Научная статья на тему 'О введении налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли'

О введении налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефть / нефтяная отрасль / налогообложение а нефтедобыче / налог на дополнительный доход / налог на добычу полезных ископаемых / экспортная пошлина / oil / oil industry / oil production tax / excessprofit tax / severance tax and export duties

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрий Бобылев, Олеся Расенко

Развитие российской нефтяной отрасли связано с необходимостью освоения новых месторождений, которые требуют высоких затрат на разработку. В связи с этим активно обсуждается вопрос о введении в нефтяной отрасли налога на дополнительный доход (НДД). Применение такого налога позволяет обеспечить как изъятие природной ренты, так и необходимые условия для инвестиций в разработку месторождений с повышенными производственными затратами. Вместе с тем НДД является более сложной формой налогообложения, применение которой требует соответствующего администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрий Бобылев, Олеся Расенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax on Extra Revenue to Introduce in Oil Industry

The development of the Russian oil industry requires new greenfield projects involving high development costs. In this context, the idea of introducing a tax on extra revenue (TER) for the oil industry has been debated extensively. The tax is supposed to ensure the minerals resource rent is extracted and the investment environment is suitable for development projects involving higher-than-normal operating costs. However, TER represents a more sophisticated form of taxation that requires proper tax administration.

Текст научной работы на тему «О введении налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли»

О ВВЕДЕНИИ НАЛОГА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ*

Юрий БОБЫЛЕВ

Заведующий лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таН; [email protected] Олеся РАСЕНКО

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таН; [email protected]

Развитие российской нефтяной отрасли связано с необходимостью освоения новых месторождений, которые требуют высоких затрат на разработку. В связи с этим активно обсуждается вопрос о введении в нефтяной отрасли налога на дополнительный доход (НДД). Применение такого налога позволяет обеспечить как изъятие природной ренты, так и необходимые условия для инвестиций в разработку месторождений с повышенными производственными затратами. Вместе с тем НДД является более сложной формой налогообложения, применение которой требует соответствующего администрирования.

Ключевые слова: нефть, нефтяная отрасль, налогообложение а нефтедобыче, налог на дополнительный доход, налог на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина.

Налог на дополнительный доход является специальным рентным налогом, который, в отличие от применяемых в настоящее время налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины, базирующихся на показателях валового дохода, основывается на получаемом чистом доходе и является существенно более гибким инструментом налогообложения. Применение НДД автоматически приводит налоговую нагрузку в соответствие с условиями добычи нефти на каждом конкретном месторождении. Тем самым создаются необходимые условия для инвестиций, в том числе в разработку месторождений с повышенными производственными затратами (включая трудноизвлекаемые запасы).

Налоговой базой НДД является разница между доходами от добычи углеводородов и капитальными и эксплуатационными затратами при разработке месторождения и невозмещен-ными затратами предыдущего налогового периода. Налог взимается после полного возмещения капитальных затрат. Ставка НДД может быть прогрессивной, зависящей от уровня доходности проекта, либо единой. При прогрес-

сивной налоговой ставке ее значение определяется значением Р-фактора, который рассчитывается как отношение накопленного дохода от добычи нефти к накопленным капитальным и эксплуатационным затратам. (См. табл. 1.). Применение прогрессивной ставки налога, на наш взгляд, является более предпочтительным.

Использование НДД целесообразно в сочетании с НДПИ, который в таких случаях будет выступать в качестве минимального гарантирующего налога, обеспечивающего государству определенный уровень налоговых поступлений от реализации проекта. Поскольку функцию основного рентного налога выполняет НДД, НДПИ в этом случае должен взиматься по достаточно низкой ставке, например по адвалорной ставке 15%. Применение НДПИ обеспечит гарантированное поступление доходов государству с момента начала добычи нефти (до начала поступлений налога на дополнительный доход), а также при низких ценах на нефть и высоких производственных затратах. Ставку экспортной пошлины на нефть при применении НДД целесообразно установить на нулевом уровне.

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 17 (55) (октябрь 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

НДД, таким образом, должен заменить основную часть НДПИ, экспортную пошлину и льготы по экспортной пошлине, механизм предоставления которых весьма несовершенен.

Режим НДД с прогрессивной налоговой ставкой обеспечивает прогрессивность системы налогообложения и дифференциацию налоговой нагрузки. В случае высокоэффективных проектов НДД обеспечивает прогрессивное изъятие природной ренты в пользу государства. При росте мировой цены на нефть доля государства в чистом доходе от добычи нефти в этом случае повышается. (Результаты расчетов, проведенных на основе разработанной нами финансовой модели разработки типового месторождения нефти, приведены в табл. 2.) При низких же ценах на нефть, а также при высоких производственных затратах доля государства в чистом доходе снижается, т.е. создаются более благоприятные условия для освоения месторождений с высокими затратами. (Результаты расчетов, проведенных на основе финансовой модели разработки типового месторождения нефти, приведены в табл. 3; расчеты выполнены при мировой цене на нефть 50 долл./барр., затраты на типовом месторождении приняты за 100%.)

Таблица 2

Показатели налоговой нагрузки и доходности инвестиций при добыче нефти при различных ценах на нефть

Налоговый режим Мировая цена на нефть, долл./барр.

30 40 50 60 80 100 120 150

1. Действующая налоговая система

(с льготами по НДПИ и ЭП)

Доля государства в выручке, в % 46,8 53,0 56,7 59,1 62,2 64,3 65,7 67,1

Доля государства в чистом доходе, в % 84,9 79,8 77,5 76,3 74,8 74,3 74,0 73,7

Внутренняя норма доходности, в % 7,4 12,6 16,5 19,8 25,1 29,1 32,4 36,6

2. Режим НДД: НДЦ=0-80%;

НДПИ=15%; ЭП=0

Доля государства в выручке, в % 37,4 48,3 54,7 59,3 66,7 71,3 73,5 76,4

Доля государства в чистом доходе, в % 67,8 72,9 74,9 76,4 80,2 82,4 82,8 84,0

Внутренняя норма доходности, в % 11,5 14,8 17,5 19,4 23,0 25,5 28,2 30,9

Примечание. ЭП - экспортная пошлина.

Источник: расчеты авторов.

Таблица 1

Ставки налога на дополнительный доход при добыче нефти

Значение Р-факгора (1 - 1) Ставка НДД (Ц, в %

До 1,00 0

Свыше 1,00 до 1,10 10

Свыше 1,10 до 1,20 20

Свыше 1,20 до 1,30 30

Свыше 1,30 до 1,40 40

Свыше 1,40 до 1,50 50

Свыше 1,50 до 2,00 60

Свыше 2,00 до 3,00 70

Свыше 3,00 80

Источник: расчеты авторов.

При применении единой налоговой ставки в меньшей степени учитывается разнообразие горно-геологических и географических условий разработки месторождений, значительные различия в экономической эффективности проектов. В высокоэффективных проектах это будет приводить к недополучению государством части природной ренты. Для низкоэффективных же проектов единая ставка может оказаться слишком высокой, что будет препятствовать их реализации.

По сравнению с единой налоговой ставкой прогрессивная ставка налога обеспечивает более высокую долю государства в доходах от добычи нефти при более высоких ценах на нее и более низкую налоговую нагрузку при более низкой цене. Аналогичные преимущества имеет прогрессивная ставка в случае более высоких и более низких производственных затрат: при более высоких затратах на добычу она обеспечивает более низкую налоговую нагрузку по сравнению с единой ставкой, т.е. более благоприятные условия для инвестиций в разработку месторождений с повышенными затратами.

Налоги, основанные на дополнительном доходе, достаточно широко применяются в мировой практике. При этом в разных странах применение таких налогов имеет свои особенности. Например, в Норвегии, Великобритании и Австралии применяются единые ставки рентных налогов на доход. В Казахстане применяется прогрессивный налог на сверхприбыль, ставка которого составляет от 0 до 60%. Развивающиеся страны применяют соглашения о разделе продукции (СРП), механизм которых аналогичен НДД. В современных СРП

используются прогрессивные шкалы раздела продукции, в которых доля государства растет в зависимости от определенных факторов (уровень добычи, Р-фактор и др.). Применяются и специальные Р-факторные налоги.

В России различные концепции НДД рассматривались еще в конце 1990-х - начале 2000-х годов, однако ни одна из них не была принята1. Основной причиной отказа от введения НДД в тот период, на наш взгляд, являлась сложность администрирования данного налога и связанные с этим опасения снижения доходов государственного бюджета. В результате предпочтение было отдано более простым инструментам налогообложения: до 2002 г. -плате за пользование недрами и акцизу на нефть, с 2002 г. - НДПИ.

В настоящее время подготовлен новый законопроект о НДД, который предусматривает экспериментальное введение данного налога на ограниченном числе новых и старых нефтяных месторождений (пилотные проекты). Законопроект предполагает применение единой налоговой ставки НДД, сохранение довольно высокого НДПИ, ограничение на возмещение затрат при расчете налоговой базы

Таблица 3

Показатели налоговой нагрузки и доходности инвестиций при различном уровне затрат на нефтедобычу

Затраты,в %

Налоговый режим

50 80 100 120 150 200

1. Действующая налоговая система (с льготами по НДПИ и ЭП)

Доля государства в выручке, в % 58,1

Доля государства в чистом доходе, в % 71,6 Внутренняя норма доходности, в % 31,4

57,3 56,7 56,1 55,1 53,9

75,0 77,5 80,4 85,5 97,0

21,1 16,5 12,8 8,2 1,5

2. Режим НДД: НДЦ=0-80%; НДПИ=15%; ЭП=0

Доля государства в выручке, в % 65,3 58,2 54,7 51,1 45,3 36,6

Доля государства в чистом доходе, в % 77,7 76,2 74,9 73,4 70,2 65,9

Внутренняя норма доходности, в % 27,3 20,4 17,5 15,3 12,6 9,2

Источник: расчеты авторов.

1 Бобылев Ю. Реформирование налогообложения минерально-сырьевого сектора. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2001.

НДД для старых месторождений, а также ограничения по масштабам применения налога. Решение о расширении сферы применения налога на добавленный доход будет приниматься в зависимости от результатов его применения в пилотных проектах.

Теоретически НДД является более совершенным налоговым инструментом, однако его эффективное применение на практике требует существенно более сложного налогового администрирования по сравнению с НДПИ и экспортной пошлиной. Применение НДД создает для недропользователей потенциальные возможности и стимулы к занижению налоговых обязательств путем занижения доходов и завышения расходов. Это создает риск относительного уменьшения доходов государства по сравнению с потенциально возможными.

Для эффективного применения режима НДД необходимы:

1. Применение рыночных (не трансфертных) цен на нефть при расчете налога. На первом этапе целесообразно применение расчетных (справочных) цен, которые могут рассчитываться обратным счетом на основе мировых цен на нефть, за вычетом экспортной

пошлины и затрат на транспортировку на экспорт.

2. Эффективный контроль затрат налогоплательщиков (с целью предотвращения занижения налоговой базы путем искусственного завышения затрат).

3. Квалифицированность и объективность государственного контроля (высокий уровень квалификации и некоррумпированность работников налоговых органов).

Применение НДД, на наш взгляд, целесообразно на новых нефтяных месторождениях. Применение этого налога на старых месторождениях является более сложным с точки зрения администрирования. Стимулирование углубленной разработки действующих месторождений может быть обеспечено с использованием более простых налоговых механизмов - например, путем значительного по сравнению с действующей налоговой системой снижения ставки НДПИ для месторождений с высокой степенью выработанности запасов. Это снизит налоговую нагрузку на поздних стадиях эксплуатации месторождений, будет стимулировать их более углубленную разработку и повышение коэффициента извлечения нефти. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.