Научная статья на тему 'Возможности налогового стимулирования развития нефтяного сектора'

Возможности налогового стимулирования развития нефтяного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефтяной сектор / налоги в нефтяном секторе / налог на дополнительный доход / oil sector / taxes in oil sector / windfall profits tax

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрий Бобылев, Олеся Расенко

Положение в нефтяном секторе российской экономики характеризуется объективным ухудшением условий добычи нефти, обусловленным истощением эксплуатируемых месторождений в освоенных регионах и существенно более высокими затратами на разработку новых месторождений и трудноизвлекаемых запасов. Необходимыми предпосылками поддержания достигнутых объемов добычи и экспорта нефти являются создание условий для инвестирования в освоение новых месторождений, углубленная разработка действующих месторождений, а также увеличение глубины переработки нефти. Решению этих задач должны способствовать меры налоговой политики, включая проведение структурной реформы налоговой системы и введение специального налога на дополнительный доход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility of Incentives for the Oil Sector Development

The state of Russia’s oil sector is marked by a general deterioration of the oil extraction conditions owing to depletion of existing deposits in developed regions and significantly higher extraction costs at the new oil fields and tight oil deposits. In order to improve the situation, investments in the development of new oil fields are required as well as in deepened development of existing deposits with an improved refining margin. Government fiscal policy should contribute to the resolution of these issues including implementation of structural reform in the tax system and introduction of special excess-profit tax.

Текст научной работы на тему «Возможности налогового стимулирования развития нефтяного сектора»

Налогообложение

ВОЗМОЖНОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА*

Юрий БОБЫЛЕВ

Заведующий лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таН; bobylev@iep.ru Олеся РАСЕНКО

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таН; olesya-rasenko@yandex.ru

Положение в нефтяном секторе российской экономики характеризуется объективным ухудшением условий добычи нефти, обусловленным истощением эксплуатируемых месторождений в освоенных регионах и существенно более высокими затратами на разработку новых месторождений и трудноизвлекае-мых запасов. Необходимыми предпосылками поддержания достигнутых объемов добычи и экспорта нефти являются создание условий для инвестирования в освоение новых месторождений, углубленная разработка действующих месторождений, а также увеличение глубины переработки нефти. Решению этих задач должны способствовать меры налоговой политики, включая проведение структурной реформы налоговой системы и введение специального налога на дополнительный доход.

Ключевые слова: нефтяной сектор, налоги в нефтяном секторе, налог на дополнительный доход.

В настоящее время российская нефтедобывающая промышленность находится на максимуме своих производственных возможностей. Значительная часть эксплуатируемых месторождений вступила в стадию падающей добычи, а новые месторождения в большинстве случаев характеризуются худшими горно-геологическими и географическими параметрами, в связи с чем их разработка требует повышенных капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат.

Для поддержания достигнутых объемов добычи нефти необходимо как вовлечение в процесс эксплуатации неразрабатываемых запасов в освоенных регионах, так и месторождений в новых регионах добычи. Необходимо

также использование потенциала дополнительной добычи на действующих месторождениях за счет их более углубленной разработки. Весьма значителен потенциал повышения эффективности нефтепереработки, которая по своему технологическому уровню значительно отстает от уровня развитых стран.

Создать налоговые стимулы для модернизации нефтепереработки позволяет проведение структурной реформы налоговой системы, включающей поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (вплоть до их полной отмены) и повышение роли налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)1. Снижение экспортных пошлин позволяет сократить субсидирование нефтеперера-

* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 10 (28) (июнь 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 См.; Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Модернизация или консервация; роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты // Экономическая политика. 2012. № 3. С. 5—19; Бобылев Ю.Н., Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты; необходимость отмены и сценарный анализ последствий. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2012; Бобылев Ю. Налоговый маневр в нефтяной отрасли // Экономическое развитие России. 2015. № 8. С. 45—49; Идрисов Г., Каукин А. Налоговый маневр; ускорение экономического роста в ущерб бюджетной консолидации // Экономическое развитие России. 2016. № 6. С. 35—39.

батывающего сектора и создать реальные стимулы к увеличению глубины переработки нефти. Большая глубина переработки даст возможность удовлетворять внутренние потребности в моторном топливе при относительно меньших объемах потребления нефти.

Вместе с тем на 2016 г., в целях увеличения доходов государственного бюджета, снижение ставки экспортной пошлины было заморожено (она сохранена на уровне 2015 г.), а в качестве дополнительной меры увеличения доходов были повышены акцизы на нефтепродукты. Более предпочтительным решением, на наш взгляд, здесь было бы снижение экспортной пошлины. И повышение акцизов, и снижение экспортной пошлины ведут к росту внутренних цен на моторное топливо и к увеличению бюджетных доходов (в случае с экспортной пошлиной - за счет повышения ставки НДПИ, обеспечивающего не только компенсацию снижения экспортной пошлины, но и изъятие у нефтяных компаний дополнительного дохода от повышения внутренних цен). Однако снижение экспортной пошлины формирует основу для получения дополнительных положительных эффектов - стимулирования модернизации нефтеперерабатывающего сектора и сокращения субсидирования стран ЕАЭС.

Необходимые стимулы и условия для развития нефтедобывающего сектора позволяет создать введение на новых месторождениях принципиально нового налога - специального налога на дополнительный доход (НДД). Налоговой базой НДД является разница между стоимостью добытых и реализованных углеводородов и затратами на производство и реализацию продукции (за вычетом амортизации), производственными капитальными вложениями и невозмещенными затратами предыдущего налогового периода2.

Принципиально важным моментом в конструкции НДД является применение прогрес-

сивной ставки налога, зависящей от уровня доходности проекта. Доходность измеряется значением Р-фактора, который рассчитывается как отношение накопленного дохода от добычи и реализации нефти к накопленным капитальным и эксплуатационным затратам. С увеличением значения Р-фактора ставка налога повышается с 10 до 80%. (См. табл. 1.)

Такой налог обеспечит учет всех рентооб-разующих факторов и будет автоматически приводить налоговую нагрузку в соответствие с реальной экономической эффективностью разработки конкретных месторождений. В случае высокоэффективных проектов применение НДД обеспечит прогрессивное изъятие природной ренты в пользу государства; одновременно будут созданы необходимые предпосылки для реализации низкоэффективных проектов.

Применение НДД целесообразно сочетать с НДПИ, который в таких случаях будет выступать в качестве минимального гарантирующего налога, обеспечивающего государству определенный уровень налоговых поступлений от реализации проекта. Поскольку функцию

Таблица 1

Ставки налога на дополнительный доход при добыче нефти

Р-фактор (t - 1) Ставка НДД (Ц, в %

До 1,00 0

Свыше 1,00 до 1,10 10

Свыше 1,10 до 1,20 15

Свыше 1,20 до 1,30 20

Свыше 1,30 до 1,40 30

Свыше 1,40 до 1,50 40

Свыше 1,50 до 2,00 50

Свыше 2,00 до 2,50 60

Свыше 2,50 до 3,00 70

Свыше 3,00 80

Источник: Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, РАНХиГС.

2 См.: Бобылев Ю., Турунцева М. Налогообложение минерально-сырьевого сектора экономики. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2010.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

основного рентного налога выполняет НДД, НДПИ при применении НДД должен взиматься по достаточно низкой ставке, например по адвалорной ставке 15%. Применение НДПИ обусловит гарантированное поступление доходов государству с момента начала добычи нефти (до начала поступлений налога на доход), а также в случаях низких цен на нефть и высоких производственных затрат. Ставку экспортной пошлины на нефть при применении НДД целесообразно установить на нулевом уровне.

Режим НДД с прогрессивной налоговой ставкой, соответственно, обеспечивает прогрессивность системы налогообложения. При росте мировой цены на нефть доля государства в чистом доходе от добычи нефти в этом случае повышается. Вместе с тем при низких ценах на нефть, а также при высоких производственных затратах доля государства в чистом доходе снижается, т.е. формируются более благоприятные экономические условия для освоения месторождений с высокими затратами на разработку.

По нашим расчетам, проведенным с использованием имитационной модели разработки типового месторождения нефти, применение НДД в сочетании с НДПИ, взимаемым по адвалорной ставке 15%, и с нулевой став-

кой экспортной пошлины определяет повышение размера налоговых изъятий с 70,2% от получаемого чистого дохода при цене на нефть 40 долл./барр. до 83,9% при цене на нефть 120 долл./барр. (См.. табл. 2.) В этом случае при цене 40 долл./барр. и выше инвестору гарантируется необходимая доходность инвестиций (внутренняя норма доходности превышает 16,3%).

Прогрессивная налоговая ставка имеет ряд преимуществ по сравнению с единой ставкой налога. При применении единой налоговой ставки в меньшей степени учитываются разнообразие горно-геологических и географических условий разработки российских нефтяных месторождений, значительные различия в экономической эффективности проектов. В случае высокоэффективных проектов это будет приводить к недополучению государством определенной части ресурсной ренты. Для низкоэффективных проектов единая ставка может оказаться слишком высокой, что будет препятствовать их реализации.

По нашим расчетам, на типовом месторождении режим НДД с прогрессивной налоговой ставкой в размере от 10 до 80% и налоговый режим с единой ставкой в размере 50% создают примерно одинаковую налоговую нагрузку при цене на нефть 50 долл./барр. В

Таблица 2

Показатели налоговой нагрузки и эффективности инвестиций при добыче нефти при действующей налоговой системе и режиме НДД

Налоговый режим Мировая цена на нефть, долл./барр.

40 50 60 80 100 120

1. Действующая налоговая система (с льготами по НДПИ):

Доля государства в выручке, в % 53,8 57,8 60,8 64,5 66,7 68,2

Доля государства в чистом доходе, в % 92,7 89,1 85,9 82,6 80,9 79,8

Внутренняя норма доходности, в % 6,4 11,5 16,2 22,8 27,8 31,8

2. Режим НДД (НДД=10-80%, НДПИ=15%, ЭП=0):

Доля государства в выручке, в % 41,9 49,3 54,9 64,1 69,9 72,7

Доля государства в чистом доходе, в % 70,2 72,8 75,1 80,2 82,3 83,9

Внутренняя норма доходности, в % 16,4 19,3 21,8 25,3 27,7 30,3

Источник: расчеты авторов.

то же время по сравнению с единой налоговой ставкой прогрессивная ставка налога обеспечивает более высокую долю государства в доходах от добычи нефти при более высоких ценах на нефть и более низкую налоговую нагрузку при более низких ценах. (См. рисунок.)

Аналогичные преимущества имеет прогрессивная ставка и для случаев более высоких и более низких производственных затрат. В случае более высоких затрат на добычу она обеспечивает более низкую налоговую нагрузку по сравнению с единой ставкой налога, т.е. более благоприятные условия для инвестирования в разработку месторождений с повышенными затратами.

Введение налога на дополнительный доход даст возможность получить более широкую дифференциацию налоговой нагрузки и создать необходимые условия для инвестирования в освоение новых месторождений с повышенными производственными затратами. Вместе с тем такой налог является более сложной формой налогообложения, применение которой требует соответствующего налогового администрирования.

Применение НДД возможно также на действующих («старых») месторождениях, однако оно является более сложным с точки зрения налогового администрирования. Стимулирование более углубленной разработки

Доля государства в доходе от добычи нефти при применении прогрессивной и единой ставок НДД

Цена на нефть, долл./барр. -НДД=10—80% -НДД=50%

Источник расчеты авторов.

действующих месторождений может быть обеспечено и с использованием более простых налоговых механизмов. Возможным решением при этом является более значительное по сравнению с действующей налоговой системой снижение ставки НДПИ для месторождений с высокой степенью выработанно-сти запасов. Это снизит налоговую нагрузку на поздних стадиях эксплуатации месторождений, будет стимулировать их более углубленную разработку и повышение коэффициента извлечения нефти. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.