Научная статья на тему 'Влияние танцевального искусства на эстетико-эмоциональное и духовно-нравственное воспитание и развитие личности'

Влияние танцевального искусства на эстетико-эмоциональное и духовно-нравственное воспитание и развитие личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1852
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / AESTHETIC EDUCATION / MORAL CULTURE OF INDIVIDUAL / DANCE ART / VALUE-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиева Г.Ф., Мефодьева М.А.

В статье автор раскрывает влияние танцевального искусства на эстетическую, духовную и нравственную культуру человека. Являясь одним из средств гармонизации воспитания, танец не только совершенствует тело человека физически, но и помогает обрести уверенность в собственных силах, создавая условия для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние танцевального искусства на эстетико-эмоциональное и духовно-нравственное воспитание и развитие личности»

Валиева Г.Ф.1, Мефодьева М.А.2 ©

Преподаватель кафедры английского языка для естественно-научных специальностей Института языка; старший преподаватель кафедры английского языка для естественнонаучных специальностей Института языка,

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ВЛИЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЭСТЕТИКО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье автор раскрывает влияние танцевального искусства на эстетическую, духовную и нравственную культуру человека. Являясь одним из средств гармонизации воспитания, танец не только совершенствует тело человека физически, но и помогает обрести уверенность в собственных силах, создавая условия для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.

Ключевые слова: танцевальное искусство, эстетическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, нравственная культура личности.

Keywords: dance art, aesthetic education, value-oriented education, moral culture of individual.

Проблемы эстетического и духовно-нравственного воспитания - непреходяще актуальные проблемы. Российское общество переживает кризис сознания современных молодых людей, изменение в ценностных ориентациях подрастающего поколения, различные формы деструктивного поведения. Нельзя не отметить примитивизацию и стандартизацию вкусов и потребностей. Духовно-нравственное воспитание недооценивается и отстает от современного образования.

Воздействие красотой, заложенной в искусстве, является средством формирования духовных и нравственных качеств личности. Искусство помогает человеку глубже постичь сложность мира и человеческих отношений, вооружает его яркостью чувств, формирует моральные принципы и нормы и предполагает возможность воздействовать на мировоззренческую концепцию личности человека. Формирование мировоззренческих позиций связано с решением задач современного воспитания и утверждением эстетических и духовных ценностей в сознании молодого человека [4].

В настоящее время танец занимает особое место в формировании и развитии личности подрастающего поколения. Искусство танца способствует повышению эстетической, художественной и духовно-нравственной культуры молодежи. «... Трудно было бы

представить себе общество, если бы оно было лишено танцевального искусства. Слово не может быть заменено танцем. Танец не может возместить отсутствие слов. Не всякий танец может найти достойную замену в слове» [2,19]. И, тем не менее, несмотря на интерес к этому виду искусства и многочисленности исследований о танце и теорий его происхождения, исследователи далеки от однозначного толкования сущности этого явления, следует все же сделать несколько замечаний по поводу трактовки специалистами самого понятия «танец». Прежде всего подчеркнем, что не существует общепризнанного строго научного определения понятия «танец». И, тем не менее, следует, очевидно, отвлечься от достаточно абстрактных определений, что танец - это вид искусства в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела и вспомнить подход А.Мэррея и А. Хаскелла, фиксирующих обязательность эмоционального компонента. Последний указывает, что «танец - это средство выражения эмоций путем постоянной смены движений, подчиненных определенному ритму» [3,7]. В этой связи А. Фомин предлагает

© Валиева Г.Ф., Мефодьева М.А., 2015 г.

следующее определение: «Танец - это вид творческой деятельности человека,

предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя либо зрелищного эффекта, достигаемых путем жестов, имитации, ритмической смены поз и па, некоего образного языка, способного передавать эмоциональное состояние человека» [6,51].

На сегодняшний день дисциплина «Танец» не является обязательным предметом в системе педагогического образования, а входит в структуру дополнительного образования как «Хореография».

Искусство хореографии - явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

История становления хореографического искусства - это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и

исполнителей различных эпох и народов.

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.

Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность

рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.

Как всякое творчество, танцевальное искусство связано с раскрытием в человеке духовных основ его существования. Заложенные в природе танца социально-культурные ориентации (телесные и духовные) позволяют решать такие значимые проблемы в развитии общей культуры личности человека как нравственное здоровье, гармонизация личности. Обучение танцу дает возможность развития интеллектуальной сферы, в частности развития образного мышления и творческого воображения.

В то же время занятия хореографией тесно связаны с развитием волевой и эмоциональной сферы - категорий, составляющих духовный мир личности человека. Фундаментальные исследования в области хореографического творчества свидетельствуют о способности хореографии конструктивно воздействовать на духовный мир формирующейся личности, на нравственно-эстетический облик детей, подростков и молодежи.

Танец - это, прежде всего, выражение музыки, стремление к красоте, гармонии, постижению духовных ценностей. Необходимо, используя возможности хореографии, пробуждать потребности освоения культуры и искусства с опорой на величайшие общечеловеческие ценности: Истину, Добро и Красоту, формировать возвышающие человека интеллектуальные потребности, нравственные и эстетические, а также прививать чувство к прекрасному, музыкальность, искренность, благородство.

Нравственно-эстетическое воспитание учащейся молодежи средствами хореографии позволяет заложить основы норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях. В процессе обучения танцу, в общении со сверстниками происходит формирование навыков культуры поведения и усвоение этики взаимоотношений. Поза и движение, жесты и мимика человека являются довольно точными внешними показателями благовоспитанности, сдержанности, подтянутости человека или, наоборот, его распущенности и недостатка

культуры. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности. «Танец организует элементы пластической интонации (ведь и тело говорит и поет), рассеянные в жестах, позах и походке, рассеянные до тех пор, пока особого характера эмоциональное возбуждение, поднимаясь, не воплотится в мерный, художественностройный комплекс движений - в форму»[1,17].

Знакомство с танцевальной культурой в историческом аспекте, ориентирование на оживление культурной памяти позволяет рассматривать хореографию как действенное средство, способствующее культурному саморазвитию личности с ориентацией на развитие духовных качеств, выбору ценностных и смысловых установок. Особенно ярко образцы поведения, взаимоотношений предоставляют нам бытовые танцы различных эпох. Каждая историческая эпоха имеет свои бытовые танцы. Стиль бытовой хореографии во многом определяется условиями жизни людей, моралью и этикетом общества. Бытовой танец даёт возможность узнать, «примерить на себя» культуру взаимоотношений, правила поведения, нормы морали различных слоёв общества той или иной эпохи.

Говоря о народных танцах, необходимо отметить, что в живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Образцы народной хореографии, изучаемые на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа.

Именно поэтому наиболее плодотворных результатов следует ожидать в той среде, где применяется обучение хореографии в комплексе с другими способами гармоничного развития личности. Поскольку хореография тесно связана с музыкой, литературой, декоративно-прикладным искусством, живописью, то в формировании нравственного сознания и эстетической воспитанности важна установка на восприятие произведений искусства различных жанров[5].

Таким образом, полихудожественный подход к освоению танцевальной культуры подразумевает создание синкретичной атмосферы искусства. На основе интеграции

хореографии с другими видами искусства происходит формирование духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер личности.

Литература

1. Глебов, И. Театр русской Испании / И.Глебов. - М.: Изд-во «Театр», 1923. - 231с.

2. Голубов, В.И. Современность и фантазия / В.И.Голубов. - М.: Изд-во «Театр», 1939. - 143с.

3. Моррис, Нейл Музыка и танец / Нейл Моррис. - М.: Изд-во «Астрель»: АСТ, 2002.- 32с.

4. П.Н. Рябиков - Равнение на душу // Вестник танцевальной жизни. - 2002. - № 3. - С.5 - 9.

5. Ю.А. Серебренникова - Утрата целостности мировосприятия в традиционной системе школьного обучения // Искусство и образование. - 2004. - № 2. - С.8 - 13.

6. Фомин, А.С. Балетмейстер, музыка, танец / А.С.Фомин. - Новосибирск: Зап-Сиб.кн.изд., 1973. -64с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.