Научная статья на тему 'Методы работы миссионерского отдела РПЦ, препятствующие распространению сектантства в Тульской губернии в начале ХХ века'

Методы работы миссионерского отдела РПЦ, препятствующие распространению сектантства в Тульской губернии в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / МИССИОНЕР / MISSIONARY / ПРОТЕСТАНТЫ / PROTESTANTS / СЕКТАНТЫ / SECTARIANS / ПАШКОВЦЫ / МЕТОДЫ / METHODS / PASHKOVITES / PUBLIC CONVERSATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бартов В.П.

Основным фактором, препятствующим распространению протестантских идей в Тульском регионе в начале ХХ века, являлась работа миссионерского отдела Тульской епархии. В статье приводятся пять методов взаимодействия миссионера Тульской епархии с протестантами. Результатом работы миссионера стало почти полное отсутствие протестантских общин в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF WORK OF THE MISSIONARY DEPARTMENT OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH, PREVENTING THE SPREAD OF SECTARIANISM IN THE TULA PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

The spread ofprotestant ideas in Tula region at the beginning of the 20th century was impeded mostly due to operation of the missionary department of the Tula Diocese. There are five methods interaction between a missionary of the Tula Diocese with Protestants in the article. The work of the missionary resulted in practically no protestant groups in Tula region.

Текст научной работы на тему «Методы работы миссионерского отдела РПЦ, препятствующие распространению сектантства в Тульской губернии в начале ХХ века»

УДК 28 БАРТОВ В.П.

магистр богословия, научный сотрудник кафедры Теологии и истории Христианства, Евроазиатская богословская семинария

E-mail: bartov-vp@yandex.ru

UDC 28

BARTOV V.P.

master of theology, Senior Researcher of the Department of Theology and History of Christianity, Eurasian Theological

Seminary

E-mail: bartov-vp@yandex.ru

МЕТОДЫ РАБОТЫ МИССИОНЕРСКОГО ОТДЕЛА РПЦ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ СЕКТАНТСТВА В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

METHODS OF WORK OF THE MISSIONARY DEPARTMENT OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH, PREVENTING THE SPREAD OF SECTARIANISM IN THE TULA PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

Основным фактором, препятствующим распространению протестантских идей в Тульском регионе в начале ХХ века, являлась работа миссионерского отдела Тульской епархии. В статье приводятся пять методов взаимодействия миссионера Тульской епархии с протестантами. Результатом работы миссионера стало почти полное отсутствие протестантских общин в регионе.

Ключевые слова: РПЦ, миссионер, протестанты, сектанты, пашковцы, методы.

The spread ofprotestant ideas in Tula region at the beginning of the 20th century was impeded mostly due to operation of the missionary department of the Tula Diocese. There are five methods interaction between a missionary of the Tula Diocese with Protestants in the article. The work of the missionary resulted in practically no protestant groups in Tula region.

Keywords: Russian Orthodox Church, missionary, Protestants, sectarians, Pashkovites, methods, public conversations.

Тульская губерния начала свое существование как административная единица в 1796 году. Ее нахождение в центральном регионе Российского государства во многом определяло экономику, политику, культуру, религиозное сознание населения. К началу XVIII века по национальному составу население России состояло на 70% из русских людей [1]. «В этническом отношении (об этом косвенно свидетельствуют данные о родном языке) Тульская губерния была, как говорилось, «сплошь великорусской», поскольку русские составляли 99,54 % всего населения (1 412 946 чел.). Далее шли украинцы (1106 чел.), белорусы (84), поляки (1005 чел.) и другие национальности - всего 35 национальностей...» [6]. Быть русским по национальности означало исповедовать христианство в рамках Российской Православной Церкви (РПЦ). Приведенная статистика наглядно демонстрирует это утверждение.

Ко второй половине Х1Х века, когда фактически все население Тульской губернии на протяжении многих поколений придерживалось православного вероисповедания, появились люди, чье понимание и исповедание христианства отличалось от привычного, сложившегося веками православного. Эти люди воспринимались Православной Церковью как сектанты и становились объектом миссионерской деятельности служителей РПЦ. Информация о работе миссионерского отдела РПЦ по предотвращению и пресечению сектантской деятельности на территории Тульской губернии подробно представлена в издании «Тульские епархиальные ведомости. Тула 1862-1918» [9]. Это издание выходило с 1862 по 1918 годы два раза в месяц, а с 1905 по 1917 четыре раза в месяц и информировало о положении дел в РПЦ в Тульском регионе.

Понятия «сектанты» и «протестанты», а также слова являющимися производными от них, в рамках данной статьи будут считаться синонимичными. В Тульской губернии в рассматриваемый период времени сектантство было представлено следующими группами: хлысты, скопцы, пашковцы, штундисты, баптисты, евангельские христиане. Первые две из них - хлысты и скопцы - не являются целью исследования

данной работы. Остальные четыре, по деноминационной принадлежности, входят в протестантскую конфессию. Поэтому в дальнейшем под понятием «сектанты» или «протестанты» будут подразумеваться представители пашковцев, штунди-стов, баптистов, евангельских христиан, проживавших в то время на территории Тульского региона.

Распространение протестантских идей происходило неодинаково в разных регионах России. На сдерживание протестантизма влияли факторы, обусловленные географическим и экономическим положением региона, его историческим и культурным наследием, религиозными традициями и харизмой личностей, имеющих властные полномочия в данной местности. В Тульской губернии основным фактором, повлиявшим на сдерживание распространения протестантизма с момента появления первых его представителей в конце Х1Х века и до революции 1917 года, стал миссионерский отдел Российской Греко-Кафолической церкви, впоследствии переименованной в Русскую Православную Церковь (РПЦ). В тексте статьи будет использоваться аббревиатура РПЦ в целях удобства идентификации вероисповедания.

Эффективная работа сотрудников отдела препятствовала формированию и росту крупных протестантских общин. Последствия работы миссионерского отдела РПЦ, не позволившего заложить твердого основания протестантизму в момент его возникновения, до настоящего времени выражаются в малочисленности протестантских общин в Тульском регионе. Знание методов работы миссионерского отдела РПЦ поможет приблизиться к пониманию реального положения протестантов в Тульском регионе в начале ХХ века и внести вклад в восстановление исторической действительности развития протестантизма в России в целом. Для понимания принципов работы миссионерского отдела РПЦ, направленных на сдерживание распространения сектантства, анализировались наиболее характерные случаи взаимоотношений сотрудников отдела с представителями различных протестантских деноминаций.

© Бартов В.П. © Bartov V.P.

В Тульской губернии основными центрами сектантства являлись уезды: Алексинский, Крапивенский, Тульский [7, с. 3-4]. Крапивенский уезд, с центром в селе Сергиевское, где существовала община пашковцев из нескольких десятков человек, вызывал наибольшее беспокойство у миссионерского отдела РПЦ. В Алексинском и Тульском уездах находились общины штундистов, в каждой из которых было не более десятка человек. В других уездах Тульской губернии верующих протестантского направления не было или их количество измерялось единицами. Обычно ими были переселенцы из других губерний России, являвшихся баптистами или евангельскими христианами. Из-за их малочисленности они не представляли опасности для убеждений православных верующих. Все внимание миссионеров РПЦ в этих уездах сосредотачивалось на противостоянии старообрядцам разных толков.

Наибольший вклад в работу миссионерского отдела РПЦ Тульской епархии внесли миссионеры Г.И. Панов, Д.И. Скворцов. Результаты своего труда они описывали в статьях, отчетах, письмах, наблюдениях дошедших до нашего времени и позволивших увидеть возникновение и распространение протестантских идей в Тульской губернии. Многие из его работ были опубликованы в «Тульских епархиальных ведомостях» [9]. Г.И. Панов - богослов, историк, миссионер -осуществлял миссионерскую деятельность в Тульской губернии на протяжении 30 лет до 1896 года.

«Начиная с 4 октября 1900 г. и до 1917 г., должность епархиального миссионера исполнял преподаватель духовной семинарии Д.И. Скворцов. Его миссионерская деятельность заключалась в сборе подробных сведений о расколосектант-стве в епархии, в проведении публичных и частных бесед в Туле и уездах, зараженных расколом, в выполнении некоторых поручений епархиального начальства, касательно расколосек-тантства» [4]. На период работы Д.И. Скворцова в должности епархиального миссионера приходилось начало оживления деятельности пашковцев в Тульской губернии, а также появления штундистов, баптистов, евангельских христиан. Поэтому миссионерская деятельность Д. И. Скворцова представляет больший интерес, чем работа других миссионеров в предыдущий период.

Пашковцы появились в селе Сергиевском, Крапивенского уезда Тульской губернии в результате деятельности княгини В.Ф. Гагариной, чье имение находилось в этом селе. Пережив изменение в религиозных взглядах, в результате проповеди лорда Рэдстока [3, с. 36], последователей которых в России возглавил полковник Пашков [2, с. 46], она активно распространяла идеи Евангелия в Петербурге, а в летнее время в своей усадьбе. Из своего ближайшего окружения ей удалось организовать общину около 30-40 человек, которых стали называть «пашковцами». Община стала первой протестантской общиной на Тульской земле и являлась самой большой на территории Тульской губернии в конце Х1Х начале ХХ века, поэтому вызывала наибольшее беспокойство РПЦ.

Исследование методов работы миссионерского отдела РПЦ с самым крупным в рамках Тульской губернии центром сектантства в селе Сергиевском позволило выявить некоторые принципы и закономерности в их деятельности. Понимание этих принципов помогло яснее увидеть и сформулировать причины, повлиявшие на сдерживание распространения протестантских идей в Тульском регионе и как следствие ставшие причинами малочисленности протестантских общин.

В «Тульских епархиальных ведомостях» от 1908 года была опубликована статья Д.И. Скворцова, в которой он пишет: «... До меня дошли довольно тревожные вести об особом развитии и усилении там секты, потому что последователи пашковщи-ны с 1905 г. "очень подняли голову и преусердно начали пропаганду среди православных''. Поэтому, по долгу миссионера, я решил немедленно съездить в это село для возможного миссионерского воздействия» [8, с. 386-387]. Далее миссионер со-

общает, что о существовании этой секты он знал с момента ее появления в селе Сергиевском и не упускал из вида деятельность ее последователей. До тех пор, пока пашковцы не проявляли активности, их влияние на жителей Сергиевского было минимальным и результатов их деятельности не было видно, беспокойства они не вызывали и противодействия со стороны миссионерского отдела не предпринималось. Как только с выходом «Указа о веротерпимости» [5] в 1905 году пашковцы активизировали распространение своих убеждений, немедленно отреагировал миссионерский отдел РПЦ. Ситуация повторялась неоднократно по отношению к верующим принадлежащим к другим протестантским деноминациям: штундистам, баптистам, евангельским христианам. Факт проявления заинтересованности РПЦ той или иной религиозной группой может являться критерием, показывающим её успешность в деятельности по распространению своих убеждений.

Метод, к которому прибегал Скворцов в работе с сектантами, это использование помощи священников на местах, не зависимо от их компетентности. Этот принцип являлся неотъемлемой частью работы в противодействии сектантству. Настоятели и священнослужители православных храмов в уездных городах, селах хорошо знали духовное состояние и настроение своей паствы. Появление любого инакомыслия сразу становилось им известным. Информация об этом доводилась до миссионерского отдела епархии. Предваряя распространение чуждого для православного верующего учения, священники сами проводили беседы с сектантами, а если этого было недостаточно, то приглашали епархиального миссионера. Епархиальный миссионер заранее планировал свой приезд, для того чтобы сектанты об этом были оповещены и могли присутствовать на публичной встрече. В этом случае достигался максимальный результат от приезда миссионера. При посещении уездного прихода, до начала общения, представители клира рассказывали миссионеру об особенностях местного сектантства, тем самым подготавливая его для публичной дискуссии. При такой подготовке к диспуту, результат был предсказуем. Представители сектантов практически всегда оказывались дискредитированными. Приходские священнослужители кроме помощи в решении организационных вопросов после проведения публичных общений продолжали активно поддерживать негативное мнение о любой форме не православной веры различными способами. Это были личные увещевания, раздача духовной антисектантской литературы, проведение бесед, на которых они отвечали на вопросы прихожан. Отлаженный, рабочий механизм организационной структуры РПЦ, взаимодействие уездных священников с отделами епархии позволяло проводить эффективную работу по противодействию сектантам и предотвращать распространение сектантских настроений среди православного населения.

Используя опыт местного духовенства, первое, что предпринял Скворцов, прибыв в село Сергиевское, это собрал служителей Православной Церкви, находящейся в селе, чтобы «ознакомиться с действительным положением и состоянием местного сектантства. С этой целью собрались в здание церковно-приходской школы местный протоирей о. И. Ивановский, благочинный свящ. Е. Озерецковский, свящ. О. Боженов, диакон, псаломщик и двое церковных старост» [8, с. 387]. Перечисленный список духовных лиц Сергиевской Православной Церкви приводит к возникновению вопроса. Как при постоянном присутствии, как минимум семи духовных служителей в церкви, почти 100%-ом православном населении, при наличии здания храма, церковно-приходской школы могла сложиться ситуация, что княгиня Гагарина, являвшаяся источником распространения учения Пашкова в селе, стала представлять угрозу для православных верующих? Следующие предположения могут служить ответом на него. Низкий профессиональный уровень православных служителей, привыкших к исполнению лишь ритуальной части бо-

гослужения и не могущих восполнить духовные нужды своей паствы. Отсутствие у служителей РПЦ внутренней мотивации к какой-либо активности в противостоянии не православным убеждениям. Деятельность пашковцев в Сергиевском была настолько эффективной и приносила реальные результаты, в виде сомневающихся или отошедших от православия людей, что внесла некую растерянность и непонимание, что делать в сложившейся ситуации. Каким бы не был ответ на возникший вопрос, вмешательство миссионера Скворцова, за две поездки в село Сергиевское переломило ситуацию в пользу Православной Церкви.

Достижение миссионером положительного результата за короткий период времени стало возможным благодаря использованию в противостоянии пашковцам, тех же самых методов, которыми пашковцы пользовались в распространении своего учения. В ходе проведения собрания по вопросу «пашковщины» миссионер Скворцов выяснил идейного вдохновителя учения, количество последователей учения в селе. Таковых оказалось около 40 человек, из которых «наиболее видными и, так сказать, знающими свое учение являются человек 10» [8, с. 389]. Был выяснен социальный статус этих людей. Главное, Скворцов узнал о методах работы, которые оказались эффективными в привлечении православных верующих в секту пашковцев. В своей статье Скворцов описывает эти методы. В гостинице, которая принадлежала княгине Гагариной, в каждом номере находился экземпляр Нового Завета на русском языке. Постояльцам не запрещалось забирать его с собой. Денег за него они не платили. Это производило положительное впечатление на останавливавшихся гостей села Сергиевское. Для жителей села «пашковцы устраивают правильно организованные многолюдные собрания, на коих происходит чтение и объяснение свящ. Писания и пение любимых стихов. Много и православных бывает на этих собраниях, - да и вообще, доступ на них не возбраняется, кажется, никому» [8, с. 388]. Другие методы, использованные пашковцами, миссионер описывает словами: «Кроме этих собраний, паш-ковцы употребляют и другие средства для распространения своего учения. Так, они ходят на площади (особенно в базарные дни), по лавкам, (а лавки снимаются у кн. Гагариной) и по домам - и везде заводят разговоры на религиозные темы, раздают брошюры и приглашают на свои собрания. Как слышно, на эти собрания приезжают опытные ораторы из Петербурга, из Харькова и др.» [8, с. 389].

После знакомства с положением дел в селе Сергиевском, касающегося распространения пашковского учения, Скворцовым было принято решение о немедленном принятии мер в противостоянии сектантству и защите православных верующих от инакомыслия. Увидев, что используемые сектантами способы распространения своих убеждений являются эффективными, было решено использовать эти же методы, но для укрепления православных верующих в своей вере. Миссионер сообщает в своей статье: «Так как местные пашковцы для укрепления своей секты устраивают собрания с беседами на них, то и мы нашли нужным возможно - частое устроение бесед, направленных против главных пунктов паш-ковского лжеучения. Для ведения таких бесед я изъявил согласие приезжать в с. Сергиевское по возможности почаще.» [8, с. 390].

Скворцов акцентирует внимание на методе, который являлся особенно эффективным в распространении убеждений сектантами - это раздача религиозной литературы. Поэтому было принято решение для проведения мер, которые могли оказать содействие в противостоянии сектантам - это распространение брошюр и духовной литературы антисектантского содержания, особенно если эти брошюры касались секты пашковцев. Миссионер пишет: «Так как пашковских брошюр и книжек распространено в селении очень много, то требуется и возможно больше пустить в обращение брошюр в духе

православной церкви» [8, с. 390]. Скворцов сам взялся за составление списка таких брошюр и организацию перепечатки статей из православных изданий направленных на разъяснение сути учения Пашкова.

Свое противодействие пашковцам миссионер начал немедленно. После совещания с руководящими лицами местной православной церкви состоялась открытая дискуссия с участием православных верующих и представителей пашковской общины. Скворцов сам планировал побывать на проводимых пашковцами собраниях с целью более детального ознакомления с учением и знакомства с посещающими это собрание людьми. Знакомство состоялось раньше планируемого срока, пашковцы сами пришли для общения с ним. Общение проходило в достаточно доброжелательной обстановке. Миссионер без труда отвечал на все вопросы, задаваемые ему представителями пашковцев. При этом он делал вывод, что для поиска ответов на эти вопросы совсем не обязательно отклоняться в сектантство. Ответы на любые вопросы и удовлетворение своего желания в следовании за Богом можно вполне найти в лоне Православной Церкви. Спокойный тон при общении, терпение, такт, уважение к собеседнику, подробные ответы на интересующие вопросы производили положительное впечатление на православных верующих. Представители же пашковцев оказались менее компетентными в разных религиозных вопросах, чем миссионер Скворцов и это чувствовалось присутствующими. Несмотря на то, что каждый остался при своем мнении, дискутирующие стороны договорились встретиться через неделю и продолжить общение.

Представляет интерес результат одной дискуссии проведенной Скворцовым, о которой он узнал из письма от священнослужителя села Сергиевского, через три дня после описанного общения. В нем он сообщает: «Относительно же результатов прошлой моей беседы он, между прочим, в письме замечает, что «после одной этой беседы на другой день, - в воскресенье - в собрании пашковцев было православных вдвое меньше против прежнего» [8, с. 395]. ричинами такого результата стали высокий профессионализм в религиозной, психологической и культурной сферах миссионера, неформальное отношение, а искренняя заинтересованность в результатах своей деятельности, т.е. в прекращении прозелитизма православных верующих в пашковство. Еще одной причиной стали предпринятые энергичные меры миссионера именно в тех сферах, эффективность которых была подтверждена его оппонентами.

Продолжая антисектантскую деятельность в селе Сергиевском, во вторую миссионерскую поездку Скворцов пригласил ректора Тульской духовной семинарии, чтобы он также смог принять участие в общении с пашковцами. Тем более, что в письме местного священнослужителя Скворцову сообщалось, что «пашковцы со своей стороны усердно готовятся к публичной беседе (напр., вызывают специальных '' ораторов'')» [8, с. 395]. Предстоящую дискуссию с нетерпением ожидали многие жители села Сергиевского, вероятно потому, что вопрос «правильной веры» для них не являлся праздным и они желали разрешить связанные с этой сферой жизни неопределенности.

Когда к условленному заранее времени пашковцы были приглашены на беседу с православными верующими, то отказались от этой возможности общения. Ситуацию миссионер описывает следующими словами: «Я был вполне уверен, что сектанты на то или другое (предложенные места встречи для общения - прим. автора) охотно изъявят свое согласие. Но каково было мое удивление, когда получился ответ, что ''ни в церкви, ни в школе они не желают беседовать, потому что, по Писанию, не должно препираться''. На вторичное приглашение получился ответ, что они - сектанты - могут принять нас к часу, но не надолго, потому что в 6 час. вечера у них начнется собрание» [8, с. 395-396]. Тогда православное духовенство под

предводительством миссионера пошли к пашковцам. Народ толпой шел за ними, т. к. еще за неделю было объявлено об этой беседе, которая видимо для многих была судьбоносной. Но на пути этой процессии оказались закрытыми ворота, которыми необходимо было пройти к пашковцам, что было расценено, как «явное нежелание принять нас» [8, с. 397]. Поэтому беседа не состоялась. Было принято решение больше в этот день не добиваться общения с пашковцами, а отложить ее до следующей возможности.

Сам миссионер скромно оценивает результат своей деятельности. Переубедить кого-либо из сектантов и вернуть их в лоно православной церкви не удалось. Но фактически всего две миссионерские поездки Скворцова остановили переход православных верующих из РПЦ в пашковство. В статье об этих поездках он писал, что пашковцы устраивают многолюдные собрания и много православных верующих бывает на их собраниях. Далее он уточняет, что ему удалось выяснить, что убежденных пашковцев, всего около 40 человек, а способных объяснить свои убеждения около 10 человек. Таким было положение дел в 1908 году. В миссионерском отчете за 1915 год Скворцов, предоставляя сведения о расколосек-тантстве в Тульской губернии, лишь упоминает о пашковцах Крапивенского уезда: «В Крапивенском уезде имеют место последователи секты толстовцев и пашковцев (баптистов), причем первые насчитываются единицами в приходе с. Кочеков, а последние (пашковцы или баптисты) преимущественно в с. Сергиевском, где их проживает до 30 человек.» [7, с. 21].

Статистические данные, приведенные Скворцовым, позволят проследить следующую динамику численности и влияния пашковцев в Сергиевском. С начала появления учения пашковцев в Тульской губернии в 1874 году [8, с. 387] и до 1905 года распространение учения не было активным. Последователями учения являлись люди из ближайшего окружения княжны Гагариной, заметного влияния на изменение убеждений православного населения не происходило. Выход закона о веротерпимости в 1905 году [5], положил начало активизации пашковцев. За три года деятельности община пашковцев увеличилась, проводимые ими собрания стали многолюдными, влияние на местное население становилось значительнее. В 1908 году состоялись две миссионерские поездки Скворцова в село Сергиевское, после которых численный рост пашковцев прекратился. Число последователей учения оставалось неизменным на протяжении семи лет в количестве около 30-40 человек. Внимание миссионерского отдела община уже не привлекала, что позволяет сделать вывод о том, что влияние пашковцев на православное население Крапивенского уезда с целью обращения в свое учение не имело успеха.

Ситуацию в Тульской губернии в 1915 году Д. Скворцов оценивает следующим сообщением: «Что касается уездов -Алексинского, Богородицкого, Крапивенского и Тульского, то в мире расколосектантства названных уездов в 1915 году не отмечено каких-либо выдающихся событий или движений, которые могли бы возбуждать какую-либо тревогу Епархиальной миссии. Можно сказать жизнь в этом мире (расколосектантства) протекала ровно и малозаметно» [7, с. 21].

Результативность антисектантской деятельности служителей РПЦ достигалась применением эффективных методов в своей работе. Рассмотренные случаи деятельности миссионера Д. Скворцова позволяют выделить, по крайней мере, пять принципов, использованных в работе с сектантами. Первый из них - это системный подход. Выезд епархиального миссионера для проведения антисектантской работы на местах носил не эпизодический, а постоянный, спланированный, четко организованный характер. Уезды, в которых расколосектантство получило большее развитие, посещались чаще, и внимания этим приходам уделялось больше. При недостаточности одного посещения таких приходов, миссионер приезжал второй и

третий раз, т. е. столько, сколько было необходимо для перелома ситуации в пользу православной церкви.

Во-вторых, положительный результат в антисектантской деятельности достигался быстрым реагированием миссионерского отдела на сведения поступавшие от приходских священников об активизации сектантской деятельности или появлении в приходе человека со взглядами чуждыми православной вере. Епархиальный миссионер не пренебрегал случаями для выезда на место, даже если становилось известным о появлении только одного сектанта. Он понимал, что потребуется гораздо меньше усилий «нейтрализовать» деятельность одного человека, оказавшегося в новой обстановке, часто неутвержденного в новом избранном для себя духовном пути, не имеющего поддержки, чем впоследствии бороться с целой общиной единомышленников. Поэтому епархиальный миссионер Тульской епархии в своей деятельности постоянно использовал практику «быстрого реагирования».

В-третьих, использовались публичные беседы для дискредитации сектантских убеждений. Об этих общениях сообщалось заранее, чтобы люди смогли спланировать свое время и присутствовать на них. На это общение приходили те, кто не был безразличен к религиозной жизни, искал ответы на духовные вопросы, сомневался в истинности православной веры. Это были те люди, которые являлись потенциальными последователями сектантов, если им своевременно не была бы доказана несостоятельность любой веры, кроме православной. Таких людей на каждой беседе присутствовали сотни человек. Публичное лишение авторитета в духовных вопросах перед огромной аудиторий, очень затрудняло дальнейшую работу по привлечению в «свою веру» представителя любой протестантской деноминации.

В-четвертых, православный миссионер использовал те же методы по защите своих убеждений, которыми пользовались сектанты. Личные беседы с людьми, раздача духовной литературы, ответы на интересующие вопросы, объяснение непонятных мест Библии, приглашения на публичные духовные общения - эти методы взаимодействия с людьми хорошо зарекомендовали себя в текущий период времени. Миссионеру не нужно было тратить время на подтверждение их действенности. Сектанты уже апробировали и доказали их результативность. Поэтому эти методы были приняты на вооружение, только при их использовании употреблялась православная риторика. Выявленные протестантскими верующими каналы коммуникации с населением, эффективно использовались православным миссионером для утверждения православной веры и дискредитации протестантских идей.

Последнее, это активный поиск контактов с раскольниками и сектантами в любое время во всяком месте. Группам инакомыслящих, которые представляли значительное количество людей, уделялось больше времени и внимания. Это старообрядцы различных толков, хлысты, скопцы. Но даже к сектантам, которые были представлены на территории Тульской губернии иногда всего несколькими человеками, Д. Скворцов всегда проявлял инициативу для организации встречи с ними. Никогда не упускал возможности для общения, даже если встреча оказывалась не запланированной, случайной. При игнорировании приглашений сектантами на публичные общения, он не считал для себя унизительным обратиться с приглашением вторично или даже прийти домой к сектантам и провести общение на их территории. Проявление такой активности в противодействии сектантству сыграло свою роль в предотвращении роста протестантских общин на территории входившую в Тульскую епархию.

Сотрудники миссионерского отдела Тульской епархии эффективно использовали рассмотренные выше принципы в своей работе для сдерживания распространения протестантских идей на территории Тульской губернии. Исследование исторического опыта взаимоотношений православных и про-

тестантских верующих начала ХХ века позволяет извлечь некоторые уроки и сделать определенные выводы, которые могут оказаться полезными для протестантов настоящего времени в донесении Евангелия населению идентифицирующего себя с Православной Церковью, но часто не имеющих элементарных представлений о христианстве.

Системный подход к работе миссионера Скворцова свидетельствует о том, что спланированная, четко организованная работа, проводимая продолжительное время приводит к желаемому результату. Только постоянное личное общение с людьми на протяжении лет позволяет сформировать у них убеждение и веру в определенные ценности, принципы, понятия, идеи. Разовые встречи или эпизодическое взаимодействие с людьми, которое нередко используется протестантами при проведении евангелизационных мероприятий, как правило, не приводят к изменению убеждений человека.

Быстрое реагирование миссионера на появление инакомыслия даже у одного человека в отдаленном уезде Тульской губернии является еще одним примером достойного подражания. Священнослужители протестантских церквей не всегда готовы, в настоящее время, к проявлению подобной жертвенности для опеки малознакомого человека проживающего от них на отдаленном расстоянии. Сомнения такого человека, его колебания в убеждениях, интерес к другим деноминациям в поисках Бога редко являются фактором, достаточным для посещения такого верующего. Не смотря на транспортную и коммуникативную доступность, люди остаются один на один со своими сомнениями, страхами, поиском Истины. Создается впечатление, что притча, рассказанная Великим Учителем об одной потерянной овце, перестала быть актуальной. Аргументы в пользу заботы о 99 здоровых, успешных, находящихся рядом «овцах» кажутся более убедительными.

Проведение публичных дискуссий православного миссионера с представителями протестантов, в которых миссионер всегда был более убедителен, чем его оппоненты показывает о сознательном использовании своих сильных сторон. Имея богословское образование, опыт работы с людьми, профессиональный подход в решении духовных вопросов Д. Скворцов мог во время публичных общений без затруднений объяснять различные тексты Библии, давать аргументированную оценку других точек зрения. Его доводы всегда были более убедительными, чем протестантов, что склоняло слушателей становиться на сторону православного миссионера. Служителям протестантских деноминаций следует осознать, что является их сильной стороной и как можно было бы использовать эти преимущества в общении с людьми.

Епархиальный миссионер считал для себя допустимым использование методов влияния на умы людей, которые показали свою эффективность при применении их протестантами. Такой подход давал положительный результат. Подобный подход приводит к мысли, что, возможно, протестантам следует внимательно и беспристрастно присмотреться к религиозным группам, объединениям, деноминациям, конфессиям которые находятся в непосредственной близости и деятельность которых является эффективной по привлечению сторонников в свои ряды. Отличие в богословских взглядах, в мировоззренческой позиции и даже во второстепенных понятиях нередко является для протестантов непреодолимым препятствием для диалога и взаимодействия, что приводит к социальной изоляции и непониманию требований современного общества.

Неформальное отношение к обязанности миссионера при-

водило в деятельности к активному поиску контактов людьми, проявлявшими интерес к религиозной тематике. Это были не только раскольники и сектанты. Ими являлись и православные верующие, переживавшие период сомнений в своих убеждениях, и люди стремящиеся определиться со смыслом жизни в существующей реальности. Индивидуальный подход к каждой категории людей ищущих ответы на волнующие вопросы бытия неизменно обеспечивал миссионеру заинтересованную, внимательно слушающую и серьезно воспринимаемую аудиторию. Способность в любое время, в любом месте, при любых обстоятельствах аргументировано оппонировать человеку с любым мировоззрением приводило к положительному отношению или принятию собеседником православного мировоззрения. Искренняя заинтересованность в результатах своей работы приводила к отсутствию положительной динамики в численном росте протестантских общин и сохранению приверженности православным принципам веры сомневающихся ее членов.

На основании собранной информации Д. Скворцов проводил анализ своей деятельности. Это позволяло планомерно осуществлять миссионерскую работу. Ежегодная статистика показывала, в каком из направлений, в каком регионе, с каким социумом необходимы корректировки. Понимание о наличии или отсутствии, росте или снижении не православных идей среди православного населения помогало оценить результат своего труда на миссионерском поприще. Честное отношение к собранным миссионером данным давало возможность повысить объективность анализируемой ситуации, что приводило к верным выводам и давало возможность принимать решения, приводящие в дальнейшем к эффективной деятельности. Кроме того сохранившиеся миссионерские отчеты с приведенной в них аналитической информацией представляют ценность для последующих поколений историков, религо-ведов, исследователей, стремящихся восстановить реальную картину развития религиозной жизни Тульской губернии начала ХХ века.

Пример аналитической практики Д. Скворцова позволяет сделать вывод, что наличие практики анализа своей религиозной деятельности протестантами позволяет не допускать повторения ошибок, помогает принимать решения, способствующие эффективной деятельности и систематичности в работе. Честный анализ способствует выработке критериев, по которым можно оценивать свой духовный труд, дает определенность полученным результатам, приводит к пониманию в достижении целей, помогает избегать неоправданных затрат человеческих, материальных и временных ресурсов.

Применение подобной практики протестантскими служителями могло бы качественно изменить осуществляемую ими религиозную деятельность. Изучение и использование служителями принципов, применяемых миссионерами других деноминаций и доказавших свою эффективность, могло бы послужить основанием для изменения отношения к протестантизму среди населения и заложить твердый фундамент для формирования и развития протестантских общин. Нежелание же протестантов выполнять честный анализ своей духовной работы не оставляет шансов потомкам воспроизвести историю протестантских общин в прожитый ими исторический период времени и оставляет протестантов в положении «статистической погрешности» в религиозной среде региона, мнением которого можно не задумываясь пренебречь.

Библиографический список

1. Водарский Я.О., Кабузан В.М. Территория и население России в XV-XVIII вв. // Атеистический сайт. URL: http://www. ateism.ru/ (дата обращения 27.10.2016).

2. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб.: Библия для всех, 2011. 224 с.

3. Ливен С. Духовное пробуждение в России. Корнталь.: Издательство «Свет на Востоке», 1967. 128 с.

4. Лисицына О. Церковные реформы, направленные на изменение положения раскольников и сектантов в конце XIX - начале ХХ вв. (региональный аспект). // Тульский информационно-консультативный центр по вопросам сектантства. URL: http://www. olds-sektain.1gb.ru/histori/tula%20histori%20all%204.html (дата обращения 12.11.2016).

5. Николай II, Указ Об укреплении начал веротерпимости // ДРЕВО открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/10330.html (дата обращения 04.11.2016).

6. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Изд. Центр. Стат. комитетом М-ва вн. дел; Под ред. Н. А. Тройницкого. [СПб.], XLIV. Тульская губерния, 1904. // Электронная библиотека ГПИБ. URL: http://www.elib.shpl.ru/ (дата обращения 27.10.2016).

7. Скворцов Д.И. Миссионерское дело в Тульской епархии за 1915 год. // Статья составлена на основании Миссионерского отчета по Тульской епархии за 1915 год. Тула. Типография бывш. Е.И. Дружининой. 1917. С. 22.

8. Скворцов Д.И. Пашковцы в с. Сергиевском Тульской губернии и две миссионерские поездки в названное село // Тул. епархиальные ведомости. 1908. №21. С. 386 - 398.

9. Тульские епархиальные ведомости. Тула, 1862-1918. // Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке. URL: http:/ www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/688/ (дата обращения 28.10.2016).

References

1. Vodarskij Y.O., Kabuzan V.M. The territory and population of Russia in the XV-XVIII centuries // Ateisticheskij sajt. URL: http:// www.ateism.ru/ (data obrashcheniya 27.10.2016).

2. Korrado S. The Philosophy of Ministry of Colonel Vasiliy Pashkov. SPb.: Bibliya dlya vsekh. 2011. 224 p.

3. Liven S. Spiritual awakening in Russia. Korntal: Izdatel'stvo «Svet na Vostoke»/ 1967. 128 p.

4. Lisicyna O. Church reforms aimed at changing the situation of schismatics and sectarians in the late XIX - early XX centuries (regional aspect) // Tul'skij informacionno-konsul'tativnyj centr po voprosam sektantstva. URL: http://www.olds-sektain.1gb.ru/histori/ tula%20histori%20all%204.html (data obrashcheniya 12.11.2016).

5. Nikolaj II, Decree on strengthening the beginnings of religious tolerance // DREVO otkrytaya pravoslavnaya ehnciklopediya. URL: http://drevo-info.ru/articles/10330.html (data obrashcheniya 04.11.2016).

6. The first general census of the Russian Empire in 1897. Ed. Centre. Izd. Centr. Stat. komitetom M-va vn. del; Pod red. N.A. Trojnickogo. [SPb.], XLIV. Tul'skaya guberniya, 1904. // EHlektronnaya biblioteka GPIB. URL: http://www.elib.shpl.ru/ (data obrashcheniya 27.10.2016).

7. Skvorcov D.I. Missionary work in the Tula diocese for 1915 // Stat'ya sostavlena na osnovanii Missionerskogo otcheta po Tul'skoj eparhii za 1915 god. Tula. Tipografiya byvsh. E.I. Druzhininoj. 1917. 22 p.

8. Skvorcov D.I. Pashkovtsy in the village Sergievsky Tula province and two missionary trips to the named // Tul. eparhial'nye vedomosti. 1908. №21. Pp. 386 - 398.

9. Tula Diocesan Lists. Tula, 1862-1918 // Duhovenstvo Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v HKH veke. URL: http:/www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/688/ (data obrashcheniya 28.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.