Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КИТАЙСКИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНИЧЕСКОГО ТАНЦА'

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КИТАЙСКИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНИЧЕСКОГО ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / музыкально-эстетическое воспитание / этнический танец / подростки. / China / musical and aesthetic education / ethnic dance / teenagers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лили Вэй, Яковлева Е. Н.

Статья посвящена актуальной проблеме музыкально-эстетического воспитания подростков в современных образовательных учреждениях Китая (молодежных художественных школах) через приобщение к этническим танцам в практических занятиях. Освещаются способы поддержания и развития национальных танцевальных традиций, рассматриваются особенности традиционной китайской танцевальной музыки, предлагаются способы приобщения к ней подростков. Проведен анализ научной и методической литературы по вопросам музыкально-эстетического воспитания подростков в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION CHINESE TEENAGERS BY MEANS OF ETHNIC DANCE

The article is devoted to the actual problem of musical and aesthetic education of teenagers in modern educational institutions of China (youth art schools) through introduction to ethnic dances in practical classes. The ways of maintaining and developing national dance traditions are highlighted, the features of traditional Chinese dance music are considered, ways of introducing teenagers to it are proposed. The analysis of scientific and methodological literature on the issues of musical and aesthetic education of adolescents in China is carried out.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КИТАЙСКИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНИЧЕСКОГО ТАНЦА»

УДК 378 :78

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КИТАЙСКИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНИЧЕСКОГО ТАНЦА

© 2022 Вэй Лили1, Е. Н. Яковлева2

1аспирант e-mail: [email protected] 2доктор искусствоведения, кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального воспитания и образования e-mail: [email protected]

Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного университета им. А. И. Герцена

Статья посвящена актуальной проблеме музыкально-эстетического воспитания подростков в современных образовательных учреждениях Китая (молодежных художественных школах) через приобщение к этническим танцам в практических занятиях. Освещаются способы поддержания и развития национальных танцевальных традиций, рассматриваются особенности традиционной китайской танцевальной музыки, предлагаются способы приобщения к ней подростков. Проведен анализ научной и методической литературы по вопросам музыкально-эстетического воспитания подростков в Китае.

Ключевые слова: Китай, музыкально-эстетическое воспитание, этнический танец, подростки

MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION CHINESE TEENAGERS BY MEANS OF ETHNIC DANCE

© 2022 Wei Lili1, E. N. Iakovleva2

1Graduate Student e-mail: [email protected] 2Doctor of Art Criticism, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Music Education e-mail: [email protected]

Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen State Pedagogical University of Russia

The article is devoted to the actual problem of musical and aesthetic education of teenagers in modern educational institutions of China (youth art schools) through introduction to ethnic dances in practical classes. The ways of maintaining and developing national dance traditions are highlighted, the features of traditional Chinese dance music are considered, ways of introducing teenagers to it are proposed. The analysis of scientific and methodological literature on the issues of musical and aesthetic education of adolescents in China is carried out.

Keywords: China, musical and aesthetic education, ethnic dance, teenagers.

Одной из отличительных принципиальных особенностей современной китайской школы и системы воспитания личности является серьезное внимание к проблемам музыкально-эстетического воспитания, приобщение молодого поколения и всего

населения страны к миру танца и искусства, богатого гуманистическими коннотациями и ритмами жизни. На современном этапе музыкально-эстетическое воспитание в Китае тем более важно, что задача формирования гармонически развитой личности стоит весьма актуально в стране. Огромная численность населения, быстро развивающаяся экономика, промышленность, научно-технический прогресс требуют реализации новых инициатив по продвижению музыкально-эстетического воспитания молодого поколения китайцев с целью устранения технократической деформации личности.

Недостаток танцевального образования в обучении подростков с точки зрения текущей ситуации и проблем китайской школы подтверждает положительную роль танцевального искусства в улучшении музыкально-эстетического воспитания обучающихся. Поэтому музыкально-эстетическое воспитание подростков в молодежных художественных школах, в основе которого приобщение к музыкальной культуре посредством этнических танцев, должно стать одним из определяющих факторов этой проблемы.

На протяжении последних десятилетий в Китае придерживались философии образования «моральное воспитание - основа, эстетическое воспитание - ключ» и интегрировали эстетическое воспитание в образование молодого поколения. В течение длительного времени китайское правительство считало своей основной задачей воспитание строителей и преемников социализма, создание научной и комплексной системы образования с целью формирования прочной основы для успешной подготовки выдающихся талантов. Все возрастающее значение эстетического воспитания неоднократно подчеркивалось в правительственных документах - указах, постановлениях, перспективных планах и т.д. Например, важное место этой проблеме было отведено на XVIII съезде компартии Китая в 2012 г. В материалах съезда указывалось, что эстетическое воспитание должно быть поставлено «на один уровень с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием подрастающего поколения» [3, с. 89].

В октябре 2020 г. Главное управление Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК) подготовило ряд документов - «Политика развития культурной продукции и художественных произведений», «Доклад об эстетическом воспитании в школах в новую эпоху», «Мнения о развитии эстетического воспитания в школах в новую эпоху» [7, с. 70], целью которых стало подтверждение великой воспитательной силы искусства, развитие личности школьника и продвижение духа китайского эстетического образования.

Сегодня каждому учителю в Китае становится ясно, что необходимо учитывать общее развитие каждого человека и общества в целом. Важно полностью осознать, что эстетическое воспитание - это не только овладение художественными навыками, но и совершенствование человека. Эстетическое воспитание необходимо не только школьникам, но и всем людям. Необходимо поступательное эстетическое развитие, которое происходит на протяжении всей жизни каждого человека.

В настоящее время эстетическое образование в Китае рассматривается как новая образовательная концепция, которая фокусируется на всестороннем развитии человека, построении духовного мира, воспитании здоровой личности, развитии мышления и инноваций, повышении общего уровня подрастающего поколения [4].

Вопросы сущности и содержания эстетического воспитания, зародившегося в глубокой древности, интересовали философов, педагогов и психологов многих стран мира в разные времена. В XVIII в. термин «эстетика» («аезШейса») был впервые введен в Германии философом А. Г. Баумгартеном. В современном Китае термин «эстетическое воспитание» переведен с немецкого «aesthetisches егаеИи^» педагогом Цай Юаньпэем и признан педагогическим сообществом. В теоретических трудах и практической

организационной работе по развитию личности он утверждал, что «эстетическое воспитание должно заменить религию» [9, с. 136]. Президент Си Цзиньпин также дал установку: «Мы должны хорошо работать в области эстетического образования и продвигать дух китайского эстетического образования» (см.: [Там же]). Цай Юаньпэй разработал современную образовательную концепцию, где равное внимание уделяется физическому, интеллектуальному, нравственному и эстетическому воспитанию, направленному на всестороннее развитие личности. Перспективное мышление этого дальновидного педагога показало, что эстетическое воспитание необходимо для китайского школьного образования.

Анализ научной и методической литературы по вопросам эстетического воспитания в китайской школе показал, что проблема развития личности подростков находится в центре внимания исследователей. Наметившаяся тенденция роста значимости потенциала личности проявляется все динамичнее в быстро меняющемся социуме Китая. Приоритет для современной педагогики приобретают воспитательные задачи китайской школы, которые составляют важный посыл социального заказа образованию, выраженного через государственные документы.

Важное значение в современных условиях приобретает формирование музыкально-эстетической культуры личности, которое рассматривается как результат музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Его результативность в современных образовательных учреждениях Китая, в частности в молодежных художественных школах, будет выше, если музыкально-эстетическое воспитание обучающихся в этих организациях будет осуществляться средствами этнического танца.

Как отмечает современный исследователь Шао Сяоман, в настоящее время существует четыре предложения по развитию эстетического воспитания средствами танца:

- во-первых, в разных регионах к материалам эстетического воспитания можно добавить «не иностранное наследие», чтобы наследовать китайскую национальную культуру;

- во-вторых, можно объединить изучение китайского языка и классического танца для создания учебных материалов с китайскими характеристиками и культурой;

- в-третьих, элементы китайского танца могут быть усовершенствованы для создания более оригинальных школьных танцев, отвечающих требованиям времени;

- в-четвертых, сегодня, когда Китай вступил в период диверсифицированного культурного развития, в дополнение к наследованию национальной культуры и искусства, можно использовать западные виды сценического искусства - такие как балет, современный танец и другие танцевальные искусства, которые могут быть использованы в качестве дополнения и расширения эстетического образования с целью обогащения эстетического образования сочетанием традиций Востока и Запада.

Эстетическое воспитание может осуществляться в четыре этапа.

Первый этап - создание группы экспертов для завершения построения системы эстетического воспитания. (Возможно использование инициативы танцевальной ассоциации или местной ассоциации искусств.)

Второй этап - приглашение известных китайских экспертов для оценки и проверки качества учебных материалов и системы. Возможность использования новых медиатехнологий в объединении форматов онлайн- и офлайн-обучения. Использование технологий в реализации технологического построения танцевального класса. Готовность преподавателей к взаимодействию и обмену знаниями, опытом.

Третий этап - апробация в различных школах и учебных заведениях по всей стране в целях фиксированного этапа для оценивания.

Четвертый этап - этап доработки. В течение испытательного срока материалы должны постоянно обновляться и совершенствоваться. Учебные материалы важно адаптировать к местным традициям и потребностям детей и молодежи в регионах [9].

Этнический танец входит в сокровищницу китайской традиционной культуры и имеет многовековые традиции. Музыка, сопровождающая этнические танцы, отличается ритмическим и тембровым богатством. В хореографической лексике китайских танцев отражены важные детали жизни и быта народа, его представления о мире. Таким образом, этнические танцы представляют большую культурную ценность, и их изучение является важным элементом музыкально-эстетического воспитания подростков.

К сожалению, современная молодёжь не всегда хорошо знает свою традиционную культуру. В частности, цепочка передачи традиций этнического танца из поколения в поколение часто разрывается в связи с переездом сельских жителей (особенно молодых) в города, изменением уклада жизни (смена методов производства, культурных обычаев) и другими факторами [5]. Вследствие этого национальные традиции в значительной степени утрачены сегодня и потому нуждаются в бережном сохранении.

В настоящее время в современной китайской педагогике используются следующие способы поддержания и развития национальных танцевальных традиций:

1. Включение элементов народного танца в музыкальные занятия. Так, например, в статье Чен Сяронг предложены варианты несложных танцев, которые можно разучить с учащимися даже в начальной школе в рамках музыкальных занятий [8].

2. Включение курса народного танца в программу обучения танцоров в колледжах и вузах. Так, соответствующая программа реализуется в Юньнаньском профессиональном колледже культуры и искусства [5].

3. В ряде учебных программ используется сочетание музыкальных и хореографических занятий, что способствует комплексному эстетическому развитию обучающихся.

4. Обучение танцоров в колледжах и вузах включает изучение теории искусства, что помогает студентам осознать и глубже почувствовать неразрывную связь музыки и хореографии.

Одной из характерных особенностей этнического танца является то, что его лексика по большей части основана на движениях, взятых из жизни - производственных, повседневных и т. д. Часто народные танцы имеют обрядовую, ритуальную природу. Например, Пэн Цзе и Чжоу Юньфань считают, что по движениям танцев народности Ва можно судить об охотничьих традициях данного народа [Там же].

Однако есть танцы, не связанные с трудовой деятельностью и не приуроченные к какому-либо обряду. К таким относится, например, «танец метания волос» народности Ва. Обычно в процессе танца волосы отбрасывались вперед или назад, но в последние годы лексика танца обогащается движениями вправо и влево, в сочетании с поворотом и т. д. [Там же]. Таким образом, знакомство студентов с этническими танцами дает им представление о различных культурных традициях своего народа.

Отличительной особенностью традиционной китайской танцевальной музыки является богатое и разнообразное использование ударных инструментов. Именно ударные инструменты составляют основу ансамблей, которые сопровождают танцевальную музыку в Китае.

При этом варианты состава инструментального ансамбля разнообразны и зависят как от региона, так и от конкретного танца. Например, танец Гузи Янко обычно сопровождают большой барабан, большая и маленькая тарелки, большой гонг и др. Ансамбль, сопровождающий Хайян Янко, включает барабаны, тарелки, гонги, сону и

струнные инструменты. Аккомпанемент к корейскому танцу, помимо разнообразных барабанов, обычно включает флейту [6].

В процессе развития национальных танцевальных традиций сформировались устойчивые ритмоформулы, по которым узнается тот или иной танец [1]. Танцы, характерные для той или иной провинции Китая, часто становятся символами культуры данного региона.

Китайские педагоги пишут, что в процессе обучения подростков целесообразно сначала выучить основные ритмические рисунки того или иного танца, что удобнее делать, если слушать отдельно партию барабанов. Начинать необходимо, разумеется, с простых ритмов.

Так, к простым ритмическим схемам относится «гуге» - основа корейского танца. Как отмечает Цай Сянли, обучающихся класса народного танца учат также играть на барабанах, чтобы почувствовать координацию ритма и дыхания. Это в дальнейшем поможет им почувствовать слаженность движений тела и дыхания, что автор считает ключевым моментом в обучении корейским танцам [6]. Когда молодые люди уже хорошо овладеют ритмической основой танца, они могут координировать дыхание и движения тела и выражать свои эмоции через танец.

Все исследователи сходятся во мнении, что танец неотделим от музыки. Поэтому и обучение подростков должно включать как хореографические, так и музыкальные занятия. Пэн Цзе, Чжоу Юньфань называют такой метод «двусторонним обучением» [5]. Например, вышеназванные авторы указывают на то, что танцевальные мелодии можно использовать для чтения с листа, а паттерны китайских танцев - разучивать в целях развития чувства ритма. При таком подходе восприятие подростками как музыки, так и хореографии становится богаче, глубже, объемнее.

Для музыкантов метод двустороннего обучения хорош тем, что танец помогает прочувствовать ритм не абстрактно, а через движения тела. Также изучение этнической танцевальной музыки помогает почувствовать связь некоторых элементов музыкального языка с реальными жизненными прототипами (например, в танцах народности дай имитируются движения павлина). Это обогащает восприятие музыки, а также способствует формированию целостного мироощущения (целостной картины мира).

С другой стороны, музыкальные занятия призваны развить слух и чувство ритма у танцоров. Ритмическая сторона китайской танцевальной музыки отличается разнообразием и сложностью рисунков. Так, акцент далеко не всегда бывает на первой доле такта, но он обязательно скоординирован с движением. Также часто бывает, что разные инструменты дают акценты на разные доли такта (какие-то - на первую, другие - на последнюю и т. д.) [6].

Поэтому обучающимся чрезвычайно важно крепко усвоить ритмическую основу танца. Выше уже говорилось о том, что для этого лучше всего научиться исполнять эти ритмы на народных ударных инструментах.

Чрезвычайно важно также, чтобы обучение молодых людей не ограничивалось только приобретением предпрофессиональных навыков, но и способствовало восприятию обучающимися системы ценностей китайского народа. Это могло бы повысить культурный уровень подростков и улучшить их навыки социальной адаптации.

Кроме того, обучение будет более эффективным, если подростки познакомятся с культурно-историческим контекстом возникновения и развития того или иного танца. Ван Тин отмечает, что в этом могут помочь современные технологии. Например, можно использовать специальное оборудование (в частности, очки и шлемы виртуальной реальности) для входа в искусственно созданное пространство [1]. Глубокое понимание культурного контекста, в котором бытует народный танец, поможет студентам не только

эмоционально почувствовать настрой народного танца, но и будет способствовать приобщению к культуре своей страны.

Также необходимы занятия по теории искусства, что позволит обучающимся глубже осознать взаимосвязь музыки и танца, познакомиться с принципами взаимопроникновения искусств, понять эстетические законы художественного творчества. Такие занятия помогут развитию мышления и творческих способностей подростков, что ничуть не менее важно, чем приобретение ими узкопрофессиональных навыков.

Важным моментом в учебном процессе является и то, что подростки не должны ограничиваться работой в классах. Обучение будет гораздо более эффективным, если молодые люди будут участвовать в социальных мероприятиях (конкурсах, фестивалях, спектаклях и др.). В частности, Пэн Цзе и Чжоу Юньфань пишут, что в Юньнаньском профессиональном колледже культуры и искусства применяется именно такая модель обучения [5]. Обратная связь с публикой и общение с коллегами важны для расширения культурного кругозора обучающихся и помогают преподавателям корректировать учебный процесс. Особенно подчеркнем, что подобную модель можно внедрить и в работу молодежных художественных школ, где занимаются китайские подростки.

Следует отметить также, что изучение этнического танца положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся. Исполнение народных танцев часто ассоциируется с праздником, так как в настоящее время их, как правило, можно увидеть обычно в рамках различных фестивалей, праздничных дней и других подобных мероприятий.

Кроме того, как отмечает Ван Тин, людям традиционной культуры в основном свойственно оптимистичное мировосприятие [1]. Таким образом, можно сказать, что этнический танец в целом связан с позитивным эмоциональным настроем. Учитывая также то, что исполнение и восприятие танца интегрирует с деятельностью различных органов чувств, можно прийти к выводу, что занятия этническими танцами способствуют укреплению физического и психического здоровья китайских подростков.

Современные исследователи актуализируют идеи музыкально-эстетического воспитания в культурно-образовательном пространстве Китая в настоящий период. П. В. Гайдай отмечает, что «в современной интерпретации музыкально-эстетическое воспитание понимается в Китае прежде всего как часть процесса нравственного совершенствования личности на основе пробуждения в человеке способности наслаждаться прекрасным и создавать прекрасное» [2, с. 613]. Автор подчеркивает, что на практике эти идеи выразились в активном развитии системы дополнительного образования, в сохранении и пропаганде народной музыкальной культуры и пр.

В заключение подчеркнем, что изучение китайскими подростками этнических танцев приводит к следующим положительным результатам:

• способствует музыкально-эстетическому воспитанию подростков;

• способствует пропаганде народной музыкальной культуры;

• приобщает обучающихся к национальным культурным ценностям;

• помогает пониманию общих закономерностей музыкального и хореографического языка, принципов взаимосвязи искусств;

• способствует эффективному развитию ряда профессиональных навыков (чувства ритма, координации движений, координации движений и дыхания и др.);

• способствует развитию мышления и творческих способностей;

• помогает укреплению физического и психического здоровья.

Библиографические список

1. Ван, Тин. Анализ особенностей китайской народной танцевальной музыки и ее применения в классе / Тин Ван // Современная музыка. - 2021. - № 8. - С. 164-166.

2. Гайдай, П. В. Разработка системы музыкально-эстетического воспитания в философско-педагогической мысли Китая / П. В. Гайдай // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. Первые международные историко-педагогические чтения. Москва, 20-21 сентября 2019. -Москва, 2019. - С. 608-614.

3. Гу, Ифань. Теория эстетического воспитания в современном Китае: традиции и инновации / Ифань Гу // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 9 (142). - С. 89-93. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-esteticheskogo-vospitaniya-v-sovremennom-kitae-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 15.01.2022).

4. Лю, Фэй. Анализ и практика эстетической педагогики преподавания физических танцев на основе социологической перспективы / Фэй Лю // Журнал Пекинской академии танца. - 2020. - № 11. - С. 28-30.

5. Пэн, Цзе Исследование национального музыкального образования и практики преподавания национального народного танца / Цзе Пэн, Юньфаню Чжоу // Национальное исследование искусства. - 2009. - № 1. - C. 90-95.

6. Цай, Сянли Анализ характеристик китайской народной танцевальной музыки и ее применение в классе / Сянли Цай // Голос Желтой реки. - 2009. - № 11. - С. 38-39.

7. Цао, Кэхуан Исследование роли и статуса танцевального искусства в эстетическом воспитании в высших учебных заведениях / Кэхуан Цао, Сяолин Ван // Китайская этническая выставка. - 2021. - (08). - С. 69-71.

8. Чен, Сяронг. Цветок народного танца, тихо цветущий в музыкальном классе / Сяронг Чен // Северная музыка. - 2020. - № 3. - С. 220-222.

9. Шао, Сяоман. Как провести исследование по обучению эстетическому воспитанию современных детей в танце / Сяоман Шао // Art Review. - 2021. - (04). -С. 136-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.