Научная статья на тему 'Возможности неиспользованные протестантами Тульской губернии в конце ХIХ начале ХХ века'

Возможности неиспользованные протестантами Тульской губернии в конце ХIХ начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
РПЦ / ПРАВОСЛАВНЫЙ МИССИОНЕР / ПРОТЕСТАНТЫ / СЕКТАНТЫ / ПАШКОВЦЫ / ШТУНДИСТЫ / ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бартов В.П.

В конце ХIХ начале ХХ века в Тульской губернии пашковцы и штундисты являлись наиболее активными из протестантских деноминаций в распространении Евангелия среди населения региона. В исследуемый период автор рассматривает три основные возможности, предоставленные исторической реальностью протестантам, для привлечения последователей. Первая из них заключалась в сильной заинтересованности в религиозных вопросах населения из разных социальных слоев. Вторая возможность, это наличие у протестантских проповедников Библий на русском языке. Третья, это отсутствие серьезных гонений со стороны государства и Русской Православной Церкви в отличие от других регионов России. Перечисленные возможности не были в полной мере использованы протестантами, что сказалось на численности протестантских общин в Тульской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES UNUSED BY THE PROTESTANTS OF THE TULA PROVINCE AT THE END OF THE 19TH CENTURY BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

At the end of the 19th beginning of the 20th century most active among protestant denominations in the territory of the Tula Governorate in terms of spreading the Gospel among the population were the pashkovites and the stundists. During the period under survey the author reviews three main opportunities protestants were offered by the historical reality for attracting followers. The first being a remarkably high level of interest to religious matters among the population of different social strata. The second opportunity was that protestant preachers had Bibles in the Russian language. The third lay in there being no serious persecution by the state or the Orthodox Church unlike it was in other regions of Russia. The listed opportunities were not fully taken advantage of by protestant believers which affected the size of protestant congregations across the Tula Governorate

Текст научной работы на тему «Возможности неиспользованные протестантами Тульской губернии в конце ХIХ начале ХХ века»

HISTORICAL SCIENCES

ВОЗМОЖНОСТИ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРОТЕСТАНТАМИ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В

КОНЦЕ Х1Х НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Бартов В.П.

Евроазиатская богословская семинария, научный сотрудник кафедры Теологии и истории Христианства

Москва

OPPORTUNITIES UNUSED BY THE PROTESTANTS OF THE TULA PROVINCE AT THE END OF THE 19TH CENTURY BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

Bartov V.P.

Eurasian Theological Seminary, Senior Researcher of the Department of Theology and History of Christianity.

Moscow

АННОТАЦИЯ

В конце XIX начале ХХ века в Тульской губернии пашковцы и штундисты являлись наиболее активными из протестантских деноминаций в распространении Евангелия среди населения региона. В исследуемый период автор рассматривает три основные возможности, предоставленные исторической реальностью протестантам, для привлечения последователей. Первая из них заключалась в сильной заинтересованности в религиозных вопросах населения из разных социальных слоев. Вторая возможность, это наличие у протестантских проповедников Библий на русском языке. Третья, это отсутствие серьезных гонений со стороны государства и Русской Православной Церкви в отличие от других регионов России. Перечисленные возможности не были в полной мере использованы протестантами, что сказалось на численности протестантских общин в Тульской губернии.

ABSTRACT

At the end of the 19th - beginning of the 20th century most active among protestant denominations in the territory of the Tula Governorate in terms of spreading the Gospel among the population were the pashkovites and the stundists. During the period under survey the author reviews three main opportunities protestants were offered by the historical reality for attracting followers. The first being a remarkably high level of interest to religious matters among the population of different social strata. The second opportunity was that protestant preachers had Bibles in the Russian language. The third lay in there being no serious persecution by the state or the Orthodox Church unlike it was in other regions of Russia. The listed opportunities were not fully taken advantage of by protestant believers which affected the size of protestant congregations across the Tula Governorate.

Ключевые слова: РПЦ, православный миссионер, протестанты, сектанты, пашковцы, штундисты, возможности.

Keywords: Russian Orthodox Church, Orthodox missionary, Protestants, sectarians, Pashkovites, Stundists, opportunities.

Протестантские идеи появились на территории Тульской губернии в последней четверти XIX века и не получили широкого распространения. На протяжении почти полувека протестантские общины исчислялись единицами и были малочисленными. Тема недоверия к протестантизму среди населения Тульской губернии не привлекала внимание исследователей из-за крайне малого числа последователей протестантизма на территории губернии, несмотря на то, что Тульская область является частью центрального региона России. Результатом этого стало отсутствие значимых исследований, посвященных протестантам Тульского края. О протестантах Тульской губернии встречаются лишь упоминания, в связи с религиозной деятельностью их лидеров. К таким работам можно отнести труды А. Пузынина [8], Ш. Коррадо [3], Э. Хейера [17], С. Ливен [4]. Основным источником для исследования вопроса, касающегося возникновения протестантизма в Тульской губернии в конце XIX начале XX

века стало периодическое издание Русской Православной Церкви «Тульские епархиальные ведомости». В разделе журнала, посвященном противодействию сектантству, на территории подотчетной Тульской епархии, православные миссионеры неоднократно описывали ситуации взаимодействия с Тульскими сектантами. В данной статье понятие «протестант» и «сектант» будут употребляться как синонимичные, поскольку в терминологии исследуемого периода, представитель любой протестантской деноминации считался сектантом. Пашковцев и штундистов также причисляли к сектантам.

Возможности для распространения протестантизма, имели общие черты с другими регионами России, но имели и ряд особенностей, характерных для Тульской губернии. Целью статьи является выявление исторически сложившихся благоприятных возможностей для распространения протестантских идей, которые не были использованы проте-

стантами в полной мере, что впоследствии повлияло на представленность протестантизма на Тульской земле.

Первыми активными носителями протестантского мировоззрения стали пашковцы, получившие название в честь В.А. Пашкова. Полковник В.А. Пашков был одним из активных последователей учения английского проповедника Лорда Редстока [8, а 161], который начал проповедническую деятельность в Санкт-Петербурге в начале 1874 г. [3, а40]. После отъезда Рэдстока из России полковник Пашков возглавил последователей учения Рэдстока. На Тульской земле пашковство появилось через проповедническую деятельность соратника Пашкова графа А.П. Бобринского, владевшего большим имением в городе Богородицке Тульской губернии [3, а 90]. Графиня В.Ф. Гагарина, муж которой С.С. Гагарин [1], также владел имением в Тульской губернии в селе Сергиевское, стала инициатором создания религиозной общины пашков-цев в своем имении. Эта община на протяжении многих лет оставалась наибольшим по численности протестантским объединением, ведущим миссионерскую работу на территории Тульской губернии.

Штундисты, как носители протестантских идей, в меньшем количестве, чем пашковцы присутствовали на территории Тульской губернии [14, а 415]. Проповедническая деятельность штунди-стов была отмечена сотрудником миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ в Богучаровском, Алексинском уездах, а также в селе Хрущево Тульского уезда. Общая численность штундистов на территории Тульской губернии не превышала двух десятков человек. Самая большая группа находилась в Алексинском уезде. Баптисты и евангельские христиане, как носители протестантского мировоззрения, в этот период времени, представляли единичные случаи в Тульском регионе.

Интерес населения к религиозной жизни.

«В этническом отношении ... Тульская губерния была, как говорилось, «сплошь великорусской», поскольку русские составляли 99,54 % всего населения (1 412 946 чел.). По вероисповеданиям 99,85 % составляли православные, далее шли старообрядцы - 0,07 %.» [7]. По вероисповедному признаку почти 100% принадлежность жителей Тульской губернии к Православной Церкви не означала знание и понимание даже основных доктрины христианства. В своем подавляющем большинстве население, идентифицирующее себя с православием, регулярно посещало православные храмы, участвовало в богослужениях, носивших ритуальный характер. Имея развитое религиозное чувство, люди испытывали духовный голод без осознанного понимания основ своей веры. Приходские священнослужители не удовлетворяли желания своих прихожан в знании Слова Божьего, большую часть времени, занимаясь отправлением предусмотренного Православной Церковью обрядов, предписаний, треб.

Естественным следствием не удовлетворенной духовной жажды населения при появлении протестантов в лице пашковцев и штундистов стала необычайно сильная заинтересованность в их учении. Это обуславливалось тем, что они объясняли смысл христианской веры и подтверждали авторитет своих слов цитатами из Библии. Их проповедь была достаточно простой, даже если не всегда док-тринально выверенной со Священным Писанием и привлекала внимание слушателей. В случаях, когда у православных верующих возникали сомнения в правильности убеждений сектантов, и предоставлялась возможность быть слушателями публичных дискуссий сектантов и православных, то очень многие приходили на эти общения. Этот факт свидетельствует о живом интересе и сильном стремлении простого народа к пониманию вопросов религиозной жизни. Информация о множестве людей присутствовавших на публичных общениях неоднократно приводилась православным епархиальным миссионером Д. Скворцовым в отчетах, которые были опубликованы в «Тульских епархиальных ведомостях». Приведенные примеры демонстрируют заинтересованность большого числа слушателей присутствовавших на проводимых публичных беседах православных и протестантов.

О запланированной беседе штундиста Филиппа Быкова и православного миссионера Д. Скворцова мы находим в отчете Д. Скворцова. Он пишет: «Приятно было видеть большую толпу слушателей (около 400 человек), из которых многие с напряженным вниманием вникали в беседу; всем хотелось, что бы «новые учители» в Хрущеве (населенный пункт в Тульской губернии - прим. автора) явились и побеседовали со мной. Три раза посылали за Быковым, с предложением придти в церковь и побеседовать, но каждый раз он отказывался и говорил, что у него есть дом, где можно побеседовать. Народ был крайне не доволен этим и даже несколько возбужден, так что некоторые стали выражать намерение заставить Быкова придти («привести его»), но я урезонил народ, разъяснив, что в духовном деле не следует прибегать к таким мерам и т. д., прибавив, что я лучше сам схожу к нему на дом. Так и сделал. Отдохнув немного после беседы, я направился к дому Филиппа Быкова. Между тем около дома собралась огромная толпа народа, желавшая слушать мою беседу с ним. Нечего было и думать, что бы хотя бы мало-мальски значительная часть этой толпы могла поместится в доме Быкова, а потому высказывалось некоторыми желание, чтобы беседа была на улице, но нельзя было надеяться, чтобы Быков вышел для этого на улицу, да и я не находил это удобным в виду, с одной стороны, заметной возбужденности толпы, а с другой - холодной погоды. Когда двери были открыты для меня, то народ бросился в дом Быкова, и он с трудом успел снова запереть их; однако успело набраться народу полная изба. Упоминаю об этих подробностях для того, чтобы показать, насколько Хрущевские обитатели заинтересованы «новым

учителем», и поэтому, - как необходимо самое внимательное отношение к проявившемуся там движению» [11, c. 151-152].

Приведенный пример демонстрирует, как большое количество людей проявляет сильную заинтересованность в получении ответов на интересующие их религиозные вопросы. В своем поведении эти люди проявляют активность, возбуждение в ожидании удовлетворения своих потребностей, настойчивость и даже бестактность, вламываясь в чужое жилище, чтобы стать свидетелями разговора на религиозные темы. Не сумевшие попасть внутрь помещения проявляли терпение, ожидая окончания беседы на улице, несмотря на холодную погоду. Сам миссионер «был немало удивлен, что около дома все еще стояла большая толпа народа» [11, а 153] ожидавшая окончания духовной беседы, когда после окончания разговора он вышел на улицу.

Другой случай описан миссионером при посещении села Сергиевское, Крапивенского уезда для публичной беседы с пашковцами. В своем сообщении, описывая присутствующих, он снова употребляет выражения «большая толпа», «масса народа» [15, а 396]. Xaрaктеризуя состояние людей, он пишет об их готовности слушать многочасовые беседы на религиозные темы и не тяготиться этим. Со стороны народа снова прослеживается желание, активность, терпение, для выяснения интересующих их вопросы религиозной тематики. И снова эту духовную жажду удовлетворяют не протестанты, а православный миссионер.

Еще один пример общения православного миссионера Скворцова со штундистом Павлом Нико-новым из деревни Волоть, Богучаровского уезда повествует о том, что беседа длилась около трех часов и на ней присутствовали люди самых разных сословий. Все слушатели проявляли большой интерес к обсуждаемым религиозным вопросам [12, а 315]. Год спустя случайная встреча Никонова и Скворцова в вагоне поезда и их непродолжительный разговор на религиозную тему привлек внимание всего вагона. Пассажиры очень быстро присоединились к их беседе, принимая самое живое участие в ней [13, а 428].

Фактически, каждое встречающееся описание публичных бесед на религиозные темы сопровождалось неподдельным интересом со стороны людей разного социального уровня, число этих людей описывалось десятками и сотнями, их жажда в религиозном знании была высока и удовлетворялась представителем Православной Церкви, а не протестантским верующим. Епархиальный миссионер Д. Скворцов профессионально подходил к подготовке и проведению публичных диспутов. Предварительно он знакомился с историей возникновения и вероучением своего оппонента, консультировался с уездными священнослужителями, выясняя особенности местного сектантства. Подготовившись к беседе, он показывал убедительное превосходство в беседе над протестантами, тем самым доказывая истинность учения православной веры.

Иной подход демонстрировали протестанты в своей миссионерской деятельности. Проповедь

Евангелия из уст протестантского проповедника выглядела так, как будто он проповедовал язычнику никогда не слышавшему о христианстве, а не человеку, который с детства рос и воспитывался в христианской православной среде. Некомпетентность протестантов в элементарных понятиях православной культуры являлась причиной напряженности в отношениях с православными верующими и оказывалась одной из причин их поражения в публичных беседах с епархиальным миссионером. Некомпетентность протестантских верующих может быть оправдана часто их низким социальным уровнем происхождения, отсутствием времени, материальных и иных ресурсов для духовного образования. Остается без ответа вопрос, почему протестанты не повышали свой уровень информированности о культурно-православном окружении, в котором они насаждали свои убеждения?

Д. Скворцов отмечает, что после очередной публичной беседы с протестантами: «народ не вдруг еще разошелся от здания школы, продолжая кучками беседовать между собою. Заметна в отношениях православных и пашковцев некоторая натянутость, если не сказать более. Обидная струнка звучит в словах православных, когда они говорят о пашковцах, и наоборот сознание своего превосходства пред православными звучит чуть не в каждой фразе пашковцев о православных: «они худы, невежественны, они пьяницы, они развратники», - чуть не слышится из их уст. И прежде мне неоднократно приходилось наблюдать эту характерную сектантскую черту; теперь еще раз пришлось убедиться, что это - заметное сектантское свойство души, понятное и психологически: они, сектанты, возвысились над церковью, признали ее негодною, и отделились от нее, потому что сделались лучшими» [15, c. 394-395].

Непонимание культурных особенностей своего собеседника протестантскими проповедниками может быть объяснено следующими причинами. Православные миссионеры, получив высшее духовное образование, в дальнейшем всю свою профессиональную деятельность связывали с духовной работой. В отличие от них протестанты, принесшие в Тульскую губернию учения пашковства, штундизма, баптизма были, как правило, простыми людьми, часто крестьянами. Выезжая за пределы губернии на заработки, они приняв идеи протестантизма, после возвращения домой начинали делиться учением с окружающими. При этом они не имели духовного образования, поддержки единоверцев [10, c. 9], духовных наставников, духовной литературы. В лучшем случае они могли иметь Библию или Новый Завет на русском языке.

Неоднократно повторяющиеся подобные ситуации позволяют сделать вывод о том, что в дореволюционный период протестанты в Тульской губернии не смогли использовать имеющуюся возможность в удовлетворении жажды религиозного знания населения. Как следствие, рекрутирование православных верующих в протестантизм фактически не происходило. Верующих с протестантским

мировоззрением среди населения губернии продолжало оставаться незначительно количество.

Наличие у протестантов русскоязычных Библий.

Огромную роль в начале распространении протестантизма в России сыграло появление Библий на русском языке, в том числе Синодального перевода в 1876 году. Наличие Священного Писания в личном пользовании у грамотного христианина, было тем минимальным достаточным условием, чтобы он мог рассказывать истины, изложенные в Библии, другим людям. Несмотря на то, что выпускаемые тиражи Библий не были большими и цена Библии была высокой, протестантский проповедник почти всегда имел собственную Библию или по крайней мере Новый Завет, которым постоянно пользовался. Наличие русскоязычных Библий являлось для протестантов преимуществом в общении на религиозные темы с людьми, которые никогда не читали Священного Писания, а немалое число даже не видели Библии. Многие вообще не умели читать. Средний показатель грамотности населения Тульской губернии, большая часть которого состояла из крестьян, по данным всеобщей переписи населения, к началу ХХ века составлял 34% для мужчин и 9% для женщин [7]. Поэтому, когда в процессе общения, протестанты для подтверждения своей точки зрения начинали зачитывать тексты из Библии на понятном русском языке, это производило сильное впечатление на слушающих неграмотных оппонентов. Они не могли ничего возразить на предлагаемый им аргумент из Слова Божьего.

При общении с пашковцами в селе Сергиевском Скворцов пишет: «Когда я закончил свою беседу, то заметил, что целый ряд сектантов сидит на одной из ближайших ко мне скамей с раскрытыми в руках книжками Нового Завета; среди их были и женщины. Я понял, что готовятся возражения. Так и случилось» [15, с. 391]. В другом случае, при беседе со штундистами в Алексинском уезде, Скворцов пишет: «....подошли к столу штундисты Захар Баранов (с Библией в руках)..» [14, с. 415]. Захар Баранов был дьяконом общины штундистов. Это свидетельствует о том, что не только руководитель общины мог позволить себе иметь Священное Писание.

Когда во время публичных дискуссий со стороны православных верующих оппонировал епархиальный миссионер, несостоятельность в толковании и знании Библии протестантов становилась очевидной. Авторитет протестантского проповедника, приобретенный ранее из-за наличия у них Священного Писания и цитирования его, достаточно легко терялся, когда предлагалось более глубокое и всестороннее объяснение и толкование обсуждаемых текстов Библии. Несколько приведенных примеров, помогут лучше понять неуместное использование протестантами Библии в дискуссиях с православными верующими.

Так миссионер Скворцов после проведения публичной беседы с пашковцами описывая пользу

таких общений для православных верующих сообщает: «Из бесед православные (конечно, внимательные) приобретают новые данные для критического отношения к учению сектантов-соседей, которые часто забивают их «буквою» Писания, - и чрез то охладевают в увлечении сектантским учением» [15, с. 398]. Упоминаемый миссионером случай является свидетельством, когда пашковцы, активно используя Священное Писание, использовали буквальный смысл - «букву» Писания, игнорируя или не понимая настоящего смысла написанного.

Ситуации с использованием Библии в публичных общениях в случаях, когда протестанты не знают, как аргументированно ответить и зачитывают целые главы, неоднократно приводятся в отчетах епархиального миссионера. Вместо доводов, основанных на текстах Священного Писания в защиту своей позиции, протестанты, зачитывали большие отрывки Библии, тем самым заполняли отведенное им для ответа время. Этот факт не оставался незамеченным для миссионера, а также негативно воспринимался слушателями, принимавшими участие в общении. Так при обсуждении темы об иконопочитании, штундист Захаров настоял на прочтении всей пятой главы книги Второзаконие, хотя непосредственно для обсуждения вопроса было необходимо прочтение лишь нескольких стихов. Такой подход миссионером был расценен как «сектантский каприз» и «издевательство» [14, с. 417]. В другом случае пашковец Гуськов, чтобы заполнить отведенное ему для ответа время и не зная, что сказать прочитал почти все послание апостола Павла к Титу, но был остановлен, потерявшими терпение участниками беседы [15, с. 393].

Еще одно некорректное использование Библии для подтверждения правильности своих жизненных принципов применяемое протестантами было стремление найти в тексте Писания ответы на все жизненные вопросы. Убежденность в этом была настолько сильной, что иногда противоречила элементарной логике и здравому смыслу. Поведение и вольная трактовка Библии штундиста из села Хру-щево, Тульского уезда Филиппа Быкова является наглядной демонстрацией такой убежденности. Миссионер Скворцов пишет: «Из возражений Быкова отмечу следующее. Во-первых, он упрекнул меня, что я «вхожу не дверью», причем прочитал притчу о добром пастыре; это замечание в устах Быкова, как оказалось, значило, что я не Христову учению учу. Затем он прочитал первые 5 стихов из 9 главы посл. к Евреям, где говорится об устройстве скинии, а в конце замечается: «о чем не нужно теперь говорить подробно», что в устах Быкова значило, что теперь, в Новом Завете, никаких принадлежностей храма не нужно. На эти возражения, конечно, даны были надлежащие разъяснения. Но особенно долго и настойчиво Быков требовал от меня, чтобы я показал в Библии, которая, между прочим, лежала тут, где говориться о почитании Казанской иконы Божией Матери. Я, конечно, от-

ветил, что об этом в Библии нет, потому что Казанская икона Божией Матери явилась спустя 1500 л. после написания священных книг Нового Завета, а о почитании предметов и изображений в Библии говорится не мало, и начал приводить из Библии те места, какие в таких случаях подобает приводить. Но Быков продолжал настаивать на своем... Разъяснения мои были понятны слушателями, а некоторые из них - молодые вступились в беседу и также присоединяли свои обличения против Быкова. Быков окончательно потерял под собою почву и потому закончил беседу словами: «коли не укажете в Библии о почитании Казанской Божией Матери, то нечего с вами и беседовать», а сам скрылся за перегородку к печи» [11, а 152-153].

Ситуация описанная Скворцовым с Быковым повторялась практически при каждом общении миссионера с протестантами. Неспособность аргументировать свою точку зрения протестантами подменялась уходом от ответа, упорным непризнанием своей неправоты, нападками с обвинениями на оппонента, чтением значительных отрывков из Библии не имеющих отношения к теме разговора.

Имея на руках Библию, как главное и необходимое средство для проповеди Евангелия, протестанты не всегда корректно использовали тексты Священного Писания. Они делали это чаще всего не осознанно из-за низкой грамотности, отсутствия элементарных богословских знаний, отсутствия духовной литературы, могущей оказать помощь в разъяснении непонятных мест Библии, отсутствия духовных наставников, отсутствия развитых религиозных общин. Находясь в духовной изоляции, тульские протестанты не имели возможности повысить свой уровень духовного образования, поэтому в общении с православными верующими использовали текст Библии в меру своего понимания.

Наличие у протестантов Библий на русском языке и толкование ее текста, пусть даже не корректно, оказывало сильное впечатление не только на рядового, неграмотного, православного человека. Иногда даже православные священники не могли противостоять протестантским проповедникам, которые «забивали их буквою» Священного Писания. Поэтому священники были вынуждены обращаться за помощью в миссионерский отдел Тульской епархии. Общение протестантских проповедников с епархиальным миссионером обнаруживало: поверхностное знание Библии протестантами; отсутствие связи цитируемого текста Библии с обсуждаемой темой; подмену смысла текста Библии буквальным его пониманием. Кроме того у протестантов существовало неверное представление о том, что в Священном Писании можно было найти ответы на все возникающие вопросы. Следствием такого представления становилось неверное толкование Библии, подмена понятий, «подтягивание» текста Писания под свои личные представления. Подобные случаи неверного обращения с текстом Библии достаточно просто обнаруживались православным миссионером, имели иную трактовку, рассматривались в контексте всей Библии, предлагали другое применение в повседневной

жизни. Такой подход для православного верующего являлся более авторитетным на фоне предложенного протестантами, и православный слушатель оставался на своих прежних позициях в лоне Православной Церкви.

Верующие протестантской конфессии Тульской губернии, имея на руках основной инструмент в проповеди Евангелия - Библии на русском языке - не смогли в полной мере воспользоваться этой возможностью из-за недостаточного ее знания, понимания, толкования, применения. Отсутствие этих компетенций не являлось их виной, но было обусловлено спецификой религиозной и исторической реальности сложившейся в Тульском регионе. Особенность положения протестантов региона заключалась в отсутствии возможности получения не православного духовного образования, в отсутствии зрелых духовных наставников, в отсутствии религиозных протестантских общин, способных поддерживать миссионерскую деятельность протестантов.

Сложившаяся в конце XIX начале ХХ века религиозная ситуация в Тульской губернии наглядно продемонстрировала, что за тридцатилетний период с момента появления Библии на русском языке и возможности приобретения ее даже не богатым человеком, количество протестантов на территории Тульского региона фактически не изменилось и оставалось на уровне нескольких десятков человек. Этот факт является свидетельством о том, что протестанты не использовали еще одно преимущество своего времени перед православными верующими, наличие русскоязычных Библий в своем распоряжении, позволявший им осуществлять миссионерскую деятельность среди православного населения области.

Отсутствие гонений со стороны государства и РПЦ

Еще одна благоприятная возможность, которой могли воспользоваться протестанты в Тульской губернии в период, начиная с последней четверти XIX века и до революции 1917 года, было отсутствие гонений за вероисповедание, отличающееся от православного. Основным оппонентом, противостоящим протестантским идеям, являлась Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и миссионеров. Их деятельность в основном сводилась к увещеванию, переубеждению, публичной дискуссии, общению. Они пытались при помощи слов изменить убеждения своих собеседников, что вполне вписывалось в рамки христианского учения и морали. При этом не применялись методы психологического или манипулятивного воздействия, привлечения административного ресурса, использование своего доминирующего положения в религиозной сфере. Не привлекала Православная Церковь и государственные ресурсы для силового воздействия или физического устранения протестантских проповедников. Отсутствие в Тульских епархиальных ведомостях статей или упоминаний подобных случаев на территории Тульской

губернии является подтверждением терпимого отношения к протестантам, как со стороны Православной Церкви, так и со стороны государства.

Основной причиной лояльного отношения к сектантам как со стороны РПЦ, так и со стороны государства в Тульской губернии являлась их исключительная малочисленность на территории региона. Влияние на население протестантских идей в реальной жизни было крайне незначительным. Общая численность сектантов к 1915 неоднократно упоминаемая в отчетах православного миссионера в Тульской губернии составляла около 70 человек. Часть из этих людей постоянно не проживала в губернии, уезжая на заработки в другие губернии. Другая часть приезжала на Тульскую землю лишь на летний период. Оставшаяся часть сектантов была рассредоточена по всей губернии, и не вызывала опасений со стороны светской и православной религиозной власти.

Православный миссионер Панов в статье «Новейшие известия о русских сектантах» выражает неудовлетворение перед государственной властью, что она предоставляет больше чем нужно свободы сектантам и раскольникам для их деятельности. В статье его отношение, в частности к пашковцам, выражается в таких категоричных выражениях: «Сектантство, как ересь, как раскол, как направление, противное своею ложью истине церкви, остается всегда, как бы для того, чтобы «своею шаткостью, изменчивостью и непостоянством, подобно свидетелю против воли, подтверждать и в более ярком виде выставлять незыблемую неизменяемость церкви» [6, c.281-282]. К каким-либо конкретным действиям, выражающихся в гонениях протестантов в реальной жизни, это не приводило.

На фоне нелицеприятной характеристики сектантов со стороны православного служителя, отношение представителей светской власти к сектантам выглядят еще более терпимым. Складывается даже впечатление, что они оказывали содействие сектантам желающим выйти из Православной Церкви. Например, миссионер Скворцов, давая сведения о положении дел с сектантством в Белевском уезде, пишет: «В с. Шамордино крестьянин Жуков Губернским присутствием отчислен в секту «евангельских христиан». В приходе с. Алтухова один крестьянин дер. Бедринец (имя неизвестно) Екате-ринославским Губернским Присутствием также зачислен в секту «евангельских христиан» [10, c. 11]. В этом же миссионерском отчете Скворцов пишет еще о двух прошениях губернатору: жителя села Скородного Михаил Ивановича Кожевникова перейти в секту евангельских христиан и жительницы Тулы Кузиной Екатерины Ефимовны перейти из православия в секту баптистов [10, c. 10]. Эти факты подтверждают случаи перехода верующих из православия в сектантство. Не смотря на нежелание православных служителей, они вынуждены были признавать эти факты, а представители светской власти такие случаи официального перехода православных верующих в сектантство вынуждены были фиксировать документально. События офи-

циального перехода в другое вероисповедание являлись еще одним подтверждением толерантного отношения к сектантам в Тульской губернии государства и Русской Православной Церкви.

Указ «Об укреплении начал веротерпимости» [5], изданный 17 апреля 1905 года позволил протестантам чувствовать себя еще более защищенными со стороны государства, так как в значительной мере указ расширял их права. Благодаря указу более активно стали проводить проповедническую деятельность пашковцы села Сергиевского, Крапивенского уезда. Д. Скворцов, описывая свою миссионерскую деятельность, пишет о них, что «последователи пашковщины с 1905 г. «очень подняли голову и преусердно начали пропаганду среди православных» [15, 386-387]. Пропаганда пашков-цев заключалась в раздаче приглашений на проводимые ими духовные собрания, ведении разговоров на религиозные темы среди населения, особенно в базарные дни, в проведении богослужений, на которых могли присутствовать все желающие. Препятствий со стороны светской власти такая деятельность не встречала. Со стороны Православной Церкви противостояние осуществлялось только посредством переубеждением пашковцев. Других репрессивных мер к пашковцам не предпринималось. Протестанты в других уездах Тульской губернии не использовали даже и такие методы распространения своих убеждений, которыми пользовались паш-ковцы в Сергиевском. Вся их деятельность сводилась к личным беседам с населением в тех местах, где они жили. Иногда проходили публичные дискуссии с православным миссионером. Такие случаи были единичными и заканчивались, как правило, дискредитацией протестантов.

Не смотря на то, что Победоносцевым К.П. была поставлена амбициозная цель «переломить хребет русскому баптизму, штундизму и редсто-кизму (пашковщине)» [2, с. 13] и достижением ее он активно занимался на протяжении четверти века, протестанты Тульской губернии не испытали на себе всей тяжести преследований за свои убеждения со стороны государства. Работу по искоренению сектантства государство проводило в тесном взаимодействии с РПЦ. Тульская епархия, являясь составной частью РПЦ, и подчиняясь вышестоящему руководству, проводило антисектантскую работу в Тульской губернии, как и другие епархии на подотчетных им территориях. Особенность Тульского региона заключалась в том, что в Тульской губернии, сектантов, являющихся объектом миссионерской деятельности РПЦ, было несколько десятков человек, которые не оказывали серьезного влияния на полуторамиллионное население губернии. Это была одна из причин, по которой сектантам Тульской губернии удалось избежать гонений. Вторая причина состояла в том, что работу с сектантами в этот период осуществлял православный миссионер Д. Скворцов, человек интеллигентный, искренний, с христианским мировоззрением, стремившийся в первую очередь использовать в своей работе методы переубеждения и увещевания, не

прибегая к использованию жестких административных ресурсов. В-третьих, основную тяжесть преследования за протестантские взгляды ложились на руководителей протестантских объединений, которые большую часть своей религиозной активности осуществляли в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах России. Рядовых верующих с протестантскими убеждениями, живших в уездных городах Тульской губернии, гонения и репрессии со стороны государства и РПЦ миновали.

Таким образом, благоприятные возможности для распространения протестантских идей на территории Тульской губернии в конце XIX начале XX века не были осознаны верующими протестантских деноминаций. Наличие таких факторов, как сильное стремление населения к религиозному знанию, обладание русскоязычными Библиями, толерантное отношение со стороны государства и РПЦ были лишь частично использованы протестантами для миссионерской деятельности. Пашковцы села Сергиевское организовали религиозную общину из 3040 человек, которая являлась самым крупным протестантским объединением в Тульской губернии и по численности оставалась неизменной, вплоть до революции 1917 года. Протестантам в других уездах Тульской губернии не удалось оформиться в самостоятельные религиозные общины. Общее число протестантов в Тульской губернии составляло около 70 человек, что являлось меньше уровня статистической погрешности, и не оказывало серьезного влияния на православное население полутора-миллионной губернии. Протестантские идеи, нашедшие свое выражение в Тульской губернии в «пашковстве» и «штундизме» оказались нежизнеспособными, бесперспективными, не создали предпосылок для дальнейшего развития протестантских идей и были поглощены близким по учению движением евангельских христиан.

Литература

1. Булгаков С.В. Княгиня В.Ф. Гагарина и пашковство. Режим доступа: www.sektainfo.ru (дата обращения: 10.11.2014).

2. Дальтон Г. Открытое послание обер-прокурору Правительствующего Синода. Лейпциг. 1890.

- 13 с.

3. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб.: Библия для всех, 2011. - 224 с.

4. Ливен С. Духовное пробуждение в России. Корнталь.: Издательство «Свет на Востоке», 1967.

- 128 с.

5. Николай II, Указ Об укреплении начал веротерпимости // ДРЕВО открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/10330.html (дата обращения: 04.11.2016).

6. Панов Г. И. Новейшие известия о русских сектантах. // Тул. епархиальные ведомости. 1880. № 9. С. 281-293.

7. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. / Изд. Центр. Стат. комитетом М-ва вн. дел; Под ред. Н. А. Тройницкого. - [СПб.], XLIV. Тульская губерния, 1904. // Электронная библиотека ГПИБ. URL: http ://www. elib. shpl.ru/ (дата обращения: 27.10.2016).

8. Пузынин А. Традиции евангельских христиан: изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. М.: Биб-лейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. - 523 с.

9. Скворцов Д. И. Миссионерская деятельность Епархиального миссионера Тульской епархии за вторую половину 1903 г. // Тул. епархиальные ведомости. 1904. № 6. С. 147-153.

10. Скворцов Д. И. Миссионерское дело в Тульской епархии за 1915 год. // Статья составлена на основании Миссионерского отчета по Тульской епархии за 1915 год. 1917. - 22 с.

11. Скворцов Д.И. Миссионерская деятельность Епархиального миссионера Тульской епархии за вторую половину 1903 г. // Тул. епархиальные ведомости. Тула, 1904. № 6. С. 152-153.

12. Скворцов Д. И. Наблюдения и впечатления миссионера. // Тул. епархиальные ведомости. 1903. № 9. С. 314-316.

13. Скворцов Д. И. Наблюдения и впечатления миссионера. // Тул. епархиальные ведомости. 1903. № 11. С. 428-429.

14. Скворцов Д. И. Наблюдения и впечатления миссионера. // Тул. епархиальные ведомости. 1905. № 14. С. 414-418.

15. Скворцов Д. И. Пашковцы в с. Сергиевском Тульской губернии и две миссионерские поездки в названное село // Тул. епархиальные ведомости. 1908. №21. С. 386-398.

16. Тульская область. // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 26.11.2016).

17. Хейер Э. религиозный раскол в среде российских аристократов в 1860-1900 годы. Редсто-кизм и пашковщина. М.: Издательство «ИКАР». 2002. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.