Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / Китай / культура / музыка / музыкальное образование / эстетическое воспитание / art / China / culture / music / music education / aesthetic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Годун

Эстетическое воспитание является ключевым направлением в процессе разностороннего развития человека, обогащая его жизнь красотой, творчеством, культурным осмыслением. В условиях современного Китая (с его стремительными социально-экономическими преобразованиями) роль эстетики становится всё более значимой. В статье автором рассмотрены современные аспекты решения задач эстетического воспитания в Китае. Сделан акцент на анализе возможностей и инструментария музыкального образования в данном процессе (с обозначением ключевых тенденций и характеристикой накопленного опыта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF MUSIC EDUCATION IN SOLVING THE PROBLEMS OF AESTHETIC EDUCATION IN MODERN CHINA

Aesthetic education is a key direction in the process of a person's versatile development, enriching his life with beauty, creativity, and cultural understanding. In the conditions of modern China (with its rapid socio-economic transformations), the role of aesthetics is becoming increasingly important. In the article, the author examines the modern aspects of solving the problems of aesthetic education in China. The emphasis is placed on the analysis of the possibilities and tools of music education in this process (with the identification of key trends and characteristics of accumulated experience).

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ»

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Ван Годун, аспирант

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-62-65

Аннотация. Эстетическое воспитание является ключевым направлением в процессе разностороннего развития человека, обогащая его жизнь красотой, творчеством, культурным осмыслением. В условиях современного Китая (с его стремительными социально-экономическими преобразованиями) роль эстетики становится всё более значимой. В статье автором рассмотрены современные аспекты решения задач эстетического воспитания в Китае. Сделан акцент на анализе возможностей и инструментария музыкального образования в данном процессе (с обозначением ключевых тенденций и характеристикой накопленного опыта).

Ключевые слова: искусство, Китай, культура, музыка, музыкальное образование, эстетическое воспитание.

Многие исследователи, учёные в своих публикациях углубляются в проблематику и динамику воспитательной работы, исследуя её особенности с учётом китайского опыта.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что соответствующая практика выходит за рамки банального художественного восприятия; культивируется целостное чувство красоты, творчества. Делается акцент на воспитании людей, способных к критическому восприятию, мышлению, а также к культурному сочувствию. В современной КНР, в условиях прорывных технологических достижений и урбанизации, воспитание эстетической чувствительности приобретает, без преувеличений, первостепенное значение. Оно служит «противовесом» утилитарному идеалу, преобладающему в обычном образовании, содействуя гораздо более тонкому пониманию человеческого самовыражения, социокультурного наследия [5].

Невзирая на столь высокую значимость, признаваемую подавляющим большинством исследователей, эстетическое образование в Китае сталкивается с многочисленными вызовами, проблемами. Упор на стандартизированное тестирование, механическое запоминание зачастую отодвигает на второй план искусство, а также гуманитарные науки в обра-

зовательной системе. Помимо этого, интенсивная урбанизация и глобализация привели к «размыванию» традиционных культурных ценностей, создав угрозу художественным практикам коренных народов. Более того, социально-экономические различия закономерно влекут за собой неравный доступ к ресурсам и возможностям, усугубляя разрыв в эстетической грамотности.

На фоне упомянутых выше проблемных проявлений появляются обнадеживающие признаки прогресса в сфере эстетического воспитания в Китае. Реформаторские преобразования в данной связи ориентированы на интеграцию искусств (в том числе, и музыкального) и гуманитарных наук в учебную программу; уделяется особое внимание междисциплинарному обучению, творческому самовыражению. Инициативы - как на правительственном, так и на низовом уровне -нацелены в нынешних условиях на сохранение и продвижение традиционного китайского искусства, способствуя воссоединению с культурным наследием [3]. Цифровые платформы, различные он-лайн-сообщества открывают возможности для широкого креативного участия, демократизируя доступ к социокультурным ресурсам.

Культурные учреждения играют определяющую роль в формировании системы эстетического образования в КНР. Музеи, галереи, центры исполнительских искусств служат «очагами» распространения искусства и красоты. Сотрудничество между образовательными организациями и этими субъектами содействует увлекательному обучению, устраняя разрыв между теорией и практикой. Курируя разнообразные выставки и мероприятия, организации способствуют развитию динамичной «культурной экосистемы», обогащая эстетическую среду.

Итак, рассматриваемое нами воспитание имеет огромное значение в формировании социокультурной структуры современного Китая. Несмотря на проблемы, связанные с образовательными приоритетами и культурными сдвигами, появляются многообещающие разработки, направленные на возрождение эстетических чувств, решение ключевых задач. Многие из них связаны с музыкальной сферой. Принимая междисциплинарные подходы, сохраняя культурное наследие, используя цифровые технологии, Китай демонстрирует готовность воспитать поколение людей, обогащенных эстетическим пониманием, сочувствием.

Одним из многообещающих направлений является интеграция музыкального образования в более широкую систему эстетического воспитания. Музыка как разновидность искусства, выходящая за пределы культурных границ, предлагает уникальную возможность решить многие проблемы в воспитательном процессе. Её универсальный «язык» способен найти отклик у людей самого разного происхождения, способствуя общему признанию красоты и художественного самовыражения. Вдобавок, музыкальное образование охватывает многочисленные области:

- теорию;

- исполнение;

- композицию.

Благодаря этому обеспечивается всесторонний подход к эстетическому развитию [1].

Важнейшим достоинством музыкального образования является способность развивать творческие способности, самовыражаться. Благодаря изучению различных музыкальных жанров, инструментов, композиционных техник, учащимся предлагается мыслить нестандартно, выражать свои эмоции и идеи через звук [4]. Данный творческий процесс не только повышает эстетическую чувствительность людей, но и развивает критическое мышление, умение справляться с проблемами, а также коммуникативные навыки, которые требуются для личного и профессионального роста.

В Китае музыкальное образование служит связующим звеном между традиционными и современными проявлениями культуры. Богатое наследие страны, охватывающее такие жанры, как опера, народная музыка, классические композиции, обеспечивает весьма ценный базис для понимания культурной самобытности. Включив эти традиции в учебную программу по музыкальному направлению, преподавателя помогут обучающимся глубже понять социокультурные корни, одновременно изучая современные стили, содействуя гармоничному сочетанию ретроспективы и современности.

Далее целесообразно подчеркнуть, что сотрудничество и командная работа выступают в качестве неотъемлемых аспектов музыкального образования, поскольку ансамблевые выступления, групповые композиции нередко требуют координации и коллективных усилий. Рассматриваемый аспект продуктивного взаимодействия сказывается на развитии следующих полезных навыков и свойств:

- межличностное общение;

- сочувствие;

- способность ценить различные воззрения, мнения [2].

Иными словами, речь идёт о качествах, которые необходимы для построения максимально сплоченного, гармоничного общества.

Помимо обозначенного выше, музыкальное образование способно сыграть определяющую роль в содействии культурному обмену и взаимопониманию.

Знакомя учащихся с разнообразными традициями (в сфере музыки) со всего мира, преподаватели воспитывают тем самым в них чувство глобальной гражданственности, принятие культурного разнообразия. Такое межкультурное знакомство не только положительным образом отражается на расширении эстетического кругозора людей, но и способствует формированию сочувствия, толерантности, уважения к вариативным художественным проявлениям.

Интеграция музыкального образования в широкую систему эстетической воспитательной работы в Китае требует выработки и реализации комплексного подхода.

Во-первых, очень важно выделить адекватные ресурсы и финансирование для поддержки соответствующих программных инициатив в школах - подразумевается, в частности, предоставление качественных инструментов, оборудования, а также квалифицированных преподавателей музыки.

Во-вторых, требуется последовательная и полноценная по содержанию разработка комплексной музыкальной учебной программы, соответствующей целевым установкам эстетического воспитания. С учётом этого целесообразно охватить теорию, исполнительство, композицию, понимание, отвечая различным стилям обучения и интересам [5].

В дополнение к отмеченному, сотрудничество между образовательными учреждениями, культурными организациями, местными сообществами играет ключевую роль в обогащении опыта музыкального образования. Партнерство с профессиональными ансамблями, артистами, культурными центрами предоставляет студентам бесценную возможность для практического обучения, участия в живых

выступлениях, знакомства с локальными художественными традициями.

В свою очередь, включение технологий в музыкальную образовательную сферу улучшает качество преподавания в Китае. Цифровые платформы, интерактивное программное обеспечение, мультимедийные ресурсы - это увлекательные и захватывающие способы изучения теории музыки, композиции, техник исполнения, благодаря которым формируется более инклюзивная обучающая среда.

Наконец, в Китае приветствуется практика признания и отметок достижения студентов и преподавателей в области музыкального образования. Создание соответствующих программ, конкурсов, возможностей для выступлений мотивирует и вдохновляет людей заниматься своими творческими увлечениями, а также повышать осведомленность о важности эстетического воспитания.

Таким образом, музыкальное образование обладает огромным потенциалом (в контексте решения задач и нивелирования проблем эстетического воспитания в современном Китае). Способствуя творчеству, самовыражению, культурному пониманию, сотрудничеству, искусство через музыку воспитывает поколение людей, глубоко ценящих красоту, социокультурное разнообразие. Вместе с тем, важно иметь в виду, что реализация данного потенциала требует согласованных усилий со стороны политиков, педагогов, различных заинтересованных сторон, чтобы сделать музыкальное образовательное направление максимально результативным. Приняв преобразующую силу музыки, Китай создаёт эстетически подкованное и культурно обогащённое общество, вооружая своих граждан навыками и взглядами, необходимыми для навигации во взаимосвязанном мире.

Библиографический список

1. Арановская И.В. Эстетическое воспитание студентов в системе высшего музыкального образования Китая / И.В. Арановская, И. Гу // Kant. - 2022. - № 4(45). - С. 180-186.

2. Ифань Гу. Возможности общего музыкального образования в решении задач эстетического воспитания в Китае / Гу Ифань // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2022. - № 94. - С. 26-29.

3. Ли Ю. Музыкальное развитие школьников в концепции художественно -эстетического воспитания в Китае / Ю. Ли // Bulletin of the International Centre of Art and Education. - 2023. - № 1. - С. 274-279.

4. Лили В. Музыкально-эстетическое воспитание китайских подростков средствами этнического танца / В. Лили, Е.Н. Яковлева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 1 (61). - С. 228-234.

5. Мозгот В.Г. Отражение эстетического идеала в китайском музыкальном образовании / В.Г. Мозгот, К. Сунь // Искусство и образование. - 2024. - № 1 (147). - С. 173-178.

THE POSSIBILITIES OF MUSIC EDUCATION IN SOLVING THE PROBLEMS OF AESTHETIC EDUCATION IN MODERN CHINA

Wang Guodong, Postgraduate Student

People's Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba (Russia, Moscow)

Abstract. Aesthetic education is a key direction in the process of a person's versatile development, enriching his life with beauty, creativity, and cultural understanding. In the conditions of modern China (with its rapid socio-economic transformations), the role of aesthetics is becoming increasingly important. In the article, the author examines the modern aspects of solving the problems of aesthetic education in China. The emphasis is placed on the analysis of the possibilities and tools of music education in this process (with the identification of key trends and characteristics of accumulated experience).

Keywords: art, China, culture, music, music education, aesthetic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.