ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ■ ТЕХНОЛОГИИ■
УДК 377 ББК 74
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
И. И. Игнатенко
Аннотация. Автор показывает преимущества онлайн-обучения иностранному языку, дает информацию о применяемом оборудовании, раскрывает некоторые методические приемы работы преподавателя на онлайн-занятии. В статье отмечается необходимость соблюдения конфиденциальности и продуктивности .занятий. Автор показывает материалы, применяемые для онлайн-занятий, раскрывает методические приемы и технические инструменты создания контекста. Отмечены полезные ресурсы для самостоятельной работы онлайн-обучающихся, показаны возможности самостоятельной отработки произношения с помощью интерактивных приложений, электронных словарей и обучающих курсов. Автор выделяет особенности деятельности преподавателя, занимающегося онлайн-обучением иностранному языку, отмечая необходимость постоянного самонаблюдения и рефлексии для повышения эффективности своей деятельности.
Ключевые слова: обучение в режиме онлайн, обучающая платформа, обратная связь, создание контекста, самостоятельная работа, отработка произношения.
SOME FEATURES OF ONLINE LANGUAGE TEACHING I. I. Ignatenko
Abstract. The author shows the advantages of learning a foreign language online, gives information about the equipment used and reveals some of the teaching methods in the online lesson. The article notes the need to respect the confidentiality and productivity of classes. The author shows the materials used for online classes and reveals the methodological techniques and technical tools for creating context. Useful resources for the independent work of online learners are noted, the possibilities of independent work at pronunciation using interactive applications, electronic dictionaries and training courses are shown. The author highlights the peculiarities of the activity of a teacher engaged in online foreign language teaching, noting the need for constant self-observation and reflection in order to increase the effectiveness of teaching.
Keywords: online learning, learning platform, feedback, context creation, independent work, pronunciation training.
Обучение в режиме онлайн становится все более популярным в связи с возрастающей доступностью информационных и коммуникативных технологий и снижения их стоимости на фоне ускорения темпа жизни и роста мобильности населения. Данный формат удобен для индивидуальных занятий, но он применим и для групповых занятий с обучающимися, желательно одного языкового уровня. Онлайн-занятия могут осуществляться на платформе онлайн-школы или их может проводить преподаватель - индивидуальный предприниматель. Обычно онлайн-занятия имеют четкое расписание, но данный формат позволяет и немедленно обратиться к преподавателю в случае возникновения проблемы, что нередко случается у международных менеджеров среднего звена, изучающих язык делового общения.
Занятия в режиме онлайн могут проводиться даже с детьми, начиная от трех лет, в игровой форме (активная мимика и жесты, эмоции, физкультминутка и исполнение любимой песенки, движение, перчаточные куклы, яркие материалы, обязательная похвала), могут быть нацелены на постепенное изучение алфавита и некоторых базовых слов: обозначений игрушек, чисел, цветов.
Важным преимуществом для таких занятий является наличие привычной атмосферы дома. Также можно отметить экономию времени, которое иначе было бы потрачено на проезд к месту занятия. Для одних обучающихся важно осознавать, что они обучаются с использованием продвинутых технологий, для других удобен гибкий формат и график занятий.
Для онлайн-занятий необходимо следующее оборудование: компьютер или ноутбук с веб-камерой, наушники, микрофон, надежное подключение к Интернету и программа видео-конференц-связи для осуществления общения. На виртуальной доске преподаватели могут что-то написать или дать задание ученику. В ходе занятия можно обращаться к предметам, находящимся в комнате: картам, картинкам (с изображением видов спорта, напри-
мер), куклам (для введения персонажей в работе с детьми), предметам одежды или кухонной утвари (если они составляют тему занятия) [1].
Для видео-конференц-связи с обучающимися можно использовать платформы типа Google Hangouts, Skype, Zoom, appear.in, Blackboard Collaborate, каждая из которых дает различный набор инструментов: интерактивная доска, окно чата, возможность демонстрации слайдов (SlideShare), сохранение материала, системы добавления значков или выдачи призов, возможности для парной или групповой работы (breakout rooms for pair/group work). Системы ви-део-конференц-связи могут быть доступны при условии регистрации, на бесплатной или платной основе. Платформа appear.in не требует регистрации и дает дополнительные возможности, так как это браузер-ный сайт. Программа Skype требует регистрации, но она бесплатная, имеет нужный функционал, поэтому она наиболее популярна. Платная платформа Blackboard Collaborate может применяться в онлайн-школах. Zoom предлагает коммуникационное программное обеспечение, которое объединяет видеоконференции, онлайн-встречи, общение в чате и имеет схожие технические возможности с Blackboard. Еще можно упомянуть Chatbox (виртуальный собеседник, программа-собеседник, чат-бот) - компьютерную программу, имитирующую речевое поведение человека при общении с одним или несколькими собеседниками [2].
Для контроля за выполнением лекси-ко-грамматических упражнений существуют, например, такие инструменты, как: Memrise, Quizlet, Flashcard. На бесплатном сайте The Digital Teacher можно получить информацию для подбора технических возможностей построения онлайн-занятия с конкретным обучаемым или обучаемыми.
Среди материалов, подходящих для он-лайн-занятий, можно, как и в традиционных занятиях, использовать:
• учебник как основу программы;
• аутентичные материалы;
• набор материалов в формате PowerPoint, которые компания может предоставлять преподавателю;
• видеосюжеты из YouTube;
• выступления с конференций (например, Ted Talks);
• газетные статьи;
• материалы, которые приносят сами обучаемые с просьбой помочь понять и/ или перевести.
Однако в случае использования раздаточного материала, который преподаватель применяет на традиционных занятиях (face-to-face), необходимо лишний раз продумать их пригодность для онлайн-вариан-та. Проверочные задания и тесты, естественно, выполняются обучаемыми не на онлайн-занятии, а как домашнее задание.
Подчеркнем, что на онлайн-занятии эффективнее вводить материал и осуществлять обратную связь (feedback), а заучивание и отработку давать обучаемым на дом. Таким образом, преподавателю иногда придется «перевернуть» урок (flip the lesson): например, задать чтение материалов на дом, а на онлайн-занятии проработать их в обсуждении и упражнениях.
Важным аспектом преподавания в режиме онлайн является соблюдение безопасности и конфиденциальности, когда речь идет о выкладывании в сеть работ, материалов, адресов, изображений обучаемых.
Чтобы занятие не превратилось в пустую болтовню с обучаемым, необходимо четкое планирование всего курса занятий и постановка конкретных задач каждой он-лайн-сессии.
Для успешности общения на занятии важно подкреплять слова понятными жестами (ярче, чем на обычном занятии в классе): считать на пальцах слоги, знаком предлагать обучаемому высказаться или показать, чтобы он послушал преподавателя. И конечно, необходимо подкреплять свои команды не только жестами, но и улыбкой для усиления позитивного эффекта и создания дружелюбной атмосферы в данном виртуальном классе посредством персонализации занятий.
В традиционном классе преподаватель может поинтересоваться у обучаемых, как прошла их неделя, как идут дела; обучаемые тоже общаются между собой - все это создает благоприятную обстановку. В ходе онлайн-занятий с группой обучаемых, которые могут быть совершенно не знакомы друг с другом, тоже важно помочь им установить добрые отношения: например, дать совместные задания в парах/мини-группах обсудить какую-то тему. Чтобы дать каждому участнику группы высказаться, можно включать их микрофоны по очереди. Самым робким можно предложить сначала писать ответы в окно чата, а потом предложить выступить устно.
Большую помощь в персонализации онлайн-занятия может оказать интерактивная доска (the Shared Interactive Whiteboard), например, в программе Zoom. Опция Annotate позволяет писать, подчеркивать, выделять слова, стирать.
Понимание контекста дает обучаемым понимание смысла высказывания, поэтому в системе онлайн-обучения преподавателю необходимо, как и на традиционных уроках, искать способы задать нужный контекст.
Во-первых, можно вести сам урок уже в заданном контексте, подкрепляя его, например, картинками, выставляемыми на общий экран или на интерактивную доску. Можно создать смешные мультфильмы (cartoons), при необходимости озвучивая их. Или преподаватель может погрузить обучающихся в контекст, рассказав смешную историю или произнеся несколько фраз, а потом задав вопросы.
Во-вторых, можно использовать подход под названием «перевернутый класс» (flipped classroom approach), когда контекст будет задан домашним заданием, которое обучающиеся выполнят до онлайн-занятия.
В-третьих, контекст может появиться неожиданно: например, взрослый обучающийся получил письмо и просит помочь разобраться в нем. Преподаватель может воспользоваться этим контекстом и на ходу придумать, как творчески развить эту лекси-ко-грамматическую тему, используя, напри-
мер, общий экран или интерактивную доску для дальнейших примеров и объяснений.
Для создания контекста можно применять различные инструменты.
• SMS Generator: преподаватель заранее создает смс-сообщения, в которых, например, люди договариваются о встрече (making arrangements to go out), и выводит их на общий экран/интерактивную доску во время онлайн-занятия для отработки формул достижения договоренности.
• Educreations app: с помощью этого приложения преподаватель может заранее создать, например, небольшую видеопрезентацию с картинками и устными объяснениями по грамматике, на которую обучаемые смогут выйти по ссылке до онлайн-за-нятия для выполнения задания.
• Make Beliefs Comix: заранее созданный комикс, в котором, например, персонажи строят свои планы (future arrangements and plans), преподаватель демонстрирует во время онлайн-урока на общем экране для отработки формул Present Continuous и to be going to.
• Sketch.io: с помощью этого приложения преподаватель прямо на онлайн-заня-тии создает материалы (например, рисунок тела с названиями его частей) для обучения детей данной лексике.
• Storybird: с помощью этого онлайн-сервиса преподаватель заранее создает небольшой рассказ с картинкой и во время занятия использует эти материалы для обучения детей, например, формам неправильных глаголов [2].
После введения новой лексики через контекст преподаватель продумывает, как дать пояснения в отношении значения, формы или произношения слов.
Например, можно предложить использовать идею «перевернутого класса», когда преподаватель создает, например, небольшой видеофайл, демонстрирующий с пояснениями использование слов в контексте. Для этого можно записать себя на фоне интерактивной доски или использовать приложения, в которых есть возможность сделать эту запись. Можно просто подобрать
подходящий видеофайл из имеющихся доступных ресурсов. А потом дать задание обучаемым на дом по этому видеоматериалу с пояснениями. На последующем он-лайн-занятии преподаватель проверяет понимание видео, при необходимости дает дополнительные пояснения, проводит отработку материала [3].
Ряд полезных ресурсов находит активное применение на онлайн-занятиях, в домашней или самостоятельной работе обучающихся.
• Kahoot: популярный онлайн-инстру-мент для проверки знания или понимания, бесплатная обучающая платформа, основанная на игре.
• Quizlet: образовательный онлайн-сервис, предлагающий ресурсы для создания карточек, занятия правописанием, тестирования своих знаний, совместной работы с другими обучаемыми, облегчения запоминания (например, словарных слов).
• Quiz your English: игровое приложение для соревнования участников со всего мира.
Отработка произношения важна для поддержания высокого уровня взаимопонимания при коммуникации, поэтому на онлайн-занятиях преподаватель отмечает ошибки обучающихся и предлагает для домашней отработки, например, материалы на YouTube.
• Можно рекомендовать следующие ресурсы.
• Sounds Foundations: бесплатное интерактивное приложение для отработки звуков.
• Sounds: приложение для отработки произношения, бесплатный и платный, интерактивный и неинтерактивный варианты.
• Forvo: бесплатный словарь произношения слов, аудиозаписи носителей языков.
• EnglishCentral: веб-сайт и приложение для просмотра видео, изучения слов, записи своего произношения, оценивания, основной контент по подписке.
• BBC Learning English: бесплатные обучающие материалы для улучшения произношения.
• Ship or Sheep: бесплатный курс отработки произношения на примере контрастных пар.
Важно отметить также особенности деятельности преподавателя, работающего в онлайн-режиме. Несмотря на то, что он обычно работает с домашнего компьютера, но он, тем не менее, получает важные сигналы обратной связи от своих учеников, их родителей, от коллег и руководства (если работает под эгидой онлайн-школы).
Во-первых, это создает его профессиональный рейтинг.
Во-вторых, это дает повод для самонаблюдения, рефлексии, доработки.
В-третьих, всегда есть возможность взаимонаблюдения с коллегами и выработки рекомендаций. Если такой возможности нет, то можно предложить записывать свои уроки для последующего аналитического разбора. Другими вариантами могут стать еженедельная обратная связь с коллегами через чаты в Twitter, общение через Facebook.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Обучение групп онлайн. - URL: https: //skyteach.ru/2018/12/05/obuchenie-gru pp-onlajn/ (дата обращения: 05.12.2018).
2. What does it mean to teach English online? - URL: https://www.futurelearn. com/courses/online-tutoring/ (дата обращения: 15.11.2018).
3. Gilbert S. D. How to be a successful online student. - New York: Professional Publishing, McGraw-Hill, 2000. - 266 p.
REFERENCES
1. Obuchenie grupp onlajn. Available at: https://skyteach.ru/2018/12/05/obuche-nie-grupp-onlajn/ (accessed: 05.12.2018).
2. What does it mean to teach English online? Available at: https://www.future-learn.com/courses/online-tutoring/ (accessed: 15.11.2018).
3. Gilbert S. D. How to be a successful online student. New York: Professional Publishing, McGraw-Hill, 2000. 266 p.
Игнатенко Ирина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор Кафедры иностранных языков Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Ignatenko Irina I., ScD in Education, Professor, Foreign Languages Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.2018 The article was received on 17.12.2018