Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ВНЕДРЕНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранному языку / генеративный искусственный интеллект / чат-боты / персонализированное обучение / индивидуальный маршрут обучения / foreign language teaching / generative AI / chatbots / personalized learning / individual learning route

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.С. Есина

В статье рассматривается и анализируется процесс внедрения диалоговых чат-ботов в образовательный процесс высших учебных заведений. Автор делает акцент на том, что генеративный искусственный интеллект становится преобразующим ресурсом в образовании, генеративные модели искусственного интеллекта все чаще включаются в онлайн-инструменты и чат-боты. В представленном исследовании особое внимание уделяется чат-ботам, управляемым генеративным искусственным интеллектом, а также приводятся примеры использования новейших моделей таких чат-ботов в обучении студентов иностранному языку. В статье анализируются ключевые преимущества чат-ботов с искусственным интеллектом, которые обеспечивают студентам персонализированное обучение и формируют индивидуальные образовательные траектории обучения иностранному языку. Автор показывает, что практика обучения и преподавания вне аудитории также важна для того, чтобы у студентов была мотивация улучшить знание иностранного языка и уменьшить обеспокоенность при его изучении. Чат-боты, внедренные в образовательный процесс, служат эффективными и полезными инструментами в обучении и изучении иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.С. Есина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING CHAT BOTS IN TEACHING AND STUDYING FOREIGN LANGUAGES

The article discusses and analyzes the process of introducing interactive chatbots into the educational process of higher educational institutions. The author emphasizes that generative AI is becoming a transformative resource in education, with generative AI models increasingly being incorporated into online tools and chatbots. The presented study pays special attention to chatbots controlled by generative artificial intelligence, and also provides examples of the use of the latest models of such chatbots in teaching students a foreign language. The article analyzes the key advantages of chatbots with artificial intelligence, which provide students with personalized learning and form individual educational trajectories for learning a foreign language. The author shows that learning and teaching practices outside the classroom are also important for students in order to be motivated to improve their knowledge of a foreign language and reduce anxiety when learning a foreign language. Chatbots introduced into the educational process serve as effective and useful tools in teaching and learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

4. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. Москва: Просвещение, 1969.

5. Климентенко А.Д., Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Педагогика, 1981.

6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2006.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР 1996.

8. Худинша Е.А. Структурные особенности терминов в английском языке. Концепт. 2014; № S1.

9. Cambridge University Press on-line dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/

10. Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 1986. References

1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.

2. Scherba L.V. Yazykovaya sistema irechevaya deyatel'nost'. Moskva: KomKniga, 2007.

3. Apresyan Yu.D. Izbrannye trudy. Leksicheskaya semantika. Moskva: Shkola «Yazyki russkoj kul'tury», Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN, 1995; T. I.

4. Artemov V.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Prosveschenie, 1969.

5. Klimentenko A.D., Mirolyubov A.A. Teoreticheskie osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva: Pedagogika, 1981.

6. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

7. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschegoobucheniya. Moskva: INTOR, 1996.

8. Hudinsha E.A. Strukturnye osobennosti terminov v anglijskom yazyke. Koncept. 2014; № S1.

9. Cambridge University Press on-line dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/

10. Verdieva Z.N. Semanticheskie polya v sovremennom anglijskom yazyke: uchebnoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1986.

Статья поступила в редакцию 14.03.24

УДК 372.8 (045)

Esina L.S., senior teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: LSEsina@fa.ru

IMPLEMENTING CHAT BOTS IN TEACHING AND STUDYING FOREIGN LANGUAGES. The article discusses and analyzes the process of introducing interactive chatbots into the educational process of higher educational institutions. The author emphasizes that generative AI is becoming a transformative resource in education, with generative AI models increasingly being incorporated into online tools and chatbots. The presented study pays special attention to chatbots controlled by generative artificial intelligence, and also provides examples of the use of the latest models of such chatbots in teaching students a foreign language. The article analyzes the key advantages of chatbots with artificial intelligence, which provide students with personalized learning and form individual educational trajectories for learning a foreign language. The author shows that learning and teaching practices outside the classroom are also important for students in order to be motivated to improve their knowledge of a foreign language and reduce anxiety when learning a foreign language. Chatbots introduced into the educational process serve as effective and useful tools in teaching and learning foreign languages.

Key words: foreign language teaching, generative AI, chatbots, personalized learning, individual learning route

Л.С. Есина, ст. преп., Финансовый университет, г Москва, E-mail: LSEsina@fa.ru

ВНЕДРЕНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье рассматривается и анализируется процесс внедрения диалоговых чат-ботов в образовательный процесс высших учебных заведений. Автор делает акцент на том, что генеративный искусственный интеллект становится преобразующим ресурсом в образовании, генеративные модели искусственного интеллекта все чаще включаются в онлайн-инструменты и чат-боты. В представленном исследовании особое внимание уделяется чат-ботам, управляемым генеративным искусственным интеллектом, а также приводятся примеры использования новейших моделей таких чат-ботов в обучении студентов иностранному языку. В статье анализируются ключевые преимущества чат-ботов с искусственным интеллектом, которые обеспечивают студентам персонализированное обучение и формируют индивидуальные образовательные траектории обучения иностранному языку. Автор показывает, что практика обучения и преподавания вне аудитории также важна для того, чтобы у студентов была мотивация улучшить знание иностранного языка и уменьшить обеспокоенность при его изучении. Чат-боты, внедренные в образовательный процесс, служат эффективными и полезными инструментами в обучении и изучении иностранных языков.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, генеративный искусственный интеллект, чат-боты, персонализированное обучение, индивидуальный маршрут обучения

Актуальность данного исследования определяется повсеместными процессами развития технологии чат-ботов и ее внедрения в образовательный процесс. Несмотря на мощное развитие технологии чат-ботов, мало что известно о ее возможности для изучения иностранного языка, особенно в контексте высших учебных заведений.

Цель исследования - обосновать полезность использования чат-ботов в качестве собеседников при изучении иностранного языка в вузе. Методы, использованные в процессе работы над данной статьей, включали теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, а также обобщение личного педагогического опыта преподавания английского языка студентам бакалавриата и магистратуры.

Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе преимуществ внедрения и использования в образовательном процессе изучения иностранных языков в вузах голосовых диалоговых чат-ботов, созданных на основе генеративного искусственного интеллекта.

Теоретическая значимость исследования заключается в представлении выводов о целесообразности и эффективности использования в сфере преподавания и изучения иностранных языков виртуальных помощников - диалоговых чат-ботов; в теоретическом обосновании ценности использования преподавателями и студентами текстовых диалоговых чат-ботов для преподавания и изучения иностранного языка: реализации уникального подхода к каждому студенту. Практическая значимость видится в возможности их применения в практическом курсе освоения иностранного языка. Внедрение чат-ботов позволит сформировать индивидуальную траекторию изучения иностранного языка, получить персонализированный опыт, а также повысить мотивацию и эффективность обучения.

В XXI века искусственный интеллект (ИИ) приобрел статус нового научного направления технологической науки. Были реализованы новейшие системы обучения, увеличилось многообразие форм обучения, созданы новейшие методы учебных процессов. Стало очевидным, что традиционные формы обучения необходимо объединить с компьютерными [1]. Радикальные перемены, вызванные научно-техническими революциями - появление и распространение персональных компьютеров, мобильных мини-компьютеров в виде смартфонов и планшетов, расширение Интернета и поиска информации, рост и влияние социальных сетей, кардинально поменяли наш образ жизни, а также то, как мы учим и учимся. Искусственный интеллект модифицирует индустрию высшего образования и приобретает все более значимую роль в образовании, в том числе в преподавании и изучении языков. Перед цифровым образовательным сообществом встают несколько задач: 1) сформировать и развить у студентов умение преобразовывать приобретенные данные в запас знаний; 2) создать базу для формирования умения выделять главное, наиболее существенное; 3) вселить пытливость, пробуждать вдохновение к творчеству и познанию нового, а также создать позитивный настрой к образовательному процессу [2].

Искусственный интеллект в системе высшего образования - это разновидность машинного цифрового обучения, которая призвана имитировать работу мозга человека, выполнять логические задачи, вступать в диалог со студентами на разных языках, что является ценным и неоспоримым преимуществом при изучении иностранных языков. Образовательные учреждения по всему миру теперь используют образовательные чат-боты, чтобы помочь преподавателям совершенствовать образовательный процесс, а студентам - эффективно обучаться. Чат-бот (от англ. chat - болтать, bot - робот) - это компьютерная программа, которая имитирует человеческий разговор для решения коммуникативных задач [3].

Современный преподаватель-лингвист с высокоразвитым интеллектом обязан владеть компьютерными технологиями, иметь навыки использования информационных технологий для работы с текстом и речью, преподавания языков, а также создания речевых моделей в лингвистических исследованиях. Интеллект рассматривается как умение, полученное в результате практических опытов, а также как способность получать и удерживать в памяти знания. В сфере машинного обучения интеллектом называют способность системы успешно достигать разные цели в широком диапазоне условий окружающей среды. В настоящее время появился такой феномен, как цифровой интеллект, порожденный коллабо-рацией человека и компьютерных систем с элементами искусственного интеллекта. Цифровой интеллект включает в себя технические, когнитивные, лингвистические компетенции, а также социальные и моральные ценности [4]. Искусственный интеллект имеет такие отличительные черты, как внедренная модель внешнего мира; способность к дополнению и обновлению знаний; способность к выработке информации, которая не заложена в системе; умение понимать человеческий язык; способность к коммуникации с человеком; умение меняться в соответствии с окружающими условиями. Есть так называемый «сильный» искусственный интеллект Это техническая система, которая может быть способна к системному мышлению, возможно, будет обладать эмоциями, самосознанием и волей. В настоящее время так называемый «слабый» искусственный интеллект представлен обширным комплексом робототехнологий и структур. «Слабый» искусственный интеллект предназначен для решения проблем узкого спектра когнитивных способностей человека, то есть может решать одну несложную интеллектуальную задачу. Примером могут служить искусственные нейронные сети, которые проходят машинное обучение, учатся анализировать информацию, делать выводы, принимать решения, вносить некие предложения [2]. Одной из наиболее примечательных особенностей нейронных сетей является манипулирование изображениями. Нейронная сеть - модель машинного обучения, основанная на имитировании настоящих нейронов. Нейроны способны передавать электрические сигналы, в результате ученые смогли смоделировать мозг как нейронную сеть [5].

В сфере образования также наблюдается проявление огромного интереса к генеративному искусственному интеллекту как новейшей технологии. Генеративный искусственный интеллект становится преобразующим ресурсом в образовании, так как значительным образом меняет то, как вузы работают и предоставляют образовательные услуги своим студентам. Он сочетает в себе множество различных новейших электронных технологий на базе нейронных сетей для порождения новых данных, таких как изображение, текст, аудио, видео, музыка. Генеративный искусственный интеллект (ChatGPT) - это отдельный класс ИИ и невероятно мощная популяризированная технология, разработанная OpenAI [6]. Чат-бот, управляемый генеративным искусственным интеллектом, ChatGPT, потряс мир своей способностью понимать сложные и разнообразные человеческие языки, генерировать богатые и структурированные ответы, подобные человеческим. DALL-E - еще один пример генеративного искусственного интеллекта, разработанного OpenAI, который работает аналогично ChatGPT, но с цифровыми изображениями в качестве выходных данных. И ChatGPT, и DALL-E являются продуктами глубокого обучения, которое представляет собой подмножество машинного обучения, отражающего человеческий мозг в обучении и реагирующего на данные, информацию и подсказки. Google быстро предъявил свой собственный генеративный искусственный интеллект Bard, который основан на языковых и диалоговых возможностях следующего поколения, таких как языковая модель для диалоговых приложений. Генеративный ИИ обладает уникальной способностью не только предоставлять ответ, но и генерировать содержание этого ответа. Кроме того, генеративный ИИ может порождать новые ответы, выходящие за рамки его явного программирования, тогда как разговорный ИИ обычно полагается на заранее определенные ответы. Однако не весь генеративный ИИ является диалоговым, и не все разговорные ИИ лишены способности генерировать контент. Модели дополненного ИИ, такие как ChatGPT, сочетают в себе как генеративный, так и диалоговый ИИ для расширения своих возможностей. Они отличаются от общего ИИ, (например, Seite), который использует обработку естественного языка Natural Language Processing (NLP), а также машинное обучение [6].

Генеративные модели ИИ все чаще включаются в онлайн-инструменты и чат-боты, которые позволяют пользователям включать вопросы или инструкции в поле ввода, после чего модель ИИ будет генерировать ответ, подобный человеческому [7]. Генеративные модели искусственного интеллекта используют сложный вычислительный процесс, известный как глубокое обучение, для анализа общих закономерностей и механизмов в больших наборах данных, а затем используют эту информацию для создания новых, убедительных результатов. Модели делают это за счет включения методов машинного обучения, известных как нейронные сети, которые во многом основаны на том, как человеческий мозг обрабатывает и интерпретирует информацию, а затем со временем учится на ней. Чем больше контента генерирует генеративная модель ИИ, тем более убедительными и похожими на человеческие становятся ее результаты. Популярность генеративного искусственного интеллекта резко возросла в 2023 году во многом благодаря программам OpenAI ChatGPT и DALL-E. Крупные технологические компании поспешили присоединиться к этой инициативе: Google, Microsoft, Amazon, Meta и другие за несколько коротких месяцев создали собственные инструменты генеративного искусственного интеллекта. Существует множество генеративных инструментов искусственного интеллекта, хотя модели генерации

текста и изображений, пожалуй, наиболее известны. Генеративные модели искусственного интеллекта обычно полагаются на то, что пользователь передает ему подсказку, которая направляет его к получению желаемого результата, будь то текст, изображение, видео или музыкальное произведение. Примерами генеративных моделей ИИ являются языковые модели чат-ботов, которые могут отвечать на вопросы и генерировать ответы точно так, как это делает человек. Такими чат-ботами являются ChatGPT, Bard, BingChat, Claude, DALL-E, разработанные компанией Open AI. Такие мультимодальные модели могут одновременно понимать и обрабатывать несколько типов данных, таких как текст, изображения и аудио, что позволяет им создавать более сложные выходные данные, они также способны генерировать изображение на основе текстовой подсказки, а также текстового описания подсказки к изображению. Генеративный ИИ использует различные методы машинного обучения, такие как GAN, VAE или LLM, для генерации нового контента на основе шаблонов, полученных из обучающих данных. Эти выходные данные могут представлять собой текст, изображения, музыку или что-либо еще, что может быть представлено в цифровом виде [7].

Использование чат-ботов становится все более популярным среди образовательных учреждений, поскольку машинное обучение и искусственный интеллект делаются все более совершенными, оказываясь ценными инструментами в сфере образования. Чат-бот - это текстовый диалоговый ИИ-агент. Посредством разговора чат-бот может направлять, давать советы и устранять вопросы и сомнения по любой теме. Эти управляемые беседы могут помочь пользователям искать ресурсы более абстрактными способами, чем с помощью панели поиска, а также обеспечить более персонализированный опыт, основанный на опыте и потребностях каждого пользователя. Образовательные чат-боты - это компьютерные программы, основанные на современной генеративной технологии искусственного интеллекта. Они могут имитировать человеческие разговоры и давать подробные ответы на широкий спектр тем. Кроме того, чат-бот для образования выступает в роли виртуального помощника, помогая преподавателям и студентам эффективно и с легкостью выполнять различные задачи [5]. За прошедшие годы использование чат-ботов в сфере образования значительно выросло. Образовательные учреждения, включая школы, колледжи, институты и университеты, используют эти платформы искусственного интеллекта для предоставления персонализированного и интерактивного обучения. Аналогичным образом образовательные чат-боты также могут быть интегрированы с различными платформами, такими как образовательные веб-сайты или системы управления обучением Learning Management System (LMS). Благодаря этой интеграции студенты могут обратиться за помощью к чат-ботам в понимании сложных тем и доступом к учебным материалам в диалоговом режиме.

Ключевым преимуществом чат-ботов с искусственным интеллектом для образования является персонализированное обучение. Образовательные чат-боты базируются на огромных объемах данных, охватывающих практически все области. Студенты могут использовать эти инструменты, чтобы получить персонализированный опыт, адаптированный к их стилю обучения, теме, тону и конкретным потребностям. Кроме того, образовательные чат-боты также могут оставлять отзывы о заданиях и предлагать рекомендации по улучшению образовательного процесса. Таким образом, студенты могут более эффективно усваивать сложные темы и показывать исключительные результаты на экзаменах. Доступность к образовательному чат-боту составляет 24/7. В мире нет ни одного преподавателя, который предлагал бы студентам круглосуточную доступность, кроме чат-бота для системы образования. Когда дело доходит до использования образовательных ботов, нет ограничений во времени и пространстве. Студенты могут использовать эти инструменты для доступа к желаемой информации в любое время, независимо от времени и местоположения. Предлагая круглосуточную доступность, образовательные чат-боты способствуют самостоятельному обучению и помогают учащимся достичь своих образовательных целей. Чат-бот предоставляет мгновенную обратную связь и оценку результатов учебной деятельности. Чат-бот для образовательных учреждений может дать студентам быструю обратную связь по их заданиям, эссе и конкурсам. Чат-боты используются для эффективного повышения успеваемости студентов: студенты могут использовать чат-боты с искусственным интеллектом, чтобы больше практиковаться и определять области, требующие дальнейшего улучшения. Следовательно, они могут достичь совершенства, восполнив эти пробелы и выполнив свои академические вехи. Развернув чат-бот в системе образования, университеты предоставляют образовательный контент на естественном языке. Более того, чат-боты с искусственным интеллектом также могут участвовать в длительных дискуссиях и давать студентам объяснения. Таким образом, высшие образовательные учреждения могут поощрять активное участие студентов в содержательных беседах с чат-ботами. Чат-боты могут имитировать разговор и обмен идеями. Студенты могут практиковать языковые навыки, такие как ведение дискуссии в аудитории. С помощью чат-бота учащиеся могут опробовать новые компетенции и отточить навыки, сводя к минимуму недостатки практики разговора с собеседником (например, оценочное суждение, аргументация, повторение). Разговоры чат-бота можно записывать и просматривать. Преподаватели могут читать анонимные разговоры, чтобы понять, как используется чат-бот и характер запросов, поступающих в чат-бот. Чат-боты могут помочь студентам быстро найти подробную информацию о курсе, предоставляя им ключевую информацию. Это может облегчить нагрузку на преподавательский состав, поскольку чат-бот может служить

первой линией связи относительно сроков сдачи, деталей заданий, ресурсов для домашних заданий и т. д. Кроме того, студенты могут получить необходимую им помощь и информацию в любое время суток. При этом преподавательский состав сэкономит время.

Чат-бот может быть полезным ресурсом для задач по запоминанию учебной информации. Задавая ряд вопросов или отвечая на них, студенты могут учиться посредством повторения, а также сопровождающих объяснений. Чат-бот не утомит, поскольку студенты используют его неоднократно, и он доступен в качестве партнера по практике в любое время дня и ночи. Это дает студентам возможность учиться в своем темпе и с учетом собственного содержания. Кроме того, чат-боты могут со временем адаптироваться и модифицироваться в соответствии с траекторией обучения учащегося. Чат-бот может быть разработан для проведения опроса. Преподаватели могут собирать анонимные отзывы либо на детальном уровне (например, относительно конкретного занятия), либо в более общем плане (например, о ходе обучения в течение всего курса). Чат-боты с более обобщенной обратной связью имеют преимущество повторного использования от сеанса к сеансу или из года в год. Чат-боты обратной связи также создают более неформальную, коллегиальную среду для обмена проблемами и успехами в курсе. Более неформальная обстановка и постепенные, целенаправленные вопросы в ходе разговора могут создать более удобный канал для обмена идеями.

Существуют разнообразные модели чат-ботов. Чат-бот ChatGPT, разработанный OpenAI, использует большую языковую модель Generative Pre-training Transformer (GPT) [3]. Этот чат-бот был создан для того, чтобы отвечать на вопросы студентов, находить и исправлять ошибки кода и многое другое в дружественной, разговорной форме. ChatGPT - это диалоговый чат-бот с искусственным интеллектом, который способен вести интеллектуальный разговор с человеком. Его можно попросить объяснить концепции, определения, теории, а также использовать как поисковую систему, как генератор идей. Bard - чат-бот с генеративным искусственным интеллектом, разработанный Google, опирается на большую языковую модель Pathways Language Model (PaLM). Бард основан на большой языковой модели, своего рода искусственном интеллекте. Это технология, которая способна анализировать огромные объемы данных из Интернета. Для получения доступа к этому инструменту необходимо использовать личную учетную запись в Google. Bing Chat - чат-бот с искусственным интеллектом, разработанный Microsoft, также использует модель большого языка GPT. Bing Chat может получать доступ и осуществлять поиск информации в Интернете. Он доступен из веб-браузера Microsoft Edge. Claude, название большой языковой модели и чат-бота, разработанного Anthropic, использует метод обучения, отличный от GPT и Bard, который направлен на безопасность и полезность. Чат-бот Claude AI обучен работе с новейшими данными в режиме реального времени и доступен через Slack. Это еще один чат-бот с расширенными функциями - Клод. QuizBot - это образовательный бот на базе искусственного интеллекта, который задает вопросы викторины на разные темы. Студенты могут ответить на эти вопросы и получить немедленную обратную связь. В случае неправильных ответов учащиеся также могут получить объяснения и адаптировать последующие тесты с учетом индивидуальных сильных и слабых сторон. Таким образом, QuizBot предоставляет студентам возможность постоянно совершенствоваться посредством активного обучения и самооценки [3].

Использованию мобильных чат-ботов в качестве помощников в обучении уделяется все большее внимание при изучении языков из-за их способности общаться со студентами, используя естественный язык. Большинство студентов в высших учебных заведениях владеют смартфонами, что делает их активными пользователями интернет-приложений. Системы чат-ботов могут быть развернуты как мобильные сети приложения, помогающие в обучении. Они предоставляют студентам обширную языковую информацию. Студенты могут получать мгновенные отклики, когда они общаются с чат-ботами. Доступность чат-ботов в любое время и в любом месте предоставляет им возможность учить иностранный язык тогда, когда они пожелают. Взаимодействие с чат-ботами в режиме реального времени может соответствовать потребности студентов в темпе самообучения и дать им ощущение подлинности в среде, где говорят на родном языке. Эти системы не только улучшают вовлеченность и поддержку студентов, но также могут значительно уменьшить административную нагрузку преподавателей, позволяя им сосредоточиться на разработке учебных программ и исследованиях.

Многие университеты включают чат-боты в свое обучение. Вот несколько примеров ботов, которые обладают некоторыми преимуществами перед преподавателями [3]:

1. Duolingo - самое популярное сегодня приложение для изучения иностранных языков. С его помощью и благодаря геймифицированному чат-боту можно улучшить навыки разговорной речи. Приложение также предлагает возможность пообщаться с ботом.

2. Mondly - обучает 34 языкам. Чат-бот позволяет общаться как устно, так и письменно. Он учит слова, фразы, а также умеет распознавать и воспроизводить произношение, что в конечном итоге помогает вести полноценный диалог

3. Andy - это приложение, разработанное для разговорной практики на английском. Бот является не только личным репетитором, но и хорошим другом, с которым можно пообщаться на различные темы устно и письменно.

Все эти примеры имеют преимущество перед преподавателями, поскольку чат-боты обеспечивают возможность развития идеального произношения, в то время как преподаватели, как правило, не являются носителями иностранного языка. Чат-боты также предлагают функции для распознавания эталонного произношения. Благодаря чат-ботам учеба становится более увлекательной.

Реализация уникального подхода к студенту осуществляется на основе личных учебных планов с учетом образовательных программ, а также электронных обучающих модулей вуза. Существующая в каждом вузе балльно-рейтин-говая система позволяет оценить прогресс в обучении каждого студента. Студентам следует самостоятельно проявлять инициативу и активно овладевать инновационными методами освоения знаний. Обучение необходимо производить на основе существующих профессиональных и образовательных стандартов, но с учетом индивидуальной подготовки студента и его умственных возможностей. Концепция создания образовательных траекторий формирует перспективу жизненного цикла в отношении образования. Образовательные траектории - это система трансформаций между звеньями образования и учебными заведениями, ведущая к разным уровням образовательной деятельности [4]. На эти переходы влияют как структура образования, так и деятельность, то есть индивидуальный выбор, структуры социального неравенства и институциональные механизмы. Имеются разные комбинации образовательных траекторий, что связано с разными отношениями между образованием и статусным положением. Индивидуальная образовательная траектория характеризуется определенным алгоритмом действий обучающегося. Студент под руководством преподавателя сознательно в своем обучении формирует себе уникальную индивидуальную образовательную траекторию [8].

Образовательные траектории - это живые структурные единицы образовательного процесса. В Финансовом университете существует специализированная обучающая интеллектуальная система, позволяющая достаточно быстро обеспечить формирование индивидуальной образовательной траектории. Это электронная образовательная платформа Rosetta Stone Advantage (RSA), которая была внедрена в учебный процесс в 2015 году. Работа с индивидуальными траекториями - это признание того, что мы не можем прогнозировать непредвиденные факторы и события, которые могут повлиять на траекторию, ускоряя ее или, возможно, полностью сорвав ее. В этом смысле работа с траекториями - более скромный и реалистичный способ прогнозировать будущее. Тщательное изучение и оценивание результатов работ студентов в электронной обучающей программе Rosetta Stone позволило понять, что многие студенты способны правильно организовать свое образовательное пространство и успешно справляются с учебной деятельностью. Многие студенты выполняли сначала те виды активностей в программе, которые не вызывали у них непреодолимых трудностей, а затем переходили на более высокий уровень обучения английским языком. Как правило, образовательные результаты студентов сопровождаются успехом. Электронная обучающая программа RSA предоставляет возможность пользоваться различными коммуникационными инструментами для извлечения, записи и воспроизведения аудио-, видео- и текстовых данных. В 2020 году в Финансовом университете Rosetta Stone Advantage была отменена и появилась более совершенная версия Rosetta Stone Catalyst. Rosetta Stone Catalyst - это лучшее программное решение для изучения языка, построенное с интерфейсом и платформой распознавания голоса. По сравнению с предыдущими версиями Rosetta Advantage и Advantage English for Business или Foundation, Rosetta Stone Catalyst - это универсальная обучающая программа, охватывающая многочисленные языки и разнообразные уровни опыта овладения языковыми навыками. Rosetta Stone Catalyst помогает свободно овладеть изучаемым языком, чтобы можно было уверенно использовать его в реальном окружающем мире. Студенты учатся быстрее при поддержке со стороны преподавателей - носителей языка. Новый апгрейд программы дает вам возможность учиться дома, на работе, стоя в очереди - там, где студентам наиболее удобно. Многоуровневый подход к обучению в Rosetta Stone Catalyst дает блестящие результаты и повышает эффективность обучения иностранному языку. В отличие от большинства самостоятельных онлайн-обучающих инструментов, Rosetta Stone Catalyst предлагает несколько языковых вариантов использования. Чат-бот Rosetta Stone Catalyst предоставляет упражнения, связанные с произношением, словарным запасом, грамматикой, чтением научно-популярных текстов, аудированием. Уроки в Rosetta Stone Catalyst всегда доступны на образовательной панели в структурированной последовательности. Система непрерывно фиксирует и сохраняет достижения студента. Учащиеся могут сосредоточиться на навыках письменной речи, отработке фонетических и грамматических навыков, а также навыков аудирования. Благодаря работе с чат-ботом навыки чтения, разговорной и письменной речи у студентов стали лучше. Трудолюбивые студенты зачастую переходят на новый, более высокий уровень владения английским языком. Студенты сами могут построить свою траекторию прохождения языкового уровня, расширить свой запас профессионально ориентированной лексики, необходимой для дальнейшего лингвистического совершенствования. Студентам предоставляется возможность приобрести значительный опыт проведения презентаций в Microsoft PowerPoint на иностранном языке или научиться общаться с носителями языка. Кроме того, они могут менять свой путь обучения, если целью является рас-

ширение знания иноязычной профессиональной терминологии. Каждый урок в Rosetta Stone тщательно структурирован и предназначен для изучения языковых закономерностей всех лингвистических уровней, начиная от уровня beginner и заканчивая уровнем advanced. Чат-бот Rosetta Stone Catalyst делает улучшение языковых навыков увлекательным и простым, эффективно повышает знания иностранного языка студентов.

В заключение можно сделать вывод о том, что внедрение чат-ботов в образовательный процесс было осуществлено многими университетами и оказалось успешным и полезным для преподавателей и студентов. Опыт преподавания иностранного языка с убедительностью доказал практическую значимость внедрения в образовательный процесс виртуальных помощников: преподаватели могут полностью погрузить студентов в изучение предмета, проводя занятия в интерактивном режиме. Это делает учебу увлекательной и продуктивной, в отличие от скучных занятий по учебникам. Системы искусственного интеллекта также обеспечивают адаптивность и персонализацию процесса обучения, а также быструю оценку успеваемости студентов, что позволяет корректировать образовательный процесс в реальном времени. Разнообразные виды деятельности помогают удерживать внимание студентов на уроке, например, лексика и грамматика изучаются с помощью интерактивных упражнений и голосового помощника. Преподаватели могут отслеживать прогресс студентов и корректировать образовательный процесс. Чат-боты с искусственным интеллектом, такие как ChatGPT, обеспечивают принципиально иной пользовательский опыт, нежели технологии искусственного интеллекта, которые поддерживают стандартный

Библиографический список

поиск Google или другие веб-поиски. Технология поиска курирует и ранжирует меню, состоящее в основном из контента, созданного людьми, в ответ на запросы пользователей. Чат-боты с большой языковой моделью генерируют единичные, используя контент, созданный машиной. Машины, которые предлагают немедленные, краткие и, казалось бы, однозначные ответы на вопросы знаний, могут быть полезны студентам, преподавателям и другим людям. Но эта технология также может привести к появлению общества, в котором машинные знания станут доминирующими. Какой бы заманчивой ни была идея полной роботизации образовательного процесса, выработка необходимых реакций на возникающие ситуации более доступна человеку, чем машине. Именно преподаватель выберет правильное, нужное решение, учитывая все человеческие факторы.

Несмотря на то, что было проведено мало исследований по изучению использования студентами диалоговых чат-ботов для изучения иностранного языка, их интерактивное использование создает ощущение физически присутствующего человеческого собеседника, что значительно улучшает результаты коммуникативного общения. Исследования показали [3], что уровень знаний студентов улучшается с начального до среднего, со среднего до продвинутого при интеграции в учебный процесс диалоговых чат-ботов.

Технологии чат-ботов широко интегрировались в сектор образования. Анализ исследований на эту тему показал, что чат-боты будут в дальнейшем использоваться в образовательных целях различными способами, включая преподавание, обучение, администрирование, оценивание и консультирование.

1. Осипов ГС. Приобретение знаний интеллектуальными системами. Основы теории и технологии. Москва: Наука. Физматгиз, 1997.

2. Зубов А.В. Основы искусственного интеллекта для лингвистов. Москва: Университетская книга: Логос, 2007.

3. Smutny P., Schreiberova P. Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook messenger. Computers and Education. 2020: 151-155. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/339601915

4. Белогаш М.А., Мельничук М.В. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. Российский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2: 123-132.

5. August S., Tsaima A. Artificial Intelligence and Machine Learning: An Instructor's Exoskeleton in the Future of Education. Innovative Learning Environments in STEM Higher Education. 2021: 79-105. Available at: https://www.researchgate.net/publication/349968570

6. Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L., Pallant J.I., Pechenkina E. Generative AI and the future of education: Ragnarok or " reformation? A paradoxical perspective from management educators. The International Journal of Management Education. 2023; Vol. 21, Issue 2: 299-315. Available at: https://www.sciencedirect.com/journal/the-international-journal-of-management-education/vol/21/issue/2

7. Generative AI Defined: How it Works, Benefits and Dangers. Available at: https://www.techrepublic.com/article/what-is-generative-ai/

8. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования. Научный диалог. 2017; № 1: 266-279.

References

1. Osipov G.S. Priobretenie znanijintellektual'nymisistemami. Osnovy teorii i tehnologii. Moskva: Nauka. Fizmatgiz, 1997.

2. Zubov A.V. Osnovy iskusstvennogo intellekta dlya lingvistov. Moskva: Universitetskaya kniga: Logos, 2007.

3. Smutny P., Schreiberova P. Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook messenger. Computers and Education. 2020: 151-155. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/339601915

4. Belogash M.A., Mel'nichuk M.V. Kognitivnye aspekty razvitiya informacionno-obrazovatel'noj sredy v vysshej shkole v 'epohu cifrovizacii. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2020; T. 9, № 2: 123-132.

5. August S., Tsaima A. Artificial Intelligence and Machine Learning: An Instructor's Exoskeleton in the Future of Education. Innovative Learning Environments in STEM Higher Education. 2021: 79-105. Available at: https://www.researchgate.net/publication/349968570

6. Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L., Pallant J.I., Pechenkina E. Generative AI and the future of education: Ragnarok or " reformation? A paradoxical perspective from management educators. The International Journal of Management Education. 2023; Vol. 21, Issue 2: 299-315. Available at: https://www.sciencedirect.com/journal/the-international-journal-of-management-education/vol/21/issue/2

7. Generative AI Defined: How it Works, Benefits and Dangers. Available at: https://www.techrepublic.com/article/what-is-generative-ai/

8. Zeer 'E.F., Zavodchikov D.P., Zinnatova M.V., Lebedeva E.V. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya kak ustanovka sub'ekta v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Nauchnyj dialog. 2017; № 1: 266-279.

Статья поступила в редакцию 11.03.24

УДК 378

Zhukova T.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia);

National Research Institute "MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: tatianazhu@mail.ru

Bogoslovskiy V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: vib0705@mail.ru

Klimova I.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: iiklimova@fa.ru

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF NEUROPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE STUDENTS' POLYCULTURAL TRAINING. The problem of polycultural training of modern students is always a subject of scientific discussion. Active searches are being conducted in this direction, due to various contradictions, one of which is the significant changes taking place in the psyche of modern students. In this regard, the general formulation of the problem of polycultural training has its own specifics, characterized by the search for new effective technologies. It is advisable to include neuropedagogical technologies among such technologies, which largely determine the implementation of an individual-personal approach and contribute to the development of the cognitive and emotional spheres of students' personality, which directly influence polycultural training. The article highlights the basic principles of implementing neuropedagogical technologies and presents various types of tasks, the model of polycultural education is suggested.

Key words: neuropedagogical technologies, preparing teachers, polycultural education

Т.А. Жукова, д-р пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Национальный исследовательский

институт «МИСИС», г. Москва, E-mail: tatianazhu@mail.ru

В.И. Богословский, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: vib0705@mail.ru

И.И. Климова, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: iiklimova@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.