Научная статья на тему 'Возможности оптимизации самостоятельной работы обучающихся с помощью работы с сайтом (Google sites and Documents)'

Возможности оптимизации самостоятельной работы обучающихся с помощью работы с сайтом (Google sites and Documents) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕРСОНАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / GOOGLE SITES AND DOCUMENTS / INFORMATION TECHNOLOGY / INDEPENDENT WORK / PERSONAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Юлия Викторовна

В данной статье рассматриваются особенности применения сетевых технологий в процессе обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся как одному из видов учебной деятельности и ее организации с помощью работы с сайтом Google Sites and Documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR OPTIMIZING INDEPENDENT WORK OF STUDENTS BY USING WORK WITH THE SITE (GOOGLE SITES AND DOCUMENTS)

This article describes the features of the use of network technologies in the process of teaching a foreign language. Particular attention is paid to the independent work of students as one of the types of educational activities and its organization by working with the Google Sites and Documents website.

Текст научной работы на тему «Возможности оптимизации самостоятельной работы обучающихся с помощью работы с сайтом (Google sites and Documents)»

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ РАБОТЫ С САЙТОМ (GOOGLE SITES AND DOCUMENTS) Бондарева Юлия Викторовна, преподаватель иностранного языка

(e-mail: julie2588@yandex.ru) ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», г.Курск, Россия

В данной статье рассматриваются особенности применения сетевых технологий в процессе обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся как одному из видов учебной деятельности и ее организации с помощью работы с сайтом Google Sites and Documents.

Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельная работа, персональная учебная среда, дистанционное обучение, Google Sites and Documents.

Современный этап развития общества отмечается внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образование. В настоящее время в Интернете размещено достаточно большое количество образовательных сайтов и их число постоянно растет. С их помощью обучающиеся могут не только осуществлять поиск, передачу и обработку учебной информации, а также общаться с другими учениками, задавать интересующие их вопросы преподавателям и т.д. Следует отметить, что создание образовательных сайтов является одной из важнейших технологий разработки ресурсов Интернета [Толстоброва 2010: 284].

Активизация самостоятельной работы обучающихся приобретает особо важное значение в связи с государственной стратегией модернизации системы образования. Формирование умений самостоятельной учебной деятельности является основой для дальнейшего самообразования, так как каждый будущий специалист в любой сфере деятельности должен уметь самостоятельно обогащать свои знания через различные источники информации, обобщать и систематизировать полученные знания [Чебурина 2010: 290].

Самостоятельная работа обучающихся - это важнейшая форма организации учебного процесса, осуществляемая под руководством преподавателя, в процессе которого могут формироваться такие необходимые личностные качества, как инициативность, ответственность за ход и результаты деятельности, а также формируются умения самоорганизации и самоконтроля.

По моему мнению, для активизации самостоятельной работы обучающихся целесообразно использовать возможности сети Интернет, а в частности использование учебного сайта Google sites and documents для само-

стоятельного изучения теоретического материала и самостоятельного изучения иностранного языка.

Google sites выступает в качестве средства для создания персональной учебной среды (веб-среды), основными задачами которой является следующее:

• доступ к информации, к учебным ресурсам;

• взаимодействие с другими обучающимися и иными участниками, обмен знаниями;

• публикация своих результатов.

Сервисы Google обладают рядом достоинств, которые значительно облегчают организацию дистанционной формы обучения. Сервисы Google прозрачны и открыты, просты в освоении, бесплатны, безопасны, а также непрерывно развивающиеся и совершенствующиеся.

Сетевой сервис Google - современное средство, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия, включающие персональные действия участников (записи мыслей, заметки, выполнение заданий, аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов и т.д.), коммуникации участников между собой (почта, чат, форум).

Google sites облегчает работу такими возможностями как создание и редактирование страниц прямо в браузере, связь страниц и подразделов сайта через ссылки. Изменения на страницах сайта и подстраницах появляются сразу же после их внесения. В Google sites осуществляется учет изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних правок.

Google sites дает бесплатную возможность создания личного сайта, доступ к которому владелец может ограничить и сделать доступным только для определенного круга лиц. Google sites позволяет загружать на сайт файлы различных форматов, таких как .doc, .docx, .pdf, а также изображения, видео- и аудиофайлы, таблицы и всевозможные схемы. Таким образом, работая на сайте студенты, имели возможность развивать и совершенствовать навыки во всех видах речевой деятельности, исключая навыки говорения.

Все зарегистрированные пользователи на сайте имеют доступ ко всем материалам сайта, имеют возможность выполнения грамматических управжнений, прослушивания аудиофайлов к заданиям по аудированию. На Google sites возможно создавать подстраницы в каждом разделе, и каждый тренировочных вариант располагается на отдельной подстранице, где обучающиеся имеют возможность посмотреть и скачать файл с заданием, послушать или скачать аудиофайл с заданием по аудированию, а также оставить комментарий, задать вопрос преподавателю или обсудить спорные вопросы с другими пользователями, опубликовать свои выполненные задания, обсудить работу других пользователей и т.д.

Не менее важным сервисом на Google sites является продукт Google Docs, который позволяет создавать и хранить документы, для доступа к

которым необходимо будет иметь лишь Интернет-соединение и открытый доступ к этим документам или иметь регистрацию, если сайт будет закрыт от посторонних участников и доступен лишь определенному кругу лиц.

Основным преимуществом Google Docs является совместный доступ и одновременное редактирование документов, причем все эти действия могут сопровождаться он-лайн общением всех участников с помощью чата. При этом каждый участник сайта будет видеть, кто из других участников осуществляет в данный момент редактирование документа, т.е. над фразой будет высвечиваться логин участника. При этом можно создать документ, к которому можно установить другие настройки, например, выбрав пункт «Просматривать» мы тем самым даем возможность другим участникам только просматривать документ без права редактирования наравне с руководителем сайта. Чат в Google Docs служит неотъемлемой частью необходимой для общения всех участников сайта. При этом преподаватель может управлять процессом обучения, выполнения определенного задания, содержащегося в данном документе. В чате преподаватель может давать команды обучающимся, предупреждать участников об их очереди выполнения задания, указывать на допущенные ошибки, делать комментарии, давать объяснения и т.д.

Google Docs обладает двумя основными полезнейшими особенностями: поддержка форматов .docx and .xlsx, поддержка макросов. Документы, созданные в MS Office 2007, свободно открываются в он-лайн редакторах гуг-ла. Также в Google Docs добавляется возможность работы при отсутствии интернет-соединения. В хранилище Google Docs также можно загружать PDF файлы (до 10 MB со своего компьютера и до 20MB из Интернета). Кроме того, появился довольно быстродействующий pdf-просмотрщик, который умеет демонстрировать документы, искать в них текст, распечатывать документ.

Используя Google sites, мною была предпринята попытка создания обучающего сайта под названием Distant work, на котором я размещала необходимый материал для обучающихся. Пользователи данного сайта имеют различные возможности. Все обучающиеся были добавлены на сайт в качестве пользователей, которые не имеют возможности редактирования сайта, т.к. при неосторожных действиях обучающихся могла быть нарушена работа сайта или удалены документы, сохраненные на сайте. В связи с этим все выполненные работы отправлялись на проверку по электронной почте.

Выполнение значительного количества заданий на сайте позволило выявить наиболее типичные ошибки и основные трудности, с которыми обучающиеся сталкиваются в ходе работы.

При выполнении заданий на аудирование обучающиеся сталкивались со следующими трудностями:

~ им не всегда удавалось определить ключевые слова, выражающие основную мысль высказывания;

~ неумение правильно интерпретировать синонимичные выражения, используемые в высказывании, т.к. верный ответ, как правило, всегда выражен синонимами к словам, приведенных в пункте задания;

~ извлекать необходимую информацию из аудиотекста, что в большинстве случаев объяснялось недостаточным лексическим запасом слов;

~ главным барьером в понимании иноязычной речи являлось наличие достаточного количества незнакомых слов. При встрече с незнакомым словом внимание обучающихся отключалось, им не сразу удавалось связать контекст по понятным им словам.

Все перечисленное, соответственно, приводило к неверному выбору ответа.

При выполнении заданий в разделе «Чтение» обучающиеся допускали ошибки в связи с тем, что они неправильно интерпретировали задания, не могли правильно выделить ключевые слова, отражающие основное содержание текста, пытались переводить дословно каждое слово и при встрече с незнакомым словом теряли общий смысл текста, не всегда могли догадаться о значении слова по контексту. Обучающиеся также столкнулись с определенными трудностями по извлечению запрашиваемой информации в тексте. Им не всегда удавалось отделить запрашиваемую информацию от избыточной, второстепенной, ненужной информации.

В разделе «Грамматика и лексика», где от обучающихся требуется преобразовать слова таким образом, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста, ошибки допускались в связи с неправильным определением части речи необходимой по контексту. В некоторых случаях обучающиеся правильно определяли часть речи необходимую по контексту, но они неправильно выбирали словообразовательные аффиксы, что приводило к использованию неправильной формы слова. Также допускались ошибки в тех случаях, когда по смыслу нужно использовать прилагательное, и обучающиеся пытались образовать от существительного прилагательное, хотя в данных примерах должно было стоять не само прилагательное, а существительное, которое перед другим существительным выступает в качестве прилагательного. Однако наиболее частотными были ошибки, допущенные в тех случаях, когда необходимо было поставить глагол в правильную форму. Ошибки допускались при выборе временных форм глагола, активного или пассивного залога, герундия или инфинитива.

Большие трудности у обучающихся вызывал раздел «Письмо». Помимо лексических, грамматических, орфографических ошибок обучающиеся допускали ошибки при оформлении письма. Им не всегда удавалась правильно определить структуру письма и строго соответствовать этой структуре, неправильно разделяли на абзацы или даже в некоторых случаях деление на абзацы полностью отсутствовало. Во многих эссе они не полностью раскрывали тему, неправильно определяли тип письма, стиль повествования. При написании эссе обучающиеся не всегда использовали сложные конструкции, вводные слова, союзные и причастные обороты, что

приводило к скудности повествования. В результате работы и тренировки в написании эссе обучающиеся со временем обогатили свой словарный запас, стали использовать наиболее частотные конструкции, характерные для каждого типа сочинения, которые были им предложены в теоретическом справочнике на сайте.

Таким образом, Google sites позволяет успешно организовать дистанционную поддержку обучающихся в процессе их самостоятельного изучения иностранного языка за счет широкого спектра возможностей хранения и создания необходимой информации для обучающихся. Основным преимуществом Google Docs является надежность хранения и одновременный доступ нескольких человек к одному документу, при одновременном доступе нескольких участников сайта к документу возможно он-лайн общение с помощью чата, что позволяет преподавателю управлять процессом выполнения определенного задания, находящегося в данном документе.

Список литературы

1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе [Текст] / С. Авдеева // Народное образование. - 2008. - № 1. С. 176-182.

2. Астахова, Е.С. Самостоятельная работа как способ активизации мыслительной деятельности учащихся [Текст] / Е.С. Астахова // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе: Материалы всероссийск. на-уч.-прак. конф., Нижний Тагил, 2010. - С. 126-128.

3. Биккулова, Г.Р. Дистанционное обучение в России [Текст] / Г.Р. Биккулова // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - №4. - С. 4-13.

4. Вакуленкова, М.В. Основные направления дистанционного обучения в системе школьного образования [Текст] / М.В. Вакуленкова // Научное обозрение. - 2007. - №6. С. 144-145.

5. Весна, Г.Ш. Актуальные вопросы дистанционного обучения [Текст] / Г.Ш. Весна, С.П. Жмакина, О.М. Зобкало // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. -№3. - С. 10-13.

6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336с.

7. Гомулина, Н.Н. Система дистанционной подготовки к ЕГЭ с помощью сайта «College.ru.Подготовка к ЕГЭ» [Текст] / Н.Н. Гомулина // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - №3. - С. 23-33.

8. Ивушкина, Е.Б. Электронные ресурсы в обучении [Текст] / Е.Б. Ивушкина, А.Е. Кузнецова // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования: Сборник научных статей. Кн. 2 / Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования (14-15 апреля 2010 г., Москва, НИТУ «МИСиС»)». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - С. 238-241.

9. Кедрова, Г.Е. Онлайновое обучение: новая парадигма общения [Текст] / Г.Е. Кедрова // Вестник Московского Университета, сер.9 Филология. - 2005. - №2. - С. 7395.

10. Климентьев, Д.Д. К вопросу о внедрении компьютерных технологий в практику преподавания и изучения иностранных языков в школе и вузе [Текст] / Д. Д. Клименть-ев // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. - Курск, 2006. - С. 36-42.

11. Климентьев, Д.Д. Некоторые аспекты прагматической концепции дистанционного обучения иностранным языкам [Текст] / Д. Д. Климентьев // Иностранные языки в объединяющемся мире: Описание, преподавание, овладение : Тезисы 2 региональной конференции. - Курск, 2001. - С. 64-65.

12. Коновалец, Л. С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения [Текст] / Л. С. Коновалец // Педагогика. - 1999. - № 2. - С.46-50.

13. Лазичев, А. Курсовое дистанционное обучение [Текст] / А. Лазичев // Высшее образование в России. - 2008. - №6. - С. 72-76.

14. Латышев, В.П. Компьютерная технология обучения: Учеб. пособие [Текст] / В.П. Латышев. - М.: МАЙ, 1992. - 48 с.

15. Нокс, Дж. Что могут дать компьютеры педагогике: взгляд из американской школы [Текст] / Дж. Нокс // Информатика и образование. - 1990. - № 1. - С. 107-112.

16. Парамзина, В. Создание средств дистанционного обучения [Текст] / В. Пара-мзина // Народное образование. - 2008. - №1. - С. 113-115.

17. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании дидактические проблемы: перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. - М.: Школа-пресс, 1994. - 205 с.

18. Толстоброва, О.В. Особенности разработки образовательного сайта как информационного ресурса [Текст] / О.В. Толстоброва, Н.В. Александрова // Актуальные вопросы использования инновационных технологийв образовательном процессе: Материалы всероссийск. науч.-прак. конф., Нижний Тагил, 2010. - С. 284-286.

19. Чебурина, О.В. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин информационно-технологической подготовки [Текст] / О. В. Чебурина // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе: Материалы всероссийск. науч.-прак. конф., Нижний Тагил, 2010. - С. 290-292.

20. Шабанов, А.Г. Дистанционное обучение в системе непрерывного образования [Текст] / А.Г. Шабанов // Инновации в образовании. - 2008. - №9. - С. 25-30.

Bondareva Julia Viktorovna, teacher of a foreign language (e-mail: julie2588@yandex.ru)

OBPOU "Kursk Autotechnical College", Kursk, Russia

OPPORTUNITIES FOR OPTIMIZING INDEPENDENT WORK OF STUDENTS BY USING WORK WITH THE SITE (GOOGLE SITES AND DOCUMENTS) Abstract. This article describes the features of the use of network technologies in the process of teaching a foreign language. Particular attention is paid to the independent work of students as one of the types of educational activities and its organization by working with the Google Sites and Documents website.

Keywords: information technology, independent work, personal learning environment, Google Sites and Documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.