УДК 377 ББК 74
ОНЛАИН-ОБУЧЕНИЕ АСПЕКТАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
TEACHING ASPECTS OF A FOREIGN LANGUAGE ONLINE
Игнатенко Ирина Ивановна
Профессор кафедры иностранных языков МПГУ, доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. Автор анализирует причины растущей популярности онлайн-обучения: ценовая и территориальная доступность, экономия времени, возможность гибкого подхода к индивидуальным потребностям, современность имиджа. В статье показаны способы преодоления педагогических и технических трудностей, возникающих у начинающих онлайн-преподавателей. Автор раскрывает некоторые особенности методических приемов и технических ресурсов онлайн-обучения различным аспектам языка: чтению, аудированию, говорению и письму. Приводятся примеры использования инновационных технических ресурсов для самостоятельного обучения творческому письму. Показана роль обратной связи и особенности исправления ошибок в онлайн-занятии.
Ignatenko Irina I.
Professor at the Foreign Languages Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Abstract. The author examines the reasons for the growing popularity of online learning: price and territorial accessibility, saving time, the possibility of a flexible approach to individual needs, the modern image. The article shows ways to overcome the pedagogical and technical difficulties with new online teachers. The author reveals some features of the methodological techniques and technical resources of various aspects of the online language learning: reading, listening, speaking and writing. Examples of the use of innovative technical resources for independent learning of creative writing are given. The role of feedback and the features of error correction in an online lesson are shown.
Ключевые слова: онлайн-обучение иностранному языку, обучающая платформа, интерактивная доска, общий экран, языковые аспекты.
Keywords: online language learning, learning platform, interactive whiteboard, shared screen, language aspects.
Обучение в режиме онлайн стремительно набирает популярность в современном мире. Это связано с рядом причин:
• возрастающая доступность информационных и коммуникативных технологий и их снижающаяся стоимость;
• способность информационных и коммуникативных технологий дополнить и обогатить традиционное преподавание ресурсами;
• потребность в гибком доступе к дистанционному обучению на дому, на работе, в рамках традиционных образовательных учреждений;
• необходимость в снижении стоимости и повышении продуктивности и эффективности обучения;
• потребность изолированных и независимых обучающихся в равноправном доступе к образовательным возможностям и услугам;
• потребность образовательных учреждений в применении информационных и коммуникативных технологий для достижения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;
• потребность образовательных учреждений в современном имидже, в том числе для привлечения внимания обучаемых и их родителей [1].
Сегодня многие преподаватели стремятся давать уроки в онлайн-режиме, преодолевая первые трудности и опасения. Профессионалы отмечают удобство применения программы Skype для индивидуальных и парных занятий, сервис-платформы Zoom для групповых занятий; описаны также возможности ведения разговорных клубов и клубов чтения. Преподавателю не надо копировать материалы на флешку, скачивать или распечатывать их - всегда можно направить обучаемому нужную ссылку.
На первых порах могут возникать сложности подсоединения, подключения микрофона, отсутствия слышимости, невозможности включить веб камеру. С помощью программ Screencast-o-matic, Bandicam или Zoom можно записать подробную видеоинструкцию для обучаемых с голосовым пояснением. Перед началом можно сделать тестовый звонок обучаемому на платформе, выбранной для занятий.
С каждым новым обучаемым, который планирует заниматься в группе, можно сначала провести один-два индивидуальных занятия для апробации инструментов и их функций, чтобы переводить его в групповой формат только тогда, когда он будет разбираться в своих действиях на платформе. Преподавателю может потребоваться гибкость, если возникают технические трудности. При невозможности работы в Skype можно провести урок в Zoom; если эти инструменты не работают, можно созвониться с обучаемым по WhatsApp.
Во время группового занятия преподавателю рекомендуется периодически заходить на платформу с разных устройств (компьютер, планшет, телефон) в качестве обучаемого, чтобы видеть то же, что видят обучаемые, и понимать возникающие проблемы. В онлайн-школах часто есть технические помощники, которые осуществляют компьютерное сопровождение занятий с онлайн-группами, помогают обрабатывать данные и отвечать на вопросы обучающихся [2].
Анализируя виды работы на онлайн-занятиях, остановимся сначала на чтении. Даже с маленькими детьми можно и нужно читать на занятии, так как это для них и мотивация, и развитие грамотности. Со взрослыми обучающимися можно дать задание: просмотреть
текст (scan reading) и найти какую-то информацию (read for specific information): например, время, место проведения события - для дальнейшего обсуждения, ответов на вопросы. Но детальное, аналитическое чтение с поиском новых слов по словарю (например: read an article in detail) проводить онлайн не будет эффективно, его надо задавать на дом.
Рекомендуется также заранее продумать форму показа текста: на экране, на доске, в виде слайда из PowerPoint или в PDF-распечатках, а также объем видимого обучаемому текста. Для того, чтобы обучаемые распечатали себе текст, можно заранее выслать им его по электронной почте. Можно обеспечить обучаемых ссылкой на нужный материал.
Можно отметить следующие технические ресурсы для онлайн-чтения:
• CuePrompter - онлайн-суфлер, позволяющий настроить движение текста с выбранной скоростью;
• Online dictionary - онлайн-словарь, дающий значения слов и словосочетаний, а также произношение;
• Scrible - аннотирование онлайн-текстов маркером и сохранение заметок в «библиотеке» для дальнейшего использования;
• Rewordify - упрощение языка и адаптация материалов к уровню знаний обучающихся [3].
Обучение аудированию на онлайн-занятии включает, как и на традиционном занятии, введение в контекст, настраивание на тему, постановку задач, а после аудирования задание на говорение или лексический анализ. Кстати, само онлайн-занятие, особенно в индивидуальном формате, тоже представляет собой аудирование, возможности которого можно использовать максимально полно, так как это непосредственное общение. Поэтому, делясь с обучаемым какими-то своими впечатлениями о каком-либо интересном событии, уместно ставить перед ним задачи (где, что, когда, как), чтобы это не было просто слушанием, а подготовкой к последующему самостоятельному говорению на эту тему.
Рекомендуется включать не только слушание преподавателя и других обучающихся, но и прослушивание аудиозаписи, так как это вносит разнообразие в онлайн-занятия. Можно предложить, например, прослушать сводку погоды и выделить температуру в двух-трех регионах (listening for specific information). Затем можно предложить высказаться о том, кто какую погоду любит и почему.
Можно задавать аудирование на дом, так как обучаемые уже имеют мотивацию работать с использованием технологических возможностей. Во избежание технических трудностей преподавателю надо заранее проверить наличие опции "play audio/ video" на используемой платформе. Если преподаватель планирует проигрывать аудио- или видеофайлы с экрана, доступного и обучаемым, необходимо проверить, всегда ли у них есть звук и/или изображение. Можно отправлять обучаемым, которые нуждаются в дополнительной поддержке, сообщения в чатах мессенджеров. Например, при аудировании некоторым обучаемым необходима опора на текст (transcript), который можно выслать только им.
Следует давать следующие задания на аудирование:
• прослушивание головоломки (jigsaw listening), когда каждая половина класса прослушивает разные мнения по одной и той же теме, а потом они сравнивают позиции говорящих;
• прослушивание текста с записыванием ключевых слов и последующей полной реконструкцией текста (dictogloss), что учит выделять ключевые слова и фразы;
• просмотр отрывка из фильма (film clip) без звукового сопровождения с угадыванием реплик по мимике и жестам исполнителей, с последующей проверкой при включенном звуке;
• прослушивание вопросов и ответы на них - для отработки, например, неправильных форм глагола;
• угадывание предмета на предъявленных картинках по их описанию - для отработки, например, предлогов для обозначения места (prepositions of place);
• для маленьких детей: прослушивание песни с последующим выучиванием слов на основе картинок и мимики и исполнением, что позволяет учить слова в неутомительной форме.
Важно обеспечить следующие факторы:
• разнообразие тематического материала для аудирования;
• учет интересов обучаемого/обучаемых;
• разнообразие акцентов говорящих.
Перейдем к обучению говорению на онлайн-занятиях. Здесь также необходимо ставить четкие цели и задачи каждого занятия и всего курса в целом, чему вы хотите научить: улучшить произношение, научить связно высказываться, не делать ошибок в каких-то грамматических структурах, расширить вокабуляр, повысить беглость речи.
Преподаватель должен также обеспечить разнообразие видов деятельности: ролевые игры, дискуссии, дебаты - как в традиционном классе. Не следует забывать об обратной связи (feedback): обеспечение понимания обучающимся своего прогресса в одних областях и трудностей в других.
Чтобы дать возможность на групповом онлайн-занятии высказаться каждому обучаемому, рекомендуется разделять обучаемых с помощью инструмента Breakout Rooms на пары или мини-группы и давать дифференцированные задания. Далее преподаватель «переходит» от группы к группе, как на традиционном занятии [2].
Занятие по говорению, аналогично традиционному, начинается с введения в тему. Далее важно заинтересовать обучающихся темой. Например: в теме «Профессии» взрослые обучающиеся могут назвать как можно больше (brainstorming) названий профессий и определений к ним, потом после обсуждения выбрать лучшие и худшие для себя и ранжировать от 1 до 10. В конце преподаватель может вступить в разговор, подвести итоги, разобрать ошибки, используя интерактивную доску (white board) или chat box.
Исправление ошибок проводится сразу, если стоит задача: добиться правильности произносимого. Если поставлена задача: добиться беглости речи, то лучше исправлять в конце высказывания. В любом случае обучаемые должны учиться исправлять сами свои ошибки, для чего можно выработать систему сигналов более явных, чем на традиционном уроке. Например, можно разработать систему цветных карточек для разного вида ошибок. С маленькими детьми можно использовать предметы и игрушки (realia). Можно записывать ошибки на доске и демонстрировать их после выполнения задания. Посредством chat box можно при необходимости персонализировать обратную связь, чтобы каждый
обучаемый видел только свои ошибки. Посредством Google Docs или PrimaryPad можно заносить ошибки и рекомендации по дальнейшей работе в отдельный документ и передавать его обучаемому для письменного исправления дома.
Для развития навыков говорения можно дополнительно использовать следующие инструменты:
• Voki - программа, позволяющая создавать говорящих персонажей;
• Flipgrid - дискуссионная видео-платформа, гле преподаватели создают класс и выставляют вопросы для ответов с помощью видео;
• SpeakPipe - запись и сохранение аудиофайлов обучающихся для мониторинга их прогресса;
• VoiceThread - облачное приложение, которое позволяет обучающимся загружать и обсуждать документы, презентации, изображения, аудиофайлы и видео, а также обмениваться ими;
• Padlet - интерактивная доска объявлений, где обучаемые могут записывать аудиофайлы и обмениваться ими.
Обучение письму также имеет свои особенности при онлайн-обучении. Само письмо осуществляется в качестве домашнего задания, но модель задается на занятии, обсуждается план, структура текста, вокабуляр. Дополнительно можно обратить внимание на пунктуацию или логическое связывание предложений, формальный/неформальный стиль. На следующем уроке осуществляется проверка написанного, исправление ошибок, обратная связь в устном и/или письменном виде. В логике онлайн-занятия лучше, если письмо будет осуществляться не от руки, а с использованием технологий.
Написание слов, фраз, нескольких предложений вполне можно осуществлять и в ходе онлайн-занятия, чтобы обучаемые могли продемонстрировать знание слов или понимание правильного порядка слов в предложении.
Для письма на занятии можно использовать следующие технические инструменты:
• интерактивная доска (interactive whiteboard) - для написания слов;
• окно чата (chat box) - для написания фраз;
• общий экран, показывающий текстовый документ (shared screen tool showing a word processing document) - для написания текста;
• общий документ, который может редактировать каждый обучаемый, например, Google Doc, PrimaryPad (a shared document which can be edited by everyone) - обучаемые могут добавлять комментарии к письменной работе друг друга.
Обратная связь с преподавателем осуществляется устно на занятии, а также, для более детального разбора и осмысления, письменно по электронной почте или через общую ссылку.
Для содействия развитию творческого письма помимо онлайн-занятий, в режиме самостоятельной работы обучающихся, можно предложить следующие инструменты:
• SpellingCity - программа для овладения словарным запасом, представляющая интересную орфографическую практику и забавные фонетические игры для детей; автоматизация тестов помогает сэкономить время преподавателей, благодаря чему обучаемые могут совершенствовать правописание самостоятельно в ходе игровой деятельности;
• Storybird - онлайн-сервис для создания собственных историй с помощью иллюстраций и текстовых сообщений;
• Ozdic - онлайн-словарь, который позволяет искать употребительные словосочетания, полезный ресурс для развития словарного запаса;
• bubbl.us - веб-инструмент, который позволяет структурировать проектные идеи в форме диаграммы;
• Book Creator - инструмент для создания электронных книг на iPad, Chromebook и в Интернете;
• Make Beliefs Comix - возможность создания комиксов, развивающих воображение, для обучения письму, рассказыванию историй, анализу литературы;
• Write & Improve - бесплатный сервис мгновенной автоматической проверки письменных заданий [3].
Итак, при наличии стабильного интернета, хорошей веб-камеры, микрофона, компьютера каждый преподаватель может опробовать возможности онлайн-обучения. Потребуется некоторое время, чтобы понять, как демонстрировать экран, как работать с документами в Google, какие ресурсы удобны для создания дополнительных заданий (например, learningapp.com). По мере обретения опыта преподаватель, преодолев технические трудности, начинает ощущать преимущества работы онлайн, которая может составлять как основную, так и дополнительную занятость в гибком режиме.
Список литературы
1. Handbook of distance education / ed. M. G. Moore, W. G. Anderson. - London: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. - P. 193-235, 349-367.
2. Online teaching tools for vocabulary practice. - URL: https://skyteach.ru/2018/11/07/ online-teaching-tools-for-vocabulary-practice/ (дата обращения: 07.11.2018).
3. Tips for new online teachers of English. - URL: https://www.futurelearn.com/ courses/online-tutoring/ (дата обращения: 22.11.2018).
4. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. - 2017. - № 2. - С. 45-56. - URL: http://pmedu.ru/images/ pso2017-2/45-56.pdf (дата обращения: 20.11.2018).
5. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 9. - С. 229-232.
References
1. Moore M. G., Anderson W. G. (eds.) Handbook of distance education. London: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. Pp. 193-235, 349-367.
2. Online teaching tools for vocabulary practice. Available at: https://skyteach. ru/2018/11/07/online-teaching-tools-for-vocabulary-practice/ (accessed: 07.11.2018).
3. Tips for new online teachers of English. Available at: https://www.futurelearn.com/ courses/online-tutoring/ (accessed: 22.11.2018).
4. Boguslavskiy M. V., Neborskiy Е. V. Razvitie konkurentosposobnoy sistemy vysshego obrazovaniya Rossii: analiz problemnykh faktorov. Problemy sovremennogo obrazovani-ya. 2017, No. 2, pp. 45-56. Available at: http://pmedu.ru/images/pso2017-2/45-56.pdf (accessed: 20.11.2018).
5. Boguslavskiy M. V., Neborskiy Е. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3
Статья поступила в редакцию 16.12.2018 The article was received on 16.12.2018