Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаджиева Зарема Шахмановна

В статье рассматривается проблема, связанная с тенденцией к снижению общей музыкальной культуры населения Республики Дагестан. Представлен краткий обзор современной музыкально-культурной жизни республики. Обозначены проблемы, задачи и перспективы развития музыкальной культуры региона. Акцентируется внимание на разобщении дагестанского общества в оценке значения музыки и музыкального искусства в жизни человека. Актуализируется проблема сохранения этнокультурной идентичности дагестанских народов. Народная музыкальная культура рассматривается не только как исторический «документ» национального своеобразия, но и как межпоколенный способ его сохранения. Анализируются возможности формирования этнической идентичности личности через приобщение к практическим формам музыкального взаимодействия и сотворчества, а также посредством музыкально-просветительской деятельности среди широких социальных слоев региона. Музыкально-просветительская деятельность рассматривается как действенный способ приобщения личности к музыкальной культуре, формирования на ее основе этнического музыкального сознания как неотъемлемого компонента психологической структуры этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гаджиева Зарема Шахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR MUSICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL’S ETHNIC IDENTITY

The article examines the problem associated with the trend towards a decline in the general musical culture of the Republic of Dagestan's population. A brief overview of the modern musical and cultural life of the republic is presented. The problems, challenges and prospects for the development of the region's musical culture are outlined. Attention is focused on the disunity of Dagestan society in assessing the importance of music and musical art in human life. The problem of preserving the ethno-cultural identity of the Dagestani peoples is brought up to date. Folk music culture is viewed not only as a historical “document” of national identity, but also as an intergenerational way of its preservation. The opportunities for the formation of an individual's ethnic identity through exposure to practical forms of musical interaction and co-creation, as well as through music education activities among broader social strata of the region, are analyzed. The music education activities are seen as an effective way of introducing the individual to the musical culture, forming on its basis ethnic musical consciousness as an integral component of the psychological structure of ethnic identity.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 148-151. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 7. P. 148-151.

Научная статья УДК 372.878

https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.20

Возможности музыкально-просветительской деятельности в формировании этнической идентичности личности

Зарема Шахмановна Гаджиева

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, dag_zarema@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6393-3348

Аннотация. В статье рассматривается проблема, связанная с тенденцией к снижению общей музыкальной культуры населения Республики Дагестан. Представлен краткий обзор современной музыкально-культурной жизни республики. Обозначены проблемы, задачи и перспективы развития музыкальной культуры региона. Акцентируется внимание на разобщении дагестанского общества в оценке значения музыки и музыкального искусства в жизни человека. Актуализируется проблема сохранения этнокультурной идентичности дагестанских народов. Народная музыкальная культура рассматривается не только как исторический «документ» национального своеобразия, но и как межпоколенный способ его сохранения. Анализируются возможности формирования этнической идентичности личности через приобщение к практическим формам музыкального взаимодействия и сотворчества, а также посредством музыкально-просветительской деятельности среди широких социальных слоев региона. Музыкально-просветительская деятельность рассматривается как действенный способ приобщения личности к музыкальной культуре, формирования на ее основе этнического музыкального сознания как неотъемлемого компонента психологической структуры этнической идентичности.

Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальное искусство, народное музыкальное творчество, музыкально-просветительская деятельность, этническая идентичность, музыкальное сознание

Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения России в рамках реализации государственного задания на научное исследование по теме «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности» (заключение РАН № 352022/None, 2022 г.).

Для цитирования: Гаджиева З.Ш. Возможности музыкально-просветительской деятельности в формировании этнической идентичности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 148-151. https://doi.org/10.24158/spp.20227.20.

Original article

Opportunities for Musical and Educational Activities in the Formation of an Individual's Ethnic Identity

Zarema Sh. Gadzhieva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, dag_zarema@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6393-3348

Abstract. The article examines the problem associated with the trend towards a decline in the general musical culture of the Republic of Dagestan's population. A brief overview of the modern musical and cultural life of the republic is presented. The problems, challenges and prospects for the development of the region's musical culture are outlined. Attention is focused on the disunity of Dagestan society in assessing the importance of music and musical art in human life. The problem of preserving the ethno-cultural identity of the Dagestani peoples is brought up to date. Folk music culture is viewed not only as a historical "document" of national identity, but also as an intergenerational way of its preservation. The opportunities for the formation of an individual's ethnic identity through exposure to practical forms of musical interaction and co-creation, as well as through music education activities among broader social strata of the region, are analyzed. The music education activities are seen as an effective way of introducing the individual to the musical culture, forming on its basis ethnic musical consciousness as an integral component of the psychological structure of ethnic identity.

Keywords: music culture, music art, folk music, music education, ethnic identity, musical consciousness Funding: the reported study was carried out under financial support from the Russian Ministry of Education as part of the state assignment for scientific research on "Ethno-cultural Education as a Tool for Russian Identity Formation" (conclusion of the Russian Academy of Sciences, No. 352022/None, 2022).

For citation: Gadzhieva, Z.Sh. (2022) Opportunities for Musical and Educational Activities in the Formation of an Individual's Ethnic Identity. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (7), 148-151. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.7.20 (In Russian).

© Гаджиева З.Ш., 2022

Вопросы, связанные с музыкальным искусством, музыкальным исполнительством, музыкальным образованием и музыкальным просвещением приобретают всё большую актуальность в Республике Дагестан.

Министерством культуры РД организована активная деятельность по развитию музыкально-культурной социальной среды региона. В целях реализации национальных проектов «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины» в республике проводятся Международные музыкальные фестивали: «Порт-Петровские Ассамблеи», фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы», национальных театров, фестиваль этно-рок-джаз музыкальной культуры «PROявление05» и другие мероприятия, ставшие знаковыми для культурной жизни республики. Большое внимание уделяется дополнительному музыкальному образованию: детские музыкальные школы, школы искусств получают значительную поддержку со стороны правительства и исполнительной власти. В республике функционирует сеть государственных, муниципальных, частных учреждений дополнительного образования, охватывающая 379824 детей (59% от общего количества детского населения РД)1. На сцене Дагестанского государственного театра оперы и балета осуществляются постановки опер: «Хочбар» Г. Гасанова, «Йырчи Казак» Н. Дагирова, «Алеко» С. Рахманинова, «Иоланта» П. Чайковского, оперетта «Аршин мал алан» У. Гаджибекова; спектакли на музыку М. Кажлаева: драма «Горянка», трагикомедия «Шамиль», комедия «Валида» и др.

В то же время в сфере становления музыкальной культуры региона наблюдается ряд проблем. В отчете за 2021 год на расширенном заседании коллегии министр культуры РД Зарема Бутаева обозначила наиболее значимые из них: неуклонно снижается количество абитуриентов, желающих связать свое будущее с музыкально-творческой деятельностью. Так, не более 3% выпускников детских школ искусств поступают в профильные средние специальные учебные заведения. Из 1723 выпускников республики на творческие специальности в ССУЗы в 2021 году поступило 39 выпускников. Контрольные цифры приема на музыкальные специальности достигаются с трудом, что, в свою очередь, порождает острую проблему обеспечения преемственности творческих кадров2.

Снижается уровень общей музыкальной культуры дагестанского общества. Зрительные залы учреждений музыкальной культуры большей частью остаются пусты. Для дагестанцев не является приоритетным посещение музыкальных спектаклей, концертов классической музыки, несмотря на то, что сюжет многих музыкальных произведений, музыкально-сценических постановок дагестанских авторов связан с историческим прошлым дагестанских народов и создавался на материале родного музыкального фольклора.

Сохраняющееся социально-культурное дистанцирование музыкально-творческого сообщества и остального социума республики, для которого музыка не стала профессией, не может не волновать музыкальную, научную общественность. Положение, когда музыкальное искусство существует только для музыкантов, не отвечает целям, предназначению и функциям музыкального искусства в обществе. В ряде публикаций анализу подвергаются причины низкой востребованности у дагестанцев стремления и потребности в повышении уровня собственной музыкальной культуры, к музыкальному самообразованию и музыкально-профессиональному образованию. Поднимаются актуальные вопросы сохранения фольклорного музыкального наследия народов Дагестана, формирования этнической идентичности через транслирование музыкального прошлого и настоящего нынешним поколениям (Абдулаева, Шахназарова, 2017; Абдуллаева, 2021; Гаджиева, 2013, 2017).

Указом Президента РФ Владимира Путина 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. В Дагестане в связи с этим намечены мероприятия по сбережению исконной народной культуры, передаче духовных ценностей. Запланировано проведение большого числа образовательных, патриотических, воспитательных, а также культурно-просветительских мероприятий3.

В отечественной культурной традиции музыкально-просветительская деятельность всегда выступала как форма распространения знаний о музыке, приобщения к ней, как способ музыкального воспитания и образования (Ульянова, Солдаткина, 2017).

1 Концепция развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Дагестан. URL: http://www.dagminobr.ru/deiatelnost/konkursi/prioritetnie_proekti_razvitiya_rd/koncepciya_razvitiya_obrazovaniya _v_respublik (дата обращения: 19.05.2022).

2 Министерство культуры Дагестана подвело итоги 2021 года на итоговой коллегии [Электронный ресурс] URL: http://minkultrd.ru/news/news_list/ministerstvo_kultury_dagestana_ podvelo_ itogi_ 2021_goda_

na_itogovoy_kollegii_/ (дата обращения: 19.05.2022).

3 Там же.

Согласно классификационным характеристикам, существует большое разнообразие видов музыкально-просветительской деятельности. По форме - это лекция-концерт, концерт с комментариями, концерт-диспут, концерт-беседа и др.; по тематике - монотематические и политематические; по аудитории - рассчитанные на разный возраст (детская, молодежная и т. д.), профессиональную принадлежность, социальное положение; по социально-экономическому статусу -публичные концерты, благотворительные концерты; по жанрам - концерт-монография, музыкальная ассамблея, литературно-музыкальная гостиная и др.1 Разнообразие представленных форм просветительской деятельности должно стать предметом освоения и реализации в социокультурной среде Дагестана.

Музыкальное просвещение - это и одна из форм работы, направленная на сближение музыкально-творческих коллективов, общественных и музыкально-образовательных организаций с широкими массами населения (Абдулаева, 2014; Жукова, 2016; Махмудова, 2017). Ярким примером мероприятий музыкально-просветительской направленности стал стартовавший в 2021 году Республиканский арт-фестиваль «Праздник выходного дня». Проводившийся в формате «уличная культура», арт-фестиваль создал уникальную возможность непосредственного общения, сотворчества зрителей с музыкально-творческими коллективами республики. Музыканты вышли к населению из концертных залов на площадки, организованные в столице республики. Музыка, звучащая и окрасившая повседневность дагестанцев, не только создавала особый колорит и настроение у слушателей, но и будила ростки этнической ментальности, этнического прошлого, заложенного в архаичных пластах коллективного бессознательного (К. Юнг) опытом предыдущих поколений.

Свой вклад в реализацию музыкально-просветительской деятельности в республике вносит музыкально-педагогический факультет Дагестанского государственного педагогического университета. Так, в рамках учебной культурно-просветительской и производственной педагогической практик студенты организуют и проводят для учащихся общеобразовательных школ лекции-концерты, построенные на основе народной музыкальной культуры Дагестана, с приглашением артистов оркестра народных инструментов.

Народная музыкальная культура выступает своеобразной «мягкой силой», «зоной притяжения» для формирования этнической идентичности как в осознаваемых формах постижения национального своеобразия, так и посредством неосознаваемого погружении в архаику этнического прошлого. Индивидуальное, а в совокупности - общественное музыкальное сознание «выстраивается» на универсальных архетипах, вбирающих и отражающих общечеловеческие «коды», транслируемые бессознательными пластами психики. Этническая традиция формирует музыкально-языковые стереотипы музыкального сознания, порождаемые, в том числе, природно-географиче-скими и социально-культурными условиями существования этноса2. Музыкальное сознание - это та сторона сознания личности, которая всегда присутствовала в ментальности дагестанцев. Анализ музыкального фольклора дагестанских народностей вскрывает глубинные истоки «интонирующей» идентичности дагестанцев. Опыт существования, воплощенный в звуке музыкальном, способен разворачиваться через самоощущение социального Я к духовно-личностным слоям внутреннего мира человека. Погружение в музыкально-звуковое пространство народной музыки способно не только актуализировать присущую этносу идентичность, но и на этой основе выстроить связующие с профессиональным музыкальным искусством Дагестана «мосты».

Музыкально-просветительская деятельность, направленная на раскрытие непротиворечивости сознания музыкального и даже напротив, по сути дополняющего, выстраивающего сознание этническое, способна изменить вектор развития музыкальной культуры населения Дагестана в положительном направлении. Реализация этой задачи может быть претворена научно-музыкальным сообществом Республики Дагестан, через публикации в средствах массовой информации, организацию встреч с представителями различных социальных слоев населения, посредством создания и организации музыкально-просветительских программ.

Список источников:

Абдулаева М.Ш. Музыкальное просвещение - компонент региональной культурной политики Республики Дагестан: реалии и перспективы // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 499-502.

Абдулаева М.Ш., Гаджиева З.Ш., Шахназарова П.Т. Культурные традиции и музыкальное образование: региональный аспект / Коллективная монография. Махачкала, ДГПУ, 2017.

1 Яковлева Е.Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/printsipy-klassifikatsii-muzykalno-prosvetitelskoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 07.07.2022).

2 Торопова А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие [Электронный ресурс] // Textarchive. URL: https://textarchive.ru/c-2412213-p2.html (дата обращения: 19.04.2022).

Абдуллаева Э.Б. Адаптация народного музыкального искусства Дагестана в социокультурном пространстве // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. 2021. № 26. С. 62-67.

Гаджиева З.Ш. Внешние и внутренние реалии музыкального образования в Дагестане // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2013. № 4 (4). С. 48-53.

Жукова С.П. Художественно-культурные проекты дагестанской государственной филармонии, направленные на формирование и развитие кругозора подростков // Лучшая студенческая статья 2016. Сборник статей III международного научно-практического конкурса. 2016. С. 471-475.

Махмудова К.Г. Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: "Порт-петровские ассамблеи" в Махачкале // Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 723-726.

Ульянова Л.Н., Солдаткина Л.Н. Основы музыкального просветительства. Владимир, 2017. 103 с.

References:

Abdulaeva, M.Sh. (2014) Muzykalnoye prosveshcheniye - komponent regionalnoy kulturnoy politiki Respubliki Dagestan: realii i perspektivy [Musical education as a component of the regional cultural policy of the Republic of Dagestan: realities and prospects] // Fundamentalnyye issledovaniya. (8-2), pp. 499-502. (In Russian)

Abdulaeva, M.Sh., Gadzhieva, Z.Sh., Shakhnazarov, P.T. (2017) Kulturnyye traditsii i muzykalnoye obrazovaniye: regionalnyy aspekt [Cultural traditions and music education: a regional aspect]. Kollektivnaya monografiya. Makhachkala. DGPU, pp. 15-37. (In Russian)

Abdullaeva, E.B. (2021) Adaptatsiya narodnogo muzykalnogo iskusstva Dagestana v sotsiokulturnom prostranstve [Adaptation of the folk musical art of Dagestan in the socio-cultural space]. Vestnik Instituta yazyka. literatury i iskusstva im. G. Tsadasy. (26), pp. 62-67. (In Russian)

Gadzhieva, Z.Sh. (2013) Vneshniye i vnutrenniye realii muzykalnogo obrazovaniya v Dagestane [External and internal realities of musical education in Dagestan] // Vestnik kafedry YuNESKO Muzykalnoye iskusstvo i obrazovaniye. (4), pp. 48-53. (In Russian)

Makhmudova, K.G. (2017) Festival akademicheskoy muzyki kak forma muzykalnogo prosvetitelstva: "Port-petrovskiye as-samblei" v Makhachkale [Festival of academic music as a form of musical enlightenment: "Port-Peter Assemblies" in Makhachkala]. Molodoy uchenyy. (2:136), pp. 723-726. (In Russian)

Ulyanova, L.N., Soldatkina, L.N. (2017) Osnovy muzykalnogo prosvetitelstva [Fundamentals of musical enlightenment]. Vladimir. 103 p. (In Russian)

Zhukova, S.P. (2016) Khudozhestvenno-kulturnyye proyekty dagestanskoy gosudarstvennoy filarmonii. napravlennyye na formirovaniye i razvitiye krugozora podrostkov [Artistic and cultural projects of the Dagestan State Philharmonic aimed at the formation and development of the horizons of adolescents]. Luchshaya studencheskaya statia 2016. Sbornik statey III mezhdu-narodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa, pp. 471-475. (In Russian)

Информация об авторе З.Ш. Гаджиева - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования Дагестанского государственного педагогического университета, Махачкала, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=524721.

Information about the author Z.Sh. Gadzhieva - PhD in Pedagogy, Head of the Department of Musicology, Choral Conducting and Methodology of Music Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=524721.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.05.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.06.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 26.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.