Научная статья на тему 'Епархиальные ведомости" - недооцененный источник'

Епархиальные ведомости" - недооцененный источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / EPARCHIAL BULLETIN / DISSENTERS / SECTARIANS / PROTESTANTS / MISSIONARY / РПЦ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / РАСКОЛЬНИКИ / СЕКТАНТЫ / ПРОТЕСТАНТЫ / МИССИОНЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бартов Вячеслав Павлович

Исследователи истории развития протестантизма в регионах России, придерживающиеся протестантских взглядов, нередко имеют неоправданные предубеждения обращаться к первоисточникам, написанными православными авторами. Иногда такие первоисточники являются единственными, откуда можно получить информацию о событиях определенного периода времени. Для примера используется периодическое издание РПЦ "Тульские епархиальные ведомости". В издании сведения о сектантах в Тульской губернии упорядочены, проанализированы, содержат статистический материал и выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eparchial Bulletin" - under-evaluated source

Those of the researchers of the history of Protestantism in the regions Russia who share protestant beliefs, are often unreasonably biased against materials authored by written by Orthodox authors. Sometimes such materials are the only credible accounts of events of a certain period. This is illustrated by considering the Eparchial Bulletin of the Tula region that is a periodical published by the Russian Orthodox Church. In the bulletin information about the sectarians in the Tula province is ordered, analyzed, contains statistical material and conclusions

Текст научной работы на тему «Епархиальные ведомости" - недооцененный источник»

УДК 28 Бартов В.П.

"Епархиальные ведомости" - недооцененный источник

В последние годы в протестантских общинах наблюдается тенденция, связанная с возросшим интересом верующих к истории возникновения и развития местных протестантских общин. Христиане, посещающие общины, возникшие в 1990-е годы, обычно помнят недолгую историю своих общин. Одним из основных носителей информации в общинах, способных рассказать о советском послевоенном периоде жизни протестантов, являются верующие, находящиеся в преклонном возрасте. Часто их воспоминания составляют детские впечатления, которые человеческая память сохранила до настоящего времени. Если история возникновения общины начинается в начале XX в. или ранее, то естественно, в таких случаях приходится обращаться к другим источникам, несущим информацию о верующих протестантского исповедания.

Особенностью протестантских верующих в России является устное распространение истин Священного Писания. Ведение летописей общин, дневников и других письменных документов, описывающих события, происходящие в религиозном мире, не являлось характерной чертой протестантов. Следствием этого стало крайне незначительное число письменных источников, принадлежавших протестантам, особенно содержащих информацию о начальном периоде возникновения и распространения протестантских идей в том или ином регионе России. Отношение протестантов к источникам, авторами которых являются верующие православного исповедания, нередко настороженное, а иногда и неоправданно враждебное.

Возникновение и распространение протестантизма происходило не одинаково в разных регионах огромной России. В некоторых губерниях протестанты были представлены небольшим количеством, измеряемым несколькими десятками человек. Их основной целью было выживание во враждебно настроенном окружении и передача своих убеждений следующему поколению. Задач, связанных с ведением летописей, повествующих о жизни протестантских общин, в период их возникновения, не ставилось. Естественным следствием такой ситуации становится почти полное отсутствие информации о протестантах в период их появления в таком регионе.

Неоценимую помощь для исследователя или для христианина не равнодушного к истории своей общины может оказать обращение к периодическому изданию, издававшемуся РПЦ и носящему название "Епархиальные ведомости". Издание представляло собой "местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг." [5].

Рассмотрим Тульский регион в качестве примера, в котором "Тульские епархиальные ведомости. Тула 1862-1918" [10] предоставляют сведения о сектантах различных деноминаций в Тульской губернии в период их появления на Тульской земле. В Тульской губернии журнал выходил с 1862 по 1918 гг. два раза в месяц, а с 1905 по 1917 четыре раза в месяц и информировал о положении дел в РПЦ в Тульском регионе.

К началу XVIII в. по национальному составу население России состояло на 70 % из русских людей [1]. "В этническом отношении ...Тульская губерния была, как говорилось, "сплошь великорусской", поскольку русские составляли 99,54 % всего населения (1 412 946 чел.). По вероисповеданиям 99,85 % составляли православные, далее шли старообрядцы — 0,07 %." [4]. Быть русским по национальности означало исповедовать христианство в рамках

© Бартов В.П., 2018

БАРТОВ Вячеслав Павлович, магистр богословия, научный сотрудник Кафедры Теологии и истории Христианства Евроазиатской богословской семинарии (г. Москва). E-mail: bartov-vp@ yandex.ru

Российской Православной Церкви. Приведенная статистика наглядно демонстрирует это утверждение. Естественным следствием исторически сложившейся религиозной ситуации в таком регионе является заинтересованность Православной Церкви следить за духовным состоянием своей паствы, а в случаях появления сектантов посредством систематически выходящих "Епархиальных ведомостей" информировать об этом священнослужителей своей и других епархий.

Сведения из миссионерских отчетов, являвшихся частью издания, представляют особый интерес и могут использоваться как достоверный материал при проведении исследования истории появления протестантских общин. Сектанты являлись объектом миссионерской деятельности православных епархиальных миссионеров, и проанализированную информацию о проделанной работе оформляли в форме миссионерских отчетов. Эти отчеты периодически печатались в "Епархиальных ведомостях".

Несколько приведенных примеров из "Епархиальных ведомостей" демонстрируют разные аспекты протестантизма в Тульской губернии начала ХХ в. Так, в "Тульских епархиальных ведомостях" от 1908 гг. была опубликована статья Д. Скворцова, в которой он пишет: "...До меня дошли довольно тревожные вести об особом развитии и усилении там секты, потому что последователи пашковщины с 1905 г. "очень подняли голову и преусердно начали пропаганду среди православных". Поэтому, по долгу миссионера, я решил немедленно съездить в это село для возможного миссионерского воздействия" [9, с. 386-387]. Этот пример показывает, как повлиял выход указа "Об укреплении начал веротерпимости" [3] 1905 г. на активизацию деятельности протестантских деноминаций.

Другой пример позволяет увидеть стремление простого народа к знанию духовных истин Священного Писания, которые проповедовали в данном случае штундисты. Миссионер описывает события, происходившие в селе Хрущев, следующим словами: "Когда двери были открыты для меня, то народ бросился в дом Быкова, и он с трудом успел снова запереть их; однако успело набраться народу полная изба. Упоминаю об этих подробностях для того, чтобы показать, насколько Хрущевские обитатели заинтересованы "новым учителем", и поэтому, — как необходимо самое внимательное отношение к проявившемуся там движению" [6, с. 152].

Еще один пример показывает социальный состав населения, присутствовавшего на публичных беседах, на которых дискутировали представители протестантов и Православной Церкви: "Тут была и интеллигенция (несколько лиц, прибывших с дач и из соседних сел), и служащие на заводе Хомякова и, наконец, крестьяне, коих все-таки было большинство" [8, с. 315].

Приведены только три примера, но и они наглядно демонстрируют, что исследователь, который готов выйти за рамки конфессиональных ограничений в поисках источников, найдет сведения, которые могут изменить его представление об исторической реальности.

В защиту достоверности информации, представленной в издании, выпускаемом Православной Церковью, могут служить следующие аргументы. Во-первых, целью издания было информирование о переписке с императорским домом и руководством государства, о распоряжениях и мероприятиях епархиального начальства, о новостях в сфере образования и финансовых отчетах. В ведомостях печатались церковные календари и духовные статьи, разъяснялись тексты Священного Писания и предоставлялись сведения о миссионерской деятельности с выявлением случаев активизации сектантов. Представляется маловероятным, чтобы такое серьезное издание печатало намеренно недостоверную информацию об этой категории верующих на протяжении нескольких десятков лет.

Во-вторых, РПЦ гораздо в большей степени волновало влияние на православных верующих раскольников, а не сектантов. Это объяснялось значительно превосходящим числом раскольников в Тульской губернии по сравнению с сектантами. Сектантов было просто распознать по открытому вероисповеданию своих убеждений, отличавшемуся от православного. Раскольники часто формально соблюдали внешние ритуальные требования, предъявляемые РПЦ, и ничем не отличались от православных верующих. Истинные свои убеждения они исповедовали в узком кругу единоверцев. Поэтому в мис-

сионерских отчетах больше внимания уделяется старообрядцам различных толков: поморский, австрийский, нетовцы, а также таким течениям, как хлысты, скопцы. О верующих, которых относили к секте пашковцев, евангельских христиан, баптистов, штундистов, информация встречается гораздо реже, и занимает меньше места в подаваемых отчетах. Этот факт является подтверждением малочисленности сектантов, а не намеренно заниженного их количества. В данном случае о сектантах упоминается скорее как о факте их присутствия на территории Тульской губернии, а не их возможном влиянии на православных верующих, что также подтверждает беспристрастное отношение издательства к протестантам.

В-третьих, необходимо помнить, что служители миссионерского отдела, сотрудники издания являлись православными верующими, исповедующими нравственные принципы христианского учения. В частности, заповедь, призывающая не лжесвидетельствовать, дает основание полагать, что предоставляемая в издании информация достоверно освещает предлагаемые события и факты.

Наибольший вклад в работу миссионерского отдела РПЦ Тульской епархии внесли миссионеры Г.И. Панов, Д.И. Скворцов. Результаты своего труда они описывали в статьях, отчетах, письмах, наблюдениях, дошедших до нашего времени и позволивших увидеть возникновение и распространение протестантских идей в Тульской губернии. Г.И. Панов - богослов, историк, миссионер - осуществлял миссионерскую деятельность в Тульской губернии на протяжение 30 лет до 1896 г. Им опубликовано много работ о расколосек-тантстве в Тульском регионе. Основной акцент в миссионерской деятельности Панов делал на противостояние раскольникам, так как они составляли подавляющее большинство по сравнению с сектантами протестантского направления. Его статьи о сектантах, которые читали жители Тульской губернии, носили больше информационный, профилактический характер.

"Начиная с 4 октября 1900 г. и до 1917 г., должность епархиального миссионера исполнял преподаватель духовной семинарии Д.И. Скворцов. Его миссионерская деятельность заключалась в сборе подробных сведений о расколосектантстве в епархии, в проведении публичных и частных бесед в Туле и уездах, зараженных расколом, в выполнении некоторых поручений епархиального начальства, касательно расколосектантства" [2]. На период работы Д.И. Скворцова в должности епархиального миссионера приходилось начало оживления деятельности пашковцев в Тульской губернии, а также появления штундистов, баптистов, евангельских христиан. Поэтому миссионерская деятельность Д.И. Скворцова представляет больший интерес, чем работа других миссионеров в предыдущий период.

За 16 лет миссионерской деятельности Скворцов совершил неоднократные поездки по всей Тульской губернии, выявив уезды, в которых раскольники и сектанты проявляли активность. Скворцов имел научную степень магистра богословия, что соответствует современному уровню кандидата наук и свидетельствует о высоком качестве и профессионализме его работы. Он использовал знания в проведении публичных бесед и достигал поставленных целей по ограничению распространения сектантских учений. Его ревностное отношение к выполнению своих обязанностей приводило к сдерживанию православных верующих, намеревающихся присоединиться к сектантству или расколу. Его публичные беседы вызывали искреннюю заинтересованность духовными вопросами слушающих, и как результат - оказание ими предпочтения православной позиции в вопросе веры. Выражение участниками бесед неподдельной благодарности он считал лучшей наградой для миссионера. Составленные им подробные отчеты о миссионерской деятельности позволили иметь представление о сектантстве в Тульском регионе в дореволюционный период.

Описанные в "Тульских епархиальных ведомостях" даже единичные случаи посещения Тульской губернии сектантскими проповедниками или присутствие в каком-либо из населенных пунктов одной семьи сектантов или даже одного из сектантов свидетельствуют о тщательности и добросовестности работы миссионерского отдела. Это является еще одним фактором, подтверждающим тщательный анализ и достоверность предоставляемой информации в данном издании.

Кроме перечисленных аргументов в защиту репрезентативности информации, находящейся в "Тульских епархиальных ведомостях", необходимо признать отсутствие источников, которые бы опровергали или ставили под сомнение достоверность сведений этого издания. Таких источников не удалось обнаружить ни среди светских исследований, ни среди трудов, опубликованных исследователями, принадлежащими к протестантским деноминациям, которые в наибольшей степени заинтересованы в достоверности исторической правды относительно своих предшественников по вере.

Ниже приведен один из выводов, сделанный епархиальным миссионером Д. Скворцовым и напечатанный в "Тульских епархиальных ведомостях", который наглядно демонстрирует положение протестантов в Тульской губернии в начале ХХ в. В результате многолетнего исследования ситуации, связанной с распространением раскольников и сектантов в Тульской губернии, миссионер приходит к следующему заключению: "Тульская епархия не может быть отнесена к числу епархий, особо зараженных расколосектантством, хотя в ней и имеют место, как раскольники-старообрядцы, так и сектанты довольно разнообразных видов. По приблизительному исчислению исполняющего обязанность Тульского епархиального миссионера Дмитрия Скворцова, основанному на 16-летнем изучении и знакомстве с местным расколосектант-ством, — всего старообрядцев и сектантов в Тульской епархии насчитывается до 2500 душ обоего пола и, во всяком случае, ни как не более трех тысяч. Из этого числа наибольшая часть падает на долю старообрядцев, коих насчитывается около двух тысяч, причем в одном городе Туле их несколько более тысячи человек; ... За старообрядцами в Тульской епархии по численности последователей следуют секты хлыстов и скопцов, которые проживают почти исключительно в уездах Белевском и Одоевском (до 400 человек обоего пола). Затем следуют штундо-баптисты и пашковцы — приблизительно человек до 70 (в селе Афанасьеве, Алексинского уезда, и в селах Хрущове, Тульского уезда, и Сергиевском, Крапивенского уезда, и единицы в некоторых других местах).

Этот краткий обзор Тульского расколосектантства со стороны численности показывает, что оно совсем не представляет собою какой-либо грозной и опасной для церкви силы: расколосектантское население в Тульской епархии как бы совершенно затеривается и, так сказать, расплывается в массе православных, — и только в некоторых местностях и по временам вспыхивают в нем не безопасные огоньки, призывающие к вниманию, бдительности и предосторожности пастырей Тульской церкви" [7, с. 3-4].

Обращение к "Тульским епархиальным ведомостям" как к источнику, содержащему наиболее системно представленную и проанализированную информацию о деятельности сектантов в Тульском регионе, позволяет сформировать обоснованное представление о численности, динамике, локализации протестантов на территории губернии, их взаимоотношении с православными верующими, выявить методы распространения протестантских идей, наблюдать другие особенности жизни протестантов. Найти источник, в котором информация была бы похожим образом исследована, обработана и представлена, является достаточно редким случаем. Пренебречь возможностью обращения к такому источнику для исследователя будет непростительной ошибкой, а для христианина, интересующегося историей протестантизма, проявлением лености и безответственного отношения к своим предшественникам по вере.

Издания "Епархиальных ведомостей" можно найти в областной библиотеке города, Государственном архиве областного центра, архиве местной епархии РПЦ. Издания могут быть представлены в электронном виде. Независимо от того, где находятся и в каком виде они представлены, усилия, потраченные на поиск информации, находящейся в издании, будут многократно вознаграждены приближением к истине, позволяющей воссоздавать историческую реальность возникновения и развития протестантизма в своем регионе.

Литература

1. Водарский Я.О., Кабузан В.М. Территория и население России в XV-XVIII вв. Атеистический сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ateism.ru/ (дата обращения: 27.10.2016).

2. Лисицына О. Церковные реформы, направленные на изменение положения раскольников и сектантов в конце XIX - начале ХХ вв. (региональный аспект). Тульский информационно-консультативный центр по вопросам сектантства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.olds-sektain.1gb.ru/histori/tula%20histori%20 all%204.html (дата обращения: 12.11.2016).

3. Николай II, Указ "Об укреплении начал веротерпимости". ДРЕВО открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://drevo-info.ru/ articles/10330.html (дата обращения: 04.11.2016).

4. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Изд. Центр. Стат. комитетом М-ва вн. дел; Под ред. Н. А. Тройницкого. - [СПб.], XLIV.

Жт .ская губерния, 1904. Электронная библиотека ГПИБ. [Электронный ресурс].

: http://www.elib.shpl.ru/ (дата обращения: 27.10.2016).

5. Прот. Александр Троицкий. Епархиальные ведомости. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc. ru/text/190001.html (дата обращения: 28. 06. 2017).

6. Скворцов Д. Миссионерская деятельность Епархиального миссионера Тульской епархии за вторую половину 1903 г. // Тульские епархиальные ведомости. 1904. № 6. С. 147-153.

7. Скворцов Д. Миссионерское дело в Тульской епархии за 1915 год. Статья составлена на основании Миссионерского отчета по Тульской епархии за 1915 год. Тула. 1917. 22 с.

8. Скворцов, Д. Наблюдения и впечатления миссионера. // Тульские епархиальные ведомости. 1903. № 9. С. 314-316.

9. Скворцов, Д. Пашковцы в с. Сергиевском Тульской губернии и две миссионерские поездки в названное село. // Тульские епархиальные ведомости. 1908. № 21. С. 386-398.

10. Тульские епархиальные ведомости. Тула, 1862-1918. Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке. [Электронный ресурс]. URL: http:/www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/688/ (дата обращения: 28.10.2016).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Vodarskij YA.O., Kabuzan V.M. Territoriya i naselenie Rossii v XV-XVIII vv. Ateisticheskij sajt. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.ateism.ru/ (data obrashheniya: 27.10.2016).

2. Lisitsyna O. TSerkovnye reformy, napravlennye na izmenenie polozheniya raskol'nikov i sektantov v kontse XIX - nachale KHKH vv. (regional'nyj aspekt). Tul'skij informatsionno-konsul'tativnyj tsentr po voprosam sektantstva. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.olds-sektain.1gb.ru/histori/tula%20histori%20all%204.html (data obrashheniya: 12.11.2016).

3. Nikolaj II, Ukaz "Ob ukreplenii nachal veroterpimosti". DREVO otkrytaya pravoslavnaya ehntsiklopediya. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://drevo-info.ru/ articles/10330.html (data obrashheniya: 04.11.2016).

4. Pervaya vseobshhaya perepis' naseleniya Rossijskoj imperii 1897 goda. Izd. TSentr. Stat. komitetom M-va vn. del; Pod red. N. А. Trojnitskogo. - ^ [SPb.], XLIV. Tul'skaya guberniya, 1904. EHlektronnaya biblioteka GPIB. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.elib.shpl.ru/ (data obrashheniya: 27.10.2016).

5. Prot. Aleksandr Troitskij. Eparkhial'nye vedomosti. Pravoslavnaya ehntsiklopediya. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.pravenc.ru/text/190001.html (data obrashheniya: 28. 06. 2017).

6. Skvortsov D. Missionerskaya deyatel'nost' Eparkhial'nogo missionera Tul'skoj eparkhii za vtoruyu polovinu 1903 g. // Tul'skie eparkhial'nye vedomosti. 1904. № 6. S. 147-153.

7. Skvortsov D. Missionerskoe delo v Tul'skoj eparkhii za 1915 god. Stat'ya sostavlena na osnovanii Missionerskogo otcheta po Tul'skoj eparkhii za 1915 god. Tula. 1917. 22 s.

8. Skvortsov, D. Nablyudeniya i vpechatleniya missionera. // Tul'skie eparkhial'nye vedomosti. 1903. № 9. S. 314-316.

9. Skvortsov, D. Pashkovtsy v s. Sergievskom Tul'skoj gubernii i dve missionerskie poezdki v nazvannoe selo. // Tul'skie eparkhial'nye vedomosti. 1908. № 21. S. 386-398.

10. Tul'skie eparkhial'nye vedomosti. Tula, 1862-1918. Dukhovenstvo Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi v KHKH veke. [EHlektronnyj resurs]. URL: http:/www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/688/ (data obrashheniya: 28.10.2016).

Бартов В.П. 'Епархиальные ведомости" - недооцененный источник.

Исследователи истории развития протестантизма в регионах России, придерживающиеся протестантских взглядов, нередко имеют неоправданные предубеждения обращаться к первоисточникам, написанными православными авторами. Иногда такие первоисточники являются единственными, откуда можно получить информацию о событиях определенного периода времени. Для примера используется периодическое издание РПЦ "Тульские епархиальные ведомости". В издании сведения о сектантах в Тульской губернии упорядочены, проанализированы, содержат статистический материал и выводы.

Ключевые слова: РПЦ, Епархиальные ведомости, раскольники, сектанты, протестанты, миссионер

Bartov V.P. "Eparchial Bulletin" - under-evaluated source.

Those of the researchers of the history of Protestantism in the regions Russia who share protestant beliefs, are often unreasonably biased against materials authored by written by Orthodox authors. Sometimes such materials are the only credible accounts of events of a certain period. This is illustrated by considering the Eparchial Bulletin of the Tula region that is a periodical published by the Russian Orthodox Church. In the bulletin information about the sectarians in the Tula province is ordered, analyzed, contains statistical material and conclusions.

Key words: Russian Orthodox Church, Eparchial Bulletin, dissenters, sectarians, Protestants, missionary

Для цитирования: Бартов В.П. "Епархиальные ведомости" — недооцененный источник // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 3. С. 45—50. DOI: 10.24866/19986785/2018-3/45-50

For citation: Bartov V.P. "Eparchial Bulletin" — under-evaluated source // Ojkumena. Regional researches. 2018. № 3. P. 45-50. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-3/45-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.