Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейропедагогические технологии / подготовка педагогов / поликультурное образование / neuropedagogical technologies / preparing teachers / polycultural education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Жукова, В.И. Богословский, И.И. Климова

Проблема поликультурной подготовки современных обучающихся всегда является предметом научной дискуссии. В этом направлении ведутся активные поиски, обусловленные различными противоречиями, одно из которых – существенные изменения, происходящие в психике современных обучающихся. В этой связи общая постановка проблемы поликультурной подготовки имеет свою специфику, характеризующуюся поиском новых эффективных технологий. К таким технологиям целесообразно отнести нейропедагогические технологии, которые во многом определяют реализацию индивидуально-личностного подхода и способствуют развитию когнитивной и эмоциональной сфер личности обучающихся, непосредственно оказывающих влияние на поликультурную подготовку. В статье обозначены основные принципы реализации нейропедагогических технологий, приведены различные виды заданий, предложена модель поликультурной подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF NEUROPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE STUDENTS’ POLYCULTURAL TRAINING

The problem of polycultural training of modern students is always a subject of scientific discussion. Active searches are being conducted in this direction, due to various contradictions, one of which is the significant changes taking place in the psyche of modern students. In this regard, the general formulation of the problem of polycultural training has its own specifics, characterized by the search for new effective technologies. It is advisable to include neuropedagogical technologies among such technologies, which largely determine the implementation of an individual-personal approach and contribute to the development of the cognitive and emotional spheres of students’ personality, which directly influence polycultural training. The article highlights the basic principles of implementing neuropedagogical technologies and presents various types of tasks, the model of polycultural education is suggested.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ширение знания иноязычной профессиональной терминологии. Каждый урок в Rosetta Stone тщательно структурирован и предназначен для изучения языковых закономерностей всех лингвистических уровней, начиная от уровня beginner и заканчивая уровнем advanced. Чат-бот Rosetta Stone Catalyst делает улучшение языковых навыков увлекательным и простым, эффективно повышает знания иностранного языка студентов.

В заключение можно сделать вывод о том, что внедрение чат-ботов в образовательный процесс было осуществлено многими университетами и оказалось успешным и полезным для преподавателей и студентов. Опыт преподавания иностранного языка с убедительностью доказал практическую значимость внедрения в образовательный процесс виртуальных помощников: преподаватели могут полностью погрузить студентов в изучение предмета, проводя занятия в интерактивном режиме. Это делает учебу увлекательной и продуктивной, в отличие от скучных занятий по учебникам. Системы искусственного интеллекта также обеспечивают адаптивность и персонализацию процесса обучения, а также быструю оценку успеваемости студентов, что позволяет корректировать образовательный процесс в реальном времени. Разнообразные виды деятельности помогают удерживать внимание студентов на уроке, например, лексика и грамматика изучаются с помощью интерактивных упражнений и голосового помощника. Преподаватели могут отслеживать прогресс студентов и корректировать образовательный процесс. Чат-боты с искусственным интеллектом, такие как ChatGPT, обеспечивают принципиально иной пользовательский опыт, нежели технологии искусственного интеллекта, которые поддерживают стандартный

Библиографический список

поиск Google или другие веб-поиски. Технология поиска курирует и ранжирует меню, состоящее в основном из контента, созданного людьми, в ответ на запросы пользователей. Чат-боты с большой языковой моделью генерируют единичные, используя контент, созданный машиной. Машины, которые предлагают немедленные, краткие и, казалось бы, однозначные ответы на вопросы знаний, могут быть полезны студентам, преподавателям и другим людям. Но эта технология также может привести к появлению общества, в котором машинные знания станут доминирующими. Какой бы заманчивой ни была идея полной роботизации образовательного процесса, выработка необходимых реакций на возникающие ситуации более доступна человеку, чем машине. Именно преподаватель выберет правильное, нужное решение, учитывая все человеческие факторы.

Несмотря на то, что было проведено мало исследований по изучению использования студентами диалоговых чат-ботов для изучения иностранного языка, их интерактивное использование создает ощущение физически присутствующего человеческого собеседника, что значительно улучшает результаты коммуникативного общения. Исследования показали [3], что уровень знаний студентов улучшается с начального до среднего, со среднего до продвинутого при интеграции в учебный процесс диалоговых чат-ботов.

Технологии чат-ботов широко интегрировались в сектор образования. Анализ исследований на эту тему показал, что чат-боты будут в дальнейшем использоваться в образовательных целях различными способами, включая преподавание, обучение, администрирование, оценивание и консультирование.

1. Осипов ГС. Приобретение знаний интеллектуальными системами. Основы теории и технологии. Москва: Наука. Физматгиз, 1997.

2. Зубов А.В. Основы искусственного интеллекта для лингвистов. Москва: Университетская книга: Логос, 2007.

3. Smutny P., Schreiberova P. Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook messenger. Computers and Education. 2020: 151-155. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/339601915

4. Белогаш М.А., Мельничук М.В. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. Российский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2: 123-132.

5. August S., Tsaima A. Artificial Intelligence and Machine Learning: An Instructor's Exoskeleton in the Future of Education. Innovative Learning Environments in STEM Higher Education. 2021: 79-105. Available at: https://www.researchgate.net/publication/349968570

6. Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L., Pallant J.I., Pechenkina E. Generative AI and the future of education: Ragnarok or " reformation? A paradoxical perspective from management educators. The International Journal of Management Education. 2023; Vol. 21, Issue 2: 299-315. Available at: https://www.sciencedirect.com/journal/the-international-journal-of-management-education/vol/21/issue/2

7. Generative AI Defined: How it Works, Benefits and Dangers. Available at: https://www.techrepublic.com/article/what-is-generative-ai/

8. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования. Научный диалог. 2017; № 1: 266-279.

References

1. Osipov G.S. Priobretenie znanijintellektual'nymisistemami. Osnovy teorii i tehnologii. Moskva: Nauka. Fizmatgiz, 1997.

2. Zubov A.V. Osnovy iskusstvennogo intellekta dlya lingvistov. Moskva: Universitetskaya kniga: Logos, 2007.

3. Smutny P., Schreiberova P. Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook messenger. Computers and Education. 2020: 151-155. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/339601915

4. Belogash M.A., Mel'nichuk M.V. Kognitivnye aspekty razvitiya informacionno-obrazovatel'noj sredy v vysshej shkole v 'epohu cifrovizacii. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2020; T. 9, № 2: 123-132.

5. August S., Tsaima A. Artificial Intelligence and Machine Learning: An Instructor's Exoskeleton in the Future of Education. Innovative Learning Environments in STEM Higher Education. 2021: 79-105. Available at: https://www.researchgate.net/publication/349968570

6. Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L., Pallant J.I., Pechenkina E. Generative AI and the future of education: Ragnarok or " reformation? A paradoxical perspective from management educators. The International Journal of Management Education. 2023; Vol. 21, Issue 2: 299-315. Available at: https://www.sciencedirect.com/journal/the-international-journal-of-management-education/vol/21/issue/2

7. Generative AI Defined: How it Works, Benefits and Dangers. Available at: https://www.techrepublic.com/article/what-is-generative-ai/

8. Zeer 'E.F., Zavodchikov D.P., Zinnatova M.V., Lebedeva E.V. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya kak ustanovka sub'ekta v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Nauchnyj dialog. 2017; № 1: 266-279.

Статья поступила в редакцию 11.03.24

УДК 378

Zhukova T.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia);

National Research Institute "MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: tatianazhu@mail.ru

Bogoslovskiy V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: vib0705@mail.ru

Klimova I.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: iiklimova@fa.ru

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF NEUROPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE STUDENTS' POLYCULTURAL TRAINING. The problem of polycultural training of modern students is always a subject of scientific discussion. Active searches are being conducted in this direction, due to various contradictions, one of which is the significant changes taking place in the psyche of modern students. In this regard, the general formulation of the problem of polycultural training has its own specifics, characterized by the search for new effective technologies. It is advisable to include neuropedagogical technologies among such technologies, which largely determine the implementation of an individual-personal approach and contribute to the development of the cognitive and emotional spheres of students' personality, which directly influence polycultural training. The article highlights the basic principles of implementing neuropedagogical technologies and presents various types of tasks, the model of polycultural education is suggested.

Key words: neuropedagogical technologies, preparing teachers, polycultural education

Т.А. Жукова, д-р пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Национальный исследовательский

институт «МИСИС», г. Москва, E-mail: tatianazhu@mail.ru

В.И. Богословский, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: vib0705@mail.ru

И.И. Климова, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: iiklimova@fa.ru

ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проблема поликультурной подготовки современных обучающихся всегда является предметом научной дискуссии. В этом направлении ведутся активные поиски, обусловленные различными противоречиями, одно из которых - существенные изменения, происходящие в психике современных обучающихся. В этой связи общая постановка проблемы поликультурной подготовки имеет свою специфику, характеризующуюся поиском новых эффективных технологий. К таким технологиям целесообразно отнести нейропедагогические технологии, которые во многом определяют реализацию индивидуально-личностного подхода и способствуют развитию когнитивной и эмоциональной сфер личности обучающихся, непосредственно оказывающих влияние на поликультурную подготовку. В статье обозначены основные принципы реализации нейропедагогических технологий, приведены различные виды заданий, предложена модель поликультурной подготовки обучающихся.

Ключевые слова: нейропедагогические технологии, подготовка педагогов, поликультурное образование

Одной из важных задач системы образования является подготовка человека к межкультурному взаимодействию (иными словами, поликультурная подготовка), что связано с осознанием культурного многообразия и способностью к взаимодействию с представителями различных культур. Изменения к подходам развития поликультурной подготовки вызваны существенными модификациями, происходящими в психике современных обучающихся, особенностями в развитии когнитивной и эмоциональной сфер личности. Наличие сложившейся ситуации позволяет сформулировать возникшие противоречия между:

- потребностью образовательной практики в новом педагогическом знании о возможностях применения нейропедагогических технологиях в процессе поликультурной подготовки обучающихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;

- потенциальной возможностью использования нейропедагогических технологий в образовательной практике и отсутствием разработанных и апробированных механизмов переноса сложившегося опыта на процесс поликультурной подготовки обучающихся.

Эти противоречия определяют проблему настоящего исследования, связанную с поиском целостного научно-педагогического знания о возможностях нейропедагогических технологий в процессе поликультурной подготовки обучающихся.

Цель исследования - определить возможности нейропедагогических технологий в процессе поликультурной подготовки обучающихся.

Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач: анализ теоретической литературы с целью осмысления значимости решения проблемы, связанной с применением нейропедагогических технологий в процессе поликультурной подготовки обучающихся; обоснованием перспектив применения нейропедагогических технологий в процессе поликультурной подготовки обучающихся

В качестве ведущего метода исследования использован метод анализа теоретической литературы по обозначенной теме.

Научная новизна исследования: обозначены возможности нейропедагогических технологий в процессе поликультурной подготовки обучающихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о возможностях нейропедагогических технологий в процессе поликультурной подготовки обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные задания могут быть использованы в процессе поликультурной подготовки обучающихся.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе сегодня, в значительной мере отразились и на высшей школе, в том числе на развитии идей поликультурного образования. Поликультурное образование - это образование, построенное на идеях подготовки в условиях поликультурной среды. При этом цель такого образования заключается в развитии и в дальнейшем совершенствовании умения общаться с представителями различных культур.

Высшая школа переживает сложный период формирования и развития новых ценностей и в этой связи - пересмотра целей, задач, методов обучения. Вопросы о том, что именно определяет эффективность образовательного процесса, в частности поликультурную подготовку обучающихся, активно обсуждаются педагогами, психологами, культурологами, являются предметом научно-практических исследований.

Важным моментом поликультурной подготовки является формирование значимости изучения собственной культуры, осознание понятия культуры и множества способов ее проявления в различных социумах, знание различных видов стереотипов, осознание их роли в формировании негативного отношения к представителям различных культур и в этой связи - способности противостоять деструктивным отношениям [1; 2].

На сегодняшний день среди значимых образовательных практик, способствующих организации поликультурной подготовки обучающихся, выделяют следующие: увеличение количества заданий на оптимизацию межличностного и межкультурного общения; увеличение количества поликультурных классов; использование коллективных форм работы и т. д.

Очевидно, что применение данных практик возможно при условии содержания учебных программ посредством введения новых разделов, учебных дисциплин, что в итоге должно влиять на расширение и углубление знаний о раз-

личных культурах, развитие уважительного отношения, формирование навыков сотрудничества, учитывая, в частности, культурные особенности представителей различных поколений.

Рис. 1. Поликультурная подготовка и поликультурное образование

Выше (на рис. 1) представлены образовательные практики, активно используемые в процессе поликультурной подготовки обучающихся на сегодняшний день, обозначена динамика развития поликультурного образования.

Как отмечают исследователи [33; 4], для каждого поколения характерны свои отличительные оерты, ири этом динамичность или етатнчность самогосоциума опртреляееся хнракеерот пртнесремыхповцессов. Сейчае общество разннва-етсдиченр динамичкс, что, нсоомнечко, тсояет на риыницу н воквлениях. Это, в свою окореиь, характеризулкеч ченрчтв ствлйсенныж обучеющиеся птчннт в мивe, очлнс сояптекэщется от иoес, и кет0д01ь жило се (лодители.

НСтооч-от^1нетинн,^р^о на cогoднтшчий двнь оpeдпpтяято достаточно много попыток, нтобы длть опровелениесовременным девям, преденавеир охсущ-ностные черты, в частности, н еседующид яроекдав: «двсе нмвоко тысярелвоия»; «ДвиьСвеьн»,«Оеарен «ею дeти»,«есфлвнoвысдeин»тдp.

Прь еиом нcиxекloгикoнрнaмрXyют,чнooни оеободстро oткеткaютcт еа у ва-жение их личности, к их праву выбора и способностям; на принятие их как членов соцт^на.рввтапpaвпыxитpoелым, их примем « ^южносте^

Савремаоныeoбутaющтecявoмногом похожя но еиаослым: в люТой мо-мепигoтлйыoтcтaитaкт coЛстoенноютoччс зрения, приводить свои доводы, зачаст^ойемностым yвepвтпы и свхей ираиоте. Это обусловлено синдромом экранной зависимости, когда в течение минимального количества времени воспринимается значительный объем информации.

Однако у большой информируемости отмечается и обратная сторона - современные обучающиеся отнюдь не опережают возраст, вместе с тем они не могут ско нцентрироваться на каком-либо занятии, рассеяны, не проявляют интереса, что говорит о снижении когнитивного развития; гиперактивны и неусидчивы, что приводит в конечном счете к росту эмоционального дискомфорта, отражающегося на снижении уровня социальной компетентности [5; 6].

Ряд исследователей [4; 5; 6] отмечают следующие характерные черты современных обучающихся:

1. Индивидуализация и уникальность - современные обучающиеся не воспринимают критики, в их понимании любого рода сравнения их с кем бы то ни было не уместны. Индивидуальность становится способом взаимодействия с другими людьми.

2. Поиск смыслов. Процесс поиска смысла, осознание индивидуального личностного предназначения, собственной миссии во многом определяет характер обучения современных детей. Важно осознание построения собственной культуры, поиск своих традиций и разнообразных форм самовыражения, проектирование собственного социокультурного, культурного и межкультурного

пространства, что определяет границы коммуникации с представителями иных поколений и культур.

3. Гибкость и компромиссность. Сосредоточенность на внутреннем уникальном мире, поиск смыслов определяют важность поиска путей безопасного взаимодействия с представителями различных культур, выдвижения условий, чтобы пренебрегать тем, что не имеет отношения к построению собственного мира. Современные обучающиеся будут выстраивать отношения с превалированием в отношениях стремления к совместному поиску общих интересов и собственных путей отчуждения и игнорирования. Последнее, несомненно, может служить фактором снижения коммуникации.

4. Ценность личных опыта и чувств. У современных обучающихся не так много авторитетов - это поколение внутренне не готово воспринимать чужой опыт, преподанный в готовом виде - для них важно все прочувствовать и испытать самостоятельно. Потому в процессе обучения так важно создавать условия для выражения рефлексии.

Итак, обобщая изложенное выше, отметим следующее: для раскрытия личностного потенциала современных обучающихся необходимо создавать пространство для самостоятельной деятельности, самовыражения, поддерживать различные формы эмоционального воздействия. Особенности развития таких обучающихся свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют совершенно иных подходов в обучении.

Одна из проблем в поиске наиболее эффективных способов реализации поликультурной подготовки видится в значимости индивидуального подхода, одна из задач которого - установление доверительных отношений между обучающимся и педагогом - базируется на признании личной ответственности обучающегося за результаты своей деятельности, в частности в процессе межкультурной коммуникации. В качестве одного из видимых способов реализации индивидуального подхода можно назвать нейропедагогические технологии.

Важная цель нейропедагогики заключается в том, чтобы создать обучающие среды и методики, которые соответствуют естественному функционированию мозга, в частности посредством эмоций.

Согласимся с позицией исследователей, отмечающих тот факт, что «интерес образования к нейротехнологиям связан с возможностью индивидуализации образовательного процесса, персонификацией образовательных технологий -реализацией индивидуального подхода. Индивидуальный подход, как известно, предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей обучающегося и, как результат, создание условий для активной познавательной деятельности каждого обучающегося в отдельности.

Рассмотрим ведущие принципы нейропедагогики и на основании их предложим собственные задания на развитие когнитивной (сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе) и эмоциональной (характеризующей специфические особенности человеческих эмоций и способов их регуляции) сфер.

Когнитивная сфера

1. Мозг как «параллельный процессор». Данный принцип заключается в реализации полифункциональности человеческого мозга, в связи с чем педагогом должны быть максимально созданы условия для формирования и развития целостного восприятия увиденного, принимаемого или, наоборот, отторгаемого явления, реалии и т. д. Приведет примеры таких упражнений.

- Всё фиксируйте (все события, с которыми вы столкнулись в процессе коммуникации с представителями различных культур) - на бумаге, в электронном виде.

- Работайте над классификацией задач (важные/срочные) и над приоритетами для вас, чтобы повысить уровень межкультурной коммуникации.

- Планируйте хотя бы примерный список задач на день и на неделю (например, мои мероприятия для усовершенствования процесса межкультурной коммуникации в моем образовательном учреждении).

- Пользуйтесь календарем, если задачи привязаны к датам, времени (спланируйте для себя дорожные карты, цель которых - развитие межкультурной коммуникации).

2. Учение и познание как естественные механизмы развития мозга. Данные процессы, несомненно, связаны с развитием мотивационной сферы и созданием условий для непрерывного поддержания интереса к обучению, познанию нового. В рамках реализации данного принципа нейропсихологи полагают важным использовать приемы нейрогимнастики, цель которых - активация естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. «Ключевой принцип гимнастики заключается в одновременной синхронной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание» (система Пола Деннинсона).

- Упражнения на активизацию работы левого и правого полушария, когда предлагается одновременно выполнять упражнения на тренировку всех парных органов (каждый орган отвечает за работу или правого, или левого полушария).

- Энергетические упражнения или упражнения на концентрацию или тренировку дыхания.

- Упражнения на расслабление, в процессе выполнения которых можно развивать концентрацию внимания (нужность или ненужность получаемой информации).

- Упражнения, направленные на углубление позитивного мышления посредством создания благоприятных ситуаций.

3. Опора на прежний опыт и поиск смысла как врожденные качества мозга. К значимым упражнениям можно отнести следующие:

- упражнения на поиск внутреннего конфликта. Вспомните случаи, когда вы чувствовали дискомфорт при общении с представителями иных культур;

- упражнения на поиск способов групповой сплоченности. Вспомните ситуации, в которых вы успешно смогли сформировать мультикультурную команду;

- упражнение на установление открытого обмена релевантными интерпретациями с учетом сложившегося опыта взаимодействия с представителями тех или иных культур.

4. Мозг ищет смысл через установление закономерностей. Задания на создание и преодоление интеллектуальных трудностей позволяют определить и запомнить данные закономерности.

- Упражнение «Поликультурный мир». Нарисуйте таблицу, обозначьте пропуски (до пяти), каждый квадрат таблицы содержит информацию об особенностях той или иной культуры.

- Упражнение «Кто больше». Увеличьте количество сравнительных признаков в процессе анализа различных культур.

Эмоциональная сфера

Несомненно, эмоции - один из значимых факторов получения и оценки информации. Учебный материал, освоенныйв благоприятной атмосфере, лучше запоминается и обладает устойчивыми связями с соответствующим эмоциональ-еню рнстоянием,рыориорабтный фактнр нтбнулррует мышление и рворческий нртеннналобнчаемрго.

1. Мозг обладает уникальной способностью «видеть» объект одновременно в целом и по чостяи, в одно ито же вромя рмачлайнть и собрать его. В этой связи у обучающегося должно формировать видение в системе «общее - част-нрям идма интои».

- Игр а «ОаИоилишнеа».»с»иаят бимвгн поедложити «калйауаный портрет» любой страны. Проанализируйте, какие детали пропущены. Дорисуйте.

- «Путаница». Покажите рисунок, на котором изображены несколько наложен ных дври еа дарги продменив.Попсопите наатми нмриноиать наждый из предметоа. Эромигут быть,тап»имер,предиеты аы та п|нн»мтавттелна различ-ныхкмаьтуи»

2. Мозг способен впитывать информацию одновременно в условиях сфо-а.сарона ннтге вниманиянаертфа^.ного в(^сгснтнря. В вачестве пррпоико-ори-»нтирнранаого зряания может иытн предложена таасиам Шаиьы».

- Hайденбнyжтое чнcлo.Cзмыеeнтpиебйтe нс ныlбpмгнoмстcлаcвое вни-мадте нaнeдинмаoeнаeмя. Поаси этого наптнайте наход ить числа от 1 по возрастающей. Впоследствии цифры можно заменить картинками «предметы быта», «сте ре отипы».

- Пааьчиаосая зиопднв. Нчебхоипно вложинн пнлндынаоднойруке в знак «мир», на другой - «ок». Задача состоит в том, чтобы одновременно менять поло-икенне паньревнв обеих pyлим. Bпрэбeыбeноlпoмнанил уприжоднир обунающийся баптся l<»ацeнлингюво»о ниимаеим змoпpедeлзиныxдeИстеияx (кaззныT знак мо-жап б ыяннaдадeнoпp»оeлопным «уваждрие» -«е енорпнмостм» и т. д.)

а. Птомресы и»ннaним в оодашасмя н мoзьeoбyчя»ьюгб oиoгсбиaют одновременно. В процессе учения обучающийся получает намного больше инфор-«lбции,чeм нн сам ожадает, чтообуеловлено наличннми пвcтoн«ныдвбиянием аможившанося опыта, эмоционального состояния в конкретный день личностных аcoбeнзбатe й, различных внешних факторов. В качестве возможного упражнения можно предложить выполнить одно и то же задание: «нарисовать культурный портрет» в разные дни и найти разницу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Принципы развития когнитивной и эмоциональной сфер личности

Ниже (рис. 3)обозначены вероятные вызовы и оценкавозможностей ней-ропьдагогическихтехыеоогий вполизульыернеи нодготоиено^чающихся.

решенияподобныхзадач,в то время каксам кейс представляеп собой опискание конкретногослучая» [й]. Сложившееся на согодняшчийдомь кс^ничанио яетода прецедента позволяет нам определять возможности применения нейропедагоги-к.о^яар яелче.льтурнммподеояовна сйучающирпя р пояожи-ми когнчбивньшэмоцнональнч^юсс^с^обеннаомими.

Нижа (евс. 4) предложена модель поликультурной подготовки обучающихся.

Обашичбшмйляашя ороуш

Диагностика когнитивной и эмоциональной сферы обучающегося

Рис. 3. Вызовы и возможности нейропедагогических технологий

Итак, на основании изложенного выше можно говорить о возможности применения нейропедагогических технологийв процессе поликультурной подготовки обучающихся. Нейропедагогические технологии обладают значительным потен-цисном вразвиаии кагич^т1нино(е иэмациональзой сОиен иичноави абаяающегося, по сути, отражают задачи индивидуального подхода.

Вчноеетзтнероаечтйонагя н^пра^лания1^с^ск^^(дсЕ^^нгИпс я^гьнои1 нробле-матике считаем значимым изучение роли метода кейса и метода прецедентов в оцинос эффектииоеав и неНрапезагагвчеакихчехняланнй.

«В противовес дескриптивным методам сравнения, позволяющим с боль-Лео тачнасзьюебнсружиеать и ировать факты, явления, ситуации, лежащие в основе человеческой деятельности, выбор исследовательского метода прецедентао зазволяеи г^^шеоь оовую, оеизооачвух зедачун нсполинуя или адаптируя решение уже известной задачи, т. е. используя уже накопленный опыт

Поликультурная подготовка обучающихся

Нейропедагогические технологии

Метод прецедентов

Диагностика научной образовательной среды вуза

результат

Рис. 4. Модель поликультурной подготовки обучающихся

Подводя итоги, важно подчеркнуть, что проблема, связанная с созданием условий для организации поликультурной подготовки, может быть оценена как достаточно значимая и обусловленная существенными изменениями в психике современных обучающихся.

Полагаем важным и значимым накапливать и распространять опыт применения нейропедагогических технологий как один из эффективных механизмов воздействия на когнитивную и эмоциональную сферу личности, что, несомненно, влияет на процесс поликультурной подготовки личности.

В качестве приоритетных направлений в рамках данной проблематики считаем важным остановиться на проектировании упражнений, основанных на реализации нейропедагогических технологий, оценке возможности их использования на всех ступенях образовательного процесса, на основании применения метода прецедентов определять новые возможности нейропедагогических технологий.

Библиографический список

1. Бессарабова И.С. Поликультурность образования в системе профессиональной подготовки учителя в США. Современные наукоемкие технологии. 2006; № 3: 45-46.

2. Жукова Т.А. Изменения системы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию (на материале региональных вузов России и Германии). Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2022.

3. Клемантович И.П., СтепановВ.Г. Нейропедагогика:предметисследования. Фундаментальные исследования. 2015; № 2 (11): 2464-2468.

4. Москвин В.А., Москвина Н.В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики в дифференциальной психологии. Вестник ОГУ. 2001; № 4: 34-39.

5. ТункунЯ.А.Основынейропедагогики:история,теорияипрактика. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008; № 73-2: 203-208.

6. Чурило Н.В. Нейропедагогика как основа эффективного образовательного процесса. Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университе-та.2019;№2(22):1-5.

References

1. Bessarabova I.S. Polikul'turnost' obrazovaniya v sisteme professional'noj podgotovki uchitelya v SShA. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2006; № 3: 45-46.

2. Zhukova T.A. Izmeneniya sistemy podgotovki pedagogov k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu (na materiale regional'nyh vuzov Rossii i Germanii). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2022.

3. Klemantovich I.P., Stepanov V.G. Nejropedagogika: predmet issledovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; № 2 (11): 2464-2468.

4. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Nejropedagogika kak prikladnoe napravlenie pedagogiki v differencial^ psihologii. Vestnik OGU. 2001; № 4: 34-39.

5. Tunkun Ya.A. Osnovy nejropedagogiki: istoriya, teoriya i praktika. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2008; № 73-2: 203-208.

6. Churilo N.V. Nejropedagogika kak osnova 'effektivnogo obrazovatel'nogo processa. Auditorium. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 2 (22): 1-5

Статья поступила в редакцию 18.03.24

УДК 378.2

Znikina L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Philology), Professor, Foreign Languages Department, T.F. Gorbachev Kuzbass State

Technical University (Kemerovo, Russia), E-mail: znikina@mail.ru

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF THE VALUE ORIENTATION OF MODERN YOUTH: THE CONTEXT OF GENERATIONAL THEORY AND A SYNERGISTIC APPROACH. A problem of forming value orientations of the younger generation has recently become particularly relevant and is being considered in direct connection with the educational process. It is noted that the leading direction in solving the problems of forming the civic position of students at all levels is the appropriate pedagogical support for the organization of the educational process. Confirming the multi-iterative and systemic nature of this process, the necessity of identifying the factors determining the value orientations of students is justified. These factors are presented and described in a multifunctional structure as mega-, macro- and microfactors. The definition of the value orientations of the younger generation is correlated in the article with the theory of social generations (V. Strauss, N. Howe),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.