия с различными социальными партнерами; формирование адекватной оценки себя как профессионала и осознание перспектив своего трудоустройства.

Таким образом, развитие профессиональной культуры социального работника определяет его пригодность для выполнения профессиональных обязанностей, поскольку она подразумевает определенный уровень компетенций и владение способами решения задач. Формирование профессиональной культуры является одной из целей профессиональной подготовки будущих социальных работников. Проблема педагогического обеспечения этого процесса заключается в организации деятельности, направленной на развитие теоретических знаний студентов и получения ими первичного опыта профессиональной деятельности. Исходя из поставленной цели исследования, можно сделать вывод, что возможности педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры будущих социальных работников реализуются в ходе профессиональной подготовки на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Данная деятельность включает в себя четыре основных направления работы: сопровождение процесса получения профессионального образования; помощь студентам для анализа опыта, полученного при прохождении практики; организация научно-исследовательской деятельности студентов; деятельность студенческой психолого-педагогической службы. Реализация данных направлений позволяет решать задачи формирования профессиональной культуры будущих социальных работников, однако в условиях возрастающих требований к уровню подготовки специалистов перспективой исследования становится вопрос о поиске новых возможностей для качественного развития профессиональной культуры при подготовке студентов.

1. Быстрова А.Н. Мир культуры: (Основы культурологии). Москва: ИВЦ «Маркетинг», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000.

2. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический проект, 2001.

3. Сысоева Е.Ю. Основы профессиональной культуры: учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университет», 2016.

4. Маряшин А.В. Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России: социально-философский анализ. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2006.

5. Варгина Н.А. Формирование профессиональной культуры социального работника в процессе непрерывной практики в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

6. Бочарникова Н.А. Формирование профессиональной культуры социального работника в образовательном пространстве университета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чита, 2012.

7. Завражнов В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Арзамас, 2010.

References

1. Bystrova A.N. Mir kul'tury: (Osnovy kul'turologii). Moskva: IVC «Marketing», Novosibirsk: OOO «Izdatel'stvo YuK'EA», 2000.

2. Kravchenko A.I. Kul'turologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij proekt, 2001.

3. Sysoeva E.Yu. Osnovy professional'noj kul'tury: uchebnoe posobie. Samara: Izdatel'stvo «Samarskij universitet», 2016.

4. Maryashin A.V. Professional'naya kul'tura social'noj raboty s naseleniem v sovremennoj Rossii: social'no-filosofskij analiz. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2006.

5. Vargina N.A. Formirovanie professional'noj kul'tury social'nogo rabotnika v processe nepreryvnoj praktiki v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

6. Bocharnikova N.A. Formirovanie professional'noj kul'tury social'nogo rabotnika v obrazovatel'nom prostranstve universiteta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chita, 2012.

7. Zavrazhnov V.V. Pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo samoopredeleniya buduschih pedagogov-psihologov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arzamas, 2010.

Статья поступила в редакцию 29.03.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.