Научная статья на тему 'Возможности образовательной платформы Moodle для изучения культурного наследия России в странах Центральной Азии'

Возможности образовательной платформы Moodle для изучения культурного наследия России в странах Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / EDUCATIONAL PLATFORM / MOODLE / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ / CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA / ФЦП "РУССКИЙ ЯЗЫК" / FEDERAL TARGET PROGRAM "RUSSIAN LANGUAGE" / АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ALTAI STATE UNIVERSITY / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нехвядович Л. И., Шелюгина О. А.

В статье представлен опыт Алтайского государственного университета по продвижению русского языка, образования, науки, истории и культуры России в странах Центральной Азии, через организацию конгрессно-выставочной деятельности, проведение комплексных презентационных мероприятий, формирование и развитие сетевого взаимодействия, в т. ч. с использованием дистанционных и электронных форм. Раскрываются возможности образовательной платформы Moodle для изучения культурного наследия России за рубежом. Описывается содержание курса ««Символы и образы русского языка, образования, науки, истории и культуры России». Курс соответствуют целям, задачам и основному содержанию ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы, так как ориентирован на прогнозный сценарий развития и предусматривает формирование и развитие сетевого взаимодействия на основе дистанционных форм образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нехвядович Л. И., Шелюгина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF THE MOODLE EDUCATIONAL PLATFORM TO EXPLORE THE CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA IN COUNTRIES OF CENTRAL ASIA

The article presents the experience of the Altai State University for promotion of the Russian language, education, science, history and culture of Russia in countries of Central Asia, through the organization of exhibition activity, conducting complex presentations, the formation and development of network communications, including use of remote and electronic forms. The work reveals possibilities of the Moodle educational platform for teaching the cultural heritage of Russia abroad. The authors describes the contents of the course “The symbols and images of Russian language, education, science, history and culture of Russia”. The course is consistent with the goals, objectives and substantive contents of the federal program “Russian language” for 2016-2020, as focused on the projected development scenario and provides for the creation and development of networking based on remote forms of education.

Текст научной работы на тему «Возможности образовательной платформы Moodle для изучения культурного наследия России в странах Центральной Азии»

щего учителя информатики. Эти алгоритмы, состоят из различных этапов, которые меняются в зависимости от содержания и структуры проектной деятельности и условий практической реализации.

Авторский алгоритм проектной деятельности преподавателя и студента нами представлен в следующем виде:

1. Обоснование темы проекта. Преподаватель предлагает студентам набор тем с учётом учебного содержания дисциплины. Будущий учитель обоснованно выбирает тему и моделирует по выбранной теме различные проекты.

2. Определение содержания, формулировка план и алгоритм реализации проекта.

3. Определение содержания каждого пункта алгоритма. Обычно преподаватель предлагает главную цель, которую затем совместно со студентами разбивает на подцели, для решения которых определяется задача. Для решения обозначенной задачи выбирается команда (студент или группа студентов).

Библиографический список

4. Для решения одной задачи можно выбрать несколько творческих групп, так как сложные задачи могут иметь альтернативные решения.

5. Определение формы отчета проектной деятельности студентов.

6. Моделирование проекта будущими учителями, при этом реализуется поисковая и исследовательская деятельность, а преподаватель консультирует и координирует работу всех групп и стимулирует их деятельность.

7. Оформление итогов проектной деятельности будущих учителей, а преподаватель проводит конкурс и экспертизу совместно с жюри, перед которыми студенты выступают и защищают результаты своей деятельности.

8. Параллельно студенты создают свою оценочную команду, которая оценивает работу своих товарищей в рамках реализации проекта, таким образом, они осуществляют рефлексию.

1. Абдуразаков М.М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компе-тентностного подхода. Информатика и образование. 2014; 6.

2. Кузнецов A.A. Реализация требований нового ФГОС в практике школьного образования. Информатика и образование. 2014; 5.

3. Мухидинов М.Г. Факторы, влияющие на развитие содержание компонентов профессиональной учителя информатики. Информатика и образование. 2014; 6.

4. Ниматулаев М.М. Подготовка учителей к использованию web-технологий для самостоятельного повышения квалификации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Москва, Просвещение, 2012.

6. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Ленинград: Просвещение, 1967.

7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2006.

8. Гаврутенко Т. В. Управление проектной деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. - Бийск, 2012.

9. Левченко И.В. Развитие системы методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования: Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

10. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): Диссертация . доктора педагогических наук. Москва, 2012.

11. Сурхаев М.А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды: Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2010.

References

1. Abdurazakov M.M. Razvitie komponentov professional'noj deyatel'nosti uchitelya informatiki v kontekste realizacii kompetentnostnogo podhoda. Informatika i obrazovanie. 2014; 6.

2. Kuznecov A.A. Realizaciya trebovanij novogo FGOS v praktike shkol'nogo obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2014; 5.

3. Muhidinov M.G. Faktory, vliyayuschie na razvitie soderzhanie komponentov professional'noj uchitelya informatiki. Informatika i obrazovanie. 2014; 6.

4. Nimatulaev M.M. Podgotovka uchitelej k ispol'zovaniyu web-tehnologij dlya samostoyatel'nogo povysheniya kvalifikacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Moskva, Prosveschenie, 2012.

6. Scherbakov A.I. Psihologicheskie osnovy formirovaniya lichnostisovetskogo uchitelya vsisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Leningrad: Prosveschenie, 1967.

7. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

8. Gavrutenko T. V. Upravlenie proektnoj deyatel'nost'yu uchitelej v hode modernizacii shkol'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. - Bijsk, 2012.

9. Levchenko I.V. Razvitie sistemy metodicheskojpodgotovki uchitelej informatiki v usloviyah fundamentalizacii obrazovaniya: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

10. Chernobaj E.V. Metodicheskie osnovy podgotovki uchitelej k proektirovaniyu uchebnogo processa v sovremennoj informacionnoj obrazovatel'nojsrede (vsisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya): Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

11. Surhaev M.A. Razvitie sistemy podgotovki buduschih uchitelej informatiki dlya raboty v usloviyah novoj informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy: Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 27.11.17

УДК 378.147

Nekhvyadovich L.I., Doctor of Arts Critisism, senior lecturer, Dean of Faculty of Art and Design, Altai State University (Barnaul,

Russia), E-mail: [email protected]

Shelygina O.A., Cand. of Arts Critisism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE POSSIBILITIES OF THE MOODLE EDUCATIONAL PLATFORM TO EXPLORE THE CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA IN COUNTRIES OF CENTRAL ASIA. The article presents the experience of the Altai State University for promotion of the Russian language, education, science, history and culture of Russia in countries of Central Asia, through the organization of exhibition activity, conducting complex presentations, the formation and development of network communications, including use of remote and electronic forms. The work reveals possibilities of the Moodle educational platform for teaching the cultural heritage of Russia abroad. The authors describes the contents of the course "The symbols and images of Russian language, education, science, history and culture of Russia". The course is consistent with the goals, objectives and substantive contents of the federal program "Russian language" for 2016-2020, as focused on the projected development scenario and provides for the creation and development of networking based on remote forms of education.

Key words: education, educational platform, Moodle, cultural heritage of Russia, Federal target program "Russian language", Altai State University, Central Asia.

Л.И. Нехвядович, д-р искусств., доц., декан факультета искусств и дизайна Алтайского государственного

университета, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

О.А. Шелюгина, канд. искусств., доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул,

Е-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Статья выполнена в рамках реализации гранта в форме субсидии, предоставленного из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 - 2020 годы, соглашение от «01» августа 2017 г. № 03.Z78.21.0016.

В статье представлен опыт Алтайского государственного университета по продвижению русского языка, образования, науки, истории и культуры России в странах Центральной Азии, через организацию конгрессно-выставочной деятельности, проведение комплексных презентационных мероприятий, формирование и развитие сетевого взаимодействия, в т. ч. с использованием дистанционных и электронных форм. Раскрываются возможности образовательной платформы Moodle для изучения культурного наследия России за рубежом. Описывается содержание курса ««Символы и образы русского языка, образования, науки, истории и культуры России». Курс соответствуют целям, задачам и основному содержанию ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы, так как ориентирован на прогнозный сценарий развития и предусматривает формирование и развитие сетевого взаимодействия на основе дистанционных форм образования.

Ключевые слова: образование, образовательная платформа, Moodle, культурное наследие России, ФЦП «Русский язык», Алтайский государственный университет, Центральная Азия.

Фактором устойчивого развития регионов является образование. Существенную роль в этом процессе играют университеты инновационной экономики. Сегодня это не только образовательные и исследовательские, но и инновационные центры, интегрирующие новые знания и технологии, влияющие на экономический рост и повышение конкурентоспособности стран на глобальном уровне. В России этой миссии отвечают проекты опорных университетов. Программный портфель опорных вузов выводит их за национальные рамки, способствует активизации международной деятельности. Активное развитие информационных технологий и экономики знаний формирует международный образовательный рынок [1].

Практика дистанционного обучения в мире разнообразна и обусловлена различием подходов, образовательной политики, национальных традиций [2]. Изучение специальной литературы по теме настоящего исследования показывает, что обобщающей работы по созданию электронных культурологических курсов на площадке Moodle для студентов вузов стран Центральной Азии нет.

Цель настоящей статьи - представить возможности образовательной платформы Moodle для изучения культурного наследия России в странах Центральной Азии.

В специальной литературе система Moodle относится к классу систем совместного обучения (CollaborativeLearning Environment, CLE), предназначенная поддерживать происходящий согласно общему календарному плану процесс очного обучения, либо согласно собственному темпу. Принцип открытых исходных кодов (Open Source) и модульная структура, которым следует Moodle, обеспечивает его непрерывное развитие.

Методология электронного образования в системе Moodle основывается на положениях педагогики социального конструк-ционизма о сотрудничестве, критическом мышлении, действии.

К числу технических возможностей электронной площадки Moodle принято относить, прежде всего, эффективность и совместимость с программными продуктами, необходимость одной базы данных, высокий уровень безопасность системы.

Дидактические средства электронной площадки Moodle включают все необходимые учебные материалы: рабочая программа дисциплины, список литературы, темы для практических занятий, методические рекомендации. Преимуществом электронной формы публикации таких материалов является возможность дополнить их гипертекстовыми элементами, ссылками, ведущими к другим элементам курса или ресурсам сети Интернет. Ценными образовательными ресурсами располагают сайты музеев, художественных галерей, а также их страницы в ведущих социальных сетях. Такой опыт создания коллекций цифровых изображений художественных произведений принадлежит компании Google Inc., представившей в 2011 году интернет-платформу Google Art Project (сейчас Google Art & Culture). Проект сотрудничает с крупнейшими мировыми музеями, в том числе российскими, и направлен на цели сохранения и популяризации

мирового культурного наследия. Технические возможности этой платформы позволяют публиковать фотографии очень большого разрешения, что делает возможным изучение предмета изобразительного, декоративно-прикладного искусства или дизайна во всех подробностях. Информация удобно структурирована по разным принципам, в том числе по техникам и стилистическим направлениям. Особое значение имеют публикации о современных техниках и формах искусства и дизайна, так как этот художественный опыт еще, как правило, не получил осмысления в учебной литературе. Задача преподавателя - систематизировать работу студентов со столь обширным визуальным материалом.

Грант в форме субсидии, предоставленный из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 - 2020 годы, соглашение от «01» августа 2017 г. № 03.Z78.21.0016 позволил ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» реализовать проект «I международный конгресс-выставка «Русское слово в диалоге культур России и Киргизии»». Цель проекта - укрепление и распространение русского языка, образования, науки, истории и культуры России в Киргизии, через организацию конгрессно-выставочной деятельности, проведение комплексных презентационных мероприятий, формирование и развитие сетевого взаимодействия, в т. ч. с использованием дистанционных и электронных форм.

Актуальность, социально-общественная и научно-педагогическая значимость проекта связана с общественно-политическими и национальными процессами, получившими свое завершение на территории бывшего СССР на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и ознаменовавшими период размежевания национальных культур и идентификации наций. Очевидными становятся последствия наметившегося в начале 1990-х годов процесса разрушения русскоязычного пространства [3]. С момента обретения Киргизией независимости, в истории ее взаимоотношений с Россией в вопросах образования и языковой политики были расставлены новые акценты.

Новизна проекта состоит в том, что предложена и обоснована концепция проведения в формате «конгресс-выставка», который интегрирует экспозицию, комплекс презентационных мероприятий (школа-семинар, мастер-класс, учебно-методический семинар, фестиваль) и формирование сетевого взаимодействия, в т. ч. с использованием дистанционных средств. Так, в рамках презентационного учебно-методического семинара для педагогов и студентов вузов Киргизии был представлен электронный курс «Символы и образы русского языка, образования, науки, истории и культуры России» [4].

Структура курса опирается на результаты онлайн-опроса, проведенного в рамках проекта. Опрос был организован на официальном сайте Алтайского государственного университета с привлечением социальных сетей, действующих в России и Киргизии. Для голосования предлагались следующие номинации: «Русский язык и литература. Известные личности», «Русская наука. Известные ученые», «Российское образование. Извест-

ные педагоги», «Русская культура. Известные писатели, поэты, художники, композиторы, актеры», «Памятники русской архитектуры», «Шедевры русской живописи». Гражданам Киргизии предлагалось выбрать те объекты, которые, по их мнению, больше всего ассоциируются с Россией. В каждой из номинаций можно было выбрать до трёх символов, кроме этого, участники голосования могли высказывать свои предложения с использованием открытых сервисов.

Шесть соответствующих разделов представлены в электронном курсе, каждый из них содержит информацию о персонах или произведениях искусства, занявших лидирующие позиции в опросе. Курс располагается на Открытом образовательном портале Алтайского государственного университета и является публичным ресурсом: для знакомства с разделами достаточно гостевого доступа [5].

Общедоступность курса позволила сформировать электронные ссылки на его разделы в формате QR-кода (англ. Quick Response Code). Соответствующие ссылки располагаются на постерах, врученных представителям центров изучения русского языка в Киргизии. Использование QR-кода для удобного доступа к образовательной и просветительской информации является современной и распространенной практикой, применяемой в городском пространстве, музейных экспозициях, на художественных выставках. Технология использования QR-кода как меток дополненной реальности привлекательна для активных пользователей мобильных устройств, к которым обычно относятся старшеклассники и студенты - основные адресаты разработанного электронного курса.

Содержание курса построено на принципах соблюдения норм авторского права. В процессе отбора контента определен круг фотографий, репродукций и аудиозаписей, имеющих статус общественного достояния, также привлекались фотографии и видеоматериалы разработчиков электронного курса и других преподавателей Алтайского государственного университета: фотографии памятников архитектуры, скульптуры, виды литературных музеев-усадеб, видеозаписи исполнения музыкальных

Библиографический список

произведений. Мультимедийное содержание курса включает также интерактивные репродукции полотен русских художников, созданные с помощью сервиса ThingLink.com [6]. Такой вид подачи визуальной информации позволяет создать дополнительный слой с комментирующим текстом, привлечь внимание к отдельным фрагментам картины, а также показывает образовательный потенциал интерактивных средств обучения.

Каждый из шести разделов курса включает тестовую часть. Специально разработанные тестовые задания отличаются разнообразием форм: используются вопросы с множественным выбором, со свободным кратким ответом, задания на выявление соответствия, на определение достоверности информации. Отбор содержания тестовых заданий не ограничен представленными в разделах материалами, он в целом ориентирован на формирование мотивации к изучению русской культуры. Работа с тестовыми заданиями не лимитирована по времени и может сопровождаться информационным поиском, в ходе которого участник выявляет круг электронных ресурсов и книг, представляющих достижения русской художественной культуры и науки.

Обратная связь в рамках курса реализована не столько в форме проверки усвоенных знаний, сколько в приглашении к диалогу, обсуждению и сотворчеству. Участники могут задать вопрос или выразить впечатления от курса в электронной книге отзывов.

Предложенный электронный курс носит междисциплинарный характер, что представляется удачным решением, так как позволяет многогранно представить значимость русской художественной культуры, науки и образования. Вместе с тем масштаб заявленной темы предполагает, что подготовленный электронный курс нуждается в дальнейшем содержательном наполнении и развитии. Опыт разработки данного курса может быть востребован в процессе реализации других международных проектов, а также полезен коллегам из иностранных вузов в качестве обмена опытом использования электронных ресурсов в образовательном процессе.

1. Землюков С.В. Межрегиональная глобализация высшего образования: азиатский вектор. Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики: сборник материалов. Под общей редакцией С.В. Землюкова (25 - 26 сентября 2014 г., Барнаул). Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2014.

2. Лучшие практики электронного обучения: материалы II методической конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016.

3. Землюков С.В., Мансков С.А., Нехвядович, Л.И. Использование культурного наследия для изучения русского языка в России и в странах азиатского региона. Высшее образование в России. Москва. 2016; 7: 161 - 167.

4. Русское слово в диалоге культур России и Киргизии. Алтайский государственный университет. Барнаул, 2017. Available at: http:// rusword.asu.ru

5. Символы и образы русского языка, образования, науки, истории и культуры России: электронный курс. Алтайский государственный университет. Барнаул, 2017. Available at: http://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=264

6. ThingLink. Available at: https://www.thinglink.com

References

1. Zemlyukov S.V. Mezhregional'naya globalizaciya vysshego obrazovaniya: aziatskij vektor. Evrazijskoe obrazovatel'noe prostranstvo - novye vyzovy iluchshiepraktiki: sbornik materialov. Pod obschej redakciej S.V. Zemlyukova (25 - 26 sentyabrya 2014 g., Barnaul). Barnaul: Izd-vo Alt. unta, 2014.

2. Luchshie praktiki 'elektronnogo obucheniya: materialy II metodicheskoj konferencii. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2016.

3. Zemlyukov S.V., Manskov S.A., Nehvyadovich, L.I. Ispol'zovanie kul'turnogo naslediya dlya izucheniya russkogo yazyka v Rossii i v stranah aziatskogo regiona. Vysshee obrazovanie vRossii. Moskva. 2016; 7: 161 - 167.

4. Russkoe slovo v dialoge kul'tur Rossiii Kirgizii. Altajskij gosudarstvennyj universitet. Barnaul, 2017. Available at: http://rusword.asu.ru

5. Simvoly i obrazy russkogo yazyka, obrazovaniya, nauki, istorii i kul'tury Rossii: 'elektronnyj kurs. Altajskij gosudarstvennyj universitet. Barnaul, 2017. Available at: http://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=264

6. ThingLink. Available at: https://www.thinglink.com

Статья поступила в редакцию 02.12.17

УДК 378.147

Nikolaev M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Асаdemy of Business and Innovative Technologies (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Mankova N.V., senior teacher, Academy of Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

TEACHING METHODS OF GAMES IN THE TRANING ЕCONOMICS STUDENTS AT A UNIVERSITY: FROM PRACTICE TO THE TEACHING PROCESS. Questions of the use of modern educational technologies in the educational process of an institution of higher education are considered in the work. The paper describes theoretical substantiation of the basics of game methods and their potential in training. A game is a unique mechanism of accumulation and transfer of social experience - both practical and ethical, associated with certain rules and norms of behavior in various situations. The authors conclude that the business game reveals the student's personal potential: he can assess his own opportunities separately and in joint activities with other participants. The reality of playing situations, the mechanism of joint activity and the system of communication and relations bring the method of business games closer to the conditions of future professional activity.

Key words: education, pedagogy, educational process, game methods, business game, types of simulation games, integration of game methods, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.