Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная работа / профессиональная деятельность / дистанционное обучение / профессионально важные качества / студенты / получатели услуг / информационные технологии / профессиональное самоопределение / social work / professional activity / distance learning / professionally important qualities / students / recipients of services / information technology / professional self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Завражнов, Е.В. Столярова

Основной темой данного исследования является дистанционное обучение, переход к которому продолжается в настоящее время. Цель работы заключается в том, чтобы выявить, каким образом дистанционное обучение способно повлиять на формирование и развитие профессионально важных качеств студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа». В статье проанализированы различные подходы к сущности дистанционного обучения и типологии профессионально важных качеств личности. На основе проведенного анализа определены основные проблемы, которые могут возникать в ходе дистанционного обучения будущих социальных работников. Несмотря на то, что исследование не претендует на исчерпывающее изучение рассматриваемых проблем, его значимость заключается в попытке определить средства, реализация которых в дистанционном обучении позволила бы более эффективно решать вопросы приобщения студентов к практической деятельности в социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FUTURE SOCIAL WORKERS IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING

The main topic of the research is distance learning, the transition to which is ongoing. The purpose of the work is to identify how distance learning can influence the formation and development of professionally important qualities of students majoring in Social Work. The article analyzes various approaches to the essence of distance learning and the typology of professionally important personality traits. On the basis of the analysis, the main problems that may arise in the course of distance learning for future social workers have been identified. Despite the fact that the study does not claim to be an exhaustive study of the problems under consideration, its significance lies in an attempt to determine the means, the implementation of which in distance learning would allow to more effectively solve the issues of involving students in practical activities in social work.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

выходцами из сельской местности, то есть среды преимущественно моноязычной.

Изучение статистических и социолингвистических материалов приводит к неоднозначным выводам. Согласно данным ВПН, тревогу вызывает ситуация не с русским языком, а с якутским, количество владеющих которым в РС (Якутия) уменьшилось на 8,6%. Социологи и лингвисты пришли к противоположному заключению после изучения языковой ситуации в республике. Оказалось, что, наоборот, немного повысился уровень владения якутским языком и понизился уровень владения русским. Более того, в сельской местности существенно снизилось количество людей, свободно владеющих русским языком. Данные социолингвистических наблюдений особенно важны для нашего исследования, так как они служат объяснением происходящих «коммуникативных неудач» и коррелируют с нашими наблюдениями.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. С одной стороны, в регионе идет рост положительной национальной самоидентификации, сопровождающейся ростом интереса к родному языку и культуре, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня якутской языковой компетенции. С другой стороны, наблюдается довольно серьезное снижение навыков

Библиографический список

свободного владения русским языком у студентов-саха, выпускников сельских школ.

2. Анализ контингента учащихся ИЕН показал, что большинство составляют национально-русские билингвы субординативного типа, для которых ведущим языком коммуникации является якутский. 80,7% окончили сельские школы, где обучение велось преимущественно на родном языке.

3. Были выявлены причины возникновения «коммуникативных неудач» на занятиях по иностранному языку для студентов ИЕН:

- значительное снижение языковой компетенции в русском языке;

- высокий процент (43%) молодежи-саха в сельских населенных пунктах, которая думает на родном языке;

- расширение функционального влияния якутского языка и ограниченность русского языкового узуса в моноэтнической сельской среде.

Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные авторами работы, достигнуты. Перспективы дальнейшего исследования связаны с изучением этнопсихологических особенностей обучающихся и их учетом в процессе обучения иностранному языку; использованием потенциала би-лингвального обучения в целях повышения уровня иноязычной компетенции студентов.

1. Мильруд РП., Максимова И.Р Учебный билингвизм: вчера, сегодня и завтра. Язык и культура. 2017: 185 - 204. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-bilingvizm-vchera-segodnya-i-zavtra

2. Мосина М.А., Лобанова А.В. Особенности формирования языковой компетенции на уроках английского языка в условиях коми-пермяцко-русского билингвизма. Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2015: 101 - 107. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-formirovaniya-yazykovoy-kompetentsii-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-usloviyah-komi-permyatsko-russkogo-bilingvizma

3. Мосин М.В. и др. Дидактический потенциал билингвизма в обучении иностранному языку. Интеграция образования. 2017; Т. 21, № 4: 751 - 764. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-bilingvizma-v-obuchenii inostrannomu-yazyku

4. Донгак Ч.Б. Обучение лексике английского языка детей в условиях русско-тувинского билингвизма. Педагогические науки. 2019; Выпуск 4, № 2 (47): 33 - 39. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-leksike-anglii-skogo-yazyka-detei-v-usloviyah-russko-tuvinskogo-bilingvizma

5. Иванова О.Н., Старостин В.П. Обучение иноязычному чтению студентов агровуза в условиях трилингвизма. Сибирский педагогический журнал. 2018; № 2: 58 - 65. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inoyazychnomu-chteniyu-studentov-agrovuza-v-usloviyah-trilingvizma

6. Колодезникова А.Н., Парникова Г.М. Подходы к организации самостоятельной работы бакалавров по направлению «Строительство», профиль «Теплогазоснабжение и Вентиляция». Global Scientific Potential. 2019; № 9 (102): 14 - 17.

7. Прокопьева С.И., Парникова ГМ. Особенности и трудности студентов технических специальностей при обучении иностранному языку в неязыковом вузе (на примере Республики Саха (Якутия)). Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 115 - 116 Available at: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/

8. Всероссийская перепись населения 2010 года. Available at: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

9. Всероссийская перепись населения 2002 года. Available at: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17

10. Иванова Н.И. Современные тенденции в языковой компетенции якутов (саха): лингвистический и экстралингвистический контекст. Этносоциальные процессы в Якутии: современный ракурс и перспективы развития. Якутск, 2020: 228 - 247.

11. Арутюнова Е.М. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании. ИНАБ. Межнациональные отношения в республиках Российской Федерации: пример Татарстана и Саха (Якутии). Москва, 2019; № 1: 50 - 61. Available at: https://www.isras.ru/index.php?page_id= 1198&id=7506

References

1. Mil'rud R.P., Maksimova I.R. Uchebnyj bilingvizm: vchera, segodnya i zavtra. Yazykikul'tura. 2017: 185 - 204. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-bilingvizm-vchera-segodnya-i-zavtra

2. Mosina M.A., Lobanova A.V. Osobennosti formirovaniya yazykovoj kompetencii na urokah anglijskogo yazyka v usloviyah komi-permyacko-russkogo bilingvizma. Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniyaainostrannyhhyazykovov. 2015: 101 - 107. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-yazykovoy-kompetentsii-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-usloviyah-komi-permyatsko-russkogo-bilingvizma

3. Mosin M.V. i dr. Didakticheskij potencial bilingvizma v obucheniiiinostrannomuuyazykukulntegraciyaiobrazovaniyaniya. 20T7; T. 21, № 4: 751 - 764. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-bilingvizma-v-obuchenii inostrannomu-yazyku

4. Dongak Ch.B. Obuchenie leksike anglijskogo yazyka detej v usloviyahhrusskootuvinskogoobilingvizmaa.Pedagog/cheskie/nauk/ki. 2019Vypusksk 4, № 2 (47): 33 - 39. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-leksike-anglii-skogo-yazyka-detei-v-usloviyah-russko-tuvinskogo-bilingvizma

5. Ivanova O.N., Starostin V.P. Obuchenie inoyazychnomu chteniyu studentov agrovuza v usloviyah trilingvizma. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2018; № 2: 58 - 65. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inoyazychnomu-chteniyu-studentov-agrovuza-v-usloviyah-trilingvizma

6. Kolodeznikova A.N., Parnikova G.M. Podhody k organizacii samostoyatel'noj raboty bakalavrov po napravleniyu «Stroitel'stvo», profil' «Teplogazosnabzhenie i Ventilyaciya». Global Scientific Potential. 2019; № 9 (102): 14 - 17.

7. Prokop'eva S.I., Parnikova G.M. Osobennosti i trudnosti studentov tehnicheskih special'nostej pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze (na primere Respubliki Saha (Yakutiya)). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 115 - 116 Available at: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/

8. Vserossijskaya perepis'naseleniya 2010 goda. Available at: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

9. Vserossijskaya perepis'naseleniya 2002 goda. Available at: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17

10. Ivanova N.I. Sovremennye tendencii v yazykovoj kompetencii yakutov (saha): lingvisticheskij i 'ekstralingvisticheskij kontekst. 'Etnosocial'nye processy v Yakutii: sovremennyj rakurs i perspektivy razvitiya. Yakutsk, 2020: 228 - 247.

11. Arutyunova E.M. Yazykovaya situaciya v Respublike Saha (Yakutiya) v kontekste yazykovyh protivorechij v shkol'nom obrazovanii. INAB. Mezhnacional'nye otnosheniya v respublikah Rossijskoj Federacii: primer Tatarstana i Saha (Yakutii). Moskva, 2019; № 1: 50 - 61. Available at: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=7506

Статья поступила в редакцию 29.09.21

УДК 377.1

Zavrazhnov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, Service and Tourism, Arzamas Branch of the UNN

(Arzamas, Russia), E-mail: zavr1982@yandex.ru

Stolyarova E.V., assisting teacher of social work, Service and Tourism Arzamas Branch of the UNN (Arzamas, Russia),

E-mail: kot_ln@mail.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FUTURE SOCIAL WORKERS IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING. The main topic of the research is distance learning, the transition to which is ongoing. The purpose of the work is to identify how distance learning can influence the formation and development of professionally important qualities of students majoring in Social Work. The article analyzes various approaches to the essence of distance learning and the typology of professionally important personality traits. On the basis of the analysis, the main problems that may arise in the course of distance learning for future social workers have been identified. Despite the fact that the study does not claim to be an exhaustive study of the problems under consideration, its significance

lies in an attempt to determine the means, the implementation of which in distance learning would allow to more effectively solve the issues of involving students in practical activities in social work.

Key words: social work, professional activity, distance learning, professionally important qualities, students, recipients of services, information technology, professional self-determination.

В.В. Заеражное, канд. пед. наук, доц., Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr1982@yandex.ru

Е.В. Столярова, асс, Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: kot_ln@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основной темой данного исследования является дистанционное обучение, переход к которому продолжается в настоящее время. Цель работы заключается в том, чтобы выявить, каким образом дистанционное обучение способно повлиять на формирование и развитие профессионально важных качеств студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа». В статье проанализированы различные подходы к сущности дистанционного обучения и типологии профессионально важных качеств личности. На основе проведенного анализа определены основные проблемы, которые могут возникать в ходе дистанционного обучения будущих социальных работников. Несмотря на то, что исследование не претендует на исчерпывающее изучение рассматриваемых проблем, его значимость заключается в попытке определить средства, реализация которых в дистанционном обучении позволила бы более эффективно решать вопросы приобщения студентов к практической деятельности в социальной работе.

Ключевые слова: социальная работа, профессиональная деятельность, дистанционное обучение, профессионально важные качества, студенты, получатели услуг, информационные технологии, профессиональное самоопределение.

Интенсивное развитие технологий дистанционного обучения, наблюдающееся в последние несколько лет, позволяет констатировать факт того, что одним из направлений его воздействия в сфере обучения становится трансформация образа специалистов помогающих профессий, в настоящее время проходящих подготовку по различным направлениям высшего образования. Актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости изучения того, каким образом способно повлиять дистанционное обучение на развитие профессионально важных качеств социальных работников. На данный момент исследования данного вопроса не позволяют в полной мере охватить совокупность положительных и отрицательных следствий перехода к дистанционному обучению. Целью данной статьи является определение специфики влияния дистанционного обучения на становление профессионально важных качеств социальных работников в ходе их вузовской подготовки по направлениям бакалавриата. Достижение поставленной цели предполагает решение таких задач, как обзор исследовательских позиций по проблеме дистанционного обучения; выявление трудностей использования дистанционного обучения; изучение проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения будущих социальных работников; выявление возможностей повышения качества дистанционного обучения в ходе развития профессионально важных качеств будущих социальных работников. Новизна исследования состоит в том, что в работе проводится анализ трудностей развития профессионально важных качеств социальных работников в процессе дистанционного обучения. Теоретическая значимость результатов заключается в определении возможностей для повышения эффективности дистанционного обучения в процессе развития профессионально важных качеств социальных работников.

Несомненно, что дистанционное обучение существенно расширяет возможности для получения образования высокого качества, при этом создавая условия для совмещения учебы и профессиональной деятельности. М.М. Магомедов определяет дистанционное обучение как «способ получения образования, при котором обмен информацией и обратная связь между обучающим и обучающимися осуществляются с использованием компьютерных сетей» [1, с. 332]. Автором названы характерные особенности дистанционного обучения, к которым относятся следующие: гибкость, модульность, социальное равноправие, экономичность, новая роль преподавателя. За счет указанных особенностей дистанционное обучение обеспечивает удобство в плане получения знаний, позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию и создает равные возможности для разных категорий обучающихся. Новая роль преподавателя в системе дистанционного обучения заключается в том, чтобы помочь обучающемуся в освоении учебных дисциплин, планировании учебной деятельности, а также в консультировании обучающихся по различным вопросам.

Вместе с тем у дистанционного обучения существуют свои достоинства и недостатки. Положительными чертами системы дистанционного образования являются ее открытость, доступность, разнообразие форм обучения, интерактивность, гибкость и динамичность. Недостатки заключаются в высокой стоимости внедрения систем дистанционного обучения и трудностях, с которыми сталкиваются преподаватели при разработке курсов. Слабая сторона дистанционного обучения видится в том, что оно предполагает высокий уровень сознательного отношения обучающихся к своему образованию и активности в получении знаний. При этом дистанционное обучение не обеспечивает систематического очного общения с преподавателем как, например, традиционное обучение и по большей части не позволяет аутентифицировать обучающихся при проверке знаний [1].

Ю.В. Сорокопуд и М.М. Борисевич не рассматривают дистанционное обучение как альтернативу ранее существовавшим формам, оно понимается как формирующийся элемент существующей системы образования, открывающий новые

возможности. При этом дистанционное образование в его исходном понимании не позволяло поддерживать полноценный контакт обучающего и обучающихся, было ограничено в выборе средств обучения и не давало высокой эффективности. Онлайн-обучение позволяет преодолеть эти недостатки, а развитие технологий коммуникации позволяет говорить об отождествлении дистанционного обучения и онлайн-обучения [2].

Характерными чертами дистанционного обучения Ю.В. Сорокопуд и М.М. Борисевич считают гибкий график, постоянную доступность учебных материалов, непрерывное совершенствование дистанционных образовательных технологий. В процессе дистанционного обучения преподаватели имеют возможность использовать такие средства, как вебинары, интерактивные видео; гейми-фикацию, специальные приложения для компьютера и смартфона, объяснение материала в формате сценариев, симуляций и историй [2].

С.Р Умархаджиева понимает дистанционное обучение «как одну из образовательных технологий, базирующиеся в первую очередь на инновационные информационные и телекоммуникационные средства, которые предоставляют возможность непрерывной модернизации образовательного процесса, при этом удовлетворяющие индивидуальные потребности каждого конкретного обучающегося» [3, 140]. Значительное влияние на качество дистанционного обучения в современных условиях оказывает сознательное отношение студентов к получению конкретных знаний, умений и навыков. Принципиально важными становятся в этом случае мотивация обучающихся и стимулирование их познавательной активности. Среди трудностей, возникающих в процессе дистанционного обучения, автором выделены следующие: установление межличностных отношений преподавателя и обучающихся; повышение мотивации студентов к получению новых знаний; проблемы, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия информации.

Н.И. Дунаева, П.А. Егорова на основе анализа отечественных исследований, посвященных проблемам внедрения дистанционного обучения, выделяют три основные проблемы, обусловленные недостаточной готовностью образовательной среды. Первая проблема связана с недостаточной разработкой моделей дистанционного обучения, которые могли бы стать основой образовательного процесса в современных условиях. Вторая проблема вытекает из размытости понятий «дистанционное обучение», «дистанционное образование» и других, что выражается в неопределенности подходов к теоретическому изучению данных явлений и их практической реализации. Третья проблема заключается в отсутствии исследований, подтверждающих высокое качество дистанционного обучения по сравнению с традиционными формами [4].

А.П. Василенко и Т.И. Краснова выделяют ряд трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели и обучающиеся в условиях форсированного перехода к дистанционному формату обучения. Это, прежде всего, неподготовленность информационно-образовательной среды учебных заведений к обеспечению дистанционных занятий. Сюда можно отнести недостаток методик дистанционного преподавания, проблемы с обеспечением учебными материалами, неподготовленность субъектов образовательного процесса, технические проблемы, обусловленные необходимостью обеспечения доступа большого числа обучающихся к образовательным ресурсам. При этом у преподавателей и обучающихся отсутствует осознание перспективности дистанционного обучения и необходимости его использования в будущем [5].

Е.И. Попова, А.А. Баландин, Д.Д. Дедюхин, исходя из данных проведенного социологического исследования, делают вывод, что дистанционное обучение имеет ряд ограничений. Во-первых, ограничения касаются школьного образования, поскольку оно должно помочь в формировании фундаментальных навыков,

обеспечивающих успешность дальнейшей учебы, а дистанционное обучение предполагает достаточно высокий уровень учебной активности, который в школе просто недостижим. Во-вторых, ограничения касаются направлений подготовки, где основное значение имеет практическая деятельность студентов, поскольку дистанционное обучение не решает вопроса осуществления реальной профессиональной деятельности. В-третьих, при дистанционном обучении ограничены возможности совместной деятельности, что затрудняет формирование навыков работы в команде и взаимодействия между членами трудового коллектива [6].

Таким образом, рассматривая существующие подходы к проблеме дистанционного обучения в отечественной науке, можно сделать вывод, что оно в перспективе способно дополнить существующую систему образования и стать значимым элементом образовательной среды. Одной из наиболее характерных черт дистанционного обучения в его современном понимании является интерактивность, определяемая характером современных средств коммуникации. Интерактивность открывает обширные возможности для взаимодействия студентов и преподавателей, а также взаимодействия студентов друг с другом. При этом остаются нерешенными проблемы разработки образовательных курсов, отвечающих особенностям дистанционного обучения, и эффективных средств контроля развития компетенций. В то же время нельзя не признать ограничения дистанционного обучения, обусловленные высокими требованиями к активности и самостоятельности студентов. Это означает, что дистанционное обучение может оказаться недостаточно эффективным, например, в случае со студентами младших курсов, если их навыки учебной деятельности не получили необходимого развития. Другое ограничение касается практики и усвоения приемов профессиональной деятельности в сфере помогающих профессий, где на первый план выходит проблема взаимодействия с людьми.

Накопленный опыт внедрения дистанционного обучения ставит перед исследователями множество проблем. Одной из них является проблема влияния дистанционного обучения на становление личности профессионала в социальной работе. Она рассматривается в числе основных направлений исследования процесса и результатов профессионального самоопределения [7, 53]. С точки зрения развития профессионального самоопределения специалистов помогающих профессий наибольший интерес вызывает специфика воздействия дистанционного обучения на формирование и развитие профессионально важных качеств личности. Совокупность этих качеств у представителей помогающих профессий представлена знанием особенностей своей личности, сильных и слабых сторон, путей компенсации собственных недостатков; умением управлять собственными эмоциями, активизировать значимые психологические ресурсы; высоким уровнем развития интеллектуальных и социальных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; сочетанием потребности в достижениях и самокритичности, эмоциональной устойчивости [7, с. 41].

Проблема профессионально значимых качеств социального работника является одной из дискуссионных в отечественных исследованиях. Обращение к исследованиям Н.Ф. Дементьевой, И.П Зайнышева, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова позволяет констатировать повышенный уровень интереса к данной проблеме. Подавляющее большинство современных исследователей к профессионально важным качествам личности специалистов, занятых в сфере социальной работы, относят вежливость, эмпатию, стрессоустойчивость, терпимость, внимательность, стремление к справедливости. Данные качества отражены и в нормативных документах: «Профессиональном стандарте «Специалист по социальной работе» (от 22.10.2013 г.), «Профессионально-этическом кодексе социального работника России» (2009 г.), «Кодексе этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания».

Несмотря на общность позиций по вопросам определения профессионально важных качеств личности социальных работников, ряд исследователей полагают необходимым внести уточнения в существующую типологию и более четко определить их. Так, например, С.В. Росляковой на основе анализа типологий профессионально значимых качеств личности социальных работников делается вывод о необходимости их разделения на следующие группы: интеллектуальные, обеспечивающие усвоение знаний, необходимых для выполнения профессиональной деятельности; управленческие, выражающиеся в организации социальной работы с получателями социальных услуг а также в способности

Библиографический список

формировать у клиентов установку на активное участие в решении своих жизненных проблем; эмоционально-волевые, которые необходимы для оптимального и эффективного взаимодействия с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации [8].

Т.Н. Сверкунова, М.С. Тегенцев выделяют несколько противоречий, выявленных при изучении существующих подходов к классификации профессионально важных качеств личности социального работника. Первое противоречие заключается в требовании сочетания разнонаправленных качеств, например, таких как индифферентность и эмпатия. Второе противоречие заключается в том, что к профессионально важным относят качества, заставляющие социального работника глубоко переживать проблемы людей, обращающихся за помощью, например, сочувствие. Данные противоречия, согласно мнению указанных авторов, создают угрозу профессиональной деформации и эмоционального выгорания специалистов, занятых в сфере социальной работы [9].

Сложный характер проблемы формирования и развития профессионально важных качеств личности социального работника говорит о необходимости поиска современных эффективных средств дистанционного обучения для ее решения. Очевидно, что разработка новых учебных дистанционных курсов позволяет решить задачу ознакомления с содержанием профессиональной деятельности в социальной работе и оказать помощь студентам младших курсов в процессе профессиональной подготовки. Также можно утверждать, что вопрос о приобщении студентов старших курсов к практике социальной работы остается достаточно острым. Пока не предложено оптимального решения проблемы дистанционного взаимодействия студентов с получателями социальных услуг при прохождении практики. Остается открытым и вопрос о том, как включать студентов в профессиональное сообщество, используя ресурсы 1Т-технологий.

Обращаясь к имеющемуся опыту развития дистанционного обучения при подготовке социальных работников в вузе, выделим следующие возможности для решения проблем, возникающих при развитии профессионально важных качеств будущих социальных работников в ходе дистанционного обучения.

1. Организация вебинаров для студентов, в которых могут принять участие ведущие исследователи проблем социальной работы с различными группами населения, а также специалисты учреждений соцзащиты.

2. Разбор и обсуждение проблемных ситуаций в социальной работе в режиме телеконференций. Наиболее продуктивным будет участие в этом виде деятельности практикующих специалистов. В отличие от вебинаров студенты смогут предлагать свое видение проблемной ситуации и пути ее решения.

3. На данный момент представляется технически осуществимой возможность наблюдения за деятельностью социального работника в режиме реального времени. На практике этом может быть осуществлено в крупных городах, где социальные службы получают серьезное финансирование. Реализация данной возможности позволит дополнить практику студентов в дистанционном формате.

4. Достаточно перспективным, но наиболее затратным представляется разработка интерактивных моделей практической деятельности социального работника. Взаимодействуя с такими моделями, студенты смогут более полно ознакомиться с возникающими в ходе профессиональной деятельности трудностями и научиться принимать оптимальные решения.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что дистанционное обучение является эффективным средством, позволяющим дополнить существующую систему профессионального образования. Вместе с тем на существующем этапе возникает ряд проблем, обусловленных недостаточной разработанностью моделей дистанционного обучения. В частности, в плане развития профессионально важных качеств будущих социальных работников остаются нерешенными вопросы организации практики студентов, их взаимодействия с получателями социальных услуг и профессиональным сообществом. Возможности решения данных вопросов заключаются в дальнейшей разработке средств и технологий дистанционного обучения, обеспечивающих высокий уровень интерактивности в процессе профессиональной подготовки. Полученные результаты позволяют говорить о достижении цели исследования, а также значимости его результатов. В перспективе исследовательская работа может быть продолжена в направлении разработки программ, реализующих выявленные возможности для повышения эффективности дистанционного обучения в процессе развития профессионально важных качеств социальных работников.

1. Магомедов М.М. Дистанционное обучение в сфере образования Наука: общество, экономика, право. 2020; № 2: 331 - 336.

2. Сорокопуд Ю.В., Борисевич М.М. Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 225 - 226.

3. Умархаджиева С.Р Технологии дистанционного обучения в профессиональной подготовке социальных работников Известия Чеченского государственного университета. 2019; № 3 (15): 139 - 144.

4. Дунаева Н.И., Егорова П.А. Сопротивляемость личности трудностям в период обучения в дистанционном формате Вестник Мининского университета. 2021; Т. 9, № 2 (35): 8 - 22.

5. Василенко А.П. Трудности развития личностного компонента в условиях дистанционного обучения будущих педагогов Научно-методический электронный журнал Концепт. 2021; № 2: 14 - 23.

6. Попова Е.И., Баландин А.А., Дедюхин Д.Д. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы Образование и право. 2020; № 7: 203 - 209.

7. Завражнов В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Арзамас, 2010.

8. Рослякова С.В. Профессионально-личностные качества специалистов по социальной работе: результаты теоретического и эмпирического исследования Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; № 8: 136 - 141.

9. Тегенцев М.С., Сверкунова Т.Н. Профессионально важные качества социального работника как основная детерминанта в развитии профессиональной деформации специалиста Вести научных достижений. 2019; № S: 31 - 3S.

References

1. Magomedov M.M. Distancionnoe obuchenie v sfere obrazovaniya Nauka: obschestvo, 'ekonomika, pravo. 2020; № 2: 331 - 336.

2. Sorokopud Yu.V., Borisevich M.M. Specifika professional'noj podgotovki v usloviyah onlajn-obrazovaniya Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № S (78): 22S - 226.

3. Umarhadzhieva S.R. Tehnologii distancionnogo obucheniya v professional'noj podgotovke social'nyh rabotnikov Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 3 (1S): 139 - 144.

4. Dunaeva N.I., Egorova P.A. Soprotivlyaemost' lichnosti trudnostyam v period obucheniya v distancionnom formate Vestnik Mininskogo universiteta. 2021; T. 9, № 2 (3S): 8 - 22.

5. Vasilenko A.P. Trudnosti razvitiya lichnostnogo komponenta v usloviyah distancionnogo obucheniya buduschih pedagogov Nauchno-metodicheskj 'eiektronnyj zhurnal Koncept. 2021; № 2: 14 - 23.

6. Popova E.I., Balandin A.A., Dedyuhin D.D. Distancionnoe obrazovanie: sovremennye realii i perspektivy Obrazovanie i pravo. 2020; № 7: 203 - 209.

7. Zavrazhnov V.V. Pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo samoopredeleniya buduschih pedagogov-psihologov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arzamas, 2010.

8. Roslyakova S.V. Professional'no-lichnostnye kachestva specialistov po social'noj rabote: rezul'taty teoreticheskogo i 'empiricheskogo issledovaniya Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 8: 136 - 141.

9. Tegencev M.S., Sverkunova T.N. Professional'no vazhnye kachestva social'nogo rabotnika kak osnovnaya determinanta v razvitii professional'noj deformacii specialista Vesti nauchnyh dostizhenij. 2019; № S: 31 - 3S.

Статья поступила в редакцию 29.09.21

УДК 378.14

Ziyazieva L.R., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), senior teacher, Department of Business and Services,

KU n.a. Sh.Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan), E-mail: liliyazr@mail.ru

Tyulegenova A.T., senior teacher, Department of Business and Services, KU n.a. Sh.Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan)

Alpysbaeva Zh.Zh., senior teacher, Department of Business and Services, KU n.a. Sh.Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan)

FORMATION OF ORIENTATION-MOTIVATIONAL COMPONENT OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK. In the article, the authora pay attention to the dynamics in forming readiness for independent work by means of benchmarking technology using the organizational and motivational component in the educational process. The research is conducted in universities of Kazakhstan and Russia in order to determine the influence of mentality on the orientation-motivational factor of formation of university students' readiness for independent work by means of benchmarking-technology. The article is focused on the urgent problem of today - the dynamics of formation of orientation-motivational component of independent work by means of moral values. The author offers methodological material and pedagogical diagnostics in order to increase the level of formation of readiness for independent work. This problem has been little studied and requires further research.

Key words: independent work, moral values, life priorities, benchmarking-technology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л.Р. Зиязиееа, аспирант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, ст. преп.,

КУ имени Ш.Ш. Уалиханова, г. Кокшетау, E-mail: liliyazr@mail.ru

А.Т. Тюлегеноеа, ст. преп., КУ имени Ш.Ш. Уалиханова, г. Кокшетау

Ж.Ж. Алпыебаееа, ст. преп., КУ имени Ш.Ш. Уалиханова, г. Кокшетау

ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИОННО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В данной статье авторы уделяют внимание динамике готовности формирования к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии с использованием в учебном процессе организационно-мотивационного компонента. Исследование проводится в университетах Казахстана и России с целью определения влияния менталитета на ориентационно-мотивационный фактор формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - динамике формирования ориентационно-мотивационного компонента самостоятельной работы посредством нравственных ценностей. Автором предложены методический материал и педагогическая диагностика с целью повышения уровня формирования готовности студентов к самостоятельной работе. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Ключевые лва: самостоятельная работа, нравственные ценности, жизненные приоритеты, бенчмаркинг-технология.

Relevance.The formation of future specialist's readiness for targeted self-education, to use the methods and skills of self-educational activity is the modern tendency, connected, first of all, with the processes taking place in the society.

However, in our opinion, the actual topic of such discussions is not just the problems of modernization of higher education, but also rather the search for new principles of such modernization. It is quite obvious that at this time the matter is about the formation of an absolutely new paradigm of education.

The universal thesis is that the main task of higher education is to form a creative person of an expert capable of self-development, selfeducation, innovative activity, competitive, initiative, creative thinking, The main goal of the program is to provide the students with the knowledge and skills they need for a continuous professional growth and professional and social mobility.

This task requires, first of all, changes in the very conceptual framework of teaching, since the formation of such a person is hardly possible only through mechanical transfer of knowledge in the ready-made form from the teacher to the student.

In the new educational paradigm, the student must become an active subject who can competently formulate a problem, analyze possible ways to solve it, find the optimal result and prove its correctness. Therefore, in essence, it is about changing the paradigm of learning into a paradigm of education. From this perspective, students' self-study does not just become an important form of the educational process - it becomes its basis.

In foreign literature, self-study is often interpreted as «independent learning» and «self-regulated learning». Note that students who self-study often participate more actively in learning tasks, such as reading online learning materials, completing class

assignments, planning, and assessing learning milestones. Jossberger et al. (2010) noted that Self-Directed Learning (SDL) refers to the psychological processes of students who direct themselves to gain knowledge and understanding of how to solve problems [1].

The method of self-education formation as a personal quality is the organization of students' independent work in study process and education of independence [2].

Since students are at the core of learning process, a study tailored to their motivations and strategies and factors hindering their learning is imperative as students themselves play pivotal roles in shifting their own learning and acquiring enhanced academic achievement. Accordingly, Pintrich [3] acknowledged that research on student motivation is central to research in learning and teaching settings. Pintrich et al. have demonstrated that positive motivational beliefs positively related to higher levels of self-regulated learning. This study is critical because it delves into Liberi-an students' motivations and strategies as well as factors hampering their learning. Cognizant of this, Zimmerman [4] stresses that there is a growing pedagogical need to comprehend how students develop the capability and motivation to regulate their own learning. Zimmerman believes that when students monitor their responding and attribute outcomes to their strategies, their learning becomes self-regulated, and they exhibit increased self-efficacy, greater intrinsic motivation, and higher academic achievement. Gasco et al. [5] noted that motivation plays an important role in learning because it greatly explains academic performance. Students are supposedly capable of instigating, modifying, and sustaining information. Further, research showed that students' motivations and strategy use have some impact on student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.