Т. А. Челнокова
УДК 37
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предоставление равного доступа к образованию любому гражданину нашей страны -задача инклюзивного образования. С его становлением увеличилось количество детей с нарушениями психофизического развития, обучающихся в массовой школе. В связи с этим актуальным становится поиск ответов на вопросы, как достигнуть качества образования; как выстроить процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося; какие обновления образовательной среды являются особенно необходимыми; как сделать систему образования более адаптивной; как уберечь педагога от эмоционального выгорания в условиях работы со смешанной группой учащихся и т. п. Поиск ответов на данные вопросы заставил обратиться к идеям педагогического дизайна.
Рождение идей педагогического дизайна связано с деятельностью Р. М. Ганье, автора книг по теории обучения. Им был сформулирован ряд положений относительно условий обучения [8]. Идеи Р. М. Ганье и других приверженцев педагогического дизайна требуют осмысления в потоке современных преобразований, когда идет достаточно сложный процесс включения обучающихся с особенностями развития в массовую школу, когда снят постулат необучаемости, а обучение становится обязательным даже для детей со множеством дефектов развития. Тема возможностей педагогического дизайна в повышении уровня адаптивности образовательной системы к личностным особенностям обучающихся, развитии инклюзивного образования становится актуальной темой исследования.
В понимании сущности педагогического дизайна как актуального явления в системе современного образования необходим анализ позиций отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих содержание самого понятия. Как отмечает Е. В. Абызова, «понятие «педагогический дизайн» является заимствованным из англоязычной литературы и является переводом понятия "instructional design"» [1, с. 12]. Анализ имеющихся трактовок понятия (Р. Бригге, Р. С. Ричер, М. В. Моисеева, М. Н. Краснянский и др.) образует методологическую базу настоящего исследования, позволяя выделить направленность педагогического дизайна на превращение обучения в привлекательный, доступный каждому учебный процесс.
Педагогический дизайн включает дизайн урока, дизайн учебного курса, рабочей программы, учебных материалов, технологий обучения, образовательной среды. Преобразование обозначенных структурных элементов образовательных отношений происходит в условиях включения в образовательный процесс массовой школы обучающихся с особенностями психофизического образования, получением статуса общеобразовательной школы коррекционными школами. Инклюзия набирает темпы, но сам процесс оказывается достаточно сложным и противоречивым, требуя широкого исследования вопроса развития инклюзивного образования.
Несмотря на довольно непродолжительный период истории инклюзивного образования, сформировалась теоретическая основа его развития. Теоретическую ценность для реализации инклюзивной практики приобретают работы С. В. Алехиной, Д. З. Ахметовой, Е. М. Кутеповой, К. К. Малафеева, И. А. Семаго и других авторов.
Значимой методологической базой исследования выступают труды классиков отечественной науки Л. С. Выготского, Д. Б. Элькони-на, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, характеризующих обучение как процесс активного взаимодействия обучаемого и обучающего, определяющих основные требования к его модернизации, в том числе в условиях развития моделей инклюзивного образования.
Преломление сквозь призму знаково-символического образа инклюзивного образования, формируемого в трудах отечественных и зарубежных исследователей, идей педагогического дизайна может стать теоретической основой для создания необходимых условий образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии.
Целью проводимого исследования является определение сущностно-содержательных основ педагогического дизайна в модернизации модели современного образования, повышении возможностей эффективного включения в образовательные отношения лиц с особенными образовательными потребностями. Многообразие форм инклюзии, которое предлагается Федеральным законодательством [7], объясняет необходимость поиска такой модели современного образования, которая соответствовала бы потребностям общества и личности, в которой устранялись бы любые возможные препятствия еще до того, как они возникнут. Актуальность разработки такой модели и определила наше обращение к педагогическому дизайну.
А. Ю. Уваров предлагает рассматривать педагогический дизайн «как систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов» [5, с. 5]. M. David Merrill, чье определение считается классическим, определяет педагогический дизайн как научную дисциплину, задачей которой является разработка «эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем» обучения [9].
Организация эффективной учебной работы обучающихся с ОВЗ, включенных в учебный процесс вместе с детьми с подобными нарушениями развития или обучающихся вместе со сверстниками, которые не имеют подобных нарушений развития, получающим образование в дистанционной форме или в форме надомного обучения, требует рациональных действий в проектировании, разработке, оценке учебных материалов, техноло-
гий работы с ними. Актуализация позиций зарубежных и отечественных авторов по проблеме педагогического дизайна в реализации модели инклюзивного образования -путь к созданию доступной учебной среды для всех обучающихся.
Первым условием эффективного учения в сфере инклюзивного образования становится правильное определение индивидуального образовательного маршрута. Огромную роль в этом играет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая определяет вариант обучения и рекомендует наиболее благоприятную для ребенка форму обучения. В основе выводов и рекомендаций ПМПК лежит четко проведенный анализ образовательных потребностей ребенка, его индивидуальных возможностей и особенностей развития. Только соблюдение этого условия обеспечит успешность следующих шагов дизайнерской деятельности в построении эффективной модели обучения.
Главное предназначение педагогического дизайна - системный подход в построении учебного процесса в обеспечении единства целей обучения, учебного материала, педагогического инструментария. Педагогический дизайн учебного материала - это целостный производственный цикл, включающий в себя:
- анализ (для инклюзивных классов обязателен анализ особенностей образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, которым ПМПК может рекомендовать обучение по разным вариантам программ; примерно адаптированных образовательных программ);
- проектирование, предполагающее разработку сценария учебного взаимодействия (для обучения лиц с ОВЗ сценарий должен предусматривать рациональное дозирование материала, дробление его на части и т. п.);
- применение как непосредственное использование учебных материалов, ситуаций, в том числе искусственно создаваемых, в учебном процессе (например, соблюдение повторности материала на разных этапах урока или обеспечение аудиовизуальными техническими устройствами);
- оценка (оцениваются результаты достижений всех учащихся; в оценивании обучаю-
щих с ОВЗ важно опираться на принцип «был - стал», увидеть тенденцию позитивного движения и отметить ее как определенный успех ребенка).
В рамках циклов проектирования и применения важно помнить выдвинутые Р. М. Га-нье идеи о 9 уровнях обучения [6]. Организуя взаимодействие с учебным материалом, педагог должен привлечь внимание каждого; средством привлечения внимания, по мнению Р. М. Ганье, может быть шутка, шоковая аналогия. Второй уровень - уровень цели, способной мотивировать обучающихся на действия. В условиях инклюзивного образования важен принцип дифференциации целей, поставленных с учетом зон развития обучающихся и их ограничений. Согласно третьему уровню обучения, проектируется ситуация возвращения к предыдущим знаниям. Здесь очень важно учитывать, что уровни ответа на вопрос: «Что мы уже знаем по теме?» будут отличаться, поэтому возможно оптимально начинать восстанавливать пройденное с простейшего, давая возможность включиться в учебный диалог обучающемуся с задержкой психического развития, постепенно усложняя воспроизводимую информацию, соблюдать принцип повторности ее, подключая к общению обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Четвертый уровень был обозначен Р. М. Га-нье как представление стимулов; сценарий его реализации включает метод мозгового штурма. Пятый уровень - руководство процессом обучения. Специфика инклюзивных классов предполагает отказ от большого временного объема фронтальной работы со всеми, использование групповых форм работы, применение бланкового метода и т. п. В рамках данного этапа должна быть реализована роль педагога-фасилитатора, рационально координирующего взаимодействие обучающегося с учебным материалом с учетом зоны его ближайшего развития.
Шестой и седьмой уровни обучения - это установка уровня исполнения и установка обратной связи (закрепление). Осуществление данных уровней обучения возможно как на
основе работы педагога с группой (парой), так и на основе индивидуальной работы. Важным педагогическим принципом данных уровней остается принцип индивидуализации обучения, его проявлением является соответствие степени сложности задания уровню ближайшего развития обучающегося. Соблюдение этого условия особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Восьмой уровень обучения - уровень оценки. Одной из актуальных и в настоящее время нерешенных проблем является проблема оценивания результатов достижений обучающихся с особыми образовательными потребностями, у которых даже при положительной динамике (например, скорости чтения или письма) минимальный положительно оцениваемый результат может быть не достигнут. Реализуя девятый уровень обучения, педагог должен владеть техникой удержания информации в памяти обучающихся, учитывая их индивидуальные особенности, используя в этих целях многообразные приемы (например, прием визуализации).
И. А. Такушевич, анализируя подходы к понятию «педагогический дизайн», вносит в имеющиеся характеристики свое дополнение: «специальным образом организованную учебную деятельность (педагогически обоснованную, технологически реализуемую, этически выверенную и эстетически оформленную), которая представляет личностную значимость для обучающегося» [4, с. 98]. Нельзя не согласиться с данными характеристиками педагогического дизайна, обратившись к его возможностям в развитии инклюзивного образования.
Педагогический дизайн в условиях инклюзивного образования ориентирован на включение всех обучающихся в доступную для них учебную деятельность. Он должен предусматривать возможность обучающихся воспринимать знания по-разному, что особенно важно при наличии в классе обучающихся с сенсорными нарушениями, или нарушениями темпов психического развития. В сценарии учебного процесса должны быть предусмотрены разные варианты демонстрации учеб-
ных навыков. Так, навык чтения вслух для ребенка с дислексией должен быть заменен любым другим учебным навыком (например, подготовить дома пересказ текста). В прохождении отдельных этапов обучения обучающимися с ОВЗ нужно запланировать дополнительное время для выполнения задания. Планируя сценарий учебной деятельности обучающегося с ОВЗ, необходимо опираться на наиболее развитые способности ребенка. Элементом педагогического дизайна является опора на практическую деятельность и личный опыт ученика.
Согласно российскому законодательству реализация равенства образовательных прав обучающегося с ОВЗ обеспечивается многообразием организационных форм обучения. Педагогический дизайн актуален не только при организации учебного процесса в классе, но и при организации индивидуального обучения. Весь производственный цикл педагогического дизайна может быть востребован, например, при реализации варианта 8.3 для ребенка с синдромом РАС и интеллектуальными отклонениями, которому рекомендована индивидуальная форма обучения на дому. Целью педагогического дизайна остается создание среды, благоприятной для усвоения учебного материала, который формируется, дозируется с учетом особенностей ребенка, его индивидуальных возможностей.
Задача создания доступной образовательной среды - одна из задач, поставленных перед учреждениями образования. А среди целевых ориентиров педагогического дизайна -создание обучающей среды, в которой рационально представлены разные типы образовательных ресурсов, способные обеспечить психологически комфортное развитие всех субъектов образования. Обеспечение специальных условий для обучения - одно из требований к системе инклюзивного образования, которое зафиксировано в образовательных стандартах. Педагогический дизайн обеспечивает реализацию данного требования. При этом можно вспомнить, что одно из лексических значений термина «дизайн» - проектирование внешнего облика предмета или среды. Уме-
ние сделать окружающую среду не только доступной, но и привлекательной - важное профессиональное умение современного педагога.
Одной из актуальных проблем развития инклюзивного образования выступает проблема педагогических средств, способных обеспечить включение в учебную деятельность любого обучающегося, активизируя процесс его учения. И. А. Демидова, рассматривая педагогический дизайн и его средства, определяет их «как симбиоз конвенциональных педагогических средств и средств дизайна с опорой на определенные принципы (эффективное целеполагание, индивидуализация и нелинейность, комплексное воздействие на репрезентативные системы, рефлексивность и обратная связь, эстетизация), результатом которой является повышение привлекательности и результативности учебного материала» [2, с. 31]. Ориентация педагогического дизайна на придание педагогическим средствам особой привлекательности придает свою ценность в актуализации его идей в развитии модели инклюзивного образования. Для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения, например, важное значение приобретает цветовая гамма, размер, вид шрифта. Гораздо легче осуществить процесс чтения обучающимся с дислексией, если подобран специальный шрифт. Наглядность в задаче облегчит ее решение обучающемуся с ЗПР.
Педагогический дизайн предполагает моделирование учебного процесса с учетом новейших теорий, использования цифровых технологий. По мнению К. Г. Кречеткова, «при использовании информационных технологий в образовании роль педагогического дизайна многократно возрастает, поскольку многие функции преподавателя заменяются информационными технологиями» [3, с. 136]. Цифровые технологии имеют огромное значение для повышения уровня доступности образовательной среды, индивидуализации процесса обучения. Благодаря этому возрастает возможность включения в учебный процесс обучающихся с особыми образовательными потребностями, организуя их деятельность с
202//2 ■
я
учетом особенностей развития. Цифровиза-ция образовательной среды усиливает ценность реализации педагогического дизайна для разработки и внедрения наиболее эффективных, рационально организованных, комфортных для обучающихся способов, методов, систем обучения. Современные технические устройства позволяют задействовать в обучении максимально возможное число каналов восприятия информации (принцип наглядности); дозировать информацию по степени сложности и доступности; обеспечить эргономичность учебной деятельности; сделать зримым процесс мышления (опорные сигналы, схемы, линии связи и т. п.).
Реализация принципов педагогического дизайна на основе применения современных технических устройств обеспечивает необходимые специальные условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:
- хотя в современной науке нет единого определения сущностно-содержательных основ педагогического дизайна, и позиции исследователей позволяют толковать его как процесс, область знаний, педагогическую реальность, педагогический дизайн - действенное средство развития системы образования;
- дизайн помогает обеспечить видение процесса учения еще на этапе проектирования, сделать окружающую среду комфортной и привлекательной;
- на основе педагогического дизайна выстраивается новый подход к образованию, который приобретает особую ценность в решении задачи развития инклюзивного образования;
- теория педагогического дизайна дает общее руководство в ответе на вопрос, как помочь ученику учиться и развиваться, этот вопрос особо остро встает в свете задач инклюзивного образования;
- педагогический дизайн повышает уровень адаптивности образовательной среды к особенностям психофизического развития обучающихся с ОВЗ.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены точки зрения автора относительно понятия «педагогический дизайн», даны некоторые структурные характеристики педагогического дизайна. Особое внимание уделяется возможностям педагогического дизайна в развитии модели инклюзивного образования. Автор приводит примеры использования педагогического дизайна для повышения уровня адаптивности образовательной среды к особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. В статье отмечается, что цифровизация расширяет возможности педагогического дизайна в создании благоприятных условий для учения.
Ключевые слова: педагогический дизайн, инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда, проектирование, системный подход, уровень обучения, особые образовательные потребности, цифрови-зация.
SUMMARY
The article presents the authors' points of view regarding the term "pedagogical design"; it gives some structural characteristics of pedagogical design. A special attention is paid to the opportunities of pedagogical design in development of the inclusive education model. The author gives some examples of the pedagogical design application to increase the level of the educational milieu adaptivity to the special educational needs of the students with health limitations. The article notes that digitalization expands opportunities of the pedagogical design in creation of favorable conditions for teaching.
Key words: pedagogical design, inclusive education, students with health limitations, educational milieu, engineering, systematic approach, educational level, special educational needs, digitalization.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 3. -С. 12-16.
2. Демидова И. А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2019. - Т. 4. - Выпуск 4. -С. 25-32.
3. Кречетников К. Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий: матер. XVI Междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 2005. - С. 135-136.
4. Такушевич И. А. Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 95-99.
5. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн [Электронный ресурс]. - URL: https://b-ok.global/book/3297995/54faef (дата обращения: 22.01.21).
6. Условия обучения (Conditions of Learning) (R. Gagne) [Электронный ресурс]. - URL: //https://www.sites.google.com/site/teoriipsiholo gii/001-teorii-2/teorii/10-uslovia-obucenia-conditions-of-learning-r-gagne-3.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/
8. Gagne R. The Conditions of Learning (4th Ed.). - New York, 1985. Holt, Rinehart & Winston.
9. Merrill M. David Developing Instructional Design: A Step-by-Step Guide to Success. -1991. - 75 с.
i'lfl)
Н. С. Кожанова
УДК 376.112.4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
окращение количества специальных образовательных организаций, оказывающих коррекционные услуги в субъектах Российской Федерации, автоматически привело к тому, что в различных регионах страны кор-рекционные школы стали закрываться, а учащимся с отклонениями в развитии рекомендовано обучаться в общеобразовательных организациях. Ни в коем случае не обесценивая того факта, что инклюзия действительно является одним из важнейших направлений развития системы Российского образования, направленного на поддержку и поощрение разнообразия среди всех обучающихся (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) Ст. 2 п.27.), мы должны отметить тот факт, что часть обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) обучается в общеобразовательных организациях без своевременного диагностирования, а, следовательно, без учета их особых образовательных потребностей и создания адекватных условий их обеспечения.
Термин «особые образовательные потребности» нормативно закреплен в Российской Федерации и стал общепризнанным в научно-педагогических исследованиях [2, с. 1]. В связи с этим нормативные документы четко предписывают учитывать особые образовательные потребности обучающегося, которые лежат в основе определения специаль-