ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2023, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 231099 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11099 УДК 37.012:004.9
ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество?
ChatGPT and education: eternal confrontation or possible cooperation?
Авторы статьи
I
Authors of the article
I
Капустина Любовь Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация [email protected]
ORCID: 0000-0002-0619-0939 Ермакова Юлия Дмитриевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0001-6827-2377
Калюжная Татьяна Владиславовна,
кандидат филологических наук, директор учебно-делового центра «Академия развития гуманитарного образования», г.-к. Анапа, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-5822-4555
Liubov V. Kapustina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Linguistics Chair, Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0002-0619-0939 Yulia D. Ermakova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Linguistics Chair, Samara State Transport University, Samara, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-6827-2377
Tatyana V. Kalyuzhnaya,
Candidate of Philological Sciences, Director of the Educational and Business Center "Academy for the Development of Humanitarian Education", Anapa, Russian Federation
ORCID: 0000-0002-5822-4555
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для цитирования
For citation
Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 10. - С. 119-132. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231099.htm. DOI
10.24412/2304-120X-2023-11099
L. V. Kapustina, Yu. D. Ermakova, T. V. Kalyuzhnaya, ChatGPT and education: eternal confrontation or possible cooperation? // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 10. - P. 119-132. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231099.htm. DOI:
10.24412/2304-120X-2023-11099
Поступила в редакцию Received 14.08.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.09.23
Принята к публикации Accepted for publication 2809.23 Опубликована Published 31.10.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В., 2023
Аннотация
I
Abstract
L
ChatGPT (Generative Pre-trained Transformer, или трансформер, обученный для генерации текста) - это искусственный интеллект, способный отвечать на любой вопрос пользователя в виде сконструированного и аргументированного текста. Он уже широко распространен и пользуется популярностью у большинства студентов. ChatGPT способен писать тексты вплоть до диссертаций, проходить медицинские тесты или даже принимать судебные решения. Однако стоит отметить, что появление этого чат-бота потрясло академический и университетский мир: в феврале 2023 года в одном из российских вузов разгорелся скандал из-за защиты диплома, написанного нейросетью. Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что этот чат-бот одновременно привлекает и волнует мировое педагогическое сообщество, задавая этические вопросы. Поможет ли ChatGPT прояснить сложные концепции и структурировать идеи в дополнение к созданию умных наставников и помощников преподавателей? Есть ли риск создания неоригинального, неточного или вводящего в заблуждение контента, подрыва творчества и развития определенных навыков? Будет ли этот инструмент способен поддерживать педагогическую практику и успешную учебу или он поставит под угрозу сами основы образования? Каковы способы снизить риски, связанные с использованием ChatGPT в образовании? Цель данного исследования авторы видят в ответе на поставленные вопросы. Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении тенденций развития технологий искусственного интеллекта в образовании, а также возможных сценариев применения и влияния ChatGPT. На сегодняшний день, в частности, в учебных заведениях отсутствуют четкие правила относительно использования искусственного интеллекта в учебных целях. Научная новизна исследования заключается в том, что авторы выявили и описали негативные и позитивные стороны использования ChatGPT в образовании, а также сформулировали определенные условия, при которых текстовый генератор может безболезненно использоваться в обучении. Методологическую базу исследования составил анализ российской и зарубежной научной литературы по теме развития искусственного интеллекта в целом и применения ChatGPT в частности, а также синтез и обобщение полученных результатов.
Ключевые слова
I
ChatGPT (Generative Pre-trained Transformer) is artificial intelligence that can answer any user's question in the manner of a constructed text. It is already widespread and popular with most students. ChatGPT is able to write dissertations, pass medical tests or even make court decisions. However, it is worth noting that the appearance of this chatbot shocked the academic and university world: there was a scandal in one of the Russian universities in February 2023 because of a graduate qualification work written by ChatGPT neural network. The relevance of this research is due to the fact that this chatbot simultaneously attracts and worries the world pedagogical community by raising some ethical questions. Can ChatGPT clarify complex concepts and structure ideas in addition to creating smart mentors and teaching assistants? Is there any risk to create unoriginal, inaccurate or misleading content, as well as decrease creativity and skills? Will this tool be able to support pedagogical practice and successful studies, or will it endanger the fundamental education? What are the ways to reduce the risks by using ChatGPT in education? The authors of this research answered these questions. The scientific merit of the work is to consider trends in the development of artificial intelligence technologies in education, as well as possible scenarios for the application and impact of ChatGPT. Today, there are no clear rules in educational institutions regarding the use of artificial intelligence for educational purposes. The academic novelty of the study is that the authors identified and described the negative and positive aspects of using ChatGPT in education, and also formulated certain conditions to use painlessly the text generator in training. The methodological basis of the study is the analysis of Russian and foreign scientific literature on the development of artificial intelligence, in general, and the use of ChatGPT, in particular, as well as the synthesis and generalization of the results obtained.
Key words
I
искусственный интеллект, чат-бот, ChatGPT, нейросеть, образование, модернизация
artificial intelligence, chatbot, ChatGPT, neural network, education, modernization
Благодарности
Acknowledgements
Авторы выражают благодарность доктору педагогических наук, профессору кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации Самарского государственного экономического университета Г. В. Глухову за консультирование по вопросам развития искусственного интеллекта в России.
The authors express their gratitude to G. V. Glukhov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Linguistics and Foreign Language Business Communication at Samara State University of Economics, for advising on the development of artificial intelligence in Russia.
Введение / Introduction
Термин «искусственный интеллект» (ИИ), появившийся в 1950-х годах, обозначает область исследований, которая изучает механизмы интеллекта, моделируя их с помощью алгоритмов и экспериментируя с ними на машинах. Эти механизмы включают способность автоматически находить решения проблем. В более широком
смысле ИИ часто используется для обозначения алгоритмов, имитирующих или имеющих что-то общее с некоторыми интеллектуальными способностями живых существ [1]. Системы ИИ взаимодействуют с нами и влияют, прямо или косвенно, на нашу среду. Часто кажется, что они действуют автономно и могут адаптировать свое поведение в зависимости от контекста [2].
Примером применения ИИ в повседневной жизни является ChatGPT (Generative Pre-trained Transformer, или трансформер, обученный для генерации текста) - чат-бот, который появился в 2022 году и тут же завоевал огромную популярность. ChatGPT - это ИИ, принадлежащий к семейству генеративных ИИ, основанный на сети искусственных нейронов, организованных вокруг базы данных, которая собирает информацию для разработки сконструированных ответов на запросы человека. Будучи бесплатным, он уже используется в самых разных сферах в качестве личного помощника. Доступный с ноября 2022 года на нескольких языках разговорный робот способен понимать вопросы пользователей и отвечать на них на языке, близком к человеческому. В частности, ChatGPT отвечает на ваши запросы, введенные в специальное текстовое поле. Затем чат-бот обрабатывает ваш запрос и отвечает на него на основе имеющейся у него информации.
Однако в феврале 2023 года в России разгорелся скандал. Российский студент защитил диплом, который написала ему нейросеть ChatGPT. В одной из соцсетей студент опубликовал подробный отчет, как современная технология помогла ему сэкономить личное время. В общей сложности он потратил на написание дипломной работы всего 23 часа [3].
Актуальность данного исследования заключается в том, что использование нейросетей в обучении ставит перед образовательным сообществом вопросы. Обладая очень хорошими навыками копирайтинга, ChatGPT способен стать благодатной почвой для недобросовестных обучающихся? Будут ли учащиеся и студенты полностью полагаться на эту технологию в своих письменных работах (ведь некоторые университеты во Франции и даже в Соединенных Штатах Америки просто запретили своим студентам использовать ChatGPT)? Может ли педагог использовать чат-бот в своей деятельности? И если да, то как?
Цель данной работы - проанализировать возможные риски применения ChatGPT в образовании и выявить способы использования данной нейросети во благо, дабы понять, возможно ли мирное существование ИИ и образования.
Вопросы применения ChatGPT в образовании имеют важное теоретическое значение, так как это позволяет более глубоко проанализировать образовательные процессы и выявить новые подходы к организации обучения.
Исследование применения трансформера, обученного для генерации текста, в деятельности преподавателей и обучающихся имеет практическую значимость, так как помогает привнести новые технологии в сферу обучения без вреда для самого процесса.
Обзор литературы / Literature review
Проблемой развития ИИ и его роли в жизни человечества занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. И, по их мнению, изучать влияние ИИ необходимо именно с разных точек зрения (социальной, экономической, этической, правовой), чтобы вовремя выявить допустимые границы и угрозы [4]. Для этого стоит обратиться к историческому опыту возникновения ИИ и его применению человеком [5, 6].
Темой применения ИИ в образовании интересовались следующие отечественные ученые. И. И. Пилецкий в своей работе описывает методы построения графа знаний и применение машинного обучения при подготовке в университете [7]. А. Е. Кле-ковкин обосновывает потребность практического применения ИИ (чат-ботов) для помощи в выборе специальности будущими потенциальными студентами, а также проводит сравнительный анализ сервисов по созданию чат-ботов [8].
Сразу несколько исследователей занимались проблемой применения ИИ при обучении иностранным языкам. Цель работы Р. С. Исламова - изучение влияния ИИ на обучающегося через использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в высшей школе [9]. Хотелось бы особо отметить научную новизну данной работы. Автором выявлено, что чем больше возможностей ИИ в информационно-коммуникационных технологиях при работе с иностранным языком, тем ниже активация когнитивной деятельности со стороны студента. О. В. Легостаева обосновывает необходимость применения ИИ для индивидуализации процесса обучения языкам [10]. Э. Ш. Шефиева показывает в своих исследованиях, как происходит внедрение современных технологических достижений в преподавание иностранных языков, и описывает конкретные направления работы с ИИ, которые могут повысить эффективность их изучения [11].
Авторы данного исследования согласны с мнением Е. В. Везетиу о том, что сфера высшего образования является в настоящее время экспериментальным полем по внедрению продуктов ИИ и цифровой трансформации образовательного пространства. Также мы поддерживаем мысль автора о необходимости установления границ допустимого влияния работы нейросетей в сфере высшего образования [12]. Данный постулат прослеживается и в работе А. И. Ракитова [13]. Исследователь высказывает опасения, что внедрение систем ИИ в образование может иметь и негативные последствия вплоть до осознания опасности существованию человечества в целом.
А. М. Шестерина исследует потенциал использования ИИ в креативных сферах человеческой деятельности [14].
Сравнительный и системный анализ и логический подход сделали возможным исследование по применению технологий ИИ для персонализации электронного обучения [15]. А. А. Паскова пришла к выводу о том, что технологии ИИ облегчают персонализированное электронное обучение без повышения требований к обучающим.
Не стоит забывать и о мнении студентов по вопросу внедрения ИИ в образование. Так, например, онлайн-опрос 250 студентов МГТУ им Н. Э. Баумана выявил достаточную информированность обучающихся о сущности и функциях технологий ИИ, процессах их внедрения в высшее образование. Было установлено, что студенты понимают необходимость и позитивные последствия внедрения технологий ИИ в учебный процесс [16].
Н. А. Коровникова показывает особенности применения ИИ не только в современном отечественном, но и зарубежном образовательном пространстве [17]. Вслед за Н. А. Коровниковой Е. С. Павлюк пытается предсказать будущий характер изменений в высшем образовании в России на базе зарубежного образовательного опыта ранее внедренных технологий ИИ [18].
ИИ и молодежь - актуальная проблема нашего времени, о чем свидетельствуют исследования К. Б. Мухамадиевой [19]. Ученый презентует проект «Молодежь и ИИ» в контексте образования, здоровья и благополучия с целью простимулировать исследователей, педагогов, родителей и воспитателей расширить возможности молодых людей для конструктивного взаимодействия с технологиями на основе ИИ.
Некоторые исследователи полагают, что технологии ИИ нужно привносить в обучение уже на ранней стадии - в школе [20]. Е. Г. Светличный и другие рассматривают необходимость использования возможностей ИИ в обучении, становлении личности и социализации обучающихся общеобразовательной школы с целью формирования безопасной среды общения.
Отдельного внимания заслуживают исследования зарубежных авторов по ИИ и чат-ботам. Г.-Д. Хван и другие уточняют определение и роль исследований по ИИ с точки зрения образовательных потребностей. Авторы предлагают структуру по внедрению ИИ в различных условиях обучения [21].
Т. Кунг и другие оценивают эффективность большой языковой модели под названием ChatGPT на экзамене на медицинское лицензирование в Соединенных Штатах Америки. ChatGPT продемонстрировал высокий уровень согласованности и проницательности в своих объяснениях. Эти результаты позволяют предположить, что большие языковые модели могут потенциально помочь в медицинском образовании и, возможно, в принятии клинических решений [22].
ChatGPT считают многообещающим инструментом для открытого образования, поскольку он может повысить независимость и самостоятельность обучающихся, будучи при этом практичным и адаптируемым. Предоставляя персонализированную поддержку, указания и обратную связь, чат-бот обладает потенциалом для повышения мотивации и вовлеченности учащихся, занимающихся самообразованием [23].
В статье Ц. Дэн и И. Лин делается вывод о том, что ChatGPT - это мощная система нейролингвистического программирования (НЛП), которая может генерировать разговоры, похожие на человеческие, но у нее есть ряд проблем, которые необходимо решить [24].
Интересны данные, полученные в результате исследования К. Гао и др. [25] Все тезисы, сгенерированные в ChatGPT, были написаны четко, но только 8% соответствовали требованиям к форматированию конкретного журнала. Большинство сгенерированных рефератов были обнаружены с помощью детектора выходных данных ИИ. Сгенерированные тезисы получили очень высокие оценки по оригинальности с использованием детектора плагиата (100%-ная оригинальность). Рецензенты при слепом рецензировании правильно определили, что 68% сгенерированных тезисов были спродуцированы ChatGPT. Также они отметили, что сгенерированные тезисы были более расплывчатыми и в написании чувствовалась шаблонность.
В. Власак и соавторы исследовали мотивацию пользователей чат-ботов [26]. Они отметили, что после использования систем чат-ботов в среднем их пользователи сообщали об увеличении автономной мотивации к физической активности. Более того, большинство сочло, что более продвинутый чат-бот мог бы быть очень полезен. Мотивация была связана с удовлетворением потребностей в компетентности и автономии.
ИИ все чаще используется организациями для внедрения инноваций, и это все больше отражается в научной работе. Чтобы проиллюстрировать, оценить и отобразить исследования на стыке ИИ и инноваций, М. Мариани с коллегами провели биб-лиометрический анализ и получили представление о литературе на стыке ИИ и инновационных исследований [27].
Случается так, что в сфере высшего образования низкое соотношение преподавателей и студентов может затруднить последним получение немедленной и интерактивной помощи. Чат-боты, которые все чаще используются в различных сценариях,
таких как обслуживание клиентов, повышение производительности труда и здравоохранение, могут стать одним из способов помочь преподавателям лучше удовлетворять потребности студентов [28].
Этические рамки ИИ рассматриваются в работах С. Аткинс и др. [29] Авторы обнаружили, что многие этические рамки ИИ содержат требования/принципы, которые трудно оценить кому-либо, кроме разработчика чат-бота.
В работе K.-M. Чуа и М. Кабилана сообщается об исследовании взглядов преподавателей английского языка как второго иностранного на использование чат-ботов для преподавания в мобильной среде [30]. Результаты показали, что учителя воспринимали использование чат-ботов для обратной связи со своими учениками как очень полезное новшество, хотя некоторым из них и требовалось дополнительное обучение тому, как ими пользоваться. Кроме того, учителя полагали, что чат-боты повышают уровень социального присутствия, что в конечном итоге создает среду для активности их учеников.
Внедрение технологии ИИ позволяет интегрировать системы чат-ботов в различные аспекты образования. Технология чат-ботов обладает потенциалом для предоставления быстрых и персонализированных услуг всем работникам отрасли, включая сотрудников учреждений и студентов [31]. В связи с ростом рынка мобильных устройств за последнее десятилетие чат-боты становятся все более популярным способом взаимодействия с пользователями и их популярность и внедрение быстро распространяются. Эти мобильные устройства меняют способ нашего общения и позволяют постоянно учиться в различных средах [32].
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой теме показал, что в настоящее время достаточное внимание уделяется проблеме внедрения ИИ в нашу жизнь. Однако, по мнению авторов данного исследования, лишь немногие эмпирические исследования в области ИИ анализируют эффективность педагогических чат-ботов и еще меньше обсуждают их дальнейшее будущее в образовании.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Различают несколько типов ИИ:
1. В соответствии с его технологией: основанный на данных (или машинное обучение); основанный на знаниях (или символический ИИ); гибридный ИИ (сочетает в себе подходы, основанные на данных и знаниях, с человеческим познанием) [33].
2. В зависимости от его объема: слабый и сильный. Слабый ИИ фокусируется на конкретной задаче, это «обучающийся» алгоритм, адаптирующий свои параметры к обучающим данным, не наделенный умственными и когнитивными способностями, но готовый выполнять задачи с гораздо большей эффективностью, чем человек. Сильный ИИ может копировать человеческие способности (учиться, понимать, рассуждать, принимать решения, обладать сознанием и эмоциями). Все существующие системы ИИ в настоящее время считаются слабыми.
Рекомендации Пекинского консенсуса правительствам и другим заинтересованным сторонам в государствах - членах ЮНЕСКО заключаются в следующем:
1. Планировать использование ИИ в образовательной политике для поиска возможностей, а также для решения проблем, создаваемых технологиями ИИ.
2. Поддерживать разработку новых моделей, ставших возможными благодаря технологии ИИ, для предоставления образовательных и обучающих услуг там, где преимущества явно перевешивают риски, и использовать инструменты ИИ для создания
систем обучения на протяжении всей жизни, которые обеспечивают индивидуальное обучение в любое время и в любом месте для всех.
3. Использовать технологии ИИ для расширения прав и возможностей учителей, а не для их замены и разработать соответствующие программы по наращиванию потенциала, чтобы учителя могли работать вместе с системами ИИ.
4. Подготовить новое поколение работников, вооружив их наиболее актуальными в эпоху ИИ ценностями и навыками для жизни и работы.
5. Содействовать справедливому и инклюзивному использованию ИИ, независимо от социального или экономического статуса, этнического или культурного происхождения или географического положения, уделяя особое внимание тендерному равенству, обеспечивая при этом этичное, прозрачное и поддающееся проверке использование данных в сфере образования [34].
Все участники экосистемы разработки технологий ИИ должны понимать основные задачи по ответственному использованию ИИ:
- человеческий контроль,
- справедливость,
- человечность,
- обоснование выбора, прозрачность и объяснимость [35].
В последнее время увидело свет множество крупных генеративных моделей ИИ, среди которых - ChatGPT. На практике эти модели способны выполнять задачи, которые революционизируют многие отрасли. Следовательно, последствия, которые эти генеративные модели имеют для общества, значительны, поскольку можно решать сразу несколько профессиональных задач.
В этой категории генеративных ИИ приложение ChatGPT, открытое для широкой публики компанией OpenAI с 30 ноября 2022 года, представляет собой новое поколение диалогового агента (чат-бот), который ведет диалог с пользователем с целью поиска ответа на его вопрос. Технологии, лежащие в основе ChatGPT, можно резюмировать следующим образом:
1. Это расширенная языковая модель, тип ИИ, который использует глубокое обучение (форма машинного обучения) для обработки и генерации текстов на естественном языке. Обучается на огромных объемах текстовых данных, что позволяет ему обрабатывать и генерировать, изучать нюансы и сложности человеческого языка [36].
2. Название происходит от сокращения Chat (чат для разговора) и GPT (транс-формер, обученный для генерации текста), который представляет собой модель предсказательной языковой трансдукции (трансдукция - преобразование данных, представленных в одной форме, в данные, представленные в другой форме).
3. Его алгоритм, основанный на преобразовании, соответствует модели архитектуры нейронной сети, которая позволяет устанавливать отношения между словами и определять значение слова в зависимости от контекста, сосредотачиваясь на словах, наиболее релевантных и позволяющих достоверно приблизиться к естественному языку [37].
4. Он работает в соответствии с моделью предсказания слов на основе инструкций/указаний или подсказок пользователя на естественном языке, сочетая обучение с подкреплением и контролируемое обучение на основе обратной связи с человеком.
5. Важно помнить, что, как и любая технология ИИ, создаваемые тексты генерируются и подкрепляются действиями и работой человека (от людей, разрабатывающих алгоритм, до тех, кто идентифицирует, проверяет данные или взаимодействует с программой).
Результаты исследования / Research results
Авторы данного исследования выявили следующие негативные стороны использования технологии ChatGPT в образовании, которые в отдельно взятых учебных заведениях могут привести к полному запрету чат-бота:
1. На данный момент предоставляемые ChatGPT ответы не основаны на данных в реальном времени через подключение к Интернету.
2. Полученные факты довольно предвзяты из-за характера обрабатываемых данных, даже если применяются фильтры для ограничения наиболее явных предубеждений.
3. Фактические ошибки почти всегда требуют проверки контента пользователем. Однако здесь стоит заметить, что это может быть как ограничением, так и преимуществом в образовательной среде для развития критического мышления и дистанцирования от созданного контента.
4. Существует определенный риск создания и распространения искаженной, ошибочной или непроверенной информации.
5. Такая технология, даже из-за ее производительности и объема обрабатываемых данных, неизбежно вызывает вопросы. Можем ли мы ссылаться на полученные ответы, когда они не являются систематически получаемыми или воспроизводимыми? Кому принадлежит авторство контента: человеку или ИИ?
6. Отсутствие источников или возможный ошибочный характер тех, которые цитируются.
7. Такие данные представляют реальную трудность для использования в академических целях (исследования, документация), если только пользователь не перепроверит одну за другой цитируемые ссылки.
Мы полагаем, что если пользователь отвечает отрицательно на следующие вопросы, использование ChatGPT может быть необоснованным:
- Вы готовы получить недостоверные данные?
- Вы готовы потратить дополнительное время на перепроверку полученных данных?
- Вы готовы взять на себя ответственность за неточность полученных данных?
Однако авторы данного исследования считают, что применение ChatGPT в образовании может быть оправдано, так как этот тип приложения предлагает образовательные возможности, которые очень активно изучаются и в настоящее время используются педагогическим сообществом:
1. Поддержка творчества. Чат-бот может предложить на основе заданных вопросов начальную основу (базу) для дальнейшей работы.
2. Поддержка изучения иностранных языков с помощью функции интерактивного диалогового сопровождения.
3. Помощь в инициировании и/ или оптимизации редакционной задачи.
4. Новый вызов в области медиа- и информационного образования и основа для обучения критическому мышлению, которое требует от учителей и их учеников систематической проверки содержания и актуальности предоставленных ответов.
5. Поддержка в подготовке индивидуального обучения (анализ заданий и предложение адаптированных учебных материалов).
6. Поддержка в планировании занятий (помощь в составлении планов и инклюзивных мероприятий).
Авторы исследования предлагают некоторые практические варианты использования ChatGPT в обучении. Используйте чат-бот для создания:
- тем для обсуждения, которые побуждают учащихся проявлять критический подход и решать проблемы;
- викторин и оценок, которые проверяют понимание предмета учащимися;
- дифференцированных заданий, адаптированных к потребностям и способностям каждого учащегося;
- планов уроков, адаптированных к потребностям и способностям ваших учеников;
- визуальных материалов, таких как плакаты или инфографика;
- формирующих контрольных вопросов, которые помогут вам проверить понимание учащихся и определить, что нужно для улучшения;
- глоссария терминов и определений, относящихся к учебной программе или учебному блоку;
- отзывов, адаптированных к потребностям и целям каждого учащегося;
- инструментов самооценки, таких как таблицы или контрольные списки, которые помогают учащимся оценивать свою собственную работу;
- альтернативных идей для оценки, таких как проекты, презентации или различные схемы для портфолио;
- мероприятий по профессиональному развитию, которые помогут учителям улучшить свои навыки эффективного использования данных;
- идей для стратегий обучения на основе анализа данных, собранных в классе;
- открытых вопросов, которые соответствуют целям обучения и критериям успешности вашего предмета;
- сводных заданий или письменных тестов;
- сложных вопросов, которые побуждают учащихся глубже задуматься и сформулировать свои рассуждения;
- четких и кратких таблиц, в которых описывается, что учащиеся должны делать для достижения успеха, и различные уровни навыков, которых они должны достичь;
- формирующих оценочных мероприятий, которые обеспечивают постоянную обратную связь для информирования преподавателя;
- заданий для самооценки, которые позволяют учащимся задуматься о своем собственном обучении и определить аспекты, которые необходимо улучшить;
- идей об использовании технологий для улучшения оценки и обратной связи;
- вопросов, которые помогут узнать интересы и сильные стороны учащихся;
- идей для позитивного взаимодействия со студентами;
- вопросов, призванных побудить учащихся высказаться;
- правил и процедур;
- руководств по обмену сообщениями, чтобы поддержать учащихся и помочь им понять требования задания;
- плана санкций на случай постоянного плохого поведения обучающихся;
- идей для обмена и обсуждения педагогических практик;
- способов анализа эффективности различных стратегий обучения;
- способов поделиться ресурсами и идеями с коллегами;
- способов совместной работы с руководителями школ.
Заключение / Conclusion
Стоит заметить, что на сегодняшний день ChatGPT активно используется во многих отраслях, экономя наше время. Он отвечает на вопросы; преобразовывает контент; суммирует, исправляет, преобразовывает заметки в текст; генерирует контент,
сообщения, письма, электронные письма; создает черновик текста; предлагает идеи и альтернативные подходы; переводит и генерирует код.
Однако существуют и определенные риски использования ChatGPT в человеческой деятельности в целом и в образовании в частности.
Каково же будущее чат-ботов в образовании? Что им уготовано: противостоять системе образования или органично войти в нее? Авторы данного исследования уверены в том, что внедрение различных форм ИИ в нашу повседневную жизнь неизбежно, следовательно, необходимо искать эффективные пути мирного сосуществования.
Могут ли текстовые генераторы на основе ИИ в образовании восприниматься как законные инструменты, а не как плагиат? При определенных условиях - да. Для этого как минимум необходимо:
1. Определить новые социальные нормы в отношении текстовых генераторов.
2. При использовании ChatGPT указывать его в качестве источника.
3. Сопровождать постановку конкретных дополнительных вопросов с учетом логики, анализа и критического мышления.
4. Приводить в качестве контекста недавнюю временную ситуацию (с середины 2021 года).
5. Понимать мотивы, побудившие воспользоваться чат-ботом.
6. Анализировать полученные результаты с разных точек зрения. Популярная пословица гласит: «Трудно делать прогнозы, особенно когда они
касаются будущего». В данном уравнении с технологиями ИИ существует много неизвестных. Перспективы таких инструментов, как ChatGPT, довольно головокружительны и могут оказать глубокое влияние на общество. В то же время их истинный потенциал должен будет пройти испытание в реальном мире.
Авторы исследования готовы к дальнейшей дискуссии по данному вопросу, так как считают, что сегодня необходимо широко и открыто размышлять об этих технологиях со всеми участниками общества, поскольку это общество уже затронуто влиянием ИИ, о чем свидетельствует текущий интерес к ChatGPT.
Ссылки на источники / References
1. Inria L'Intelligence Artificielle... avec intelligence! (MOOC) // FUN-MOOC. - 2020. - URL: https://www.fun-mooc.fr/courses/course-v1:inria+41021+session01/about
2. Holmes W., Tuomi I. State of the art and practice in AI in education // European Journal of Education. - 2022. - 57.
- Р. 542-570. DOI: 10.1111/ejed.12533
3. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-02-01_nejroset_chatgpt_napisala_diplom
4. Амиров Р. А., Билалова У. М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. - 2020. - № 3(135). - С. 80-88. - DOI: 10.22394/1726-1139-2020-3-80-88. EDN XKTQTC
5. Чаткин В. В. Различия между искусственным интеллектом, машинным обучением и глубоким обучением // Конкурентоспособность территорий: материалы XXII Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов: в 5 частях, Екатеринбург, 22-26 апреля 2019 года / отв. за выпуск Я. П. Силин, Е. Б. Дворядкина. Ч. 3. -Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. - С. 185-187. EDN XMWOLK
6. Лавренов А. Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы меж-дунар. науч.-практ. интернет-конф., Москва, 22-26 апреля 2019 года / под ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова.
- M., 2019. - С. 660-665. - URL: http://news.scienceland.ru/wp-content/uploads/2019/08/Босова-Павлов_Ак-туальные-проблемы-методики-обучения-2019-Электронное-издание.pdf
7. Пилецкий И. И., Батура М. П., Волорова Н. А. Граф знаний и машинное обучение как базис методологии искусственного интеллекта в обучении // Big Data and Advanced Analytics. - 2021. - № 7-1. - С. 198-210. EDN WAPLPO
8. Клековкин А. Е. Выбор сервиса по внедрению искусственного интеллекта для определения направления обучения абитуриента // Актуальные тренды в экономике и финансах: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Омск, 06 декабря 2022 года. - Омск: Омский филиал финансового университета при Правительстве РФ, 2022. - С. 174-176. EDN QVBVTF
9. Исламов Р. С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -
2020. - Т. 13. - № 12. - С. 300-305. DOI: 10.30853/filnauki.2020.12.61. EDN LYLFTF
10. Легостаева О. В., Ливенский Д. А. Искусственный интеллект как эффективное средство индивидуализации процесса обучения иностранным языкам // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. -
2021. - № 5(37). - С. 56-61. EDN WNUPJY
11. Шефиева Э. Ш., Исаева Т. Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 10(78). - С. 84-89. DOI: 10.24158/spp.2020.10.15. EDN OIJXCU
12. Везетиу Е. В., Ромаева Н. Б. Искусственный интеллект как инновационный инструмент внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-2. - С. 73-77. EDN YNVYDY
13. Ракитов А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 6. - С. 41-49. EDN USPQDV
14. Шестерина А. М. Потенциал использования технологий искусственного интеллекта в обучении креативным профессиям // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2023. - № 1(52). - С. 277-282. DOI: 10.17308/law/1995-5502/2023/1/277-282. EDN TIPNKC
15. Паскова А. А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 3(42). - С. 113-122. EDN XAWYHE
16. Гаврилова Ю. В., Моторина И. Е., Павлова Т. Е. Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана) // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2022. - № 1. - С. 20-25. EDN UTUNHW
17. Коровникова Н. А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. - 2021. - № 2(4). - С. 98-113. DOI: 10.31249/snsn/2021.02.07. EDN UYZSBM
18. Павлюк Е. С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 1. - С. 65-72. EDN LAHBOU
19. Мухамадиева К. Б. Искусственный интеллект в развитии молодежи // Образование и проблемы развития общества. - 2021. - № 2(15). - С. 27-33. EDN DDJAGW
20. Светличный Е. Г., Хамгоков М. М., Шабаев В. В. Совершенствование образовательного процесса в школе с использованием цифровых платформ на основе искусственного интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 207-210. EDN KTACSO
21. Hwang Gwo-Jen, Xie Haoran, Wah Benjamin, Gasevic D. Vision, challenges, roles and research issues of Artificial Intelligence in Education // Computers and Education: Artificial Intelligence. - 2020. DOI: 10.1016/j.caeai.2020.100001
22. Kung T. H., Cheatham M., Medenilla A. et al. Performance of ChatGPT on USMLE: Potential for AI-assisted medical education using large language models // PLOS Digit Health. - 2023. - 2(2): e0000198. DOI: 10.1371/jour-nal.pdig.0000198
23. Firat, M. (2023). How Chat GPT Can Transform Autodidactic Experiences and Open Education? - January 12. DOI: 10.31219/osf.io/9ge8m
24. Deng J., Lin Y. The Benefits and Challenges of ChatGPT: An Overview // Frontiers in Computing and Intelligent Systems. - 2023. - 2(2). - Р. 81-83. DOI: 10.54097/fcis.v2i2.4465
25. Gao C. A., Howard F. M., Markov N. S. et al. Comparing scientific abstracts generated by ChatGPT to real abstracts with detectors and blinded human reviewers // npj Digit. Med. - 2023. - 6. - Р. 75. DOI: 10.1038/s41746-023-00819-6
26. Wlasak W., Zwanenburg S. P., Paton C. Supporting Autonomous Motivation for Physical Activity With Chatbots During the COVID-19 Pandemic: Factorial Experiment // JMIR Form Res. - 2023. - 7:e38500. Published 2023 Jan 25. DOI: 10.2196/38500
27. Mariani M., Machado I., Magrelli V., Dwivedi Y. Artificial intelligence in innovation research: A systematic review, conceptual framework, and future research directions // Technovation. - 2022. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.technovation.2022.102623
H. B. KanycmuHa, ff. EpMaKoBa, T. B. KaAMMmn
28. Yu Chen, Jensen S., Albert, L. J. et al. Artificial Intelligence (AI) Student Assistants in the Classroom: Designing Chat-bots to Support Student Success // Information Systems Frontiers. - 2022. - 25. - 1 (Feb 2023). - P. 161-182. DOI: 10.1007/s10796-022-10291-4
29. Atkins S., Badrie I., Otterloo S. Applying Ethical AI Frameworks in practice: Evaluating conversational AI chatbot solutions // Computers and Society Research Journal. - 2021. DOI: 10.54822/QXOM4114
30. Chuah K.-M., Kabilan M. K. Teachers' Views on The Use of Chatbots to Support English Language Teaching in a Mobile Environment // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). - 2021. - 16(20). -P. 223-237. DOI: 10.3991/ijet.v16i20.24917
31. Chinedu O., Ade-Ibijola A. Chatbots applications in education: A systematic review // Computers and Education: Artificial Intelligence. - 2021. - 2. - P. 100033. DOI: 10.1016/j.caeai.2021.100033
32. Smutny, P., & Schreiberova, P. Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook Messenger // Comput. Educ. - 2020. - 151. - P. 103862. DOI: 10.1016/j.compedu.2020.103862
33. Holmes W., Persson J., Chounta I. J. et al. Artificial intelligence and education: A critical view through the lens of human rights, democracy and rule of law // Strasbourg: Council of Europe. - 2022. - URL: https://rm.coe.int/arti-ficial-intelligence-and-education-a-critical-view-through-the-lens/1680a886bd
34. (2019). UNESCO // Consensus de Beijing sur l'intelligence artificielle et l'éducation. UNESCO Bibliothèque Numérique. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368303
35. (2021, novembre). UNICEF // Orientations stratégiques sur l'IA destinée aux enfants 2.0. UNICEF. - URL: https://www.unicef.org/globalinsight/media/2676/file/UNICEF-Global-Insight-policy-guidance-AI-children-2.0-2021_FR.pdf
36. Susnjak T. ChatGPT: The End of Online Exam Integrity? (arXiv:2212.09292) // arXiv. - 2022. DOI: 10.48550/arXiv.2212.09292
37. Vaswani A., Shazeer N. M., Parmar N. et al. Attention is All you Need // NIPS. - 2017. DOI: 10.48550/ARXIV.1706.03762
1. Inria (2020). "L'Intelligence Artificielle... avec intelligence! (MOOC)", FUN-MOOC. Available at: https://www.fun-mooc.fr/courses/course-v1:inria+41021+session01/about (English).
2. Holmes, W., & Tuomi, I. (2022). "State of the art and practice in AI in education", European Journal of Education, 57, pp. 542-570. DOI: 10.1111/ejed.12533 (English).
3. Available at: https://www.cnews.ru/news/top/2023-02-01_nejroset_chatgpt_napisala_diplom (English).
4. Amirov, R. A., & Bilalova, U. M. (2020). "Perspektivy vnedreniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego obrazovaniya" [Prospects for the introduction of artificial intelligence technologies in higher education], Upravlencheskoe konsul'tirovanie, № 3(135), pp. 80-88. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-3-80-88. EDN XKTQTC (in Russian).
5. Chatkin, V. V. (2019). "Razlichiya mezhdu iskusstvennym intellektom, mashinnym obucheniem i glubokim obucheniem" [Differences between artificial intelligence, machine learning and deep learning], Konkurentosposob-nost' territorij: materialy XXII Vserossijskogo ekonomicheskogoforuma molodyh uchenyh i studentov: v 5 chastyah, Ekaterinburg, 22-26 aprelya 2019 goda, ch. 3, Ural'skij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, Ekaterinburg, pp. 185-187. EDN XMWOLK (in Russian).
6. Lavrenov, A. N. (2019). "Iskusstvennyj intellekt v sovremennoj informacionnoj obrazovatel'noj srede" [Artificial intelligence in the modern information educational environment], Aktual'nye problemy metodiki obucheniya in-formatike i matematike v sovremennoj shkole: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf., Moskva, 22-26 aprelya 2019 goda, pp. 660-665. Available at: http://news.scienceland.ru/wp-content/uploads/2019/08/Bosova-Pavlov_Aktuarnye-problemy-metodiki-obucheniya-2019-Elektronnoe-izdanie.pdf (in Russian).
7. Pileckij, I. I., Batura, M. P., & Volorova, N. A. (2021). "Graf znanij i mashinnoe obuchenie kak bazis metodologii iskusstvennogo intellekta v obuchenii" [Knowledge graph and machine learning as the basis of artificial intelligence methodology in teaching], Big Data and Advanced Analytics, № 7-1, pp. 198-210. EDN WAPLPO (in Russian).
8. Klekovkin, A. E. (2022). "Vybor servisa po vnedreniyu iskusstvennogo intellekta dlya opredeleniya napravleniya obucheniya abiturienta" [Choosing a service for introducing artificial intelligence to determine the area of training for an applicant], Aktual'nye trendy v ekonomike i finansah: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, Omsk, 06 dekabrya 2022 goda, Omskij filial finansovogo universi-teta pri Pravitel'stve RF, Omsk, pp. 174176. EDN QVBVTF (in Russian).
9. Islamov, R. S. (2020). "Iskusstvennyj intellekt v informacionno-kommunikacionnyh tekhnologiyah i ego vliyanie na obuchenie inostrannomu yazyku v vysshej shkole" [Artificial intelligence in information and communication technologies and its impact on foreign language teaching in higher education], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, t. 13, № 12, pp. 300-305. DOI: 10.30853/filnauki.2020.12.61. EDN LYLFTF (in Russian).
10. Legostaeva, O. V., & Livenskij, D. A. (2021). "Iskusstvennyj intellekt kak effektivnoe sredstvo individualizacii processa obucheniya inostrannym yazykam" [Artificial intelligence as an effective means of individualizing the process
of teaching foreign languages], Sovremennye problemy gumanitarnyh i obshchestvennyh nauk, № 5(37), pp. 5661. EDN WNUPJY (in Russian).
11. Shefieva, E. Sh., & Isaeva, T. E. (2020). "Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v obrazovatel'nom processe vysshih uchebnyh zavedenij (na primere obucheniya inostrannym yazykam)" [The use of artificial intelligence in the educational process of higher educational institutions (using the example of teaching foreign languages)], Ob-shchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 10(78), pp. 84-89. DOI: 10.24158/spp.2020.10.15. EDN OIJXCU (in Russian).
12. Vezetiu, E. V., & Romaeva, N. B. (2022). "Iskusstvennyj intellekt kak innovacionnyj instrument vnedreniya sov-remennyh sredstv obucheniya v obrazovatel'nyj process vysshih uchebnyh zavedenij" [Artificial intelligence as an innovative tool for introducing modern teaching means into the educational process of higher educational institutions], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 77-2, pp. 73-77. EDN YNVYDY (in Russian).
13. Rakitov, A. I. (2018). "Vysshee obrazovanie i iskusstvennyj intellekt: ejforiya i alarmism" [Higher education and artificial intelligence: euphoria and alarmism], Vysshee obrazovanie v Rossii, t. 27, № 6, pp. 41-49. EDN USPQDV (in Russian).
14. Shesterina, A. M. (2023). "Potencial ispol'zovaniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta v obuchenii kreativnym professiyam" [The potential of using artificial intelligence technologies in teaching creative professions], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo, № 1(52), pp. 277-282. DOI: 10.17308/law/1995-5502/2023/1/277-282. EDN TIPNKC (in Russian).
15. Paskova, A. A. (2019). "Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v personalizacii elektronnogo obucheniya" [Artificial intelligence technologies in e-learning personalization], Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnolog-icheskogo universiteta, № 3(42), pp. 113-122. EDN XAWYHE (in Russian).
16. Gavrilova, Yu. V., Motorina, I. E., & Pavlova, T. E. (2022). "Social'nye ozhidaniya vnedreniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta v obrazovanii (na materialah anketnogo oprosa studentov MGTU im. N. E. Baumana)" [Social expectations for the introduction of artificial intelligence technologies in education (the case of a questionnaire survey of students at the N. E. Bauman Moscow State Engineering University)], Medicina. Sociologiya. Filosofiya. Pri-kladnye issledovaniya, № 1, pp. 20-25. EDN UTUNHW (in Russian).
17. Korovnikova, N. A. (2021). "Iskusstvennyj intellekt v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: problemy i per-spektivy" [Artificial intelligence in the modern educational environment: problems and prospects], Social'nye no-vacii isocial'nye nauki, № 2(4), pp. 98-113. DOI: 10.31249/snsn/2021.02.07. EDN UYZSBM (in Russian).
18. Pavlyuk, E. S. (2020). "Analiz zarubezhnogo opyta vliyaniya iskusstvennogo intellekta na obrazovatel'nyj process v vysshem uchebnom zavedenii" [Analysis of foreign experience in the influence of artificial intelligence on the educational process in a higher educational institution], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 1, pp. 6572. EDN LAHBOU (in Russian).
19. Muhamadieva, K. B. (2021). "Iskusstvennyj intellekt v razvitii molodezhi" [Artificial intelligence in the development of young people], Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva, № 2(15), pp. 27-33. EDN DDJAGW (in Russian).
20. Svetlichnyj, E. G., Hamgokov, M. M., & Shabaev, V. V. (2022). "Sovershenstvovanie obrazovatel'nogo processa v shkole s ispol'zovaniem cifrovyh platform na osnove iskusstvennogo intellekta" [Improving the educational process at school using digital platforms based on artificial intelligence], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 74-2, pp. 207-210. EDN KTACSO (in Russian).
21. Hwang, Gwo-Jen, Xie, Haoran, Wah, Benjamin, & Gasevic, D. (2020). "Vision, challenges, roles and research issues of Artificial Intelligence in Education", Computers and Education: Artificial Intelligence. DOI: 10.1016/j.caeai.2020.100001 (English).
22. Kung, T. H., Cheatham, M., Medenilla, A. et al. (2023). "Performance of ChatGPT on USMLE: Potential for AI-assisted medical education using large language models", PLOS Digit Health, 2(2): e0000198. DOI: 10.1371/jour-nal.pdig.0000198 (English).
23. Firat, M. (2023). How Chat GPT Can Transform Autodidactic Experiences and Open Education?, January 12.DOI: 10.31219/osf.io/9ge8m (English).
24. Deng, J., & Lin, Y. (2023). "The Benefits and Challenges of ChatGPT: An Overview", Frontiers in Computing and Intelligent Systems, 2(2), pp. 81-83. DOI: 10.54097/fcis.v2i2.4465 (English).
25. Gao, C. A., Howard, F. M., Markov, N. S. et al. (2023). "Comparing scientific abstracts generated by ChatGPT to real abstracts with detectors and blinded human reviewers", npj Digit. Med. 6, p. 75. DOI: 10.1038/s41746-023-00819-6 (English).
26. Wlasak, W., Zwanenburg, S. P., & Paton, C. (2023). "Supporting Autonomous Motivation for Physical Activity With Chatbots During the COVID-19 Pandemic: Factorial Experiment", JMIR Form Res., 7, p. e38500. Published 2023 Jan 25. DOI: 10.2196/38500 (English).
27. Mariani, M., Machado, I., Magrelli, V., & Dwivedi, Y. (2022). "Artificial intelligence in innovation research: A systematic review, conceptual framework, and future research directions", Technovation. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.technovation.2022.102623 (English).
28. Yu Chen, Jensen, S., Albert, L. J. et al. (2022). "Artificial Intelligence (AI) Student Assistants in the Classroom: Designing Chatbots to Support Student Success", Information Systems Frontiers, 25, 1 (Feb 2023), pp. 161-182. DOI: 10.1007/s10796-022-10291-4 (English).
29. Atkins, S., Badrie, I., & Otterloo, S. (2021). "Applying Ethical AI Frameworks in practice: Evaluating conversational AI chatbot solutions", Computers and Society Research Journal. DOI: 10.54822/QX0M4114 (English).
30. Chuah, K.-M., & Kabilan, M. K. (2021). "Teachers' Views on The Use of Chatbots to Support English Language Teaching in a Mobile Environment", International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 16(20), pp. 223237. DOI: 10.3991/ijet.v16i20.24917 (English).
31. Chinedu, O. & Ade-Ibijola, A. (2021). "Chatbots applications in education: A systematic review", Computers and Education: Artificial Intelligence, 2, p. 100033. DOI: 10.1016/j.caeai.2021.100033 (English).
32. Smutny, P., & Schreiberova, P. (2020). "Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook Messenger", Comput. Educ., 151, p. 103862. DOI: 10.1016/j.compedu.2020.103862 (English).
33. Holmes, W., Persson, J., Chounta, I. J. et al. (2022). Artificial intelligence and education: A critical view through the lens of human rights, democracy and rule of law. Council of Europe, Strasbourg. Available at: https://rm.coe.int/ar-tificial-intelligence-and-education-a-critical-view-through-the-lens/1680a886bd (English).
34. UNESCO. (2019). "Consensus de Beijing sur l'intelligence artificielle et l'éducation", UNESCO Bibliothèque Numérique [Beijing Consensus on Artificial Intelligence and Education. UNESCO Digital Library]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/arky48223/pf0000368303 (French).
35. UNICEF. (2021, novembre). "Orientations stratégiques sur l'IA destinée aux enfants 2.0". UNICEF [Strategic guidance on AI for children 2.0. UNICEF]. Available at: https://www.unicef.org/globalinsight/media/2676/file/UNICEF-Global-Insight-policy-guidance-AI-children-2.0-2021_FR.pdf (French).
36. Susnjak, T. (2022). "ChatGPT: The End of Online Exam Integrity? (arXiv:2212.09292)", arXiv. DOI: 10.48550/arXiv.2212.09292 (English).
37. Vaswani, A., Shazeer, N. M., Parmar, N. et al. (2017). "Attention is All you Need", NIPS. DOI: 10.48550/ARXIV.1706.03762 (English).
Вклад авторов
Л. В. Капустина - планирование исследования, определение методологии исследования, разработка и описание материала, обобщение результатов исследования.
Ю. Д. Ермакова - сбор и систематизация исследований по заявленной теме, подготовка обзора отечественных и зарубежных источников и их оформление. Т. В. Калюжная - сбор и систематизация исследований по заявленной теме, оформление итогового варианта статьи.
Contribution of the authors
L. V. Kapustina - research planning, selection of research methodology, development and description of material, generalization of research results.
Yu. D. Ermakova - collection and systematization of research works on the topic, preparation of a review of domestic and foreign sources and their drawing up.
T. V. Kalyuzhnaya - selection and systematization of research works on the topic, design of the final variant of the article.