Научная статья на тему 'ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

293
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ритм / музыкальноритмические движения / ритмика / танец / музыкальная деятельность / разминка / rhythm / musical-rhythmic movements / rhythmics / dance / musical activity / warm-up.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махфуза Махамаджоновна Халилова

В статье говориться о роли деятельности музыкальноритмические движения на уроках музыкальной культуры. О способах использования танцевальной музыки в разностороннем воспитании учащихся младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article talks about the role of the activity of musical and rhythmic movements in the lessons of musical culture and on the ways of using dance music in the versatile education of primary school students.

Текст научной работы на тему «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Махфуза Махамаджоновна Халилова

Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

В статье говориться о роли деятельности музыкально- ритмические движения на уроках музыкальной культуры. О способах использования танцевальной музыки в разностороннем воспитании учащихся младших классов.

Ключевые слова: ритм, музыкально- ритмические движения, ритмика, танец, музыкальная деятельность, разминка.

The article talks about the role of the activity of musical and rhythmic movements in the lessons of musical culture and on the ways of using dance music in the versatile education of primary school students.

Keywords: rhythm, musical-rhythmic movements, rhythmics, dance, musical activity, warm-up.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе дальнейшего совершенствования образования детей большую роль играют уроки музыкальной культуры в средних школах. Потому что наука музыкальной культуры имеет огромное значение, в всестороннем совершенствовании воспитания подрастающего поколения, в совершенствовании в них духовных и благородных качеств.

Эффективность реализации образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени педагог школы занимает общетеоретические и практические основы использования музыкального искусства и методики преподавания музыки.

Нужно правильно воспитывать детей в соответствии с их возрастом, начинать учить наукам с малых лет. В

АННОТАЦИЯ

АВSТRАCТ

произведениях Алишер Навои пояснил в своих мыслях, что

March, 2022

"Человек, обладающий знаниями и не умеющий их применять, подобен земледельцу, не умеющему пахать землю".

Музыка играет важную роль в выполнении ритмических (танцевальных) движений, как ведущая деятельность в обучении восприятиям. Использование ритмических (танцевальных) движений в постановке процесса прослушивания музыкальных произведений в начальных классах общеобразовательных школ и выявление педагогических условий формирования музыкального восприятия учащихся на основе выполнения ритмических (танцевальных) движений. [3]

Выполнение музыкально-ритмических (танцевальных) движений является одним из основных видов деятельности музыкально-педагогического процесса и должно преподаваться на всех звеньях системы образования. Как нам известно, использование таких видов музыкальной деятельности, как прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений и музыкальная грамотность на уроках музыкальной культуры в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ, предусмотрено образовательными стандартами и учебными программами.

Каждый специалист, прежде всего, должен обладать культурой прослушивания музыкальных произведений, изучать описание этих произведений, их интерпретацию, культуру интерпретации в учебном заведении, где он обучается, и на основе полученных знаний и навыков в трудовой деятельности в полной мере освещать характер, музыкальное направление, национальность, размер, ритм, авторов и другие особенности прослушиваемого музыкального произведения. Также как, для того, чтобы специалист мог обучать детей виду деятельности по выполнению ритмических движений, он должен изучать музыкально-ритмические движения и танец как науку в образовательном учреждении, в котором он обучается, уметь шагать под музыку, маршировать (шагать по городу), бегать на месте или по комнате под музыку, выполнять гимнастические движения под музыку, уметь хлопать в ладоши под музыку в разных измерениях, то есть разной длины (разная сюжетный и свободный танец), должен уметь создавать музыкальные образы (например, показывать под музыкальное сопровождение прогулки волка, лисы, зайца, медведя и т. д., являющиеся сказочными героями), владеть основательными знаниями искусства аэробики.

Только тогда этот вид деятельности может быть

включен в занятия музыкой и уроки музыкальной культуры

March, 2022

как отдельный вид музыкальной деятельности. В противном случае совершенно очевидно, что этот вид деятельности вообще не будет проходить, и даже если он будет проходить одаренным учителем музыки, он не сможет соответствовать требованиям стандарта. Ведь для формирования музыкального мировоззрения детей и, следовательно, для развития у них эстетического вкуса и изящества, важное место занимают также все виды выполнения музыкально-ритмических движений. [4]

Они хорошо понимают содержание, ритм и меру музыкально-ритмических движений, внутреннее строение мелодии, ее форму, характер народности и специфические стороны каждого музыкального произведения и следуют за ней в процессе выполнения движений. А дети, плохо освоившие эти виды движений, даже не умеют делать шаг в соответствии с ритмом музыки, что является простейшим видом движений. Если при сильном вкладе в музыкальное произведение шаг ребенка на левой ноге должен быть соответствующим (одновременным) падению, то такие дети делают шаг в то время, когда встречная нога встречается, т. е. ориентировочно.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что еще до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка (Индия) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э. [5]

Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой. До возникновения письменности он служил одним из способов передачи сказаний. Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры.

Танец (греч. Хопос) широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие хореография. Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора. Широко представлены религиозные танцы, которые

исполняли корибанты и вакханки. Важным значением

March, 2022

Древней Греции была определенная секуляризация танца. Существовали также брачные, военные (коллективный танец с оружием), театральные (с элементами пантомимы) и даже салонные. Мужчины и женщины танцевали порознь. Существует очень много разновидностей танцев:

1. Цыганский танец, пришедший из Испании. Исполняется танцовщицей в черно-красном платье с кастаньетами, веером (фламенко)

2. Медленный немецкий придворный танец эпохи барокко, появился в 16 веке, имеет 2- дольный размер (аллеманда)

3. Быстрый народный танец, который сохранился в Ирландии, в старину его любили английские моряки. Имеет трехдольный размер. Танцуют его под музыку маленькой скрипки(джиги), от этого и название (жига или джига)

4. Русский танец, имеющий французское название. Исполняется двумя или четырьмя парами, которые встают напротив друг друга (кадриль)

5. Старинный испанский похоронный танец 16 века, созданный специально для похоронного обряда(сарабанда)

6. Название этого танца происходит от итальянского города Таранто, а также от названия ядовитого паука, укус которого вызывает безумие. Сопровождается музыкой флейты, танцуется с кастаньетами и бубном (тарантелла)

7. Танец размера 3/4, который исполняли на балах. Стал популярен в Вене в 18 веке (вальс)

8. Аргентинский парный народный танец, танец любви и страсти. В Аргентине даже празднуется его день (танго)

9. Французский придворный медленный танец эпохи барокко 16 века. В 18 веке стал считаться старомодным, вместе с алемандой и сарабандой. Вместо них появились гавот, ригодон и жига (куранта)

10. Быстрый, живой европейский танец. писал композитор Иоганн Штраус и его сын. Считают польским танцем, хотя появился в Богемии, Чехии. (Полька(пулька)- половина по- чешский, так как имеет размер 2/4) (полька)[6]

Занимаясь в Женевской консерватории, где в 1856-1950 гг. жил и творил швейцарский педагог Эмиль Жак- Далькроз становится свидетелем того, что не все ученики могут выполнять ритмические движения по четким ритмическим линиям. Он начал использовать свою связь с ритмом на уроках сольфеджио. Так он ввел ритмическую гимнастику. В нем все действие выражалось через музыку.

March, 2022

Ритмические задачи стали усложняться и выполнять воспитательную роль. Они развивают у учащихся внимание, целеустремленность, добиваются коллективного движения.

Далькроз разработал метод ритмического воспитания в серии книг. В 1910 году он преподает в институте Геллерау под Дрезденом детям рабочих, живущих там. Позже на территории создадут институты, а потом откроются в Америке, Японии. С 1909 года в России ученик Далькроза Н.Г.Александрова регулярно проводит обучение ритмике танца на репетициях и курсах, в музыкальной школе и кружках. [6]

РЕЗУЛЬТАТЫ

Выполнение музыкально-ритмических движений является одним из основных видов деятельности музыкально-педагогического процесса и должно преподаваться на всех звеньях системы образования. Как нам известно, такие виды музыкальной деятельности, как прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических (танцевальных) движений и музыкальная грамотность на уроках музыкальной культуры в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ, предусмотрены образовательными стандартами и учебными программами.

Идея использования музыкально-ритмического движения как средства развития музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, основоположнику ритмики Э. Жаку-Далькрозу (1865 - 1950). По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. Поэтому на занятиях по ритмике Далькроз стремился к тому, чтобы прежде всего создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя. Необходимым условием музыкально-ритмического воспитания считалось развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей. В дальнейшем идеи Далькроза были развиты его последователями в России - Н.Г. Александровой, М.А. Румер, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метловым, Е.В. Коноровой, Е.Н. Соковниной, Г.С. Франио, И.В. Лифиц и др.

Основная цель ритмики - формирование у детей музыкальных образов в развитии и способности выражать их соответствующими ритмическими движениями. Музыкально-ритмическая деятельность детей делится условно на две

восприятия

March, 2022

1076

группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В этом виде музыкальной деятельности углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности), ее образов; на этой основе формируются навыки выразительного движения.

Многолетний опыт работы учителей с учениками общеобразовательной школы показал, что наиболее эффективной формой воспитания у них элементов музыкальной культуры являются уроки, на которых используются танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры.

Развитию у детей чувства ритма, умения подчинять определенному музыкальному ритму свои движения служит такой вид работы, как музыкально-ритмическая разминка. Она длится 10—12 мин и включает разучивание танцевальных элементов, музыкально-ритмические игры, инсценировку песен, сопровождаемых ритмическими движениями.

Такие музыкально-ритмические упражнения, имеющие большое коррекционное и воспитательное значение для учащихся специальной школы, вводились в уроки музыки не сразу. Пришлось столкнуться со многими трудностями: дети не хотели двигаться и танцевать, не желали общаться и контактировать друг с другом. Так как им свойственна малообщительность и некоммуникабельность, они не могли найти себе партнера, ссорились друг с другом, девочка и мальчик не хотели становиться в пару, ребята смеялись друг над другом, капризничали; если у них что-то не получалось, не желали заниматься дальше.

Детям поначалу не удавались ритмические движения, им мешали чрезмерная скованность, не координированность движений рук и ног, двигательная пассивность, медлительность. При обучении игре на металлофоне, духовой гармонике, ложках тоже возникали сложности. У детей отсутствовали точные, дифференцированные движения рук. Мышцы кисти и пальцев были вялые или скованные, что обычно сказывается и на овладении навыками письма. Затрудняло нас и недостаточное оснащение занятий детскими музыкальными инструментами, в то время как игра на них являлась наиболее привлекательным и интересным для ребят видом музыкально-ритмической деятельности.

Музыкально-ритмические занятия должны проводиться в таком порядке:

March, 2022

1077

-музыкально-ритмическая разминка; -музыкально-ритмические танцевальные движения; -слуховая ритмическая разминка; -ритмическая игра; -пение и слушание музыки.

Данную систему нужно применят на уроках пения и музыки во всех начальных классах, то есть с I по IV, постепенно из года в год усложняя материал, углубляя и расширяя его. В IV классе дети уже знают длительности нот и особенности их обозначения. Прочитав глазами ритм песни, дети должны затем прочитать его с «ритмической подсказкой» («бегай», «шаг»).

Следующий этап работы — это воспроизведение ритма хлопками в ладоши, с проговариванием ритмической подсказки вслух: «Бегай — шаг, бегай — шаг» и т. п. Затем ритм воспроизводится одними хлопками, потом ритмично проговаривается текст песни, проговаривание сопровождается хлопками. После этого дети знакомятся с мелодией данной попевки. Поют со словами, отхлопывая ритм.

В результате работы, которая ведется на уроках музыки в школе, у детей начальных классов развивается чувство ритма, они умеют его воспроизводить хлопками, хорошо воспринимают на слух, «читают» зрительно. Выполняя музыкально-ритмические танцевальные движения, двигаясь в хороводе, танцуя парами, дети учатся внимательнее относиться к партнеру. Мальчики умеют приглашать девочек на танец и провожать их до места. Дети становятся активнее в движениях, лучше ориентируются в пространстве, лучше владеют своим телом, движения их становятся более координированы, улучшается осанка. Малыши лучше различают в движении команды: «налево и направо», «назад и вперёд». Можно видеть, что музыкально-ритмические движения приносят им удовольствие. Дети уже не стесняются выступать на общешкольных концертах и мероприятиях.

Музыкально-ритмические занятия и движения способствуют воспитанию у ребят культуры общения, дети становятся внимательнее, тише, а главное-добрее и сердечнее. Урок музыки, прошедший с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов. Для ребенка с ограниченными возможностями в здоровье правильно преподнесенные музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.

March, 2022

1078

История узбекской музыки очень обширна и тесно связана с процессом становления человечества. Музыкальное искусство - продукт общественной мысли, идей, мировоззрения общества, сформировавшегося в течение длительных исторических периодов. [9]

В Узбекистане на сегодняшний день выделяют пять национальных школ танцев: ферганская, бухарская, хорезмская, каракалпакская, сурхандарьинская, отличающиеся не только по региону происхождения, но и по стилю, костюмам, музыке, манере исполнения. Танцы имеют сюжетную основу. В них отразились жизнь народа, его труд. Много танцев посвящено явлениям природы, повадкам животных и птиц. Некоторые движения танцоров могут напоминать взмах крыла, полет чайки или жаворонка.

Также следует выделить специфику хореографического языка и постановки узбекского национального танца, несмотря на его разновидности: -они несут глубокий культурный смысл;

-самобытные движения танцоров и танцовщиц разнообразные: от плавных и лиричных до смелых, активных и энергичных;

- отражают образ жизни, характер народа, его традиции и обычаи;

- сопровождаются народными музыкальными инструментами (бубен, дойра);

- имеют богатые узорные костюмы;

- композиция танцев зависит от импровизации исполнителей, чередования различных танцевальных ритмов.

Особенности постановки танцев зависят от того, к какой школе он принадлежат. Все школы узбекские танцевального искусства близки сердцу простого народа. Поэтому танцевальное искусство бережно сохраняется как нематериальное культурное наследие и является предметом постоянного исследования.

Используя современные педагогические технологии и применяя инновации в образовании танцевального искусства, можно достичь совершенствования духовного развития подрастающего поколения, укреплению любви молодежи к национальным ценностям их страны и народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует сказать, что использование характерных игр в воспитании у учащихся интереса к искусству в процессе музыкального образования сыграло

March, 2022

1079

важную роль в умственном и физическом развитии воспитанников при выполнении танцевальных, музыкальных игр и движений, соответствующих музыке. [8]

Поэтому музыкальное обучение учащихся, особенно память, чувство ритма хорошо развиваются с помощью музыкально-созвучных движений, а настроение учащихся на уроке повышается формирование музыкального восприятия учащихся на основе выполнения музыкальных движений в процессе прослушивания музыкальных произведений развивались навыки восприятия учащихся.

REFERENCES

1. Ш.М.Мирзиеев. Мы строим наше великое будущее вместе с нашим мужественным и благородным народом. Ташкент "Узбекистан" - 2017

2. Ш.М.Мирзиеев. Вместе мы построим свободное и процветающее демократическое государство Узбекистан. НИУ" Узбекистон", 2016г.

3. М.С. Мухитдинова- «НУТ^ИДА ОГИР НУ^СОНИ БОР БОЛАЛАР БИЛАН КОРРЕКЦИОН-РИВОЖЛАНТИРУВЧИ ИШЛАРНИ ОЛИБ БОРИШДА МУСЩА МАШТУЛОТЛАРНИНГ ИМКОНИЯТЛАРИ» МУГАЛЛИМ ^ЭМ YЗЛИКСИЗ БИЛИМЛЕНДИРИУ, 35-37, Некис - 2021

4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1983.

5. Горшкова В. Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. М., 1993.

6. Далькроз Э. Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства.

7. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007. 6. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика-хореография в детском саду. М., 2006.

8. Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. М. : Просвещение, 1990

9. Авдеева А. Узбек миллий ракс тарихидан. I китоб. Тошкент, 2001.

М., 1995.

March, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.