УДК 33
Последствия введения налога на добавленный доход как составляющая налоговой реформы нефтяной отрасли на примере Южно-
Киринского месторождения The effects of the tax on added income as a component of tax reform in oil industry on the example of the Yuzhno-Kirinskoye field
Уваров Павел Олегович Uvarov Pavel Olegovich
кандидат экономических наук, студент магистратуры Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
p.uvarov@gmail.com Адаева Арина Анатольевна Adaeva Arina Anatolievna студент магистратуры Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» Алиасхабов Заур Асланханович Aliaskarov Zaur Aslanbekovich студент магистратуры Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
Аннотация. В статье рассматривается экономическая сущность налога на добавленный доход (НДД), описывается потенциальная проблема инфляции
издержек при его введении, излагается международный опыт реализации механизмов контроля, в т.ч. с применением R-фактора. Авторы приводят результаты проведенного сравнительного анализа основных параметров НДД и налога на финансовый результат, рассматриваемого Правительством Российской Федерации в качестве альтернативного варианта. Как пример в статье приводятся последствия введения налога для одного из шельфового месторождения, и приводятся авторские комментарии по подобным системам налогообложения, применяемым для нефтяных месторождений в Великобритании и Норвегии.
Abstract. The article deals with economic essence added tax income (JPM), describes the potential problem of cost inflation in its introduction, sets out the international experience of implementation of control mechanisms, including with the use of R-factor. The authors present the results of the comparative analysis of the main parameters of PDM and tax financial result under consideration by the Government of the Russian Federation as an alternative. As an example the paper describes the effects of the tax to one of the offshore fields, and provides the author's comments on a similar system of taxation applicable to oil fields in UK and Norway.
Ключевые слова: шельфовое месторождение, налог на добавленный доход (НДД), налог на финансовый результат (НФР), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), инфляция издержек, gold plating, R-фактор, Petroleum Revenue Tax (налог на доходы от продажи нефти), Oil Allowance (нефтяная налоговая льгота), Resource rent tax (налог на природно-ресурсную ренту).
Key words: offshore field, added tax income (JPM), the tax on financial result (NFR), the tax on mineral extraction (met), cost inflation, gold plating, R factor, the Petroleum Revenue tax (tax on income from the sale of oil), Oil Allowance (petroleum tax exemption), Resource rent tax (tax on natural resource rents).
Актуальность статьи обусловлена важностью роли нефтегазовой отрасли в экономике Российской Федерации, а также регулярными обсуждениями в Правительстве и Государственной думе Российской Федерации (РФ)
необходимости введения налога на добавленный доход с целью стимулирования инновационного развития отрасли. Актуальность статьи подтверждает текущая ситуация на новых и истощенных нефтегазовых месторождениях, где инновационное и интенсивное развитие замедляется существующей системой налогообложения в форме НДПИ и таможенный пошлины. Цель статьи заключается в рассмотрении и анализе предлагаемых Правительством РФ
вариантов реформирования налогообложения нефтегазовой отрасли и сравнение с международным опытом применения подобных механизмов. В статье рассматривается особенности и параметры налога на добавленный доход. Также авторами дается ряд рекомендации, основанный на международном опыте введения подобных механизмов налогообложения нефтегазовой отрасли, которые необходимо учесть при разработке законопроекта. Впервые идея о налоге на добавленный доход прозвучала в марте 2014 г. на конференции «Современная экономическая политика и ключевые точки роста российской нефтегазовой отрасли» от Заместителя министра энергетики РФ Кирилла Молодцова.
Суть налога на добавленный доход (далее НДД) заключается в том, что в период начала и окончания разработки месторождения углеводородного сырья его сумма будет минимальной, а в период максимального уровня добычи сумма НДД существенно возрастет. Это позволит равномерно распределить налоговую нагрузку на разных стадиях жизненного цикла освоения месторождений. Несмотря на то, что с первого взгляда данные меры выглядят вполне логичными, в настоящей статье будут раскрыты некоторые нюансы, на которые следует обратить внимание. Далее разберемся в этом подробнее.
В первую очередь, в отличие от НДПИ, НДД предполагается взимать не с количества добытого углеводородного сырья, а с доходов от реализации за вычетом расходов на добычу и транспортировку. Сумму вычитаемых расходов, согласно последней версии законопроекта1, предложенного Минфином,
1 Законопроект официально не опубликован.
предполагается ограничить предельной величиной 9 520 руб./т. [3] или $20 за один баррель нефти (при условии, что один баррель нефти равен 0,1364 т. нефти, а $1 равен 65 руб.). Законопроект вводит два определения для двух типов месторождений. Первая группа - это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах, вторая группа - зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной годовой добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн. т. Текущая редакция законопроекта предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов [4].
По мнению главы Департамента налоговой и таможенной политики Минфина А. Сазанова необходимо остановить предоставление бессистемных льгот по НДПИ для низкорентабельных месторождений различным нефтегазовым компаниям и сконцентрироваться на системном введении налога на добавленный доход. Данная позиция частично противоречит позиции Минэнерго. Первый заместитель министра энергетики РФ А.Текслер считает, что отдельные налоговые льготы, предоставленные компаниям, будут применяться до конца срока их действия. При этом заместитель министра не исключает введение дополнительных льгот для отдельных нефтегазовых месторождений, в случае если такие меры будут иметь положительный эффект для экономики страны и позитивно отразятся на государственном бюджете РФ [7]. По мнению указанных авторов, введение дополнительных точечных налоговых льгот может негативно сказаться на поступлениях в бюджет и снизить конкуренцию в экономике России.
Министр финансов А. Силуанов считает, что необходимо скорейшее изменение налогового режима в нефтяной отрасли. По мнению министра необходимо ввести изменения в НК РФ в части перехода на НДД уже в 2017 г., для того что бы компании смогли применять новый налог с 2018 года. Также А. Силуанов отмечает, что изменения налоговой системы, которые будут приняты до 2019 г., останутся неизменными в течение последующих 5 - 6 лет.
Такая стабильность в налогообложении нефтегазовой отрасли должна положительно сказаться на инвестиционном климате России [8].
С одной стороны, при существующих в настоящее время ставках НДПИ и экспортной пошлины, добыча вязкой или трудноизвлекаемой нефти на нетрадиционных месторождениях является низкорентабельной или вовсе не рентабельной. Появление НДД может изменить ситуацию с рентабельностью, т.к. налог призван стимулировать добычу. Согласно законопроекту, налоговую базу можно будет уменьшить на затраты по добыче и транспортировке углеводородного сырья, которые являются достаточно высокими. В настоящее время, по данным The Wall Street Journal средняя стоимость добычи нефти на шельфе в России составляет $ 2.98 за баррель, стоимость транспортировки - $ 2.68 за баррель, а также стоимость капитальных затрат - $ 5.10 за баррель [2].
С другой стороны, после введения НДД весьма вероятно возникновение ситуации искусственного увеличения затрат, учитываемых при определении налоговой базы по НДД (затраты на добычу углеводородного сырья, его транспортировку и т.д.). Подобная проблема известна в западных странах, где используется подобный налог, например, в Норвегии и Великобритании. Она носит название «gold plating»2. Для снижения количества возможностей для добывающих организаций искусственным занижением налоговой базы по НДД, государственными органами ряда стран были разработаны специальные нормативные акты. Например, используются ограничения по максимально допустимому уровню затрат учитываемых при определении базы по НДД, специальные нормы амортизационных премий, налоговое администрирование и т.д. В Великобритании создано подразделение, состоящее из более 400 сотрудников, которые осуществляют контроль за применением НДД на 300 месторождениях.
Рассмотрим налоговые последствия введения НДД на примере Южно-Киринского месторождения. Общая характеристика рассматриваемого объекта:
2 Gold plating - дословно переводится с английского как позолота. Данное понятие используется для обозначения дополнительных необязательных затрат организации, не приносящих или приносящих несущественную экономическую выгоду в будущем.
Южно-Киринское месторождение расположено на северо-восточном шельфе острова Сахалин, в Охотском море на расстоянии 35 км от берега (Рис. 1). Месторождение, входящее в состав Киринского блока проекта «Сахалин-3», было открыто в 2010 г. ПАО «Газпром». Запасы по категории «С1+С2» составляют 711,2 млрд куб. м газа; 111,5 млн тонн газового конденсата (извлекаемого) и 4,1 млн т нефти (извлекаемой) [1]. Южно-Киринское месторождение является наиболее перспективным в рамках проекта «Сахалин-3». Основные залежи углеводородов выявлены в песчаных пластах дагинского горизонта. В 2014 г. на месторождении началась добыча углеводородов. В настоящее время продолжается строительство эксплуатационных скважин, которые планируется полностью ввести в эксплуатацию в 2021 г.
Рисунок 1
Карта расположения Южно-Киринского месторождения [1]
Раскроем сценарий, с учетом допущения, что сумма затрат, учитываемых при определении налоговой базы по НДД, на Южно-Киринском месторождении составляет $12 за один баррель нефти, а цена на нефть - $55 за один баррель. На приведенном ниже графике (Рис. 2) показана
чувствительность прибыли к росту затрат. При его рассмотрении становится очевидно, что добывающей организации будет выгодно увеличение затрат на Южно-Киринском месторождении до уровня 67% или $20 за один баррель. Например, при увеличении затрат на $8 за один баррель, прибыль снизится только на $4 за один баррель. Дальнейшее увеличение затрат не будет иметь смысла, с точки зрения налоговой выгоды, т.к. разница между уровнем роста затрат и снижением прибыли будет оставаться равной $4 за один баррель. Таким образом, добывающая организация может увеличить учитываемые в целях НДД собственные затраты на 67% дополнительными работами, передав их на выполнение дочерней организации, не являющейся плательщиком НДД. В результате, часть доходов материнской организации избежит НДД (в размере 50%), и дочерняя организация заплатит только налог на прибыль (в размере 20%).
Рисунок 2
График чувствительности прибыли к росту затрат
10
Чувствительность прибыли к росту затрат
0% 8% 17% 25% 33% 42% 50%
Уровень роста затарт в %
58%
67%
75%
-Уровень роста затрат в $
-Уровень снижения прибыли в $
9
8
7
6
Примечание. Рисунок 2 составлен авторами.
В Таблице 1 приведено отношение уровня роста затрат к доходам добывающей организации, которое показывает сумму дохода добывающей организации, которую можно вывести из-под налогообложения НДД. Например, при увеличении затрат на 67%, НДД не будет облагаться 15% дохода организации.
Таблица 1
Влияние роста затрат на снижение прибыли
Затр Цена Налог НД Приб Рос Сни Уро Уров Отношен
аты за 1 овая Д ыль т жени вень ень ие
на 1 барр база по в $ в $ затр е рост сниже уровня
барре ель НДД ат приб а ния роста
ль в $ в $ в % ыли затр приб затрат к
в $ в % ат ыли доходам
в $ в $ в %
12 55 43 21,5 21,5 0% 0% 0 0 0%
13 55 42 21 21 8% 2% 1 0,5 2%
14 55 41 20,5 20,5 17% 5% 2 1 4%
15 55 40 20 20 25% 7% 3 1,5 5%
16 55 39 19,5 19,5 33% 9% 4 2 7%
17 55 38 19 19 42% 12% 5 2,5 9%
18 55 37 18,5 18,5 50% 14% 6 3 11%
19 55 36 18 18 58% 16% 7 3,5 13%
20 55 35 17,5 17,5 67% 19% 8 4 15%
21 55 35 17,5 16,5 75% 23% 9 5 16%
Примечание. Таблица 1 составлена авторами
В целях комплексного рассмотрения экономических последствий введения НДД, произведем сопоставление налогового режима в России со странами с существенным объемом добычи углеводородного сырья на
шельфовых месторождениях, а также со схожими климатическими условиями. Рассматривая налоговый режим Великобритании и Норвегии, в части связанной с добычей углеводородного сырья, следует отметить, что в Великобритании существует подобный НДД налог, называемый «Petroleum Revenue Tax» (PRT). PRT является прямым налогом, который был введен в 1975 г. Налоговая база для PRT определяется для каждого месторождения в отдельности как доход от реализации углеводородного сырья уменьшенный на сумму релевантных затрат. Доход определяется исходя из фактической цены реализации углеводородного сырья, если продажа осуществлялась между взаимозависимыми лицами, то доход определяется исходя из нормативного значения цены. В состав затрат можно включить расходы на поиск, разработку и ввод в эксплуатацию месторождения, а также затраты на добычу и транспортировку нефти. В состав затрат нельзя включить расходы понесенные на других месторождениях. Ставки налога «Petroleum Revenue Tax» (PRT) за различные периоды приведены в таблице ниже (Табл. 2).
Таблица 2
Ставки налога Petroleum Revenue Tax (PRT) за различные периоды
Период Ставка Комментарий
PRT
до 16.03.1993 75%
16.03.1993 -01.01.2016 50% Ставка налога применялась для месторождений разработка которых началась до 16 марта 1993 г., для остальных месторождений налог не применялся.
с 01.01.2016 0%
Примечание. Таблица 2 составлена авторами.
При расчете PRT существует нефтяная налоговая льгота («Oil
-5
Allowance» ), которая разработана для предотвращения чрезмерного налогообложения высоко маржинальных месторождений. Она позволяет не облагать PRT доход от реализации определенного количества углеводородного сырья как минимум в течение первых десяти лет освоения месторождения. Количество углеводородного сырья, попадающего под налоговую льготу, зависит от расположения месторождения и согласованных сроков развития и может достигать до одного млн. метрических тонн в год.
В Норвегии, режим налогообложения добывающих компаний также похож на НДД, однако существует ряд особенностей. Ставка налога на прибыль составляет 78% (25% - обычная ставка, применяемая для всех компаний, 53% -специальная ставка налога для добывающих компаний, называемая «Resource rent tax»). В Норвегии отсутствует раздельный учет по налогу на прибыль, как например в Великобритании. Таким образом, при расчете базы по налогу на прибыль доходы и расходы от различных месторождений учитываются в совокупности. В целях применения ставки 25% по налогу на прибыль, доходы, полученные от деятельности, связанной с добычей углеводородов, можно уменьшить на величину, не более 50% от суммы расходов от прочих видов деятельности и наоборот [5].
При расчете налогооблагаемого дохода от реализации углеводородов существует понятие «нормальной цены». Нормальная цена устанавливается органами государственной власти Норвегии на ежедневной основе для каждого месторождения или марки сырья. В случае если цена реализации выше нормальной цены, то разница не облагается налогом. В случае если цена реализации ниже нормальной цены, то продавец все равно облагается налогом по нормальной цене.
При расчете базы по налогу на прибыль со ставкой 78%, инвестиции в основные средства, предназначенные для добычи и транспортировки
Oil Allowance - переводится с английского как нефтяная налоговая льгота, предоставляемая организациям для предотвращения чрезмерного налогообложения высоко маржинальных месторождений.
углеводородного сырья, амортизируются в течение шести лет начиная с года, в котором были произведены инвестиции. Дополнительная налоговая льгота в виде вычета в размере 22% применяется при расчете базы по налогу на прибыль по специальной ставке 53%, например, по 5.5% каждый год в течении 4-х лет. Данное положение налогового законодательства Норвегии означает, что до 89,66% (53% + 25% + (22% * 53%)) от размера таких инвестиций номинально покрываются за счет государства [5].
С одной стороны, дополнительные налоговые льготы, предоставляемые организациями инвестирующим в основные средства, связанные с добычей углеводородного сырья, положительным образом сказываются на создании новых технологий и развитии бизнеса.
С другой стороны, государства, в которых фискальная система построена на налогообложение прибыли полученной от добычи и реализации полезных ископаемых, сталкиваются с проблемой «gold plating», известной также как инфляция издержек. «Gold plating» возникает, когда добывающая организация начинает тратить больше, чем в действительности требуется, т.к. чрезмерные затраты увеличивают ее прибыльность. Это происходит потому, что государство стимулирует инвестиции в основные фонды путем налоговых льгот. Предположим, что организация вкладывает в капитальное строительство $100 млн., при этом налоговый режим позволяет номинально увеличить данную сумму затрат или получить дополнительный налоговый вычет в размере 20%. Таким образом, организация может уменьшить налоговую базу или возместить издержки на сумму $120 млн. В частности, Индонезия предоставляет налоговую льготу на возмещение затрат на строительство и обустройство глубоководных месторождений в размере 110%. Подобные меры создают явные предпосылки для инфляции издержек добывающими организациями с целью получения дополнительной налоговой выгоды.
Наряду с рассмотренным законопроектом Правительством обсуждается альтернативный законопроект, связанный с налогом на финансовый результат (НФР), в соответствии с которым объектом налогообложения будет являться
прибыль добывающей организации, которая определяется как разница между доходом от реализации углеводородного сырья и расходами на ее добычу и доведением до товарного состояния. При этом доход не должен быть ниже расчетной величины, определяемой как стоимость марки нефти на мировом рынке уменьшенная на сумму вывозной таможенной пошлины и транспортных расходов. В состав расходов включаются все расходы, определенные в главе 25 НК РФ как затраты, связанные с деятельностью по добыче и реализации нефти. Также вводится понятие «uplift»4, на сумму которого можно уменьшить базу по налогу на прибыль. Данная сумма составляет 10% от стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию в текущем налоговом периоде. Производить начисление «uplift» налогоплательщик имеет право в течение четырех лет. Итоговая ставка налога на прибыль от реализации нефти для добывающей организации будет составлять 80% (60% - ставка НФР и 20% -обычная ставка налога на прибыль организации) [6]. Ключевые отличия НФР от НДД представлены в Таблице 3 «Основные параметры НФР и НДД».
Таблица 3
Основные параметры НФР и НДД
Параметр НФР НДД
Расчет налоговой базы Рассчитывается в целом по портфелю проектов (месторождений) одного налогоплательщика Рассчитывается по каждому лицензионному участку недр налогоплательщика
Налоговая ставка Ставка 60% Ставка 50%, или Ставка от 0% до 70%, устанавливается для каждого участка недр на конкретный налоговый
4 Uplift - сумма капитальных затрат, на которую может быть уменьшена налогооблагаемая база по НФР.
период исходя из R-фактора. R-фактор = накопленные за налоговый период доходы по участку недр / накопленные за налоговый период расходы по участку недр.
Налоговая база Прибыль от добычи углеводородного сырья на месторождениях (доходы - расходы), рассчитанная с учетом положений главы 25 НК РФ «Налог на прибыль» и вводимых особенностей налогового учета отдельных видов расходов и доходов Прибыль от добычи углеводородного сырья на участке недр (доходы -расходы), рассчитанная с учетом положений главы 25 НК РФ «Налог на прибыль» и вводимых особенностей налогового учета отдельных видов расходов и доходов. Предельная величина расходов составляет 7000 руб. за тонну.
Ведение учета Раздельный учет доходов и расходов по налоговым режимам: спец-режим в виде НФР (вне зависимости от количества участков недр) и общий режим налогообложения Раздельный учет доходов и расходов по каждому лицензионному участку недр
Отчетный период Календарный месяц, два Первый квартал,
месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. полугодие, 9 месяцев
Особенности учета капитальных затрат Применяется «uplift» на капитальные вложения в размере 40% (дополнительно включается в расходы для целей НФР и налога на прибыль) Новые капитальные вложения признаются единовременно в полной сумме для целей исчисления НДД, в налоговую базу по налогу на прибыль включаются путем начисления амортизации в соответствии с главой 25 НК РФ
Особенности учета налога в расходах для целей исчисления налога на прибыль НФР не признается расходом для целей исчисления налога на прибыль НДД признается расходом для целей исчисления налога на прибыль
Примечание. Таблица 3 составлена авторами на основе: Основные положения актуального законопроекта о введении НФР // Дайджест Национального нефтегазового форума. Июль-август 2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://oilandgasforum.ru/data/files/Digest1_final.pdf.
Одним из самых эффективных механизмов в настоящее время для создания прогрессивной фискальной системы являются механизмы факторов» или коэффициент доходности. Они основаны на показателях рентабельности. «^-фактор» обычно представляет собой формулу, основанную на отношении суммы дохода добывающей организации к сумме расходов
(включая капитальные вложения и операционные расходы). В случае, если R-фактор равен единице это означает что добывающая организация возместила все понесенные затраты. Исходя из величины R-фактора устанавливается ставка налога. Аналогичным образом с помощью коэффициента доходности определяют налоговую ставку для добывающей организации.
В заключение необходимо ответить, что предложения о введении НДД являются своевременными и соответствуют международным тенденциям. При должном налоговом администрировании НДД даст стимул для развития низкорентабельных шельфовых месторождений, например, таких как Южно-Киринское месторождение. При этом законодателю необходимо учесть международный опыт и проработать механизмы, позволяющие избежать инфляции издержек. Также в законопроект следует внести дополнения в части разделения предельных уровней затрат, учитываемых при определении базы по НДД, для сухопутных и шельфовых месторождений. Дополнительно стоит обратить внимание на создание прогрессивной фискальной системы, использующей механизмы «R-факторов» или коэффициентов доходности.
Список использованной литературы:
1. Официальный сайт ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/deposits/sakhalin3/ (дата обращения: 02.04.2017).
2. Barrel Breakdown // The Wall Street Journal. 15.04.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://graphics.wsj.com/oil-barrel-breakdown/.
3. Минэнерго и Минфин не имеют разногласий по формуле налога на добавленный доход // ТАСС. 20.07.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/tek/3471140.
4. Текущий проект НДД невыгоден для зрелых месторождений с высоким уровнем льгот // ТАСС. 26.01.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //tass.ru/ekonomika/3973388.
5. Global oil and gas tax guide 2016 [Текст] // EY - 2016.
6. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации» // Официальный сайт Государственной думы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/FC217B7C80A5F20243257 EA1004B1196/$FILE/862141-6 14082015 862141-6.PDF?OpenElement (дата обращения: 30.04.2017).
7. Минфин все дальше расходится с Минэнерго в вопросе налогообложения нефтяной отрасли // ТАСС. 28.03.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //tass.ru/ekonomika/4132494.
8. Силуанов призвал срочно ввести НДД в нефтяной отрасли // ТАСС. 14.01.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3940826.
References:
1. Official website of PJSC "Gazprom". [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/deposits/sakhalin3/ (accessed: 02.04.2017).
2. Barrel Breakdown // The Wall Street Journal. 15.04.2016 [Electronic resource]. Mode of access: http://graphics.wsj.com/oil-barrel-breakdown/.
3. The energy Ministry and the Finance Ministry have differences on the formula of the added tax revenue // TASS. 20.07.2016 [Electronic resource]. - Mode of access: http://tass.ru/tek/3471140.
4. The current project PDM disadvantageous for Mature fields with a high level of benefits // TASS. 26.01.2017 [Electronic resource]. - Mode of access: http://tass.ru/ekonomika/3973388.
5. Global oil and gas tax guide 2016 [Text] // EY 2016.
6. The draft Federal law "On amendments to parts one and two of the Tax code of the Russian Federation and Budget code of the Russian Federation" // the Official website of the State Duma [Electronic resource]. - Mode of access:
http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/FC217B7C80A5F20243257 EA1004B1196/$FILE/862141 -6_14082015_862141 -6.PDF?OpenElement (date accessed: 30.04.2017).
7. The Finance Ministry further at odds with the Ministry of energy in the matter of taxation of the oil industry // TASS. 28.03.2017 [Electronic resource]. -Mode of access: http://tass.ru/ekonomika/4132494.
8. Siluanov urged to urgently introduce PDM in the oil industry // TASS. 14.01.2017 [Electronic resource]. - Mode of access: http://tass.ru/ekonomika/3940826.