Высшее образование
УДК 378
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Н.В. Шамина
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена внедрением онлайн-курсов в образовательный процесс. Приоритетная цель статьи заключается в выявлении сильных и слабых сторон онлайн-обучения. Показано, что массовый характер, применение современных и интерактивных технологий, обучение людей с ограниченными возможностями, безусловно, относятся к сильным сторонам онлайн-обучения. Однако отсутствие непосредственного контакта преподавателя и студента не позволяет в полной мере реализовать компетентностный подход. Тем не менее, подчёркивает автор, одна из главных задач преподавателя - создание образовательного пространства - реализуется и на онлайн-курсах, без которых в настоящее время сложно представить образовательный процесс. Из этого следует, что обращение к заявленной проблематике является весьма своевременным, поскольку обусловлено активным внедрением онлайн-обучения в систему современного отечественного образования.
Ключевые слова: онлайн-обучение, образовательный процесс, сильные стороны, слабые стороны, онлайн-курсы, виртуальное пространство.
ONLINE LEARNING IN THE EDUCATIONAL PROCESS:
STRENGTHS AND WEAKNESSES
N. Shamina
Abstract. The actuality of the article is caused due to the introduction of online courses in the educational process. The priority goal of the article is to identify the strengths and weaknesses of online-learning. It is shown that mass character, the use of modern and interactive Technologies, training of people with disabilities, undoubtedly, belong to the strengths of online-learning. However, the absence of direct contact between the teacher and the student does not allow implementing the competence approach in a full measure. Nevertheless, the author emphasizes that one of the main tasks of the teacher - the creation of educational space - is implemented through online courses, without which it is difficult to imagine the educational process at a present period. From this it follows that the appeal to the stated problems is quite timely because it is due to the active introduction of online learning in the system of modern national system of Education.
Keywords: online learning, educational process, strengths, weaknesses, online courses, virtual space.
Образовательный процесс в настоящее время сложно представить без использования онлайн-курсов. Стремительный рост числа массовых онлайн-курсов вызывает интерес к ним со стороны образовательных организаций.
Безусловно, умелый лектор может воздействовать на студентов в аудитории весьма эффективно. Однако можно управлять вниманием и мотивировать и при опосредованном контакте, когда обучение происходит на онлайн-курсе. Для этого надо только использовать подходящие инструменты: визуальное оформление материалов, оповещения и сопровождение на курсе, логика построения программы и заданий и т.д. Онлайн-обучение фактически позволяет любому преподавателю сделать курс, который станет популярным у студентов. Причём, если при внедрении онлайн-обучения не учитывать специфику дисциплины,
направление подготовки конкретных
обучающихся, то даже великолепный курс может дать отрицательный результат. Квалификация и правильная организация процесса нужны не только для создания курса, но и для его применения.
Одна из главных задач преподавателя -создание образовательного пространства -реализуется и на онлайн-курсах [1;6]. Только здесь это пространство становится частично или полностью виртуальным (в зависимости от выбранной модели обучения: смешанной или полностью дистанционной). Стоит только понять возможности и ограничения онлайн-формата, и можно начинать конструировать. Кроме того, это пространство на открытых онлайн-курсах строится именно вокруг преподавателя. Результаты исследований подтверждают, что для слушателей онлайн-курсов именно харизма
преподавателя, его увлечённость и энергетика являются определяющими факторами при оценке качества видеолекций. То есть, курс, конечно, делается для обучающихся, и именно их цели и задачи ставятся во главу угла при проектировании. Но ключевое звено этого курса -это его авторы, носители того самого «живого» знания. И в онлайн-формате частицы этого знания можно донести до гораздо большей аудитории, чем без его использования. Очень важно не только дать материал, но и подкрепить его каким-то контролем. В противном случае часть аудитории, пришедшей на сессию, может оказаться не готовой к практике и лабораторным работам.
К сильным сторонам онлайн-обучения можно отнести следующие:
- охват большого количества обучающихся - массовость;
- применение современных и интерактивных технологий для изложения теоретического материала и выполнения заданий;
- мобильность и обучение в режиме 24/7 -возможность обучаться в любом месте и в любое время;
- вариативность и разнообразие;
- возможность многократного прослушивания лекций (если это интересно или для уточнения деталей материала);
- повышение квалификации с помощью онлайн-курсов людьми с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность саморазвития, обучение самодисциплине;
- оптимизация процесса обучения (СРС, уменьшение контактной нагрузки преподавателя в разумных рамках);
- качественная организация не только аудиторной, но и самостоятельной работы обучающихся, которая при очном обучении не всегда последовательно и четко контролируется;
- для вуза - возможность позиционирования и, как следствие, повышение рейтинга университета.
Добавим, что в рамках онлайн-курса учащиеся подвергаются меньшему стрессу при выполнении контрольных заданий, так как находятся в комфортной обстановке, а также быстрее получают результат и сведения о допущенных ошибках при прохождении тестирования. С другой стороны, преподавателю сложнее проконтролировать, насколько самостоятельно выполняется данная работа [4]. Поэтому приходится составлять такие задания, выполнить которые можно, не просто списав
ответ из материалов лекции, а только основательно разобравшись в теме.
Современное поколение живёт в виртуальном пространстве, поэтому онлайн-курсы - это удачный замысел совместить его свободное времяпрепровождение с учёбой или, иначе говоря, предоставить ему возможность получить образование в интересном и актуальном для него месте. Прохождение онлайн-курсов может оказать дополнительную профориентационную поддержку будущим абитуриентам,
информационную поддержку магистрантам и аспирантам, которые на предыдущей ступени образования обучались по иному направлению подготовки, а также всем студентам заочной формы обучения. Вместе с этим, онлайн-обучение предоставляет широкие возможности для реализации совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Кроме перечисленных выше достоинств, с нашей точки зрения, особо можно отметить следующее: онлайн-курсы также помогают при обучении иностранцев, поскольку в общем потоке им сложно учиться, да и преподавателю уделить им много времени нет возможности, так как остальные студенты тоже требуют внимания.
Немалое значение имеет и оптимизация времени преподавателя (освобождение от «горловой» нагрузки), дающая возможность использовать время или на науку (показатели по которой в вузе должны быть высокими), или, если преподаватель является методистом, на доработку уже созданного материала и улучшение качества учебно-методической работы. Добавим ко всем перечисленным преимуществам онлайн-обучения то, что оно, как относительно новая форма обучения, стимулирует преподавателя к освоению новых образовательных технологий (если, конечно, есть желание быть востребованным).
В целом, для преподавателя сильная сторона онлайн-курсов состоит в возможности самовыражения, в передаче своего опыта бесконечному числу студентов; для обучающихся же - в доступности образования, в возможности повысить квалификацию, приобрести новые контакты для сотрудничества в будущем.
Если говорить о слабых сторонах онлайн-обучения (а их немало), то стоит упомянуть следующие:
- большие затраты времени и высокая стоимость создания онлайн-курсов (от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, стоимость поддержки - до 200 тысяч в год);
- утрата обучающимися умений анализировать и синтезировать, так как материал
на онлайн-курсах даётся практически в готовом виде, и ничего додумывать не нужно;
- возможность многократного выполнения тестов (в итоге оценка не будет адекватно отражать знания обучающегося);
- проблемы с прокторингом (аутентификацией слушателей) - отсюда невозможность контролировать, действительно ли заявленный студент обучается на курсе, то есть задания за него может выполнять кто-то другой, более компетентный;
- излишняя формализация и регламентация обучения, ограничение (а в некоторых случаях и подавление) его творческой составляющей;
- одностороннее преподнесение лектором учебного материала, отсутствие «живого» диалога может рассеивать внимание слушателей: обычно во время лекции какой-нибудь вопрос, реплика, дополнение, пример намного «оживляют» учебный материал и самих студентов (не всякий талантливый лектор владеет современными техническими методами удержания внимания слушателей). Отсутствие непосредственного (личного) взаимодействия преподавателя и студента (обучаемого) не позволяет в полной мере реализовать компетентностный подход, ориентируя в большей степени на получение знаний, и в меньшей - на формирование умений и навыков.
Отсутствие непосредственного контакта с преподавателем, впрочем, можно рассматривать и как позитивный момент, если у него не очень высокая квалификация. К примеру, лекции профессора с именем собирают большую аудиторию, нежели лекции рядового преподавателя - как раз на первый план выходит та самая «харизма». Зачастую преподаватели являются компетентными в своей узкой предметной теме, и им требуется существенная поддержка со стороны специалистов в современных педагогических технологиях, так как нельзя построить курс, если он не может вписаться в структуру Болонской системы. Со всеми указанными недостатками можно согласиться, но при соответствующей энергии, учёте специфики сферы обучения и рациональном подходе к разработке и использованию онлайн-курса с конкретной целью можно достичь очень хороших результатов.
Следует подчеркнуть, что пока ни один МООК не может сравниться с работой преподавателя на начальном этапе, когда создается понятийный аппарат, основанный на логическом мышлении. Самостоятельно организовать свое время, рабочее пространство, дисциплинированно подходить к выполнению
заданий не каждому студенту под силу. Расписание, коллоквиумы, возможность очно сравнить свои знания со знаниями других обучающихся подстегивают и организуют. Онлайн-обучение больше ориентировано на заинтересованных студентов; в нём недостаточно инструментов, позволяющих контролировать наличие осознаннъх знаний, умений и навыков.
Некоторые дисциплины, в том числе иностранный язык, требуют формирования навыков устной речи (особенно спонтанной) с помощью очного общения с преподавателем и другими учащимися, поэтому в данном случае массовый онлайн-курс может быть только полезным дополнением к аудиторной работе. Действительно, существует проблема обучения иностранным языкам с применением онлайн-курсов. В данной сфере (хотя и в ней применяется большое количество курсов, и они пользуются популярностью) возможности обучения онлайн весьма ограничены, особенно в формате массовых онлайн-курсов [2;7]. Как на начальном этапе, так и на последующих (среднем и продвинутом) этапах, только «живое» общение и постоянное взаимодействие с преподавателем может помочь добиться успехов в корректном овладении языковым материалом и развитии коммуникативной компетенции.
На каждой стадии обучения иностранному языку учебный процесс должен быть насыщен речевыми упражнениями, которые и являются решающим фактором практического овладения иностранным языком [8;9]. Необходимо, чтобы студенты делали презентации, принимали участие в дискуссиях и беседовали друг с другом на иностранном языке. Следует заметить, что мерилом знаний, умений и навыков студентов не является выполнение теста по иностранному языку - это скорее одно из тренировочных упражнений. Лишь в постановке вопросов, ответах на них, в беседе с преподавателем или в паре «студент - студент», при определении основной темы предложенного материала, аннотации на него и т.п. можно выяснить степень подготовленности обучаемого к дальнейшему пользованию иностранным языком. Это особенно актуально, если студент изучает иностранный язык для дальнейшего применения его в устной и письменной коммуникации в профессиональной сфере (в первую очередь, если речь идет о профессиях, связанных с интеллектуальным трудом), а также для получения образования за рубежом [5]. Более того, наиболее уязвимые аспекты речевого общения, над которыми крайне трудно работать в онлайн-формате, - это фонетика, письмо и говорение, так как все они
требуют обсуждения, обратной связи, физического контроля.
При этом стоит отметить, что формирование и автоматизация некоторых навыков употребления определенных единиц грамматики, развитие навыков чтения, аудирования может быть и должно быть реализовано в онлайн-формате [7]. Поскольку такие курсы и разработки уже существуют, необходимо обучать профессорско-преподавательский состав
пользоваться этими материалами и привлекать к их дальнейшей оптимизации, а также разработке новых материалов в данной сфере.
На наш взгляд, пока слабых сторон у онлайн-обучения больше, чем сильных. Если теоретически ещё можно наделить аудиторию информацией, то практически это проблематично. Кроме того, невозможно в полной мере осуществить контроль знаний. Прохождение тестирования ещё не означает, что студент правильно усвоил материал (можно пройти тест, опираясь на логику, а не знания). С сожалением приходится констатировать снижение качества высшего образования по причине недостатка «живого» общения в академической среде. К «угрозам» онлайн-обучения можно отнести сокращение числа преподавателей, которые не совсем компетентны в компьютерных технологиях, но свою дисциплину преподают на высоком профессиональном уровне по традиционной системе. Если есть возможность (а пока она ещё есть) личного общения между преподавателем и студентом, эту возможность надо реализовывать как можно лучше, в первую очередь, путём увеличения часов аудиторной нагрузки. Личное общение преподавателя и студента, кроме информационной составляющей, несёт в себе и воспитательные моменты, о которых, увы, сейчас практически не вспоминают, превращая обучение в сферу услуг. Вероятно, в случае с глубоко мотивированными студентами онлайн-обучение будет целесообразным. Но на практике можно часто столкнуться с неумением эффективного поиска нужной информации, планирования собственного времени. К тому же, виртуальная реальность не сможет научить работе в коллективе, что необходимо в реальной жизни.
Общеизвестны слова советского и российского психолога В.П. Зинченко о том, что педагог - субъект, носитель не только институционализированного, но и «живого» знания, без которого невозможно полноценное
образование [3, с.25-40]. Действительно, задача преподавателя состоит не только в том, чтобы просто транслировать информацию. Он -создатель образовательного пространства, вне которого образование ущербно. И, в данной связи, говорить об образовании как об услуге, на наш взгляд, в корне неверно. Несомненно, многие преимущества онлайн-обучения очевидны. Однако необходимо просчитать все риски и остановить погоню за скоростью и массовостью внедрения не до конца апробированных инноваций. Онлайн-обучение, как и любой инструмент, зависит от того, кто, как, на каком уровне и с какой целью его использует. Оно будет практически полезно, если систему онлайн-образования воспринимать как дополнение к традиционной системе, как стремление компенсировать её наиболее уязвимые места, и ни в коем случае не наоборот.
Подводя итоги, следует отметить, что онлайн-курсы для преподавателя - ценный источник методического опыта, в целом, положительного. Этот опыт особенно полезен, если он планирует создание собственного онлайн-курса. Однако существует масса дисциплин, по которым онлайн-курсы не смогут заменить «живого» общения с педагогом. В современных условиях как дополнение к классическому образованию онлайн-обучение актуально и необходимо, но лишь как дополнение.
Таким образом, проведенный анализ проблемы внедрения онлайн-обучения в образовательный процесс позволил выявить его сильные и слабые стороны. Показано, что развивающий потенциал онлайн-курсов состоит в предоставлении пользователям широких возможностей для развития навыков новых видов исследовательской, самообразовательной,
интеллектуальной деятельности. Наряду с традиционным обучением, они могут обеспечить формирование интеллектуально и
профессионально развитой личности, способствовать развитию самостоятельности, предоставляют доступ к новым источникам учебной информации. Заключение автора о дидактическом потенциале онлайн-курсов состоит в том, что их использование предоставляет возможности для формирования новых форм самостоятельной познавательной деятельности и способствует эффективному использованию Интернет-ресурсов в
образовательном процессе.
Литература:
1. Гончарук Н.П. Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе / Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2018. - № 4(129). -С. 32-37.
2. Еремеева Г.Р. Английский язык через систему МооШе // Казанский педагогический журнал / Г.Р. Еремеева, О.К. Мельникова. - Казань. - 2018. - № 1(126). - С. 103-107.
3. Зинченко В.П. Живое знание / В.П. Зинченко. -Самара: Изд-во «СГПУ», 1998. - 216 с.
4. Манукянц С.В. Организация самостоятельной работы студентов на электронном курсе по базовым экономическим дисциплинам / С.В. Манукянц // Современные проблемы теоретического образования / Материалы Всерос. науч.-метод. конф. - Йошкар-Ола: Изд-во ПГТУ, 2015. - С. 60-63.
5. Мурнева М.И. Современная технология обучения английскому языку на неязыковых факультетах: наука или искусство? / М.И. Мурнева, Н.А. Шестакова, Е.В. Самойлова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов. - 2018. -№ 3-2(81). - С. 415-418.
6. Нехаев И.Н. Анализ качества процесса обучения с использованием онлайн-курсов / И.Н. Нехаев // Лучшие практики электронного обучения / Материалы II метод. конф. Министерство науки и образования РФ; Томский государственный университет, 2016. - C. 8-14.
7. Нуриева Н.С. Использование онлайн видеоматериалов в иноязычной и профессиональной подготовке студентов / Н.С. Нуриева, Т.Д. Борисова // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2018. -№ 4(129). - С. 158-163.
8. Шамина Н.В. Инновационные технологии преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах / Н.В. Шамина // Вестник Мордовского университета: гуманитарные науки / МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск. - 2008. - № 3. - С. 218-221.
9. Шамина Н.В. Из опыта формирования навыков аудирования, говорения и критического мышления у студентов / Н.В. Шамина // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты / Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. - С. 248-252.
Сведения об авторе:
Шамина Наталья Викторовна (г. Саранск, Россия), кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка для профессиональной коммуникации, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, e-mail: [email protected]
Data about the author:
N. Shamina (Saransk, Russia), Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate professor of the Chair of English for Professional Communication, National Research N.P. Ogarev Mordovia State University, e-mail: [email protected]