Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ / ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Гу Ифань

В качестве цели исследования выступает определение места и роли эстетического воспитания в системе высшего музыкального образования современного Китая, что является необходимым условием совершенствования процесса профессиональной подготовки музыкантов. В статье охарактеризованы инновационные подходы к исследованию и организации эстетического воспитания студентов музыкальных вузов - гуманистический, ориентированный на развитие и самореализацию личности студента с помощью средств эстетического воспитания, и гуманитарный, в рамках которого эстетическое воспитание рассматривается как ценностно-смысловой феномен. Научная новизна результатов исследования состоит в выявлении возможностей консерваторий, музыкальных факультетов в педагогических вузах и многопрофильных университетах в решении задач эстетического воспитания будущих музыкантов. В результате проведённого исследования выявлены концептуальные основания и особенности организации эстетического воспитания студентов в системе высшего музыкального образования Китая, раскрыта роль эстетического воспитания в профессиональной подготовке музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Гу Ифань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE HIGHER MUSICAL EDUCATION SYSTEM IN CHINA

The purpose of the study is to determine the place and role of aesthetic education in the system of higher musical education in modern China, which is a necessary condition for improving the process of professional training of musicians. The article describes innovative approaches to the study and organization of aesthetic education of students of music universities - humanistic, focused on the development and self-realization of the student's personality with the help of aesthetic education, and humanitarian, in which aesthetic education is considered as a value-semantic phenomenon. The scientific novelty of the research results lies in identifying the possibilities of conservatories, music departments in pedagogical universities and multidisciplinary universities in solving the problems of aesthetic education of future musicians. As a result of the study, the conceptual foundations and features of the organization of aesthetic education of students in the system of higher musical education in China were revealed, the role of aesthetic education in the professional training of musicians was revealed.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ»

■ AESTHETIC EDUCA TION OF STUDENTS IN THE HIGHER MUSICAL EDUCA HON SYSTEM IN CHINA

Aranovskaya irina Vladlenovna, DSc ofPedagogical sciences, Professor, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd, Russia

Gu Yifan, Senior Lecturer, Ningbo University, Ningbo, China

The purpose of the study is to determine the place and role of aesthetic education in the system of higher musical education in modern China, which is a necessary condition for improving the process of professional training of musicians. The article describes innovative approaches to the study and organization of aesthetic education of students of music universities - humanistic, focused on the development and self-realization of the student's personality with the help of aesthetic education, and humanitarian, in which aesthetic education is considered as a value-semantic phenomenon. The scientific novelty of the research results lies in identifying the possibilities of conservatories, music departments in pedagogical universities and mu/tidisciplinary universities in solving the problems of aesthetic education of future musicians. As a result of the study, the conceptual foundations and features of the organization of aesthetic education of students in the system of higher musical education in China were revealed, the role of aesthetic education in the professional training of musicians was revealed.

Keywords: aesthetic education; system of higher musical education in China; innovative direction in the theory of aesthetic education; humanistic approach; humanitarian approach.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.31

УДК 378 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ

< ВАК рф 5-8-7 ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ

В качестве цели исследования выступает определение места и роли эстетического воспитания в системе высшего музыкального образования современного Китая, что является необходимым условием совершенствования процесса профессиональной подготовки музыкантов. В статье охарактеризованы инновационные подходы к исследованию и организации эстетического воспитания студентов музыкальных вузов - гуманистический, ориентированный на развитие и самореализацию личности студента с помощью средств эстетического воспитания, и гуманитарный, в рамках которого эстетическое воспитание рассматривается как ценностно-смысловой феномен. Научная новизна результатов исследования состоит в выявлении возможностей консерваторий, музыкальных факультетов в педагогических вузах и многопрофильных университетах в решении задач эстетического воспитания будущих музыкантов. В результате проведённого исследования выявлены концептуальные основания и особенности организации эстетического воспитания студентов в системе высшего музыкального образования Китая, раскрыта роль эстетического воспитания в профессиональной подготовке музыкантов. Ключевые слова: эстетическое воспитание; система высшего музыкального образования Китая; инновационное направление в теории эстетического воспитания; гуманистический подход; гуманитарный подход.

0

1_

<

Ш 1=

180

> Арановская И.В., 2022 1 Гу Ифань, 2022

АРАНОВСКАЯ Ирина Владленовна, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградский г ос у даре твенный социально-педа готический университет, Волгоград, Россия

ГУ Ифань, старший преподаватель. Университет Нинбо, Нинбо, Китайская Народная Республика

Введение

В системе образования современного Китая наблюдаются две взаимосвязанные тенденции: усиление роли эстетического воспитания и рост престижа музыкального образования. При этом музыкальное образование рассматривается как феномен, природа которого предполагает в качестве органичной составляющей эстетическое воспитание обучающихся. И хотя наиболее заметную роль эстетическое воспитание играет в системе общего музыкального образования, в последние годы всё большее внимание уделяется эстетическому воспитанию студентов музыкальных вузов.

В последние годы роль высшего музыкального образования в жизни китайского общества существенно возросла, что обусловлено постоянным увеличением потребности в специалистах, способных осуществлять культурно-просветительскую работу среди населения страны, утверждать в обществе лучшие образцы музыкальной культуры, достойно представлять страну в мировом культурном сообществе, повышать качество преподавания музыки на разных ступенях образования, разрабатывать и внедрять инновации в этой

сфере. Это необходимо, е свою очередь, для реализации одного из стратегических национальных приоритетов - ориентации на построение "духовной цивилизации социализма", предполагающей развитие духовной культуры страны на основе сочетания традиций и инноваций.

Магистральным направлением в развитии образования в КНР является преодоление ориентации исключительно на "знаниевый" подход и на узкопрофессиональную подготовку специалистов. В теории и практике образования утверждаются положения личностного подхода, ориентирующие преподавателей на важность решения в процессе обучения и профессиональной подготовки специалистов воспитательных и развивающих задач. Такие положения нашли отражение, в частности, в Стратегии модернизации образования в КНР до 2035 г. Система высшего музыкального образования, будучи важной частью системы профессионального образования КНР, не может оставаться в стороне от реализации инновационных подходов, акцентирующих внимание, в числе прочего, на решении задач эстетического воспитания студентов. Однако возможности высшего музыкального образования в решении задач эстетического воспитания студентов в педагогической науке ещё не определены в должной мере. Одной из причин этого является дефицит научных работ, где представлен анализ актуального состояния эстетического воспитания в системе высшего музыкального образования современного Китая. Данная статья, целью которой является систематизация и концептуализация научно-педагогических знаний об организации эстетического воспитания студентов музыкальных вузов КНР, призвана в определённой мере восполнить этот дефицит.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи. 1) охарактеризовать особенности системы высшего музыкального образования КНР; 2) определить роль эстетического воспитания в системе высшего музыкального образования Китая.

Для решения задач исследования были использованы теоретические методы, системный анализ, благодаря которому были выявлены содержательные характеристики эстетического воспитания; сравнительный анализ, позволивший определить специфику эстетического воспитания в музыкальных вузах КНР; рефлексия опыта преподавания и обучения авторов в музыкальных вузах, ставшая основой для определения наиболее перспективных подходов

к организации эстетического воспитания в системе музыкального образования Китая; классификация, позволившая представить в структурированном виде новое научное знание; синтез и обобщение, необходимые для формулирования выводов исследования.

Методологической основой исследования выступают положения гуманитарной педагогической парадигмы о воспитании как ценностно-смысловом феномене (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцо-ва, Н.Е. Щуркова, Сюй Бихуэй}, позволяющие рассматривать в качестве системообразующей в структуре эстетического воспитания ценностную составляющую; положения культурологического подхода (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г.А. Гвоздевская), ставшие основой для выявления специфики эстетического воспитания в системе музыкального образования Китая.

Основная часть

Высшее образование это профессиональное образование, базирующееся на полном среднем образовании, основная социальная сфера по подготовке специалистов высшей квалификационной категории. Высшее образование является одним из важнейших компонентов образовательной системы Китая. Система высшего образования включает различные учебные заведения, в которых основными задачами и видами деятельности являются обучение и подготовка специалистов, научно-исследовательская и социально ориентированная деятельность [5]. Вторая половина XX в. была периодом беспрецедентного роста и качественных изменений в системе высшего образования Китая. Увеличение потребности общества в высококвалифицированных специалистах и рост спроса на получение высшего образования со стороны населения привели к быстрому развитию высшего образования. В мае 2017 года только в материковой части Китая функционировало 2914 университетов и колледжей [3]. За год, с 2021 по 2022, количество выпускников вузов возросло на 1,67 млн чел. , что говорит о быстром развитии системы высшего образования Китая; высшее образование в стране приобретает массовый характер и пользуется повышенным спросом у выпускников школ.

Система высшего образования представлена в КНР университетами, институтами, академиями, колледжами. Уровни высшего образования соответствуют таковым во всех развитых странах и включают бакалавриат (бакалавры могут, обучаясь по программам типа "Два плюс два", получить за четыре года обучения наря-

ду с дипломом китайского вуза также диплом зарубежного вуза), магистратуру и докторантуру. Высшее профессиональное образование предполагает получение определённой специальности и получение диплома специалиста без присвоения учёной степени бакалавра или магистра.

Система высшего музыкального образования стала складываться в Китае начиная с 20-х гг. XX в., когда была создана Шанхайская государственная консерватория . В настоящее время система высшего музыкального образования Китая включает консерватории, музыкальные факультеты в многопрофильных университетах, музыкальные факультеты в педагогических университетах и музыкальные колледжи. Вузы, где можно получить музыкальное образование, обладают правом самостоятельной разработки основных образовательных программ.

Для получения высшего музыкального образования необходима, наряду с общеобразовательной, также и специальная музыкальная подготовка. Такую подготовку можно получить в учреждениях дополнительного образования (Домах (Дворцах) молодёжи), в музыкальных школах при консерваториях, в музыкальных училищах, а также во время частных занятий с преподавателями. Таким образом, в современном Китае складывается система непрерывного музыкального образования.

Одной из концептуальных идей, лежащих в основе развития системы высшего музыкального образования Китая, как и образовательной системы страны в целом, является идея центра-ции на личности обучающегося, её всестороннего полноценного развития. КакотмечаютЛА Новикова и Л.К. Ушакова, "современная образовательная парадигма, осуществляемая в Китае в наше время, характеризуется отказом от масштабно внедрённой ранее концепции "образование ради подготовки учащихся к экзамену" и переходом к новому ориентиру "образованию для развития личности учащихся"" [8, с. 225]. Глубоко проанализировав ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе музыкального образования Китая, Хуан Сянь-юй утверждает: "Современные концепции музыкального образования Китая также ориентируются на эту линию, воспитывают личность с активным отношением к жизни, способную воспринимать и любить красоту окружающего мирз" [12, с 156].

Неотъемлемой и весьма значимой частью педагогической деятельности по развитию личности будущего музыканта является его

эстетическое воспитание. Поскольку происходящие в настоящее время в Китае процессы реформирования образования создают благоприятные условия для разработки и внедрения в образовательную практику новых идей, в теории эстетического воспитания большую роль играет инновационное направление, весьма неоднородное по характеру предлагаемых авторами концепций, но в целом утверждающее отказ от традиционной "знаниевой", технократической парадигмы в воспитании [13] и ориентированное на приоритет развития личности в процессе эстетического воспитания, на формирование системы ценностных отношений будущего музыканта к миру, искусству, к себе как носителю высоких идеалов искусства.

В современной теории эстетического воспитания, разрабатываемой китайскими учёными, в рамках инновационного направления нами выделено два подхода - гуманистический (личностью ориентированный) и гуманитарный (ценностно ориентированный) [4]. Сторонники гуманистического подхода (Гао Циньянь, Дин Чжэн и др.) акцентируют внимание на роли эстетического воспитания в развитии эмоциональной сферы личности, в гармонизации эстетического восприятия и интеллектуального познания мира (в том числе мира искусства), в выявлении развитии творческих способностей обучающихся, в индивидуализации учебно-воспитательного процесса. 8 основе концепций, разрабатываемых представителями гуманитарного подхода [б; 9; 10; 11 ], лежит положение о ценностной природе эстетического воспитания, оединстве его собственно эстетической и этической составляющих. Они рассматривают эстетическое воспитание как своего рода мета воспитание, позволяющее школьниками студентам присваивать важнейшие ценности, такие как Жизнь, Человек, Добро, Красота, видеть, чувствовать и творить красоту. Кроме того, представители гуманитарного подхода подчёркивают, что традиционные для Китая виды искусства (музыка, живопись, каллиграфия и другие) необходимо рассматривать не как средства эстетического воспитания, а как его культурный контекст, в котором с помощью специфических средств искусства и его символического языка осуществляется трансляция ценностей.

В качестве наиболее перспективного мы рассматриваем гуманитарный подход, поскольку он раскрывает не внешние проявления, а саму сущность эстетического воспитания, его глубинные содержательные характеристики. Гуманитарный подход позволяет органично

включить эстетическое воспитание в систему музыкального образования и успешно решать не только проблемы профессиональной подготовки музыкантов (в частности, восприятия музыкальных произведений, понимания и трансляции заложенных в них смыслов), но и проблемы их духовного развития, включения их в контекст национальной и мировой культуры на основе концептуальных положений теории диалога культур [1; 2].

В рамках гуманитарного подхода особое место занимают ретроинновации, связанные с переосмыслением с точки зрения новых социокультурных и образовательных условий идей Конфуция. В общественном и педагогическом сознании всё более утверждается представление о меняющейся роли образования: "Школа и вуз не только дают образование, но и в полной мере несут ответственность за воспитание граждан, которые вместе с образованием должны усвоить... базовые ценности, нормы иустановки китайской нации" [8, с 228]. В основе эстетической теории конфуцианства лежит представление о единстве ценностей Добро и Красота; в целом она ориентирована на духовное совершенствование человека, на воспитание добродетели через формирование у него способности воспринимать, чувствовать, глубоко переживать м создавать прекрасное. Ведущую роль в решении этих важнейших задач Конфуций отводит музыке, которая, с его точки зрения, способна совершенствовать не только человека, но и общественные отношения, привносить гармонию в социум, помогать людям осознанно и добровольно принимать моральные нормы и правила поведения.

Таким образом, между музыкальным образованием и эстетическим воспитанием существует генетическая связь, которая должна быть реализована в процессе получения студентами музыкального образования. Рассмотрим, каким образом это происходит в разных учреждениях системы высшего музыкального образования современного Китая.

В настоящее время в КНР существует развитая система высшего музыкального образования, включающая в себя консерватории, которые готовят исполнителей (в том числе международного класса) инструментальной и вокальной музыки, музыкальные факультеты или отделения педагогических университетов, осуществляющие подготовку педагогических кадров (учителей музыки, концертмейстеров, руководителей музыкальных творческих коллективов и т.п.) для общеобразовательных и музыкальных школ, других учреждений допол-

нительного образования, музыкальные факультеты или отделения многопрофильных университетов, где осуществляется подготовка музыкантов-исполнителей и преподавателей музыкальных вузов и колледжей.

В консерваториях, как уже отмечалось, готовят кадры высшей квалификации. Кроме того, в консерваториях Китая существует мощное исследовательское направление, выполняются разноплановые исследования в области теории и истории музыки. Наиболее известными являются Шанхайская консерватория и Центральная консерватория в Пекине. Кроме них, существуют ещё девять консерваторий - в Тяньцзине, Сиани, Шэньяне, Сычуани, Ухани, Харбине, Чжэцзяне, а также Консерватория Синхай в Гуанчжоу и Китайская консерватория в Пекине. В консерваториях представлены все уровни высшего образования, включая докторантуру, а также уровень постдиплом-ного образования.

Особым авторитетом и известностью пользуется Центральная консерватория в Пекине. Она является образцом учреждения, где сложилась целостная система музыкального образования. При Центральной консерватории существуют детская музыкальная школа и музыкальное училище, обучение осуществляется как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры, функционирует система послевузовского образования. В структуру Консерватории входят фортепианный, вокально-оперный, композиторский, оркестровый, дирижёрский, музыковедческий факультеты, а также факультеты музыкального образования и традиционных китайских инструментов. В Центральной консерватории преподаётся более двухсот предметов, перечень и содержание которых постоянно обновляются. В Консерватории обращают особое внимание на повышение профессионального уровня преподавателей, приглашают преподавателей из-за рубежа, разрабатывают и издают учебные и методические пособия, внедряют новые методы обучения, связанные с использованием цифровых технологий. К числу новых дисциплин относятся "Основы компьютерной композиции", "Музыкальная психология", "Введение в народное творчество разных стран и народов", "Методика написания диссертации по музыке". Имеются компьютерные классы, предназначенные для использования виртуальных музыкальных инструментов, электронные музыкальные инструменты, современные студии звукозаписи [12]. Консерватория издаёт соб-

rv

f\J

о rv л

Cl

\о fü

о <

о 21

S

183

ственный журнал, который считается лучшим музыковедческим журналом Китая.

В последние два десятилетия повышается качество образовательной деятельности и в других консерваториях Китая. Проявляется это не только в расширении спектра теоретических и прикладных дисциплин, но и в качественно новых подходах к их преподаванию. Так, в системе высшего музыкального образования все более широко распространяется гуманистический подход. При таком подходе главным критерием результативности образовательного процесса становится развитие личности студента, его самореализация в творческой деятельности, обретение им собственного стиля исполнения музыкальных произведений. Авторитарные отношения между преподавателями и студентами постепенно заменяются на партнёрские, что является необходимым условием свободного раскрытия творческих задатков и способностей студента. Это открывает более широкие, чем при традиционном подходе, возможности для эстетического воспитания студентов. Отказ от ориентации на единственно возможный способ интерпретации музыкального произведения позволяет студенту найти собственный подход к его исполнению; в результате у него формируется эстетический идеал, отражающий значимые для него ценности. Создаются более широкие возможности для овладения выразительными возможностями музыки, средствами художественного общения с учётом не только особенностей того или иного вида музыкальной деятельности, музыкального инструмента, но и собственных индивидуальных особенностей студентов, их эстетических вкусов и предпочтений, что способствует их активному включению в творческую деятельность на основе законов красоты.

В системе высшего музыкального образования Китая предпринимаются попытки реализации, наряду с гуманистическим, и гуманитарного подхода. Гуманитарный подход реализуется главным образом через внедрение культурологического подхода к преподаванию учебных дисциплин. Дисциплины, связанные с историей музыки и музыкального образования, с мировыми исполнительскими школами, с национальной и народной музыкой и иные учебные курсы культурологической направленности позволяют обучающимся глубоко понять музыку как эстетический феномен, её ценностные основы и заключённые в музыкальных произведениях смыслы, раскрывают перед студентами эстетическое

многообразие мира музыки, помогают им осмыслить основные эстетические категории и принципы.

Кроме того, в консерваториях Китая имеются и дисциплины, непосредственно направленные на эстетическое воспитание студентов. Так, в некоторых консерваториях введён курс "Музыкальная эстетика", благодаря изучению которого студенты постигают общие эстетические закономерности и особенности их проявлений в музыке. Этот и подобные курсы направлены на формирование и развитие эстетического мышления студентов, стимулируют их интеллектуальную деятельность, направленную на постижение сущности прекрасного в музыке. Хотя этот курс в настоящее время изучается только на высшем уровне музыкального образования (докторантура), есть перспективы введения подобных курсов на уровне магистратуры.

Высшее музыкальное образование в Китае можно получить также на музыкальных факультетах педагогических университетов, которые в последние годы занимают всё более важное место в сфере подготовке специалистов музыкального образования. Музыкальный факультет в педагогическом университете отвечает за подготовку учителей музыки и танцев, которые могли бы осуществлять всестороннее развитие личности учащихся, их нравственное, интеллектуальное и эстетическое воспитание, вносить вклад в повышение культурного уровня населения страны, заниматься исследовательской деятельностью в области искусства и музыкального образования. В силу этого серьёзное значение приобретает эстетическое воспитание студентов -будущих учителей музыки. Чтобы осуществлять эстетическое воспитание школьников, которое является одним из главных направлений деятельности учителя музыки, студенты должны иметь глубокие, систематизированные знания в области эстетики, владеть эстетическими категориями, уметь давать эстетическую оценку разным явлениям искусства и действительности, отличать ценные с эстетической точки зрения музыкальные произведения от низкопробных подделок. Чтобы организовать деятельность своих будущих учеников на основе "законов красоты", студенты педагогических вузов включаются проектную деятельность, активно участвуя в разнообразных социальных и культурологических проектах, в которых имеется эстетическая составляющая. Эстетическое воспитание студентов музыкальных факультетов педагогических вузов направ-

лена на обогащение внутреннего духовного мира каждого студента, на расширение его кругозора в области искусства, в том числе национального.

При организации процесса обучения на музыкальных факультетах педагогических вузов основное внимание фокусируется на такихучеб-ных дисциплинах, как педагогика, психология, методика преподавания музыки. Студенты имеют возможность проявить и развить свои творческие способности не только как музыканты, но и как педагоги, осуществляющие эстетическое воспитаниеучащихся. Они овладевают способами формирования у детей и подростков эстетического вкуса и эстетического идеала, причём в последние годы всё более приветствуется индивидуальный творческий подход студентов к решению педагогических задач. Овладение методами эстетического воспитания углубляет представления студентов о прекрасном, актуализирует деятельностную составляющую их собственного эстетического развития.

Качество образования во многих современных педагогических университетах не ниже, чем в консерватории. В большинстве педагогических вузов преподавательский состав включает преподавателей высшей квалификационной категории, имеющих учёную степень. В силу этих причин, а также потому, что педагогический университет имеет чётко сформулированные цели профессиональной подготовки, существуют хорошие перспективы трудоустройства для выпускников, в связи с чем в последние годы число студентов, решивших поступить на музыкальный факультет педагогического университета, заметно увеличилось. Это значительно продвинуло вперёд образовательную политику Китая по "омоложению страны с помощью науки и образования".

Высшее музыкальное образование в Китае можно получить также в так называемых многопрофильных университетах - высших учебных заведениях, предоставляющих студентам фундаментальное академическое образование, имеющих широкий набор гуманитарных, естественнонаучных, технических и иных специальностей и являющихся крупными образовательными и научно-исследовательскими центрами. Наиболее известными являются Пекинский университет, Университет Цинхуа, Университет Чжэцзян. В структуру многопрофильных университетов входят музыкальные факультеты, отделения, институты или колледжи, и в последние 10-15 лет их количество неуклонно возрастает [7, с. 229]. Однако качество

музыкального образования в отдельных многопрофильных университетах может существенно различаться, поскольку в разных университетах акцент делается на разных направлениях и специальностях, которые и получают наибольшую кадровую и финансовую поддержку.

Особенностью многопрофильных университетов по сравнению с другими вузами является то, что центром содержания образования выступает фундаментальное общее образование. Внимание акцентируется не на узкопрофессиональной подготовке, а на формирование у студентов широкого кругозора и глубоких систематизированных знаний. По этой причине на музыкальных факультетах ведущая роль принадлежит теоретическим дисциплинам и историческим дисциплинам; важное значение имеет также включение студентов в исследовательскую деятельность. Такой подход к организации учебного процесса направлен, в числе прочего, на формирование у студентов фундаментальных знаний из области эстетики, включая знание эстетических категорий, эстетическихзакономерностей, возможностей музыкального искусства в эстетическом развитии человека, а также умений анализировать музыкальные произведения и давать им эстетическую оценку; последнее служит основой для развития эстетического вкуса и является необходимой составляющей процесса формирования эстетического идеала.

В учебно-воспитательном процессе на музыкальных факультетах многопрофильных университетов создаются благоприятные условия для реализации гуманитарного подхода, для формирования у студентов системы ценностных отношений к искусству, окружающему миру, Человеку, для гармонизации их внутреннего мира на основе единства ценностей Красота и Добро. Широкий спектр культурологических дисциплин позволяет студентам ориентироваться в мире ценностей, находящих отражение в музыкальных произведениях, открывать в музыке собственные смыслы, способствует формированию целостного эстетического мировосприятия, необходимого для успешной профессиональной деятельности, в том числе для решения сложных художественных задач. Однако анализ организации учебных занятий на музыкальных факультетах мно-гопрофильныхуниверситетов свидетельствует о том, что перечисленные возможности часто остаются нереализованными из-за преобладания традиционных форм обучения и воспитания, основанных на авторитарном стиле взаи-

модействия преподавателей и студентов. Случаи, когда на занятиях применяются рефлексивные формы взаимодействия, направленные не на запоминание информации, а на её глубокое понимание и "наполнение" её личностными смыслами, крайне редки. Необходимы разработка и обоснование современных методов обучения, основанных на идеях ценностного подхода и положениях теории диалога культур. Заметим, что эти идеи положительно воспринимаются преподавателями китайских музыкальных вузов, однако неразработанность технологического компонента гуманитарного подхода с учётом социокультурной специфики и образовательных традиций Китая препятствует их реализации в процессе взаимодействия со студентами.

Заключение

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что система высшего музыкального образования современного Китая динамично развивается. Это выражается не только в постоянном росте количественных показателей (увеличение количества музыкальных вузов и музыкальных факультетов в вузах, рост числа студентов и выпускников), но и в смене приоритетов и в применении в образовательном процессе инновационных подходов. Одним из приоритетов высшего музыкального образования становится эстетическое воспитание студентов, которое рассматривается как важная составляющая профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, обеспечивающая не только гармоничное развитие личности, но и высокий уровень профессиональной деятельности.

На организацию эстетического воспитания в системе высшего музыкального образования современного Китая оказывают влияние как конфуцианские взгляды наличность и профессиональную деятельность музыканта, так и инновационные подходы к пониманию эстетического воспитания не только как педагогического, но также как культурного феномена, имеющего ценностную природу. Однако в настоящее время наиболее широко в практике высшего музыкального образования реализуются положения гуманистического подхода, направленного на максимально полную самореализацию личности студента в творческой деятельности, направленной на преобразование своей личности и социума на основе эстетических закономерностей. Гума-

нитаризация образовательного процесса в музыкальных вузах существует пока в виде отдельных проявлений, которые при условии продолжения исследований вданном направлении и разработки ценностно-смысловых методов эстетического воспитания позволят достичь в решении задач эстетического воспитания качественно нового уровня.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979.-С 289-290.

2. Библер B.C. Нравственность. Культура, Современность // Этическая мысль, 1990. ■■ М.: Политиздат, 1990. - С. 16-57.

3. Блестящее тридцатилетие: новый этап разви тая образования в Китае [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/Sci-Edu-Cuit/txt/ 2008 -10/13/content_ 16605970, htm (дата обращения: 25.07.2022).

4. Гу Ифань. Теория эстетического воспитания В современном Китае: традиции и инновации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета (сер. "Педагогические науки"). - 2019. - № 9(142). - С. 89-93.

5. Гурулева ТЛ. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в РОССИИ. - 2017. - № 7 (214). - С. 152-164.

6. Лан Б. Эстетические принципы. - Пекин: Пекинский университет, 2009. 406 с. (на китайском языке).

7. Ли Юе. Китайское музыкальное образование в XX веке и его состояние на рубеже XX XX! веков Ш Вестник КемП/КИ. - 2017. - № 40. - С. 225-231.

8. Новикова Л.Д., Ушакова Л.К, Особенности среднего и высшего образования в Китае [Электрон НЫЙ ресурс] // ИС0М. - 2017. - N95-1. URL: https:// cyberleninka.rii/article/n/osobennosti-srednego-i-vysshego-obrazovaniya v-kitae (дата обращения: 22.08.2022).

9. Се Мейю. Эстетическое воспитание и педагоги ческа я подготовка студентов // Журнал Института образования Кайфэн. - 2015. - № 14. - С. 172 173 (на китайском языке).

10. Сюе, Хун. Эстетическое воспитание и развитие студентов колледжа // Журнал Чунцинского университета (общественные науки). - 201 /. № 23(5). - С. 131-137 (на китайском языке).

11. Сюй Ьихуэй. Эстетическое воспитание: жизненное и эмоциональное воспитание // Инсти тут философии Китайской академии общественных наук. Философские исследования. - 1996. -№12. - С, 21-33 (на китайском языке).

12. Хуан Сяньюй. Система музыкального образования в Китае [Электронный ресурс] // СПбГИК. -2012, - № 2, - С. 155-159. URL: https://cyberlemnka.ru/ article/v/sistema-m uzykalnogo-obtazovaniya-v-kitae (дата обращения: 21.07.2022).

13. Ци Минянь. Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая: дис. ... канд. фи-лос. наук. - Чита, 2011. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.